Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Как умирает торговля в петербургских ТЦ". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Как умирает торговля в петербургских ТЦ
Автор статьи: Галина Бояркова, fontanka.ru
Количество вакантных площадей в ряде петербургских ТЦ приблизилось к опасному уровню, после которого может пойти речь о закрытии комплексов. Арендаторы уходят в новые центры или избавляются от магазинов вовсе. Оставшиеся заманивают клиентов скидками и ждут турпотока.
На конец 2015 года 7,8% помещений в петербургских торговых центрах осталось без арендаторов, что на 2,2 процентных пункта выше, чем год назад, посчитали в консалтинговой компании NAI Becar.
Хотя средний по городу показатель не так пугает, однако в ряде объектов, по оценкам
брокеров, уровень свободных площадей приблизился к опасному в 30% или даже превысил его. «Фонтанка» решила убедиться, теплится ли жизнь в петербургских ТЦ и верят ли их арендаторы, что переживут кризис.
Игры вместо продаж
В торговом центре «Адмирал» царит запустение: на втором уровне работает лишь шесть торговых точек, на третьем — три, на четвертом ни одной. Хотя, казалось бы, центр города, рядом со станцией метро «Адмиралтейская» и вблизи туристических троп — пройти мимо невозможно, знай продавай.
По словам арендаторов, многие площади пустуют с момента запуска летом 2014 года. Но есть и свежие закрытия, о чем свидетельствуют еще не убранные вывески — корейская косметика Korean Shine, оптика "Априори", ювелирные украшения «Серебряная коллекция». На фудкорте пропали итальянское кафе и кафе «Ватрушка». Остались в основном сувениры, ювелирка, немного одежды.
В магазине подарков продавец за стойкой увлеченно играет в компьютерную игру в телефоне, но все-таки отвлекается, чтобы поздороваться с редким покупателем. Рассматривая безделушки, приступаю к допросу:
– А чего ваши соседи закрылись? Хороший был
магазин.
– Они в декабре еще. Покупателей-то нет...
– Что, совсем никто не ходит?
– Ну, вот вы у нас за день третья. Сижу играю целый день, вот FIFA до конца прошел.
Выражаю недоумение, как с такими продажами выживает бизнес — все-таки аренду надо платить, зарплату. Однако продавец-геймер Анатолий заверяет меня, что его магазин судьба
соседей не постигнет — ситуацию выправит туристический поток, когда потеплеет. На вопрос, делают ли что-то владельцы ТЦ и собственники магазина, чтобы как-то привлечь клиентов в низкий сезон, Анатолий пожимает плечами: «Если что-то и делают, это незаметно».
«Туристы действительно сметают все подряд. Не только иностранные. И
наши в отпуск не экономят», – соглашается владелица магазинов «Комфорт» и «Серебряная коллекция» Татьяна.
Предпринимательница переехала в «Адмирал» около года назад из «Пассажа» на Невском. «Там владельцы иностранцы и ставка стала совсем неподъемная», — говорит она.
Однако торговля ювелирными изделиями не пошла. «Сейчас серебро стоит, как золото, плохо берут. Но отказываться от точки не буду, переделаю под магазин белья или детской одежды», — делится планами Татьяна.
На вопрос, не грустно ли работать в полупустом ТЦ, предпринимательница пожимает плечами – продажи идут. «Так много закрытий, потому что уходят пачками. Если владельцу магазина не удается договориться с собственниками, он закрывает сразу все», – отмечает Татьяна. Но, по ее словам, в администрации «Адмирала» обещают скоро все наладить. «Хотят привести сетевиков, но переговоры с ними не быстрый процесс», – добавляет она.
Мимо «Детей» в «Пивораму»
Из центра перемещаемся на периферию. В «Континенте» на "Бухарестской" пустует почти половина второго этажа. Из
свежих закрытий — одежда Mavi, Toto Group, товары для спорта и хобби — ABM, «Фрегат», «Страна Чудес».
В «Континенте» на "Звездной" вакантных мест пока не так много, зато на втором этаже два детских магазина – «Дети» и «Мама детям» – прекратили работу совсем
недавно.
