Как сверхпроводники помогут найти темную материю и запустить сверхскоростные поезда
Как сверхпроводники помогут найти темную материю и запустить сверхскоростные поезда 2015-04-25 15:00 litvinov Развитие высокотемпературной сверхпроводимости открывает множество областей для использования этого явления Людям свойственно стремиться жить лучше. Каждому это «лучше» представляется по-своему: кто-то думает о четырехразовом питании, кто-то о том, чтобы проводить зиму в Таиланде, кто-то о машине, даче и т. д. У каждого свои критерии. Но есть универсальный критерий, который усредняет все остальные — он выражается в количестве энергии, потребляемой на одного человека. Смерть фашистским оккупантам: фильм недели — «А зори здесь тихие…» 2015-04-24 17:39 olga_proskurnina Картина Рената Давлетьярова — первый оправданный ремейк в истории отечественного кино Сегодня в Кремле — премьера военной трагедии Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» Естественно, фильм будут сравнивать с первоисточником. Не повестью Бориса Васильева, а драмой Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (отточие там, как и в повести, стоит в начале названия), снятой в 1972 году. Не уйдем от сравнений и мы. От «Тэфи» к люстрам: как режиссер стала дизайнером интерьеров 2015-04-24 16:33 olga.pavlova@axelspringer.ru Известный режиссер-документалист Катя Гердт ушла из профессии и добилась успеха в другой отрасли — дизайне интерьеров Статья из журнала: Статья не из журнала Катя Гердт, дочь актера Зиновия Гердта и жена кинорежиссера Дениса Евстигнеева, окончила ВГИК как режиссер документальных фильмов. Она двадцать лет работала в кино и на телевидении, а ее фильм о певице Изабелле Юрьевой был номинирован на премию «Тэфи». Неделовой стиль: бизнесмены и топ-менеджеры с татуировками 2015-04-24 15:05 miroshkina Замглавы «Газпрома», основатель Twitter, владелец Diesel и другие герои Forbes, под деловыми костюмами которых скрываются татуировки <p>Заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев в апреле 2015 года удивил публику необычной выходкой: в честь победы петербургского хоккейного клуба СКА в Кубке Гагарина он набил себе татуировку. Большой бизнес обычно не приветствует эксцентричность, однако и среди предпринимателей с топ-менеджерами встречаются любители сделать рисунок на теле. Чей деловой костюм скрывает наколки — смотрите в галерее Forbes.</p> Перестройка по-русски: осмысленная, но беспощадная к реформаторам 2015-04-24 13:44 litvinov Незавершенность, компромиссность, обреченность на догоняющее развитие на новом витке реформ – родовые черты российских трансформаций В сущности, три десятилетия назад все начиналось с поддержки научно-технического «ускорения». Главным образом в машиностроении. Однако главное не в том, что было сказано, а кем и как. Сказано было сравнительно молодым — по сравнению с теми, кто один за другим завершали гонку на лафетах, — человеком, чьего появления во власти желали все, от наиболее дальновидных членов Политбюро, знавших, что его протежировал Юрий Андропов, до номенклатурного плебса, утомленного ППП, «пятилеткой пышных похорон». Миллиардер в кубе: как основатель Minecraft вытянул $2,5 млрд из Microsoft 2015-04-24 07:00 ivan_ossipov 35-летний программист из Швеции Маркус Перссон создал самую коммерчески успешную игру в истории. Ненависть к корпорациям не помешала ему продать свое детище Статья из журнала: Статья из журнала В Стокгольме понедельник, семь вечера. Маркус Перссон сидит на балконе своего офиса, потягивая Red Bull c водкой — коктейль, который быстро валит человека с ног. Три часа назад он клялся, что не будет сегодня пить, поскольку не далее как в четверг он влил в себя 12 порций алкоголя, пытаясь справиться с инфекцией в ухе. Тем не менее он щедро разливает по рюмкам водку Belvedere, и мы наблюдаем, как люди, работающие в многоэтажных офисных центрах по соседству, неустанно стучат по своим клавиатурам. Маятник капитализма: почему государства боятся глобализации 2015-04-24 06:30 ivan_ossipov Политическая логика отодвинула на второй план соображения экономической целесообразности «Доллары, если их много, заменяют и ум, и знания, бездарный или заурядный предстает выдающимся, бесчестный и растленный — образцом для подражания, спекулянт и казнокрад превращается из объекта для уголовной полиции в субъекта, царящего в обществе, его столп. Миллионы долларов дают… их обладателям власть — не всегда заметную и поддающуюся точному учету, но реальную и практически неограниченную». Вердикт капитализму главный публицист-международник СССР Валентин Зорин вынес в книге «Некоронованные короли Америки», которая вышла в свет в 1968 году. Вклад в искусство: как российские миллиардеры инвестируют в культуру 2015-04-24 06:00 dshirokova Музеи на деньги Абрамовича и Вексельберга, премия от Прохорова, мультфильмы, купленные Усмановым, и другие культурные инвестиции крупного бизнеса <p>Пик интереса российских миллиардеров к культуре пришелся на предкризисные 2000-е: в 2004 году <a href="/node/65705" target="_blank">Виктор Вексельберг</a> стал владельцем крупнейшей в мире коллекции яиц Фаберже, в 2007-м <a href="/node/65699" target="_blank">Алишер Усманов</a> выкупил в пользу России собрание русского искусства Ростроповича-Вишневской и коллекцию советских мультфильмов, а <a href="/node/81065" target="_blank">Роман Троценко</a> открыл центр современного искусства «Винзавод». Подробнее об этих и других меценатских инвестициях участников списка Forbes — в нашей галерее.</p> Подпись: Роман Абрамович, частный инвестор Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: фото ТАСС Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> музей современного искусства «Гараж»</p> <p>В 2010 году авторитетный журнал «Артхроника» объявил <a href="/node/65704" target="_blank">Романа Абрамовича</a> и его жену Дарью Жукову самыми влиятельными людьми года в искусстве. Во многом это случилось благодаря выставкам, которые проходили в принадлежащем чете центре современного искусства «Гараж». «Гараж» стал первым проектом благотворительного фонда развития и поддержки искусства «Айрис», основанного в 2008 году Жуковой.</p> <p>За годы существования «Гаража», который в 2013-м сменил статус «центра» на «музей», на площадке проходили громкие выставки Марка Ротко, Марины Абрамович, Мишеля Гондри и других. Кроме того, в 2012 году совместно с издательством Ad Marginem «Гараж» объявил о запуске программы по изданию книг о современной культуре: искусстве, архитектуре, новых медиа, фотографии, кинематографе и театре. В музее также ведется образовательная и научная работа.</p> <p>Помимо спонсирования «Гаража», в 2010 году Абрамович объявил о намерении вложить $400 млн в реконструкцию территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, которая началась под патронажем того же «Айриса». Миллиардер решил превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс музеев, художественных галерей, отелей, ресторанов и офисов. Эту инвестицию американский Forbes назвал самой дорогой покупкой богатейших людей мира в 2010 году. Завершить реконструкцию Новой Голландии <a href="http://www.forbes.ru/news/261671-peterburg-poprosil-strukturu-abramovicha-uskorit-rekonstruktsiyu-novoi-gollandii" target="_blank">планируется к ноябрю 2017 года</a>.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Алишер Усманов, основатель и основной акционер USM Holdings Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: фото ТАСС Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> возвращение в Россию коллекции произведений русского искусства Ростроповича-Вишневской и коллекции мультфильмов</p> <p>В 2007 году миллиардер <a href="/node/65699" target="_blank">Алишер Усманов</a> совершил сразу два громких приобретения в сфере искусства. Предприниматель выкупил права на коллекцию советских мультфильмов у американской компании Films by Jove. Точная сумма, заплаченная Усмановым за анимационные ленты, в числе которых были «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек» и другие популярные картины, не называлась, но источник, близкий к длившимся почти полгода переговорам, рассказал РИА Новости, что это была сделка в пределах $5-10 млн. В такую сумму коллекцию оценили эксперты из США. Сразу после того, как сделка была закрыта, предприниматель безвозмездно передал мультфильмы детскому телеканалу «Бибигон».</p> <p>Второй и еще более крупной покупкой Усманова в том же году стало приобретение коллекции русского искусства Ростроповича-Вишневской. Именитая чета собирала ее на протяжении 30 лет. Наиболее ценными предметами коллекции считаются картины Серова, Рериха, Брюллова, Венецианова, Репина и других российских художников. После смерти Мстислава Ростроповича Галина Вишневская решила продать собрание с аукциона из-за того, что его содержание обходилось чрезвычайно дорого. Министр культуры Михаил Швыдкой говорил, что ведомство было заинтересовано в покупке коллекции и ее возвращении в Россию, но денег на это у государства не было. Поэтому министерство обратилось к предпринимателям. За день до аукциона Sotheby’s, который был назначен на 18-19 сентября 2007 года, Усманов целиком выкупил собрание. Сумма, заплаченная предпринимателем, не разглашалась. Однако организаторы торгов отметили, что Усманов заплатил значительно больше $40 млн, в которые оценивали коллекцию эксперты. После покупки бизнесмен передал собрание Ростроповича-Вишневской государству.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Леонид Михельсон, председатель правления ОАО «Новатэк» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Артема Голощапова для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> фонд V-A-C, поддержка молодых российских художников</p> <p><a href="/node/66155" target="_blank">Леонид Михельсон</a> давно инвестирует в современное искусство. В 2009 году предприниматель основал фонд V-A-C («Victoria — the Art of being Contemporary»), названный в честь его дочери Виктории. Фонд поддерживает музеи современного искусства, выделяет гранты молодым художникам и их кураторам.</p> <p>Первой выставкой V-A-C, получившей широкий резонанс, стала экспозиция «Модерникон. Современное искусство России», проведенная в 2010 году в Турине. Год спустя Михельсон вошел в Совет попечителей Нового музея современного искусства в Нью-Йорке, а в 2011-м его фонд стал спонсором масштабной нью-йоркской выставки восточноевропейского искусства Ostalgia, где был представлен блок российских художников.</p> <p>Последнее приобретение Михельсона — ГЭС-2 на Болотной площади, на месте которой милиардер сделает музей искусств. За первый 50% акций, принадлежащих «Газпрому», компания Михельсона «Левит» в октябре 2014 года заплатила около $900 млн. Несколько месяцев спустя миллиардер выкупил ГЭС-2 целиком. Экс-руководитель московского департамента культуры Сергей Капков в интервью «Ведомостям» так рассказывал об истории выкупа ГЭС: «Идея сделать музей была его (Михельсона) — у него большая коллекция, он меня приглашал, показывал. Я ему говорю: так вы показывайте ее людям!» «Мосэнерго» потребуется около двух лет, чтобы вывести ГЭС из эксплуатации.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Михаил Прохоров, владелец группы «Онэксим» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Павла Головкина для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> учреждение литературной премии «НОС»</p> <p><a href="/node/65696" target="_blank">Михаил Прохоров</a>, вне бизнеса известный прежде всего покупкой американского баскетбольного клуба Brooklyn Nets, инвестирует не только в спорт, но и в культуру. В 2009 году, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Николая Гоголя, благотворительный фонд предпринимателя учредил ежегодную литературную премию «НОС» («Новая словесность»). Ее победитель получает награду в размере 700 000 рублей, а каждый финалист, попавший в короткий список — по 40 000 рублей.</p> <p>Кроме премии фонд занимается организацией и поддержкой ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры, грантовым библиотечным конкурсом и комплектацией библиотек качественной литературой, сообщается на сайте премии. Также фонд организует международную программу Transcript по поддержке переводов российской гуманитарной и художественной литературы на иностранные языки.</p> <p>За год до учреждения премии «НОС» Прохоров запустил журнал «Сноб», в который вложил около $150 млн. А в 2010 году предприниматель профинансировал фестиваль «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, а театр Наций привозил спектакль «Рассказы Шукшина».</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Александр Мамут, предприниматель Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: PhotoXPress Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»</p> <p>Идея создания Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» принадлежала основателю журнала «Афиша» Илье Осколкову-Ценциперу. Вложиться в проект согласился предприниматель <a href="/node/66370" target="_blank">Александр Мамут</a>: «Нам понравилась его концепция, и мы просто дали денег», — рассказывал бизнесмен на открытии института в 2009 году. Изначально он был единственным инвестором, но позднее к нему присоединился сооснователь телекоммуникационного оператора «Скартел» <a href="/node/237243" target="_blank">Сергей Адоньев</a>. Вместе бизнесмены, по словам Мамута, вложили в «Стрелку» «несколько миллионов долларов».</p> <p>Институт был создан для учебы специалистов, уже имеющих высшее образование. Программу обучения составлял глава исследовательского центра международного архитектурного бюро АМО*ОМА Рем Колхас, которого Мамут называл «одним из выдающихся архитекторов современности». При «Стрелке» появилось издательство Strelka Press, а в 2014 году институт курировал российский павильон на XIV Венецианской архитектурной биеннале.</p> <p>Еще один культурный проект Мамута — книжное издательство «Азбука-Аттикус». Оно образовалось в 2008 году после объединения санкт-петербургской «Азбуки» с издательской группой «Аттикус-Паблишинг» предпринимателя. Сейчас «Азбука-Аттикус» является одной из крупнейших книгоиздательских групп в России.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Владимир Потанин, президент компании «Интеррос», генеральный директор ГМК «Норильский никель» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Романа Шеломенцева для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> благотворительный фонд Владимира Потанина, поддержка музея Эрмитаж</p> <p>Благотворительный фонд <a href="/node/65697" target="_blank">Владимира Потанина</a>, который ежегодно тратит на культуру и образование около $10 млн, был учрежден еще в 1999 году. Он стал одним из первых частных фондов в современной России. Бюджет фонда формируется из личных средств миллиардера. Фонд учредил грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», который в 2013 году отпраздновал 10-летний юбилей. Цель конкурса — продвижение инновационных подходов и адаптация российских музеев к меняющимся условиям современного мира.</p> <p>С 2003 года Потанин возглавляет попечительский совет музея «Эрмитаж». Предприниматель выделяет гранты сотрудникам музея, размер которых варьируется от 50 000 до 200 000 рублей в год. Когда 2010 году было принято решение о создании эндаумент-фонда Эрмитажа (такие фонды существуют, как правило, для финансирования учреждений культуры и образования), Потанин первым внес в него $5 млн.</p> <p>«Причин моего интереса к культуре две, — приводятся слова бизнесмена на сайте фонда. — Во-первых, культура — явление интернациональное. Я всегда стремился как можно больше рассказывать миру о России, а поддержка культуры — один из наиболее оптимальных способов достижения этой цели. Вторая причина, по которой я решил оказывать поддержку культуре, — это ее непохожесть на мою повседневную жизнь, которая полна прагматизма и стрессов». В 2014 году Потанин был отмечен премией министерства культуры РФ «Меценат года».</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Сергей Адоньев, частный инвестор Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Артема Голощапова для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> реставрация электротеатра «Станиславский»</p> <p>Электротеатром бывший Московский драматический театр имени Константина Станиславского стал после масштабной реконструкции, начатой осенью 2013 года и оконченной в начале 2015-го. После ремонта в театре появился большой универсальный зал на 200 мест с трансформируемой сценой, многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад декораций с подъемником и пошивочный цех. «В электротеатр «Станиславский», как он теперь называется, вложены сотни миллионов внебюджетных ресурсов — средств частных предпринимателей», — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на его открытии. Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро Wowhaus на деньги, собранные Фондом поддержки электротеатра под руководством основателя и владельца компании Yota <a href="/node/237243" target="_blank">Сергея Адоньева</a>.</p> <p>Бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков в интервью газете «Ведомости» сообщил, что Адоньев «полностью на свои деньги отреставрировал Театр Станиславского». Фонд также взял на себя бюджет театрального сезона-2015 и выделил средства на доплаты сотрудникам. Художественный руководитель электротеатра Борис Юхананов сказал в интервью «Коммерсанту», что на его работу и концепцию Фонд давления не оказывает, а, напротив, помогает.</p> <p>Театр не первая крупная инвестиция Адоньева в культуру. Вместе с Александром Мамутом он организовал институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Шалва Бреус, председатель совета директоров «Ост Вест Групп» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Алексея Морозова для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> учрежнение премии Кандинского</p> <p>Владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината, одного из крупнейших в Европе производителей газетной бумаги, в 2007 году основал культурный фонд «Артхроника», который в 2014 году сменил название на BREUS Foundation. Основным его проектом стала учрежденная в том же году Премия Кандинского — престижная награда в области современного искусства. В ней ежегодно участвуют несколько сотен российских художников. Общий призовой фонд премии составляет €50 000 — вполне на уровне таких национальных премий в области современного искусства, как британская Премия Тернера или французская Премия Марселя Дюшана.</p> <p>Премия Кандинского присуждается в номинациях «Проект года» — €40 000, «Молодой Художник года» (до 35 лет) — €10 000 — и «Научная работа. История и теория современного искусства», призом в которой является издание работы. В 2014 году «Проектом года» была признана работа художника Павла Пепперштейна «Святая политика».</p> <p>Помимо Премии Кандинского вот уже несколько лет с именем Бреуса связаны слухи об открытии нового музея современного искусства. В марте стало известно, что предприниматель подал обращение в департамент городского имущества Москвы о покупке здания кинотеатра «Ударник», которое с 2012 года находится в долгосрочной аренде у бизнесмена. В «Ударнике» в частности, проходят выставки Премии Кандинского. По оценкам самого Бреуса, реставрация «Ударника» и создание в нем музея потребует инвестиций на сумму не меньше $30 млн.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Роман Троценко, председатель совета директоров «АЕОН Корпорейшн» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Артема Голощапова для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> создание культурного центра «Винзавод»</p> <p>Центр современного искусства «Винзавод», открытый в 2007 году на территории бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария», стоил его создателю <a href="/node/81065" target="_blank">Роману Троценко</a>, владельцу AEON Corporation, $12 млн. На деньги Троценко была проведена и реконструкция комплекса из нескольких промышленных построек конца XIX века, которой занимался архитектор Александр Бродский. С момента открытия до 2012 года директором культурного пространства была супруга предпринимателя Софья Троценко, которая позже ушла работать в столичную мэрию.</p> <p>«Винзаводу» удалось стать местом притяжения публики, интересующейся искусством, здесь появились галереи и выставочные залы, арт-кафе, книжные и музыкальные магазины. Сейчас это самый большой центр современного искусства в России. Он соединяет разные направления современной культуры: выставки, фестивали, лекции, кинопоказы, концерты — и поддерживает талантливых молодых художников.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Виктор Вексельберг, председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Олега Королева для Forbes Описание: <p><strong>Инвестиции:</strong> возвращение в Россию коллекции пасхальных яиц Фаберже</p> <p><a href="/node/65705" target="_blank">Виктор Вексельберг</a> выкупил коллекцию императорских пасхальных яиц, принадлежащую основателю журнала Forbes Малькольму Форбсу, оптом, уведя ее из-под носа конкурентов, рассчитывавших побороться за шедевры на аукционе Sotheby's. Сделка по приобретению девяти императорских пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов — брошей, табакерок и чернильных приборов — состоялась в 2004 году, за день до открытия официальных торгов. «КоммерсантЪ» писал, что предприниматель заплатил Sotheby’s $100 млн (официально сумма не подтверждалась). Вексельберг пообещал вернуть коллекцию пасхальных яиц в Россию.</p> <p>Оптом яйца Фаберже еще никто не покупал — даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. После покупки Вексельберг занялся созданием фонда «Связь времен», который к 2013 году обладал крупнейшим в мире частным собранием русского прикладного искусства рубежа XIX-XX веков, насчитывающим свыше 4000 предметов. В ноябре 2013 года в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга открылся частный музей Фаберже, куда вошла коллекция фонда.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Описание: Спрятать слайд: Показать слайд Позиция в барабане: 1 Время переноса в барабан: пт, 24/04/2015 - 05:05 Рыбное место: что делает океанариумы двигателями туризма 2015-04-24 05:30 ivan_ossipov Океанариумы во всем мире соревнуются в объеме инвестиций и воды в аквариумах, а также в разнообразии морской флоры и фауны Статья из журнала: Статья из журнала В конце весны в Москве на территории ВДНХ откроется первый океанариум. Представители морской флоры и фауны разместятся на площади около 40 000 кв. м. Его строительством занимаются миллиардеры, участники списка Forbes Зарах Илиев и Год Нисанов. По планам московского правительства крупнейший океанариум в Европе должен стать одним из центров притяжения для гостей ВДНХ. Москва с опозданием включилась в гонку океанариумов. Сон о посудной лавке: как начать производство фарфора с нуля 2015-04-23 14:25 olga.pavlova@axelspringer.ru Вероника Лазарева открыла компанию по производству фарфора и хрусталя по уникальной для российского рынка бизнес-модели Статья из журнала: Статья из журнала Вероника Лазарева, создавшая компанию MATEO и назвавшая ее в честь своего сына Матвея, неуловимо напоминает Джулию Робертс. Ее увлеченность заразительна. О трудностях она вспоминает с улыбкой: «Я сначала создала компанию, а потом уже стала думать, как все это продается. Я же дизайнер. А если бы я была маркетологом и знала, на чем споткнусь, то, может быть, вообще не ввязалась бы в это семь лет назад». Норильский ковчег: как Владимир Потанин стал богатейшим человеком России 2015-04-23 07:00 ivan_ossipov Компания «Норильский никель», еще несколько лет назад трещавшая по швам из-за корпоративного конфликта, сделала своего гендиректора лидером списка Forbes Статья из журнала: Статья из журнала «История нашего конфликта с Олегом Дерипаской очень показательная. Ее можно прямо для учебника использовать, — с усмешкой произносит президент холдинга «Интеррос» и нынешний гендиректор ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин, сидя в офисе «Интерроса» на Якиманке с видом на Кремль. — Те, кто конфликтует, в бизнесе не зарабатывают. Зарабатывают те, кто умеет договариваться». «Ткачев выглядел вполне себе рыночником» 2015-04-23 06:30 ivan_ossipov Как Александр Ткачев провел 15 лет во главе Краснодарского края и чего теперь