Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?


Рассылка для владельцев сайтов, веб-мастеров и сайтостроителей

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?

Выпуск #42, 2007-06-28
Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email

Добрый день, уважаемый читатель!

Я вернулся из очередной поездки — проводил на востоке России семинары по партизанскому маркетингу. Десять перелётов за три недели, полторы сотни новых знакомств. Успешно прошли все шесть запланированных семинаров — пять открытых, которые анонсировались в рассылке, и один закрытый, корпоративный. И вот я вернулся.

Сегодня я опубликую разбор ещё одного коммерческого сайта. Но сперва — пара слов о других делах.

Сейчас я приступаю к составлению программы семинаров в России и Украине на осень. Если Вы, уважаемый читатель, хотите пригласить меня в свой город для проведения семинаров «Партизанский маркетинг» и/или «Бизнес, работающий как швейцарские часы» самое время это сделать. В конце письма Вы найдёте информацию о том, как со мной списаться.

Читайте в «Деловом квартале»

После семинара в Екатеринбурге у меня взяли интервью о партизанском маркетинге для журнала «Деловой квартал». На бумаге это интервью выйдет в разных городах в течение ближайших недель — а в Интернете его уже можно прочитать здесь.

Новое платье «Фаберон»

Сегодня на нашем анатомическом столе — сайт компании «Фаберон». Правда, ситуация немного нетипичная. Подвергнуть анализу попросили не текущий, уже работающий сайт компании — а новую версию сайта, перед тем, как её утвердить. Весьма разумный подход, надо отметить.

Итак, что же можно сказать о новом платье короля… простите, о новом сайте «Фаберон»?

Проблема принципиальная

Во-первых, можно с уверенностью сказать — создатель этого сайта совершенно не принимает во внимание, что компьютерные экраны бывают разного размера. Сайт «не умеет» подстраиваться под резолюцию (размер) дисплея. На маленьком экране — часть страницы (и справа, и снизу) оказывается обрезана, появляются полосы прокрутки. На большом LCD-экране — изрядную часть окна браузера занимает пустое белое поле. Что так, что этак сайт выглядит весьма непрезентабельно.

Во-вторых, точно так же создатель сайта позабыл и о том, что не все люди используют браузер Internet Explorer. В результате пользователи FireFox, Netscape и прочих браузеров (а это, по разным оценкам, от 15% до 40% пользователей Интернета) пройти вглубь сайта просто не смогут — попытка выбрать любой пункт меню заканчивается сообщением об ошибке.

Такое пренебрежительное отношение ко всему миру — грубая ошибка дизайнера. Но допустим, что нам повезло, и мы открыли сайт именно тем браузером и именно на таком экране, как у дизайнера. Что мы увидим?

Проблемы дизайнерские

Логотип сайта находится в конфликте как со стилем сайта, так и с самим собой — вытянутые, «лёгкие» и закруглённые буквы текстовой части логотипа плохо сочетаются с грубой, угловатой и «массивной» графической частью. Но этот логотип, как я понимаю, создан другим дизайнером — так что обсуждать его не будем.

  • А вот то, что логотип прижат к краю страницы вплотную, почти без зазора — просчёт уже этого дизайнера.

Цветовая гамма главной страницы представляется мне не совсем подходящей для этого сайта. Если фирма продаёт оборудование и бытовую химию для мойки и уборки — одним из ключевых мотивов дизайна должна быть чистота. Какие цвета тут будут уместны? Примерно те же, что и в дизайне минеральной воды — «прозрачные» голубой, синий и зелёный. Станете ли Вы покупать минеральную воду в коричневых бутылках? Думаю, нет. Так и оттенки цвета «детской неожиданности», доминирующие на главной странице сайта, едва ли уместны там, где речь идёт о чистоте.

Об использовании «флеша» для дизайна сайтов я уже писал неоднократно. Обычные проблемы — бессмысленное украшательство и ошибки программирования — проявились и здесь.

Зачем верхнему меню нужны выезжающие полоски? Особенно если учесть, что цена этого украшательства — потеря той части посетителей, у которых не установлен «флеш» либо установлена слишком старая версия, так что они не смогут увидеть это меню…

Зачем пункты рубрикатора в нижней половине экрана дёргаются, будто в эпилептическом припадке? «Флеш» был использован только ради этого подёргивания. Неужели дизайнер решил, что эти судороги на экране приятны для глаза? Цена этого дёрганья — рубрикатором не удастся воспользоваться из браузера FireFox. Впрочем, об этом я уже писал.

  • Типичное украшательство в ущерб работоспособности сайта.

Кроме того, буквы в меню на «флеше» выглядят грязными, размытыми. Собственно, они такими и являются — взгляните на увеличенные фрагменты страницы. Слева фрагмент столбца новостей, выполненного обычным шрифтом. Как видите, буквы чёткие и ровные. Справа — фрагмент верхнего меню, сделанного на «флеше». Без комментариев.

Стиль рисунков в рубрикаторе (тонкие белые контуры на фоне «плоского» пастельного цвета) плохо сочетается с яркой цветной фотографией, использованной в качестве фона. Возможно, их как-то и можно было использовать вместе — но явно не так, как это было сделано.

Далее, визуально сайт совершенно не структурирован. Взгляните на контур, отделяющий «светлую» часть страницы от «тёмной». Из-за обилия углов и ломаных линий страница выглядит так, будто её обгрызли голодные мыши.

Быть может, дизайнер когда-то слышал такое понятие, как «сетка», визуальная структура, делящая страницу на пропорциональные части. И даже — судя по вертикальной линии, разрезающей фотографию — возможно, пытался эту самую «сетку» создать. Но попытка успехом не увенчалась — практически каждая вертикальная или горизонтальная линия на странице живёт своей собственной жизнью и не связана с другими фигурами, а «пересекает» их. Общий результат — хаос, «взрыв на макаронной фабрике».

Та же проблема с «сеткой» проявляется на страницах каталога товаров — дизайнер как будто принялся делить страницу на равные квадратики, но потом плюнул и нарезал как попало. Половина страница оказалась упорядочена, вторая половина — в состоянии визуального хаоса.

И ещё одна проблема с дизайном — совсем небольшая на фоне предыдущих — фотографии товаров в каталоге. Они такие маленькие, что тяжело разглядеть изображение.

Проблемы смысловые

Одна из ключевых проблем этого сайта — невозможность понять, куда ты попал. Что это за сайт вообще — и в какой его части ты находишься в частности.

Человеку, впервые заглянувшему на входную страницу сайта, будет нелегко понять, что это за фирма, где она находится, чем занимается и что может предложить клиентам. Ни логотип, ни верхнее меню ясности не внесёт, колонка новостей — тем более. Но на первой странице есть хотя бы рубрикатор. На остальных страницах нет и этого.

Находясь в каталоге (см. иллюстрацию выше), трудно понять, на каком уровне ты находишься.

Кроме того, в каталоге можно найти изображение и описание товара — но там нет ни цены, ни предложения этот товар приобрести, ни телефона для справок. Простите, фирма торгует этим оборудованием — или же просто решила выложить информацию о нём?

Назначение поля ввода «Поиск» на страницах каталога не вполне понятно. Что и где мне предлагают искать? Это поиск по каталогу, по всему сайту или в Интернете вообще?

Страницы, рассказывающие о фирме, вызывают недоумение. Так, рядом с рассказом, озаглавленным «Стабильность и развитие», изображено какое-то крайне неустойчивое на вид сооружение из камней. Спасибо, конечно, что хоть не карточный домик…

В разделе «Наша команда» помещены фотографии сотрудников фирмы, сопровождающиеся какими-то их репликами.

Например, на фоне покосившейся двери (или это фотограф так снял?) сфотографирована девушка-юрист, которая сообщает нам, что она совершенно удовлетворена темпами развития компании. Мне почему-то казалось, что рассуждать о темпах роста должен кто-то другой — гендиректор или директор по развитию… в устах же юриста, системного администратора или инженера-механика такая реплика выглядит несколько странно.

На другой фотографии генеральный директор «Фаберона» сообщает нам, что фирма предлагает уникальные решения, которые позволяют расти его бизнесу. Это хорошо, конечно — но мне как потенциальному клиенту гораздо больше хотелось бы услышать о выгоде для моего бизнеса.

  • Или этот сайт предназначен не для посетителей, а для разовой демонстрации потенциальному инвестору — и именно поэтому реплики сосредоточены на темпах роста самого «Фаберона»?

Заголовки новостей на главной странице вызывают недоумение. «09.05.2007 Чистая машина — хорошее настроение». «16.03.2007 Новость "Columbus — немецкое качество на российском рынке"». Очень хочется спросить, в чём новость-то заключается? Как минимум один из заголовков уводит посетителя на чужой сайт — действие совершенно необычное для колонки новостей. Впрочем, все эти проблемки можно списать на тестовый режим работы сайта.

Вообще, разного рода мелкие проблемы встречаются в тексте сайта достаточно часто. Тексты тяжеловесны, мутны, неконкретны, написаны неживым языком. Фразы наподобие «продукция предназначена для оптимизации времени и снижения трудозатрат путем повышения производительности, упрощения технического обслуживания и эксплуатации, обеспечения круглосуточной уборки» почти так же сложны для восприятия, как поздние выступления Брежнева.

Иногда встречаются обороты вроде «может оптимизировать гигиену в Вашей компании», не вполне соответствующие правилам русского языка.

В некоторых случаях тесты явно оказываются не на своём месте. Например, на странице «Сервисное обслуживание» посетителю предлагают все виды обслуживания вышеуказанного оборудования — хотя ни о каком оборудовании речь на странице не шла. Такое впечатление, что текст бездумно скопировали из какого-то рекламного проспекта.

Главная же проблема сайта заключается в том, что он оставляет впечатление, будто его создатель до конца так и не решил, зачем же этот сайт ему нужен. То ли для клиентов, то ли для начальства, то ли просто «чтобы был». Какую работу должен выполнять сайт? Каких людей должен привлекать? На какие действия должен поощрять посетителя? Нет ответа…

А как надо было?

Подходить к созданию сайта надо было иначе. С двух сторон.

С одной стороны, надо было решить, для чего вообще создаётся сайт. Какова его роль для фирмы? То ли это средство привлечения новых клиентов, то ли это просто выложенный в Интернет рекламный проспект фирмы с каталогом товаров, то ли это витрина магазина, то ли красивый отчёт для инвесторов, то ли что-то ещё.

Далее нужно было решить, на какие конкретные действия сайт должен подвигнуть посетителя. И сообразно поставленной задаче — надо было спроектировать структуру сайта. Какие разделы и страницы на нём будут, что должно быть на этих страницах, каким будет меню сайта, как страницы будут ссылаться друг на друга, чтобы посетитель попал именно на ту страницу, на которую создатели сайта хотели его привести.

А с другой стороны, работу над дизайном сайта надо было начать с разработки фирменного стиля. Привести логотип в божеский вид, либо подобрав шрифт, сообразный рисунку, либо изменив рисунок сообразно шрифту. Выбрать фирменные цвета, которые будут потом использоваться и на сайте, и в печатной рекламе, и на выставочных стендах. Выработать стиль для оформления сайта — не салат из цветных фотографий и контурных рисунков, а единый стиль, элементы которого не будут конфликтовать между собой. Разработать модульную сетку, по которой будут строиться все страницы сайта.

И только после того, как обе этих процедуры будут завершены — ещё на бумаге — только после этого стоило бы приступать к работе над самим сайтом. А закончив работу, следовало протестировать её на разных компьютерах, под разными операционными системами и браузерами, в разной резолюции экрана. Жаль, что это не было сделано.

Впрочем, поскольку фирма участвует в международных выставках — полагаю, она вполне может позволить себе приостановить работу над сайтом, вернуться на шаг назад и произвести все процедуры, необходимые для того, чтобы создать по-настоящему качественный — и полезный для бизнеса — корпоративный сайт.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои сайты для разбора. Присылайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас, доктор сайтов.

Если Вы хотите предложить свой сайт для бесплатного краткого разбора в рассылке или нанять меня для подробного анализа Вашего бизнес-сайта - пожалуйста, не забудьте ответить в своём письме на следующие вопросы (без этой информации я едва ли смогу Вам помочь):
  • Адрес сайта?
  • Какова главная задача сайта?
  • Каких людей Вы хотите привлечь на сайт?
  • Какие конкретные действия они должны совершить в результате посещения сайта?
  • Являетесь ли Вы владельцем или менеджером сайта?
  • С какими проблемами Вы столкнулись?
  • Что Вы делали или делаете сейчас для решения этих проблем?
Если Вы хотите подать заявку на бесплатный разбор сайта, Вы должны будете предварительно разместить у себя на сайте ссылку-другую по моему выбору. Пожалуйста, сразу укажите в своём письме, что Вы готовы разместить ссылки, иначе я даже не обещаю ответить Вам.

Сайты на бесплатных серверах вроде www.narod.ru в рассылке рассматриваться не будут, извините - размещение на бесплатном хостинге (со всеми его проблемами) уже само по себе является существенной ошибкой для бизнес-сайта.

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в работе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email

Copyright © Александр Левитас, 2007-06-28. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.


-AdRiver-     -AdRiver-

В избранное