Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верхом на кризисе! Учебник предпринимателя


Миллион лет назад Френсис Бэкон сказал «Знания – сила!».

Френсис ошибался!

Знания – это не сила, знания – это богатство!

Хочешь быть богатым – учись!

Двести лет назад Жан-Батист Сэй – один из основателей научной теории предпринимательства – сформулировал идею о том, что частные люди должны изучать экономическую теорию ради собственной выгоды. Это было существенным прорывом мысли, поскольку ранее пользователем экономической теории считался правитель государства и его чиновники.

Фактически, Сэй постулировал довольно простое жизненное правило: «хочешь быть богатым – учись!». Наблюдения Сэя носили умозрительный характер и не подкреплялись цифрами или фактами.

Эту работу проделали в двадцатом веке экономисты так называемой “чикагской школы”: Тэодор Шульц, Гэрри Бекер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Они проводили исследования в области человеческого капитала и установили, что уровень образования влияет на размер дохода. (Причем, речь идет об образовании вообще, а не только об экономическом образовании.)

Между размером дохода и уровнем образования существует положительная связь

В качестве примера можно обратиться к данным 1990 года по США. Ниже представлены цифры, которые характеризуют средний пожизненный доход для людей с разным уровнем образования.

Доход и образование

Если вы посмотрите на диаграмму внимательно, то увидите, что разрыв между крайними группами – начальными и высшим образованием – весьма существенный. За жизнь человек с высшим образованием зарабатывает в среднем на $ 964.000 больше, чем то, кто получил только начальное образование. Разница в  2,3 раза.

Образование – это не «корочки», это знания

Эти цифры не дают ответа на два сложных вопроса:

  1. Почему среди очень богатых людей есть люди не имеющие образования?
  2. Почему среди очень образованных людей есть люди бедные?

Богатые и необразованные

Всем известно, что Билл Гейтс, Майкл Делл и Ричард Бренсон не получили высшего образования в его традиционном понимании. И, если следовать простой логике о связи “образование-доход”, то они должны были бы прозябать на обочине жизни, а это не так.

Объяснить это можно следующим образом, образование - это не корочки диплома, это специальные знания. Гейтс, Делл и Бренсон не обладают корочками (хотя Гейтсу диплом все-таки вручили), но  они обладают особыми и глубокими знаниями.

Система образования - это один из возможных механизмов получения знаний, но никто не отменял самообразование, природную наблюдательность или обучение дома.

Бедные и образованные

Врачи и учителя, как правило, очень образованные люди, но имеют явные проблемы с личным богатством.

На мой взгляд, проблема в системе социально-экономических отношений, в которой они работают. Социалистическая система отношений не просто не дает богатеть, а прямо стимулирует бедность. Как только врачи уходят из скорой помощи в частные поликлиники - они становятся обеспеченными людьми. Как только учителя начинают заниматься репетиторством, их доход начинает расти.

Поэтому наличие образованных, но бедных людей можно объяснить неадекватной системой социально-экономических отношений, в которой они работают.

Игорь Базылев, igor_bazylev@mail.ru

Первый профессиональный предпринимательский консультант

______________________________________________

Авторство всех материалов данной рассылки принадлежит Игорю Базылеву и охраняется Законом о защите авторских прав. Перепечатка в Интернете и в офлайновых изданиях разрешается только после согласования с автором.

В избранное