Как еще зарабатывают банки: от банкнот к цифре. Часть вторая
Здравствуйте, дорогие друзья!
В
позапрошлом выпуске мы начали говорить о том, что многие финансовые
организации, имея обширные базы данных с информацией о своих клиентах, ищут
способы эти данные монетизировать. Для этого они создают вокруг себя многочисленные
дочерние структуры, не имеющие, казалось бы, отношения к традиционному
финансовому бизнесу материнских компаний. В подтверждение этого даю ссылку на
свежую статью, дающую представление о том, как это делается в одном из
крупнейших российских банков.
Итак,
подошло время поговорить о том, как можно заработать на данных, вернее – на
больших данных.
В
интернете вы без труда найдете огромное количество определений термина «Большие
данные». Почти все они содержат такие слова и выражения как «терабайты»,
«алгоритмы», «структурированные и неструктурированные» и еще много чего.
Все
эти определения объединяет одно – как правило, все они придуманы айтишниками и
для айтишников.
Нам
все это не подходит. Пока, во всяком случае. Нам большие данные интересны в
качестве источника заработка.
С
точки зрения экономиста, большие данные – это информация, которая при
достижении ей некоего критического объема, может быть обработана таким образом,
чтобы приобрести новое качество, новую ценность. Все в соответствии со вторым
законом диалектики – законом перехода количества в качество. И все – в
соответствии с принципами функционирования экономики: некоторое количество
исходных сырьевых ресурсов в результате воздействия на них факторов
производства, приобретают новое качество – становятся товаром.
Еще
каких-то 20 лет назад человечество умело использовать с пользой для себя всего какие
– то доли процента всего многообразия окружающих нас данных. Для этого
предварительно информацию необходимо было структурировать и разместить в СУБД –
системах управления базами данных. СУБД были громоздкими, медленными и не
гибкими. Самый же существенный недостаток таких систем заключался в том, что
они позволяли работать только с историческими данными, то есть с теми
событиями, которые уже произошли. Конечно, путем несложных алгоритмов, таких
как трендирование, экстраполирование и других, на основе исторических данных
можно было делать некоторые приблизительные прогнозы для принятия
управленческих решений. Но ценность таких решений была очень сомнительной.
Ситуация
кардинальным образом поменялась с приходом в нашу жизнь инфраструктуры для
обработки неструктурированных данных.
Наверное
каждый из нас мечтал о путешествиях во времени. Хорошо было бы перенестись на
несколько месяцев в будущее, подсмотреть, например, тамошний курс доллара к
рублю и, вернувшись назад использовать полученное знание для улучшения своего
финансового состояния. Есть такое?
Так
вот, с наступлением эры больших данных, предсказывание будущего стало
реальностью. Рассчитать будущие курсы валют и стоимость ценных бумаг с их
помощью все также проблематично, а вот смоделировать с достаточной степенью
достоверности будущее поведение людей на основании их прошлой и настоящей
активности, вполне реально.
Но
об этом мы поговорим в следующий раз.
Ну
а пока читайте мой блог www.biscotto.ru, а также подписывайтесь на Телеграм – канал под
названием «Киберфилософ & Техноутопист» и аккаунт в Твиттере