Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику УКРАИНЕ ЛИЧНО!


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику УКРАИНЕ ЛИЧНО!   126   2014-03-14 00:28

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены листы 27 - «Украине лично» и его Продолжение, 26 – «О современном мире», 25 – «Мощь сердца», 24 – «Малая педагогика» из Строматов Ш.А.Амонашвили.

Грозное, переходное время. Пространство Украины стало ареной борьбы, столкновения двух цивилизаций, двух глобальных культур – уходящей в небытие Трансатлантической (включая США и Евросоюз) и новой, нарождающейся Евразийской (включая Россию, Индию и Китай). Плоскостной, физический, плотный срез на происходящее не может дать полноты всей картины. Нужно суметь приподняться и заглянуть внутрь. Одна часть спирали на Тонком плане, после выявляется в виде другой на физическом плане. Что говорит наше Сердце, опущенный в него Ум? Что можем созерцать тонким зрением в сновидениях? Что осознаем на границе стыковки реальности и действительности? Время истекает, сроки для переустройства Евразии и всего мира пришли. Сохранение Равновесия внутри и внешне является ключом для правильной линии. Будем сознательно утверждать своими сердечными мыслями и мудрыми действия проведение в Жизнь, проявление во всей полноте, красоте и совершенстве Высшего Плана Махатм – Учителей Человечества! Да свершится Воля Высшая, а не наша личная! Пусть все сознательные и светлые Воли сольются в Одну Единую Высшую Волю Мощи Света! АУМ!

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, ссылки на сайт МЕТАПЕДАГОГИКИ Д.В.Морозова и терапевтического сообщества и общины приёмных семей «КИТЕЖ», страницу видеоматериалов и семинаров с участием Ш.А.Амонашвили, сайт научно-просветительского педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», читайте новости на сайтах центров гуманной педагогики, а также Обращение к коллегам, соратникам по педагогическому делу М.И.Новичковой в связи с традицией проведения Уроков Доброты, уточненную программу абонемента Киевских студий гуманной педагогики на период с марта по май 2014 г., информационное письмо о проведении во Львове пятидневного авторского семинара (40 часов) Шалвы Александровича Амонашвили и Пааты Шалвовича Амонашвили в период с 28.03 по 01.04.14 г.

Искренне желаю Вам Открытия Сердца, Радости, Здоровья, Любви, Мудрости и стремления к самосовершенствованию!

Шалва АМОНАШВИЛИ

СТРОМАТЫ / Украине лично / Лист двадцать седьмой  

Ты для меня единая Великая Сущность,

олицетворение культуры, подобно которой нету в мире, философии, подобно которой нету в мире, науки, подобно которой нету в мире и педагогики, подобно которой нету в мире.

 

Ты матерь удивительных людей – украинцев со своим музыкальным украинским языком и доброжелательным украинским характером. Ты широкая душа, вмещающая в себе любовь к миру и ко всему сущему в мире. Ты свободолюбивая со своими просторами, со своим Днепром, со своим Киевом, Донецком, Львовом. В тебе – часть будущего Планеты Земля.

 

Я полюбил тебя, Великая Сущность по имени Украина! И так как я педагог, и так как ты выдала миру вершины педагогического сознания, именуемые Пироговым, Ушинским, Макаренко и Сухомлинским, я трепещу и преклоняюсь перед тобой. Ты щедро излучаешь духовное богатство и демонстрируешь миру могущество устремленной воли.

 

Я люблю учителей твоих. Они, как подобает служителям Бога, созидают в сердцах детей основу мироздания – Веру, Надежду, Любовь. Я горжусь ими – они истинные художники жизни, на кистях которых – цвета Благородства и Великодушия. Они творцы твоего будущего, твоего счастья.

 

Я люблю новое поколение твое: оно несет свое Слово, свой Путь, несет обновление.

 

Но сейчас я сравниваю тебя с нерукотворной хрустальной вазой, в которой Надежда, в которой Завтра. Кто-то упустил эту вазу из рук и летит она в обрыв. И что же будет? И не дай Бог, чтобы тому быть! И пусть каждый сын твой, каждая дочь, - а их у тебя 46 миллионов! – поспешит протянуть руки, чтобы ваза опустилась на их заботливые ладони!

 

Прими мою преданность, о, великая сущность по имени Украина!

Украине лично (Продолжение)

Политики любят перегибать палку то вправо, то влево. От таких качаний даже дуб ломается, а то и вырывается с корнем. В политиках мало мудрости и много корысти, мало зоркости и много близорукости.

 

Но к Тебе, о, Великая Сущность по имени Украина, я обращаюсь с молитвой, и молю о том, о чем сама, видимо, уже заботишься: дари своему народу иных политиков, честных и преданных. Вложи в каждого из них – от мелкого чиновника до президента – свою божественную мудрость и зажги в них факел совести, и не допускай, чтобы народ еще раз кем-либо был обманут.

 

Возроди в новых правителях своего народа честь и достоинство: как бы ни было трудно, не ходить с протянутой рукой за милостынею за горами или к близким «соседям», к горделивым правителям разных стран. Не будет милостыни, а будет коварство.

 

Молю Тебя о том, чтобы правителям мира был преподнесён Урок, который объяснит им, как важно беречь в людях самые нежные струны, протянутые в сердце: это язык, это культура, это национальность, это самобытность. Если в стране живет хоть один туземец, береги его сущность, а если живут народы, люби их, уважай и гордись их культурой, защищай наравне со всеми.

 

Правители должны это знать и об этом заботиться, иначе будет смута, раскол и страна развалится.

 

Твой Урок пусть объяснит правителям всего мира, что их правление не будет годиться, если в стране где-то есть голодные, обездоленные, бесправные, незащищенные. Если есть хоть один униженный ребенок.

 

Грош цена правителям, законы которых коварные, больше в пользу их самих, чем для народа, больше для богатых, чем для бедных.

 

Дай понять правителям, что мощь государства не в могуществе армии и флота и военной техники, а в единении и духовной общности народа.

 

Правители во многих странах лживые: есть президенты и премьеры, их министры и управляющие - сами беспутные, алчные, злые, мстительные, безрассудные, коррумпированные. Законы их, навязываемые народу, похожи на них. Молю Тебя, пусть Твой Урок убедит их, чтобы они побоялись Бога, побоялись гнева собственного народа.

 

Некие правители, возомнившие себя могущественными, сговорились между собою и хотят навязать миру свою волю, свои порядки в угоду себе, во вред воле и свободе других. Молю Тебя, дай им Великий Урок, что такому не быть никогда.

 

В это судьбоносное время, когда Твои героические дни обращают на Украину взор всего мира, дай Урок, который пойдет всем правителям впрок.

