Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 5 февраля


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "«Запредельные цифры». Как ограничить рост цен?". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

«Запредельные цифры». Как ограничить рост цен?

Автор статьи: Фатима Шеуджен, aif.ru

В нескольких регионах обсуждают возможность введения продуктовых карточек для социально незащищённых слоёв населения. Если рост цен продолжится, к этой категории можно будет отнести чуть ли не половину россиян.

Убойные проценты

На днях народные избранники публично пожаловались: каша в их столовой здорово выросла в цене и теперь стоит больше 50 руб.! Это они впервые заметили рост цен!

Но им повезло: масштабная проверка магазинов прокурорами во всех регионах страны показала запредельные цифры роста цен на продукты - в Челябинской области до 478%!

Умножить на 2 

Последний мониторинг, организованный Челябинской област­ной прокуратурой, показал, что розничные цены с августа 2014 г. по январь 2015 г. увеличились: на огурцы +478%, помидоры +338%, гречневую крупу +150%. Каков же вывод?

- Предварительный анализ причин роста цен не выявил экономически необоснованного повышения их торговыми сетями, - пояснили в прокуратуре Челябинской обл. - В связи с отсутствием законодательных ограничений наценки устанавливаются каждой торговой сетью самостоятельно. 

Это означает, что местные правоохранители строго по закону сравнили цифры на магазинных ценниках со счёт-фактурами оптовиков, у которых магазины затоваривались. И если тот или иной продукт не входит в региональный перечень социально значимых товаров, то цена на него может быть любой. А на товары из перечня торговая наценка может составлять не более 30% в месяц. То есть цены растут, и это правильно?! Однако в других регионах правоохранители реагируют жёстче. По данным Михаила Усова, помощника прокурора Воронежской обл., в результате проверок в регионе возбуждено 56 административных дел, объявлено 19 предостережений о недопустимости нарушения закона. Прокуратура Москвы нашла в торговых сетях завышение в 2 и более раза цен поставщиков! Возбуждено 418 дел об административных правонарушениях. 

Чаще всего против торговцев заводят дела по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования». Наказание для граждан - штраф в размере 5 тыс. руб.; для должностных лиц - 50 тыс. руб., для юрлиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара. «Кроме оплаты штрафов магазины также должны снизить цены», - поясняет «АиФ» Ольга Моисейкина, старший помощник прокурора Белгородской обл. На сколько? Например, если на гречку торговая наценка составила 40% и она стоила 70 руб., то после проверки она будет стоить... 65 руб. Депутаты предложили внести поправки в действующий КоАП и снизить планку наценки до 20%, а планку штрафа поднять - от 100 тыс. до 1 млн руб. Пока будут принимать закон, не взлетят ли цены снова?

Что впереди?

Специалисты в прогнозах скептичны: после гречки, сахара и овощей скачок ждёт молоко и мясо. Почему? Марина Погосян, фермер из Краснодарского края, собирается бросить дело. 

- У нас всего 100 коров, - говорит фермер. - Закупочная цена для фермеров  - около 17,5 руб. при себестоимости 14,5 руб. за литр. А за сколько вы молоко покупаете? От 35 руб.? В выигрыше только перекупщики! Мой прогноз: или мы будем цену повышать, или избавляться от коров, что тоже повысит цену молока. 

Но самое опасное, что начнётся второй круг подорожания. Например, на сахар. «Из 87 заводов по изготовлению белого сахара в России в настоящее время продолжают производить сахарный песок из свёклы только 4, - отмечает Константин Ягунов, гендиректор крупнейшего поставщика сахара на Южный Урал. - Остальные производители закупают сырец на нью-йоркской бирже за доллары»...

Кстати

Сегодня в Европе цены падают, но в период их роста (кризис 2008 г.) власти активно боролись с «ценовыми сговорами»:

Великобритания. На 116 млн фунтов оштрафовали несколько супермаркетов и производителей. Их уличили в завышении цен на сыр, молоко и масло.

Германия. Несколько пивоварен заплатили казне ФРГ 106,5 млн евро за сговор, в результате которого ящик пива подорожал на 1 (!) евро.

Франция. На 40 млн евро оштрафовали 13 парфюмерных компаний и торговых сетей. Каждая фирма выплатила от 90 тыс. до 4,1 млн евро.

Кого наказали?

Помимо Генпрокуратуры за ситуацией с ростом цен следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). О результатах проверок на продовольст­венном рынке «АиФ» спросил Анну Мирочиненко, начальника управления конт­роля агропромышленного комплекса ведомства:

- Сколько дел было заведено по фактам завышения цен после введения контрсанкций? На какие продукты цены задирали чаще всего, как наказали виновных?

- С августа по факту нарушения антимонопольного законодательства было заведено около 20 дел, но проверки продолжаются, и их число может увеличиваться. Признаки нарушений выявлены на рынках мяса птицы, свинины, сахара, яиц. Так, в Ставропольском крае в завышении цен на куриное мясо уличены ЗАО «Ставропольский бройлер» и ООО «Птицекомбинат». В Казани торговые сети подозревают в установлении необоснованных цен на гречку. Дела расследуются. Если производитель, поставщик или продавец будет признан виновным, ему грозит штраф - максимум 15% от выручки компании на соответствующем рынке. 

- Что ФАС считает необоснованно завышенной ценой? Когда цена выросла на 30% за месяц? А если на 29%, то причин для разбирательства нет?

- Мы выясняем, насколько обоснованным было любое повышение. И если причин для роста нет и производитель или продавец воспользовался своим монопольным положением, он может быть наказан даже за завышение цены на 5 или на 10%.

Мнение эксперта

Виктор Ивантер, глава Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: 

- Я много раз слышал, что побороть рост цен могут их заморозка, введение карточек, запретительные законы. Но это ведёт к дефициту. А проблема вот в чём. Торговля не поднимает цену на не самый нужный товар - скажем, оливковое масло: его можно брать или не брать. А если поднимется цена на подсолнечное, то деваться некуда. И главное - все торговцы и поставщики в сговоре: у всех подсолнечное масло подорожает. Вот с этим и надо бороться. Во Франции распродажи согласовываются с правоохранителями. Они контролируют уровень цен, чтобы кто-то не опустил их ниже остальных. А нам нужно, чтобы не поднимали. Для этого у нас есть все инструменты, в частности, неплохие антимонопольные законы. Надо только их исполнять!

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное