Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 2 августа


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Как открыть аптеку". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

Как открыть аптеку

Автор статьи: http://www.yesyes.ru

http://В крупных городах розничная торговля медикаментами - довольно прибыльный вид бизнеса. Судите сами: спрос есть всегда, розничная наценка доходит до 40%, ндс платить не надо, сумма официальных платежей за разрешительные документы - всего около $200, да и прочие издержки невелики...

Но попасть в ряды торговцев здоровьем не так-то просто. Этот бизнес пристально контролируется множеством медицинских и прочих проверяющих, которые могут с легкостью зарубить ваше дело на корню. Иными словами, "чужих здесь не любят" - если у вас нет знакомого чиновника от медицины, вам придется очень тяжело. Однако попробовать свои силы можно - судя по опыту работы ряда столичных аптек, игра стоит свеч. Казалось бы, проще всего начать с аптечного киоска или пункта. Затраты на их открытие в столице сравнительно невелики - от $10 тыс. До $15 тыс. При периоде окупаемости не более полугода.

 Но пойти легким путем не получится. Чтобы открыть пункт или киоск, вам придется сначала открыть аптеку. Этого требует существующая разрешительная система. В соответствии с довольно внушительным перечнем нормативных документов аптека - это самостоятельная структура, а аптечные Киоски и пункты - всего лишь ее структурные подразделения. И здесь вас будет ожидать не очень приятный сюрприз. Затраты на открытие очень небольшой аптеки в 3-4 раза больше (до $50 тыс.), Чем на открытие киоска или пункта, а период окупаемости - около двух лет. Крупная аптека потянет на все $200-$300 тыс. (и более) и может окупиться как за два года, так и никогда. Но начинать по любому придется с открытия аптеки, и только потом вы сможете расширять свою розничную сеть за счет ее подразделений (киосков И пунктов).

 Открытие аптеки - это своего рода "входной билет" в аптечный бизнес. По нашим расчетам, сделанным с помощью ряда столичных операторов, если ваших стартовых инвестиций достаточно лишь для открытия аптеки, свой первый киоск или пункт вы сможете открыть примерно через полгода после Начала ее работы. Но лучше все-таки не ждать полгода и начинать создавать сеть немедленно. Некоторые поступают еще радикальнее. Открывают аптеку в месте, где она заведомо не окупит даже самые минимальные инвестиции (при этом экономят на аренде, ремонт делается лишь символически). Сразу же после этого создают сеть аптечных киосков, регистрируют их как структурные подразделения аптеки, а само "головное предприятие" немедленно закрывают на бессрочный ремонт. И спокойно работают через киоски.

 По словам аптекарей, полгода после открытия первой точки - очень символичная дата. Это своего рода момент истины, точка принятия решения - быть бизнесу или нет. Если за это время выторг не достиг типичных для региона показателей (для столичных аптек - примерно $16 тыс. В месяц), то и в будущем она вряд ли будет очень рентабельной. А если аптека работает нормально, то примерно через полгода ее владелец сможет, аккумулируя прибыль, открыть аптечный киоск. Соответственно, если в аптеке и киоске дела пойдут успешно, следующую точку вы сможете открыть уже через три последующих месяца. Эту "золотую цепочку" можно и нужно продолжать. Но даже если вы остановитесь на аптеке и двух ее структурных подразделениях (например, киоск и пункт), ваши суммарные затраты в $60 тыс. Окупятся за полтора года (заметьте, сама по себе аптека окупится в лучшем случае через два года).

 Собственно, затраты на открытие аптеки - это всего лишь одна из статей издержек (правда, весьма значительная) на открытие аптечных пунктов и киосков. За день аптека на "бойком" месте обслуживает до 400-500 покупателей, тогда как аптекам, расположенным в "спальных" районах, редко удается обслужить больше, чем 250-300 покупателей. Но и этого вполне достаточно, чтобы не оставить двум провизорам или фармацевтам ни минуты свободного времени. Некоторые наши консультанты отметили, что многие аптеки обслуживают в день не более сотни клиентов, но от оценки эффективности таких заведений воздержались. Крупные аптеки (имеющие более трех отделов) за день обслуживают до 1,5 тыс. Посетителей. Еще раз оговоримся - приведенные выше расчеты и предположения справедливы лишь для аптек, расположенных в крупных городах. Да и то - как средняя температура по больнице. Выторги столичных аптек очень различны: от 2000 руб. В месяц до 10000 руб. В день в нескольких самых крупных. К сожалению, аптекарские заработки на периферии гораздо скромнее.

Разрешительные документы

Сразу предупреждаем - будьте готовы к тому, что, хотя это и аморально, придется частенько "презентовать" небольшие бумажки с портретами. Суммы разные и зависят от того, что именно, как срочно, в каком районе и где конкретно вы хотите начать свой аптечный бизнес. Если "стимуляция" принятия положительных решений всеми ответственными работниками обойдется вам в $1000-1500, можете считать, что вам просто повезло. После того как вы нашли помещение, надо привести его в соответствие нормам и требованиям.

Следующий шаг - получить "добро" от пожарной инспекции. Юридически за "добро" денег не берут, фактически - бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Пожарная и охранная сигнализации аптеки обойдутся в $1500-2000 вместе взятые. Затем договор аренды необходимо утвердить для начала в городском территориальном медицинском объединении, а затем - в местном отделении фонда госимущества. Если вы не спешите с открытием и вполне можете подождать пару лет, то услуги этих организаций для вас бесплатны.

Затем необходимо получить так называемый "паспорт аптеки" стандартного образца. После этого необходимо получить лицензию на розничную торговлю медпрепаратами в государственном департаменте по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Механизм получения разрешительных документов для аптечного пункта такой же, правда, с той разницей, что договор аренды заключается с медицинским учреждением. В этом случае мало просто "заинтересовать" его руководство - не забывайте, что врачам положено беспокоиться не только о себе, но и о других. Поэтому, скорее всего, придется сделать ремонт в некоторых помещениях больницы или поликлиники и (или) закупить для нее лекарств на энную сумму. Затем договор необходимо утвердить в городском территориальном медицинском объединении: это бесплатно, но может занять две-три недели.

Аптечный киоск - выгоднее

Аптечный киоск или пункт - очень выгодная форма работы. Во-первых, из-за высоких требований к помещениям аптеку далеко не всегда удается разместить на "бойком" месте - в местах скопления людей, тогда как киоск почти всегда можно "пристроить" в метро или в каком-либо здании возле остановки общественного транспорта. Во-вторых, более-менее точно предугадать спрос и внести соответствующие коррективы в ассортимент можно только в аптечном пункте, расположенном в лечебном учреждении. Наконец, затраты на открытие аптеки нельзя сравнить с затратами на открытие аптечного киоска или пункта. Если вы все же намерены создать свою розничную сеть из аптек, то имейте в виду, что многие ходовые препараты потребитель покупает, как правило, в киосках по дороге домой, поэтому в аптеке лучше сделать акцент на дорогие лекарства.

Выбор места

Аптеку лучше всего располагать в местах большого скопления людей: на остановках общественного транспорта, возле оживленных транспортных магистралей, возле крупных торговых комплексов или непосредственно в них. Крупные аптеки с широким ассортиментом будут уместны и в центре "спальных" районов. С одной стороны, в "спальниках" можно арендовать помещение подешевле, а с другой - там больше потенциальных покупателей. Если они привыкнут к тому, что в такой аптеке всегда можно купить практически любое лекарство, то, скорее всего, вашими постоянными клиентами станет Большинство жильцов массива. Мелкая аптека с самым ходовым ассортиментом, расположенная в глубине жилого массива, также будет неплохо работать, но в таком случае вам придется рассчитывать лишь на жителей ближайших домов. Для такой аптеки можно выкупить одну или несколько квартир на первом этаже жилого дома и перевести их в нежилой фонд.

Стоимость

Выбор помещения для аптеки всецело зависит от суммы, которую вы готовы на него потратить. Вне зависимости от того, будете вы арендовать или выкупать помещение, ориентироваться стоит на ложившиеся в регионе средние цены на недвижимость. Помещения, предлагаемые по минимальным ценам, по своим характеристикам вас вряд ли устроят - они либо крайне неудобно расположены, либо их ремонт будет стоить очень дорого. Исключения - торговые площади, выставленные на продажу по случаю ликвидации бизнеса. Но прежде чем на них позариться, лучше все-таки уточнить, что стало причиной ликвидации. Чтобы через какое-то время не заниматься продажей самому. Помещение в столице вам обойдется от $150-200 (в "спальных" районах) до $600-900 (в самом центре) за квадратный метр. Последняя цифра нам кажется несколько запредельной, тем более что цены на недвижимость сейчас снижаются. Арендовать пригодное для превращения в аптеку помещение можно и за $4-6 и за $10-12 за квадратный метр. Все зависит как от места дислокации, так и от вашего личного умения договариваться. Стоимость аренды или покупки помещения под аптечный киоск или пункт в пересчете на квадратные метры в среднем такая же, как и для аптеки.

