Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Грузинское чудо. 7 самых громких реформ Кахи Бендукидзе". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Грузинское чудо. 7 самых громких реформ Кахи Бендукидзе
Автор статьи: Алёна Дрыга, http://zorya.org.ua
13 ноября в Лондоне от болезни сердца скончался предприниматель, экс-министр экономики Грузии Каха Бендукидзе. Архитектору грузинских реформ было всего 58. По словам экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, вскоре Каха, советник президента Украины, должен был получить высокий пост в правительстве. Но не сложилось.
За время реформ Бендукидзе, в 2004—2007 годах, Грузия поднялась со 137-го до 11-го места в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса. Американский журнал Forbes признал Грузию четвертой страной в мире по легкости налогового бремени. По привлекательности для иностранного капитала страна вышла на уровень восточноевропейских членов ЕС — Литвы и Словении. Кто знает, как бы изменилась украинская экономика, если бы к ней
прикоснулся чудотворец Бендукидзе? Сегодня мы можем только фантазировать и вспоминать, какие изменения претерпела Грузия.
Налоговая реформа
До прихода к власти команды
Саакашвили налоговая система в Грузии практически не работала. Как и в Украине, налоги платили далеко не все. Зато процветала коррупция. Взятки давали полиции, на таможне, в любых госучреждениях и даже самой налоговой, которая периодически совершала набеги на мелкие предприятия с целью хоть что-то выручить.
Начали реформу с налоговой амнистии и
кадровых чисток. Таким образом, и бизнесмены, и налоговая начали строить взаимоотношения с «чистого листа». Налоги нужно сокращать настолько, насколько их можно сократить, считал Бендукидзе. Упразднение половины государственных служб и части министерств позволило это сделать.
В 2005 году из 22 налогов в Грузии осталось
семь:
1. Подоходный налог
2. НДС
3. Социальный налог
4. Налог на прибыль предприятий
5. Акцизы
6. Имущественный налог
7. Налог на игральный бизнес.
За счет двух последних налогов и живет местная власть. Социальный и подоходный налоги были объединены с установлением единой плоской ставки на уровне 20%, установлена низкая ставка по налогу на прибыль — 15%. «Сверхускоренная» амортизация капитальных затрат и немедленный возврат НДС при инвестициях в основные фонды улучшили инвестиционный климат. Также в Грузии нет импортных пошлин, что позволяет максимально открыть рынок
для зарубежной продукции.
Тотальная приватизация
Лозунгом грузинской приватизации вполне может стать фраза Кахи Бендукидзе: «В государственной собственности может
находиться только большая королевская печать». Идея приватизации была порядком дискредитирована, но Бендукидзе это не остановило. В обоснование своей позиции он приводил три резона. Во-первых, трансформация собственности из государственной в частную ведет к общему повышению эффективности экономики. Во-вторых, приватизация ведет к снижению коррупции, которая, по словам Бендукидзе, «возникает там, где деньги соприкасаются с государством». И, наконец, продажа госсобственности — если
проводить ее правильно, это хорошая прибавка к государственному бюджету.
15 июля 2004 года Министерство экономики опубликовало список из 372 объектов, подлежащих продаже в 2004—2006 годах. Всего приватизации подлежало около 1800 мелких, средних и крупных предприятий. Начались аукционы. Принять участие в них мог каждый, у кого есть деньги.
Покупать разрешалось и иностранным, и местным инвесторам. Если первые все чаще покупали крупные компании, вторые тяготели к мелким объектам. Со временем в Грузии «продали» даже телекоммуникационные компании, больницы и систему водоснабжения. «Надо продать все, кроме совести», — говаривал Каха Бендукидзе. Вырученные деньги пустили на развитие малого бизнеса и создание рабочих мест на производстве.
Реформа государственной службы
Количество министерств в Грузии сократили с 18 до 13. 18 госдепартаментов превратились в подведомственные министерствам учреждения. Общее количество подведомственных агентств и учреждений тоже сократили с 52 до 34. Таким
образом, количество сотрудников министерств и ведомств уменьшилось почти в два раза.
«Конечно, в хорошо налаженном обществе нельзя так делать, — говорил Каха Бендукидзе. — Наш радикализм был основан на осознании глубины кризиса».
Зато оптимизация и увеличение бюджетных поступлений (смотрите налоговую реформу) в 2004—2005 годах дали возможность повысить зарплату госслужащим в 15 раз. Это не только способствовало борьбе с коррупцией, но и позволило пригласить в государственный сектор квалифицированные кадры.
Реформирование Пенсионного фонда Грузии
В Грузии вообще нет Пенсионного фонда. «Пенсионный фонд — фикция. Дефицит пенсионного фонда необратимо ведет к помощи из госбюджета. Поэтому фонд может быть эффективным лишь в одном случае — если у вас исторически наблюдается прирост населения. Тогда доходы с
пенсионных отчислений способны обеспечить выплаты пенсий. В иных случаях эта система не работает», — говорил экс-министр экономики Грузии.
Единственная здоровая система, по мнению Бендукидзе, когда люди сами копят на свою старость. В Грузии же государственная пенсионная система была реформирована таким образом, что ее основой стали
добровольные индивидуальные взносы.
В Грузии также нет фонда социального страхования, а есть универсальный государственный бюджет, из которого выделяются средства для адресной социальной помощи.
Это позволило снизить налоговое бремя и устранить лишние бюрократические структуры. «Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют», — приводил парадоксальный пример Каха Бендукидзе.
Новый Трудовой кодекс
Реформа трудовых отношений оказалась одной из немногих грузинских реформ, которым сопутствовало публичное обсуждение на стадии подготовки законопроекта. Профсоюзы выводили людей на акции протеста. Кодекс критиковали в ток-шоу. Тем временем команда Бендукидзе дорабатывала проект и искала союзников в депутатском корпусе. В марте 2006 года новый вариант кодекса внесли в парламент, а в
мае он получил статус закона.
Основной принцип кодекса — равенство обеих сторон трудовых отношений. Главным инструментом их регулирования стал контракт. Узаконили даже устное соглашение. Стороны сами договариваются об условиях работы, ее продолжительности, оплате, льготах. Для обеспечения равенства сторон индивидуальный договор получил
преимущество над коллективным. Закон регулирует лишь минимальный набор гарантий: ограничивает набор детей и беременных женщин на тяжелую работу, гарантирует безопасность рабочего места, двухнедельный отпуск и четырехмесячный декретный отпуск.
Отменили минимальный уровень оплаты труда и фактически ликвидировали монополию профсоюзов на регулирование
коллективных договоров (даже два сотрудника могут объединиться в ассоциацию, вести переговоры с работодателем, устроить забастовку и т. д.).
Уравновесили права работника и работодателя при увольнении: работодатель может немедленно уволить работника, заплатив ему выходное пособие в размере одной заработной платы, работник же обязан предупредить
работодателя об увольнении за месяц.
«Этот закон, конечно, один из лучших среди тех, что мы написали. Такой простой, понятный, короткий, — гордился Бендукидзе. — Я думаю, что это вообще одна из самых радикальных реформ, которые когда-либо проводились в этой сфере в мире». С 2007-го Heritage Foundation в рейтинге экономической
свободы ставит Грузию на первые места в мире по показателю «свобода трудовых отношений». В 2005 году, когда этот показатель был рассчитан впервые, страна была 52-й.
Здравоохранение по-новому
«В Грузии мы в первую очередь открыли рынок страны для импорта лекарств. В частности, отменили регистрацию, в том числе и повторную, для лекарств, которые уже десятилетиями присутствуют на рынке, а также для препаратов, зарегистрированных в странах ЕС и США. Это был очень эффективный шаг, который привлек на фармацевтический рынок Грузии новых трейдеров, тем самым создав здоровую конкуренцию», — писал о своем опыте реформатор.
Затем грузинское правительство снова пошло по пути упрощения: легче стало открыть новую аптеку, разрешили продавать безрецептурные препараты в супермаркетах. Таким образом, с аптечного рынка ушла монополия, доля продаж больших аптечных сетей сократилась с 70% до 50%, а цены на лекарства в среднем упали на 30%.
Больницы, как и все остальное в Грузии, были приватизированы. Правительство Саакашвили отказалось от идеи бесплатной медицины. Государство взяло на себя оплату медицинских услуг больниц для неблагополучных слоев населения, остальные самостоятельно оплачивали свою медицинскую страховку. Поэтому система здравоохранения начала работать на опережение — не лечить больных, а
заниматься профилактикой заболеваний. Ведь хронические заболевания у пациентов приводят к большим затратам страховых компаний. А ей выгодно, чтобы все были здоровы и регулярно платили страховой взнос.
Реформа высшего образования
Реформа была призвана в первую очередь победить коррупцию. Большую часть вузов страны ликвидировали. За коррупцию арестовывали ректоров и преподавателей. Систему экзаменов в вузах заменили единой государственной аттестацией. Проводится она на компьютере.
В действие привели и
административные рычаги. Так, в январе 2005 г. президент Михаил Саакашвили отправил в отставку всех ректоров университетов, поставив в качестве условия, что эти посты могут занимать люди не старше 65 лет. Был введен и механизм «разделения власти»: студенты заняли 30% мест в наблюдательных советах университетов. Была также полностью реформирована система школьного образования. В основе — предоставление больших прав школам, тотальная компьютеризация, повышенное внимание к изучению английского
языка.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: