Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарантия кредит, Все о кредитах. Советы экспертов. Как правильно общаться с коллекторами?


В этой статье мы дадим несколько советов заёмщику о том, как правильно общаться с коллекторами, пришедшими взыскать с него долг, а также расскажем, как отличить настоящих сборщиков долгов от так называемых чёрных коллекторов.

В последнее время банки всё чаще предпочитают возлагать работу по взиманию долгов с просрочивших выплаты заёмщиков на специальные коллекторские агентства, сеть которых с огромной скоростью распространилась по всей стране. Последним из крупнейших псевдогосударственных банков России, объявившим о намерении сотрудничать с коллекторами, стал Банк Москвы. До этого просроченные задолженности своих заёмщиков передали в руки специальных агентств такие гиганты как ВТБ 24 и Сбербанк России. Практически уже сейчас все просроченные кредиты физических лиц передаются банками в коллекторские агентства, которые, в свою очередь, непосредственно занимаются должниками банков, не вернувшими вовремя денег по кредитам.

Коллектор – понятие для нашего человека достаточно новое. Поэтому, как вокруг любого нового явления, вокруг коллекторов уже сложилось немало мифов, не имеющих ничего общего с реальностью. Ходят слухи о том, как коллекторы «выбивают» долги из незадачливых должников при помощи угроз, психологического давления, а то и просто физического воздействия. Нужно сразу сказать, что всё это выдумки. По крайней мере, в тех случаях, когда речь идёт о легальных коллекторских агентствах. А вот чтобы не попасть на удочку «чёрных коллекторов» и просто мошенников, промышляющих в этой сфере, стоит придерживаться нескольких простых правил, которые изложены ниже.

  1. Начнём со звонка коллектора. Это первое, что обычно делает коллектор, получивший в работу непогашенный долг того или иного заёмщика. Если такое происходит, не нужно сразу впадать в панику. Постарайтесь успокоиться и вежливо поинтересуйтесь, кто, откуда и на каком основании говорит с вами о вашем долге. Итак, предварительно вам нужно получить следующую информацию:
    • полное название и адрес агентства;
    • ФИО обратившегося к вам коллектора;
    • сведения о договоре между банком и агентством по работе с вашей задолженностью;

    Вышеперечисленные сведения пригодятся вам в случае обращения с жалобой в вышестоящие инстанции.

    Помните, что по телефону окончательно удостовериться в полномочиях позвонившего невозможно, однако можно и нужно извлечь из вашего собеседника максимум информации, не доводя дело до личной встречи. Узнав контактные данные агентства, поинтересуйтесь там или непосредственно в банке, есть ли между агентством и банком договор о передаче коллекторам в работу вашего долга, а также, не было ли изменений в реквизитах для погашения вашей задолженности. Затем уже можно обратиться за информацией, явившись в указанные учреждения лично. Потребовать необходимые документы вы имеете полное право.

  2. Кроме того, следует проверить правильность расчётов при начислении задолженности. Для этого нужно снова обратиться в банк и потребовать там выписку из лицевого счёта с полной детализацией. После этого можно попытаться самому рассчитать сумму задолженности, подняв свой договор с банком.
  3. А теперь несколько психологических приёмов, которые будет уместно использовать при общении с коллектором. Прежде всего, постарайтесь не идти на конфликт! Пытайтесь вступить с сотрудником агентства в конструктивный диалог. Следует помнить, что он вам не враг. Более того, он не менее вас заинтересован в урегулировании дела мирным путём. Его задача – получить с должника деньги, и он готов пойти на компромисс ради достижения этой цели. Например, коллектор может помочь вам разработать оптимальный график выплат по задолженности. Он скорее согласится на небольшие регулярные платежи, чем будет жестко требовать моментального погашения всей суммы, прекрасно понимая, что её у должника нет.

Общаясь с коллектором, примените небольшие уловки, способные расположить к вам собеседника и наладить с ним более доверительные отношения. Например, предложите коллектору обращаться к вам по имени, затем стоит добиться личной встречи, так как не все вопросы удобно решать по телефону.

На практике же часто всё происходит наоборот. Заёмщики, не имеющие денег для уплаты долга, отказываются общаться с представителем коллекторского агентства, заявив, что будут решать вопрос непосредственно с банком. Некоторые просто скрываются, не отвечают на звонки. Это неправильно, так как банк нанял коллектора для общения с должником, и сам общаться с ним уже не будет. Все вопросы отсрочки платежа отныне тоже следует решать с коллекторским агентством. Представив туда соответствующие документы (например, с биржи труда), вы получите необходимую вам отсрочку платежа.

Если коллектор приехал к вам домой, это также не основание для паники. Прежде всего, попросите его показать документы, убедитесь, что ваш гость сотрудник коллекторского агентства и представляет интересы банка, выдавшего вам кредит (пусть покажет доверенность от банка). Вы имеете право не пускать его в дом, но в ваших интересах наладить с агентом конструктивный диалог и попытаться вместе разработать план дальнейших действий. Поэтому, проверив все необходимые документы, в дом его лучше впустить и приступить к переговорам. Иногда коллектор может оказать помощь, не входящую в его прямые обязанности. Например, бывали случаи, когда сотрудники коллекторского агентства помогали отчаявшемуся должнику, лишившемуся источников существования, взять себя в руки, найти работу и достойно рассчитаться со всеми долгами.

Всё вышесказанное касается только работников легальных коллекторских агентств, заключающих с банками официальные договоры. Но существуют ещё «чёрные коллекторы», работающие совсем по другим правилам. Кто это такие? Это может быть фирма или просто физические лица, купившие долги у небольших банков. Такие коллекторы, как правило, с самого начала пытаются оказать на должника психологическое давление, независимо от того, звонят они вам по телефону или приехали к вам домой. Цель они преследуют двоякую. Главная цель - это, безусловно, любой ценой получить с должника деньги по выкупленному ими кредиту. Другой целью «чёрных коллекторов», не менее важной, является запугивание клиента с тем, чтобы он не успел взять себя в руки, успокоиться и потребовать документы, которых у них нет. Заемщик не должен задавать «лишних вопросов». Поэтому в ход идут «наезды» и запугивания должника последствиями, грозящими в случае непогашения долга.

Нередки случаи и откровенного мошенничества. Вот несколько примеров типичной работы «чёрных коллекторов». Одно такое агентство перекупило у банка долги заёмщика, и тот, во избежание неприятностей, решил продать свой автомобиль. «Чёрные коллекторы» нашли для него «покупателя», на которого автомобиль и был переписан, а деньги за него якобы пошли в счёт погашения долга. Однако вскоре обнаружилось, что новый владелец авто и не думал ничего погашать. Он просто скрылся в неизвестном направлении, а долг так и остался висеть на обманутом заёмщике. Или ещё одна типичная схема работы мошенников. «Чёрные коллекторы» сообщают обработанному заранее должнику, что банковские реквизиты для погашения долга больше не работают, и предлагают перевести деньги на якобы новые реквизиты (как правило, принадлежащие их агентству или вообще частному лицу). Нужно ли говорить, что деньги с такого счёта на погашения долга не поступают, а «чёрные коллекторы» исчезают вместе с новым счётом.

Возникает вопрос – что же делать гражданину, попавшему в подобную ситуацию? Ответ прост. Нужно всегда вовремя требовать у обратившихся к вам сотрудников документы, подтверждающие их полномочия. Если имеет место запугивание или другие нарушения закона со стороны коллектора, немедленно обращайтесь в банк, от имени которого он действует. Не помогает – обращайтесь в полицию. Не давайте себя обманывать. Вы имеете право на получение полной информации, касающейся погашения вашего кредита. В случае отказа полиции принять вашу жалобу, идите дальше – в прокуратуру и, наконец, в суд. Грамотное поведение в любой ситуации поможет вам избежать многих неприятностей. Впрочем, мы надеемся, что нашим читателям никогда не придётся столкнуться с подобными проблемами, для чего достаточно трезво оценивать свои финансовые возможности и не брать кредитов, погасить которые представляется проблематичным.

 Ваш кредитный брокер "Гарантия кредит".



В избранное