Аптека - стабильнее

 Вот, что рассказывает один из успешных руководителей сети столичных аптек: - на сегодняшний день наша розничная сеть состоит только из аптек. Мы отдали им предпочтение по нескольким причинам. Во-первых, киоски и пункты - наверняка временное явление, поэтому фирме, которая пришла на рынок с серьезными намерениями и надолго, лучше выбирать стабильные формы работы. Во-вторых, только в аптеке потребителю можно предложить широкий ассортимент медикаментов и высокий уровень обслуживания. Ведь аптечный пункт можно располагать только в медицинских учреждениях, поэтому площадь его ограничена, ассортимент, соответственно, тоже, а в аптечном киоске, согласно существующим нормативным актам, потребителю можно предложить только медикаменты, отпускаемые без рецепта врача.

Ремонт и оборудование

 Каких-либо специальных требований к вентиляции и канализации в аптеках, не занимающихся изготовлением лекарств, нет. Эксклюзивный ремонт в аптеке - дело вкуса и кошелька хозяина. Покупатель интересуется ее интерьером в самую последнюю очередь. Кроме того, вам и так хватит хлопот с доведением Помещения "до ума". Для отделки стен и потолков необходимо использовать материалы, допускающие влажную уборку с применением дезрастворов: например, водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлого холодного тона (голубого, серого, светло-зеленого), имеющие высокий Коэффициент светоотражения. Пол необходимо покрыть керамическими неглазурованными плитками или линолеумом, швы между ними необходимо заварить. Пол должен быть утеплен во всех помещениях аптеки. Приготовьтесь к тому, что ремонт перейдет в хроническую стадию с ежегодными обострениями - покраску и побелку производственных помещений необходимо проводить не реже одного раза в год. Оконные форточки или фрамуги необходимо оборудовать съемными сетками с размером ячейки не более чем 2 х 2 мм. По оценкам аптекарей, ремонт с доведением помещения "до кондиции" в соответствии с вышеуказанным приказом "потянет" на $200-250 за 1 кв.м (включая стоимость перепланировки). Поскольку в аптечном киоске и пункте нет производственных помещений, вышеуказанные требования на них не распространяются, а значит, на ремонте можно сэкономить.

Оборудование

 Для экспозиции лекарств необходимы застекленные стеллажи, а для их хранения - шкафчики. Кроме того, нужен металлический сейф (для хранения отравляющих и наркотических веществ) и холодильники. Для киосков металлический шкаф не нужен, поскольку они не имеют права торговать рецептурными лекарственными формами. Естественно, нужен экка. Согласно опыту работы столичных аптек, в Аптеке на первых порах достаточно одного экка. Можно купить готовое оборудование, можно изготовить под заказ. Требования к материалу, из которого изготовлено оборудование, такие же, как и к отделочным материалам: они должны выдерживать чистку с применением различных моющих средств и дезрастворов. Таковыми материалами являются стекло, дерево, металл, пластик. В целом, оборудование аптеки обойдется вам примерно в $6-7 тыс., Пункта - в $3,5-4 тыс., Киоска - в $2,5-3 тыс.

 Ценообразование Как оказалось, все фирмы, торгующие лекарствами, поднимают наценку до верхней планки - спрос все равно стабильный. На первый взгляд, с учетом разного количества покупателей (средняя столичная аптека за день обслуживает примерно 150-250 клиентов) разным должен быть и выторг. К тому же и "торговые" площади этих точек существенно отличаются. Тем не менее на вопрос о выторге мы получили от ряда столичных аптекарей довольно неожиданный ответ - независимо от вида точек (будь то аптека, пункт или киоск), средний выторг в успешно работающих столичных аптечных точках примерно одинаков - 1500-3000 руб. В день. По расчетам аптекарей, средняя стоимость покупки в аптеке - около 100-150 руб.., А в киоске или пункте - около 60-80 руб. Объясняется такая разница тем, что дорогие препараты большинство пациентов предпочитают покупать все-таки в аптеках. Видимо, доверяют больше. Соответственно, в ассортименте киосков или пунктов дорогие препараты должны быть представлены скромнее, чем в аптеках.

Персонал

Сразу оговоримся: продавцов в аптеке нет - это не магазин. В аптеке есть специальности - фармацевт (среднее фармацевтическое образование) и провизор (высшее медицинское образование). Прилавок в аптеке называется "первым столом". Поэтому сотрудник, отпускающий медикаменты, на "сленге" аптечных спецов называется провизором (фармацевтом) первого стола, или попросту "первостольником". Наконец, нет и уборщиц - есть санитарки. Минимальный штат "материнской" аптеки: заведующий, "первостольник", бухгалтер, санитарка. Необходимый минимум сотрудников для аптеки-филиала: те же, кроме бухгалтера.

 Очень часто один "первостольник" с потоком посетителей справиться просто не в состоянии, и заведующему приходится занимать место за прилавком. Появление второго отдела только увеличивает пропускную способность аптеки. Так что если с местом вы угадали, на количестве персонала, стоящего за прилавком, лучше особо не экономить. В отдельных случаях целесообразно иметь еще и отдельного кассира.

 В аптечном пункте или киоске запросто управляется и один фармацевт или провизор. Правда, поскольку он в этом случае выполняет еще и обязанности санитарки, жалование ему увеличивают на 50-70 грн. В столице заведующий коммерческой аптекой "стоит" около $250 в месяц, провизор (фармацевт) Первого стола - $150-200, бухгалтер - $200, санитарка - $25-35.

 Если аптека или киоск расположены на "бойком" месте, они должны работать по 11 часов в сутки - с 9 утра до 8 вечера без выходных. Если точка расположена в "спальном" районе или в медицинском учреждении, то вполне достаточно и 8-часового рабочего дня с выходным в воскресенье. Не забудьте, что, согласно кзоту, сотрудник должен работать на вас не более 40 часов в неделю. Поэтому при 11-часовом графике работы без выходных количество фармацевтов или провизоров "первого стола" необходимо удвоить.

 Для работы в аптеке необходимо иметь фармацевтическое образование. Это условие обязательно для всех, кроме разве что экономистов и санитарок. Причем должность заведующего может занимать только провизор, а "первостольником" могут быть как провизор, так и фармацевт. Наличие санитарной книжки обязательно для всех без исключения. Желателен также опыт работы на аналогичной должности. По мнению большинства опрошенных специалистов, вчерашний выпускник попросту растеряется среди двух с половиной тысяч наименований препаратов с созвучными названиями, которые составляют ассортимент аптеки. Нельзя забывать, что если 5-7 лет назад большинство больных приходили в аптеку уже с рецептом, то теперь к врачам обращаются реже, предпочитая заниматься самолечением. И зачастую именно аптекарю приходится рекомендовать тот или иной препарат. Кроме того, доктора тоже люди и могут допускать в рецептах на готовые лекарственные формы (других коммерческая аптека не продает. - см. "ассортимент".) Ошибки, иногда безобидные для пациента, а иногда не очень. Проверить правильность назначения того или иного препарата и его дозы тоже должны в аптеке. Поэтому, по мнению ряда столичных аптекарей, на должность "первостольника" также предпочтительнее нанимать провизора.

 Но особенно тщательно необходимо выбирать заведующего, поскольку именно он будет формировать ассортимент вашей аптеки. Базовые требования к заведующему, при невыполнении которых вам просто не выдадут лицензию, - высшее фармацевтическое образование (провизор) и курсы повышения Квалификации каждые пять лет. Однако наличие этих документов еще не означает, что человек, который пришел наниматься к вам на работу, - действительно высококлассный специалист.

 Необходимо также обращать внимание на опыт работы. Естественно, чем больше, тем лучше, но необходимый минимум - 3-5 лет. Лучше, если провизор имеет еще и опыт работы в коммерческих структурах - ведь ассортимент, а главное - прибыльность бывших государственных аптек, вряд ли вас устроят; - на время увольнения с предыдущей работы. Если срок бездействия не превышал 3-5 месяцев, состав поставщиков, с которыми работал провизор, не сильно изменился. Если же прошло больше времени, то многие контакты, вероятно, утеряны, и придется начинать поиск оптовиков заново; - на причины увольнения с предыдущей работы. За формулировкой "служебное несоответствие" в аптечном бизнесе часто скрываться грубое нарушение, повторение которого может стоить вам лицензии. Не менее тщательно нужно выбирать и бухгалтера. Он должен уметь красиво "оптимизировать" налоговую и бухгалтерскую отчетность для того, чтобы вы могли платить персоналу не только официальные (или немного больше) в месяц, но и "вынимать" из оборота "живые" деньги на неофициальную (основную) часть Заработка. Впрочем, такие требования к бухгалтеру общеизвестны, и подробно останавливаться на них мы не будем.

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное