Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Последние публикации - Военная доктрита РФ и Материалы по распространению ядерного оружия


Информационный Канал Subscribe.Ru

-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Содержание рассылки:

1. Последние материалы, опубликованные на socialsciences.narod.ru:

Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года.
Ядерное сдерживание и нераспространение. Тезисы доклада к заседанию Ученого Совета ИМЭМО РАН 16 февраля 2005 года.

3. Информация об авторе рассылки и составителе ресурса socialsciences.narod.ru:

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Я рад приветствовать вас во втором выпуске рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ.

1. Последние публикации на ресурсе

Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года

В Военной доктрине Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, размещенной по адресу (http://socialsciences.narod.ru/library/00003/) анализируется эволюция российской политической мысли в области исследований проблем безопасности. Изучаются основные внешнеполитические школы постсоветской России и дискуссии по проблемам национальной и международной безопасности, которые велись в последние полтора десятилетия. Большое внимание в работе уделено изучению различий в подходах к проблемам безопасности в отечественной и мировой науке. В книге очень ясно, схематично и, в то же время, подробно анализируются основные течения российской внешнеполитической мысли со ссылками на фамилии ученых и учебные заведения. Пособие незаменимо как справочник по российской внешнеполитической мысли. Далее приводится начало монографии, для того, чтобы прочитать ее полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К ДОКТРИНЕ >>>

Военная доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы МО.

В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Фе дерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
>>> ДАЛEE >>>

Ядерное сдерживание и нераспространение. Тезисы доклада к заседанию Ученого Совета ИМЭМО РАН 16 февраля 2005 года

В Тезисах доклада к заседанию Ученого Совета ИМЭМО РАН 16 февраля 2005 года емко изложены последние тенденции в сфере распространения ядерного оружия и перспективы Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Далее приводится начало доклада, для того, чтобы прочитать его полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К ДОКЛАДУ >>>

В итоге окончания холодной войны, в течение 90-х годов дело нераспространения ядерного оружия (ЯО) достигло немалых успехов. Порядка 40 новых стран вступило в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), включая Францию и КНР. В 1995 г. Договор получил бессрочное продление. Четыре государства отказались от военных ядерных программ и даже от созданного или полученного ранее ЯО или были лишены их применением силы извне (ЮАР, Бразилия, Аргентина, Ирак).

Три государства, имевшие на своей территории ЯО, после двухлетних переговоров не стали присваивать его и подписали Лиссабонский протокол в качестве неядерных государств (Украина, Белоруссия, Казахстан). Договор о нераспространении стал самым универсальным международным договором, его членами являются теперь 189 государств ООН и только 4 стоят за его пределами (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР, которая вышла из Договора в 2003 г.)

Но, тем не менее, в нынешнем десятилетии перспективы нераспространения внушают мировой общественности и политикам многих государств растущую тревогу. Причины такого тревожного положения можно классифицировать следующим образом:

Во-первых, неприсоединившиеся к ДНЯО страны расположены в самых нестабильных регионах мира. Они вовлечены в конфликты, чреватые войнами, в ходе которых вероятность боевого применения ЯО весьма велика – впервые после августа 1945 года и с неизмеримыми и непредсказуемыми последствиями для всей мировой политики.

Во-вторых, примеры Ирака, КНДР, Ливии и ряда других стран продемонстрировали недостаточную эффективность международного контроля над оборотом ядерных материалов и технологий в рамках ДНЯО (по Статье III), прежде всего гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Как ни удивительно, после более чем 30-летнего действия ДНЯО из 189 государств-участников 42 все еще не заключили с МАГАТЭ соглашений о всеобъемлющем или полномасштабном контроле. Дополнительный Протокол МАГАТЭ от 1997 г. не подписали или не ратифицировали более 90 государств, 16 из которых имеют серьезные ядерные программы. Ядерные державы-члены ДНЯО и тройка за его пределами имеют соглашения с МАГАТЭ лишь о выборочном контроле на отдельных объектах.

В-третьих, стало известно о развитии «черного рынка» ядерных материалов, технологий и экспертизы, охватившего деятельность ряда государств-членов ДНЯО (в частности, Ливии, Ирана, Ирака, КНДР, Саудовской Аравии, Алжира, Египта, Индонезии) и лиц и организаций стран, не связанных ни Договором ни сопряженными с ним экспортными ограничениями и контрольными механизмами (Пакистан).

В-четвертых, мировой рынок ядерных материалов и технологий, сулящий миллиардные прибыли, стал ареной жестокой конкуренции не импортеров, а экспортеров. В борьбе за рынки сбыта государства-поставщики (прежде всего, США, СССР / Россия, Канада, Франция, КНР, Бразилия, Аргентина, Португалия, ФРГ, Италия, Бельгия, Норвегия и др.) оказались не склонны слишком придирчиво подходить к соблюдению гарантий МАГАТЭ, к недостаточности ее гарантий и даже к факту неучастия стран-импортеров в ДНЯО (Израиля, Индии, Пакистана). Даже сведения о ведущихся военных разработках и наличие у отдельных государств огромных природных энергетических ресурсов, избавляющих их в обозримой перспективе от нужды в ядерной энергетике, не останавливали экспортеров от сделок (как, скажем, в случае с Ираком, Ираном, Ливией). Имеющиеся механизмы экспортного контроля в этой и смежных областях (Комитет Пантера, Группа ядерных поставщиков, Вассенарские соглашения и др.) далеко не достаточны для устранения этой проблемы.

Пятый момент – выход на передний план проблематики безопасности фактора международного терроризма, серия совершенных им террористических актов с массовым уничтожением мирных жителей, начиная с американской трагедии 11.09.2001 и до Беслана в сентябре 2004, открытое стремление международного терроризма получить доступ к ЯО и другим видам оружия массового уничтожения. При этом нет уверенности в достаточной сохранности накопленных многими странами запасов ядерных материалов и, в отдельных случаях, даже ядерных боеприпасов, которые могут попасть в руки террористов путем хищения, подкупа или как следствие политической дестабилизации или гражданской войны. Особую опасность как источник ядерных материалов, технологий и экспертизы для террористов имеет расширяющийся «черный рынок», по определению нелегальный и не подконтрольный МАГАТЭ и внутренним механизмам и законам государств.

В-шестых, как показал опыт Северной Кореи, почти полная универсальность ДНЯО – сбывшаяся мечта его основателей конца 60-х годов – отнюдь не гарантирует от дальнейшего ядерного распространения. Выявилась новая угроза по прецеденту КНДР, который способен послужить примером для других государств, а именно: воспользоваться в качестве членов ДНЯО плодами международного сотрудничества в области мирной ядерной энергетики и науки (согласно его Статье IV), а затем открыто выйти из Договора и создать свое ядерное оружие с положенным уведомлением за три месяца (по Статье X). В связи с этим Иран, Алжир, Египет, Бразилия, Турция, Южная Корея и даже Япония оказались под подозрением как потенциальные «отказники» от ДНЯО.

Наконец, седьмой фактор – это нынешняя политика ядерных держав – членов ДНЯО, прежде всего США и России. Речь идет как об их курсе в области ядерного оружия, к отношениям в этой сфере между собой, так и об их линии в вопросах нераспространения применительно к странам вне «большой пятерки» (БП) и вопросам ядерного экспорта.
>>> ДАЛEE >>>

2. Информация об авторе рассылки и составителе ресурса

Хохлов Игорь Игоревич, научный сотрудник ИМЭМО РАН, окончил факультет Международных отношений МГИМО МИД РФ (1997) и Российско-французскую магистратуру МГИМО (1999), кандидат политических наук (2004, ИМЭМО РАН), ведет спецкурс "Россия в меняющейся системе международной безопасности" на Социологическом факультете МГУ им. Ломоносова.

Научные труды Хохлова И.И. посвящены анализу опыта мировой и отечественной науки, изучающей международные отношения, проблемам наднациональности в деятельности европейских организаций, а также проблемам безопасности на современном этапе, изучению конфликта и стабильности в международных отношениях.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.socialsciences
Отписаться

В избранное