← Июль 2015 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.deanbook.ru/aktualno/
Открыта:
30-10-2014
Статистика
0 за неделю
Безопасность труда России Выпуск 37
Безопасность труда России
Выпуск № 37 от 13.07.2015 г.
Содержание:
Законотворчество.
Права потребителей, приобретающих товары через Интернет, предлагается защитить от недобросовестных посредников. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время динамично развивается индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Однако по мере глобального развития данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, умело эксплуатируемые в повседневной практике недобросовестными участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества. Так, из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как «классические» продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах, предлагаемых услугах и др. Не урегулирована деятельность «информационных посредников», которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые в значительных масштабах (объемах) аккумулируются ими на своих Интернет-ресурсах (сайтах). Следствием этого являются многочисленные злоупотребления и правонарушения, привлечь к ответственности, за которые виновных лиц зачастую оказывается невозможно (в том числе, по причине отсутствия необходимой и достоверной информации о наименовании соответствующего хозяйствующего субъекта, его фактическом месте нахождения и т.д.). При этом в ситуации, осложненной иностранным элементом (особенно в условиях опережающего развития трансграничной торговли), ситуация с организацией в сфере «электронной коммерции» превентивного контроля (надзора) в целях недопущения массовых нарушений и защиты прав потребителей ещё более усугубляется. Изменения, вносимые Проектом в Закон «О защите прав потребителей», направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании соответствующих правоотношений и создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары (услуги) в сети Интернет. В указанных целях Закон «О защите прав потребителей» дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное Проектом как «поставщик», в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями. Изменения, вносимые Проектом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом особенностей электронной коммерции предусматривают введение в качестве дополнительной формы административного приостановления деятельности блокировку соответствующих сайтов в сети Интернет на уровне их доменного имени. Принятие Проекта потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты (Правила продажи товаров дистанционным способом, Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и др.). Информация Минэкономразвития России.
Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта уточнены. Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта". По результатам проведенного анализа акта были определены риски, возникающие в результате применения акта и препятствующие достижению целей правового регулирования. Минэкономразвития России полагает целесообразным внесение изменений в некоторые положения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", в числе прочего:
Пенсионный Фонд информирует.
О начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Граждане Беларуси, Казахстана и Армении с первого дня работы на территории РФ являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования. Это основано на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения), предусматривающих, в частности, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях, что и граждан государства трудоустройства. То есть с 1 января 2015 года (для Армении - со 2 января 2015 года) граждане указанных государств с первого дня работы в РФ имеют равные права с гражданами России в системе обязательного социального страхования. Плательщики страховых взносов (работодатели) обязаны уплачивать с выплат в пользу таких работников страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.05.2015 N 17-3/В-235 по вопросу начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации.
Заместитель Председателя Правления Б.В.ГУКАЙЛО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.04.2015 N НП-30-12/4290 по вопросу начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, и сообщает следующее. Страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), уплачиваются, в частности, в целях обязательного медицинского страхования лиц, которые подлежат данным видам обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ). При этом обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ не подлежат (за исключением лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"). Одновременно частью 4 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации. С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года) и Республика Армения (со 2 января 2015 года). Исходя из положений пункта 3 статьи 98 указанного Договора, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование. Таким образом, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан и со 2 января 2015 года - граждане Республики Армения с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации и, соответственно, плательщики должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Директор Департамента Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА Мнение специалистов.
Молоко не для всех… Введение спецоценки условий труда на предприятиях пока вызвало только сокращение социальных гарантий для работников. Принятию Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предшествовала многолетняя острая дискуссия между работодателями, профсоюзами и государством: речь идет не просто о замене постсоветской системы аттестации рабочих мест, а о масштабной реформе устаревшего компенсационного института охраны труда. Закон приняли, чтобы стимулировать переход к рыночному механизму защиты здоровья работников на основе оценки реальных профессиональных рисков. Компании либо платят дополнительные взносы в Пенсионный фонд (ПФ) и фонд соцстраха, чтобы обеспечить социальные гарантии работникам, либо вкладывают в модернизацию производства, чтобы сделать рабочие места более безопасными. – Ключевой посыл закона – работодатель должен инвестировать не в возмещение ущерба от профзаболевания или смерти работника, а в сохранение его здоровья, – подчеркивают в Минтруда. – Только так можно создать превентивную систему управления профессиональными рисками. Больше денег в охрану труда – ниже тариф страховых взносов в Пенсионный фонд. Снизится класс условий труда, станет меньше компенсационный пакет работнику, меньше отпуск. Размер компенсаций определяется с помощью специальной методики оценки рабочих мест и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. По итогам аттестации, которую могут проводить только аккредитованные Минтрудом организации, местам должен быть присвоен один из четырех классов условий труда: оптимальный, допустимый, вредный, опасный. Если вредные и (или) опасные факторы выявлены, работодатель должен перечислять дополнительные страховые взносы в ПФ для формирования досрочной пенсии работников. Раньше выплаты были привязаны к Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 года). Считалось, что работа на упомянутых в Списке должностях (например, сталевара или шахтера) априори относится к разряду вредных и предусматривает предоставление соответствующих компенсаций, включая дополнительный отпуск, бесплатные медосмотры, профилактическое питание и молоко. Институт аттестации рабочих мест существует с 1986 года. Но, по мнению специалистов Минтруда, он превратился в профанацию из-за отсутствия санкций и экономических стимулов. Кто-то из работодателей не делал аттестацию, а кто-то делал ее за деньги. Сейчас санкции прописаны даже для инспектора, который подписывает документы об оценке условий труда. Поводом для поправок в Закон № 426-ФЗ стали итоги мониторинга практики применения законодательства о спецоценке условий труда. По состоянию на 1 марта 2015 года, спецоценка прошла в чуть более чем 18 тыс. организациях (506 тысяч из 46,5 млн рабочих мест) – это всего 0,4% от количества действующих в России хозяйствующих субъектов. Почему так мало? Во-первых, разгорелась дискуссия о методике проведения спецоценки. За год поступило более двух тысяч предложений об ее изменении. Во-вторых, у предпринимателей есть надежда отсрочить спецоценку из-за кризиса. Например, тюменские законодатели предложили отложить действие 426-ФЗ для малого и среднего бизнеса до 2017 года. Но профильный комитет Госдумы посчитал, что будут нарушены права добросовестных работодателей, которые могут снизить тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. «Скидок на кризис не будет, – предупредил начальник отдела надзора за соблюдением гостребований охраны труда Роструда Алексей ЛЕБЕДЕВ. – В период экономических сложностей нужно усиливать контроль за предприятиями. В противном случае бизнес может попытаться сэкономить на безопасности ценой человеческих жизней, в частности, используя более дешевые средства индивидуальной защиты (СИЗ)». В-третьих, закон активно критикуют профсоюзы: половина работников лишатся компенсаций за работу во вредных условиях труда – дополнительного отпуска, доплат и льготных пенсий. Их главный аргумент – бизнес заинтересован в понижении подклассов вредности, чтобы сократить издержки на персонал, при этом условия труда принципиально не меняются. Как сделать новую систему более эффективной и прозрачной, обсудили участники круглого стола Комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов, который прошел на базе Уралэлектромеди (УГМК) в Верхней Пышме Свердловской области.
КАЖДОМУ ПО ВРЕДНОСТИ 22 млн человек в России – около трети трудоспособного населения – ежедневно сталкиваются с неблагоприятными производственными факторами. Примерно пять миллионов человек имеют право выйти на пенсию досрочно. «Это серьезный звоночек, чтобы стимулировать работодателей вкладывать деньги в улучшение условий труда, – считает первый заместитель министра труда и соцзащиты РФ Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН. – 426-ФЗ уже дал результат. Если в 2013 году от несчастных случаев на производстве в России умерли 2,7 тыс. человек, то в 2014 году таких было уже 2 тысячи. При этом максимальное число погибших, около четверти всех случаев, приходится на строительную отрасль. Количество производственных травм также сократилось с 9,2 тыс. в 2013 году до 7,6 тыс. в 2014 году. Работодатели стали считать, что дешевле: заплатить государству и работнику или вложиться в улучшение условий труда. До 2018 года все российские работодатели обязаны организовать на предприятиях оценку условий труда на рабочих местах». (Первый замминистра труда и социальной защиты России Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН перешел на должность главы департамента социального развития правительства. Об этом говорится в распоряжении премьер-министра России Дмитрий Медведева. «Назначить Вельмяйкина Сергея Федоровича директором департамента социального развития правительства РФ, освободив его от занимаемой должности», – говорится в документе. – Прим. ред.). «Преимущества новой системы по сравнению со списочным подходом неоспоримы. Яркий пример – два цеха электролиза на Уралэлектромеди, – рассказала глава комитета ГД по труду Ольга БАТАЛИНА. – Первый работает по технологии 1930-х годов, а тот, что введен в строй в 2012-м, отличает высокий уровень автоматизации, здесь установлена современная система вентиляции и очистки воздуха. По результатам спецоценки в старом цехе превалирует химический фактор вредности, в новом же он практически сведен к нулю. Записывать во вредное производство профессии исключительно по списку, не анализируя детально условия труда, – это непрофессионально и не мотивирует работодателя к развитию новых предприятий. «Спецоценка в компании стартовала в июле 2014 года, результаты появились в декабре, – детализировал заместитель директора по персоналу УГМК-Холдинга Дмитрий МАЛЫШЕВ. – До аттестации на вредных условиях труда было занято 56 тыс. человек, после их количество сократилось до 53 тысяч. В целом в компании мы не получили какого-то серьезного снижения классов. Сэкономили только на страховых взносах, но для рядовых сотрудников почти ничего не изменилось. Средние показатели по зарплате даже улучшились, на некоторых участках договорились монетизировать дополнительные отпуска» (закон позволяет монетизировать часть допотпуска, превышающего семидневный минимум, предоставлять денежную компенсацию за увеличение сокращенной рабочей недели: прежде такой практики не существовало). «Всего на мероприятия по охране труда в 2014 году направлено почти 2,4 млрд рублей. За последние десять лет фактические удельные затраты на эти цели в пересчете на одного работника выросли в 2,5 раза. Чтобы новый институт заработал в полную силу, не должно быть односторонней трактовки законодательства, нужно обеспечить баланс интересов». Профсоюзы выражают недовольство: несправедливо лишать людей компенсации, которая давно воспринимается как часть зарплаты, и досрочных пенсий, когда за спиной уже 10-15 лет вредного стажа в рамках прежней системы координат. Это чревато ростом социальной напряженности. По мнению профсоюзных лидеров, в законе (статья 13) сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оценка и классификация некоторых факторов производственной среды. То есть при проведении спецоценки, которая определяет уровень отклонения фактических значений вредных факторов от гигиенических нормативов, класс условий труда может быть снижен. До вступления в силу Закона № 426-ФЗ показатели для оценки экспертами содержались в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Роспотребнадзор, от 29 июля 2005 года). «Документы санитарного законодательства десятилетиями вырабатывали профессора медицины. Многими из этих документов Роспотребнадзор продолжает руководствоваться, но они противоречат методике проведения спецоценки, – объясняет технический инспектор труда Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) по Свердловской области, зампред профкома «СУАЛ» филиала «УАЗ-СУАЛ» Алексей ГРИГОРЬЕВ. – То есть по критериям Роспотребнадзора условия признаются вредными с последующими штрафами и предписаниями, а по критериям спецоценки могут быть вполне допустимыми. Растет число работников, для которых произошло снижение классов (подклассов) условий труда в связи с необоснованным исключением из методики некоторых вредных производственных факторов (микроклимата, освещенности, ионизирующих излучений, напряженности трудового процесса), а также повышением гигиенических нормативов других факторов (шума, вибрации). По последним статданным, в Свердловской области с превышением по уровню шума работает половина занятых в горно-металлургической отрасли, по уровню вибрации – 11%, в нагревающем и охлаждающем микроклимате – 20%. Для многих из этих работников произойдет снижение трудового класса без реального улучшения условий труда. Если говорить о нашем предприятии, спецоценке подверглись 150 рабочих мест, в результате на 80% мест произошло снижение итогового класса на один-два подкласса. Сейчас процедура спецоценки не позволяет получить надежную информацию об условиях труда и, следовательно, разработать адекватные мероприятия по их улучшению. – Есть абсолютно бредовые противоречия, – рассказали на предприятиях. – Например, оценка микроклимата. Для горячих участков работ это сверхактуально. Эксперт при оценке руководствуется классификатором, где говорится: микроклимат измеряется на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла. И точка. Как быть с барильетчиком, работающим на верху коксовых печей, или машинистом экскаватора на отгрузке горячего шлака? Температура летом 46-50 градусов. Это класс вредности 3.4. По логике эксперта, раз нет закрытого помещения – нет и измерений. Или рабочее место оператора поста управления. Летом здесь ад, класс 3.4. Зимой же значительно прохладнее – класс 3.1. Предприятие торопится, ставит график замеров на декабрь, в итоге – почти комфортные условия труда. По всем примерам дополнительный отпуск работникам уже не светит. Несложно догадаться, какие при этом ощущения возникают у работников, когда практически на ровном месте с них снимают дополнительные дни к отпуску или доплаты за вредные условия труда. «Происходит массовое сокращение вредных производственных факторов, и мы не можем получить вразумительного ответа ни от наших представителей, ни от работодателей, что же было улучшено на этих рабочих местах, какая работа была проведена, – подчеркивает первый заместитель председателя ГМПР Андрей ШВЕДОВ. – Раньше план мер по улучшению условий труда являлся обязательным не только для разработки, но и исполнения работодателем. Мероприятия из него, как правило, входили в соглашение по охране труда, которые являлись приложением к коллективным договорам. Теперь такой план стал лишь одним из документов, который просто прикладывается к материалам о спецоценке. Обязанность по его реализации в законе не прописана. Мы настаиваем на внесении изменений в ФЗ об обязательной реализации мероприятий по улучшению условий труда после проведения спецоценки». По мнению Алексея ГРИГОРЬЕВА, сейчас все как на пороховой бочке – ждут судебной практики: – Неужели нельзя сработать на опережение?! Члены комиссии, которые принимают решение по компенсации для работников на вредных условиях труда, должны анализировать проведенные в период, предшествующий спецоценке, мероприятия по улучшению условий труда: что сделано, достигнут ли желаемый эффект по снижению показателей вредных факторов? При ознакомлении с материалами надо анализировать результаты измерений вредных производственных факторов. И по итогам этого анализа уже устанавливать компенсацию дифференцированно по каждому рабочему месту. – Некоторые нормы закона необходимо приостановить, – настаивает Андрей ШВЕДОВ. – Например, положение о том, что класс условий труда устанавливается с учетом эффективности применяемых работником СИЗ (ранее в ходе аттестации оценивалось лишь наличие сертифицированных СИЗ и их соответствие отраслевым нормам бесплатной выдачи, сам факт наличия или отсутствия СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ позволяет снижать его в случае применения работником эффективных СИЗ). Мы категорически против такого подхода. Применение СИЗ любой эффективности не делает условия труда безопасными и не должно приводить к снижению размеров компенсаций. Эту норму надо изъять или существенно поменять. Кроме того, нужны глубокие медицинские исследования о влиянии на состояние человека вредных производственных факторов. Сегодня нам предлагают ориентироваться на параметры работы импортного оборудования. Если мы используем в производстве зарубежные станки, это ведь еще не означает, что условия труда у нас те же, что и в Европе. Мы спецоценку и проводим, чтобы измерить условия труда работника на его месте, а не определять их с помощью импортных сертификатов. И дальнейшие изменения закона нужно обсуждать, учитывая медицинские исследования в области труда. Сейчас мы встречаемся с комическими ситуациями, когда предлагается установить доплаты и допотпуска всем, чтобы не допустить социального взрыва. Работодатель стремится предоставить компенсации за что угодно, только не за работу во вредных условиях.
ОТ КАЖДОГО ПО БОЛЕЗНИ – Работодателей пугает желание социальных партнеров в лице профсоюзов приостановить действие отдельных положений 426-ФЗ. Если мы дергаем один кирпичик, который был положен в основание закона в результате компромисса, то другая сторона этого переговорного процесса имеет право потребовать выдернуть другой кирпичик, – высказывает позицию крупного бизнеса исполнительный директор Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса Алексей ОКУНЬКОВ. – Этот закон нельзя подвергать кардинальным изменениям хотя бы на пару лет. Впервые на уровне ФЗ установлена классификация условий труда, ранее она содержалась в документе, который по юридическому статусу носил рекомендательный характер. Мы не против, чтобы в закон вносились технические изменения, но не более. Иначе мы не получим реальную картину. Пока она такова: серьезного снижения расходов на охрану труда не будет, судя по бюджетам на следующий год. Государство определило минимум, который нужно компенсировать работнику за вредные условия труда. В отраслевых соглашениях мы очертили льготный коридор –практически всегда он выше рекомендованного уровня. Например, на одном из предприятий Свердловской области понизили класс риска для 23 человек, а увеличили для трехсот. За последние 10-12 лет многое в промышленности изменилось. Только в металлургию вложено 1,3 трлн рублей, сегодня страна имеет современную, конкурентоспособную отрасль. Соответственно, изменились и условия труда. – Вот и получается, что улучшением условий труда у нас считается любое снижение классов риска, – парируют профсоюзы. – Это не выдерживает никакой критики: реального улучшения не произошло, просто изменились показатели вредного производственного фактора. – Когда мы говорим про условия труда, наверное, стоит рассматривать их улучшение относительно тех законодательных норм, которые в свое время были приняты с целью определения льгот и гарантий, предоставляемых работникам, — объясняет директор департамента компенсаций, льгот и оргразвития дирекции по персоналу компании «Русал» Алексей МИЦИК. – Улучшились технологии, средства труда и индивидуальной защиты. При этом Алексей МИЦИК признает, что методика спецоценки позволяет снижать классы вредности, не улучшая условия труда в конкретный момент: «Не будем лукавить, она разработана таким образом, чтобы учитывать определенные факторы». Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН соглашается с участниками дискуссии: – У новой системы есть детские болезни, но их можно вылечить. Предстоит обеспечить стыковку 426-ФЗ с методиками Роспотребнадзора, используемыми при проведении аттестации условий труда. Я о напряженности труда и других вредных факторах. Для этого предстоит искать компромисс между всеми сторонами. На самом деле даже у науки до сих пор нет общего мнения, что правильно, а что нет – по уровню освещенности, да и по другим показателям тоже. Для полноценного диалога понадобятся научные исследования. Кроме того, у всех участников спецоценки есть вопросы к готовности так называемых аттестаторов к масштабной оценке рабочих мест в России. – Ажиотаж по проведению аттестации придется на 2017-2018 годы, то есть в последние установленные законом годы, когда все хозяйствующие субъекты должны будут провести у себя спецоценку, – прогнозирует заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван ШКЛОВЕЦ. – Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов исследования условий труда.
ОЦЕНИМ КАК-НИБУДЬ Чтобы система заработала, на рынок должны выйти профессиональные оценщики условий труда. – Учитывая, что сегодня спецоценкой занимаются те же организации, которые вчера занимались аттестацией, нам необходимо ответить на вопрос – насколько они готовы к объективному исследованию, – рассуждает Ольга БАТАЛИНА. – Важно, чтобы работник в этих условиях был защищен от субъективного подхода оценщиков. Даже думать не хочется о сговорах между теми, кто проводит аттестацию, и работодателями, но закон должен регулировать и такую ситуацию. При этом сильно давить на рынок нельзя: чем меньше игроков, тем выше тарифы. – На момент вступления закона в силу в РФ было более 900 организаций, которые занимались аттестаций условий труда, – рассказывает Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН. – Мы понимали, что среди них есть добросовестные организации и однодневное жулье. Поэтому Роструд провел внеплановые проверки, по итогам которых мы приостановили или отозвали разрешительные документы у 151 компании. Часть из них устранили нарушения и восстановились в реестре. – Перечень выявленных нарушений был настолько велик, что мог свидетельствовать о неких мошеннических действиях со стороны оценочных организаций, – продолжает Иван ШКЛОВЕЦ. По данным Минтруда, сейчас право проводить спецоценку имеют 823 организации: – Идет аттестация экспертов на основании