Продолжаем изучение книги Джорджа Сороса «Алхимия
финансов»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ
1. Теория
рефлексивности
Концепция
рефлексивности
Необходимо признать, что шнурочная теория является в
некотором роде диалектикой. Она может быть проинтерпретирована как синтез
гегелевской диалектики идей и диалектического материализма Маркса. Но вместо
идей или материальных условий, независимо друг от друга эволюционирующих в
соответствии с законами диалектики, она предполагает взаимодействие между ними,
в результате чего и складывается диалектический процесс. Единственная причина,
по которой я не использую это слово более значимо, состоит в том, что я не хочу
обременять себя тем избыточным багажом, который за ним следует. Я считаю, что
идеи Гегеля темны, а Маркс выдвинул детерминистскую теорию истории,
диаметрально противоположную моим собственным воззрениям.
Концевая часть исторического процесса, в моем понимании,
остается открытой. Его основной движущей силой являются именно предпочтения
участников. Можно с уверенностью утверждать, что это не единственная такая
сила, но это сила, являющаяся исключительной принадлежностью исторического
процесса и далеко отделяющая его от процессов, изучаемых естественными науками.
Биологическую эволюцию приписывают генетическим мутациям; я утверждаю, что
исторические процессы формируются неверными концепциями их участников. Более
того, я даже позволю себе утверждать, что идеи, творящие историю, являются
плодотворными заблуждениями. Такое плодотворное заблуждение, когда оно
возникает, кажется озарением; недостатки его становятся очевидными лишь при
претворении его в жизнь: это, в свою очередь, порождает новое плодотворное
заблуждение, являющееся антитезисом к первому, и т.д. Каждое заблуждение
помогает приобрести новый опыт, в той мере, в которой люди вообще способны
учиться на собственном опыте; этот процесс можно назвать прогрессом.
Заблуждение, естественно, слишком сильное слово, но оно помогает направить
внимание в правильном направлении: на предпочтения участников.
Я не стану более углубляться в этот вопрос, но очевидно, что
концепция рефлексивности, описанная здесь, имеет приложения далеко за пределами
тем, описанных в этой книге.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.