Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "В Европу за рулем". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
В Европу за рулем
Автор статьи: Алла Мороз, «Личный бюджет»
В отпуске всегда хочется чего-нибудь необычного. Если нет возможности увидеть новые экзотичные места, может отправимся в уже знакомые, но непривычным путем? Например, сменим самолет на автомобиль.
Европа – место, куда можно смело ехать на автомобиле, даже без опыта подобных путешествий. (Не то что Азия, где без турагентства, имеющего представителей в разных точках маршрута, не найдешь ни еды, ни ночлега и легко собьешься с пути.) Возможно, поэтому в Москве практически нет туроператоров, предлагающих услуги по автотуризму в европейские страны. Большинство начинающих автотуристов получают необходимую информацию из Интернета, от бывалых путешественников и из тематических статей.
Куда едем?
Удобно ехать туда, куда можно добраться за 2–4 дня, причем в комфортном режиме, с ночевками и остановками в понравившихся местах. Самые популярные страны у российских автопутешественников – Хорватия, Черногория, Финляндия (сюда можно добраться буквально за сутки), а также Швеция, Норвегия, Германия, Италия, Франция, Испания (сюда едут посмотреть достопримечательности, местные праздники, искупаться в море).
Лучше въезжать в Европу через Финляндию: не придется на таможне томиться в многочасовых очередях. А если ехать через белорусско-польскую границу, можно простоять часов эдак 14. Через Украину сейчас не стоит въезжать по другой причине – местные пограничники замучают придирками.
Пустите переночевать
Страны Шенгенского соглашения за редким исключением не дадут въездную визу, если вы не представите оплаченные счета всех отелей, в которых будете останавливаться по дороге. Именно оплаченные счета, а не подтверждения брони – последнее принимается посольствами только в том случае, если турист путешествует на самолете или поезде и имеет на руках билеты в оба конца.
Счет можно запросить у отеля по электронной почте. Однако оплачивать его придется через банк (не карточкой – на счете должна стоять печать банка). Проще всего воспользоваться онлайновыми каталогами отелей, желательно с офисом в Москве. Найти их можно через тот же Интернет. Если вдруг поездка отменится или перенесется, проще будет вернуть деньги: не надо звонить или писать в каждый отель и объяснять ситуацию.
Впрочем, счета отелей не потребуются, если у вас есть приглашение от друзей или знакомых, проживающих в той стране, в которую вы держите путь. Другой вариант: если вы планируете посетить конференцию или крупное спортивное мероприятие, можно написать организаторам и попросить приглашение у них (многие спортсмены-любители, выезжающие на лыжные или беговые марафоны, так и делают). Тогда гостиницу можно будет только забронировать. В обоих этих случаях есть возможность путешествовать без привязки к определенному
отелю, останавливаться в мотелях и кемпингах, брать в аренду кемпер (домик-прицеп). То есть хотите максимум свободы – добывайте приглашение! Но учтите, что спать в машине в Европе нельзя, только в палатке или кемпере.
Достаю из широких штанин…
Для передвижения по России нужен внутренний паспорт, для путешествия за границу – загранпаспорт с визой той страны, куда будете въезжать.
При посещении сразу нескольких шенгенских стран оформляйте визу в ту, в которой планируете задержаться дольше всего. Если таковой не окажется, то в первую на пути следования.
Оказавшись в Шенгенской зоне, можно сколько угодно ездить из страны в страну. Только надо помнить, что Андорра в Шенген не входит и не отменила паспортный контроль на границе. Также не входят Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, но у них нет контроля на границе.
Впрочем, виза – еще не гарантия въезда в страну. Вас могут не пустить даже при ее наличии.
Основных причин для отказа три:
- вы нарушаете закон (машина в угоне, вы в розыске…); - нет каких-то документов (например, страховки на автомобиль); - машина не соответствует требованиям страны (тонированные стекла, вмятины на кузове и т. д.).
Некоторые путешественники ездят по Европе с теми же правами, что и внутри страны, благо в них есть надпись «Permis de coduire» и фамилия латинскими буквами. Однако если вы не дай бог попадете в ДТП, то выяснится, что эти права не являются документом, признаваемым Конвенцией о дорожном движении ООН. Поэтому лучше подстраховаться и получить международное водительское удостоверение (МВУ). Выдают его экзаменационные подразделения ГИБДД, срок действия – три года. Экзамены сдавать не придется, нужно только предъявить
общегражданский и заграничный паспорта, медицинскую справку, водительское удостоверение. Потребуются также фотографии 4 х 6 см, матовые, без уголка и квитанция об оплате установленного сбора.
Документы на коня
Берете с собой свидетельство о регистрации на авто (техпаспорт). Если собственник автомобиля не вы, лучше иметь заверенную у нотариуса доверенность со словами «с правом выезда за пределы РФ». Хотя многие бывалые автотуристы уверяют, что неоднократно выезжали из страны без какой-либо доверенности вообще, мол, на таможне ее не спрашивали. Во многих странах Европы действительно достаточно техпаспорта, а вот, например, на Украине доверенность просто необходима.
Можно путешествовать хоть на «Москвиче», хоть на «Запорожце», главное, чтобы у вас был талон прохождения техосмотра. Но как же стандарт евро-4, спросите вы? А никак. Евро-4 (евро-5 для дизеля) – это стандарт для производителей машин, по нему выпускают новую продукцию. Однако старые машины имеют право дожить свой век и даже прокатиться по Европе. Вы удивитесь, увидев, на каком старье ездят некоторые жители Германии, Испании и Норвегии.
А вот на автомобиле с вмятинами, содранной краской, треснутым бампером и другими кузовными повреждениями вас могут не впустить в европейскую страну. Вдруг вы потом заявите, что это вас в Бельгии на стоянке поцарапали, и будете требовать возмещения ущерба? Или того хуже – сами кого-нибудь повредите и будете доказывать, что следы на вашей машине прошлогодние.
Обязательное требование для автотуриста – автомобильная страховка «грин карт» («зеленая карта»), европейский аналог ОСАГО. Обратите внимание: в отличие от ОСАГО страхуется автомобиль, а кто его водитель, неважно. Кроме того, если у вас есть полис каско, попросите страховую компанию расширить зону действия на те страны, куда направляетесь.
Декларируем автомобиль
Очень важно правильно заполнить таможенную декларацию при пересечении границы. Когда вы возвращаетесь на родину, именно этот документ является единственным доказательством того, что вы не купили ваше авто за рубежом и не должны платить на него ввозные пошлины.
Бланки деклараций обычно бесплатно выдаются прямо на таможенном посту. Вы заполняете два экземпляра, на одном из них поставят печать и отдадут вам обратно. Терять не советуем: таможенная декларация восстановлению не подлежит. Возвращаясь, вы отдаете ее таможеннику. Запомните: водитель, на чье имя оформлена декларация, в которую вписан автомобиль, должен на этом же автомобиле и вернуться! Никто другой ввезти его беспошлинно не сможет. Также в декларации следует указать и наличные средства, если их более
$3 000.
Дорожные расходы
Цена на топливо зависит от страны, разброс составляет 20–30%. Самый дорогой бензин в Нидерландах, Дании, Франции, Норвегии, самый дешевый – в Польше, Венгрии, Румынии, Греции. В среднем ориентируйтесь на €1,1 за литр.
Еще одна важная статья расходов – платные дороги. В Европе без них никуда. Исключение составляют разве что Германия, Финляндия, Швеция и Дания. Больше всего платных дорог в Италии, а самые высокие тарифы во Франции, Испании и Португалии. В принципе, у платных дорог всегда есть бесплатные альтернативы. Но платная дорога – это скоростная автомагистраль, по которой можно ехать со скоростью 110–130 км/ч, а бесплатная – чаще всего двухрядка, которая кружит по всем окрестным деревням.
О приближении к платному участку в Европе сообщает надпись «Peaje toll». Сама дорога называется Autobahn, Motorway, Autoroute, Autostrada или Autopista. Обычно оплата зависит от проезжаемого расстояния: при въезде получаете карточку, на выезде оплачиваете. Если карточку потеряли, придется заплатить штраф (в Италии, например, он составляет €53). Есть и шоссе, где оплата фиксированная, от километража не зависит, взимают ее при въезде.
Своеобразные правила в Швейцарии, Австрии и Словакии. Как таковых платных магистралей здесь нет, но на границе нужно будет обязательно заплатить «дорожный» налог. В Австрии это €7,6 на 10 дней, €21,8 на два месяца, €72,67 на год. В Швейцарии – 40 франков (около €27) за год, даже если вы проведете в стране всего два дня. В обмен на уплату вам выдадут наклейку-виньетку (Vignette), которую следует прикрепить в левой или центральной части лобового стекла. За неприклеенную Vignette – штраф, даже если она у вас
на самом деле есть.
Учтите, что оплата автобана нигде не является защитой от штрафов. За превышение скорости, остановку на автобане (в том числе для ремонта, так что в этом случае сразу вызывайте эвакуатор), обгон справа и т. п. полиция оштрафует на несколько десятков евро. Кстати, правила дорожного движения в Европе немного отличаются от российских. Так, при въезде на круг преимущество у того, кто уже по нему движется. На некоторых въездах на дороги висит знак с изображением замка: это означает, что машины должны въезжать
по очереди с разных полос.
Песня о парковках
Даже не надейтесь, что в Европе с парковками намного проще, чем в Москве. В центре крупных городов найти бесплатное место тоже весьма проблематично. За парковку не по правилам грозит или штраф (около €40), или принудительная эвакуация.
Бесплатная парковка обычно обозначена белым пунктиром, или прямоугольниками, или знаком «Р». Часто можно встать бесплатно около крупных магазинов или отелей. На многих платных уличных парковках есть бесплатные часы, например с 19:00 до 8:00, расписание всегда висит на видном месте. Парковаться надо строго в соответствии с разметкой: под углом к тротуару, параллельно и т. п.
Бывает, что время бесплатной стоянки ограничено, о чем также сообщают указатели. В таких случаях вам потребуются часики из ламинированной бумаги или пластика: циферблат со стрелками. Встав на парковку, вы должны выставить время своего прибытия стрелками и положить часики под лобовое стекло. Так контролер стоянки узнает, когда вы приехали и сколько стоите. Часики продаются на бензозаправках и в газетных киосках, стоят примерно €2. За их отсутствие, равно как и за превышение времени стоянки, – штраф. Еще
раз напомним, что речь идет о туристических центрах городов. На окраинах все гораздо проще. В отличие от Москвы здесь широко распространены перехватывающие парковки у конечных станций метро.
Теперь что касается платных парковок. На улице подешевле, подземные подороже, в среднем выходит €1–2 в час. При этом чем дольше стоишь, тем дешевле час. Кроме того, на некоторых паркингах стоянка в ночное время дешевле в 2–3 раза, так что за сутки можно заплатить всего €10–15. Дешевую крытую парковку можно найти и в небольших гаражах и автомастерских. Вот только закрываются они обычно в 6-7 вечера, так что надо или вовремя уехать, или оставить машину на ночь.
Запрещенные подробности
Напоследок перечислим то, что, будучи в порядке вещей в России, может привести к штрафу в ЕС:
- «кенгурятник» на машине; - тонированное лобовое и передние боковые стекла (они должны пропускать не менее 75% дневного света); - радар-детектор; - непристегнутые пассажиры на заднем сиденье; - шипованная резина (кроме Скандинавии); - летняя резина (с ноября по март); - включенные противотуманные фары в отсутствие тумана; - огнетушитель объемом менее 1 л.
Итак, путешествовать на автомобиле довольно хлопотно и накладно. Дорога занимает много времени, а возможность остановиться где хочешь тянет за собой непредвиденные расходы. Плюс платные магистрали и относительно дорогой бензин. Но зато дорога – уже сама по себе источник новых впечатлений. И это преимущество зачастую способно перевесить все неудобства!
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: