Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Славянская филология

  Все выпуски  

Славянская филология № 8 Держава Само. Карантания. Первое Болгарское царство


Сегодня в выпуске:


Обновления на сайте

Тема выпуска: Первые славянские государства
Держава Само
Карантания (Хорутания)
Первое Болгарскойе царство

Ответы на вопросы

Славянская филология

Выпуск 8

Сайт "Славяне"
Доброго времени суток, уважаемые подписчики!

У нас на сайте снова обновления.

Во-первых, в справочных материалах добавилась и теперь полностью функционирует страничка терминов - "Словарь-справочник по славянской филологии".

Во вторых, пополнились материалы о славистах. На сайте Вы можете прочитать об Андре Вайане, Вуке Стефане Караджиче, Павле Йозефе Шафарике, Йозефе Добровском, Варфоломее Копитаре, Вл.Георгиеве.

Прежде чем подробно говорить о традициях славян, о их языках, письменности, необходимо, на мой взгляд, остановиться на их государственности. Что собой представляли государственные объединения славян в первом тысячелетии нашей эры? Как они выглядели на фоне неславянских народов?

Славянские государства

Государственное образование - понятие весьма непостоянное. Государства возникают и исчезают, процветают, становятся империями и существуют как составные части других государственных образований. Государства непостоянны и в своих территориальных границах.

Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по мере надобности. А надобности могли быть разными. Это и защита свободы своего народа, это и военный поход ради наживы, ради присоединения новых богатых и урожайных земель, это и распространение своего влияния на чужие территории (опять же - ради наживы, ради возможности собирать дань, позднее - ради политического подчинения, ради приобретения надежных союзников в ведении войн с другими государствами, ради надёжного прикрытия границ своего госудраства).

Те племена, которые объединялись только для защиты своих территорий, так и не создали своих государств (лужицкие сербы, поморские славяне, большая часть альпийских славян). Те, которые объединялись ради наживы и защиты, создавали временные государства, которые подолгу находились под властью других, более могущественных. Те, которые стремились распространить своё влияние на другие страны, превращались в империи (Россия - Российская империя, СССР,- Речь Посполита) или, войдя в другую империю, в какой-то момент начинали там доминировать (чехи в составе Великой Римской империи).

Государство - это далеко не всегда один народ. Очень часто государство - это множество этносов, среди которых один-два является доминирующими, а остальные занимают второстепенное положение. Второстепенное положение может быть подчиненным, угнетаемым, может быть оберегаемым и культивируемым, на второстепенные этносы могут просто не обращать внимания, принимая их существование на территории государства как некую данность. Но этническая принадлежность стала ведущим признаком в государственном образовании только в XIX - XX веках. В средние века в государстве доминирует не этническое образование, а вероисповедание. Это было довольно долгое время значимо и на территории Османской империи, где возникли славянские народы, исповедующие ислам (бошняки, помаки и др.). Приняв новую веру, они уравнивали себя в правах с  правящими тюркоязычным населением. Казалось бы, вопросы веры в наше время должны отойти в прошлое, но и сейчас в землях южных славян время от времени вспыхивают войны на религиозной почве. Конфессии, этносы, языки - всё сплелось там в один "гордиев узел", который просто так, не придя к согласию и взаимопониманию между сторонами, не распутать.

И всё-таки государство, государственность - это то, на что мы обращаем внимание, говоря об этносе и его самостоятельности, его значимости в истории.

Первые славянские государства


К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселия народов славяне расселились на огромном пространстве. Они заняли огромную территорию в Восточной Европе, поселились на Балканах, начали совершать набеги на Византию. Славянские племена постепенно дифференцируются, перестают образовывать общеславянское единство. Раннесредневековые историки и писатели свидетельствуют о существовании к VI веке н.э. нескольких славянских объединений: венедов, склавен и антов – по сути, западных, южных и восточных славян, на что указывают места их расселения.

В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию славян, способствуют расслоению общества, разложению первобытнообщинного строя и созданию первоначально племенных, а затем и государственных объединений. Первые славянские государства известны с VII века н.э. Они возникают прежде всего там, где славяне теснят народы, у которых уже есть свои государственные образования: на территории бывших византийских провинций, а затем и в Центральной Европе. Об одном из таких объединений повествует Фредегар (около 660 г.). 

Итак, Первые государственные образования:
- Держава Само;
- Карантания (Хорутания);
- Первое Болгарское царство

В следующем выпуске:
Первые государственные образования славян: Великая Моравия, Киевская Русь

Ответы на вопросы:
Мне кажется, что в этом выпуске я в какой-то мере уже ответила на сообщение Ивана в гостевой книге:

1. "Но наличие у славян трёх видов письменности (кирилица, глаголица и руны) говорят о многом! Да и сам факт  
многочисленности славянских племён на территории Европы, до христианской эры, говорит об их высоком культурном уровне. Будучи уже в какой-то мере разделенными они состовляли Священный Славянский Союз, помогали друг другу отбиваться от врагов и т.д. У них была налажена торговля и присутствовал обмен технологиями и воинскими знаниями. У славян в то время была профессиональная армия, охраняющая рубежы славянских племён (их потомки  Ильи Муромцы, казаки). Большие расстояния требовали создания и развития систем письма для решения самых разных как государственных так и бытовых проблем. Как говорил Иисус "Не может плохое дерево родить хорошие плоды..."
И если сегодня славяне занимают большую часть Европы, то только потому, что  в своей культуре они поднялись выше многих (а в Европе выше всех). А культура - не может быть создана без развитого языка и, как следствие, его письменной формы отображения!!! "
2. "Хочется обратить внимание  на тот факт, что это всё происходило задолго до Киевской Руси и Христианства. О Священном Союзе славян можно прочитать в книге В.М.Гобарева. "Предыстория Руси" и там же есть упоминания о четырех великих славянских символах сделанных из чистого золота, которые хранились на острове  Араконе (в Балтийском море)".

- Безусловно, культура славян в первом тысячелетии нашей эры была очень развитой. Однако "Священный Славянский Союз" и взаимовыручка славян всё-таки остаются недоказуемыми. Союз "Семь племен" - образование, существовавшее у славян, селившихся в начале первого тысячелетия нашей эры на Балканском полуострове, однако он никогда не был очень сильным военным образованием. Доказательством тому служит довольно быстрое завоевание славян протоболгарами. Западные славяне объединялись в племенные союзы только в исключительных случаях (держава Само).

Чтобы читатели могли точно ориентироваться, где расположен остров Руян (Рюген) и священный языческий город Аракона, я предлагаю взглянуть на карту:  Западное Поморье в VIII - XI веках. Полабские славяне.



На сегодня всё.
Жду ваших вопросов и предложений.
С уважением,
Ирина Шушарина
Выпуск подготовлен 11-14 мая 2006 года
http://slawianie.narod.ru © Сайт "Славяне"


В избранное