Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Саморегулирование в строительстве: к открытости, гибкости и новому перечню работ



Саморегулирование в строительстве: к открытости, гибкости и новому перечню работ
2013-06-27 20:01 adminnoven
Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев

Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев

Закончилось первое полугодие 2013 года, и теперь можно подвести своеобразный итог наиболее важных законодательных изменений, которые уже практически свершились и в ближайшее время окажут достаточно серьезное влияние на всю сферу саморегулирования в строительстве.

7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости  саморегулируемых организаций», который вступит в силу через полгода с момента официального опубликования.

Закон вводит целый ряд заметных нововведений, призванных повысить прозрачность сферы саморегулирования в строительстве и сузить поле для маневра недобросовестным СРО.

Так, новый закон обязывает СРО размещать на своем официальном сайте организации сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, копии правил и внутренних документов, информацию о структуре и компетенции органов управления, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления и сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа. Стоит отметить, что закон устанавливает крайне детализированные требования к тому, какая информация должна содержаться в реестре членов саморегулируемой организации.

Кроме того, должна быть свободно доступна информация об управляющей компании и депозитарии, с которыми заключены договоры в случае, если средства компенсационного фонда находятся в управлении у управляющей компании. Указанные данные должны быть доступны на официальном сайте саморегулируемой организации без взимания какой-либо платы, а соответствующие изменения должны вноситься в течение пяти рабочих дней.

Закон также вводит административную ответственность за нарушения, связанные с раскрытием информации. За нарушение требования о наличии официального сайта предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 до 200 тыс. рублей. Размещение информации с нарушением требований по обеспечению доступа к ней влечет предупреждение или наложение штрафа для должностных лиц от 3 до 5 тыс. рублей, для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Изменения не обошли стороной  и процедуры управления саморегулируемой организацией.  1 сентября 2013 года вступит в силу Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон устанавливает порядок проведения и документального закрепления общих собраний юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, а также иных собраний участников гражданско-правовых отношений, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Таким образом, проведение и фиксация заседаний коллегиальных органов саморегулируемых организаций (комиссий, комитетов), функции которых не связаны с административно-управленческими и административно-хозяйственными  взаимоотношениями, может и должно проводиться по тем же принципам, что и проведение общих собраний.

Закон устанавливает, что решение будет считаться принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников. Другими словами, 25% голосов всех членов СРО плюс один голос при участии более половины членов СРО. Кроме того, отныне принятие решений должно производиться по каждому из пунктов повестки заседания, однако разрешается проголосовать  все пункты повестки одним разом, если за такое голосование проголосуют все участники собрания единогласно.

Также законодательно закрепляется единственная форма принятия решений для собраний – это протокол, составленный в письменной форме, к которому предъявляются соответствующие требования. При этом законодатель разделяет требования к протоколу, предъявляемые при проведении очного или заочного голосования.

Кроме того, законом устанавливаются положения, определяющие пределы возможного обращения в суд по вопросам оспаривания решений собраний.

Наконец, строительную отрасль ожидают очередные изменения в приказе Минрегиона РФ № 624, а точнее, в Перечне видов работ.

19 июня в Минрегионе прошло совещание по вопросу утверждения новой редакции Перечня. В совещании приняли участие представители Минрегиона, Госстроя, Минэкономразвития, МЧС, Ростехнадзора, национальных объединений СРО.

Представители Национальных объединений проектировщиков и изыскателей поддержали необходимость принятия модернизированного перечня и высказали свои замечания и предложения. В частности, была подчеркнута актуальность и необходимость скорейшего принятия модифицированного проекта Перечня видов работ, подготовленного строительным сообществом. Кроме того, было предложено исключить из Перечня астериски и привести его в соответствие с изменившимися нормами законодательства.

Однако по итогам совещания было дано указание по утверждению Перечня в соответствии с исходными позициями, поэтому существует вероятность, что мнения представителей профессионального сообщества не будут учтены в полной мере.

Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев комментирует грядущие изменения следующим образом: «Тема информационной открытости – одна из самых обсуждаемых в саморегулируемом сообществе на сегодняшний день. Полагаю, что закон №113-ФЗ – это первый шаг в данном, в целом очень правильном и нужном направлении, однако в дальнейшем, скорее всего, в этой области будут происходить определенные изменения. Изменения в процедурах управления СРО – это очередной шаг по устранению избыточных ограничений, о необходимости которого мы давно говорили. По поводу корректировки Перечня работ стоит отметить, что мы сторонники исключения астерисков из документа и считаем, что если мнение профессионального не будет учтено в достаточной мере, то будет открыт новый виток доработок, который в итоге приведет к очередным изменениям в Перечне в достаточно короткий срок. Такой ситуации, безусловно, хотелось бы избежать».



Ценообразование в строительстве: на пороге перемен
2013-06-27 20:06 adminnoven
ценообразование в строительстве

ценообразование в строительстве

Согласно исследованиям американского Института строительной промышленности (Construction Industry Institute), порядка 61% проектов в США реализуется в рамках первоначального бюджета и не более 66% без превышения заданных сроков. Стоит заметить, что это показатели рынка, где существуют достаточно эффективные механизмы регулирования, которые работают и совершенствуются на протяжении длительного времени. Очевидно, что на более молодых и менее отлаженных рынках статистика будет несколько иной. Сильно расхождение планируемых и реальных сроков и бюджетов свидетельствует о необходимости использования качественно новых подходов и инструментов для управления строительными проектами.

В соответствии с общемировыми тенденциями в российской строительной отрасли основное внимание уделяется стоимостному анализу выполнения проектов. На первое место сегодня ставятся вопросы управления стоимостью проектов и активов, повышения эффективности планирования и управления капитальными вложениями.

Очевидно, что в сегодняшних условиях создать и реализовать на практике систему управления стоимостью – задача не из простых. Успешное решение этой задачи может быть осуществлено только на базе глубокого реформирования системы ценообразования  Старая система ценообразования, полученная российской строительной отраслью по наследству, на данный момент уже по большей части не соответствует реалиям происходящих процессов и не учитывает новые технологии производства работ, механизмы и материалы. Ее эффективность крайне низка,  трудоемкость проведения и проверки расчетов высока, сами нормативно-методические документы допускают различные варианты проведения расчетов. Уровень достоверности определения стоимости строительства невысок — расчёты стоимости одного и того же объекта, проведенные разными специалистами,  могут существенно расходиться.

Однако в последние годы в сфере ценообразования в строительстве наметился ряд позитивных тенденций, которые уже в ближайшем будущем должны принести свои результаты.

Для того чтобы эффективно реформировать сферу ценообразования, необходимо четко видеть присущие ей системные недостатки. Среди наиболее важных проблем стоит указать сложность проверки учтенных в сметах физических объемов и отсутствие мотивации у проектировщиков заниматься оптимизацией сметной стоимости. В итоге качество смет оставляет желать лучшего, индексы (коэффициенты) удорожания сметной стоимости, используемые при формировании смет, не отражают  реального соотношения сложившейся на данное время и в данном регионе рыночной цены строительной продукции. Ситуация усугубляется тем, что нет единой базы данных по аналогичным объектам и нормативов на сверхновые технологии строительного производства.

Продолжая разговор об основных проблемах ценообразования в строительстве, стоит выделить два типа факторов, оказывающих влияние на стоимость строительства. К объективным факторам можно отнести рост цен на ресурсы, изменение законодательства и технических норм, задержка начала строительства, задержку финансирования. К субъективным факторам следует относить избыточность объемно-планировочных решений, применение неэффективных конструктивных решений, недостоверное определение объемов, ошибочное применение нормативов, низкий уровень внедрения инноваций в строительстве.

Однако отрасль стоит на пороге целого ряда нововведений, призванных улучшить ситуацию в сфере ценообразования. Так, по поручению Правительства Российской Федерации разрабатываются и внедряются новые сметные нормативы, подготавливаются и реализуются новые нормы и методики. В частности, ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» разрабатывается новую форму сметной документации, которая позволит применять норматив цены конструктивного решения  наряду с действующими решениями.

По оценкам ФЦСС, применение норматива цены конструктивного решения  позволит снизить затраты на капитальное строительство, а значит, и бюджетные затраты по данной статье расходов примерно на 20%. На текущий год запланирована разработка нормативов  цены конструктивного решения для всех субъектов Российской Федерации. В настоящий момент уже готов перечень ценообразующих ресурсов, привязанных к нормативной цене конструктивных решений.

Также в числе последних изменений, которые будут способствовать изменению ситуации в ценообразовании, стоит отметить изменения нормативной базы в части порядка разработки и утверждения сметных нормативов, ведения реестра и классификатора объектов градостроительной деятельности. Кроме того, новыми приказами Госстроя[1] сокращаются сроки и количество необходимых согласований, упрощается внесение изменений в территориальные единичные расценки.

В ближайшем периоде в планах ФЦСС работа по изменению процедуры проверки достоверности. Кроме того, в 2013 году, вероятно, будет подготовлен федеральный закон о стоимостном инжиниринге, в котором, помимо прочего будут прописаны основы введения саморегулирования в данной сфере.

Стоит отметить, что в международной практике широко востребованы стоимостные инженеры. В Российской Федерации этот институт достаточно молод, поэтому его возможности пока что в недостаточной мере используются российской строительной отраслью. Появление профильного закона могло бы способствовать быстрейшему становлению и развитию стоимостного инжиниринга.

Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев отмечает:  «Сфера ценообразования в строительстве, безусловно, требует скорейшего обновления по многим направлениям. Необходимо существенно повысить эффективность планирования, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества строительства. Для этого необходимо не только обновление сметных нормативов, внедрение передовых мировых методик, но и развитие практики стоимостного инжиниринга. Комплексный подход позволит с течением времени преодолеть системные проблемы и вывести ценообразование в строительстве на качественно новый уровень».



[1] Приказ от 04.12.2012 №75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»; Приказ от 04.12.2012 №76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»; Приказ от 05.02.2012 №17/ГС «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр»).



В избранное