Миллион лет назад Френсис Бэкон сказал «Знания – сила!».
Френсис ошибался!
Знания – это не сила, знания – это богатство!
Хочешь быть богатым – учись!
Двести лет назад Жан-Батист Сэй – один из основателей научной теории
предпринимательства – сформулировал идею о том, что частные люди должны
изучать экономическую теорию ради собственной выгоды. Это было
существенным прорывом мысли, поскольку ранее пользователем
экономической теории считался правитель государства и его чиновники.
Фактически, Сэй постулировал довольно простое жизненное правило:
«хочешь быть богатым – учись!». Наблюдения Сэя носили умозрительный
характер и не подкреплялись цифрами или фактами.
Эту работу проделали в двадцатом веке экономисты так называемой
“чикагской школы”: Тэодор Шульц, Гэрри Бекер, Бартон Вейсброд, Джордж
Минцер, Ли Хансен. Они проводили исследования в области человеческого
капитала и установили, что уровень образования влияет на размер дохода.
(Причем, речь идет об образовании вообще, а не только об экономическом
образовании.)
Между размером дохода и уровнем образования существует положительная связь
В качестве примера можно обратиться к данным 1990 года по США. Ниже
представлены цифры, которые характеризуют средний пожизненный доход для
людей с разным уровнем образования.
Если вы посмотрите на диаграмму внимательно, то увидите, что разрыв
между крайними группами – начальными и высшим образованием – весьма
существенный. За жизнь человек с высшим образованием зарабатывает в
среднем на $ 964.000 больше, чем то, кто получил только начальное
образование. Разница в 2,3 раза.
Образование – это не «корочки», это знания
Эти цифры не дают ответа на два сложных вопроса:
Почему среди очень богатых людей есть люди не имеющие образования?
Почему среди очень образованных людей есть люди бедные?
Богатые и необразованные
Всем известно, что Билл Гейтс, Майкл Делл и Ричард Бренсон не
получили высшего образования в его традиционном понимании. И, если
следовать простой логике о связи “образование-доход”, то они должны
были бы прозябать на обочине жизни, а это не так.
Объяснить это можно следующим образом, образование - это не корочки
диплома, это специальные знания. Гейтс, Делл и Бренсон не обладают
корочками (хотя Гейтсу диплом все-таки вручили), но они обладают
особыми и глубокими знаниями.
Система образования - это один из возможных механизмов получения
знаний, но никто не отменял самообразование, природную наблюдательность
или обучение дома.
Бедные и образованные
Врачи и учителя, как правило, очень образованные люди, но имеют явные проблемы с личным богатством.
На мой взгляд, проблема в системе социально-экономических отношений,
в которой они работают. Социалистическая система отношений не просто не
дает богатеть, а прямо стимулирует бедность. Как только врачи уходят из
скорой помощи в частные поликлиники - они становятся обеспеченными
людьми. Как только учителя начинают заниматься репетиторством, их доход
начинает расти.
Поэтому наличие образованных, но бедных людей можно объяснить
неадекватной системой социально-экономических отношений, в которой они
работают.
Первый профессиональный предпринимательский консультант
______________________________________________
Авторство всех
материалов данной рассылки принадлежит Игорю Базылеву и охраняется Законом о
защите авторских прав. Перепечатка в Интернете и в офлайновых изданиях
разрешается только после согласования с автором.