 

Ты сотворила великих педагогов: Пирогова и Ушинского, Макаренко и Сухомлинского, да еще мудреца Сковороду. Кто же лучше Тебя может преподнести миру этот Урок Жизни!

 

О, Великая Сущность по имени Украина, молю Тебя об этом Уроке!

 

Бушети, Грузия, 11.03.2014

О современном мире / Лист двадцать шестой  

Финалист конкурса «Учитель года Москвы» в своем педагогическом эссе на тему – «В чем вы видите смысл обучения своему предмету в современном мире», записал: «Я учитель начальных классов, обучаю своих учеников многим предметам и, как мне кажется, в нашем современном мире смысл обучения состоит в радости познания чего-либо». Но что есть современный мир, каков он, - учитель об этом не стал размышлять.

 

При советской власти мы говорили о счастливом настоящем и о светлом будущем. «Современный мир» тогда делился на две части: капиталистический и социалистический. И нас учили, что капиталистический мир плохой, а социалистический – хороший. Мы твердили об этом друг другу и нашим детям. Что означало радостное настоящее и светлое будущее, мы толком не знали. Так же как не знали всю правду о капиталистическом мире. Этот мир сегодня стал нашим настоящим. Но мне кажется, что инерция заблуждения в оценке современного мира пока еще продолжается, и мы не в полной мере понимаем, что у нас и в мире происходит. Потому истинный смысл обучения учеников своему предмету подменяется ложным воображением.

 

Современный мир трудно объяснить одним - двумя понятиями, чтобы выразить его наиболее характерные особенности. Он весьма противоречив и неоднозначен. Наблюдения и обобщения, которые сложились у меня с педагогической точки зрения, позволяют мне дать ему следующую характеристику.

 

Современный мир сотрясается бушующим океаном информаций, информационными потопами, ураганами. Информация ни есть системные знания, которым суждено направлять человечество. В лавине информаций смешаны друг с другом правда и неправда о вещах и событиях, преднамеренная ложь и обман, слухи и домыслы, реклама и развлечения. В ней много человеческой злобы и грязи. Разумеется, информационные лавины возникают не сами по себе, а их творят люди и, как правило, творят преднамеренно: повлиять на массы, уводить их от сути, принуждать к чему-то, творить из них потребителей. Информационные потоки творятся не ради людей, не ради их счастья и личностной самостоятельности, а ради преуспеяния и личных корыстных интересов тех, кто их заказывает. Именно от них идет «мудрость»: «Преуспевает и побеждает тот, кто владеет информацией». Конкурентная борьба, напряженные отношения между государствами рождает информационную войну, которая вызывает разрушение сознания, заблуждения, исчезновение правды, унижение нравов, растерянность, тревогу, алчность, ложную успокоенность и такую же восторженность и т.п. Информационные потоки имеют короткую жизнь: одни возникают, делают свое дело и исчезают, а на смену приходят другие, которые или довершают, или опровергают то, что утверждалось предыдущими, и так постоянно. Молниеносное распространение информационных потоков обеспечивается такими мощными средствами, как – телевидение, радио, газеты и, особенно, Интернет. Распространителями становятся также люди, передавая информацию из уст в уста. Информация не ладит со знаниями: она их или преднамеренно искажает, или приписывает себе роль знаний, или вытесняет, или вовсе скрывает их. Каждодневно в современном мире ум и эмоции человека больше заняты информационными страстями, чем научными суждениями и определениями. Люди заражены разновидными болезнями, которых вызывает информационная лавина со своей порабощающей агрессией.

 

Современный мир – это мир упадка духовности и культуры. Это проявляется как в общественной жизни людей, так и в сферах власти, науки, искусства, литературы, спорта. Когда много говорят о коррупции и на государственном уровне создаются комитеты по борьбе с коррупцией, значит, в обществе не хватает честности и порядочности, зато в избытке алчность, жадность. Когда почти две трети фильмов и стольких же литературных произведений посвящаются расследованиям убийств, краж, ограблений, жестокости, аферам, предательствам и тому подобным явлениям, значит, в обществе не хватает доброты, милосердия, пощады. Когда все больше возрастает количество суицидов, возрастает наркомания, алкоголизм, грубость и хамство и тому подобные явления и они уже не вызывают настороженность и тревогу, значит, обществу не хватает смысла жизни и чувства заботы. Когда все внимание всех служащих в образовании переключается на искусственно раздутую и даже вредную, якобы «реформу» по так называемым единым государственным экзаменам и тестированию, олимпиадам и состязаниям, то значит, из образования вытесняется воспитание, духовное развитие, становление личности. Когда так называемые «технологии образования» становятся высшим достижением педагогической науки, значит, наука искусственно умаляет значимость учителя и опять уводит его от задач воспитания. Когда люди молятся в храме, но забывают о заповедях на улице, на работе, в повседневной жизни, значит, им недостает веры. В обществе мало любви к ближнему, мало терпимости и понимания, мало сострадания. В обществе много эгоизма, гордыни, конкуренции, зависти. В обществе очень мало хорошо воспитанных и очень много плохо воспитанных или вовсе невоспитанных людей.

 

Современный мир – это мир культа частной собственности, материальных благ, удовольствий, вещизма. Иметь – и потому отнять, овладеть, захватить, украсть, обхитрить! Общество разделяется на имущих и малоимущих или неимущих. Имущих – горстка, неимущих – миллионы и миллиарды. Отношения между ними вовсе не ласковые, а напряженные, настороженные, а то и враждебные. Среди имущих не действует мудрость: «Иметь собственность без чувства собственности». Среди имущих с трудом найдешь таких, каким был Павел Михайлович Третьяков. В своем письме к дочери он писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю мою жизнь». От него мир получил Третьяковскую галерею. Я спрашивал у детей третьего, четвертого классов: какие у них самые сокровенные желания. Как правило, они называли вещи, которые хотели бы иметь: компьютеры, мобильные телефоны, модные электронные игры, новейшей марки автомобили… Я предлагал им ценности и просил выбирать, чем они хотели бы владеть: мудрость, физическая сила, скромность, богатство, доброе сердце, колдовство, благородство, великодушие, слава. И что же они выбирали? Как правило, хотелось бы владеть богатством, колдовством, физической силой, славой. И редко, кто предпочитал мудрость, великодушие, доброе сердце… Если так будут воспитаны они и в школе, и в семье, то каких новых людей от них нам ждать?..

 

Современный мир – это мир конкуренции, выживания, технократии, экологических бедствий. Можем ли мы обещать нашим нынешним детям счастливое будущее? Мы уверены, что 40-80-ые годы этого века будут самыми светлыми и радостными для них, что в этом будущем они предвкусят истинную свободу, что забота о всеобщем благе станет смыслом жизни каждого? Или же нам лучше уже сейчас воспитывать в них героев духа и борцов за духовно-нравственную жизнь, воспитывать преобразователей жизни? Нам нужно уже сейчас защитить наших детей от отравляющего угара конкуренций и соревнований, вселять в них заботу об общем благе, воспитывать любовь к ближнему. Надо воспитывать тревогу о спасении общего дома – планеты Земля - от разрушений и хаоса, от узурпирования и порабощения. Во что могут превратиться «блага» науки и техники? Не будут ли они оружием в чьих-то руках для манипулирования над волею и сознанием людей? Наши дети должны услышать от нас тревожное слово об этом.

 

Современный мир – это мир безрассудства, ублажения низменных чувств, мир, живущий по принципу: «Бери от жизни все», и потому не отдавай ей ничего; это мир войн, захвата, разрушений, свержения и деления государств, жестокости; это мир религиозной, национальной, этнической вражды; это мир, в котором сильные мира сего вынашивают планы так называемого «золотого миллиарда» и мирового господства; это мир тотального «воспитания» потребителей, но не творцов и не героев, тотальной слежки за каждым человеком. Современный мир коварный, часто он внешне похож на милого дядю, который обещает оставить нам богатое наследство, но в душе торжествует над нашей наивностью.

 

Современный мир ведет молодое поколение к некой абстрактной свободе, освобождая его от чувства долга, от границ культуры и нравственности, от веры, а также ограничивая образовательный уровень в школах и вузах. Современный мир стремится соблазнить молодое поколение, пользуясь его неопытностью и неустойчивостью. Стремится соблазнить вещами, развлечениями, безответственностью перед обществом, перед законом, перед Богом. Стремится соблазнить развратом, свободным и беспорядочным сексом. Секс в жизни молодежи и общества в целом возводится до высшего и почти единственного способа наслаждений, которому жертвуется семейное счастье. Семья становится помехой в обустройстве жизни по принципу наслаждений и свободной, считай, разгульной жизни. Понятие секса становится критерием оценки людей, вещей и явлений: если женщина или мужчина сексуальные, значит, это хорошо; сексуальным, то есть хорошим, или менее сексуальным, то есть, не очень хорошим могут быть часы, мобильники, танцы, песни… все, что угодно. Искусство подменяется суррогатами искусства, чувство красоты упражняется на образцах безвкусицы. Всеми средствами выхолащивается, обедняется духовный мир человека – таков современный мир.

 

Современный мир обесценивает понятия веры, братства, сотрудничества, сострадания, помощи и поддержки, дружбы, служения, любви к Родине… Обесценивает понятие Учитель.

 

Современный мир противоречив, неустойчив, держит людей в страхе и неуверенности. Он есть планетарная арена борьбы добра и зла, когда зло со своими материальными ресурсами и средствами техники превосходит над добром, у которого остается сила Истины, сила преданности и самопожертвования, сила образования и, что самое главное и на чем зиждется надежда, сила любви.

 

В современном мире, конечно, происходит брожение, поиск путей выхода из состояния духовного упадка. Устремление части людей современного мира, среди которых особую роль исполняют учителя и воспитатели, вселяет веру, что человечество спасется, оно не даст погубить себя. Эта часть людей занимается возрождением истинных общечеловеческих ценностей, ядром которых является совесть, нравственность, братство, дружба, праведность, справедливость, красота, преданность, помощь, сострадание, общее благо, смысл жизни, в целом, духовность под предводительством веры и любви, свободы и чувства долга. Это есть люди – герои духа. И хотя устремленность таких людей сталкивается с открытым и скрытым, коварным сопротивлением, тем не менее, будущее на их стороне, ибо силен тот, кто утверждает Истину, утверждает духовность.

 

Таков современный мир, который подлежит преобразованию. И я возвращаюсь к мысли учителя-конкурсанта на звание Учителя Года, который считает, что «в нашем современном мире смысл обучения своему предмету состоит в радости познания чего-либо». Во-первых, радость не может быть смыслом обучения; она есть условие, чтобы обучение стало успешным. Во-вторых, надо познавать не что-либо, а саму жизнь в современном мире.

 

Учитель, озабоченный пониманием современного мира, конечно, поймет, к чему надо вести своих учеников с помощью не только своего образовательного курса, но со всеми педагогическими средствами и своей личностью. Учитель – художник той жизни, которую будут строить его ученики. Если они вольются в жизнь и станут такими же, как все, то жизнь ни на йоту не продвинется, и учитель не будет хорошим художником; но если они начнут менять и облагораживать ее внутри себя и вокруг себя, то учитель выполнил свое предназначение. Именно понимание современного мира ставит перед современным учителем особые задачи для разрешения. Их можно выразить в следующих пунктах: воспитывать героев; воспитывать в учениках благородство и великодушие; взращивать в них духовный мир; воспитывать чувство долга; развивать заботу о планете, о выживании на земле; устремить к творению общего блага; развивать свободу мысли и творчества; воспитывать волю, преданность, любовь к ближнему; развивать чувство прекрасного и умение обратить безобразное к прекрасному; развивать страсть к познанию, к поиску истины; взращивать мудрость, как нести людям мир и порядок, вдохновение и устремленность; взращивать веру; воспитывать личность…

 

Внести радость в этом великом созидательном процессе и устремить своих учеников к творению будущего – это есть особая мудрость учителя, его искусство. Склоняю голову перед такими просветленными Учителями – строителями жизни, истинными героями духа!

Мощь сердца / Лист двадцать пятый  

Мари Ивановна, Вы смотрите на соревнования участников Зимней Олимпиады? Я смотрю, но не на все, а на выступления по фигурному катанию. Мне нравится, как спортсмены танцуют на льду, с какой легкостью выполняют они сложные и опасные движения, с какой скоростью и как изящно скользят по льду. Каждый танец – это как поэтический всплеск. Смотрю и любуюсь молодыми. И каждый раз, когда заканчивается очередной прекрасный танец и красивая пара выражает публике свою признательность, мне хочется верить, что они в душе такие же чистые и совершенные, как внешне, как в танце, как сам танец. По другому и не должно быть: всем телом, всеми движениями, да еще в паре творишь перед многотысячной публикой (а смотрят миллионы) красоту. Откуда же эта красота выплескивается? Из души, конечно! И делаю вывод: душа у этих молодых спортсменов такая же красивая, нравственно чистая, бескорыстная, без зависти, такая, как только что сотворенная ими красота. Может ли быть так, что душа у человека кривая, но красивый танец прикрывает ее? К сожалению, да. Очень многие свою темную душу прикрывают то речью, то песней, то манерами. Однажды я оказался среди артистов одного известного ансамбля. Молодые ребята своими песнями приводили в восторг публику. Каждый из них на сцене представлял собою олицетворение культуры и нравственности. Но потом, после спектакля, я наблюдал, как они разнузданно вели себя, как сквернословили, как хамили и грубили. И все песни, которые они пели на сцене о любви, о нежности, о жизни, о доброте и так далее, в моем сознании омрачались и теряли силу воздействия на мои чувства. Тогда я подумал: неужели публике все равно, кто исполняет «Аве Марию» - светлый или темный ангел? И возможно ли, чтобы талантливо исполненная песня была оторвана от души человека? Нет, такое невозможно, ибо действует закон: «Добрый человек из доброго сердца выносит доброе; злой человек из злого сердца выносит злое». Так вот, какие бы не были манеры, телодвижения, песни и танцы, в них обязательно отразятся светлые или темные душевные порывы исполнителя. Так вот, об Олимпиаде, Мари Ивановна! Восторг от танца пятнадцатилетней девочки Юлии Липницкой не покидает меня. Весь огромный дворец ликовал. Президент страны, стоя ей аплодировал. 

Она на ледяном поле сотворила невообразимую красоту, которая меня лично и воспитывает, и учит. Воспитывает потому, что чистит мою душу – я со слезами на глазах наблюдал, как она создавала образ мечты и устремленности. Учит потому, что я еще раз убеждаюсь: дети безграничны в своих возможностях, лишь бы были рядом с ними мудрые и добрые наставники. Потом она давала интервью, в котором я чувствовал ее скромность, сдержанность, искренность. Значит, заключаю я для себя, она в душе еще более прелестна, чем в танце, в ней нет зависти, нет гордыни, нет злобы, а есть духовно-нравственная красота. Этот кладезь станет источником ее восхождения и творческого фейерверка в жизни. Пожелаем ей, Мари Ивановна, чтобы она так и осталась в так называемом большом спорте чистой и прекрасной. Но вот я стал свидетелем такой картины при парном катании. Не буду называть фамилии спортсменов. Выступала последняя пара, которая претендовала на золотую медаль. Комментатор объяснил нам, что спортсменам сейчас нельзя ошибиться, они должны выполнить все четко, иначе могут проиграть. Наверно, это понимали сами фигуристы и, должно быть, сильно волновались. Ситуация сложилась так, что от их выступления зависела «судьба» другой пары, которая уже откаталась, но не набрала гарантированного количества баллов для второго места. Не думаю, что среди нескольких тысяч зрителей был хоть один, кто желал бы последним выступающим неудачу, кроме предыдущей пары. Но неудача их все же постигла и судьи, разумеется, это отразили в своих оценках. Таким образом, они проиграли, и зрители провожали их с сочувствием. Но как же приняла происшедшее предыдущая пара? Вот об этом хотел бы с Вами поговорить, Мари Ивановна. Видимо, не без причин оператор долго показывал на экране напарницу, которая прыгала от радости, обнимала рядом стоящих, махала руками, в общем, безумно радовалась тому, что их конкуренты провалились. Все сочувствовали, а она радовалась. Я понимаю: те проиграли, а она со своим партнером именно по этой причине оказалась впереди. Были бы мы с Вами их тренерами, Мари Ивановна, наверно, объяснили бы нашим воспитанникам, что в спорте так бывает: то проиграешь, то выиграешь, что делать; надо и то и другое принимать достойно, и не надо желать неудачи твоим «конкурентам», бурно радоваться тому, что именно их поражение, а не твое совершенное выступление, принесло тебе победу. Я понимаю, от олимпийских медалей зависит многое в жизни: слава, блага, продвижение. Но неужели ничего не зависит от того, что ты умеешь сочувствовать человеку в беде, или же оттого, что ты великодушный и благородный, а не падкий на олимпийские или другие медали, которые достались тебе из-за неудачи твоих соперников? Олимпийские игры, Мари Ивановна, вовсе не современные изобретения, они имеют античную историю, начатую в Греции. Тогда тоже кто-то плакал из-за своих поражений, а кто-то радовался своим победам. В литературе сохранилась притча, которая рассказывает о следующем. Во время одних таких соревнований среди присутствующих оказался некий прохожий старик, которого никто не знал. Он долго наблюдал, как и в чем соревнуются молодые люди, потом призвал их к себе и сказал: «Вы соревнуетесь в проявлении мощи разных частей вашего тела, но забыли о главной части». Спортсмены оглянулись. «О какой части мы забыли?» - спросили они. Старик ответил: «Это сердце. Соревнуйтесь в проявлении мощи сердца». Спортсмены не поняли, как можно проявить мощь сердца. Тогда он объяснил им: «Соревнуйтесь в проявлении великодушия». Спортсмены и это объяснение не поняли и не послушались старика. Однако, мы же с Вами понимаем, Мари Ивановна, как это было бы здорово, если бы античные греки уже тогда заложили бы в олимпийских играх традицию соревнования в мощи сердца! Хороши сочинские игры, но каковыми были бы они, если бы великодушие стало бы основой всех видов спорта. Мари Ивановна, скажите об этом Вашим знакомым тренерам, учителям физкультуры, родителям и, вообще, всем, кому это нужно.

16.02.2014 

Малая педагогика / Лист двадцать четвертый  

Был у меня один малюсенький, изящный  блокнотик в разноцветном кожаном переплете, коллеги подарили в Риге. В Латвии любят делать такие вещи. Сперва  хотел беречь его как сувенир, но потом решил вести в нем записи. Дал записям общее название: «Малая педагогика». Спустя несколько месяцев с первых записей блокнот  потерял. Мои способности находить утерянные вещи на этот раз не помогли. Но вот спустя 11 лет (я и забыл о нем) блокнотик как будто сам нашелся: за все прошедшее время он лежал на книжной полке перед моими глазами, но глаза его не видели, иногда брал в руки и перемещал на другую полочку, но руки его не узнавали. А на днях блокнотик говорит мне: «Узнай меня, в конце концов, я же твои мысли храню!». Я порадовался ему и своим утерянным мыслям под названием «Малая педагогика». 

О мыслетворчестве школьников

Учитель, когда Ребенок удивляет своим ответом, догадкой,  вопросом, идеей, открытием, отдай этому должное: прояви это удивление восхищением, радостью, гордостью за него. Ребенок должен почувствовать, как  ценит учитель полет мысли. Можно попросить его повторить свою мысль, а ты  размышляй  над ней вслух – пусть Ребенок увидит, как учитель старается разобраться в его мыслях.  Можно привлечь в этом поиске весь класс. Можно завести в классе специальную книгу, красочную,  назвать ее, скажем, «Жемчужины мысли»,  и записывать в ней всплески детского мыслетворчества. 

Валерия Гивиевна вернулась из школы радостно возбужденная и с порога начала мне рассказывать:  «Понимаешь, они на каждом уроке  меня чему-то учат, от меня чего-то требуют. Они вмешиваются в ходе урока и меняют мои намерения, подсказывают, как лучше. А сегодня Антон…». Она так много рассказывает о каждом своем ученике, что я всех их знаю. Сегодня она прочла детям книгу Эриха Распе о приключениях барона   Мюнхгаузена. Дети веселились и живо обсуждали  фантастические похождения барона. После того, как урок закончился, она собиралась уйти, но неожиданно ее остановил Антон.  «А  вы какое домашнее задание нам даете?» - спросил он. Валерия Гивиевна не была готова, что сказать, она забыла о домашнем задании. Но Антон и не ждал ответа, у него уже было готово свое предложение.  «Можно, мы как Эрих Распе  тоже будем фантастами, придумаем и напишем веселые истории?»  Валерия Гивиевна восхитилась. Она подозвала к себе мальчика и сказала: «Антон, ты сейчас мой учитель! Какую прекрасную идею ты нам подарил! Скажи еще, чтобы все услышали». Антон повторил  идею о домашнем задании. «Ну как, ребята, вы принимаете задание Антона?» Дети с радостью согласились. Валерия Гивиевна пожала руку  мальчику, сказала: «Спасибо тебе, Антон! Какой ты умный!» - и объявила, что следующий урок  будет посвящен чтению их фантастических рассказов.  Вечером она позвонила Антону домой. К телефону подошла мама, и Валерия Гивиевна  рассказала ей о методическом открытии Антона . «А что, если следующий урок будет вести Антон?.. Он же предложил тему урока?» - сказала она мне.   

 

О  судьбах новых понятий

Традиционная педагогика заигрывает с классической педагогикой, в недрах которой рождаются новые идеи и направления. Заигрывает  тем, что после длительной настороженной, критической и отрицающей паузы она неожиданно начинает захватывать  понятия,  в которых содержится суть нововведения, и начинает их провозглашать,  как будто сама их породила, как будто их родила ее связь с классической педагогикой  и, наконец, как будто сама и есть классическая педагогика, или же,  в крайнем случае, единственна наследница всех классиков. Но поступает с этими понятиями нечестно: во-первых, делает их  модными для себя;  во-вторых  же, выхолащивает их суть, закладывает в них свой обветшалый опыт и обобщения. Она, таким образом  объявляет  себя всегда готовой для обновления, даже матерью новых направлений. И получается ложная картина: новые понятия прикрывают  старые, обветшалые  мысли и практику.  Таким образом, новые понятия  для традиционной педагогики становятся  щитом против тех новых идей, которые они и должны были донести  до общественного сознания, но им не дали этого сделать.  Общественное сознание вводится в заблуждение: вроде бы педагогический процесс, судя по понятиям, обновился, но в действительности все стоит на том же привычном месте, на котором  стояло веками. 

Ярким примером такого отношения к классическому новому является отношение к понятию «развитие».  В 60-70-ых годах прошлого века,  утонченные психологи  Л.В.Занков,  Д.Б.Эльконин, совместно с  В.В Давыдовым, Б.И.Хачапуридзе (с которым  я сотрудничал), Г.С Костюк,  А.А.Люблинская и другие со своими коллективами созидали экспериментальные системы развивающего обучения, боролись за идеи развития в образовании, а традиционная педагогика  со всей своей официальной властью противостояла их экспериментам и понятию развития. Некоторые ученые даже пострадали в этой борьбе, а борьба порой принимала совсем нечестные формы.

В конце концов, в силу очевидности пользы развивающего обучения, оно официально было провозглашено как государственная идея. Вот тогда и началась мимикрия традиционной педагогики: она тут же преобразилась, назвала развитие своим родным понятием, объявила, что развивает, и будет развивать своих учеников. Но почему-то  в отношении развивающих систем обучения, которые были снабжены своим содержанием и методикой, она заняла позицию эксперта и обрекла их сложными для детей. На практике  обычному традиционному обучающему процессу теперь присваивают развивающий эффект, и получается, что все учителя разом и одним взмахом освоили новое направление.

Таким образом, школа «обновилась».

Но пусть школьные психологи, которые должны знать психологическую теорию развития, должны также знать, как чисто следовали смыслу развития названные мною выдающиеся психологи в своих экспериментальных поисках, проверят учителей: знают ли они, что есть развитие, на каких психологических  законах действует развивающее обучение. И тогда выявится печальная картина: все учителя хором будут говорить, что они, конечно, развивают своих учеников, но редко кто толком объяснит, что такое развитие, чем оно отличается от обучения. Многие учителя весьма наивно полагают, что  развитие школьников зависит от часто задаваемых  им вопросов:  почему, докажи, делай сам, кто быстрее  и т.п. Самостоятельные и контрольные работы для них суть развивающей методики.  А ведь весь этот каскад вопросов и заданий является обычным арсеналом авторитарного обучения, и он не то что способствует достижению развивающего эффекта,  но даже препятствует ему.

То же самое происходит с понятием  «личностный подход». После того, как психология утвердила значимость этого понятия для образовательного процесса, традиционная педагогика подхватила его, и получилось, что весь образовательный процесс уже полностью «ориентирован на личность школьника». Опять спросите у учителей: «Ориентирован ли ваш  образовательный процесс на личность ученика?», и обязательно получите утвердительный ответ. Если учитель задает вопрос конкретному ученику, проверяет его, дает ему наставления или что-либо в этом роде, тут же эти акты обрамляются понятием  «личностный подход». Но если зададите учителям  вопрос: что есть личность и чем отличается личностно ориентированный образовательный процесс от обычного процесса с индивидуальным подходом, учителя, как правило, будут заикаться  и,  в конце концов, выяснится, что обычный традиционный педагогический процесс просто переименован личностно ориентированным процессом.  

За последние 10-15 лет в моду традиционной педагогики начали входить классические  понятия: гуманность и гуманная педагогика, духовность и духовный гуманизм.  Защищаются огромное количество диссертаций по проблемам якобы гуманной педагогики, а по сути ведется перевод обычной традиционной  теории и практики в понятия  классические, то есть, гуманной педагогики. И скоро мы увидим, что, оказывается, школа полностью гуманизировалась  и что авторитаризм куда-то исчез, или его вовсе и не было. Но, конечно, это будет не так, понимание гуманности  в контексте традиционной педагогики не уйдет дальше смысла доброжелательности и ненасилия.  

Дело в том, что традиционная педагогика, вынашивая в себе силовой подход к детям в образовательном процессе, облачена светской властью,  она создает «официальную» точку зрения в отношении новых идей и направлений. Но  она  существует не сама по себе. Нас настораживает не то, что она закреплена в учебниках по педагогике и методических пособиях,  в учебниках для школьников, а в первую очередь то, что живет она и действует через армию учителей и воспитателей. Это они лелеют авторитарную педагогику, а мир методистов, который и есть «фильтр» для несущих новое педагогических понятий,  выхолащивает  такие понятия, заполняет их своими смыслами  и так направляет  их практикующим учителям…

О  целостности мыслеформы   

Сижу на уроке в пятом классе и наблюдаю, как учитель старается помочь  ученикам создать в себе целостное представление об одном литературном произведении и подвести их к пониманию его подтекста. У меня складывается следующая аналитическая картина.          

Учитель задает вопрос. Ученики подымают руки. Один отвечает  неправильно, ответы последующих  трех учеников тоже неправильные, не те, которых ожидает учитель. «Нет, нет…- говорит он и оглядывает детей, - Кто еще? Кто-кто?». Наконец, один из тридцати отвечает правильно. «Да-да, молодец!» - хвалит учитель и задает классу другой вопрос. После двух-трех неправильных ответов кто-то выдает правильный ответ.  «Умница!» - радуется учитель и задает третий вопрос и т.д.

Что же в таких случаях происходит?

Вопросы учителя направлены на постижение смысла произведения,  а ответы  детей – как правильные  и неправильные частицы этого целостного смысла.  Учитель отсеивает неправильные частицы, и собирает правильные. По какой схеме их надо собрать, знает только учитель.                                                                              

Но где эта целостная мыслеформа  складывается – в пространстве класса или в сознании каждого ученика?

Крупицы знаний (правильные ответы) можно рассматривать как мозаичные части целого. Но ведь эти части имеет не каждый? Кроме того, строительством целого заняты не дети, не каждый ребенок, а учитель.          

Как же будет создана целостная мыслеформа в сознании каждого ученика? Во-первых, у учеников нет схемы, по которой они бы смогли  каждый правильный ответ  вставить на свое место. Во-вторых, эти правильные ответы есть тоже не у всех, они у нескольких учеников, притом, у каждого – своя частица. Можно ли надеяться, что ответы, которые учитель одобряет, станут знаниями для всех остальных, особенно для тех, которые только что ошибались?          

Чтобы это так случилось, учителю нужно будет предпринимать специальные меры, с помощью которых неправильные ответы в сознании детей будут заменены правильными. Но быстротечная так называемая «фронтальная работа» не позволяет учителю заниматься этим делом. Значит, успех каждого ученика будет зависеть от того, насколько он сам внимателен, старателен,  увлечен и погружен в творческий поиск; насколько сам в состоянии свое искаженное знание заменить полным, правильным знанием (осмыслить и принять одобренные учителем ответы других учеников), или заполнить свое незнание через  ответы, которых учитель только что одобрил. Если же нет такого состояния, или же нет хотя бы воображаемого целого, то получится, что мыслеформа строится не в сознании каждого школьника, а в пространстве класса и в уме нескольких учеников. А большинство целостную идею не схватывает. Как будто общими усилиями открыли нечто, но это открытие не стало всеобщим достоянием, оно осталось в пространстве класса.  

В чем же выход?

Во-первых, до того, как объединенными усилиями  собирать крупицы знаний, учеников следует ориентировать на то, чего они ищут и что каждый должен сотворить в себе.    

Во-вторых,  вместо учительских оценок в виде «молодец, умница, правильно» и т.п., которые, кстати, вовсе ни есть оценка самой строящейся мыслеформы,  следует поощрять учеников, чтобы они сами обсуждали и оценивали собираемые ими мозаичные частицы.

В-третьих, учителю лучше выступать не в роли руководителя, который уже заранее знает искомую истину, а в роли равноправного с учениками искателя, который  тоже размышляет, «ошибается» и поправляет свои предположения.

В-четвертых,  все это должно быть сделано искусно, красиво, увлекательно.

Когда, наконец, будет  постигнуто целое,  будет найдена искомая мыслеформа, как сумма и синтез  воодушевленного всеобщего поиска, наступает апофеоз – восхищение и радость учителя и учеников. Восхищение красотой и мудростью мыслеформы,  которая стала общей собственностью, и радость за свои творческие возможности, за то, что смогли преодолеть трудность.

 

О природе

Знания о Природе следует давать детям, как правило, через саму Природу. Природа есть открытая книга и заменить  эту книгу книгой печатной и считать, что можно познать Природу в классной комнате, читая учебник и рассматривая  цветные рисунки – ошибка.

Я, конечно, понимаю, что всю Природу с ее многообразными проявлениями посмотреть и почувствовать непосредственно невозможно. Потому существуют рисунки, фотографии, фильмы, увлекательные рассказы. Разумеется, ими надо воспользоваться.

Но есть в среде доступная Природа, есть Природа, доступная через походы и экскурсии. Заключить эту Природу в учебниках и заточить в классной комнате  - вот это есть образовательное недоразумение.

Природа это – земля, горы, долины, пустыни, реки, озера, моря, океаны, леса, цветы, животные, птицы, рыбы,  насекомые, погода, запахи, воздух, небо, пространство… Природа это –  ветры, дожди, ливни, ураганы, наводнения, пожары, оползни, снега, ледяные покровы, извержения вулканов…  Природа это – восход и заход Солнца, луна и звезды, времена года…Природа это – шум, тишина, гармония, красота, любовь, ласка, радость…  Это – живая жизнь и источник жизни.  Природа это – сам человек. Она – беспредельность и вечность, творчество и многообразие, движение и восхождение.

Природа любит человека, и надо, чтобы человек тоже полюбил Природу. Единственный враг Природе – человек!

Школьники изучают Природу по печатным учебникам. Однако  сказано:  «Учите книгу мудрости, разлитой в явлениях жизни». Вот эта самая жизнь великой Природы остается для детей невидимой и непознанной. Зачем ребенку знать (и за это получать отметки, сдавать ЕГ), как выглядит еж, чем кормится, спит или не спит зимой, какое у него зрение и прочее, не видя живого ежа, не заботясь о нем, не любя его.

Я не знания о Природе опровергаю, а опровергаю мертвые знания. Природу надо не знать, этого мало,  а знать, любить и учиться у нее. Природа есть великая книга Мудрости. Что же нужно, чтобы учиться у Природы? Во-первых, надо понять, зачем нужно читать эту книгу, что она нам даст. Во-вторых, надо научиться её читать – нужно овладеть Азбукой Природы.                                                

В Азбуку Природы входят:  тишина и мелодия, гармония и красота, необходимость и соизмеримость,  цвет и запах, величие и простота, безграничность и многообразие, иерархия и единоначалие, движение и восхождение,  забота и предупреждение,  любовь и возмущение…

Проникновение в Азбуку  Природы поможет человеку развить в себе заботливую, нежную любовь  к ней, любовь с чувством признательности и ответственности, долга и преданности, удивления и восхищения. Но это не все. Сказано:  «Люди изучают жизнь муравьев и пчел,  а сами мудрыми не становятся». Читая великую книгу Природы, мы должны извлекать для себя уроки: как же нам жить, если она дает нам высшие законы жизни?

Нам нельзя идти против законов Природы, а надо нам жить в мире, согласии и гармонии с ней. Природа призывает нас к  духовному и нравственному совершенствованию, наполняет нас чувством благоговения перед Создателем, вселяет веру в свои возможности. Человек ни есть властелин Природы, но есть венец Природы. Человеческая гордыня перед Природой делает нас посмешищем во всей Вселенной.

Заточенные в классной комнате и печатной книге знания о природе в действительности отводят детей от самой Природы, рождают и развивают в них потребительское, эгоистическое отношение. «Что нам дает корова?» - спрашивает учитель, и дети отвечают: «Молоко, мясо, рога и копыта, кожу».  И так в отношении всей природы: что дает нам лес,  что дает  нам земля,  что дает река, море… То есть, рекламный шлягер «Бери от жизни (считай – от Природы, ото всех) все!» становится нормой для сознания. И весь разговор об экологии идет в пустую.

Не «что дает», а что мы сами даем матушке Природе, как ее любим, как заботимся о ней. Мы же, люди, искалечили ее, она больна, она страдает. Надо показать нашим школьникам  не только  девственную красоту Природы, но и язвы и шрамы, глубокие раны, причиненные ей людьми. Надо, чтобы они возмутились безалаберностью взрослых;  возмутились тому, что  убиваем животных, чтобы чучела их выставлять в кабинетах биологии и это называть наглядными пособиями…  

Дорогой Коллега, читающий  эту запись! Я прекращаю здесь свои суждения, мне больно… Если мои мысли созвучны с Вашими, давайте изменим мир, начиная со своего образовательного пространства и с воспитания своих учеников!  

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Студенческий Портал Гуманной Педагогики - http://student.gumannaja-pedagogika.ru/

Терапевтическое сообщество «Китеж» –посёлок в Калужской области: www.kitezh.org

"КИТЕЖ" приглашает волонтеров: http://www.kitezh.org/RUS/volunteer-program/the-trades-necessary-to-us.html

http://metapedagogika.ru/Современный этап развития цивилизации требует пересмотра культуры отношений взрослых к своим детям. Новое время требует

 универсальной ПЕДАГОГИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА – тоесть Метапедагогики. МЕТАПЕДАГОГИКА – это НЕ новая целостная теория, а условное название  практическихприемов, нравственных требований, и теоретических взглядов

 которыми пользуются приемные родители,учителя и психологи Китежа. (СНОСКА НА КИТЕЖ) Гипотеза - Ребенок уже приходит с неким маршрутом своейбудущей судьбы, который предопределяется от

рождения темпераментом,  скоростью и силой реакций,способностью набирать информацию, а также окружающими условиями.

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGoodMaxMan) > 

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории:http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ:

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ с участием Ш.А.АМОНАШВИЛИ - http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/master-klass/master-vystuplenija

СЕМИНАРЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/master-klass/master-seminary

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

        О Центре

        Интервью с Ш.А. Амонашвили

        Идеи Гуманной педагогики и их защита

        Конференции и семинары

        Вести из Центров Гуманной Педагогики

        Авторские программы

        Открытые уроки

        Статьи

        Презентации

        Классическое педагогическое наследие

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

НОВЫЕ ДЕТИ - http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» -http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе."Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.
Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» (перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Сайт Международного Центра Гуманной Педагогики: ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ http://www.gumannaja-pedagogika.ru/museum

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/

http://culture-into-life.ru/ - «Культуру в жизнь!»

 Презентация книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ (Книга «Учитель» написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению Ш.А.Амонашвили.)

НОВЫЕ ДЕТИ: http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

ПРОСТРАНСТВО ВАЛЕРИИ ГИВИЕВНЫ НИОРАДЗЕ, ч. 1 - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5qtytlj4-Y

http://www.inter-pedagogika.ru/ - Авторский сайт Ирины Хоменко для учителей и родителей. Педагогическаябиблиотека, фильмотека, игротека, форумы, биржа педагогического труда. Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.
Автору хотелось объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.

Дорогие коллеги, соратники по педагогическому делу!

В эти дни по доброй весенней ТРАДИЦИИ – усиливать наш СВЕТ – мы собираемся на УРОКАХ ДОБРОТЫ.

УРОКИ ДОБРОТЫ – наш сердечный отклик на СВЕТ и ДОБРО, которые дарит Миру УЧИТЕЛЬ Шалва Александрович Амонашвили.

Свои лучшие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ мы, взрослые, вместе с детьми и молодежью, являем в УРОКАХ ДОБРОТЫ.

Всем СЕРДЦЕМ и МЫСЛЬЮ мы ЕДИНЫ и СОЗВУЧНЫ в сердечном устремлении к СВЕТУ, в молитве к БОГУ, шлем СЕРДЕЧНЫЙ ОГОНЬ людям! СВЕТУ и ДОБРУ – БЫТЬ!!!

 Н.М.Новичкова, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», руководитель Ульяновского отделения Всероссийского центра гуманной педагогики

Департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской государственной администрации

Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики

Киевский городской и областной центры гуманной педагогики

Киевский городской дом учителя

Киевские Студии гуманной педагогики

Абонемент на 2013 - 2014 у. г.

Учитель!

Измени себя и мир претерпет изменения

«Никто из нас - учителей, воспитателей, родителей -

не является маленьким человеком,

от которого мало что зависит.

Не надо унижать себя,

ибо от нас зависит очень много:

мы являемся основной силой в мире образования,

и поэтому судьбы наших детей в наших руках»

/«Манифест гуманной педагогики»/

Руководители студий: Зинаида Хоменко, Игорь Эрметов

Гуманизация образования не является новым явлением для учителей. Новым является реализация принципов гуманности в сегодняшних условиях.

Современная школа - это школа так называемого переходного периода в жизни общества, характеризующеяся быстрым темпом изменений, кризисами, конкуренцией. Украина живет в последствиях трех кризисов - духовного, образовательного, экономического. Учителя являются профессионалами в области духовности и образования, поэтому и прилагать усилия стоит там, где мы имеем знания, умения, призвание.

Чтобы не сойти с тропы гуманного подхода к ученику, следует иметь четкий указатель. На данном этапе таким указателем для педагогов является Манифест гуманной педагогики. Каждая страница Манифеста, каждый абзац побуждает к работе над собой, мотивирует к самовозрастанию.

Создание Киевских Студий гуманной педагогики обусловлено потребностью объединения учителей г. Киева и Киевской области, которые стремятся вносить в свое ежедневное сотрудничество с учащимися идеи гуманной педагогики. Эти учителя убеждены, что обучению ребенка предшествует процесс воспитания, мировоззрение ребенка формируется с детства, а духовность является стержнем развития личности.

Студии - это реальная возможность систематически общаться, делиться опытом, расти профессионально и вдохновляться на бесконечную работу над собой, поддерживать свой ​​энтузиазм, заполнять свое сердце любовью и зажигать других.

Киевский городской дом учителя, г. Киев, ул. Владимирская, 57, ауд. № 103, нач. в 10-00, окон. в 13-00

15 марта 2014 г.

 «Гуманная педагогика направлена ​​на облагораживание души, сердца и ума Ребенка, а знания видятся как путь восхождения к цели»  «Манифест гуманной педагогики»/

Особенности общения учителя с современными учениками

А.В. Банит, кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник Института педагогического образования и образования взрослых АПН Украины

21-23 марта 2014 г.

Тринадцатые Международные Педагогические Чтения на тему «Учитель» в г. Тбилиси Грузия.

5 апреля 2014 г.

Семья Амонашвили. Истоки гуманной педагогики.

И.О.Эрметов, врач, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице -президент ВАГП, председатель Киевского городского центра ВАГП, Лауреат премии Кабинета Министров Украины, Рыцарь гуманной педагогики.

17 мая 2014 г.

«Самая большая трудность в создании гуманного образовательного мира находится внутри нас самих»  /«Манифест гуманной педагогики»/

«Сто советов учителю» В.А.Сухомлинского.

З.И.Хоменко, кандидат психологических наук, заместитель председателя Киевского городского центра ВАГП, научный консультант и практический психолог Финансового лицея г. Киева.

Департамент образования и науки, молодежи и спорта Львовской облгосадминистрации

Львовский областной институт последипломного педагогического образования

ГО «Львовский областной центр Гуманной Педагогики»

Центр творчества детей и юношества Галичины 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги, друзья! 

Во Львове состоится пятидневный авторский семинар (40 часов) Шалвы Александровича Амонашвили и Пааты Шалвовича Амонашвили 

Амонашвили Ш.А. - профессор, доктор психологических наук, академик РАО, академик АПСН, профессор Московского городского педагогического университета, иностранный член Национальной академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, Хмельницкого национального университета, почетный профессор Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Нефтекамского государственных университетов, Новосибирского, Челябинского, Самарского и других педагогических университетов; почетный президент Международного Центра гуманной педагогики, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства», лауреат премии Правительства РФ; награжден медалями К.Д Ушинского, «Учитель Великой России», золотой медалью им. Л.Н. Толстого от Международной Ассоциации Детских Фондов, орденом Буратино от творческого объединения «Настоящие друзья Буратино». 

Амонашвили П.Ш. - президент Международного Центра Гуманной Педагогики, писатель, социолог, руководитель детской художественной студии «Басти-Бубу», научный руководитель детского сада «Басти-Бубу» (Тбилиси, Грузия). 

Вы педагог с тридцатилетним стажем работы и уверены, что никто ничем в области образования Вас уже не удивит?.. А Вы считаете, что сложность работы с современными детьми происходит только от неумения или нежелания родителей подготовить своего ребенка к школе или саду?.. Вы привыкли, что семинар – это преимущественно сухое, приправленное научной терминологией, изложение закоснелых догм авторитарной педагогики?.. А Вы знакомы с Манифестом гуманной педагогики?.. А Вы слышали, чтобы о методах, приемах и способах организации учебно-воспитательного процесса говорили языком сердца?.. Вам хочется, чтобы Ваш родной Ребенок рос в атмосфере гуманной педагогики?.. А Вы задумывались над тем, для чего рождаются дети? Чтобы мы их воспитывали и делали такими, как мы сами? 

На все эти и много других вопросов педагогической современности Вы получите ответы от самого автора гуманно-личностного подхода Ш.А. Амонашвили, получите возможность вынести на обсуждение свой наболевший вопрос, пообщаться в кругу коллег, ознакомиться с новинками книжного рынка, приобрести методические разработки для работы. 

Семинар – уникальная возможность стать непосредственным участником разговора с теоретиком и практиком гуманного образования, чьи книги уже вошли в сокровищницу мировой педагогической классики. 

К участию в нем приглашаем руководителей и педагогов всех категорий средних общеобразовательных учебных и дошкольных учреждений, практических психологов, работников учреждений внешкольного образования, преподавателей высших учебных заведений и институтов последипломного образования, студентов педагогических и психологических факультетов вузов, методистов рай(гор)методкабинетов, медицинских и библиотечных работников, методистов информационно-методических центров образования, работников культуры, родителей и всех желающих, кого волнует состояние и будущее современного образования. 

«Если гуманная педагогика в учителя входит, она начинает в нем жить! Но без учителя гуманная педагогика – мертва!.. Учитель должен стать героем духа – иного выхода нет», - считает Ш.А. Амонашвили. Только герои духа смогут взлелеять нацию, которая займет достойное место в мировом сообществе! 

- Дети, дети! Куда вы нас тащите?

- К свету!

- А где он?

- Мы вам дорогу укажем!

- Это далеко? Может, не надо?..

- Идите за нами, нужно спешить, пока не настала тьма!..

(Ш. Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры») 

«Гуманная педагогика – это большой алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может им помочь» (Ш. Амонашвили). Каждый из нас выбирает сам для себя: быть сотрудником Бога на Земле, помогая раскрыть в каждом Ребенке образ Творца, или просто ходить на работу для зарабатывания денег… 

Условия участия в семинаре 

Семинар состоится с 28 марта по 1 апреля 2014 г. по адресу: г.Львов, ул.Вахнянина, 29. 

Регистрация участников семинара ежедневно с 9-00 до 10-00. 

Оргвзнос - 50 грн. в день. Для студентов – 25 грн. в день. 

Оргвзнос можно сделать в момент регистрации. Оплату могут сделать как физические, так и юридические лица. 

Участники семинара получат именной сертификат, подписанный Ш.А. Амонашвили, с указанием количества часов. 

Проезд, проживание и питание участников семинара осуществляется за счет командирующей стороны или за свой счет. Вопрос проживания решается во время регистрации при условии предварительного заказа в заявке. 

Заявки на участие в семинаре принимаются до 12.03.2014 (форма прилагается); направлять по адресу: valmatvash@gmail/com . 

Координатор подготовки к семинару: Матяшук Валентина Петровна, тел. 067-855-43-23. 

«Нашему образовательному пространству не хватает Света именно Вашего Сердца и Разума» (Манифест гуманной педагогики) 

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ 

Фамилия, имя, отчество____________________________________________ 

Должность_______________________________________________________ 

Место работы (обучения)___________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

Ученая степень ___________________________________________________ 

Количество дней посещения семинара________________________________ 

Даты личного посещения семинара__________________________________ 

Нужен ли сертификат______________________________________________ 

Потребность в месте проживания____________________________________ 

Телефон__________________________________________________________

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное