Сегодня начинаем изучение книги Джорджа Сороса «Алхимия
финансов»
ВВЕДЕНИЕ
В определенном смысле эта книга является трудом всей моей
жизни. Она касается многих вопросов, представляющих для меня непреходящий
интерес, и объединяет в себе два основных направления моего интеллектуального
развития: одно — абстрактное, а другое — практическое.
Абстрактное возникло первым. Как только я осознал сам факт
своего существования, я начал испытывать страстное желание понять его и я
рассматривал понимание самого себя как центральную проблему, которую
требовалось понять. Познать себя — gnote aucton, nosce te ipsum — неразрешимая
задача. Чтобы получить нечто похожее на знание, мы должны провести четкое
различие между субъектом и объектом исследования; однако в данном случае они
совпадают. Мысли человека являются частью того, о чем он размышляет; следовательно,
человеку не хватает независимой точки отсчета, с которой он мог бы произвести
оценку, — ему не хватает объективности.
В колледже я изучал экономику. Но я нашел экономическую
теорию весьма неудовлетворительной, поскольку она не могла проникнуть в
существо этой проблемы; более того, она судорожно старалась всячески обойти ее.
Экономика стремится стать наукой. Считается, что наука объективна, но научного
подхода трудно придерживаться, когда субъекту исследования — участнику
экономического процесса — не хватает объективности.
В то время я находился под сильным влиянием идей Карла Поппера
о том, что должен представлять собой научный метод. Я был согласен с
большинством его взглядов, за одним значительным исключением. Он выступал в
защиту того, что называл "единством метода" — утверждение о том, что
методы и критерии, которые применимы к изучению явлений природы, также
применимы и к изучению событий общественной жизни. Я чувствовал, что между ними
существует фундаментальное различие. В событиях, изучаемых общественными
науками, действуют мыслящие участники; в явлениях природы таковых нет. Мышление
участников создает проблемы, не имеющие аналога в естественных науках.
Ближайшую аналогию можно найти в области квантовой физики, где научное
наблюдение приводит к принципу неопределенности Гейзенберга; но в событиях
общественной жизни именно мышление участников отвечает за элемент
неопределенности, а не вмешательство внешнего наблюдателя.
Естественные науки изучают события, которые состоят из
последовательности фактов. Когда в событиях действуют мыслящие участники,
предмет исследования больше не ограничивается фактами, но включает также и
восприятия участников. Причинно-следственная связь не ведет напрямую от факта к
факту, а проходит от факта к восприятию и от восприятия к факту. Это не
создавало бы непреодолимых трудностей, если бы существовало некое соответствие,
или эквивалентность, между фактами и восприятиями. К сожалению, это невозможно,
поскольку восприятия участников соотносятся не с фактами, а с ситуацией,
которая зависит от их собственных восприятий и, следовательно, не может
трактоваться как факт.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.