Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Дайте детям возможность мыслить!


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Дайте детям возможность мыслить!   133   2016-01-27 18:29

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены фрагменты педагогической мудрости из книг Живой Этики, статья «Что такое практика внимательности» и новость о подготовке Международным Центром Рерихов к изданию книгу «Дети нового сознания». В Новостях читайте статью «Почему важно растить детей благодарными: три причины», заметку «8 простых рекомендаций для внимательных родителей» из блога «Внимательность детям», и объявление об очередном заседании Киевских Студий гуманной педагогики, которое будет в субботу 30 января 2016 г. с 10-00 до 13-00 по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, 57, Дом учителя, на тему «Целостное обучение учащихся в свете современной научной парадигмы на основе гуманно-личностного подхода».

Сердечно поздравляю всех и каждого с наступившим Новым 2016 годом.

Верим, что этот год будет годом объединения и сотрудничества, годом

позитивных перемен и неожиданных решений сложных проблеи.

Здоровья, вдохновения, успехов, благополучия!

Кто хочет быть счастливым, БУДЬТЕ! 

ФРАГМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ ИЗ КНИГ ЖИВОЙ ЭТИКИ 

Зов, Июнь 29, 1922 г.

Справедливость трудна ли?

Ребенок знает чувство справедливости лучше судьи.

Почему старики и дети могут только судить на земле?

Смешон суд человеческий.

Законы заслонили входы.

Умейте судить под звездами.

Умейте смерить расстояние закрытым глазом.

Найти свет закрытого зрения дано каждому.

Но лень, но неблагодарность, но темнота, но свирепость на ваших хребтах скачут.

Слепые путники, где же детская справедливость?

Отмойте грязь привычек. 

Озарение, 2-V-17 Видим продвижение сужденных событий и проявление тихих фигур, как бы проходящих вне жизни, хотя Мы оцениваем их по подвигу. Но жизнь их протекает среди какого-то ухода и подвига, являющегося, как искра во тьме.

Последующие и ранние события протекают совершенно незаметно. Престол или келья монастыря и угол сапожника не имеют значения, накопленная ранее аура сопровождает этот последний путь. Конечно, она растет и как бы покрывает небывалую чувствительность, но качество ее уже не меняется, и с ранних лет можно отличать этих своеобычных детей, несущих свой мир проявления духа.

Очень редко, почти никогда, они не ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности характерно, руки как бы протянуты к чаше.

Пересматривая прошлые жизни, можно видеть представителя религии, царств, науки, художества и механики ждущим, и собравшимся в путь, и готовым отбыть ежечасно без сожалений.

Комбинация правильной оценки красоты материи с готовностью углубиться в достижения духа делает подвиг как бы назревшим. Сумятица жизни более не привлекает, и, конечно, является сознание, что дальше так продолжаться не может.

Подвиг бывает или сравнительно кратковременным, или моментальным. Усвоение необходимости выразить определенное действие принесено издавна, и как просто жизненный шаг совершается.

Итак, самое трудное - вместить восхищение материей и явления духа. И сколько прекрасных поисков были задержаны сожалением о материи или духовным обособлением! Иногда сродство духа с материей представляется легко, тогда надо искать причину в прошлых избранных жизнях.

Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. Также ученый, забывающий об Источнике, лишает себя полетов в край завоеваний. Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают как глупость.

Лишь особыми путями сообщения можно двигаться в поезде подвига. И ждать то, что дух считает и знает по времени, бывает так болезненно, точно время остановилось и какой-то пожар истребил накопленное богатство.

Поистине, Христос сказал: "Не знаете ни часа, ни дня". Он же открыл и другую формулу, сказав: "Зачем покинул Меня, Владыко?" - имея в виду знание духа, ибо в последний момент погружаемся как бы в безвоздушное пространство - так бывает перед окончанием земного круга, - чтоб сейчас же вспыхнуть всеми огнями накопления. Путем задержки сознания прошлого получается прыжок над бездною. 

Община, 142 Правильно замечено, что дети животных должны подлежать охране. Вопрос материнства тот же, что у человечества. Когда животные будут помилованы, они будут платить свой налог молоком, шерстью и трудом. Вопрос животных, живущих около человека, очень важен. Можно представить, как изменится атмосфера, когда около жилища будут друзья. Спросите араба о коне или северянина об олене — они скажут не о животных, но о семье.

Можно от животных перейти к растениям. Уже знаете, что полезно спать на корнях кедра. Знаете, какие собиратели электричества хвойные иглы. Не только растения служат целебно своим экстрактом, но их растительная эманация дает сильное воздействие на окружающее. Можно представить, как может помогать человеку цветник, сознательно составленный. Нелепы смешанные цветники, взаимно уничтожающие свое воздействие. Подобранные или однородные могут отвечать нуждам нашего организма. Насколько полезны составы полей, покрытых дикими растениями! Комбинации растений, соседствующих в природе, нужно изучать, как инструменты оркестра. Правы ученые, рассматривающие растения, как тонко чувствующие организмы. Следующими ступенями будет изучение воздействия групп растений, как друг на друга, так и на человека. Чувствительность и воздействие растений на окружающее, поистине, изумительны! Растения являются как бы соединенным веществом планеты, действуя на сеть неощутимых взаимодействий. Конечно, ценность растений давно предусмотрена, но групповое взаимодействие не изучено. До последнего времени не понимали жизненность растительных организмов и неразумно резали пучки разнородных растений, не заботясь о смысле делаемого. Человек с букетом часто подобен младенцу с огнем. Истребители растительности коры планеты подобны государственным преступникам.

Помните, Мы не любим срезанных цветов. 

Община, 157 Когда Мы отправляем посланца, Мы желаем ему удачи при встрече с драконом. Конечно, это не безобидный хвостатый, доледниковый, но свирепый человеческий эгоизм, доходящий до опасных пароксизмов, называемых ужасом или бешенством эгоизма. Где же гнездятся эти драконы? Утверждают, что злейшее гнездо будет в роскошных палатах или за прилавком менялы, или в складе торговца. Но скорее найду безвредного менялу и честного торговца, нежели пробью броню отрицания и недопущения. Отрицатель не только готов защищать свое невежество, но он мечтает окружить все человечество стеною ужаса.

Где же первопричина бешенства эгоизма? Человек, сеющий ужас, сам безумно боится. В отрицателе сидит не только невежество, но и низкий страх. Скажите детям, по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей.

Нашему посланцу стоит произнести любую элементарную истину, чтобы быть заподозренным в каких-то замыслах Общины. Он скажет — энергия и свет, казалось бы самое простое понятие, но обыватель городов уже чует какое-то покушение на его благополучие. Обитатель городов настолько привык считать себя чем-то плотным и темным, что не допускает, как он мог бы оказаться источником физического света. Но даже дети не изумляются электрической искре от них исходящей.

Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.

Дайте детям возможность мыслить! 

Община, 162 Кто уверяет о своей преданности реальному и достоверному, тот должен особенно приветствовать распознавание действительности. Не притворное заикание перед методом признанного авторитета, но борение и горение исканий действительности. Именно, неудержно, именно, неизменно в ярости устремления, когда высокая гора, как маленький холм, не закрывает пространства.

Среди взлетов научаемся великому дару терпения. Сияющее, творческое терпение не походит на мутный плащ непротивления злу. Как неудачные рыбаки, сидят согбенные непротивленцы. Их ставка на длину нити пряжи не может обуздать танец стихий. Творческое терпение знает ключи Нового Мира, потому терпение творит мощь и с каждым часом действительности напрягается.

Непротивление подобно долго открытому флакону благовоний, но творческое терпение, как старое вино затворенное.

Следите за напряженностью творчества в каждом социальном построении. Верно то построение, где окрыляется разнообразное творчество. Если творчеству тягостно, это верный знак ошибки в построении. Этим ошибкам не давайте гнездиться. Зовите каменщиков, перекладывайте стены, пока песнь не зазвучит свободно.

Старая легенда говорит: с дальнего мира пришел посланец, чтобы дать людям равенство, братство и радость. Люди давно забыли песни и омертвились ненавистью.

Посланец изгонял темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд. Утихла ненависть, и меч посланца остался на стене. Но все были молчаливы и не умели запеть. Тогда посланец собрал маленьких детей и увел их в лес и сказал: «Ваши цветы, ваши ручьи, ваши деревья. Никто не пошел за нами, я отдохну, а вы наполнитесь радостью.» Так начались робкие прогулки по лесу. Наконец, самый маленький остановился на поляне и засмотрелся на луч Солнца. Тогда желтая иволга начала свой призыв. За нею малыш зашептал и скоро радостно зазвенел: «Наше Солнце!» Вереницей вернулись дети на поляну и зазвучал новый гимн Свету. Посланец сказал: «Люди запели, настал срок». 

Община, 178 Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: «Хотите ангелов набрать.» Мы же спросим: «Разве в вашей земле все лжецы или пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых.» Опять скажут: Слишком высоки требования.» — Ответим: «Неужели у вас все сквернословцы и своекорыстники? Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас, в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия — не пугало.»

Советую присмотреться к общинникам. А если кто не может вместить всех условий, тот пусть лишается всех возможностей кооперации. Пусть походит по-звериному, пока не почует тягу к человекообразию.

Пока сознание не приняло общины, каждое малейшее покажется непреоборимым. Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится. Не берите сказанное за пышную фразу, но, каменщики, обтесывайте ваши каменные сердца. После сердца окаменеет мозг.

Можем ли сомневаться, что вы захотите победить ваши недочеты? Для начала не лгите, и не бойтесь, и учитесь каждый день. Не нужно твердить об этом общинникам, но могут быть лжеобщинники: их надо отделять, как заразу сифилиса.

Хочу, чтоб Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы дети помнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира. 

Община, 234 Мир раскололся на две части. Зная несовершенство половины новых явлений, предугадывая хитрость уловок старого мира, Мы всегда остаемся в мире, несовершенном и новом. Все знаем, все оцениваем. Вы имеете личное влияние, к вам придут с вопросом — как мыслить? Скажите кратко — с Новым Миром, все ограниченные суждения отбросьте. Подумайте, как можно отойти от старых привычек. Напрягитесь принять полную чашу.

Не слова, но наполнение пространства толкает вас в непреложном приказе. Уничтожение страха поможет вам в трудный час. Особенно трудно преодолеть сознание одиночества. В мудрых сказаниях часто упоминается единоличная битва. Боец — он же разведчик, он же советчик, он же решитель, он же герой. Заметьте, это слово было почти изгнано из словаря старого мира. Герой становится неприемлемым в жизни маленьких сердец. Как чужой, мог он стыдиться среди благомерия. Умейте быть там, где герои. Мир будет потрясен действительностью героизма.

Можно сегодня говорить вместо механики о герое. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.

Нужно без промедления дать такой материал. Для этого берегите тех немногих, которые могут давать. Уничтожение их не может быть оправдано.

Кто-то скажет — опять ничего нового, но сам даже не знает, как проявлять указанную бережность. Нужно проявление находчивости не только в своей шапке, но и в мозгу.

Новый мир имеет почитаемых Учителей и будет иметь Их, как меру сознания. 

Община, 274 Могут ли быть в общине содружества женщин, мужчин и детей? Конечно, могут. Истинное содружество может разделяться по многим признакам возраста, пола и занятий, и мысли. Надо, чтобы такие ветви росли здоровыми и не только не мешали устремлениям людей, но и помогали друг другу; чтобы помощь была добровольной. Следует способствовать каждому разумному объединению. Именно, когда сотрудничества разнообразны, то тогда особенно возможны расцветы. Не оковы надеваем, но расширяем горизонт. Пусть дети усвоят самые углубленные задания. Пусть женщины несут высоко сужденное Знамя. Пусть мужчины порадуют сами Нас построением Града. Так поверх преходящего выступят знаки Вечности. 

Агни Йога, 60 Какая великая игра Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего поля: «Спешите, дети, хочу научить вас. У Меня приготовлены для вас зоркие глаза и открытые уши. Присядьте на Мое покрывало, будем учиться летать!» 

Агни Йога, 301 Если в кругу действия появляется ребенок, привлеченный особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия его дом. Дети иногда приходят по особому зову. Дайте им то, что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются соком, когда корни крепки. 

Агни Йога, 402 И еще один враг угрожает Учению — недоверие. Оно пресекает самые нужные и близкие достижения. Удивительно, насколько люди не умеют обращаться со всем новым для них! Самоуважение настолько слабо и воображение настолько бедно, что люди обычно боятся даже допустить нечто вне их обихода. Вместо наблюдений легче отрицать. Будьте разрушены, все отрицающие! Без вашего скудного мышления солнце засияет ярче, твердыня знания вознесется.

Как оскорбительно видеть малое, серое недоверие без признака дерзания! На почве отбросов гнездится недоверие. Мы всегда настаиваем на опытном познавании. Мы говорим, насколько медленно накопляются средства и следствия. Но Мы не допускаем, чтобы мыслящий человек отбрасывал возможности познавания. Сколько раз кто-то ставил познавание в зависимость от материальных наград! Маленькие дети до семи лет поступают так же.

Можно усматривать, как иногда человек, коснувшись Учения, завоевывает прекрасные возможности, но продолжает мечтать о нищенской награде.

Будем Учение держать, как великую радость бытия! 

Агни Йога, 457 Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звездах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но, именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие, видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное не засорить и не запугать их.

Так как Мы достаточно говорили о насущности Агни Йоги, то конечно, не для зрителей нужно готовить чуткие организмы, но для жизни, как овладетелей сужденного пути.

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни йогов, но лишь открыть им путь, — космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте. 

Агни Йога, 573 Нервные удушья часто происходят от перегружения чаши без сознательного пользования ею. Дети тем же могут недомогать, показывая, что прежний опыт был значителен. Конечно, заботливое попечение и спокойное занятие будут уравновешивать борьбу духа и тела. Также гортань, зубы и глаза могут напоминать о борьбе накоплений без выявления. Также следует обратить внимание на образование так называемой чахотки, которая также может быть вызываема центром чаши.

Давно указывалось на значение Манаса, не может такое хранилище, как чаша, не иметь значения для окружающего. Могут быть облегчающие средства, но амоний, ментол, эвкалипт и смола кедра будут лишь смягчать состояние, но средство панацеи будет воспитание психической энергии. 

Сердце, 417 Новое есть самое старое и потому не следует бояться чего-то невозможного. Все вообразимо, ибо все существует. Нельзя предположить бедность творения. Нужно удивляться насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее — не знаю. Незнание откровенное признается, как Врата Познания. 

Сердце, 418 Если еще успеете уговорить людей, что сердце участвует в милосердии, сострадании и любви, то другие области сердца останутся непонятыми. Разве, если будете говорить о космогонии, рассудок не поставит перед вами тысячу неизвестных? И без мужества сердца эти беседы потеряют высшие пределы. Также без участия сердца вы не можете говорить о качестве, которое лежит в основе всего сущего. Качество отвергнуто рассудком, но уже видите, как опрокидывается жизнь без почитания качества. Лишь сердце будет радоваться истине качества. Так поймем, почему, после сложных вычислений, остается спасение лишь путем сердца. Пламень неукротимый, ужас яда распущенного, может быть лишь сердцем встречен. При том нужно начать познание сердца с первых ступеней, ибо день вчерашний от сердца отказался. Тоже не худо, ибо, таким образом, мы как бы получили новое сокровище. Люди так любят новое и после систем интегральных, заманчиво получить новую игру в сердце. Дети любят игры, похожие на больших. 

Сердце, 498 Опровержение Учения может быть разнообразно — кто-то вообще не может вместить Учение, так же, как вообще не принимает мудрые советы. Но гораздо опаснее, кто понимает ценность Учения, но сознательно противоречит, ибо уже находится на темном служении.

Так с людьми и бывает, когда самые, казалось бы, уже явленные устремления, вдруг преломляются. Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца. Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Света и тьмы. Дети любят Свет. 

Сердце, 506 Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. Нужно уважение к энергии, которая подобно огню, насыщает все пространство и конденсируется в нервных центрах. Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре, излучается эта связующая энергия. Устремление уважения научит и бережности к этому сокровищу сердца. Уважение прилично каждому мыслящему человеку. Не нужно стыдиться говорить об уважении, ибо оно расточено человечеством. Как можно ожидать явления сердечной энергии, если нет уважения к ней? Явление энергии будет лишь при осознании ее. Если закон справедливости существует, то нужно уважать все ведущее кверху. 

Мир Огненный ч.1, 69 Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накопляется так же медленно как и сознание. Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни. Так же укрепляется и наблюдательность. Не может быть отвлеченного сознания, не может быть теоретической наблюдательности. Но чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки. В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире, потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет — «я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать, впервые замеченную, огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность. 

Мир Огненный ч.1, 102 Мысль, по своей безвременности и безмерности, принадлежит к Тонкому Миру, но и в этом построении нужно различать еще более глубокие возможности. Мысль огненная идет глубже мысли Тонкого Мира, потому огненная мысль справедливее являет творчество высшее. Каждый, при внимательности, может различить эти два наслоения мысли. При обычном мышлении часто мы осознаем течение, как бы второй мысли, очищающей и углубляющей первую. Это не есть раздвоение мышления, но, наоборот, это будет признаком, что более глубокие центры приняли действенное участие. Этот пламенный процесс имеет в Индусской Метафизике особые термины, но мы не будем их касаться, ибо это поведет к спорам и к западной аргументации. Не помогут такие прения, когда нам нужно напомнить простой факт мышления, связанного с Огненным Миром. Даже дети восклицают — «осветило» или «озарило меня!» Так называются моменты решений правильных и мгновенных. Можно припомнить, как решала задачи Ковалевская. Характерно такое огненное состояние, связанное с Огненным Миром. Вы знаете, как поверх тонких мыслей являются глубокие, которые иногда трудно отделить от мыслей Тонкого Мира. Это невозможно при состоянии нашей планеты. Но одно ощущение этого двойного порядка мыслей должно заставить нас осознать деление миров. 

Мир Огненный ч.1, 109 Трехмерность есть оковы демона — так сказал кто-то. Действительно тот, кто сковал человеческое сознание трехмерностью, был настоящим тюремщиком. Как же можно было сокрыть прочую, прекрасную, высшую мерность! Дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений. Древняя Мудрость нигде не Настаивала на трех измерениях. Лишь при огрубении человечества ограничение заняло умы. Замечательно, что люди начинают заниматься ограничением, когда светильники сердца потухают. Можно привести множество исторических примеров этому самоумалению. Но человеческое сознание не хочет понять основы самоусовершенствования. Тем оно пытается закрыть самые ценные возможности. 

Мир Огненный ч.1, 254 По сознанию говорить, значит уже быть на высокой ступени. Различные догмы особенно вредны тем, что они дают недвижную формулу, не считаясь с уровнем сознания. Сколько отрицаний, сколько гнева и смущения происходит лишь от степени сознания! И не только степень, но настроение сознания так часто является решающим. Довольно говорилось о вреде раздражения, которое туманит сознание, но и помимо этого главного врага, нужно помнить о всех малых отвлечениях мысли. Нужно приучиться нести основную мысль бытия незатемненно. Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по сознанию, тогда начнется истинная эволюция. Невозможно разделить человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим как некоторые дети нуждаются в слове возмужалом и пожилые люди, иногда государственного положения, могут уразуметь лишь детские соображения. Не для таких детей Царство Небесное! Новое сознание не придет от механических формул. Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Не легко это, но составляет прекрасное упражнение для сообразительности. Значит тоже относится к огненным занятиям. 

Мир Огненный ч.1, 264 «Сам, сам, сам!» — восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают для меня» — так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоятельность. Когда же другой ребенок шепчет — «как мне ухитриться взять!» — он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. Огненное внимание может отмечать эти зовы и решения Тонкого Мира. Малое дитя утверждает — «наконец, я народился». В этом утверждении Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорожденные неожиданно произносили слова огромного значения и затем снова погружались в свое предварительное состояние. Нужно развивать в себе огненную явленную память и заботливость к окружающему. Так можно собирать самые ценные сведения.

 Мир Огненный ч.1, 267 Если припомним разные проявления детской прозорливости, то вряд ли можно утверждать о механической клетке. Лишь впоследствии люди теряют представление, как о прошлом, так и о назначении. Сколько раз дети спасали взрослых, сколько раз дети не решались сказать о чувствованиях своих. Но ведь ложную застенчивость создает окружающее безобразие. Дух, утонченный и возвышенный, немеет перед гнойными наростами предрассудков. Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая что это есть песнь духа. Если техника и не совершенна, то все же сколько зерен прекрасных запечатлеются в этих зовах сердца.

Мир Огненный ч.1, 379 О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им, как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми. Точно так же следует прислушиваться к каждому обрывку истины. Лама говорит: «следует молиться каждый день, иначе лучше совершенно не молиться». И вы знаете по вашим основам, что это так. Действительно, нужно соблюдать высшие вибрации, не теряя ритма связи. Вы знаете цену работы постоянной, ритмичной. Вы знаете насколько такой натиск открывает Врата. 

Мир Огненный ч.2, 71 Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. Они плохо помогают. Нужно среди уроков Этики в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека. Следует очень пристально наблюдать, не покажутся ли где признаки такого гниения? После подкупности не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придет и сознание долга. Каждая небрежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своем сердце. 

Мир Огненный ч.2, 107 Свет Седьмой, самый вмещающий, потому каждое земное вмещение уже будет путем туда, где каждый дух светит сиянием. Уничтожение вмещения и восхищения наносит главное препятствие для быстрого движения. Нужно учить о существовании Иерархии Миров, которая беспредельна. Пусть дети получат, хотя бы, намек на красоту Беспредельности. Сперва произнесется слово, но после зародится понятие. Явление Мира Огненного — прекрасное восхищение. 

Мир Огненный ч.2, 157 Действительно, жестокость должна быть искоренена; не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. Как самая бесчеловечная, отупелая и злобная тьма, должна быть очищена проказа низкого мышления. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток темного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостать потоку тьмы. Такая накопленность сознания редка. Нельзя предполагать такое достижение во всех; наоборот, следует принять меры по низшей ступени. Также не будем мертвенно повторять великую заповедь — «не убий!» Но подумаем, где больше убийства: в руке, в слове или в мысли? Нужно подумать, что мысль людей очень готова к убийству. 

Мир Огненный ч.2, 174 Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но применяя тонкое понимание, иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются. И когда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением. 

Мир Огненный ч.2, 188 Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намеках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания живой Этики. Нужно познать, для чего необходимы честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном: должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченным и сольется со всем Бытием.

Нужно, чтобы Вождь и Правительство поняли, чем следует повысить познание Высшего Представления. Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии. 

Мир Огненный ч.2, 238 Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так уже дети узнают, о чем нужно заботиться. Они очень недоумевают, что явлено в груди, что бьется постоянно. 

Мир Огненный ч.3, 503 Среди детей можно наблюдать, когда они произносят услышанные слова и когда свои собственные; по этой границе можно отличать наследие воплощений. Легко можно наблюдать истинный унаследованный характер и собирать ценные особенности. Даже среди самых первых выражений ребенка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны слова нежданные, произнесенные в самом младенчестве. Мы уже говорили почти о том же, но сейчас упоминаем со стороны огненной энергии. Можно наблюдать, что в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых, значит — элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено.

Матери, помните, что дети замечают и сознают больше, чем предполагаете. Но много явлений упускается, например — нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней немало принесенного груза. 

Мир Огненный ч.3, 566 Обычно происходят пререкания о длительности пребывания в Тонком Мире. Назывались длинные сроки, но можно видеть и кратчайшие. Как же примирить? Но в многообразии Вселенной все возможно. Обитатели Тонкого Мира делятся на несколько видов — одни стараются продолжить пребывание по желанию принести наибольшую пользу — они большие труженики. Другие пытаются остаться подольше, чтобы не принять земного испытания. Третьи — по любви к Тонкому Миру. Четвертые прилагают усилия скорее возвратиться к земному опыту. Правда, дети часто воплощаются быстро, но и среди них можно заметить различные задания. Но трогательно видеть детей, желающих сделать лучше и не боящихся прежних условий, им следует особенно помогать. Ведь такие стремления не походят на бедняка, желающего стать богачом, который, наверное, когда-то потеряет земные сокровища. Но главное счастье в Тонком Мире — сохранить чистоту и ясность мышления. Именно, надо знать чего хочешь. 

Аум, 97 Не только закон Кармы трудно усваивается, но еще труднее воспринимается простейший закон воплощения. Часто и Писания с древнейших времен говорили о такой смене жизни. Нередко обитатели Тонкого Мира передавали земным людям свои вести. Нередко люди помнят о своих прежних жизнях. Целыми веками воплощения признавались, но затем они опять забывались, и запрещалось даже мыслить о них. Трудно понять, к чему шла такая борьба против очевидности. Иногда можно было думать, что мудрые хотят обратить внимание лишь на будущее, но такая мудрость была бы однобока.

Люди должны стремиться к неограниченному знанию. Нельзя приказывать не знать. Нельзя отнимать от человека права совершенствоваться. Пусть знают и помнят, но Учитель жизни проведет черту между прошлым и будущим.

Так не будем закрывать глаза перед действительностью. Закон воплощения справедлив. Зерно духа нерушимо и вечно. Беспредельность утверждает вечность, но каждый может видеть беспредельность — значит, каждый может осознать вечность.

Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них. Теперь особенно часто будут скорые воплощения. Многие обитатели Тонкого Мира спешат вернуться, и в этом сказывается развитие и спешность эволюции. И в таком ускорении можно видеть сближение Миров. 

Аум, 554 Даже у младенцев можно наблюдать явление психической энергии. Но нужно уметь различать эти знаки, в которых так много отзвуков Тонкого Мира. Уже явление прежних жизней сказывается среди детских игр и помыслов. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы одинаковы. Даже при общих играх каждый ребенок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, можно обогатить свое знание о психической энергии.

Ошибочно думать, что лишь взрослые с разбитыми нервами могут служить объектами для наблюдений. Именно дети, при ненарушенной силе психической энергии, дадут лучшие опыты. 

Братство, 144 Земледелец приготовит и улучшит поле, засеет вовремя и терпеливо ждет всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы они не потоптали всходы. Каждый земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях, — люди не желают знать ни причин, ни следствий. Они не заботятся о всходах и хотят, чтобы все совершалось по их произволу. Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем.

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления. 

Братство, 210 Разложение организма распространяется не на одну земную жизнь. Не нужно винить лишь родителей, можно усмотреть и свой атавизм. От совершенно здоровых родителей часто рождаются очень больные дети. Земной ум будет пытаться найти причину в далеких делах, но знающий череду жизней подумает о причине, заложенной в самом себе. Мир тонкий в низших и средних сферах сохраняет много телесных условий.

Полезно стремиться ввысь. 

Братство, 426 В школах должен быть введен предмет — синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему, именно, эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно. 

Братство, 470 Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранить такие соприкасания, из них зарождается и понятие Братства.

Не следует думать, что признание Братства появляется от каких-то догматических нравоучений. Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда. 

Надземное, 172 Урусвати знает насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей — не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования.

Великий Путник любил открывать память. Он приближал к Себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним, как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь.

Может быть именно дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминание о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира, и облегчиться сношение с Миром Невидимым.

Явление Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось. 

Надземное, 248 Урусвати знает как разнообразны бывают Наши посылки. Иногда они являются в виде краткого приказа, иногда они представляют неслышимые напоминания, иногда они складываются в «чаше», чтобы проявиться в урочный час. Тогда люди начинают припоминать как бы где-то услышанное, и оно становится настойчивым, по мере приближения срока. Такие выплывания из недр «чаши» нужно очень оберегать, в них явлены многие события, которые по закону кармы могут быть указаны лишь через сознание.

Также весьма важно наблюдать руководство, получаемое детьми. Часто дети утверждают, что к ним для игр приходят маленькие дети. Среди игр происходят беседы на полезные темы. Они часто зовут старших принять участие в этих играх, но старшие не видят таких друзей, потому считают такие посещения галлюцинациями. Но следует обратить внимание, что такие рассказы приходят из разных стран и не могут быть навеяны явлением услышанного рассказа. Нужно очень прислушиваться к показаниям детей.

Также нужно наблюдать явления около тяжко больных. Они нередко видят лица незнакомые, которые стремятся облегчить им страдания. Иногда эти лица имеют облик родных ушедших. Разнообразны такие прикасания высших сфер. Нужно оценить всю бережность и заботу, которые проявляются так изысканно. Но люди предпочитают толковать об ужасных призраках, забывая, что имеются и высокие проявления.

Мыслитель, услышав о видении родственников, заметил: «Может быть, высокие Духи облеклись в такую оболочку». 

Надземное, 298 Урусвати знает, что Мы поощряем мастерство во всех областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к совершенствованию. Пусть эти попытки будут не очень удачны, но они все-таки помогут найти новое сосредоточение. Мы, во время Нашего пути, постоянно проводили в жизни усовершенствование не только ремесел, но и искусства. Мы учили новым химическим сочетаниям. Мы поощряли керамическое и резчицкое искусства. Мы даже учили охранять пищевые продукты. Говорю об этом, чтобы напомнить о разнообразии подходов к эволюции.

Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление, там и легче помочь. Мы ищем все пути.

В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из Тонкого Мира. Можно видеть разногласия, происходящие между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не самые игрушки, но зачатки мастерства в них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение такие творческие претворения, принесенные из Тонкого Мира.

Мы нередко поддерживаем такие накопления, и можно себе представить явление битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи! Может быть, на тысячу семей найдется одна семья, где обратят внимание на природу детей.

Мы потратили много сил, давая наставления для семьи. Мы дали женщинам полноправие, но не успеет оно быть произнесено, как восстают варвары. И сейчас в целом мире лишь одна страна находится на пути к полноправию, там же будет развиваться и мастерство. Помните, как говорил — из лучинок будут слагать солнце. Невозможно сразу уявить значение качества, но среди молодых, можно найти и сотрудников.

Мыслитель, когда видел детей, спрашивал их: «Что хотел бы ты сделать? «Некоторые отвечали: «Не знаю». — Но другие начинали указывать на давние желания. Им Мыслитель говорил: «Невыполнимое сегодня, может быть достигнуто завтра». 

Надземное, 425 Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники опознали эту истину. Они должны прежде всего распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное.

Не будет ограничением, если мы признаем, что сущность человеческая слагается в Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди тонкого пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.

Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.

Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей.

Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом.

Нужно для воспитания уметь шепнуть — радость и преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носительниц Света, работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных, и нередко отвратительных.

Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном. 

Надземное, 474 Урусвати знает, что земное долголетие само по себе не показательно. Но, кроме атавизма, могут быть три причины, могущие продолжить жизнь на Земле: первая, когда человек хочет закончить какую-то общеполезную работу; вторая, когда человек стремится помочь кому-то или чему-то; третья, является не менее уважительной, когда человек может свидетельствовать о событиях, которые были неправильно освещены. Но во всех трех причинах требуется сознательное, неудержимое устремление.

В этом условии не должны участвовать разлагающие обстоятельства, от них первое — страх. Не может быть усердного устремления, если оно разбавлено страхом. Можно химически проследить насколько страх убивает жизнь. Конечно, и злоба, и зависть, и все прочие темные обычаи разлагают энергию, потому не может человек лишь на словах уверять, что он полон самоотверженности. Нельзя внушить себе самоотверженность, если она не сложена в глубине «чаши». Люди будут уверять, что они ничего не боятся, но сами будут дрожать при первом поводе.

Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. После ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности.

Мыслитель требовал, чтобы ученики, хотя бы один день из недели, посвящали Марафону находчивости. Он знал, что этот доспех понадобится часто в жизни. 

Надземное, 591 Урусвати знает, что познание соотношений ведет к осознанию Надземного. Недавно люди метались между слепой верой и слепым отрицанием. Происходило это смятение по причине тоже слепого страха перед Неизвестным. Дети иногда боятся рассмотреть нечто и предпочитают закрыть глаза руками лишь бы не видеть действительности. Также и взрослые уверяют, что дальше кем-то положенной границы знать нельзя. Но разве существует запрет знанию? Положим, что дикарь воображает какие-то неправдоподобные божества, а современный человек вообще пытается отрицать все сущее. Спрашивается — кто же из них будет больше прав? Но одно ясно, что в обоих случаях руководит страх. Дикарь высекает страшного идола и боится его жестокости, но отрицатель обуян тем же страхом и не признается в этом. Напомним древнюю сказку.

«В крикливом, многолюдном доме происходили постоянные ссоры. Однажды отшельник принес два совершенно схожих ларца и бережно поставил их в угол, сказав: «Один содержит целебное средство, но другой полон самого губительного яда. Поберегите пока вернусь, но имейте в виду, что малейший шум может причинить самое ужасное разрушение». Отшельник ушел, но в доме воцарилась мирная тишина. Спрошу — ради которого ларца произошло такое превращение? Можете ответить, зная обычную человеческую природу. Точно такие же страхи происходят и в настоящее время.

Конец истории в том, что малыш в отсутствии взрослых открыл ларец и оба оказались пустыми. Но тоже из страха малыш не сознался в своем открытии. Не сделайте ложного вывода из этого, малыш мог и не заметить самого главного. Так пусть наука без боязни рассматривает даже Незримое.

Мыслитель говорил: «Не знаю, как впоследствии назовут божественную науку, но она будет существовать. Надземное станет зримым, но зато земная жизнь сделается надземною. 

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЯМ

внимательная жизнь с самого детства

 Что такое практика внимательности

http://vnimatelnostdetyam.com/wp-content/uploads/2015/07/6_6-676x480.png

Что такое практика внимательности, какая от неё польза? Простой ответ на этот вопрос даёт Рене Джайн. Она разрабатывается анимированные программы для детей и каждый день видит, что внимательные дети совсем иначе реагируют на повседневные трудности. Сейчас она учит практике внимательности, а на этих рисунках показывает, что это и какая от этого польза.

Перевод Внимательность детям

В подростковом возрасте я превратилась в настоящий фейерверк. Слишком быстро реагировала на ситуации и резко и вспыльчиво выражала своё мнение. Конечно, это задевало чувства других людей. Я помню, как однажды после бурной ссоры с братом, он попросил родителей засунуть фильтр для кофе в мой рот, чтобы «держать все эти гадости внутри».

Чуть позже отец отвел меня в сторону и сказал: «Рене, тебе нужно думать перед тем, как что-то говорить. У тебя острый язык, и этим ты ранишь людей. Я хочу, чтобы ты поработала над этим».

Я ответила: «Извини, папа. Я чувствую что-то, а потом я просто выражаю это. Почему ты не понимаешь? Почему никто не понимает?» И затем я заорала: «Я ничего не могу с этим поделать!»

Упс, я опять сделала это…

Мой отец выглядел расстроенным, но молчал. Было так тихо, что я могла услышать, как он дышит. Наконец, он сказал: «Ты видела, что я только что сделал? Я дышал. В следующий раз, когда тебя что-то расстроит, просто сделай паузу и подыши. Просто сделай вдох и выдох. И только потом говори».

То, что предложил мой отец, это форма практики внимательности, особый способ обратить внимание на то, что происходит в настоящий момент (как в этом случае — обратить внимание на свои ощущения).

С тех пор во многих ситуациях эта «минута внимательности» помогла мне фильтровать ту реакцию, которую я выдаю окружающим. И это помогло мне намного лучше строить отношения с другими людьми.

Намного больше времени мне потребовалось на то, чтобы узнать, что отношения, о которых мне действительно нужно заботиться, это мои отношения с самой собой. Мои самые жестокие реакции были спровоцированы моим собственным же внутренним монологом. Маленькая муха (предстоящий экзамен, тревожная мысль) превращалась в огромного тревожного слона. Если бы я развивала внутреннюю внимательность раньше, я уверена, что могла бы предотвратить многие ситуации, в которых негативные эмоции как будто бы разворачивались по спирали и нарастали.

Пока я не могу вернуться назад во времени, чтобы дать маленькой Рене эти инструменты, но сейчас я имею честь работать с удивительными детьми и учить их навыкам эмоциональной устойчивости и внимательности. То, что я знаю, благодаря своей работе, — это то, что внимательные дети по-другому реагируют на трудности. Чтобы показать вам, что именно я имею в виду, я сделала несколько иллюстраций.

Во-первых, что такое практика внимательности?

До обучения практике внимательности, сложные события могли провоцировать быструю реакцию.

После обучения практике внимательности ты можешь делать паузу между событием и своей реакцией на него. Так автоматическая реакция превращается в обдуманный ответ.

До обучения практике внимательности мысли могли управлять тревожными чувствами и поступками.

После обучения практике внимательности ты можешь не дать своей тревоге разрастись до огромных размеров.

На протяжении всей этой статьи я использовала слово «обучение» внимательности. Все потому, что внимательность — это навык, которым ребенок или взрослый может овладеть (и отточить его) в ходе практики. Как показывают исследования, этот навык может улучшить контроль над своими побуждениями, развить спокойствие, доброту, терпение, сопереживание, эмпатию, улучшить продолжительность концентрации внимания у детей и их исполнительные функции (благодаря которым мы можемпланировать действия в соответствии с нашей целью, избирательно уделять внимание нужным стимулам, изменять свою реакции в зависимости от того, что происходит. — прим. ред.). Это тот навык, который мы можем дать следующему поколению детей. И он нужен не только для того, чтобы дети могли установить более глубокие связи с окружающими их людьми, но и для того, чтобы воспитать чувство самоуважения и сопереживания к самим себе.

http://vnimatelnostdetyam.com/what-is-mindfulness/#more-115

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ ГОТОВИТ К ИЗДАНИЮ КНИГУ «ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ» 

Сборник «Дети нового сознания» по праву можно назвать уникальным, не имеющим аналогов в мире. В издании впервые целостно и концептуально освещается проблема необычных детей, называемых в России детьми нового сознания, а в США – индиго. Авторами публикуемых материалов выступили ученые и педагоги, писатели и журналисты и, конечно, сами дети, творчество которых широко представлено в сборнике. 

Глубокое осмысление проблемы детей нового сознания как явления космической эволюции человечества позволяет значительно расширить наши представления о человеке и его связях с Космосом, по-новому взглянуть на внутренний мир ребенка, формы его выражения. Явление этих детей ставит перед обществом важнейшие задачи, связанные с неизбежностью изменения всей системы образования и воспитания на основе сочетания новых педагогических подходов и лучших накоплений классической педагогики. Данное издание также поднимает вопросы защиты и сохранения подрастающего поколения от жестокого воздействия современной цивилизации, уделяя особое внимание детям нового сознания, что сегодня особенно актуально для современной России. 

Книга адресована широкому кругу читателей: педагогам и родителям, ученым и студентам, представителям государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами обучения и воспитания, а также всем интересующимся проблемой необычных детей, которые пытаются изменить наш мир к лучшему. 

Средства на издание сборника «Дети нового сознания» предполагается собрать за счет общественных пожертвований. 

Источник: http://vk.com/roerichmuseum

 

 

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЯМ / внимательная жизнь с самого детства http://vnimatelnostdetyam.com/

Терапевтическое сообщество «Китеж» – посёлок в Калужской области: www.kitezh.org

http://metapedagogika.ru/Современный этап развития цивилизации требует пересмотра культуры отношений взрослых к своим детям. Новое время требует универсальной ПЕДАГОГИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА – то есть Метапедагогики. МЕТАПЕДАГОГИКА – это НЕ новая целостная теория, а условное название практических приемов, нравственных требований, и теоретических взглядов  которыми пользуются приемные родители, учителя и психологи Китежа. СНОСКА НА КИТЕЖ) Гипотеза - Ребенок уже приходит с неким маршрутом своей будущей судьбы, который предопределяется от рождения темпераментом,   скоростью и силой реакций, способностью набирать информацию, а также окружающими условиями.

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) >

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * СКУЛЬПТОРЫ УКРАИНЫ * Циклы: http://www.idea.in.ua/leonov

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Киевский университет имени Бориса Гринченка ---- ЕЛЕКТРОННЕ НАВЧАННЯ ---- http://e-learning.kubg.edu.ua/

БЕЗКОШТОВНI ОНЛАЙН-КУРСИ В УКРАIНI - http://prometheus.org.ua/

Портал Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ" - http://future4you.ru/

Международный центр гуманной педагогики- http://www.gumannajapedagogika.com/

НАУКА на сайте МЦГП - http://www.gumannajapedagogika.com/NAUKA

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ МЦГП - intCHP https://www.youtube.com/channel/UCrAZEK-w2LYJvUZeXJ18nlw

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

«НОВЫЕ ДЕТИ» на сайте ООЦГП - http://od.gum-ped.ru/newsdeti

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

«Академия Педагогического Искусства и Социализации Шалвы Амонашвили» http://amonashvili.com/ предлагает Вам пройти - Дистанционный курс: "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Программа рассчитана на учителей, воспитателей, педагогов, школьных психологов, руководителей школ, методистов. Каждый, закончивший полный курс программы, освоит теорию гуманной педагогики и способы ее приложения в своей практике. Программа расширяет педагогическое сознание на основе понятия духовности; учитель, ориентированный на идеи гуманной педагогики, достигнет большего успеха в воспитании и образовании своих учеников. Всевопросы и ответы по дистанционному курсу вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Появилась уже книга 7. Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» (перейти к списку книг). В Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/

Гуманная педагогика на странице Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии -http://www.roerich.ee/index.php?l=rus

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

http://www.inter-pedagogika.ru/ - Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов. Мне хотелось объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.

Почему важно растить детей благодарными: три причины

Недавние научные исследования указывают на то, что благодарные дети добрее, они лучше учатся и чувствуют себя более спокойными и счастливыми. В этой статье журналист Greater Good (и мама двухлетнего малыша) рассказывает о науке благодарности и трёх важных причинах, из-за которых стоит растить своего ребенка благодарным.

Перевод Внимательность детям

Летом 2015 я присоединилась к команде по созданию документальной радиопередачи, посвященной науке благодарности. Её совместно разрабатывали научный центр Greater Good и Ben Manilla Productions для радиостанции Public Radio International. Сейчас передача уже готова, она называется «Наука благодарности» и её текст читает киноактриса Сьюзан Сарандон.

В передаче мы говорили об исследованиях, которые указывали на то, что благодарность положительно влияет на здоровье — она может укрепить ваши романтические отношения, ваши рабочие связи и многое другое.

Я относилась к этим исследованиям с долей скепсиса — как журналист. Но кроме того я воспринимала результаты исследования как мать малыша. Есть много исследований того, как благодарность влияет на детей на разных стадиях их развития. Это убедило меня в том, чтобы растить ребенка благодарным.

И вот три ключевые урока, которые я усвоила из науки о благодарности — как журналист и как мама.

Благодарные дети добрее

Исследования показывают: когда мы чувствуем благодарность за полученный подарок, то мы больше склонны делать что-то приятное для других. Причем не только для тех, кто сделал для нас что-то хорошее, но даже и для незнакомых.

«Благодарность — это уникальное явление. Благодаря ей вас больше не гложет чувство долга и это вдохновляет вас первым делать что-то приятное для других людей», — говорит Питер Блейк, исследователь из Бостонского университета.

Блейк и Йерроу Данэм (Yarrow Dunham) из Йельского университета хотели понять, насколько это актуально и для маленьких детей (и с какого именно возраста). Недавно они провели исследование того, как благодарность влияет на желание детей с большей готовностью делиться с другими.

Я была в Бостоне, чтобы посмотреть на ход этого исследования (сейчас оно до сих пор не опубликовано). Команда исследователей делала подарок — мягкую игрушку — детям от четырех до восьми лет. Одной половине испытуемых сообщили, кто подарил им подарок (другой мальчик или девочка), а другой половине сообщили, что это дар от лаборатории Бостонского университета. Затем им выдали кучу конфет — и предложили поделиться с другим (неизвестным) ребенком — пусть это и не тот человек, который сделал им тот подарок.

Исследователи предположили, что девочка или мальчик, которые сделали подарок, вызовут по отношению к себе больше благодарности, потому что легче почувствовать благодарность к конкретному человеку, а не к безликой компании или лаборатории. И конечно же, когда дети получили подарок от реального человека (и с легкостью могли почувствовать благодарность), они стали более щедрыми в ответ на щедрость по отношению к ним: они отдали больше всего конфет неизвестному ребенку, который не имел ничего общего с дарителем. Кажется, благодарность может распространять настоящие волны доброты среди детей.

Но такое увеличение щедрости начало проявляться у детей в возрасте 6-7 лет. Блейк говорит, что младшие дети обычно сохраняли больше конфет для себя, независимо от того, кто подарил им подарок.

Итак, у меня есть несколько лет для практики с моим двухлетним сыном. Он еще не говорит «спасибо», но единственное слово, которое он говорит в настоящее время, это «нет». Но, если верить исследованию Блейка и Данэма, у меня еще есть надежда.

Благодарные подростки чувствуют себя более счастливыми и лучше учатся

Вот что действительно убедило меня в важности благодарности (и это не просто наблюдение за тем, как мой ребенок делится с другими детьми конфетами). Можно посмотреть на влияние благодарности в перспективе (и я была потрясена тем, что увидела): благодарные подростки менее подвержены депрессиям и меньше завидуют другим — и зачастую у них лучше оценки и они более довольны жизнью. Другими словами: чем меньше подростковой тревоги, тем больше шансов, что ваш ребенок будет достаточно успешен, чтобы вы смогли спокойно уйти на пенсию.

А вот другая сторона медали. В 2011 году Джеффри Фро (Jeffrey Froh), соавтор книги «Воспитывать благодарных детей» (Making Grateful Kids), возглавил исследование, которое показало: подростки, которые ставят во главу угла материальные ценности, более подвержены депрессиям и склонны получать более низкие оценки. Фро говорит, что материализм — это система ценностей, и она не слишком полезна.

«Это ориентация на внешние цели, относящиеся к богатству, известности, имиджу, статусу. И даже если мы успешно достигаем этих целей, суть в том, что они не удовлетворяют наши основные психологические потребности. И если мы забываем про свои основные нужды, мы оказываемся в глубокой депрессии».

Один из способов воспитать более благодарного и менее ориентированного на материальные блага ребенка — дарить подарки с умом. Фро говорит, что во время праздников или на следующий день рождения подумайте о том, чтобы подарить новый опыт, а не какую-то очередную материальную вещь. Поход в зоопарк надолго останется в его памяти, а последняя популярная (и, как следствие, очень дорогая) игрушка не оставит такого же неизгладимого впечатления.

Согласно исследованию Корнельского университета, люди, которые вкладываются в получение нового опыта вместо покупки материальных вещей, также умеют выстраивать более крепкие социальные связи. «Это важно, потому что решающий фактор счастья и благополучия состоит в том, как мы связаны с другими людьми», — говорит Том Джилович (Tom Gilovich), соавтор этого исследования. «Когда мы отчуждены от других, мы подвержены риску депрессий и ощущаем себя несчастным».

Также он говорит, что люди — это совокупность своего опыта, а не сумма тех вещей, которыми они обладают. «Если вы попросите человека рассказать вам историю своей жизни, он с большей вероятностью будет упоминать важные переживания, через которые он прошел, или важные покупки, которые он совершил, и вряд ли станет рассказывать о своих материальных благах. А все потому, что ощущение «я» в большей степени связано с нашим опытом, за который вы можете чувствовать благодарность».

Благодарные дети становятся «защитниками природы»

Даже если я хорошо преуспею в том, чтобы воспитать благодарного ребенка, то пессимист внутри меня беспокоится: вдруг в ближайшие лет тридцать у него будет не так много событий, за которые можно благодарить. Уменьшение финансирования наших национальных парков и то, что климат меняется, рисуют довольно мрачную картину нашего экологического будущего.

Но исследования показывают, что развитие благодарности может помочь нашим детям защититься от этих экологических катастроф. Эзра Марковиц (Ezra Markowitz), ассистент профессора в Массачусетском университете в Амхерсте, провела исследование. Он предположил, что люди, благодарные тем, кто активно заботился о сохранении окружающей среды в прошлом, скорее всего будут делать что-то полезное для парков и экологии сейчас и в будущем, потому что благодарность повышает их чувство ответственности перед будущими поколениями.

«Люди, благодарные прошлым поколениям, — это те самые люди, которые готовы вложить свои собственные деньги в инициативу по защите национальных парков», — говорит Марковиц. Он также добавляет, что один из способов развивать такую благодарность — поделиться историями «героев», которые работали до нас, чтобы сохранить парки и окружающую среду: Джон Мьюр (John Muir), Рэйчел Карсон (Rachel Carson) и Дэвид Брауэр (David Brower).

Итак.

Очень легко увязнуть в тревогах о том, как лучше воспитывать вашего ребенка в разном возрасте. Моему сыну почти два, и иногда я совершенно уверена, что я в некотором роде уже безвозвратно изменила его прекрасный маленький пластичный мозг.

Но я делаю лучшее, на что только способна. Мы все делаем всё от нас зависящее. И теперь, в дополнение ко всему этому, я говорю своему малышу «спасибо», когда он сделал что-то хорошее. Я благодарю своего мужа, когда он моет посуду после ужина. Знание науки благодарности даже побудило меня подарить моему шестилетнему племяннику катание на коньках в день рождения вместо нового лего, которое он хотел. Мы собираемся на каток в следующем месяце. Он взволнован так же, как и я. Это будет новый опыт, который мы оба запомним, — и вспоминая об этом, я точно буду за это благодарна.

http://vnimatelnostdetyam.com/3-reasons-to-raise-grateful-kids/

8 простых рекомендаций для внимательных родителей

Быть родителем и заботиться о маленьких (и не очень маленьких) детях — порой это может быть настоящим испытанием. Но это совсем не значит, что выражение «внимательный родитель» противоречит само себе. Вот несколько простых советов Карен Мэйзен Миллер — дзенского учителя, писателя и мамы.

Перевод Внимательность детям

Практикуйте на видном месте

Пусть ваша подушка для медитации лежит на видном месте в доме — например, на полу в вашей спальне. Раз в день, когда вы проходите мимо, остановитесь: может, вы захотите заняться практикой или просто посидеть какое-то время наедине с собой. Даже пять минут с утра или вечером перед сном могут изменить очень многое.

Делайте какие-то ежедневные дела по расписанию

Например, пусть прием пищи или отход ко сну происходит примерно в одно и то же время. Это позволит вашим детям расслабиться в привычном и безопасном течении ежедневной жизни.

На какое-то время отключите все устройства связи

Определенная дисциплина в использовании телевизора, компьютера и прочих гаджетов уменьшает количество искусственных отвлекающих факторов и помогает меньше убегать от реальности. Такая дисциплина начинается с вас.

Начните с малого…

Хотите изменить мир? Забудьте философские наставления! Расскажите ребенку, как чистить зубы, и делайте это вместе с ним — дважды в день.

Давайте детям больше своего внимания

… и меньше всего остального. Уделите один час в день тому, чтобы всецело посвятить его своим детям. И это не какие-то запланированные совместные занятия, а время, посвященное отношениям с ними. Безраздельное внимание — это самое конкретное выражение любви, которое вы только можете дать.

Делайте паузу

… перед тем, как реактивно отреагировать на что-то. Отведите дома особое место, например, стул — это будет «тихий стул», куда вы сможете отойти и замедлить разворачивание конфликта. Или это может быть прогулка по кварталу и наблюдение за тем, как быстро это может буквально потушить пожар в вашей голове.

Извиняйтесь первым

Это чудесная практика возмещения ущерба и мгновенного восстановления атмосферы гармонии в доме. Если вы будете делать это, тогда ваши дети тоже научатся этому.

 Делайте выводы последним

Воздержитесь от того, чтобы выносить суждения (и осуждать) и преждевременно делать какие-то выводы о ваших детях. Наблюдайте за тем, как разворачиваются их жизни — и удивляйтесь. Это удивительное зрелище — и у вас лучшие места, чтобы за ним наблюдать.

http://vnimatelnostdetyam.com/8-guidelines-for-mindful-parenting/

Департамент освіти і науки, молоді та спорту Київської міської державної адміністрації

Департамент освіти і науки Київської обласної державної адміністрації

Всеукраїнська культурно-освітня асоціація гуманної педагогіки

Київський міський та обласний центри гуманної педагогіки

Київський міський будинок учителя

Київські Студії гуманної педагогіки

Шановні друзі!

Запрошуємо вас на чергове засідання Київських Студій гуманної педагогіки,

яке відбудеться в суботу

30 січня 2016 р. з 10-00 до 13-00 за адресою:

м. Київ, вул. Володимирська, 57, Будинок учителя

Тема зустрічі: «Цілісне навчання учнів в світлі сучасної наукової парадигми

на основі гуманно-особистісного підходу»

Лейтмотив: "Мысль не есть явление момента, но нить, протянутая из прошлого в будущее, следствие приносящая" Східна мудрість

Форма проведення: семінар-практикум

Модератор – Вікторія Бак, кандидат педагогічних наук, учитель біології НВК

№ 11 м. Артемівська Донецької області, учитель-методист, Відмінник освіти

України, голова Артемівського міського Центру та віце-президент

Всеукраїнської культурно-освітньої асоціації Гуманної Педагогіки, Лицар Гуманної Педагогіки

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное