Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет магазин. Пособие для директора


. Интернет-магазин. Пособие для директора "Интернет-магазин. Пособие для директора"
Рассылка сайта Oborot.ru
Выпуск N 817, 28.06.2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА:
Как умирал "Викимарт"
СТАТЬИ:
Wikimart. Занавес?
Зачем "Фотоскладу" товары под собственным брендом?
Мобильная страница: почему надо "оптимизировать невидимое"
Да будет свет: SEO-аудит интернет-магазина светильников
Easy-Post: Наша бизнес-модель – "ничего лишнего"
Wikimart. Занавес?
ПОСТЫ НА ФОРУМЕ:
Раскрутка за процент от продаж
Кассовое обслуживание
Оперативная курьерская доставка в Москве и Санкт-Петербурге
Аксиомус - кто с ними работает?
Аксиомус - кто с ними работает?

ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели! Предлагаем вспомнить, как сначала развивался, а затем приходил в упадок крупный российский интернет-магазин Wikimart. Давайте сделаем выводы из этой истории и не будем повторять ошибки наших коллег.

СТАТЬИ

Wikimart. Занавес?
В июне 2017 пользователи заметили, что сайт онлайн-гипермаркета Wikimart перестал работать. И хотя  судебное производство по самому крупному иску о  банкротстве ритейлера прекращено, есть подозрение, что мы видим занавес, опускающийся за последним актом драмы.    Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, судя по всему, умирает, покинутый инвесторами и командой основателей. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта, чтобы сделать выводы на будущее, которые, мы надеемся, будут полезны для всех.

Как все начиналось

В 2008 году два студента Стенфорда, Камиль Курмакаев и Максим Фалдин, решили создать совместный ecommerce-стартап. В основу проекта легла идея интернет-гипермаркета, который бы собрал на одной платформе товары от множества сторонних магазинов. "Нам очень хотелось построить российский eBay, - рассказывал потом Максим Фалдин. -  Но не образца 1995-го года, где один человек продавал марки другому, а сразу 2020-го, в котором только новые товары, профессиональные магазины, нет аукциона, и, как потом выяснилось, велика доля собственного ритейла". Вскоре заработал сайт Wikimart.ru. В конце 2009 года в компанию вложился крупный международный фонд Tiger Global Management, который приобрел более 50% акций.  К тому времени на сайте размещали свои предложения уже около 500 магазинов. По итогам 2009 года Wikimart  объявил об обороте в $99 тысяч, но в 2010 году он составил уже $2,5 млн. В 2011 году оборот вырос сразу до $90 млн. Тогда площадка заняла 13 место в рейтинге интернет-компаний, которые больше всех заработали в 2011 году по версии Forbes. В 2012 году оборот составил $110 млн. Wikimart вошел в Топ-100 крупнейших интернет-продавцов Рунета по версии "Коммерсант" и в Топ-30 крупнейших компаний Рунета по версии Forbes. В 2013 году компания прибавила еще $20 млн к продажам и заняла 32 место в рейтинге Топ-100 крупнейших продавцов Рунета по версии "Коммерсант". Наверное, этот год можно назвать пиком карьеры Wikimart. Тогда к проекту, по словам руководства, было подключено около пяти тысяч магазинов, общий ассортимент которых составлял несколько миллионов товаров. Ежедневно на сайт приходило около 300 тысяч уникальных пользователей.  Из этих посетителей примерно 1-1,5% становились покупателями, сообщал Камиль Курмакаев. Также в 2013 году Wikimart стал инициатором первого в России «Киберпонедельника». В качестве главной стратегии компания тогда целилась на выход в регионы. В августе 2013 доля регионов составляла 10-15% (вместе с Санкт-Петербургом), но за 4 месяца ритейлер фактически удвоил эту цифру. К концу года покупки из регионов составляли около 25-30% оборота. В следующем году Wikimart планировал довести эту долю до 80%. Однако, как говорится, не стоит рассказывать богу о своих планах. В 2014 году стремительно развивавшийся проект начал сдуваться. Ведь вся его сила крылась в инвестиционных вливаниях.

Корабль сбился с курса

В 2014 году из-за конфликта на юго-востоке Украины возросли риски, прежде всего репутационные, для инвесторов, которые работали с российскими компаниями. Россия стала "токсичной" для репутации страной в публичном пространстве. И тогда Tiger Global Management начал выходить из Wikimart. "Через 12 часов после новости о сбитом "Боинге" мне позвонили из Tiger Global и предложили найти покупателя на долю инвестфонда", - рассказывал тогда Oborot.ru Максим Фалдин. И он, действительно, нашел российского покупателя на долю в компании - им стал председатель совета директоров Финпромбанка Анатолий Гончаров.  Он вместе с неназванным партнером инвестировал в Wikimart $40 млн, получив взамен контрольный пакет акций. У Фалдина и Курмакаева остались миноритарные пакеты акций. Продав свою долю (более 50%), "тигры" сначала сохранили место в совете директоров, а потом и вовсе вышли из игры. С тех пор Wikimart, судя по всему, начало бросать по волнам рынка из стороны в сторону. На прибыльность компания так и не вышла - ни в 2014 году, ни в 2015 (на конец этого года Фалдин прогнозировал выйти на точку безубыточности). В сентябре 2014 г. Wikimart купил ретейлеров "Терминал.р" и "Моллстрит" для усиления офлайнового присутствия в регионах, с опорой на складскую инфраструктуру и розничной сети «Терминал.ру». Новая стратегия , по словам Фалдина, заключалась в открытии офлайновых магазинов и  развитии собственных продаж товаров. До этого Tiger Global всегда смотрел на  идею офлайнового присутствия скептически: операционные расходы на содержание офлайновых точек, по мнению экспертов фонда, не оправдывали полученную инфраструктуру. Новый формат в компании называли "магазинами терминального обслуживания". По сути, это был стол заказов, с разным сроком исполнения в зависимости от товарной категории. Осенью 2015  года Wikimart открыл свои первые круглосуточные офлайн магазины-склады в Москве и Новосибирске, но уже в начале 2016 года отказался от их круглосуточной работы. Параллельно с запуском Wikimart-центров компания развивала сеть фирменных пунктов выдачи Wikimart-экспресс. Параллельно  с офлайном в компании попытались запустить сео-сервис с названием "Analytics 360". Заодно торговая площадка объявила о смене концепции бренда на «торгово-развлекательный центр в интернете».

Команда покидает корабль

Не выдержав метаний, Максим Фалдин в мае 2015 года ушел с поста руководителя компании, оставшись в совете директоров. Вместе с ним ушел операционный директор компании Элдар Разроев. Гендиректором Wikimart стал  бывший операционный директор "Юлмарта" Андрей Кленин. "Андрей был приглашен в Wikimart  для реализации новой стратегии компании", - объяснял тогда Фалдин. В интервью за сентябрь 2015 года Кленин рассказывал: "Wikimart чувствует себя хорошо. Стабильно. Ситуация, которая была в прошлом году в связи со сменой акционеров, благополучно завершилась". Но в реальности раздрай только нарастал. Офлайн из регионов перекочевал в Москву под предлогом "нас в Москве любят". Почувствовав неладное, компанию начали покидать и другие топ-менеджеры. Так, в конце года ушла PR-директор Евгения Лампадова.

"Все про*рано и разворовано"

Следующий год оказался еще хуже. 19 сентября 2016 года Банк России лишил лицензии Финпромбанк за неисполнение обязательств перед кредиторами, а через месяц банк был объявлен банкротом. В Wikimart начались периодические задержки зарплаты, обращавшиеся к руководству сотрудники не получали никакого ответа на свои вопросы. Вот как в посте на Pikabu описывает ситуацию на конец прошлого года один из бывших сотрудников Wikimart "Долги по зарплате за октябрь, ноябрь, декабрь. Очень многие уволились "по собственному желанию", кого-то попросили, кто-то сам ушел. Никому из уволившихся не была выплачена заплата в день увольнения. Сотрудникам, находящимся в декретных отпусках, деньги также не начисляются. При увольнении часть сотрудников забирала технику в счет заработной платы. Тем не менее Wikimart продолжает работать. Так как это marketplace, то на нем все еще можно заказывать товары, которые размещают магазины-партнеры. Это не кидалово и не обман, такие заказы доедут до покупателей, т.к. везти их будет не wikimart. Выручка с таких заказов идет ... а шут её знает куда она идет. По словам гендира - на погашение имеющихся долгов. Но только не долгов по зарплате". Сотрудник чебоксарского офиса Wikimart добавил штрихов к картине: "У нас офис опечатал владелец помещений за неуплату, внутрь не попасть даже чтобы личные вещи забрать,  да и смысла  уже нет, так как в офисе телефонии нет, интернета нет с 16-17 декабря в офисе, а руководство уволилось или сбежало в декрет, не оставив заместителей. Московское руководство и господин Андрей Кленин не ответил не на одно письмо, молчит и не замечает нас: телефонные трубки кидает, на письма - тишина". 16 декабря основатель и миноритарный акционер Wikimart Максим Фалдин на своей странице в Facebook выступил с публичным обращением к сотрудникам компании. По его словам, интернет-магазин фактически больше не существует, а все его активы разворованы: "Денег нет совсем и взяться им неоткуда. "Дяденька-олигарх" больше не спонсирует банкет…" "На прошлой неделе, после почти двухлетнего перерыва, я провел в компании полтора дня. Так получилось, что мажоритарные акционеры ее бросили, а из миноритарных я один оказался в России. За эти полтора дня убедился, что у компании не осталось активов, которые можно спасти и компетенций, которые можно сохранить. 20 месяцев моего отсутствия позволили "профессиональным" топ-менеджерам на деньги "богатых" олигархов уничтожить компанию. За эти 20 месяцев они потратили (в рублях) в два раза больше (!), чем мы с Камилем (Курмакаевым - прим. ред) за всю историю компании, с момента основания в 2008 по август 2014. И ВСЕ было про*рано и разворованно. Но в бОльшей части про*рано. Вернувшись в компанию на полтора дня, я увидел коллективное воровство, всепроникающий страх сотрудников, не получающих зарплату два месяца, и вязкую непреодолимую бюрократию повсюду, - написал Фалдин и посоветовал: - Оставьте Викимарт в этом году, в своей прошлой жизни. Такой компании больше нет". В тот же день был закрыт офис в Москве, позже Wikimart прикрыл конторы в Чебоксарах и Новосибирске. Партнеры, которым не возвращали деньги, начали обращаться в суды. Выяснилось, что Wikimart накопил долги перед поставщиками, контрагентами, арендодателями. Фалдин в том же посте сообщал, что компанию скоро признают банкротом. Однако Андрей Кленин публично опроверг эти слова. Он заявил изданию Roem.ru, что компания действительно  в сложной ситуации, но акционеры и менеджмент не планируют закрывать ее. "Мы работаем над сокращением задолженности, и этот процесс идет успешно", - добавил он. Кленин подтвердил, что против компании действительно подан иск о банкротстве от ООО "Люкс трейд", но, по его словам, этот иск был обусловлен спором с поставщиком, а 2 млн рублей, которые требует партнер, - не особо значимая сумма для компании. Кленин назвал иск о банкротстве практически шантажом, заявив, что таким способом их заставляли вернуть долг в 2 миллиона рублей. Всего же он признал за компанией долг в 600 миллионов, который, по его словам, удалось сократить в 20 раз.

Что происходит сегодня?

Компанию за прошедшие полгода банкротом так и не признали. ООО "Люкс-трейд", подававшее в арбитраж соответствующий иск, переуступило свои исковые права другой фирме - ООО «НедраМакс» -  а та отозвала заявление. Похоже, с этим долгом Андрею Кленину удалось разобраться, как он и обещал. Однако в арбитраже и сейчас висит несколько дел о возврате долгов, а в первой инстанции до сих пор рассматривается иск о признании банкротом от 9 кр дит ров.  Очередное заседение по нему пройдет завтра, 28 июня. По данным ЕГРЮЛ, 2 ноября 2016 года было зарегистрировано новое юрлицо - ООО "ВИКИМАРТ БИЗНЕС". Его учредителем и владельцем 99% является ООО "ВИКИМАРТ", а гендиректором - Андрей Кленин. На практике, на банкротство компании могут не идти по двум причинам, - пояснила Oborot.ru управляющий партнер юридической фирмы "Зарцын, Янковский и партнеры" Людмила Харитонова. -  а) дорого б) нет подконтрольных кредиторов, и тогда есть риск, что реальные кредиторы сменят управляющего и будут копать нет ли в действиях директора и участников признаков преднамеренного банкротства (вывода имущества). Что касается регистрации нового юрлица, оно часто создается для перезапуска на него финансовых потоков, когда старое ООО несет на себе риск ареста счета или блокировки. Это, по мнению Людмилы Хартоновой, может свидетельствовать о том, что в компании все еще надеются (или по крайней мере надеялись в ноябре 2016 года - прим.ред) на новые инвестиции. Oborot.ru попытался связаться с гендиректором Wikimart Андреем Клениным, чтобы узнать у него, что происходит в компании. Но, к сожалению, один раз попросив перезвонить ему через час, господин Кленин перестал отвечать на звонки. Не удалось добиться комментария и через другие каналы связи. Однако мы продолжаем надеяться на  развернутый комментарий по ситуации. Между тем, источник на рынке, знакомый с ситуацией в компании, описал ее в комментарии Oborot.ru кратко: "....ец  (конец - прим.ред) котенку". И добавил, что центральный офис "Викимарта" в Москве на Рождественском бульваре, по его наблюдениям, "закрыт на замок". "Я могу только повторить то, что уже написал в декабре, - прокомментировал Oborot.ru Максим Фалдин. -  Компании "Викимарт" больше нет. Пока работал сайт wikimart, у кого-то могли быть иллюзии, но компания и сайт - это не одно и то же. Все про*рано и разворовано было еще в декабре, сейчас мы видим закономерный итог".

Костенко Дарья, Климов Андрей

Зачем "Фотоскладу" товары под собственным брендом?
Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, умирает, покинутый инвесторами. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта и пытается разобраться, ставить ли в ней точку

Банников Алексей

Мобильная страница: почему надо "оптимизировать невидимое"
Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, умирает, покинутый инвесторами. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта и пытается разобраться, ставить ли в ней точку

Мациевский Николай

Да будет свет: SEO-аудит интернет-магазина светильников
Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, умирает, покинутый инвесторами. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта и пытается разобраться, ставить ли в ней точку

Яськов Артем

Easy-Post: Наша бизнес-модель – "ничего лишнего"
Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, умирает, покинутый инвесторами. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта и пытается разобраться, ставить ли в ней точку
Wikimart. Занавес?
Маркетплейс, созданный в 2008 году Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, умирает, покинутый инвесторами. Oborot.ru вспоминает историю этого яркого проекта и пытается разобраться, ставить ли в ней точку

Костенко Дарья, Климов Андрей


ПОСТЫ НА ФОРУМЕ

Раскрутка за процент от продаж
Ищу SMM щика, готов работать с ним за % от продаж. За высокий процент, обсудим любые возможности реализации нашей работы, коммуникаций, что бы SMM щик не сомневался что все честно и % ему отходит на карту тот который заработал, и в том объеме что продали. Пишите в вк ваши предложения. Мой проект это спортпит премиум качества. Деньги на рекламу есть и на хороший опт с поставщиком, по сути я просто ваш инвестор. https://vk.com/protikenotik
Семен Суранов

Кассовое обслуживание
belegoth:

Добрый день!

Собираюсь открывать ИМ, и хотел бы у вас спросить совета.
Сейчас в Москве появляются транспортные компании с интересной услугой - кассовое обслуживание, то есть ТК становится моим агентом, пробивает чеки, доставляет, а потом перечисляет мне на счет деньги.

Отличная курьерская служба Esco service с кассовым обслуживанием и экспресс доставкой ww w.escose rvice.ru

Как вы думаете, стоит ли попробовать воспользоваться такой услугой для начинающего? На первый взгляд видны одни плюсы - это решает с ККМ, на которую можно поначалу не тратиться, а так же проблему с передачей чеков курьерам ТК.

Но может есть какие подводные камни в этой затее, которые не видны так сразу?

Заранее спасибо за ответы.
Андрей Никонов

Оперативная курьерская доставка в Москве и Санкт-Петербурге
Здравствуйте коллеги. В Питере сейчас более 100 интернет магазинов доставляют заказы день в день. Причём заявки скидывают в реальном времени.
- Заборы осуществляются по несколько раз в день. К некоторым клиентам приезжаем по 6 раз за день. В основном это гироскутеры.
- В пригород заказы доставляются в этот же день.
- 7 дней в неделю
-с 09-00 до 21-00 (можно и позже или раньше за доп плату.)
- Курьеры постоянные под управлением опытных логистов.
- Забор от поставщика или со склада ИМ Бесплатно. хоть 1 заказ.
- Расчёты строго по графику. Можно хоть на след день.
- Возврат не выкупленных заказов попкутно бесплатно 1 раз в неделю, при заборе.
- Персональный менеджер всегда на связи по Telegram.
- Окно доставки для покупателя +/- 30 минут.
- Материальная ответственность компании, а не курьера.
-API интеграция.
Это уже всё отработано, что бы вы ещё хотели добавить?
Вячеслав Столяров

Аксиомус - кто с ними работает?
Илья Новосёлов:

Илья Новосёлов:

Да, верно, в рамках объединения Аксиомус и Боксберри останутся только ПВЗ Боксберри, но по срокам и тарифам актуальных тарифов Аксиомус. Фактически - происходит замена одних ПВЗ другими.


Переход должен закончится до конца этого месяца.


Илья, доброго времени!

К сожалению не смог сейчас получить внятный ответ от ваших менеджеров через Тикет. Вопрос следующий:

В связи с объединением вашей компании и Boxberry хотел бы уточнить следующий момент: останется ли тип заявки "Самовывоз" для Мск и СПб, или этот тип заявки будет полностью перенесен в "Boxberry"?
- Если тип заявки "Самовывоз" останется, то будут ли ПВЗ дублироваться в "Boxberry", или регионы Мск и СПб не будут доступны в заявках "Boxberry"?
- Если тип заявок "Самовывоз" будет полностью перенесен в "Boxberry", то когда это планируется реализовать в поной мере?

А то уже месяц в ожидании и не могу дать команду программистам закончить обновление API с вами.
Спасибо.
Георгий Гл

Аксиомус - кто с ними работает?
Анвар Б:

Илья Новосёлов:

Анвар Б:

Добрый день.
Ответа по Тикету нет внятного, вынужден писать сюда.

Раньше не было проблем с переводом средств, сегодня деньги не пришли, тд 278145.
Уточните сроки перевода средств и чем вызвана задержка?


С переходом на новое юр.лицо все расчеты осуществляются через расчетный цент Бок сберри - т.е. мы отправляем туда все распоряжения на переводы, а фактический перевод делает расчетный центр. Дальше мы получаем статусы переводов в свою систему, как правило на следующий день после перевода, и соответственно меняем статус детализации в системе.
Все сегодняшние переводы отправлены в расчетный центр, ждем статусов. Пока никаких нарушений сроков я не вижу.


Благодарю за ответ, значит фактически приход средств сместился минимум на день, т.к. раньше средства приходили день в день и статус детализации менялся в де нь с здания.
Уточните по Постхабу средства также пойдут через Боксберри?


Деньги отправляются в тот-же день, что и раньше. А вот как их зачисляет банк клиента - вопрос. Иногда в тот-же день, иногда - на следующий.
Раньше статус детализации менялся сразу после подписания платежек в банк-клиенте, теперь - после получения статуса из расчетного центра Боксберри.
Деньги по почтовым и иным региональным отправкам также пойдут через Боксберри (пока на новом юр.лице их физически нет - заказы не успели доехать)
Илья Новосёлов



Информация
Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.

© Oborot.ru 2001 - 2017. Замечания и предложения направляйте на info@oborot.ru

В избранное