от него ждут на посту министра сельского хозяйства Статья из журнала: Статья не из журнала Июльским вечером 2013 года площадь кубанской станицы Выселки была заполнена празднично одетыми людьми. На сцене выступали популярные музыканты. Вокруг в палатках, стилизованных под казачьи курени, развернулся настоящий гастрономический фестиваль — здесь угощали дюжиной разновидностей блинов и пирожков, речной и морской рыбой, гусем с яблоками, каким-то особенным местным мармеладом и даже холодцом из куриных сердечек. От этого раблезианского великолепия собравшихся отвлекло появление на сцене краснодарского губернатора Александра Ткачева. Комплимент от шефа: как переживают кризис рестораторы 2015-04-23 06:00 miroshkina Антикризисные советы от самых влиятельных игроков ресторанного рынка Москвы <p>Продуктовые санкции, девальвация рубля и экономический кризис — ресторанный бизнес переживает нелегкие времена. Владельцы заведений урезают расходы, но уверяют, что делают это в интересах посетителей. Рецепты успеха во время кризиса Forbes узнал у авторов громких ресторанных премьер 2014-го и 2015 годов. Подробности — в нашей галерее.</p> Подпись: Анатолий Комм, шеф-повар ресторана Anatoly Komm for Raff House, в прошлом – шеф-повар и совладелец ресторанов «Варвары» и «Русские Сезоны» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов Описание: <p>Как пережить кризис рестораторам? Во-первых, не экономьте на продуктах. Многие рестораторы начали искать хорошие локальные продукты после санкций, а я — еще восемь лет назад, и за это время удалось найти тех фермеров, работой с которыми я доволен. Поставщики с качественными продуктами есть, и их необходимо поддерживать для того, чтобы сельское хозяйство развивалось.</p> <p>Во-вторых, задумайтесь об иностранном шеф-поваре. Путешествовать становится все дороже, а российский посетитель ресторана становится более требовательным: мы ездим по миру, получаем новый опыт, в том числе и гастрономический, и уже не согласны дома, как раньше, есть с прежним энтузиазмом условные макароны по-флотски. Блюда от шефа из-за рубежа могут стать возможностью расширить горизонты, не выезжая за пределы Москвы.</p> <p>В-третьих, боритесь за снижение арендных ставок. Аренда в московском ресторанном мире всегда была головной болью для владельца. Она, наряду с себестоимостью и зарплатой персонала, является определяющим фактором той цены блюда, которую гость видит в меню. Сейчас рынок недвижимости перегрет по инерции, и некоторые арендодатели держат прежние цены на пустующие помещения, наивно надеясь, что найдутся желающие платить докризисные цены. Но это должно поменяться: начнется совершенно новый этап, и возможности появятся у тех, кто давно хотел открыть ресторан, но не мог себе этого позволить. Не скрою, цены в Anatoly Komm for Raff House — результат исключительных условий сотрудничества с Raff House, где мы находимся.</p> <p>Трудности на рынке всегда ведут к повышению конкуренции: как среди официантов и поваров, оставшихся без работы, так и среди ресторанов, соревнующихся за внимание гостей. И если человек раньше тратил на ужин 5000 рублей и не особенно задумывался над тем, что ему принесут в тарелке и как обслужат, то теперь он внимательно посмотрит на каждый аспект: стоила ли овчинка выделки?</p> <p>Так что увольте всех арт-директоров в ресторане и наймите двух толковых официантов в зал вместо пяти посредственных — и вы получите более эффективную модель, даже не притрагиваясь к себестоимости блюд.</p> <p>Думаю, что посетители только выиграют от перемен, происходящем на нашем рынке: сейчас, с одной стороны, будет расти качество — еды, сервиса и того опыта, который вы получаете в ресторане в целом, а с другой — начнет падать цена наших услуг, потому что это самый простой способ конкурировать с другими заведениями аналогичного уровня.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Александр Раппопорт, ресторатор года по версии GQ, создатель ресторанов «Китайская грамота», «Dr.Живаго», Black Thai Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев Описание: <p>Слухи о смерти ресторанного рынка несколько преувеличены, по крайней мере, бизнеса в сегменте «премиум» в Москве. Эмбарго, после введения которого все «простились» с ресторанным бизнесом, на деле не сказались на количестве клиентов в премиум-заведениях. К тому же, весь ресторанный мир сегодня ориентируется на местные продукты, это никак не связано ни с политической, ни с макроэкономической ситуацией — так работать эффективнее.</p> <p>Однако трудности в прошлом году возникли, и они заставили поменять систему моделирования ресторанов, искать новые рынки и поставщиков продуктов. В первую очередь, это было связано с девальвацией рубля, ведь большинство долгосрочных контрактов и арендные договоры связаны с иностранной валютой, а выручка считается в рублях. Это серьезно ударило по ресторанному рынку, но арендодатели, понимая сложившуюся ситуацию, довольно охотно шли на переговоры, и мы зафиксировали цену в рублях или по минимальному курсу.</p> <p>Привезти иностранного повара в Россию стало сложнее, ведь заработная плата шефа в Европе значительно ниже, чем в России. Например, в Испании хороший повар получает €2000, а чтобы он приехал в Россию, нам приходилось платить в два-три раза больше.</p> <p>Маржу пришлось снижать, но ни в одном нашем ресторане за последний год мы не меняли ценники ни вверх, ни вниз. Мы сделали ставку на значительное увеличение оборота: при снижении маржи на 30% необходимо увеличить оборот и посещаемость места на столько же.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Александр Кан, совладелец Time out bar, «Прожектор», «Никуда не едем», «Барбара-бар» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Светлана Привалова/Коммерсантъ Описание: <p>Старайтесь не противиться внешним переменам и не пытаться оттянуть наступление их последствий, а быть впереди тренда. По своему опыту знаю, что это работает. Несколько лет назад мы с партнерами Иваном Орчевым и Илиодором Марачем заняли пустующую нишу, популярную сейчас: заведения для миддл-ап класса с простыми интерьерами и качественной едой из отечественных продуктов. Еще пять лет назад, когда российский шеф оказывался за границей в мишленовском ресторане, он удивлялся и спрашивал: «А где позолота? Где шик?» Москвичи куда больше интересовались развлечениями, чем едой. Когда в российских ресторанах произошла демократизация, мы оказались в тренде.</p> <p>То же самое касается запрета на курение, так пугавшего игроков ресторанного рынка: в одном из наших заведений за два месяца до принятия закона мы в качестве эксперимента запретили курение в помещении, о чем уведомили посетителей в интернет-сетях. И вместо возмущения получили живой отклик и поддержку. Наши гости часто бывают за границей, и знают, что на Западе в ресторанах курить нельзя — для них это не стало сюрпризом. Таким образом, мы не почувствовали провала по посетителям. Я и сам был курильщиком, но бросил с 1 июня.</p> <p>Сейчас главный тренд — антикризисное снижение издержек. Мы снова меняемся: упрощаем концепцию «Барбара-бара», работаем над снижением цен в других заведениях. В «Прожекторе» мы переориентируем кухню в сторону «одомашнивания»: возьмем больше блюд из стрит-фуда, но в авторской подаче. Также я создаю коктейльную карту на основе моих собственных настоек на спирту. Я перевел на такие коктейли 70% карты, и цена напитков упала сразу на 30%.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Александр Затуринский, совладелец Bad Boy Bar, Hills, Che Bazza, сочинских ресторанов «Дружба» и «Высота 2320» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ Описание: <p>За последний год ресторанный рынок Москвы «просел», в среднем, на 30%. Кроме девальвации рубля, не прошли бесследно такие факторы, как запрет на курение в ресторанах, трудности с парковкой в центре Москвы, частичное сокращение зарплат во всех секторах экономики и — как следствие — рост неуверенности в завтрашнем дне.</p> <p>Наиболее сильно пострадали рестораны формата fine dining: количество гостей сократилось на 20-30%. Снизился и средний чек заведений: гости стали экономить на дорогом алкоголе, количестве заказываемых блюд и даже на чаевых. В трудной ситуации владельцы тех ресторанов, арендная ставка которых была привязана к доллару или евро — помимо сокращения выручки у них взлетели и траты.</p> <p>Если говорить о продуктовом эмбарго, то и в лучшие времена российский рынок не мог похвастаться разнообразием предложений по сравнению с нашими европейскими и азиатскими соседями. Но, как говорится, все познается в сравнении: теперь мы действительно попали в сложную ситуацию. Сегодняшнее предложение рынка продуктов предельно ограничено, что привело к «унификации» меню большинства игроков столичного ресторанного рынка, а в ряде случаев и к снижению качества подаваемых гостям блюд.</p> <p>Так называемое импортозамещение нельзя назвать панацеей — на отечественном рынке стали появляться продукты европейского качества, но их объемов пока явно недостаточно. За один-два года подобные проекты реализовать невозможно, да и спрос значительно превышает предложение.</p> <p>Что делать? В описанных условиях роль высокопрофессионального шеф-повара и всей команды кухни с умением из имеющегося арсенала продуктов создать уникальное, действительно авторское и конкурентоспособное меню трудно переоценить. Но нужно учитывать, что число иностранных шеф-поваров в ресторанах Москвы сокращается. В первую очередь, это связано с невозможностью (а иногда и нежеланием) платить докризисный уровень зарплат. Во-вторых, далеко не все иностранные шефы, приезжающие сегодня к нам, способны качественно и профессионально работать с тем набором продуктов, которые можно найти на российском рынке.</p> <p>Поэтому стоит искать и «среди своих». Сейчас заметно вырос уровень профессионализма нового поколения российских поваров, получивших образование и опыт в лучших ресторанах и кулинарных школах мира. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее отечественного ресторанного бизнеса.</p> <p>С учетом возникших сложностей единственный выход — собраться, сосредоточиться на бизнесе, тщательно проработать взаимодействие всей команды. И, конечно, садиться за стол переговоров по снижению арендных ставок. Все дальновидные арендодатели давно там, ведь они понимают, что в новых экономических условиях лучше потерять часть прибыли, чем весь бизнес.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Николай Бакунов, концепт-шеф Duran bar, концепт-шеф Gorod sad, шеф-повар яхты «Монтана» Флотилии «Рэдиссон Ройал» Изображения: Тип изображения: Фото Агенство: Аверин Александр Описание: <p>Duran bar открылся только в феврале, не лучшее время для появления новинок в ресторанном бизнесе. Но любое открытие всегда интересно публике, вопрос в умении удержать посетителей. Мы постараемся это сделать.</p> <p>В кризис на первый план выходит оптимизация и работа с поставщиками, но экономить на ингредиентах или заменять их худшими по качеству я считаю недопустимым. Грамотный выход из ситуации — поиск продуктов с более низкой себестоимостью. Например, покупка овощей на продуктовой базе, а не в магазинах, а мяса — непосредственно с бойни, исключив из торговой цепочки перекупщиков. Хороший ход — обновление меню, с фокусом на популяризацию местной и региональной кухни.</p> <p>Наша концепция — (группа) «Duran ели, или Duran не ели» — предполагает использование региональной кухни, а потому набор продуктов для приготовления блюд достаточно простой. Здесь имеют значение личные контакты: поставщики и фермеры, с которыми работают годами.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Подпись: Вадим Сидоров, совладелец ресторана «Шотландская клетка» Изображения: Тип изображения: Фото Описание: <p>Индустрия гостеприимства является довольно точным и чутким индикатором экономической обстановки: во время снижения доходов и роста затрат первое, о чем начинают задумываться люди — сколько потратить на отдых и развлечения. Так что мы туже затягиваем пояса.</p> <p>Поток гостей в ресторанах среднего ценового сегмента на вторую половину 2014-го — начало 2015-го уменьшился в среднем на 20% по сравнению с прошлым периодом, и есть вероятность, что уменьшится еще. Соответственно, уменьшится и количество ресторанов. Думаю, тяжелее придется сетевым заведениям: люди, сократившие количество посещений ресторанов, как следствие, захотят сделать впечатления от походов туда ярче и обратят внимание на авторские, единичные проекты, так что сетевые рестораны могут потерять часть своих гостей.</p> <p>На сегодняшний день многие заведения утрачивают привлекательность ввиду привязки к продукции. Продуктовое эмбарго многим рестораторам не приснилось бы и в страшном сне, но что есть, то есть. Импортозамещение, конечно, — это прекрасно: звучит патриотично и серьезно, но на этот процесс уйдет не год и не два (с учетом воссоздания хотя бы трети ассортимента запрещенной к ввозу продукции в приемлемом качестве). Пока мы вынуждены экспериментировать, работать с фермерами, как никогда тщательно штудировать предложения от отечественных производителей. Цены сопоставимы, но качества и такого же уровня доверия к «нашим продуктам» пока нет.</p> <p>Трудности на рынке заставляют всех без исключения сокращать расходы и работать над ценами, но «демократизация» ценовой политики заведений будет лишь видимостью, так как инфляция растет, кредиты дорожают. Вот почему, на мой взгляд, ни один из ценовых сегментов ресторанного рынка существенно своей доли не изменит.</p> <p>Всем коллегам могу лишь пожелать терпения и порядка в мыслях и действиях, так как настал очередной виток развития ресторанного бизнеса, очередной нелегкий этап изменений. Мы станем другими, и хорошо бы нам всем качественно измениться.</p> Спрятать слайд: Показать слайд Описание: Спрятать слайд: Показать слайд Позиция в барабане: 1 Время переноса в барабан: чт, 23/04/2015 - 05:05 Эволюция вождя: зачем авторитарным режимам модернизация 2015-04-23 05:30 ivan_ossipov Авторитарные режимы, вместо того чтобы идти напролом, научились использовать сложные стратегии, достигая договоренностей с Западом и либерализуя правила игры в стране Быть диктатором непросто. Мы уже рассказывали о развилке, перед которой оказались многие авторитарные лидеры: вести ли свою страну в современный мир или с помощью изоляции и репрессий обеспечить себе пожизненную власть. Факторов, влияющих на роковой выбор, много. Со всех сторон вождю угрожают недовольные и обиженные, с каждым днем правления их число растет, что уменьшает шансы авторитарных лидеров на спокойный конец. |
В избранное | ||