Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги!

Спасибо, что вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены следующие темы:

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

    • Выплата заработной платы частями после окончания отчетного месяца. НДФЛ.

    • Вызвали на допрос в налоговую инспекцию.

       

  2. ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ.

    • Предприниматель, применяющий УСН, продает долю в уставном капитале ООО: какой налог необходимо заплатить?

    • Для подтверждения расходов на авиаперелет необходимо наличие посадочного талона.

    • Может ли одна организация исполнить обязанность по уплате налога за другую организацию?

    • Акционерное общество вносит имущество в уставный капитал «дочки»: необходимо ли восстановить НДС?

    • Как подтвердить право на получение имущественного вычета по НДФЛ при приобретении недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано после 15.07.2016?

       

  3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

    • Неотражение контрагентом счетов-фактур в книге продаж не является основанием для отказа в вычете. 

    • Почтовая квитанция – доказательство отправки.

       

  4. ПОЛЕЗНЫЙ ОН-ЛАЙН СЕРВИС.

    Мы расскажем о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

     

  5. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

ВЫПЛАТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЧАСТЯМИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОТЧЕТНОГО МЕСЯЦА. НДФЛ. 

В июне 2016 года нас попросили провести обязательный аудит в ЗАО, которое только два года как работает на российском рынке.

Поскольку покупатели не всегда платили за поставленное оборудование в установленные договором сроки, имела место задержка выплаты заработной платы.

Проверяя уплату НДФЛ в бюджет, мы установили, что при выплате заработной платы в следующем месяце двумя, а иногда тремя частями после окончания отчетного месяца, НДФЛ уплачивался либо в полном объеме при первой выплате зарплаты, либо при последней выплате. Бухгалтер исходила из того, что первая выплата являлась авансом, а, следовательно, перечислять в бюджет НДФЛ организация не была обязана.

Фактически имела место грубая ошибка, поскольку после окончания месяца все выплаты классифицируются как заработной плата. Не важно - выплачивается она одной суммой или несколькими. Следовательно, НДФЛ необходимо было удерживать при каждой выплате с суммы фактической выплаты и перечислять не позднее следующего дня.

Основание: Согласно положениям п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Руководствуясь положениями п.4 ст.226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Следовательно, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена.

Аналогичную позицию Вы можете найти в письме Минфина России от 25.07.2016 № 03-04-06/43479. 

Представитель Минфина указал, что в случае, когда работодатель платит зарплату за предшествующий месяц 3-го и 7-го числа следующего месяца, удержать исчисленный НДФЛ нужно с той части дохода, которая фактически выплачена, и перечислить его в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода, то есть 4-го и 8-го числа соответственно.

Обратите внимание:

Если организация задержала выплату заработной платы, то есть выплата произошла позднее дня, указанного в Правилах внутреннего трудового распорядка, организация обязана начислить и выплатить работнику компенсацию исходя из положений ст.236 ТК РФ. 

ВЫЗВАЛИ НА ДОПРОС В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ.

Налоговики достаточно активно, помимо проведения встречных проверок, начинают вызывать генеральных директоров, бухгалтеров, сотрудников организаций в качестве свидетелей. Причем темы для «бесед» самые разные: отрицательные финансовые показатели, участие в сделках, результатом которых является уход от налогов, взаимодействие с так называемыми фирмами-однодневками. 

Вчера нам позвонила главный бухгалтер ЗАО и спросила: имеет ли право налоговая инспекция нашего продавца вызвать нашего директора в качестве свидетеля?

Да. Такое право инспекция имеет в силу положений пп.12 п.1 ст.31 НК РФ и п.1 ст.90 НК РФ. 

Напоминаем, что согласно пп.12 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. 

Согласно п.1 ст.90 НК РФ, «в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля». 

Согласно Рекомендациям по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, содержащимся в Письме ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12837, свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». 

Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях. 

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В повестку о вызове на допрос свидетеля налоговым инспекциям рекомендуется включать сведения:

  1. о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
  2. о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
  3. о месте проведения допроса. 

Обратите внимание: Это только рекомендация! 

Сотрудник налоговой службы составляет протокол от первого лица. Протокол оформляется по форме, содержащейся в Приложении №11 к приказу ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. Перед подписанием необходимо проверить документ на правильность изложения ваших показаний. Проверьте документ на наличие искажений и добавлений. 

Если Вас вызывают на допрос по подозрению в связи компании с фирмой-однодневкой или в связи с участием в сделках, результатом которых является уход от налогов, возможными вопросами будут:

  • Как давно и каким образом Вы нашли данного контрагента?

  • Проводили ли вы проверку своего контрагента перед заключением договора?

  • Почему решили с ним работать?

  • Какие вы запрашивали гарантийные обязательства?

  • Каким образом происходит контакт с данным партнером?

  • Кто подписывал договоры и прочие документы?

  • Контактные данные и реквизиты контрагента?

  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?

  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся, где хранился?

  • Видели ли вы товар лично?

  • Что входит в ваши обязанности как руководителя (бухгалтера) компании?

  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании? 


Рекомендация: на допросе держаться необходимо уверенно, не нервничать. Если вопрос ставит Вас в тупик или сформулирован слишком обобщенно, то ответ не стоит давать сразу. Подумайте прежде, чем отвечать. Возможно, Вам будет задан аналогичный вопрос, но несколько видоизмененный. 

И наконец о том, какая существует ответственность за неявку.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч.1 ст.51 Конституции Российской Федерации). 

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут ответственность, предусмотренную ст.128 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации. 

ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ. 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УСН, ПРОДАЕТ ДОЛЮ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ООО: КАКОЙ НАЛОГ НЕОБХОДИМО ЗАПЛАТИТЬ?

Индивидуальный предприниматель на УСН продает долю в уставном капитале ООО, которую он приобрел некоторое время назад как физическое лицо, еще не будучи зарегистрированным в качестве ИП. Возникает вопрос: какой налог должен уплачивать ИП с дохода от реализации указанной доли – НДФЛ или единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН? 

Описанную ситуацию рассмотрел Минфин России в Письме от 09.08.2016 г. № 03-04-05/46598 и сообщил следующее. 

Авторы письма напомнили, что согласно п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с нормами п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ (т.е. 13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ. 

Положениями абз.2 пп.2 п.2 ст.220 НК РФ установлено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этих имущественных прав.

Физические лица, получившие доход от продажи имущества и имущественных прав, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).

Вывод Минфина следующий: независимо от того, что на момент продажи доли в уставном капитале ООО налогоплательщик был зарегистрирован в качестве ИП, применяющего УСН, доходы от продажи доли подлежат отражению в налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ). Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в рассматриваемом случае ИП уплачивать не должен. 

ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСХОДОВ НА АВИАПЕРЕЛЕТ НЕОБХОДИМО НАЛИЧИЕ ПОСАДОЧНОГО ТАЛОНА.

В Письме Минфина России от 01.09.2016 г. № 03-03-07/50992 рассмотрен вопрос о документальном подтверждении в целях налога на прибыль командировочных расходов на приобретение авиабилета. 

Как известно, в силу нормы ст.252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. 

В соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. № 749, документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли организаций является авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами. 

На основании п.84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация. 

Учитывая, что посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс, документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только авиабилет, но и посадочный талон.

Минфин считает, что приобретение авиабилета в документарной или бездокументарной форме само по себе не может служить документальным подтверждением факта использования услуги воздушной перевозки. 

Следовательно, для документального подтверждения факта авиаперелета в рамках командировки необходимо наличие посадочного талона (корешка посадочного талона, который при посадке на борт в обязательном порядке оставляют пассажиру). 

МОЖЕТ ЛИ ОДНА ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЬ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ЗА ДРУГУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

В Письме от 12.08.2016 г. № 03-02-07/1/47290 Минфин России напомнил о том, что одна организация не вправе уплачивать налоги за другую организацию. 

На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной в случаях, указанных в п.3 ст.45 НК РФ, в том числе в случае предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. 

Нормами НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией. 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВНОСИТ ИМУЩЕСТВО В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ «ДОЧКИ»: НЕОБХОДИМО ЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ НДС?

Материнская организация (акционерное общество) передает в уставный капитал дочерней организации имущество, по которому ранее при приобретении «входящий» НДС был принят к вычету. Обязано ли акционерное общество восстановить указанный НДС при передаче имущества в уставный капитал «дочки»? 

Данную ситуацию рассмотрел Минфин России в Письме от 15.08.2016 г. № 03-07-03/47566 в рамках ответа на частный запрос налогоплательщика. 

В соответствии с пп.1 п.3 ст.170 НК РФ, суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. 

Согласно положениям п.11 ст.171 НК РФ к вычету у налогоплательщика, получившего имущество в качестве вклада в уставный капитал, принимаются суммы НДС, восстановленные передающей стороной. При этом указанные вычеты производятся в случае использования этого имущества для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС. 

Минфин отметил в письме, что на основании п.1 ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Поэтому в случае передачи акционерным обществом имущества в уставные капиталы дочерних обществ для освобождения акционерного общества от обязанности восстанавливать суммы НДС, принятые им к вычету, оснований не имеется. 

Иным словами, передающая организация обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету по передаваемому в уставный капитал дочернего общества имуществу (имущественным правам) в порядке, установленном в п.3 ст.170 НК РФ. 

КАК ПОДТВЕРДИТЬ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА ПО НДФЛ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОТОРОЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПОСЛЕ 15.07.2016?


Напоминаем, что с 15 июля 2016 г. вступили в силу поправки в федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым перестали выдавать свидетельства о собственности. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется теперь только выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). 

Одновременно с 15 июля 2016 года государственные органы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним наравне со свидетельством о государственной регистрации (п.7 ст.21 Федерального закона №360-ФЗ). 

В письме № БС-3-11/3879@ от 24.08.2016 ФНС России указала, что в силу положений пп.6 п.3 ст.220 НК РФ для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них представляет в том числе документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на соответственно жилой дом, квартиру, комнату или долю (доли) в них. 

С учетом вступивших в силу изменений, документом, подтверждающим право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в сумме расходов, направленных на приобретение объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано после 15.07.2016, по мнению ФНС России, является выписка из ЕГРП. 

Вместе с тем ФНС России указала, что пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 

В связи с этим ФНС обратилась в Минфин России с целью согласования изложенной в настоящем письме позиции о порядке подтверждения налогоплательщиками права на имущественный налоговый вычет в связи со вступлением в силу Федерального закона №360-ФЗ. Согласованное с Минфином России разъяснение по данному вопросу будет доведено до территориальных налоговых органов.

Поскольку в настоящее время Минфин не выпустил письмо, содержащее рекомендацию территориальным ФНС о документальном подтверждении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано после 15.07.2016, территориальные ФНС могут и не удовлетвориться выпиской из ЕГРП. 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА. 

НЕОТРАЖЕНИЕ КОНТРАГЕНТОМ СЧЕТОВ-ФАКТУР В КНИГЕ ПРОДАЖ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫЧЕТЕ. 

Покупатель и Поставщик заключили договор поставки. По результатам камеральной проверки ИФНС отказала покупателю в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, сославшись на то, что в представленных Поставщиком книгах продаж не отражены счета-фактуры по указанной сделке. 

Суды трех инстанций (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции г.Краснодар от 14.09.2016 по делу № А32-38710/2015) отменили решение инспекции. Суды указали, что счета-фактуры и товарные накладные от имени поставщика были подписаны директором и главным бухгалтером. Поставка подтверждена представленными первичными документами, счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ. Продавец является действующим юридическим лицом, сдает налоговую отчетность, уплачивает налоги. Суд кассационной инстанции учел, что в ходе камеральной проверки опросы директора и главного бухгалтера поставщика не проводились, подлинность их подписей в указанных документах не опровергнута, как и реальность произведенных поставок товара, его оприходование и использование в производстве. 

Суды признали, что налогоплательщиком соблюдены формальные условия для принятия НДС к вычету: принятие товара (работ, услуг) к учету, приобретенного для использования в операциях, подпадающих под НДС, или для перепродажи с наличием первичных документов; предъявление счета-фактуры, оформленного в соответствии с положениями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ; а также наличие документально подтвержденных и достоверных доказательств, обосновывающих производственную направленность понесенных расходов.

Налоговой инспекцией не было доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Следовательно, факт получения необоснованной налоговой выгоды не доказан. 

Кроме того, в решении кассации (Ф08-6670/2016 от 14.09.2016) указано: «неотражение контрагентом общества в книге продаж выставленных обществу счетов-фактур само по себе не является основанием для отказа обществу в возмещении НДС по сделкам с названным поставщиком». 

