Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Антиквар

  Все выпуски  

Выпуск №170


-----------

http://antiquark.ru

форум- http://antiquark.ru/forum/

Частные объявления- http://antiquark.ru/board/

-----------------------------------------------------------------

Выпуск №170

--------------------------------------------------------------------

 

Существование современной литературы без античной, конкретнее - древнегреческой, представляется сомнительным. Подъем материальной базы, которого не было у других цивилизаций, позволил древним грекам отрешиться от архаичного описания мира как подвластного богам, наполнить свои сказания и обряды человеческим содержанием и, главное, зафиксировать это все с помощью письменности. Хотя из современности древнегреческие мифы и кажутся нам родными и близкими, принципиально они не отличаются от мифов североамериканских или южноамериканских индейцев. На этапе родоплеменного строя народам свойственно объяснять явления природы поступками богов, но, что характерно для древнегреческой мифологии - подробное развитие мифов не о богах, но уже о героях, позволило создать литературу в том виде, в какой мы ее знаем - про живых людей, а не про богов и героев древности. Меж тем, зародись вся современная цивилизация не в Греции, а где-нибудь еще, мы все читали бы в детстве мифы не о Зевсе, а, например, о Кецалькоатле.

Гомер: древнегреческий эпос

Но этого не случилось. Классическим эпосом для современной цивилизации стал древнегреческий, приписываемый Гомеру. Сама сюжетная основа цикла сказаний о взятии Трои создавалась в начале I тысячелетия до н. э., но сюжетное и стилистическое единство как "Илиады", так и "Одиссеи", заставляет отнести их создание на долю одного автора. (Хотя на этот счет есть разные мнения). Как бы то ни было, сами древние греки были склонны считать свидетельства Гомера чуть ли не документальными - так, Геродот в своей "Истории" рассматривает события "Илиады" как действительно бывшие наравне с недавней на тот момент войной с персами. И даже рассказывает их предысторию: похищение Елены было не первым, сначала финикийцы похитили у эллинов Ио, затем эллины похитили у жителей Азии Медею - ни то, ни другое похищение не стало причиной войн. Так что греческий поход под Трою стал для троянцев сюрпризом: несправедливо, считает Геродот, затевать войну из-за женщины, ведь любому ясно, что похищение не удастся, если женщина сама этого не захочет.

Пересказывать содержание "Илиады" бессмысленно. Даже просмотр фильма Вольфганга Петерсена позволит составить представление о сюжете. Однако для тех, кто смотрел только фильм или слушал лишь пересказ учительницы в младших классах, стоит сделать пару замечаний. Касательно "Илиады" нельзя не упомянуть хотя бы несколько любопытных деталей. Как Петерсену, так и Алессандро Барикко в своих переложениях пришлось изгнать из действия богов - а меж тем это чуть ли не половина всего сюжета поэмы. Все возможные военные случайности Гомер списывает на вмешательство богов, но - что самое интересное - им придуман целый сериал взаимоотношений олимпийцев, и каждый перепад маятника весов в пользу греков, в пользу троянцев ли, находит свое объяснение в божественной воле. Сцены божественного вмешательства носят в поэме зачастую пародийный характер - без них "Илиада" потеряла бы добрую половину своего блеска. Также приемом, не потерявшим своей актуальности вплоть до золотого века русской литературы, стало изображение боя: в повести "Тарас Бульба" Гоголь буквально заимствует гомеровский прием - следование рассказа за победителем, до тех пор пока он тоже не будет побежден, и далее. Само же описание боя при этом носит отчетливый характер компьютерной игры: с бонусами в виде доспехов за победу - доспехи победители снимают с побежденных в самом разгаре битвы - и разорванными сухожилиями, заживающими к следующему утру. В "Одиссее" тенденция, наметившаяся в "Илиаде", продолжается: самыми занимательными оказываются фантастические эпизоды - именно они дают небывалый простор фантазии. Неисповедимы пути истории литературы: в начале XX века, во времена медленно умирающего реализма, литературе было чему поучиться у древних (восторги Белинского по поводу сцены прощания Гектора с Андромахой поутихли). Неудивительно, что серебряный век - время возобновления интереса к античной литературе.

Древнегреческая трагедия

Поскольку поэмы Гомера были уже переведены, активно начинают переводиться древнегреческие трагедии. Мережковский переводит Софокла, Анненский - Еврипида. Но отдельного разговора заслуживает сам драматический род. Театрализованные религиозные обряды разыгрывались многими народами, но только у греков дионисийские игры перешли в литературную плоскость. Хорошо знакомый нам театр - явление по сути своей случайное и далеко не такое обыкновенное, как может показаться. Достаточно вспомнить рассказ Борхеса "Поиски Аверроэса" про арабского ученого, гадавшего о значении слов "трагедия" и "комедия" у Аристотеля, но отнесшегося с недоверием и пропустившего мимо ушей свидетельство путешественника о настоящих представлениях. Можно предположить, что на момент введения театральных представлений в Афинах Писистратом в конце VI в до н. э. драматическое представление сохраняло свою связь с религиозными обрядами лишь номинально - что позволило превратить театр в арену для гражданского высказывания, то есть наполнить его литературным содержанием.

История сохранила пьесы трех греческих трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил не был самым первым автором трагедий, но остался в истории первым из прославленных. В начале его творчества театр еще сохранял свои архаические черты - основная роль отводилась хору, которому подавали реплики два актера (за эту скудость упрекал Эсхила впоследствии в комедии Аристофана "Лягушки" Еврипид). Софокл ввел третьего актера, что позволило заметно оживить действие, и в трилогии "Орестея" Эсхил уже пользуется этим новшеством. Трагедии Эсхила патетичны и возвышенны, в "Орестее" Эсхил утверждает за человеком право идти против воли богов, так как в постоянно меняющемся мире и сами боги могут менять свои решения. Трагедии Софокла развивают драматизм действия до предела - то, как Софоклу удается подвести своего героя, Эдипа, к разгадке, заведомо известной зрителям, Аристотель считал вершиной драматического мастерства. В своих трагедиях Софокл стремится доказать, что, даже будучи игрушкой в руках судьбы (богов), люди могут сохранить собственное достоинство, что только от человека зависит, как именно он перенесет обрушивающиеся на него удары. Что до трагедий Еврипида, то они оказались непривычными и чересчур сложными для современников - излишний психологизм казался зрителями неправдоподобным и не был принят ими. Тогда было принято считать, что человек всегда остается верен своему характеру, и то, что Медея, убивая своих детей, в то же время оплакивает их, воспринималось как нелепость.

Древнегреческая комедия

Именно поэтому в комедии древнегреческого комедиографа Аристофана "Лягушки" в споре Еврипида и Эсхила побеждает Эсхил. А, победив, называет вторым поэтом Греции Софокла. Спор трагиков, однако, ведется так, что достается обоим, и хотя Еврипид не симпатичен Аристофану - тот полагает его развратителем нравов - на Эсхила тоже сыпется достаточно шишек.

На представления комедий не пускали женщин, но зато пускали рабов - считалось, что фривольные шутки способствуют тому, чтобы рабов становилось еще больше. Неудивительно поэтому, что сомнительных шуток юмора у Аристофана хватает. Герой пьесы "Облака", высмеивающей софистов, Стрепсиад, обделывается по ходу комедии не раз и не два, актеры поносят друг друга последними словами - но, как ни странно, все это выглядит гомерически смешно. Так, что даже диву даешься, как это режиссерам порой удается обыграть такой материал не хуже, чем пьесы Чехова. Не даром, по наблюдению норвежского писателя Эрленда Лу, сложно придумать что-либо смешнее шуток про какашки. Самое же занятное то, что у пьес Аристофана и гомеровского эпоса открывается общая черта. Оказывается, что комическое теснее некуда связано с фантастическим - как у Гомера комичны фантастические эпизоды, так и у Аристофана комедийный жанр позволяет, в отличии от трагедий, обильно вводить фантастику.

И это, если задуматься, не удивительно - ведь трагедия требует психологизма или пафоса, где их искать, как не в жизни. Смешное же не требует правдоподобия, а зачастую и вовсе бежит его. Что ж удивляться, что главные русские фантасты - Булгаков и Гоголь - смешны, у Достоевского же с Толстым смешного куда как мало?

Проза: Эзоп, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Лонг

Хотя это может показаться нам, воспитанным на Крылове, непривычным, первые басни были прозаическими. Но если откинуть поэтическую отделку, басни Эзопа, жившего в VI в. до н. э., ничуть не хуже известных нам, а такие басни Крылова, как "Лиса и виноград", "Ворона и лисица", "Стрекоза и муравей" - и вовсе переложения эзоповских произведений (в последнем случае вместо стрекозы у Эзопа представал жук).

Настоящее развитие проза древней Греции получила, однако, позднее - начиная с конца V в. до н. э. Поскольку собственно художественной прозы еще не было, в рамках литературы развивались самые разные направления: от философии до политических речей. Наибольшей интерес, как провозвестник художественной прозы, представляет историография. Первый из прославленных греческих историков - Геродот. Его труды до сих пор являются ценнейшим историческим свидетельством, хотя содержат в себе много нелепостей - например, рассказ о том, что в Индии золото добывают, похищая его у гигантских муравьев. Меж тем в "Истории" Геродота есть как прекрасные поэтические эпизоды - легенда о Псамметихе, хитрым путем выяснившем, какой народ на земле древнее, знаменитая история о Поликратовом перстне; кроме того, написанные по горячим следам свидетельства о войне с персами, в числе которых - описание битвы при Фермопилах. После Геродота античная историография в два скачка проделала путь до исторического романа - через Фукидида, составившего летопись войны со Спартой, до Ксенофонта, написавшего первый исторический роман.

Сам же греческий роман как таковой относится уже к послеримскому периоду древнегреческой литературы, а самый знаменитый из них - "Дафнис и Хлоя" Лонга был написан в районе II века н. э. Роман этот отличался от остальных подобных ему тем, что обычные для греческого романа приключения здесь заметно урезаны в пользу поэтических описаний пастушеской жизни и, главное, первой чистой любви. Несмотря на то, что времени утекло немало, даже современным авторам есть чему поучиться у Лонга: роман построен по строгой симметричной схеме. Дафниса, вскормленного козой, находит пастух - Хлою, вскормленную овцой, находит пастух же. Дафниса похищают пираты - Хлою похищают богатые горожане. В Хлою влюбляется пастух старше ее - к Дафнису не равнодушна жена пастуха, тоже старшая. (Здесь, впрочем, Лонг несколько отступает от общей симметрии). Что особенно замечательно в романе - это выпускаемые в некоторых изданиях "как бы" второстепенные подробности, которые, однако, являются серьезным техническим шагом вперед, показавшим последующим романистам, как можно разворачивать зародыш действия, задуманный как геометрическая часть композиции, в действующий сюжетный механизм.

Гомер. Илиада. Номерованный экземпляр № 94
Гомер, Гомер. Илиада. Номерованный экземпляр № 94

Гомер - Илиада
Гомер, Гомер - Илиада

Одиссея Гомера
Гомер, Одиссея Гомера

Одиссея
Гомер, Одиссея

Одиссея
Гомер, Одиссея

Софокл. Драмы. В трех томах
Софокл, Софокл. Драмы. В трех томах

Софокл. Трагедии
Софокл, Софокл. Трагедии

Еврипид. Трагедии. В 2 томах (комплект)
Еврипид, Еврипид. Трагедии. В 2 томах (комплект)

Еврипид. Трагедии. В двух томах. Том 1
Еврипид, Еврипид. Трагедии. В двух томах. Том 1

Еврипид. Трагедии. В двух томах. Том 2
Еврипид, Еврипид. Трагедии. В двух томах. Том 2

Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 1
Аристофан, Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 1

Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 2
Аристофан, Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 2

Басни (подарочное издание)
Эзоп, Басни (подарочное издание)

Дафнис и Хлоя (подарочное издание)
Лонг, Дафнис и Хлоя (подарочное издание)

Дмитрий Трунченков

----

Частные объявления:

Продаю книги
(за пределами России) 2009-04-13, 11:23:51
Продам книгу "Численность и народонаселение народов мира". 1962 год. 1000 у.e.
Добавил: zucovinin | Контактное лицо: Александр [E-mail] zucovinin@ukr.net | Телефон: 80487145114

--------------------------------------------------


добавить объявление http://antiqueshop.ucoz.ru/gb/

Авторские гобелены - http://antiquark.ru/index/0-8

Дневники(Блоги)-http://antiquark.ru/blog/

Фамильная библиотека - http://antiquark.ru/index/0-6

Галлерея-http://antiquark.ru/photo/ (можно добавить свои работы)

Каталог статей - http://antiquark.rupubl/ (можно добавить статьи по искусству)

------------------------------------------------

Посмотреть все объявления: http://antiquark.ru/gb/

----------------------------------------------------


В избранное