Об акционерном конфликте, который привел к закрытию многих торговых точек этих сетей, соседи ретейлера не слышали. Однако, по их мнению, примеру ушедших могут последовать и другие.
«Еще полгода назад посетителей было ощутимо больше. Мы это по своей зарплате очень хорошо чувствуем», — отмечает сотрудник «острова» с радиоуправляемыми игрушками Андрей.
Сейчас в торговый центр ходят только по выходным. «И то в основном вон туда», — говорит он, указывая на ресторан
«Пиворама», уютно расположившийся между детскими магазинами.
Единственный способ заманить клиентов — распродажи, говорит консультант магазина Adidas Kids Ксения. – Могут долго ходить, смотреть, но покупают, только когда sale», – говорит она. Впрочем, в том, что рядом закрываются соседи, девушка не видит тревожного
сигнала — придут другие, а пока чем меньше конкурентов, тем больше придет в Adidas Kids.
Боярский уже не заходит
В принадлежавшем ранее Сергею Боярскому (а ныне
Fort Group) «Южном Полюсе» вывеска Sale со стрелкой красуется на двери вместо слова «Вход». Но градус для шопинга, похоже, все же не самый оптимальный — на втором этаже пустует вся правая часть коридора. Анонсированные открытия (обувь Belwest, одежда BeFree) — это переезд уже давно работающих ретейлеров на новое место. Впрочем, есть и свежая кровь — магазин бытовой техники Redmond.
«Учитывая, как люди стали ходить, думал, закроется гораздо больше», – отмечает консультант «Солдата удачи» Сергей. По его словам, в предновогодний сезон 2015 года число посетителей в магазине упало на 60% к 2014 году.
Те, кто все-таки пришел,
экономили не сильно. «Как раньше брали в среднем на 1000 рублей, так и сейчас берут, только уже другие товары», – говорит он.
Впрочем, самые дорогие товары, например клинки за 120 000, из ассортимента не выводят — спрос на них есть, хотя прежние постоянные клиенты становятся все более редкими гостями. «Вот, например,
Михаил Боярский раньше часто заходил, но что-то я его давно не видел», — расстраивается Сергей.
По словам продавца, собственники относятся к плохим продажам с пониманием, например, снижают планку выручки, за которую сотруднику причитается премия.
Закрыто. На реконцепцию
В четвертом квартале арендаторы более активно покидали комплексы в южных районах и центре Петербурга, чем в других частях города, отмечают эксперты консалтинговой компании JLL. Отчасти это объясняется открытием новых объектов
– второй очереди ТРК «Питер-Радуга» и первой очереди Outlet Village Pulkovo, которые оттянули как посетителей, так арендаторов. Но некоторые ретейлеры уходят «в никуда» – к примеру, закрывающиеся магазины группы «Дети».
В 2016 году ретейлеры будут вынуждены затянуть пояса еще больше. «Согласно данным
Петростата, за первые 11 месяцев 2015 года оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 11,3%, оптовой торговли – на 15,0%, а реальные доходы населения снизились на 5,8%. Исходя из макроэкономической ситуации, мы не можем ожидать роста торговли и в 2016 году», – комментирует руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев.
Ожидаемый в этом году ввод ТЦ «Охта Молл» и второй очереди ТЦ «Порт Находка» приведет к еще большему росту уровня вакансий, добавляет Ирина Реут, директор по консалтингу NAI Becar.
По мнению брокеров, торговым центрам, столкнувшимся с массовым оттоком клиентов и арендаторов, следует не
ждать конца кризиса, а задуматься о реконцепции.
Первые примеры уже есть. Так, ретейлер «О кей» еще в прошлом году переделал свой торговый центр в аутлет Villa. Теперь его примеру решил последовать «Капитолий» на "Пионерской". По информации «Фонтанки», сейчас там работают только "якорные
арендаторы" – Media Markt, "Ашан" и кинотеатр "Каро". По словам брокеров, владельцы до конца 2016 года намерены начать продавать там коллекции с дисконтом.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: