Прежде чем подробно говорить о традициях славян, о их языках,
письменности, необходимо, на мой взгляд, остановиться на их
государственности. Что собой представляли государственные объединения
славян в первом тысячелетии нашей эры? Как они выглядели на фоне
неславянских народов?
Славянские государства
Государственное образование -
понятие весьма непостоянное. Государства
возникают и исчезают, процветают, становятся империями и существуют как
составные части других государственных образований. Государства
непостоянны и в своих территориальных границах.
Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по
мере надобности. А надобности могли быть разными. Это и защита свободы
своего народа, это и военный поход ради наживы, ради присоединения
новых богатых и урожайных земель, это и распространение своего влияния
на чужие территории (опять же - ради наживы, ради возможности собирать
дань, позднее - ради политического подчинения, ради приобретения
надежных союзников в ведении войн с другими государствами, ради
надёжного прикрытия границ своего госудраства).
Те племена, которые объединялись только для защиты своих территорий,
так и не создали своих государств (лужицкие сербы, поморские славяне,
большая часть альпийских славян). Те, которые объединялись ради наживы
и защиты, создавали временные государства, которые подолгу находились
под властью других, более могущественных. Те, которые стремились
распространить своё влияние на другие страны, превращались в империи
(Россия - Российская империя, СССР,- Речь Посполита) или, войдя в
другую империю, в какой-то момент начинали там доминировать (чехи в
составе Великой Римской империи).
Государство - это далеко не всегда один народ. Очень часто государство
- это множество этносов, среди которых один-два является доминирующими,
а остальные занимают второстепенное положение. Второстепенное положение
может быть подчиненным, угнетаемым, может быть оберегаемым и
культивируемым, на второстепенные этносы могут просто не обращать
внимания, принимая их существование на территории государства как некую
данность. Но этническая принадлежность стала ведущим признаком в
государственном образовании только в XIX - XX веках. В средние века в
государстве доминирует не этническое образование, а вероисповедание.
Это было довольно долгое время значимо и на территории Османской
империи, где возникли славянские народы, исповедующие ислам (бошняки,
помаки и др.). Приняв новую веру, они уравнивали себя в правах с
правящими тюркоязычным населением. Казалось бы, вопросы веры в наше
время должны отойти в прошлое, но и сейчас в землях южных славян время
от времени вспыхивают войны на религиозной почве. Конфессии, этносы,
языки - всё сплелось там в один "гордиев узел", который просто так, не
придя к согласию и взаимопониманию между сторонами, не распутать.
И всё-таки государство, государственность - это то, на что мы обращаем
внимание, говоря об этносе и его самостоятельности, его значимости в
истории.
Первые славянские государства
К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселия
народов славяне расселились на огромном пространстве. Они заняли
огромную территорию в Восточной Европе, поселились на Балканах, начали
совершать набеги на Византию. Славянские племена постепенно
дифференцируются, перестают образовывать общеславянское единство.
Раннесредневековые историки и писатели свидетельствуют о существовании
к VI веке н.э. нескольких славянских объединений: венедов, склавен и
антов – по сути, западных, южных и восточных славян, на что указывают
места их расселения.
В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с
разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию
славян, способствуют расслоению общества, разложению
первобытнообщинного строя и созданию первоначально племенных, а затем и
государственных объединений. Первые славянские государства известны с
VII века н.э. Они возникают прежде всего там, где славяне теснят
народы, у которых уже есть свои государственные образования: на
территории бывших византийских провинций, а затем и в Центральной
Европе. Об одном из таких объединений повествует Фредегар (около 660
г.).
В следующем выпуске:
Первые государственные образования славян: Великая Моравия, Киевская
Русь Ответы на вопросы:
Мне кажется, что в этом выпуске я в какой-то мере уже ответила на
сообщение Ивана в гостевой книге:
1. "Но наличие у славян трёх видов письменности (кирилица, глаголица и
руны) говорят о многом! Да и сам факт
многочисленности славянских племён на территории Европы, до
христианской эры, говорит об их высоком культурном уровне. Будучи уже в
какой-то мере разделенными они состовляли Священный Славянский Союз,
помогали друг другу отбиваться от врагов и т.д. У них была налажена
торговля и присутствовал обмен технологиями и воинскими знаниями. У
славян в то время была профессиональная армия, охраняющая рубежы
славянских племён (их потомки Ильи Муромцы, казаки). Большие
расстояния требовали создания и развития систем письма для решения
самых разных как государственных так и бытовых проблем. Как говорил
Иисус "Не может плохое дерево родить хорошие плоды..."
И если сегодня славяне занимают большую часть Европы, то только потому,
что в своей культуре они поднялись выше многих (а в Европе выше
всех). А культура - не может быть создана без развитого языка и, как
следствие, его письменной формы отображения!!! " 2. "Хочется обратить внимание
на тот факт, что это всё происходило задолго до Киевской Руси и
Христианства. О Священном Союзе славян можно прочитать в книге
В.М.Гобарева. "Предыстория Руси" и там же есть упоминания о четырех
великих славянских символах сделанных из чистого золота, которые
хранились на острове Араконе (в Балтийском море)".
- Безусловно, культура славян в первом тысячелетии нашей эры была очень
развитой. Однако "Священный Славянский Союз" и взаимовыручка славян
всё-таки остаются недоказуемыми. Союз "Семь племен" - образование,
существовавшее у славян, селившихся в начале первого тысячелетия нашей
эры на Балканском полуострове, однако он никогда не был очень сильным
военным образованием. Доказательством тому служит довольно быстрое
завоевание славян протоболгарами. Западные славяне объединялись в
племенные союзы только в исключительных случаях (держава Само).