новых требований закона к опыту работы и профессиональной квалификации. Штаб-квартиры оценщиков в основном расположены в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных промышленных центрах, таких как Екатеринбург и Тюмень. А вот на Дальнем Востоке работает только одна такая организация. – На качество спецоценки жалоб немного, – делится Иван ШКЛОВЕЦ. – Это говорит либо о невысокой пока степени заинтересованности работников в ее результатах, либо о том, что с результатами оценки коллектив не торопятся знакомить. Участники стола привели в пример коллективную жалобу профсоюза летчиков на одну из авиакомпаний, где при проведении спецоценки для всего летного экипажа уменьшили класс вредности. Были выявлены грубейшие нарушения аттестации рабочих мест – замеры были проведены ненадлежащим оборудованием с нарушением методики. – Защитить работников от непрофессиональной оценки призван институт экспертизы качества аттестации, который проверяет достоверность проведенных исследований и правильность установления итогового класса условий труда, – сообщил замдиректора департамента условий и охраны труда Минтруда Петр СЕРГЕЕВ. – Экспертиза проводится по представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением контроля, заявлениями, которые поданы органами исполнительной власти, работниками, профессиональными союзами, а также работодателями, их объединениями, страховщиками. Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения спецоценки, работодатель вправе потребовать компенсации затрат от организации, проводившей ее, в судебном порядке. По мнению представителей профсоюзов, юридическая чистота проведения спецоценки еще далека от идеальной: – Эксперты совершенно забыли такие понятия, как отраслевые соглашения и коллективные договоры. А эти документы не позволяют снизить компенсации ни при каких условиях. Справедливости ради надо сказать, что и эксперты поставлены в трудное положение. Многие нормы закона противоречат не только друг другу, но и требованиям других нормативных актов. Получается, выполняешь один закон – нарушаешь другой. Например, после получения работником травмы надо проводить внеочередную спецоценку, а оценка травмоопасности исключена. Что оценивать? Институт оценки условий труда переживает настоящую революцию, победят в ней те, кто сможет поэтапно и аргументированно отстаивать свою позицию. Шансы есть – и у работодателей, и у работников.
Артем Коваленко Источник: expert.ru. Самые необычные профессии.
Переворачиватель пингвинов Очень полезная профессия. С появлением самолетов у этих птичек появилась неожиданная неприятная проблема. Они с любопытством наблюдают полет самолета и иногда падают на спину, а самостоятельно подняться не могут. Вот тогда на помощь этим любопышкам и приходят люди такой благородной профессии. Кстати, эта профессия — самая редкая на Земле, этим ремеслом занимаются всего два человека.
Называльщик платья. В обязанности такого человека входит очень красиво и необычно назвать новое творение модельера. «Пурпурная рапсодия», «Слеза утомленного путника» и что-то подобное.
Патоэколог. Эта профессия — ответвление в археологии. Человек данной профессии занимается изучением исторических экскрементов и паразитов.
Дояр гремучих змей. Очень опасная работа! В обязанности входит надоить из змеи максимум яда, который используют затем для производства лекарств. Все делается вручную с живой змеей!
Нюхатель подмышек. Вот уж странная работа! Но для производства и контроля качества дезодорантов очень необходимая! Кстати, претенденты проходят тщательный отбор. На работу принимают обязательно некурящих.
Дегустатор собачьих и кошачьих кормов. Должен же кто-то пробовать их перед тем, как запускать в продажу? Для этого есть специально обученные люди.
Писатель предсказаний для счастливых печений. Тут нужно обладать хорошей фантазией, чтобы день за днем придумывать интересные предсказания.
Писатель проклятий. А в Древнем Риме была противоположная профессия, суть которой заключалась в том, что специальные люди на дощечках писали проклятия на заказ. Считали, что боги это прочитают и накажут обидчиков.
Контролер качества игральных кубиков. Очень популярная профессия в среде производства игральных принадлежностей. Необходимо быть уверенным, что игральные кости не имеют дефектов.
Скульптор по сыру. Сара Кауфман, профессиональный скульптор, нашла новый для себя материал — сыр. Из него она создает настоящие шедевры, которые, кстати говоря, пользуются популярностью. У Сары уже появились последователи.
Нюхач (или нос) Профессия, востребованная в сфере производства парфюмерии. Очень редкая, но востребованная и высокооплачиваемая профессия. Достаточно мало людей, которые обладают столь сильным обонянием и способностью разделять запахи на составляющие.
Мойщик окон небоскребов. Очень опасная, но высокооплачиваемая работа.
Ныряльщик за мечами для гольфа. Если на пути игрока в гольф возникает водоем, то с очень большой вероятностью именно туда и угодит мячик. Вот тут на помощь приходит профессионал-ныряльщик, который за каждый выловленный мячик получает деньги. Говорят, за день можно наловить две — три тысячи мячиков. Так что эта профессия — достаточно прибыльная.
Разогреватели постели. Такие люди требуются в некоторых гостиницах, их обязанностью является в специальном костюме лежать в постели постояльца, чтобы тот ложился уже в теплую.
Мастер педикюра для коров. Следит за состоянием копыт животных.
Расправитель морщин. Эти люди выравнивают заломы на обуви, если ее испортили неправильной примеркой.
Яичный сепаратор. Этот человек должен отделять белки от желтков. Непонятно, почему этот процесс нельзя автоматизировать.
Торговец мечтами. В этой сфере работают целые фирмы, которые за определенную сумму исполнят практически любую Вашу заветную мечту.
Отмыватели монет. В одной старинной гостинице это — древняя традиция. Все монетки там моют специальные люди. Раньше это делали, чтобы постояльцы не пачкали свои белые перчатки, сейчас — по традиции.
Взломщик сейфов. Это не криминальная, а вполне легальная профессия. Мало ли что может случиться? Потеряли ключ, забыли код. Специалисты всегда помогут!
Профессиональный обнимальщик. В современном мире многим не хватает простых человеческих отношений и дружеских объятий. Джеки Сэмюэль из Нью-Йорка стала предлагать свои услуги в качестве обнимальщика. Сейчас она очень популярна и ее услугами пользуется большое количество людей. Считается, что человек должен каждый день обниматься минимум 7 раз, иначе его здоровью угрожает опасность. Джеки помогает людям в этом и ее поддерживают многие психологи.
Слушатели. В Токио на улицах сидят люди, которые за определенную сумму Вас выслушают, посмеются или посопереживают Вам.
Нюхатель яиц. Этот человек должен отделять испорченные яйца.
Туалетный гид. В Китае на улицах стоят люди, которые указывают дорогу к туалетам.
Чистильщик ушей. В том же загадочном Китае, в банях, есть и такие профессионалы!
Испытатель презервативов. После испытания обязательно должен писать предложения и пожелания к продукции.
Охотник за медом. Достаточно опасное ремесло. Развито в Непале.
Продавец слез. Эта профессия очень востребована в азиатских странах. Для проведения похорон нанимаются специальные люди, плакальщики, которые будут плакать, рвать на себе одежду или закатываться громкими рыданиями, как пожелает клиент.
Дегустатор дыхания. Такие специалисты требуются для производства и проверки качества жевательной резинки.
Распределитель сигар по цвету. Профессионалы в данной области должны обладать хорошим зрением, точнее уметь различать малейшие оттенки коричневого цвета.
Фумелье. Похожа на «сомелье». Но представитель данной профессии подбирает сигару к алкогольному напитку и Вашему настроению.
Дояр каракуртов. «Надоить» 30 метров паутины под силу не каждому! Этот материал используется в оптике.
Дегустаторы в Амстердаме. Что же они могут там дегустировать? Конечно же марихуану! Разделяют ее по многим критериям.
Слушатели пармезана. На фабриках в Италии в почете такая экзотическая профессия. Оказывается, когда пармезан созревает, он по-разному звучит. Специально обученные люди стучат по головкам сыра серебрянными молоточками и слушают тон звучания. Чем старше сыр, тем тон выше. Созревает он около трех лет.
Гавкающий сыщик собак. Вот уж придумали работу! Оказывается, в Швеции за содержание собак нужно платить налог, а к тем, кто уклоняется от уплаты подсылают специального работника, который умеет «разговаривать» на собачьем языке. Она гавкает на разные лады, и собаки всегда откликаются. Так что спрятать зверя дома не удастся!
Муравьиный селекционер. Это человек, который отлавливает муравьев для разведения и в дальнейшем использования их яда в медицинских целях.
Выниматель мозга. Жутковатая профессия. На скотобойнях есть специалисты, которые умеют очень аккуратно вынуть мозг из черепа убитого животного. Потом мозг отправляют в рестораны. Рассылка подготовлена: Издательство ДЕАН © 2015 г.
Нормативные и нормативно-технические документы по охране труда и промышленной безопасности, а также учебная, справочная и научно-популярная литература.
|
В избранное | ||