Патентоведам 68 Через тернии – к ГОСТам... и к "электронному правительству".
1.
Через тернии – к ГОСТам. Ростехрегулирование начало исполнять решение суда, предписывающее публиковать ГОСТы на своем официальном сайте. Ведомством сделан первый шаг в направлении обеспечения доступа граждан к социально-значимой информации.
Совместный пресс-релиз Института Развития Свободы Информации и МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» по поводу ситуации с доступностью национальных стандартов (ГОСТов).
В начале августа на официальном сайте Ростехрегулирования www.gost.ru был открыт новый раздел http://protect.gost.ru/, посвященный опубликованию национальных стандартов (ГОСТов).
Мы отмечаем, ряд положительных изменений, произошедших в работе Ростехрегулирования по обеспечению доступа граждан к социально-значимой информации:
во-первых, часть национальных стандартов (ГОСТов) наконец опубликована на официальном сайте Ростехрегулирования;
во-вторых, Ростехрегулирование отказалось (мы надеемся, что отказалось навсегда) от незаконной практики временного размещения текстов национальных стандартов (ГОСТов) на срок 5 дней, по истечению которых тексты стандартов становятся недоступными для пользователей;
в-третьих, похоже, что процесс исполнения решения суда о доступности национальных стандартов сдвинулся с мертвой точки.
Вместе с тем, решены далеко не все проблемы свободного доступа граждан к национальным стандартам.
Доступ к значительному числу национальных стандартов (ГОСТов) продолжает оставаться закрытым для граждан. Кроме того, Ростехрегулированием искусственно созданы специальные препятствия для доступа пользователей к опубликованным стандартам. Данные препятствия не позволяют пользователям полноценно работать с текстами стандартов.
В настоящее время в разделе размещены национальные стандарты (ГОСТы) и изменения к ним, принятые начиная с июля 2006 года. При этом количество стандартов, размещенных на сайте Ростехрегулирования и датированных июлем и августом 2006 года, столь мало, что есть основания полагать, что информация, представленная за эти месяцы, является неполной. Национальные стандарты, принятые до сентября 2006 года, вообще остались недоступными для пользователей.
Тексты ГОСТов публикуются в виде графических файлов в специальном формате, что делает для пользователей невозможным контекстный поиск по тексту стандарта с помощью традиционных поисковых средств сети Интернет (Яндекс и т.п.) Формат размещенных стандартов таков, что какая-либо работа с ними практически невозможна. Ростехрегулирование отказалось от использования менее затратной формы размещения национальных стандартов, которая бы обеспечивала удобство для пользователей в поиске необходимых стандартов и работе
с ними. Мы уверены, что создание указанных искусственных препятствий было сопряжено со значительными затратами средств налогоплательщиков, то есть – препятствия созданы за наш с Вами счет.
Графические файлы с текстами стандартов размещены таким образом, чтобы пользователи не могли сохранить их на своем компьютере или распечатать на принтере. Тем самым пользователи имеют единственную возможность изучить текст национального стандарта – прочитать его с экрана своего компьютера.
По нашему мнению, размещение текстов стандартов в специальном формате предусмотрено намеренно – с целью сохранения коммерческой ценности этой социально-значимой информации и продолжения порочной практики торговли данными государственными информационными ресурсами.
Кроме того, национальные стандарты публикуются не целиком, а постранично. Пользователям приходится загружать каждую страницу документа, что существенно затрудняет ознакомление с ними.
Для доступа к текстам национальных стандартов на сайте Ростехрегулирования предусмотрена специальная регистрация пользователей, предусматривающая заполнение специальной формы, которая содержит обязательные поля для ввода персональных данных. Незаполнение одного из таких полей влечет автоматический отказ в регистрации. Мы отмечаем, что указанная регистрация не предусмотрена действующим законодательством, является одной из форм ограничения доступа к информации, а также необоснованным и незаконным сбором персональных
данных.
На входе в соответствующий раздел сайта Ростехрегулирования осталось старое объявление о том, что тексты национальных стандартов, опубликованные на сайте, предназначены для ознакомления и не подлежат копированию, тиражированию и дальнейшему распространению. Данное утверждение является незаконным.
Кроме того, раздел работает не всегда стабильно, и иногда национальные стандарты отображаются не полностью, а частично. Надеемся, что эти сбои связаны с продолжающимися в настоящее время пуско-наладочными работами и будут устранены в самое ближайшее время.
Мы надеемся на то, что должностные лица Ростехрегулирования учтут наши претензии и исправят указанные недостатки. Со своей стороны мы будем продолжать работу по обеспечению доступности национальных стандартов, используя при этом весь арсенал предоставленных нам законами юридических средств.
Напомним, что судебная эпопея ( http://www.svobodainfo.org/info/page/rus?tid=633200055 ), инициированная Институтом Развития Свободы Информации, началась в 2005 году. Решение суда, предписывающее Ростехрегулированию обеспечить официальное опубликование национальных стандартов на своем официальном сайте, вступило в силу 8 июня 2006 года. Обращение в службу судебных приставов с исполнительным листом и требованием исполнить судебное решение не принесло желаемого результата. Институт организовал общественную кампанию
за доступность ГОСТов в Интернете ( http://www.svobodainfo.org/info/page/rus?tid=633200158 ).
Также напомним, что именно за это дело сотрудникам Института пришлось серьезно пострадать. Незадолго до рассмотрения дела в кассационной инстанции на директора Института адвоката Ивана Павлова было совершено нападение, в результате которого адвокат с черепно-мозговой травмой оказался на больничной койке. В тот же день группа неизвестных попыталась ворваться в офис Института в Санкт-Петербурге, и только двойные металлические двери и решетки на окнах уберегли сотрудников Института.
2.
На стр. http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200007&nd=458206390 размещена аналитическая статья:
"Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Автор: Федотов М.А.
Заведующий Кафедрой ЮНЕСКО, заслуженный юрист России,
доктор юридических наук, профессор, чрезвычайный и полномочный посол
3.
Из пресс-релиза о заседании Правительства Российской Федерации 16 августа 2007 г.
«п.2. О проекте концепции формирования в Российской Федерации "электронного правительства" до 2010 года
... Под электронным правительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
... Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Практически завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Многие ведомства в настоящее время внедряют комплексные информационные системы управления и переводят ведомственный документооборот в электронный вид. Практически все органы власти поддерживают ведомственные Интернет-сайты и размещают на них общую информацию о своей деятельности.
Вместе с тем, результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.
... Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
... В целях расширения возможности удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования современных ИКТ необходимо обеспечить:
развитие ведомственных Интернет-сайтов, полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;
формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах гражданам и организациям;
внедрение в практику деятельности ведомств центров обработки телефонных обращений граждан;
создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;
создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации для размещения их Интернет-сайтов.
... В соответствии с настоящей Концепцией разработан план мероприятий по ее реализации».
4.
Для ознакомления и направления замечаний и предложений размещен доработанный с учетом поступивших замечаний проект Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам исполнения государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении
действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности http://www.fips.ru/ruptoru/reg_reestr.htm
PS/1
Не только вышеупомянутый регламент, но и все публиковавшиеся в разное время Административные регламенты Федеральной службы по интеллектуальной собственности систематически обходят вопрос внедрения электронного документооборота в отношениях заявителей и подразделений ФГУ ФИПС.
PS/2
Предложения по расширению доступа к официальной информации (например, не к реестрам, а к базе данных заявок на товарные знаки) или молча игнорируются, или сопровождаются смехотврными ссылками на отсутствие прямых указаний в Гражданском кодексе РФ.
(См. комментарий к п.11.2.2 на стр.http://www.fips.ru/ruptoru/comments_reg_reestr.pdf:
"Согласно п.3 ст.1505 ГК РФ в Госреестр ТЗ вносятся записи об изменениях, относщихся к государственной регистрации ТЗ, и ГК РФ не редусмотрено внесение в Госреестр ТЗ сведений о международных регистрациях знаков и о их последующих изменениях и дополнениях, в том числе и сведений о лицензионном договоре о предоставлении права использования знака, являющегося предметом международной регистрации, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ в РФ."
Неужели мы являемся свидетелями своеобразной мести Роспатента разработчикам 4 части ГК РФ за полное игнорирование предложений специалистов на стадии "обсуждения" проекта???
Не видать нам "ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ" к 2010 году! (Если Институт Развития Свободы Информации не поможет :-)