Продолжаем изучение книги Джорджа Сороса «Алхимия
финансов»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ
1. Теория
рефлексивности
Концепция
рефлексивности
Взаимосвязь между мышлением участников и ситуацией, в
которой они участвуют, может быть разбита на две функциональные зависимости. Я
буду называть усилия участников по пониманию ситуации когнитивной или пассивной
функцией, а воздействие их умозаключений на ситуацию в реальном мире —
воздействующей или активной функцией. В когнитивной функции восприятия
участников зависят от ситуации; в воздействующей функции восприятия участников
влияют на ситуацию. Можно видеть, что эти две функции работают в
противоположных направлениях: в когнитивной функции независимой переменной
является ситуация; в воздействующей функции таковой является мышление
участников. Существует много случаев, когда ту или иную функцию можно наблюдать
изолированно; существуют также ситуации, когда обе они действуют одновременно.
Очевидный пример когнитивной функции имеет место, когда кто-то учится на опыте.
Примеры воздействующей функции можно найти в учебниках по экономике, когда участники
применяют данный набор приоритетов к данному набору возможностей и определяют в
этом процессе цены.
В том случае, когда обе функции работают одновременно, они
интерферируют друг с другом. Для получения детерминированного результата функция
должна иметь независимую переменную, но в нашем случае независимая переменная
одной функции является зависимой переменной другой. Вместо детерминированного
результата мы имеем взаимодействие, в котором как ситуация, так и взгляды
участников являются зависимыми переменными и первичное изменение ускоряет
наступление дальнейших изменений как в самой ситуации, так и во взглядах
участников. Я называю это взаимодействие "рефлексивностью", используя
слово, которое французы употребляют для обозначения глагола, субъект и объект
которого совпадают.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.