Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Будьте примером для своих детей!


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Будьте примером для своих детей!   129   2015-04-01 14:19

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске после непростого периода помещены следующие материалы: статья Е.М.Величко «Будьте примером для своих детей», статья Н.Н.Смирнова «Роль научной фантастики в формировании нового поколения»; Толстикова Л.Г. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым быть" ( Урок Доброты в Днепропетровске); «Духовно – нравственное развитие детей. Игры и задания» /Материалы подобраны по книгам А.Лопатиной и М. Скребцовой «Искусство видеть мир», «Азбука мудрости».Москва, «Сфера»,1998г./.

«Пусть будут светоносно сияющими ваши мысли и устремления, чтобы стать сотрудниками, помощниками Сил Света. И воинами, охраняющими построения Нового Мира.»

Подробнее на http://agnitime.com/

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, ссылки на сайт МЕТАПЕДАГОГИКИ Д.В.Морозова и терапевтического сообщества и общины приёмных семей «КИТЕЖ», ссылку на книгу Ш.А.Амонашвили «ПРОВОДЫ В ВЕЧНОСТЬ».

Искренне желаю Вам Открытия Сердца, Радости, Здоровья, Любви, Мудрости и стремления к самосовершенствованию!

ДЕЛЬФИС / ПЕДАГОГИКА БУДУЩЕГО

Будьте примером для своих детей

Величко Е.М.

Взаимное уважение друг в друге человеческого достоинства производит равенство, а равенство – свободу в отношениях.
В.Г.Белинский

Наиболее ярко выраженные индивидуальные черты человека проявляются в неутомимом стремлении к идеальному, которое заложено в любой живой душе.

Каждый человек воспринимает мир и происходящие события в соответствии со своими чувствами, знаниями и умением прилагать их на деле, использовать в жизни, полнозвучно отзываясь на всё проходящее. Разум человека порывается вперёд, требует постоянного питания. Физический труд улучшает умственную деятельность. Умение трудиться требует воспитания. Ум индивидуума проявляется не только в знаниях, но и в способности прилагать их в жизни, иначе, не находя себе применения, он чахнет, и тогда человек способен совершать неадекватные поступки. К сожалению, этого не учитывают телевизионные передачи для молодёжи, часто наполненные негативом.

В семье родители и дети должны уметь внимательно слушать друг друга и разумно задавать вопросы. С детства надо внушать ребёнку, что человек велик только в труде, как физическом, так и умственном. Лучше если и тот, и другой будут творческими. Труд не может быть грязным, грязной бывает только совесть. Счастье достаётся тому, кто много трудится.

Имея за плечами многие годы жизни и опыт воспитания детей и внуков, я пришла к твёрдому убеждению, что основы воспитания будущего человека (а отсюда и поколения в целом) должны быть заложены в семье. Взаимоотношения между родителями не проходят мимо чувствительных и наблюдательных малышей. Потому дети вырастая, часто повторяют ошибки своих родителей. События, которые происходят сейчас с молодёжью, молодыми родителями, тревожат и заставляют задумываться, как помочь им. Хочется напомнить, что всё хорошее и плохое человек создаёт себе сам.

Прекрасный пример воспитания детей и взаимодействия их с родителями показан нам семьёй Н.К и Е.И.Рерих, который неоднократно описан во многих изданиях о них.

В нашей же статье речь пойдёт о взаимопонимании и дружбе отца – писателя Леонида Николаевича Андреева (1871–1919) и его старшего сына Вадима Леонидовича (1902–1959). Мать Вадима Александра Михайловна Велигорская умерла, когда мальчику не было и четырёх лет. Когда сын подрос, отец стал рассказывать ему о матери, каким она была замечательным человеком. Сам Леонид Андреев любил и ценил свою жену, она была для него и другом, и музой, он много лет не мог смириться с её смертью. В мемуарной литературе о Л.Н.Андрееве много писали и о его жене. У неё был тонко развит вкус к музыке слова, к форме речи. Ей посвятили прекрасные слова в своих воспоминаниях В.Вересаев, М.Горький, М.Телешов, И.Бунин. Её все любили, признавая за ней большое влияние, которое она имела не только на Андреева-человека, но и на Андреева-писателя. Он работал по ночам, и вот он рассказал сыну, как однажды закончив свой труд, разбудил жену (она всегда была его первой читательницей) и попросил прочитать, что он написал. Она прочитала и сказала: «Это не то». Андреев в ту ночь трижды переписывал рассказ, и только после этого она сказала: «Вот это то». Отец рассказывал сыну, какой была его мать: «Она разбудила в моём сердце любовь, её душа всегда куда-то стремилась, чистая помыслами с ясной неиспорченной душой». И в глазах отца сын видел слёзы любви, благодарности и счастья. Такими беседами отец воссоздавал образ матери в душе и сердце сына.

В годовщину смерти матери (ноябрь 1916 г.) вечером отец неожиданно позвонил по телефону и спросил: «Ты свободен? Уже приготовил уроки? Приезжай ко мне… Да, можешь взять извозчика». (В это время в их петербургской квартире шёл ремонт, и Вадим временно жил у друзей.) Сын понял, что отец не справляется со своей печалью и приглашает его приехать. На душе у Вадима стало тепло, ему приятно было чувствовать, что отец считает его не только родным, но и близким человеком, с которым он может разделить свою печаль. Когда Вадим приехал, отец сказал:

– Я позвал тебя, так как сегодня исполнилось десять лет со дня смерти твоей матери. И отец зачитал сыну четыре странички, в которых описал своё душевное состояние. (Он мог это доверить только близкому человеку – сыну.) Из этих строк явствует, какая большая, чистая и красивая любовь объединяла их.

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник… Безгранично велик был мир, и я был в нём один – больное тоскующее сердце, мятущийся ум и злая, бессильная воля… Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить… Ничтожны и жалки все в мире слова перед тем неизмеримо великим, радостным и человеческим, что разбудили в моём сердце твоя чистая любовь, жалеющий и любящий голос из иного мира… Радостью светит теперь для меня то солнце, которое раньше только жгло меня. Жемчужина моя. Ты часто видела мои слёзы – слёзы любви, благодарности и счастья».

С этого момента начиналась близость отца и сына. Жизнь складывалась так, что отцу и сыну часто приходилось жить в разных местах, но взаимная любовь, уважение и привязанность всегда их роднила, каждая встреча обогащала их.

А вот строки из воспоминаний Вадима: «Вечером, прежде чем ложиться спать, мы собирались за большим обеденным столом, я всё внимание сосредотачивал, чтобы случайно не закапать белоснежную скатерть. Я очень любил эти вечера за чайным столом и чувствовал себя равноправным собеседником, пока бабушка не говорила: “Теперь тебе пора идти спать”. Мои неудачные вступления в разговор затушёвывались, а удачные – подчёркивались. Так я понемногу научился вмешиваться в разговор в тех случаях, когда был уверен, что мои слова не придётся заминать».

Летом 1907 года Леонид Андреев купил участок земли около финской деревушки Ваммельсуу, в переводе на русский язык Чёрной речки, в 60-ти километрах от Петербурга. Посередине чистого поля, на небольшом возвышении, открытом для ветра с четырёх сторон участка, он начал строить дом по своим рисункам. Дом был большой и красивый, участок земли выглядел совершенно голым, торчала одна единственная чахлая берёза. Отец и сын стали благоустраивать участок, проработали всю ночь, посадили сотни деревьев, отец учил сына трудиться. Он заботился о здоровье и физическом развитии детей. В доме был оборудован гимнастический зал. Отец и сын совершали длительные прогулки, сын рассказывал ему о прочитанных книгах, о себе, о стихах, которые он начинал писать. Вадим вспоминает: «Порою мне даже не нужны были ответы отца – я чувствовал его близость и знал, что он меня слышит. В мгновенном взгляде, брошенном на меня, я улавливал ту любовь, которую он мне дарил».

Пешие и лыжные прогулки иногда заменялись поездками на лошадях. «Мы садились в маленькие железные санки, и когда отцу надоедало править, он передавал мне вожжи, и я, гордый его доверием, не отрываясь следил за пустынною, ровной дорогой, извивавшейся между деревьями, пока встречные сани не заставляли нас сворачивать в снег, где почти по самый живот проваливался жеребец, и внезапно испугавшись, стремительно выносил накренившиеся сани на дорогу. Несмотря на то, что отец был молчалив и хмур, наши походы на лыжах и поездки в санях были отмечены новой близостью. Мне трудно передать, в чём выражалась она, но иной раз пустячное замечание, случайно обронённое слово говорили и давали мне больше, чем самые пылкие объяснения в любви, чем самые красноречивые и блестящие фразы».

Иногда они уезжали на море, отец выключал мотор и лодка качалась на мягких и широких горбах водной зыби. Вадим прыгал в море, а когда уставал плавать, отец протягивал твёрдую цепкую руку и помогал сыну взобраться в лодку.

1918 и 1919 годы были тяжёлыми для обитателей дома на Чёрной речке – не хватало продовольствия, жили впроголодь. Здоровье Леонида Николаевича ухудшалось. Вадим был старшим, и на него возлагались все заботы по содержанию дома. Сталкиваясь с посторонними людьми, он часто попадал в конфликтные ситуации, которых раньше не имел. Так он приобретал жизненный опыт.

12 сентября 1919 года в возрасте 48 лет Леонид Николаевич Андреев скончался в доме на Чёрной речке. Похоронили его рядом с церковью, недалеко от дома. Вадим записал в дневнике: «Когда я вошёл в спальню отца, возле никого не было. На белой кровати, ярко освещённой настольной лампой, лежал отец. Его лицо помолодело, стало необыкновенно красивым, тридцатилетним. На бледной коже ярко выступали чёрные усы и борода. Тонкая невыразимая улыбка озаряла мёртвое, застывшее лицо. Наклонившись, я поцеловал его. Мне показалось, что под холодными, уже пахнувшими смертью усами двинулись мёртвые губы. И в то же мгновение я почувствовал, что отец умер, что всё кончилось.

…Каждую минуту, каждое мгновение я чувствовал, что его больше нет. Вещи потеряли всякий смысл».

Летом 1920 года, окончив гимназию в Гельсингфорсе (шведское название города Хельсинки. – Е.В.), Вадим вернулся на Чёрную речку. Дом разрушался и постепенно умирал.

В 1924 году уже совсем развалившийся мёртвый дом был продан на снос за долги вместе с семью десятинами земли. Теперь там, на его месте и на месте сада, который когда-то создавали отец и сын, растёт рожь и картофель. А у Вадима началась жизнь кочевника – из Финляндии в Болгарию, затем США и Франция. Во время Второй мировой войны он сражался во французском Сопротивлении. Последние годы жил в Швейцарии (Женева), работал в ЮНЕСКО.

На всю жизнь он сохранил любовь к России, не мог оторваться от русской жизни, ни одно событие в Советском Союзе не проходило мимо, его всё волновало, и он всё переживал и следил за всеми событиями, которые проходили в нашей стране.

После 1923 года он неоднократно обращался с просьбой о восстановлении советского гражданства и лишь в 1946 году получил советский паспорт, но без права возвращения в СССР. И только в 1957 году он смог приехать на родину как служащий ООН и ЮНЕСКО.

Позволю сделать отступление и рассказать как мы с мужем (С.А.Мухиным) неожиданно нашли могилу Леонида Андреева. Это случилось в 1952 году. Летом мы решили поехать в Ленинград и посмотреть окрестности, нам хотелось посетить Репино, туда мы и отправились. С нами был наш близкий знакомый – поэт Борис Лихарёв, член Союза писателей, главный редактор журнала «Звезда».

 Репино, и всё, что именовалось Чёрной речкой, трижды пережили бомбёжку во время Великой Отечественной войны, через эти места трижды прошёл фронт. Восстановительных работ здесь не вели.

Мы бродили по развалинам, и вдруг я увидела могилу Л.Андреева. Во время войны она пострадала, могильный камень был расколот снарядом, а церковь, около которой она находилась, разрушена. Мы сделали фотографии могилы и описание места, а затем составили заявление о необходимости восстановления могилы в Ленинградское отделение Союза писателей. Дальше Борис Лихарёв передал заявление по назначению, и прах Л.Н.Андреева в 1956 году перенесли в Ленинград и захоронили на кладбище «Литературные Мостки». Когда в июне 1957 года Вадим Андреев приехал в Союз, могила отца была уже в цветах и полном порядке. И он вспоминал: «Сразу же, с первых шагов, моё возвращение оказалось не только возвращением домой, но и новой встречей с отцом».

Любовь к отцу, заложенную в сердце малыша, сын сохранил на всю жизнь.

Семья и школа должны быть оплотом познания, живым звеном, истинным образовательным объединением, в котором сами ученики и дети должны принимать активное участие. С раннего детства детей необходимо приучать к сотрудничеству между родителями и детьми, а также между детьми. Стараться в семье изгонять, не допускать лжи, грубости, насмешек и предательства.

От воспитания детей в семье и образования в школе зависит в будущем и состояние народа. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, прежде всего должна ему сказать: «Ты всё можешь», а в дальнейшем постоянно внушать эту мысль в его сознание. Не надо запрещать даже вредное, лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. Никакое насилие не позволительно в воспитании ребёнка и школьника. Только убеждение поможет познанию.

Важно прививать детям с ранних лет любовь к книге и далее развивать умение сосредоточить мысль о книге, чтобы не глаз читал книгу, а мозг и сердце. Книга в семье должна занимать почётное место и быть другом дома. В дальнейшем она поможет познавать мир, полюбить и оценить Родину, познакомит с героями, творцами, тружениками, зовущими к познанию и открытиям.

Уберегайте детей от всего ложного, от дурной музыки, от сквернословия, от ложных состязаний, от утверждения самости. Молодые сердца должны почувствовать себя не муравьями на земной коре, а носителями духа и ответственности за будущее.

Фритьоф Нансен (1861–1930), писал «Русский народ имеет большую будущность. В жизни Европы ему предстоит выполнить великую задачу… Россия в не слишком отдалённом будущем принесёт Европе не только материальное спасение, но и духовное обновление».

Роль научной фантастики в формировании нового поколения

Смирнов Н.Н.

…Впереди будут миллионы и миллиарды молний, которые заставят отступить бесконечную ночь и, сливаясь воедино, придадут мощь бессмертия череде познающих Вселенную поколений.

Иван Ефремов

Менее полувека назад был совершён первый полёт человека в космос. Отступая во времени, это событие представляется всё более значительной вехой в истории нашей планеты. Сейчас становится особенно важно понять вектор дальнейшего движения человеческой мысли и найти те критерии, что позволят дать верную оценку прошедшему. Ведь только сейчас мы начинаем осознавать, насколько переломным оказался минувший век для всей нашей цивилизации. Человек, до того слепо ползающий по поверхности планеты, вдруг выпрямился и с невероятной быстротой разорвал оковы земного притяжения. Перед ним воочию раскрылась неисчерпаемость мира, подарив непредставимые ранее возможности.

Совершенно ясно, что искусство непременно должно было откликнуться на происходящие изменения в жизни. Так и произошло. В литературе появилось и окрепло направление научной фантастики, призванное выразить неиссякаемое стремление людей заглянуть за горизонты познания, понять будущее и как-то спланировать его. В науке это называется принципом опережающего отражения.

Естественно, что безоглядное устремление в будущее – системное качество молодых людей, беззаботно ощущающих перед собой океан долгой жизни. Избыток сил и впечатлительности позволяют выстраивать желаемый образ будущего и со всей пылкостью романтического энтузиазма стремиться к его осуществлению. Качественная фантастическая литература помогает структурировать ожидания и туманные мечты, лучше понять свои собственные предпочтения. Она будит не только чувства, конкретизируя их, но и мысль. Разумеется, фантастику любят отнюдь не только молодые люди, а о будущем задумываются люди всех возрастов. Само появление фантастики – важная ступень развития массового сознания. Пластичность же юношеской психики и её открытость всем проявлениям жизни делают всякое воздействие на неё исполненным особого смысла.

Между тем, в школе на уроках литературы о фантастике ничего не говорится, хотя самые читаемые школьниками книги – именно этого жанра. Получается, что существенная и, что самое важное, перспективная часть молодёжной культуры никак не стыкуется с соответствующим школьным предметом. А ведь именно наши дети будут строить будущее, выбирать пути его развития. И нам придётся так или иначе смиряться с их выбором, потому что у младшего поколения всегда есть преимущество во времени. Не лучше ли уже в школьном возрасте направлять соответствующий интерес молодого человека? Ведь если интерес произволен, то произвольны и, следовательно, более поверхностны результаты в целом по обществу.

Сейчас молодёжь читает преимущественно фантастику, в которой нет чётких нравственных ориентиров и минимально представление о связи с реальной жизнью. Увлечение жанром превращается в отвлечение от проблем агрессивного внешнего мира, не вызывая стремления изменить существующее положение. Об этом свидетельствует успех направления фэнтези, а также космической оперы и киберпанка.

Фэнтези – фантастическая сказка, в которой в мире магии и колдовства, как правило, действует непобедимый герой с мечом. Часто он попадает в волшебный мир из нашего мира; происходит это случайно и никак не объясняется. Действие развивается по законам боевика, соответственно и поведение персонажей. Классикой фэнтези считается творчество Р. Толкиена, создавшего огромный мир с многовековой историей и особенным языком.

Движение так называемых «толкиенистов» ярко демонстрирует все стадии последствий массового гипноза, оказываемого талантливо написанным произведением, которое почти не имеет точек соприкосновения с объективной реальностью. Главного героя постоянно склоняют к сотрудничеству светлые и тёмные силы. Если в классике жанра выбор в пользу светлых сил был однозначен, то в последнее десятилетие гораздо чаще стали звучать мотивы «серого» пути, ведущего к совершенному самодовлению ни от кого не зависящей личности. Более того, появились и окрепли мотивы выбора «чёрного» пути, а само представление о добре и зле размывается не только на примере частностей, но и в целом в концепции автора (Н.Д.Перумов, С.В.Лукьяненко).

В произведении, построенном по принципу космической оперы, магический антураж заменяется на топорно нарисованный техногенный. Киберпанк характеризуется ещё большей технологичностью и депрессивностью подачи материала.

Фактически мы имеем дело с зеркальным отражением происходящих в нашей стране коллизий. Распад нравственного стержня есть желанное явление для бездушного мира бизнеса, озабоченного сиюминутной личной выгодой. Этический релятивизм в сочетании с эскапизмом – вернейшее средство для нивелирования островков самостоятельно ищущей мысли.

Можно и нужно привлекать внимание подрастающего поколения к лучшим образцам русской фантастики, но именно научной, с чёткой пространственно-временной фабулой и ясными целями изложения, благо на таком материале можно апеллировать не только к душе, но и к интеллекту юного читателя.

К вящему сожалению, современное литературоведение позволяет скорее получить представление о таких «писателях», как Эдуард Лимонов или Венедикт Ерофеев, в то время как огромный пласт нашей литературы фактически не востребован. Серьёзнейшие футурологические изыскания глубоко и многопланово образованных людей, постановка действительно важных и актуальных проблем современности и будущего, – всё это оказывается за бортом современной науки и, соответственно, школьного преподавания. В школе же изучаются малозначительные и малочитаемые Н.И.Тряпкин и В.С.Розов…

Говоря о литературной традиции, будем строго различать фантастику как метод целостного построения от фантастики как подчинённого приёма. У Н.В.Гоголя самостоятельную жизнь ведёт нос, но это не означает, что автора «Носа» можно записать в предшественники А.Р.Беляева с его «Головой профессора Доуэля». Фантастика в произведениях М.А.Булгакова также отнюдь не самодостаточна, хотя, например, «Собачье сердце» и перекликается формально с творчеством того же Беляева. Между тем многие из «рассказов о необыкновенном» И.А.Ефремова, несмотря на минимум фантастического элемента, вполне подходят под определение фантастики. Без фантастической идеи, пускай и совсем маленькой, этих рассказов нет, в то время как произведения Булгакова вполне могут обойтись и без выдуманного.

Работа с фантастическим произведением на школьном уроке – совершенно особое занятие, требующее от преподавателя готовности вести разговор одновременно по нескольким линиям – научно-технической, социальной, этической, эстетической и философской.

Почему так важно обращение именно к отечественной научно-фантастической традиции? Русской литературе вообще свойственны особый гуманизм и постановка самых глубоких вопросов жизни. Насыщенная оригинальными техническими идеями, значительная часть американской фантастики совершенно отчуждена от самого человека. Редкие взлёты духа в ней выражают явление случайное и ничем кроме личного предпочтения персонажа не обусловленное. Человек в массе произведений либо занят решением какой-либо остроумной технической проблемы, либо «галактической» политикой, а его характер, манеры, желания и представления о жизни полностью соответствуют современному западно-американскому стандарту. Ясно, что на фоне стремительно изменяющейся жизни такое плоское понимание человека будущего недопустимо.

В отечественной научной фантастике проблема человека стоит на первом плане и выражена она многопланово. Герои вынуждены по ходу действия решать сложные нравственные задачи, для чего привлекается значительный багаж наук не только технических, но и гуманитарных. Ещё Беляев, сознавая неполноту своего творчества, указывал на то, что содержанием научной фантастики должны стать новые общественные отношения и попытка изображения людей нового мира.

Мечта о приложении научных достижений к преобразованию природы, общества и самого человека составляет сущность настоящей научной фантастики, тесно связанной с традицией философии русского космизма. Повышение интеллектуальной сложности жизни неуклонно требует и высшей тонкости моральных решений. Радикальный перекос в сторону экстенсивного познания и обмена поверхностной информацией привёл к тоталитаризму, с одной стороны, и демагогическому плюрализму, с другой. Соответственна и задача школьной литературы – способствовать углублению впечатления от прочитанного и умению рефлексировать происходящее в жизни, отстраиваться от частного, понимая целое. Лучшие произведения русской научной фантастики несут универсальную идейную нагрузку, их многосторонность и наличие стержневого нравственного начала в состоянии сыграть огромную педагогическую роль.

Поговорим теперь о конкретных авторах, чьё творчество наиболее отвечает ныне игнорируемым запросам молодой души.

Прежде всего – это И.А.Ефремов, чьи произведения необычайно насыщены и многовекторны. Образы ефремовских героев – явление в мировой литературе беспрецедентное. Эти люди будущего (а мы сейчас говорим лишь о фантастических произведениях мастера) наделены даром глубокого понимания законов мироздания и своего в нём места.

Мысль – слово – дело. Такая триада – основа духовного развития человека, в котором в силу естественного соотношения положительных качеств больше, иначе он бы не состоялся как вид. Диалектика глубинных основ бытия раскрывается автором в каждом эпизоде, отчего возникает ощущение полноты и монолитности текста. Будучи одновременно крупным палеонтологом, писатель утверждал единство эволюционных механизмов. На биологическом уровне преуспевали те виды, которые меньше зависели от окружающей среды. Человек в этом смысле универсален. Но он должен быть столь же универсален и психологически, не растворяться бездумно в сопутствующих социальных условиях, а сознательно понимать их границы и условность. Индивид, полностью отдавший своё «я» окружающей жизни, – тупик развития, изменения мира психологически сломают его, так же как погибнет узко приспособленное животное при изменении условий жизни в ареале его обитания.

Человек – это не только сумма знаний, но сложнейшая архитектура чувств, но развитие умственных и психических сил будет полноценно лишь на фоне физического здоровья, потому что пламя напряжённой мысли и ярких чувств не может полыхать в бумажном стаканчике. Красота – не личное произвольное предпочтение, но объективная целесообразность того или иного построения, а сознание бесконечности пространства и времени – необходимая составляющая плодотворного творческого процесса. Вселенная обязательно обитаема, потому что появление человека – следствие закономерностей развития материи, которые едины в наблюдаемом космосе.

Огромная роль на этом сложнейшем пути принадлежит женщине. Ефремов преклонялся перед женским началом. Женщина – вдохновительница и охранительница, и прекрасное всегда более закончено в женщине и отточено в ней сильнее. Восхождение любого общества неизбежно начинается с возвеличивания женщины; там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. Галерея «ефремовских женщин», выписанных с великой любовью и уважением, достойна отдельного места в литературоведении. Сильные и весёлые, преданные и бесстрашные, такие женщины могут создать вокруг себя пространство, очищающее ноосферу.

Как видно, даже простое перечисление вытекающих один из другого выводов Ефремова занимает немалый объём. Писатель был весь устремлён в будущее, но ясно понимал, что только на основе исторической памяти возможно жизнеспособное построение. Он предвидел неизбежное развитие третьей сигнальной системы (интуиции) – аналога звездолёта «прямого луча» с их общей способностью мгновенного достижения необходимого результата.

Различение связей между внешне отстоящими друг от друга явлениями, понимание громадных сил, заключённых в человеке, героический реализм и романтика в изображении персонажей свойственны творчеству Ивана Ефремова.

Схожей силой убедительности обладают фантастические повести В.П.Крапивина – ныне здравствующего патриарха детской литературы и педагога – основателя знаменитого детского отряда «Каравелла». Вот строки из устава отряда: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы я их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – то, когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги...»

Серьёзнейшие проблемы детства, а именно – взросление, социализация и взаимодействие с миром взрослых – раскрываются в крапивинских повестях с особенно пронзительной силой и точностью. Крапивин задаётся вопросом: почему современная школа ценит и формирует в учениках лишь два свойства: не получать двоек и быть послушными? Разве в этом её высокое предназначение? Разве обществу прежде всего и главным образом нужны нерассуждающие исполнители, винтики и болтики?

Не надо адаптироваться к реальности. Надо её менять. Это – основа крапивинского мировоззрения. Обращённое к детям, такое понимание жизни сталкивается с яростным сопротивлением тех взрослых, для которых дети – вечная помеха для ни к чему не обязывающего существования.

В цикл «В глубине Великого Кристалла» вложено то же жизнеутверждающее начало осознания разомкнутости, беспредельности мира. Идея Великого Кристалла с Дорогой между гранями – внешнее отражение важности овладения пространством своей души. Неудивительно, что именно дети, не стеснённые предрассудками и стереотипами, становятся вестниками этой беспредельности, навигаторами по различным граням Кристалла, и от них зависят те или иные перемены огромного мира. Глубокая взаимосвязанность событий, чуткость к «моментам истины» – этим акупунктурным точкам жизни – находятся в полном соответствии с пространственными «точками перехода» и физическим преодолением вселенских просторов.

Но эти дети, свободно шагающие по сопределью и дружащие со звёздами, беззащитны и уязвимы, как всякие другие дети, и даже ещё больше, потому что их необычность – источник неприятия их взрослыми и многими сверстниками. Охрана детства, особая чуткость к необычным способностям детей – основа гуманной педагогики, провозглашаемой ныне Ш.А.Амонашвили. В полной мере соответствует этим представлениям творчество Крапивина с его бьющимся нервом ранимой детской души.

Нравственная чистота и бесстрашие «крапивинских мальчиков» сродни энергетичному обаянию и самоотверженной твёрдости «ефремовских женщин». В этих ребятах, открывших в себе те самые ефремовские способности «прямого луча», заключено будущее мироздания. Будущему нужны люди, умеющие мыслить и чувствовать космическими категориями. А нам нужна молодёжь, имеющая опыт подлинной, духовной жизни. Книги командора Крапивина повышают иммунитет сердца – последний барьер на пути мутного потока развязной идеологии потребительского общества.

Ранняя фантастика В.В.Головачёва проникнута целой гирляндой уникальных идей, сплавленных воедино с оригинальными фигурами людей будущего. Характеры целеустремлённых, сильных и великодушных спасателей и звёздных пограничников, которые проходят сквозь осознание неисчерпаемости и таинственности космоса, открывая свои собственные резервы, невольно вызывают желание подражать. Вечные вопросы любви, долга, дружбы и границ адекватного ответа на агрессию ставятся писателем со всей остротой. Понятия космоэтики, вселенской экологии и терпимости к иному существованию являются центральными в таких романах как «Реликт», «Чёрный человек», «Реквием машине времени»… Герои этих и ряда других произведений обладают достоинствами и способностями, далеко превосходящими нашу действительность. Но это не делает их «суперменами», все способности с приставкой «сверх» – лишь необходимое условие для решения сложнейших проблем выживания человечества в космосе. Герои Головачёва тонко вслушиваются в мелодику происходящего, а их лиричность и разнообразные знания нисколько не мешают быстроте мысли и действия.

Особую роль в общественной организации занимает СЭКОН – служба Социально-Этического Контроля и Наблюдения (аналог ефремовской Академии Горя и Радости). Эксперты-соэтики обладают правом «вето» при разработке и воплощении в жизнь тех или иных решений, чья этическая ценность представляется им сомнительной.

Головачёв зримо продемонстрировал, что обыватели обречены на погрязание в созданной ими самими или навязанной извне виртуальности. Легко доступные материальные блага в мире головачёвского будущего не решили экзистенциальной проблемы человека, а лишь ярче высветили её. Домом обновлённого человечества должна стать вся Вселенная, для чего необходимо познание самих себя и бережное отношение к тайнам космоса. Для нас, стоящих на пороге технологической революции с приставками нано- и био-, такой подход представляется единственно возможным.

Характерны и стилистические достоинства этих писателей.

Язык Ефремова густ и тяжёл, но удивительно пропорционален, подобно дорическим колоннам Парфенона. Это тяжесть золотого самородка. Чеканные формулировки соразмерно выстроены и уравновешены. Ефремов владеет словом, точно алмазным резцом, и этим резцом вытачивает на друзе минералов выпуклое изображение совершенного мира.

Отблески лучей окаймляли контуры медных гор серебристо-розовой короной, отражавшейся широкой дорогой на медленных волнах фиолетового моря. Вода цвета густого аметиста казалась тяжёлой и вспыхивала изнутри красными огнями, как скоплениями живых маленьких глаз. Волны лизали массивное подножие исполинской статуи, стоявшей недалеко от берега в гордом одиночестве. Женщина, изваянная из тёмно-красного камня, запрокинула голову и, словно в экстазе, тянулась простёртыми руками к пламенной глубине неба. Она вполне могла бы быть дочерью Земли – полное сходство с нашими людьми потрясало не меньше, чем поразительная красота изваяния. В её теле, точно исполнившаяся мечта скульпторов Земли, сочетались могучая сила и одухотворённость каждой линии лица и тела. Полированный красный камень статуи источал из себя пламя неведомой и оттого таинственной и влекущей жизни.

Язык Крапивина совсем иной. Но, как говорил один ефремовский герой: «Оттенки красоты бесконечно разнообразны – в этом богатство мира». Главное, чтобы была соблюдена мера. Для каждой подробности и мелкой частной детали Крапивин находит удивительно ёмкое слово, вливающееся в общее повествование единственно возможным образом. Это не увесистое золото, но прозрачный хрусталь. Лёгкость и кажущаяся простота крапивинского языка напоминает более воздушный вариант «лаконизма и динамики пушкинской прозы». Сравнение отнюдь не надуманное. Вчитайтесь сами:

Однажды мальчишки принесли и показали мадам Валентине монетку из города Лехтенстаарна… Да-да, в точности такую же: с профилем мальчика, числом «десять» и колоском. Эту монетку разглядел издалека (а вернее ощутил с помощью нервов-лучей) маленький кристалл, который подрастал у мадам Валентины на подоконнике среди кактусов.

И сейчас он, Яшка, сразу узнал монетку! А узнав её – вспомнил остальное!

Да-да, он вырос в обычном цветочном горшке. Но вовсе не из обычного зерна, а из редчайшей звёздной жемчужины, какие иногда прилетают на Землю из космоса в период густых августовских звездопадов… И растила его мадам Валентина не просто так. Она создавала крошечную модель всеобщего Мироздания. Потому что была уверена: Вселенная имеет форму кристалла…

Или:

Наверно, мне показалось или просто придумалось потом, но сейчас вспоминается, как при каждом взмахе его коричневой ломкой руки вдали открывалась то улица с причудливыми домами, то панорама целой столицы, размытая в предзакатном воздухе, то морская даль с жёлтыми от солнца парусами... Гибкий, с разлетевшимися волосами, покрытый бронзовым налётом, Сашка дирижировал пространствами. Смеясь, он оглядывался на меня... И это одно из самых хороших воспоминаний в моей жизни.

Язык Головачёва уникален по-своему. В русской литературе особое место уделено пейзажу, портрету и психологическим характеристикам; описания Льва Толстого, Шолохова или Астафьева при всей внешней различности являются выдающимися фактами владения словом и демонстрируют удивительное взаимодействие между силой впечатления и осознанной ясностью его выражения. Головачёв пошёл ещё дальше – он добился поразительных результатов при описании космических катаклизмов, необычных состояний материи или сознания, не похожих ни на что человеческое. То есть раздвинул границы воображения, проникнув скальпелем русского слова в самые экзотические глубины мироздания.

Мрак в углу комнаты вдруг загустел, стал плотным, как желе, потёк струёй на середину помещения. Повеяло холодом, звёздной пылью и  г л у б и н о й…

– Уходи, – раздался в теле Шаламова, в каждой его клеточке, звучный бархатный голос. – Уходи в инобытиё, человек. Оставаться на Земле опасно, сородичи не поймут тебя, и всё, что ты там делаешь – лишнее. Ищи Вершителя, он – Единственное и Вечное Начало всему, что называется бытиём, он поможет тебе.

– А ты? Значит ты – не Вершитель?

Вихрь мрака посреди комнаты в з м а х н у л   к р ы л о м, раздался тихий смех, раскатистый, гулкий, но необидный. Впрочем, смехом эту песнь излучений и пляску полей мог назвать только маатанин.

– Я – Посланник, ещё один богоид, если пользоваться твоей терминологией. Уходи, пока не поздно. Твоя дорога не ведёт на Землю, жизнь которой хрупка и ранима.

– Но мне необходимо кое-что земное, я не могу без… некоторых… вещей.

– Сможешь. – Тот же смех и, следом, стремительное падение в глубину мрака… звёзды… ветер в лицо… слёзы, тоска… свет!

Смех и слёзы всё ещё жили в его памяти, когда Шаламов открыл глаза. С в о и глаза, человеческие, способные видеть лишь в узкой полосе электромагнитного спектра.

– Сон, – вслух проговорил Шаламов. – Это был сон.

Представленные авторы триедины в существе воздействия на читателя. Однако каждый при этом имеет различные установки мировосприятия. Ипостась Ефремова – это устремление к вершинам духа. Ипостась Крапивина – погружение в прозрачные глубины души. Ипостась Головачёва – раскрытие всей широты поля деятельности творческого интеллекта и воли.

Писатели предлагают гипотезы, которые заинтересуют «технарей», ставят проблемы, близкие гуманитариям, завораживают красотой слога. Современность и своевременность их произведений велика не только по содержанию, но и по форме, на которую школьники обращают внимание в первую очередь.

Будем помнить, что пассивно-созерцательное отношение многих ребят к действительности с потугами скрыться от неё – результат идейной инертности взрослых. А эпизодическое негодование на сегодняшнюю жизнь в семье или школе воспринимается подростками со снисходительными улыбками. Потому что такое негодование стихийно и в лучшем случае призывает к прошлому. Но возвращение никогда не достигает цели. А молодёжь всегда смотрит в будущее. И если положительный образ будущего не будет вовремя сформирован, его место займёт другой образ, который перерастёт в бессознательную убеждённость, что нас ждут одни катастрофы, войны с киборгами или жизнь в матрице. А раз приговор подписан – можно всё. И одновременно ничего не нужно… Две крайности, смыкающиеся в отрицании изначальной плодотворности жизни. Но человек всегда должен быть на пороге нового, потому что он сам нов каждое мгновение. И лишь огнём мысли и ярким чувством можно складывать облик грядущего.

Толстикова Л.Г. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым быть" ( Урок Доброты в Днепропетровске)

Тема:

Чтобы радость людям дарить, надо добрым быть

Цель: расширить понятие о добре, доброте, о ее творении; определить Сердце человека как место нахождения доброты; развитие творческого мышления; расширение активного словаря, монологической речи; развитие умения слышать других, слушать друг друга, поддерживать общую беседу.

Лейтмотив урока: «Тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред»

Мишель де Монтень

Оборудование урока: компьютер (показ слайд – программы), притча, пословицы о доброте на листах бумаги, картинки с изображением солнца и сердца.

Ход урока

У: (ищет что –то в классе и не находит)

Д,: Что Вы ищете?

У: Я ищу добро. Вы не видели его? … А что такое добро?

У: Вот сегодня мы и будем говорить о добре и доброте.

(на доске слово «добро». Давайте создадим созвездие доброты – подберем слова, которые подходят к этому слову . Дети называют, а учитель размещает их по кругу.

У: Кто согласен, что доброта – это солнце? Почему?

Д:………………………………………………………….

У: А где находится доброта у человека?

Д:………………………………………………………

У: Недаром пословицы говорят….

(на доске пословицы: Жизнь нам дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Доброе слово доходит до сердца

Плохо тому, кто добра не делает никому.

(Работа с пословицами)

У: так что мы поместим в центр круга? Солнце или сердце? Почему?

Д:………………………………………………………..

(Помещаем сердце в центр круга)

У: Зачем нам доброта? Нужна ли она человеку? Зачем?

Послушайте рассказ. Его написал В. А. Сухомлинский.

Потому что я - человек

Вечерело. Большаком шло двое путников - отец и семилетний сын. Среди пути лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв ребенка за руку, пошел дальше.

На следующий день отец с сыном шли той же дорогой назад. Опять отец не заметил камня, снова споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец и сын пошли той же дорогой. До камня было еще далеко. Отец говорит сыну:

- Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень. Вот и место, где отец споткнулся и ушиб ногу.

Путники замедляют шаги, но камня нет. Видят, вдоль дороги сидит седой старик.

- Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камень??

- Я убрал его с дороги.

- Вы тоже споткнулись и ударили ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ударил ногу.

- Почему же вы убрали камень?

- Потому что я - человек. Мальчик остановился в задумчивости.

- Папа, - спросил он, - а ты разве не человек?

У: Вот шли по дороге три человека. Кто же оказался настоящим человеком? Почему у вас возникли такие мысли?

А вы добры? Приведите примеры.

Д:…………………………………………………

У: Что вы еще никогда не делали, но хотите делать, чтобы стать добрыми настоящими людьми? Или будете ждать, пока станете взрослыми?

Д:…………………………………………………………….

У: Ну вот, дети, я и нашла то, что искала - доброту, добро! Это вы, наши дети , и есть доброта! Послушайте стихотворение.

Мой совет возьми с собой,

Каждый должен не забыть —

За добро добром платить.

Ведь отзывчивость всегда

Мой совет возьми с собой,

Окружи всех добротой,

Ведь отзывчивость всегда

Людям доброту несла!

(О. Соколова)

У: А еще я хочу подарить вам всем снежинки.(рассказ о появлении таких снежинок). Эта снежинка любовь. А разве доброта может жить в сердце, где нет любви?!

У: Я очень верю, что вы, ребята, будете самыми добрыми и мудрыми всегда. Спасибо вам за урок!

Толстикова Л. Г.

Учитель – методист, Рыцарь Гуманной Педагогики

г. Днепропетровск

3.03.2015

Духовно – нравственное развитие детей. Игры и задания

Материалы подобраны по книгам А.Лопатиной и М. Скребцовой «Искусство видеть мир», «Азбука мудрости».Москва, «Сфера»,1998г.

Материалы подобрала учитель начальных классов, учитель-методист Артемовской ОШ №24 Донецкой области Горбачева Л. Л.

Игры и задания по теме: «Познание себя. Какой Я?»

1. Игра «Мир внутри меня».

«Микрофон». – В каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. Подумай, какие хорошие качества живут в тебе?

- Каким образом они помогают тебе жить?

- С кем ты дружишь и почему?

- Часто ли ссоришься с одноклассниками?

- Знаешь ли о своих плохих качествах? Появляется ли у тебя желание бороться с ними?

«Работа в группах».- Чтобы избавиться от плохих качеств, предлагаю вам разработать план, как с помощью своих хороших качеств вы могли бы избавиться от плохих качеств. В группе работать надо дружно, внимательно выслушивая друг друга.

 1. Задание «Что я люблю». Темы для рисунков.

- Мое любимое время года.

- Мое любимое животное.

- Место, где я люблю бывать.

- Мое любимое занятие.

- Мой любимый вид спорта.

- Моя любимая игра.

- Мой любимый цветок. И т. д.

После каждой беседы оформляется стенд «Что я люблю».

2. Игра «Заветное желание».

- Все дети любят мечтать и загадывать желания. И, конечно же , радоваться когда оно исполняется. У кого есть заветное желание? Представьте, что оно исполнилось. Вам бы хотелось поделиться этой радостью с другими? Тогда нарисуйте это радостное событие и поделитесь радостью друг с другом.

После беседы оформляется стенд «Мое заветное желание».

Такое задание можно выполнить при обсуждении любого понятия, например: КРАСОТЫ, УЛЫБКИ, ПРАЗДНИКА и т.д.

Игры и задания по теме: «Мир твоей души».

1. Игра «Микрофон» на тему «Когда я молчу».

Закончить предложение:

-Я люблю помолчать, когда я нахожусь---.

- Тишина для меня – это---.

- Когда я молчу, я чувствую---.

- Когда я говорю, а все молчат, я чувствую---.

- Когда все говорят, а я молчу, я чувствую---.

-Когда я гуляю по лесу, я чувствую---.

- Я люблю молчать, когда я слушаю---.

Каждое предложение предлагается для одной игры. Дети отвечают на вопрос: «Что такое для меня тишина?».

2. Игра «Дотронемся до счастья».

«Микрофон». – На доске записано слово СЧАСТЬЕ. Дайте свое определение счастью. (Например: счастье радостное, веселое, сияющее и т.д.).

- Послушайте спокойную музыку с закрытыми глазками и представьте, что дотрагиваетесь до счастья. Хорошенько запомните его и нарисуйте, постарайтесь передать свои ощущения.

После обговаривания рисунков, оформляется стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».

3. Игра «Когда мне хорошо».

«Микрофон».

- Человек владеет многими состояниями и чувствами. Вы тоже уже хорошо их зазличаете. Предлагаю вам подумать и закончить предложение словами:

- Когда мне хорошо---.

- Когда мне плохо---.

- Когда мне грустно---.

- Когда мне весело---.

- Когда я сержусь---.

- Когда я неуверен---.

- Когда я горжусь---.

- Когда я боюсь---.

Оформляется стенд с рисунками детей.

4. Игра «Если бы я».

- Дети очень любят мечтать, фантазировать, придумывать. Предлагаю такую игру вам тоже. Закончите предложения:

- Если бы я был ветром, то---.

- Если бы я был звездой, то---.

- Если бы я оказался на Луне, то---.

- Если бы я жил в прекрасном замке, то---.

- Если бы я был невидимкой, то---.

- Если бы я был самым добрым на свете, то---.

- Если бы я был искусным врачом, то---.

- Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то---.

После каждой работы над предложенным предложением оформляется стенд: «Если бы».

Игры и задания по теме: « Каждый человек уникален и ценен».

1. Игра «Волшебный стул».

- Перед вами волшебный стул. Волшебство его в том, что тот, кто сядет на этот стул, теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

Нам всем необходимо стать в круг и в движении исполнить песенку:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

- Когда песенка заканчивается, тот, кто окажется ближе всего к стулу, садится на него.

Каждый из вас, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что- нибудь хорошее и доброе.

После того как вы расскажите все хорошее про сидящего на стуле, игра возобновляется.

2. Задание. «Наши любимые дела».

- Я предлагаю вам нарисовать свои самые любимые дела и рассказать о них.

По окончанию работы создается стенд: «Наши любимые дела».

- Попробуйте по рисункам друг друга угадать, кто и чем любит заниматься.

3. Игра «Самый умный человек на земле».

- Представьте, что вы разговариваете с самым умным человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?

- Представьте, что вы разговариваете с самым добрым человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?

- Объединяемся в группы и выполняем задание.

Можно задавать вопросы самому счастливому, самому мужественному, самому любознательному и т. д.

Игры и задания по теме: «Мир вокруг нас».

1. «Духовная природа человека».

Игра «Микрофон». - На доске написано слово Любовь. Дайте по одному определению эму понятию. Назовите слово, которое связано для вас с любовью.

Все слова учитель записывает на доске.

2. Игра «Микрофон». «Кого мы уважаем».

- Вам не раз приходилось слышать выражения: «Он пользуется уважением», «Его все уважают», «Он уважаемый человек». Всмотритесь в слово уважение. Возможно, кто-то из вас найдет в нем спрятавшееся слово. (Важный). Как понимаете это слово?

- Назовите человека, который пользуется уважением.

(Или несколько человек).

- За что ты их уважаешь?

- Почему ты хочешь, чтобы уважали тебя?

3. Игра-интервью «Мир детей».

- Для проведения этой игры объединяемся в группы. Журналист берет интервью, обрабатывает данные ответы и предоставляет информацию по данному вопросу.

1 группа. – Мечтаете ли вы поскорее стать взрослыми?

2 группа. – Хотели бы вы, чтобы детство никогда не кончалось?

3 группа. – Чем, по- вашему мнению, жизнь детей отличается от жизни взрослых?

4 группа. – Что, по-вашему мнению, вам не достает в вашей детской жизни?

Журналисты предоставляют результаты опросов, проводится совместное обсуждение этих данных.

Игры и задания по теме: «Мир животных».

1. Игра «Угадай, кто я».

- Вы слышали изречение: «Животные - наши младшие братья». Как надо относиться к младшим? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь?

«Микрофон»: Каких животных вы еще знаете? Где они живут? Где их дом?

- Я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас получит карточку с изображением животного. Попытайтесь изобразить животное, которое нарисовано на карточке. Остальные будьте внимательны, вам нужно догадаться, о каком животном вам хотят рассказать жестами, мимикой, разнообразными движениями. Тот, кто догадался первым, получает балл. Набравший большее количество баллов выигрывает.

2. Игра «Что мы знаем о животных».

- Для проведения этой игры мы должны стать в круг. Чтобы игра была интересной и познавательной, необходимо соблюдать правила общения. Давайте повторим их. Приготовились отвечать на вопросы! Вопросы задаются по очереди. Ответивший получает балл.

- Каких домашних животных вы знаете?

- Каких диких животных вы знаете?

- Перечислите отличия между дикими животными и домашними.

- Перечислите сходство между ними.

- Чем питаются хищники?

- Чем питаются домашние животные?

2- ой тур игры.

- Чем отличаются зайцы от кроликов?

- Если корова окажется в дремучем лесу, станет ли она дикой?

- Почему кошки много спят?

3-ий тур игры.

- Перечислите условия необходимые для жизни домашних животных.

- Перечислите условия необходимые для жизни морских животных.

- Перечислите условия необходимые для жизни диких животных.

- Перечислите условия необходимые для лесных жителей. И т. д.

Победители всех трех туров объявляются знатоками животных.

3. Игра «Кто где живет».

- Животные обитают в разных сферах Земли. Каждое животное имеет свой дом. Я называю вам место обитания животных, а вы должны вспомнить по крайней мере три животных, обитающих в том или ином месте.

Дети становятся в круг. Четко отвечают на вопрос. Замешкавшийся ученик выходит из круга. Побеждает ребенок, оставшийся в круге последним.

Географические места обитания животных:

Лес, долина, поле, море, океан, река, озеро, степь, тайга, тундра…

4. Игра «Представь себя животным».

- Дети любят фантазировать, представлять себя в образах сказочных героев. Я предлагаю вам сейчас представить себя любым домашним животным. Дайте ответы на вопросы, но не называйте животное, дети должны его угадать.

- Какая у вас самая любимая еда?

- Где вы больше всего любите спать?

- Что больше всего любите делать?

- Любите ли играть с людьми?

- Любите ли вы, когда вас моют?

- Умеете ли плавать?

Выслушав ответы, дети высказывают свои предположения относительно животного.

5. Игра «Необыкновенные животные».

На Земле проживает много видов животных. Но среди них нет одного – вашего, придуманного вами. Я предлагаю вам вообразить животное, которое никто никогда не видел, и нарисовать его. Необходимо дать ему имя и описать его повадки и характер.

Дети рисуют животное. Каждый рассказывает о придуманном животном. Дети могут задавать рассказчику вопросы об его животном.

Оформление стенда «Наши необыкновенные друзья».

Игры и задания по теме «Красота природы».

1. Игра «Опиши цветок».

Всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у 3-4 детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

- Каждый из вас получил карточку с изображением растения. Внимательно рассмотрите его и постарайтесь описать в точности с изображением. Кто узнал в описании свое растение, поднимите руку.

Дети собираются по группам и придумывают загадку или стихотворение о своем растении.

Победителей выбирают аплодисментами.

2. Игра «Если в лесу беда».

Дети объединяются в группы и получают задания. Придерживаясь правил дружбы и общения, выполняют задания.

- Если все птицы улетят из леса, что произойдет с другими его обитателями?

- Если деревья к весне не распустятся?

- Если осенью листья не опадут?

- Если засохнут все лесные ручьи?

- Если в лесу не будет насекомых?

- Если летом все время будут идти дожди?

- Если в лесу не будет лесника?

- Если в лесу не будет ягод и грибов?

- Если зимой не будет снега?

Проверяется выполнение задания по группам. Отмечаются интересные ответы.

3. Задание «О чем говорят цветы и деревья».

Во время прогулки дети внимательно наблюдают за окружающей средой. Представляют себя цветком, деревом или насекомым. Придумывают, о чем думают деревья, цветы, о чем могут разговаривать два дерева, два цветка, цветок и пчела, два листочка на ветке.

После прогулки дети рисуют то, что они представили. Оформляется стенд.

4. Задание на тему «Разговоры с природой».

Во время прогулки дети наблюдают за природой, выбирают для наблюдения цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Задать вопросы и «услышать» или представить их ответы.

Дети рассказывают или рисуют то, что «услышали».

Игры и задания по теме «Развиваем воображение».

1. «Мое воображение».

- Закройте глазки и представьте себе:

- Вы взяли в руки кусочек льда.

- Вы подошли к окну, открыли его и взлетели.

- Вы держите в руках и нюхаете благоухающий букет.

- Вы гладите мягкого пушистого котенка.

- Вы едите необыкновенно сочное яблоко.

- Вы управляете самолетом и летите высоко в облаках.

- Вы столкнулись нос к носу с медведем.

Каждый ребенок рассказывает, что удалось лучше всего представить.

По желанию дети рисуют представленное.

2. Игра «Найди ответ».

В этой игре вариантов ответом может быть много. Побеждает тот, у кого самое оригинальное мышление. Дети объединяются в группы и обсуждают задание.

- Что делала твоя кошка сегодня на троллейбусной остановке?

- Почему ты нес вчера в школу большую длинную палку?

Дети объединяются в пары. Один придумывает и задает вопрос, второй участник игры отвечает.

3. Игра «Найди выход».

Дети объединяются в пары или команды. Один человек или команда ставят другую команду или другого человека в трудную ситуацию, и нужно найти выход из нее.

- Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, а вы не знаете дороги домой.

Дети придумывают самые фантастические ситуации.

Побеждает тот, кто найдет выход из любой ситуации и продержится дольше всех.

4. Игра «Рисунки вокруг нас».

-Внимательно посмотрите вокруг себя: на стены, потолок, шторы, облака, линии паркета, мебель и попытайтесь увидеть в них какую- нибудь картину, фигуру. Нарисуйте увиденное, расскажите об увиденном другим. Остальные дети пытаются догадаться, где он увидел данную картину или фигуру.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Студенческий Портал Гуманной Педагогики - http://student.gumannaja-pedagogika.ru/

Терапевтическое сообщество «Китеж» –посёлок в Калужской области: www.kitezh.org

"КИТЕЖ" приглашает волонтеров: http://www.kitezh.org/RUS/volunteer-program/the-trades-necessary-to-us.html

http://metapedagogika.ru/Современный этап развития цивилизации требует пересмотра культуры отношенийвзрослых к своим детям. Новое время требует универсальной ПЕДАГОГИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА – тоесть Метапедагогики. МЕТАПЕДАГОГИКА – это НЕ новая целостная теория, а условное название  практическихприемов, нравственных требований, и теоретических взглядов  которыми пользуются приемные родители,учителя и психологи Китежа. (СНОСКА НА КИТЕЖ) Гипотеза - Ребенок уже приходит с неким маршрутом своейбудущей судьбы, который предопределяется от рождения темпераментом,  скоростью и силой реакций,способностью набирать информацию, а также окружающими условиями.

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGoodMaxMan) > 

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории:http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Международный центр гуманной педагогики - http://www.gumannajapedagogika.com/index.html

ВИДЕОТЕКА МЦГП https://www.youtube.com/channel/UCrAZEK-w2LYJvUZeXJ18nlw

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

        О Центре

        Интервью с Ш.А. Амонашвили

        Идеи Гуманной педагогики и их защита

        Конференции и семинары

        Вести из Центров Гуманной Педагогики

        Авторские программы

        Открытые уроки

        Статьи

        Презентации

        Классическое педагогическое наследие

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

НОВЫЕ ДЕТИ - http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» -http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе."Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.
Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» 
(перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

 Презентация книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ (Книга «Учитель» написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению Ш.А.Амонашвили.)

НОВЫЕ ДЕТИ: http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

ПРОСТРАНСТВО ВАЛЕРИИ ГИВИЕВНЫ НИОРАДЗЕ, ч. 1 - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5qtytlj4-Y

Шалва АМОНАШВИЛИ «ПРОВОДЫ В ВЕЧНОСТЬ» http://www.gumannajapedagogika.com/gumannajapedagogika.com/dainis.ozols@jodo.lv/Shalva/Provodi_v_vecnost.pdf

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное