Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 293


Безопасность труда России
Выпуск № 293 от 06.12.2022 г.


Актуально.
Актуально

 

Установлены особенности проведения спецоценки условий труда (СОУТ) для микропредприятий.

 

Утвержденные особенности применяются в отношении микропредприятий, которые ведут деятельность в области информации, права и бухучета, финансовую, страховую, техническую, рекламную деятельность, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры и др.

Потенциально вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах идентифицирует работодатель совместно с работниками.

Организацию, проводящую спецоценку, привлекать не нужно.

При идентификации следует учитывать в т. ч. результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов, случаи производственного травматизма или профзаболевания, результаты санэпиднадзора.

На каждое рабочее место оформляется проверочный лист.

Результаты заполнения листа утверждает комиссия работодателя по проведению спецоценки.

В отношении рабочих мест, на которых идентифицированы один или несколько потенциально вредных или опасных производственных факторов, проводится специальная оценка условий труда по общим правилам с привлечением специализированной организации.

Если потенциально вредные или опасные производственные факторы не выявлены, то комиссия признает условия труда допустимыми.

Работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Рекомендован ее образец.

Приказ Минтруда России от 31.10.2022 N 699н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям".

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 28.11.2022.

Начало действия документа - 01.03.2023.

 

Вводятся в действие типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности.

 

Утверждены типовые программы повышения квалификации в области пожарной безопасности:

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры,

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Также утверждена программа профессиональной переподготовки Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию.

Программы включают цели и задачи обучения, типовой учебный план, планируемые результаты освоения программ, оценку качества освоения программ.

Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Типовая программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации.

Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 28.11.2022.

Начало действия документа - 01.03.2023.

Законотворчество.
Законотворчество

 

О возможности разработки декларации промышленной безопасности по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

 

Целями законопроекта являются уточнение обязательных требований в области промышленной безопасности, предъявляемых к классификации опасных производственных объектов и напрямую не связанных с обеспечением безопасности, но оказывающих влияние на сроки промышленного строительства.

Законопроект предусматривает возможность разработки декларации промышленной безопасности по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, не подлежащий обязательному декларированию, создавая тем самым правовую возможность распространения вводимого регулирования на все без исключения опасные производственные объекты.

Законопроект устанавливает требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля.

При этом предусмотренные законопроектом изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2009, №1, ст. 17; 2013, №9, ст. 874; 2016, №23, ст. 3294; 2022, №45, ст. 7672) следующие изменения:

  1. в абзаце первом пункта 2 статьи 6 слова "статьей 14" заменить словами "абзацем первым пункта 2 статьи 14";
  2. в абзаце семнадцатом пункта 1 статьи 9 слова "статьей 14" заменить словами "абзацем первым пункта 2 статьи 14";
  3. пункт 2 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:
    "Декларации промышленной безопасности иных опасных производственных объектов могут быть разработаны по инициативе эксплуатирующих их организаций.";
  4. пункт 3 примечаний к приложению 2 дополнить словами "(за исключением случаев, если опасные производственные объекты располагаются за пределами вероятной зоны действия поражающих факторов аварий на каждом из таких объектов в соответствии со сведениями, содержащимися в их декларациях промышленной безопасности)".

 

Статья 2

Положения настоящего Федерального закона распространяются на случаи строительства и реконструкции опасных производственных объектов.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 

Президент Российской Федерации

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

 

Как разработать инструкции по охране труда.

 

Согласно постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 инструктаж по охране труда проводится в объеме мероприятий и требований, содержащихся в инструкциях и правилах, разрабатываемых работодателем.

Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 772н определены требования к порядку разработки и содержанию таких документов, однако действие приказа приостановлено до 1 января 2023 г.

Чем же руководствоваться работодателю сейчас при разработке инструкций по охране труда?

Отвечая на этот вопрос, специалисты Роструда отметили, что работодатель вправе в любое время пересматривать инструкции, при этом они должны соответствовать действующим нормативным правовым актам.

Ввиду того, что приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 772н не устанавливает требований охраны труда, а лишь определяет основные правила разработки инструкций, руководствоваться указанным приказом в настоящее время можно, если новые инструкции не будут противоречить действующим нормативным актам.

 

Информационный портал Роструда Онлайн инспекция

 

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" инструктаж по охране труда проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем. Какие предъявляются требования по разработке и содержанию инструкций и правил по охране труда, если Приказ N 772н от 29.10.2021 г. "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем" на данный момент не является действующим? Каким документом руководствоваться помимо методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда?

 

В целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников работодатель обязан обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России.

Работодатель вправе в любое время пересматривать инструкции по охране труда. При этом они должны соответствовать действующим нормативным правовым актам.

Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 772н не устанавливает требования охраны труда, он лишь определяет требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда. Полагаем, что, если работодатель, руководствуясь указанным Приказом, до 01.01.2023 утвердит новые инструкции и они не будут противоречить действующим нормативным актам, нарушений не будет.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 3 ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в т.ч. разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

В целях реализации норм Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" принят приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем" (далее соответственно - Порядок).

До 1 января 2023 года Правила не применяются (Приказ Минтруда России от 17.03.2022 N 140н).

Консультация.
Консультация

 

Как в настоящий момент должна осуществляться проверка знаний производственных инструкций у работников рабочих профессий (мотористов цементировочных агрегатов, мотористов цементно-пескосмесительных агрегатов), работающих в организациях, поднадзорных Ростехнадзору?
Ранее данное требование содержалось в Положении об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденном 29.01.2007 N 37. В профессиональном стандарте "Работник по эксплуатации цементировочного, промывочного агрегатов" указаны ссылки на данный недействующий приказ.

 

В настоящее время обучение по охране труда проводится в соответствии Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, а термин "производственная инструкция" в рамках такого обучения не используется. Правилами N 2464 установлены 3 программы, по которым проводится обучение требованиям охраны труда (далее - ОТ), в зависимости от категории работников:

а) программа обучения по общим вопросам ОТ и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;

б) программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;

в) программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования ОТ.

Периодической проверке знаний производственных инструкций, которая ранее проводилась на основании абзаца 3 п. 26 Порядка подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утвержден приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, утратил силу), на сегодняшний день соответствует проверка знания требований ОТ работников, прошедших обучение по программе, указанной в подпункте "в" пункта 46 Правил N 2464.

Обучению программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, указанной в подпункте "в" пункта 46 Правил N 2464, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя.

Требования к периодичности проведения планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте "в" пункта 46 Правил N 2464, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований - не реже одного раза в год (п. 59, п. 60 Правил N 2464).

Работники рабочих профессий также могут проходить обучение по программе, указанной в подпункте "б" пункта 46 Правил, поэтому в случае обучения по этой программе для работников рабочих профессий (не выполняющих работы повышенной опасности) периодичность обучения устанавливается не реже 1 раза в 3 года.

Программы обучения требованиям охраны труда, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 46 Правил N 2464, должны содержать практические занятия по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ в объеме не менее 25 процентов общего количества учебных часов.

Практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Программы обучения требованиям охраны труда должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников.

Работники, включаемые в состав комиссий по проверке знания требований ОТ, проходят обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 46 Правил.

Для обеспечения проверки знания требований охраны труда работников по программе обучения, указанной в подпункте "в" пункта 46 (безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования) Правил, в организации могут быть сформированы специализированные комиссии по проверке знания требований ОТ как у работников, выполняющих работы повышенной опасности, так и у лиц, ответственных за организацию таких работ. Работники, входящие в состав указанных специализированных комиссий, проходят обучение требованиям охраны труда по соответствующей программе, предусмотренной подпунктом "в" пункта 46.

Кроме того, пунктом 96 Правил N 2464 установлены требования, согласно которым работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь:

а) материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;

б) учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;

в) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;

г) комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с положениями раздела VII Правил.

Результаты проверки знания требований ОТ оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда.

Допускается оформление единого протокола проверки знания требований охраны труда работников в случае, если обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты проводятся в рамках обучения требованиям охраны труда.

Протокол проверки знания требований охраны труда работников может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по охране труда.

Согласно п. 79 Правил N 2464, работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.

Эксперт Серебрякова Эльвира

День рождения Санта-Клауса.
День рождения Санта-Клауса

 

Одно упоминание о весёлом человеке в красном колпаке сразу рождает воспоминания о счастливом детстве, об ожидании праздника о подарках под ёлкой и различного рода вкусностях.
Прообразом Санты и деда Мороза был Святой Николай, который жил вовсе не на Северном полюсе. Образ новогоднего деда формировался почти 1700 лет, а в некоторых странах его и вовсе хотели запретить.

 

Святой Николай родом вовсе не с Северного полюса

Святой Николай был греческим архиереем, который жил в третьем - четвертом веках в теплой стране — Греции. Антропологи воссоздали его лицо на основе сохранившегося черепа и обнаружили, что нос Святого Ника была поломан. Это, возможно, привело к тому, что часто встречаются изображения Святого Николая с большим носом картошкой.

Санта - чудотворец

Каждый год многие христиане празднуют День Святого Николая 6 декабря, в день смерти Николая. В этот день зачастую происходят чудеса.

Николай изначально был известен как приносящий дары

Святой Николай был известен приносящий волшебные дары, а также стал покровителем детей. Согласно одной из самых известных историй, Николай увидел трех молодых сестер, которые занимались проституцией, чтобы выжить. Он тайно принес три мешка золота их отцу (который имел крупную задолженность), чтобы тот обеспечил им приданое на свадьбу.

Святой Николай - праведник

Эту историю часто рассказывали во время Средневековья, но она практически неизвестна сегодня. Николай как-то пришел на постоялый двор, где хозяин недавно убил трех мальчиков, порубил их тела на куски и набил их мясом бочки, чтобы засолить. Николай вернул мальчиков к жизни.

Как Святой Николай исчез из рождественских празднований

Когда протестантская Реформация охватила большую часть центральной и северной Европы, популярность святых резко сократилась. Таким образом, исчез символ приносящего дары. Вскоре во многих семьях и странах в данной роли начал выступать "младенец Иисус".

Обычай дарить подарки перенесли на другой день

Когда в народе стали верить не в Святого Николая, а в младенца Иисуса, день поздравлений и подарков перенесли с 6 декабря на 25 декабря.

Способность Санты летать и восемь оленей

Скандинавский бог Один, вероятно, повлиял на развитие истории о Санта-Клаусе. Один летал на восьминогой лошади Слейпнире (считается, что так появился миф о восьми оленях Санты).

Происхождение красного костюма Санты

Одна из основных теорий о том, почему Санта-Клаус носит красный костюм, заключается в том, что это случилось из-за религиозной позиции Николая (Николай носил красный плащ архиепископа).

Голландцы сохранили веру в Санту

В то время, как в большинстве стран Европы от Святого Николая отказались в пользу младенца Иисуса, в Нидерландах сохранилась традиционная вера в собственную версию персонажа, приносящего подарки: Синтерклааса. Голландские переселенцы позже принесли эту традицию в Соединенные Штаты.

Рождество или попойка

После основания США большинство семей в этой стране не любили и даже не праздновали Рождество. Объясняется это просто — в основном Штаты были основаны английскими переселенцами, а в Англии и колониях было принято отмечать праздник с большим количеством алкоголя. Поэтому гости зачастую напивались и дебоширили.

 

Литература гуманитарного направления.



В избранное