Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интернет магазин с нуля

  Все выпуски  

Интернет магазин с нуля История становления и развития аукциона eBay


Предлагаю вашему вниманию статью "История становления и развития аукциона eBay"

Сегодня компанию еВау называют одним из наиболее впечатляющих бизнес-феноменов конца 1990-х — начала 2000-х годов. Небольшая фирма, созданная в 1995 г., уже через три года совершила просто невероятный скачок, превратившись в одну из крупнейших электронных компаний мира. Кроме того, еВау является одной из ведущих мировых торговых систем. В 2005 г. на торговой площадке еВау было продано всевозможных товаров на $44,3 млрд. Если бы еВау была обычной розничной компанией, этот показатель принес бы ей 8-е место в мире. При этом в достижениях еВау нет никакой мистики, просто ее основатели создали уникальную модель бизнеса, подлинными творцами которой стали сами пользователи системы. Не имея ни товаров, ни складов, еВау взяла на себя роль электронного посредника и добилась успеха там, где потерпели неудачу другие.

ИДЕОЛОГИЯ

По своему ассортименту еВау и в самом деле напоминает гипермаркет, однако значительно превосходит любой из них по широте представленных товаров в каждой отдельной группе.  В начале текущего года на сайте еВау насчитывалось около 43 тыс. товарных категорий - от книг и сувениров до драгоценнос­тей  и антиквариата.   В  прошлом  году каждые две минуты через еВау продавалось по одному кольцу с бриллиантом, каждую минуту в среднем  по трое часов, по пять дамских сумочек и одному автомобилю. Торговля через еВау ведется более чем в 20 странах мира, пользователи системы общаются друг с другом на 10 языках и проводят сдел­ки в 16 валютах. Количество зарегист­рированных   пользователей   превышает 170 млн человек, по этому показателю еВау входит в первую десятку наиболее популярных интернет-сайтов мира.

При этом сама еВау ничего не продает, ничего не производит и не занимается доставкой. Все, что она делает, - это сводит вместе продавцов и покупателей, предоставляет им техническую возможность для совершения безопасной сделки и снабжает их платежными инструментами, которыми участники торговой операции, впрочем, могут и не воспользоваться, если договорятся о чем-то ином. Договорятся - вот, пожалуй, ключевое слово в концепции еВау. Эта компания построила весь свой миллиардный бизнес на том, что два незнакомых между собой человека, живущих, возможно,  в разных концах огромной страны, смогут договориться, если один из них хочет продать некий  предмет, а другой - купить его, предложив устраивающую   продавца   цену.   Им   надо только   помочь   встретиться   где-то   во Всемирной   паутине,   а   все   остальное они успешно сделают сами. Некоторые обозреватели   даже   порой   сравнивают еВау не с розничными торговыми компаниями, а с некой интернациональной службой знакомств, своеобразным клубом по интересам, сближающим людей, увлеченных одними  и  теми  же  пред­метами, и помогающим им найти друг друга.

А началась история еВау с вполне невинного увлечения молодой американки Памелы Уэсли собиранием  пластмассовых коробочек, внутри которых, как патроны в автоматном магазине, по­мещены конфеты, с навершием в виде головы мультипликационного героя или персонажа культового фильма. Она собрала обширную коллекцию, которую со временем становилось все труднее и труднее пополнять. Выход из тупика предложил жених Памелы программист Пьер Омидьяр, сын иранца и француженки. Он разработал программу,    позволяющую    продавать и покупать товары в режиме он-лайн. Будучи  энтузиастом  Интернета,  убежденным в том, что Всемирная паутина может стать идеальной торговой площадкой, на которой сам рынок будет определять   истинную   цену,    Омидьяр создал для своего сайта механизм электронного   аукциона.         Пьер    Омидьяр разместил систему на собственном веб­сайте, через который он предоставлял технические      консультации,      высту­ая под именем Есhо Вау Тесhnology. Доменное имя этого сайта было еВау.соm.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Первая сделка на сайте еВау состо­ялась в сентябре 1995 г. Система при­влекала пользователей тем, что аук­ционная модель позволяла определять истинную цену вещи, выставляемой на продажу (тогда это были в основном различные коллекционные предметы, сувениры, мелкий антиквариат). Прода­вец и покупатель связывались между собой и согласовывали способы доставки и пла­тежа (только позднее компания стала предлагать пользователям безопасные механизмы оплаты). Таким образом, задача Омидьяра заключалась лишь в поддержке сайта.

Оборот сайта быстро рос: Пьер Омидьяр никак не рекламировал свою систему, но информация о ней быстро распространялась из уст в уста. В один прекрасный момент провайдер потре­бовал от Омидьяра оплаты дополни­тельного трафика. В результате тому, чтобы покрыть расходы, пришлось ввести небольшую плату за выставле­ние предложений на продажу (понача­лу она составляла 10 центов) и незна­чительные комиссионные (5-6%) по итогам заключенных сделок. Однако популярности сайта это не повредило: у системы уже появилось столько пользователей, что она приобрела "ликвидность" - продавцы могли быс­тро совершать продажу, а широкий ас­сортимент продаваемых товаров при­влекал все новых покупателей.

МЕНЕДЖМЕНТ

Увлечение быстро превращалось в настоящий бизнес, и в начале 1996 г. Пьер Омидьяр покинул компанию Сеnеra Маgiс, где он работал программистом, и вместе со своим другом Джеффом Сколлом сосредоточился на своем аукционе. Темпы роста достигали 70% в месяц, количество продавцов и покупателей росло как на дрожжах. Расширение было настолько стремительным, что испугало Омидьяра, который осознавал, что ни он, ни Сколл не обладают достаточной квалификацией, чтобы руководить столь серьезным бизнесом. В 1997 г. компания была переименована в еВау (в соответствии с адресом сайта, чтобы не создавать путаницы), получила дополнительное финансирование за счет денег венчурных фондов, а Омидьяр обратился к Дэвиду Бирну, легендар­ному хед-хантеру Силиконовой долины, с просьбой найти для предприятия "нормального" генерального директора. Бирн, естественно, не подвел. В ноябре 1997-го он пригласил в Калифорнию на "смотрины" Мег Уитмен, руководительницу подразделения в компании Наssho, втором в мире производителе детских игрушек.

Как вспоминала впоследствии Мег Уитмен, звонок из Калифорнии поначалу вызвал у нее недоумение. В свои 40 лет г-жа Уитмен была уже достаточно известным менеджером и занималась глобальным продвижением двух самых популярных дошкольных брендов компании. У нее было двое детей, которых Мег не хотела переводить в другую школу, и муж -  руководитель отделения нейрохирургии. Менять все это на пост руководителя какой-то интернет-компании со штатом в 20 че­ловек и непритязательным черно-белым сайтом? Мег Уитмен была уверена, что скажет "нет", но из любопытства и пиетета перед легендарной фигурой Дэвида Бирна она согласилась на пару дней слетать в Калифорнию и встретиться с руководством фирмы. Эта встреча все и решила, став переломным моментом как в карьере Мег Уитмен, так и в истории еВау.

По словам Мег Уитмен, ее мнение о сайте электронных аукционов кардинально изменилось вследствие двух факторов. Во-первых, на нее оказала большое влияние встреча с Пьером Омидьяром — настоящим энтузиастом своего дела, умеющим не только создавать инновационное программное обеспечение, но и увлеченно рассказывать о своем сайте. еВау — это не просто торговая система, рассказывал Омидьяр, это и уникальная в своем роде возможность общения, сближения сходно мыслящих людей, имею­щих общие интересы. За три года существования системы вокруг нее уже образовалось некое сообщество, люди знакомились друг с другом благода­ря ей, проводили вместе время, порой съезжаясь из разных уголков страны, становились настоящими друзьями. И это была не просто новая общность, но и огромная база исключительно лояльных клиентов, которые по своей воле становились для системы рекламными агентами, пропагандистами, дизайнерами. Во-вторых, на Мег Уит­мен произвели впечатление новизна и оригинальность идеи. Это было удобно, это было интересно и, самое главное, это было перспективно!

Мег Уитмен уволилась  и, дождавшись, когда ее муж закончит хлопоты с переводом в Стэнфордскую больницу, отправилась в Силиконовую долину. В марте 1998 г. она заняла пост президента и генерального директора компании. Пьер Омидьяр оставил за собой должность председателя правления, но участия в управлении бизнесом больше не принимал. Женившись на Памеле Уэсли, он отправился в свадебное путешествие во Францию. Отныне в компании появился новый лидер.

Как впоследствии признавали специалисты, Мег Уитмен оказалась идеальным руководителем для еВау. Ее спокойный, неброский, "материнский" стиль управления, соединявший заботу о подчиненных и поощрение инициативы с безусловным требованием ответственности и дисциплины, как нельзя лучше подходил для развивающейся интернет-компании, опирающейся в основном на молодых энтузиастов.

Продолжение следует... 


В избранное