Сегодня уже не так часто, как в
90ые, но все же встречаются люди, которые "случайно" заработали
большие деньги и хотят вложить их в дело. А в какое - не знают. Или другая
распространенная ситуация - владелец успешной компании хочет диверсифицировать
свой бизнес, дополнить его новым направлением. Одним словом, отечественный
рынок готового бизнеса пока что не жалуется на отсутствие покупателя.
Однако, какой бизнес стоит приобретать, а какой - нет?
Купить бизнес просто - достаточно кликнуть по баннеру и попасть на один из 150
сайтов рунета, представляющих крупные и небольшие магазины по продаже готового
бизнеса.
За 5-8 тысяч долларов можно купить видеопрокат или пункт обмена валют, подороже
- кафе или салон красоты. В принципе, приобрести можно практически любой бизнес
- от малого и "семейного" до серьезного производства. Только в Москве
и московской области на продажу выставлено несколько тысяч объектов на любой
вкус и кошелек. Готовый бизнес привлекателен для финансистов, особенно если
видно, что новый владелец способен исправить недочеты старого (зачастую
причиной продажи является банальная нехватка инвестиций, которые требуются
бизнесу на данном этапе). При этом поглощение может сэкономить годы упорного
труда и позволяет мгновенно выйти на интересующий вас рынок. Подобные вещи
являются обычной практикой среди крупных компаний. Очень редко корпорации
создают новый бизнес самостоятельно, предпочитая купить пусть небольшое, но уже
существующее предприятие.
Чаще других продаются рестораны и салоны красоты. Вероятно, потому что этот
рынок перенасыщен - только в Москве открыто около 5000 ресторанов и 2000
салонов красоты. Выжить и получать прибыть можно только в том случае, если ты
четко нацелен на потребителя. И, тем не менее, именно эти формы бизнеса
пользуются наибольшей популярностью у покупателей, поскольку не требуют
узкоспециальных знаний (по сравнению с каким-нибудь заводом по переработке
автомобильных покрышек). Тем более, что и рестораны и салоны красоты нередко
покупаются не только для извлечения прибыли, но и из соображений престижа или в
качестве экстравагантного подарка.
В любом случае, покупатель готового бизнеса должен знать, какие преимущества по
сравнению с созданием аналогичного проекта "с нуля" он получает.
Прежде всего, это:
* Помещения и оборудование.
* Обученный персонал, отлаженные методы и технологии работы.
* Действующие договора, связи с поставщиками.
* Сложившуюся клиентуру и постоянный поток доходов.
* Лицензии, патенты, разрешения и сертификаты, торговую марку.
А кроме того, он экономит время и (в случае верного выбора и правильной
политики общения с продавцом) экономит деньги. В некоторых случаях приобретение
готового бизнеса может сэкономить покупателю весьма значительные средства.
Так, по словам представителя одной из компаний, работающих на рынке готового
бизнеса, довольно распространенной является следующая ситуация:
К нам обратились два друга, владельцы авторемонтного центра, заработавшие
довольно большие деньги на поставках импортных запчастей. Они были увлечены
идеей создания собственного ресторана. У них было очень много планов, проектов
- от меню до интерьеров и при этом они не могли точно ответить на вопрос -
какой именно ресторан им нужен. Мы предложили им два варианта: за 280 и 400
тысяч долларов. Оба ресторана были расположены в хорошем месте, но требовали
рестайлинга и качественной переработки концепции - они были не достаточно
клиетоориентированны. Однако, сделка не состоялась. В следующий раз мы
встретились через год. Партнеры пришли к нам уже в качестве продавцов.
Оказывается, они решили делать собственный ресторан и уже инвестировали в этот
проект более миллиона долларов. Результат получился неудовлетворительным -
низкие финансовые показатели, неясные перспективы… Если бы они купили готовый
ресторан, то тоже могли бы потерпеть неудачу, но с гораздо меньшими затратами.
Вообще, создание бизнеса "с нуля", очень часто сопровождается
затягиванием сроков и значительным превышением первоначально запланированных
вложений".
Именно поэтому и привлекательна покупка готового бизнеса.
Пожалуй, главной проблемой этого рынка является его незрелость и неэтичность -
все без исключения продавцы стремятся завысить цену своего предложения, либо
предоставляя покупателю ложную информацию и уж наверняка - не предоставляя всей
информации о "товаре".
Чтобы не купить заведомо "мертвый" проект необходимо провести
предварительную подготовку.
В зависимости от навыков и возможностей, это можно сделать самостоятельно (с
помощью собственной команды юристов и консультантов) или обратиться к
специалистам, которые профессионально занимаются оценкой рисков подобных
инвестиционных проектов.
Основные риски, сопряженные с покупкой готового бизнеса таковы:
1. Бизнес может быть построен вокруг личности основателя, на которую
"завязаны" клиенты, персонал, партнеры. Смена хозяина влечет за собой
потерю этих активов.
2. У компании могут быть долги по налогам и перед контрагентами.
3. Бизнес может находиться на заключительной стадии своего жизненного цикла.
4. Существует риск быть обманутым продавцом.
5. Ситуация на рынке такова, что бизнес просто не может выжить в конкурентной
борьбе
Если же бизнес "чист" - не имеет долгов, а профессиональные
консультанты уже рассчитали, сколько будет стоить вливание нового вина в старые
меха, можно приступить к его оценке и уместному торгу. Как правило, стоимость
компаний, акции которых не котируются на бирже, оценивается в сумму чистой
прибыли, заработанной бизнесом в течении 7-8 лет.
Однако если за предприятие платят наличными, то покупатель вправе потребовать
скидку, иногда достигающую пятидесяти процентов. Разумеется, такой принцип
работает только в "типовых" ситуациях. Если вместе с бизнесом вы
приобретаете какую-то революционную технологию, уникальную клиентскую базу или
любое иное по-настоящему значимое конкурентное преимущество, за него не грех
заплатить и больше. Главное, чтобы это преимущество было действительным, а не
выдуманным.