ПОЧТОВАЯ КВИТАНЦИЯ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТПРАВКИ.


Согласно п.31 Приказа Минкомсвязи России № 234 от 31.07.2014 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода). 

Из этого положения суды делают вывод о том, что доказательством направления почтового отправления является квитанция (Постановление Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2016 года по делу № А40-180925/2015). Иные документы, например, опись вложения с оттиском почтового штемпеля, в качестве доказательства судами могут быть отклонены.

В этой связи, отправляя отчетность по почте, сохраняйте квитанции. 

ПОЛЕЗНЫЙ ОН-ЛАЙН СЕРВИС.

 

На сайте ФНС появился Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент данные представлены по состоянию на 10 сентября 2016 года. 

Обратите внимание:

Только малая часть акционерных обществ найдет себя в данном реестре. 

 

В частности, в Реестре малого и среднего предпринимательства содержатся сведения об акционерных обществах:

  • акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (перечень таких акционерных обществ представляется в ФНС России ЗАО «ФБ ММВБ» во исполнение пункта 1 части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

  • деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких акционерных обществ – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования (перечень таких акционерных обществ представляется в ФНС России Минобрнауки России во исполнение пункта 2 части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ;

  • получивших статус участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» (перечень таких акционерных обществ представляется в ФНС России Фондом «Сколково» во исполнение пункта 3 части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ);

  • учредителями которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (перечень таких акционерных обществ представляется в ФНС России Минэкономразвития России во исполнение пункта 4 части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Остальные акционерные общества не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. 

Если данные в реестре некорректные, организации и ИП могут в электронной форме отправить заявление на внесение исправлений. Адрес реестра: https://rmsp.nalog.ru/index.html

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. 

Вопрос:

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какие риски или обязательства Компания на ОСНО может понести при заключении договора цессии? Компания будет в лице - цессионария. 

 

Ответ:

При заключении договора цессии организации необходимо учитывать как правовые, так и налоговые риски. 

Правовые риски напрямую связаны с тем, какие права требования уступаются по договору цессии, как стороны оформляют уступку права требования. В этой связи исчерпывающего перечня правовых рисков нет. Каждый договор цессии необходимо анализировать отдельно. Вместе с тем, можно выделить наиболее часто возникающие риски 

1. Пунктом 2 ст.382 ГК РФ установлено, что согласие должника обязательно, когда это предусмотрено законом или договором. Так, без согласия должника невозможна уступка права требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение (п.2 ст.388 ГК РФ). Также согласие должника может понадобиться при уступке права на получение неденежного исполнения, если уступка делает исполнение более обременительным для должника (п.4 ст.382 ГК РФ). Например, при обязательстве оказать личные услуги (исполнить поручения, требования комитента к комиссионеру или принципала к агенту). 

Однако ст.385 ГК РФ за должником сохранено право не исполнять обязательство новому кредитору, пока последний не сможет доказать переход к нему требования.  

Исключение:

Новый кредитор не должен доказывать должнику переход к нему права требования, если первоначальный кредитор самостоятельно уведомит должника о переходе права требования.  

Кроме того, согласно п.3 ст.382 ГК РФ, если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу. Иными словами, если должник не был уведомлен о перемене лиц в обязательстве, то исполнение им обязательства первоначальному кредитору считается надлежащим.  

Таким образом, цессионарий подвергается следующим рискам:

  1. У цессионария могут потребовать подтверждения наличия соответствующих прав требования (в частности, документального подтверждения). Если договором цессии установлено, что цедент (первоначальный кредитор) берет на себя обязательство уведомить должника об уступке права требования, то цессионарию рекомендуются получить копию данного уведомления.
  2. Истребования у первоначального кредитора денежных средств или иного имущества, полученных им от должника, который не был своевременно и в надлежащей форме уведомлен о перемене лиц в обязательстве.  

Обратите внимание:

Согласно п.4 ст.382 ГК РФ, первоначальный кредитор (цедент) и новый кредитор (цессионарий) солидарно обязаны возместить должнику - физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.


2. Должник вправе выдвигать против требований нового кредитора возражения, которые он имел в отношении первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе права требования в силу положений ст.386 ГК РФ. 

Следовательно, цессионарий приобретает риски доказывать по необходимости либо факт наличия оспариваемой задолженности, либо ее сумму в объеме, в котором она была ему передана кредитором, но не признана должником. 

Возражения должника могут относиться к недействительности самого требования или его дополнительных условий, истечению срока исковой давности и другим основаниям. Кроме того, в качестве возражения должник может сослаться на прекращение обязательства зачетом (см. ст.412 ГК РФ, по условиям которой он вправе зачесть против требования кредитора свои встречные требования к первоначальному кредитору, если условия для зачета существовали до момента получения должником уведомления об уступке требования). Он также вправе требовать зачета своих требований против требований нового кредитора. 


3. Из ст.390 ГК РФ следует, что первоначальный кредитор, который уступил требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором. Тогда цедент будет отвечать перед цессионарием на основании ст.363 ГК РФ. 

Отсюда цессионарий приобретает риски по оценке ликвидности приобретенной задолженности. 

В части налоговых рисков: 

Если организация приобрела по договору цессии право требования, но должник так и не погасил долг, то через 3 года цессионарий списывает понесенные расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Риск состоит в том, что налоговая может исключить данные расходы, ссылаясь на то, что сомнительными и безнадежными можно признать только долги, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Сумма долга по договору цессии не связана с реализацией товаров (работ, услуг), поэтому ее нельзя учесть во внереализационных расходах при налогообложении прибыли. Данная позиция изложена в Письмах Минфина России от 01.08.2011 №03-03-06/1/441 и от 23.03.2009 №03-03-06/1/176, а также УФНС России по г. Москве в Письме от 30.01.2012 №16-15/007470@. 

Однако Президиум ВАС РФ высказывал иное мнение - НК РФ не содержит ограничений для включения в состав внереализационных расходов безнадежных долгов в зависимости от вида и характера ранее совершенной хозяйственной операции (Постановление от 15.04.2008 № 15706/07). Таким образом, компания не нарушает налогового законодательства в случае, если она включает в налоговые расходы сумму задолженности, приобретенную по договору цессии, срок исковой давности по которой истек (Постановления ФАС Центрального от 24.05.2013 № А35-3631/2011, Западно-Сибирского от 28.04.2012 № А27-4466/2011 и Уральского от 16.02.2010 № Ф09-6971/08-С2 округов).  

 


 

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, может ли сторонняя налоговая инспекция, минуя мою инспекцию, по телефону потребовать, чтобы генеральный директор принес декларации по НДС за 3 года?


Ответ:

Нет, налоговая инспекция не вправе, минуя налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика, запрашивать документы вне рамок проведения налоговых проверок в устной форме.

Согласно п.2 ст.93.1 НК РФ, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При этом пунктом 3 ст.93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого необходимо истребовать документы (информацию), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик получает требование о представлении документов (информации) от налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика. При этом требование Инспекции о представлении документов (информации) должно быть конкретно определенным, исключающим возможность его неоднозначного толкования.

Организация вправе не реагировать на требование, полученное ненадлежащим образом или составленное ненадлежащим образом.


 

Вопрос:

Является ли Положение о персональных данных обязательным документом у компании, не являющейся микропредприятием? Какие федеральные законы содержат требования в части хранения и использования персональных данных работников? 


Ответ:

Согласно ст.87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов.

В настоящее время требования в части хранения и использования персональных данных работников содержат:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».  

Работодатель должен локальным нормативным актом (Положением о персональных данных) определить порядок хранения, обработки и использования персональных данных работников. 

В этой связи данный документ является обязательным и его отсутствие может быть квалифицировано государственной инспекцией труда как нарушение трудового законодательства. 

Такой вывод также подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 №КА-А40/10220-06 по делу №А40-20745/06-148-194). 

Положение о персональных данных хранится в организации постоянно. В случае, если принята новая редакция данного документа, предыдущая редакция хранится в течение 3 лет. Данный порядок хранения закреплен в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558). 

Напоминаем, что согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей. 

Специалисты ЗАО «Точка опоры» готовы помочь Вам на платной основе в разработке данного положения. Заявки присылайте в группе или на наш электронный адрес tochka2011@bk.ru


Надеемся, наши новости были Вам полезны. Удачной недели. 
 

Приглашаем в нашу группу Вконтакте https://vk.com/club103663823, а также на нашу страничку https://vk.com/public121526684

С уважением, аудиторы ЗАО «Точка опоры». 


В избранное