← Декабрь 2013 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Идеи Космизма
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Идеи Космизма 124 2013-12-27 18:10 Добрый день Вам, Друзья - со-путники! В данном выпуске помещен доклады Ш.А.Амонашвили «Идеи космизма в
педагогическом сознании» и М.Н.Чирятьева «Одухотворенное зание – источник науки
будущего». Изменить свое мышление очень непросто. Однако, время приходит.
Земля, Солнечная Система и вся наша галактика Млечный путь находятся в процессе
изменения. Начать мыслить планетарно, космически – завет сегодняшних дней!
Внимательно присматриваться и прислушиваться к себе, своему внутреннему
человеку, тому беспрерывному индивидуальному ментальному потоку, который постоянно
идет через каждого из нас, отмечать идущие ментальные импульсы, учиться их
корректировать и замещать на позитивные, светлые идеи, чувствовать наше
Единство со Вселенной, биение единого сердца, наблюдать космический пульс и его
проявления в мире природы и человеческого сообщества, мыслить на основе синтеза,
делать собственные выводы, прилагать в жизни каждого дня. Все это и многое
другое нужно внедрять в сознание и сущность собственного я с регулярным усилием
Волевого аспекта. Самосовершенствование – это тяжелый, но радостный труд.
Другого пути у нас просто нет. «Поверьте мне, это очень,
очень тяжело – открывать людям новые вещи, давать им великие идеи. Еще тяжелее
опрокидывать старые предрассудки, которые погребают под своими развалинами. Это
очень, очень тяжело! Насколько легче умереть! Со всем образованием, кажется,
люди начинают дрожать в темноте, старые нянькины сказки просыпаются в их
мозгах, и они повсюду видят призраки… Никто не верит слепо в знания. Вы видели
когда-нибудь слепо верящего обладателя знания? В знании мы только открываем
то, что до времени закрыто в нас. Оно всегда здесь, с нами, потому что это сам
Господь Бог. Прошлое, настоящее и будущее знание – все существует сразу вместе
в нас. Мы раскрываем его, и все. Все это знание – это сам Господь.»/Свами
Вивекананда, индийский мыслитель и общественный деятель/ В разделе «Новости и ссылки»
смотрите ссылки на галереи,
библиотеки, другие интересные ресурсы, ссылки на сайт МЕТАПЕДАГОГИКИ Д.В.Морозова и терапевтического сообщества и
общины приёмных семей «КИТЕЖ», страницу видеоматериалов с участием Ш.А.Амонашвили, сайт научно-просветительского
педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», читайте новости на сайтах
центров гуманной педагогики, а также удивительные афоризмы 8 летней девочки, Сони Шаталовой, страдающей аутизмом, и полную
программу абонемента Киевских студий гуманной педагогики на период с декабря Поздравляю читателей рассылки с наступающим Новым 2014 годом! Искренне
желаю Вам Счастья, Радости, Здоровья, Любви, Мудрости и стремления к
самосовершенствованию! Идеи космизма в педагогическом
сознании * Амонашвили Шалва
Александрович, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического
университета, руководитель Международного Центра гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов, Москва В своем
развитии сознание человечества прошло через три вида мышления – это
мифологическое, религиозное и научное. Точнее, прошло через два первых вида,
находится в конце третьего сейчас и на подходе четвертый вид – космическое
мышление. Каждый вид мышления имеет свои особенности, культуру, эпоху
зарождения и становления. Каждый вид сознания формировался в недрах предыдущего
мышления. У мифологического сознания мы не находим «опоры» в виде предыдущего
мышления, в котором оно зарождалось, или, по крайней мере, мы об этом не знаем.
С другой стороны, мифологическое сознание оказалось наиболее универсальным по
сравнению с религиозным и научным. В этом состоит одна из его загадок. «В
этом парадоксе, – говорит Л.В.Шапошникова, – нарушена культурно-историческая
логика настолько, что в пределах земной информации мы не можем получить ему
объяснения. Все в мифологии удивительно и неправдоподобно. Ее герои действуют в
обстоятельствах, где время и пространство иные, а сами эти герои обладают
качествами, не присущими земному человеку. Тексты метанаучных знаний наводят
нас на мысль, что источником земной мифологии был Космос, где мы находим миры с
более тонкой структурой материи и более высоких измерений, чем наш плотный мир.
Иными словами, изначальная мифологическая информация является космической
информацией, пришедшей на Землю из инобытия и заложившей, таким образом,
фундаментальные наши знания и основные виды мышления, развившиеся потом из той
же мифологии»[1]. На
рубеже XIX–XX веков в России произошла Духовная революция, в ходе которой стало
активно формироваться новое мышление. Оно основывалось на космическом
мировоззрении. В этом процессе участвовали выдающиеся ученые: К.Э.Циолковский,
И.В.Вернадский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский; философы Серебряного века
В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, а также крупнейшие художники,
музыканты, поэты: Ф.Тютчев, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Ю.Балтрушайтис,
К.Бальмонт, М.Цветаева, Вяч.Иванов, Д.Мережковский, А.Скрябин, Н.Рерих,
М.Чюрлёнис, А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, М.Врубель, М.Добужинский, К. Духовная
революция XX века, в пространстве которой складывалось новое мышление
космического мироощущения, несла в себе тенденцию к синтезу научного и
вненаучного способов познания. Наиболее яркое выражение эта тенденция получила
в трудах философов Серебряного века, а также педагогов-новаторов, передовых
представителей искусства и религии, рассматривавших проблемы культурно-духовной
эволюции человека. Гениальный
ученый, многоопытный педагог К.Э.Циолковский в провинциальной Калуге писал и
говорил своим ученикам о «необходимости космической точки зрения», о
«космической философии», об одухотворенном Космосе, разумных силах в нем,
необоримой воле Вселенной, иерархии высокоразвитых существ, о бесконечности. В
письме к А.М.Горькому в сентябре 1932 года он написал: «Я пишу ряд очерков,
легких для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание Вселенной и
философии, основанной на этом понимании. Вы скажете, что все это известно.
Известно, но не проникло в массы. Не только в них, но в интеллигентные и
научные массы»[2]. Космизм
– многофункциональное понятие, однако в научном обиходе оно имеет семантику
только материалистического содержания. Наука исследует Космос с древних времен
и строит свои взгляды о нем, опираясь только на видимую его часть, на те
реалии, которые подтверждаются с помощью сложных расчетов. В силу этого мы
знаем об объектах Космоса, которые не воспринимаются обычными органами чувств.
Их регистрируют, фиксируют сложные аппараты или математические расчеты. Мы
многое знаем теперь о строении отдельных планет, о химических элементах, присутствующих
на них, о биосферах и т. п. Мы знаем – и наука это подтверждает, – что в
Космосе все взаимосвязано, подвержено действию космических лучей, что нашу
планету пронизывают космические частицы, которым иногда ученые не находят
названия. Влияние небесных тел на нашу планету – до такой степени очевидный
факт, что это находит отражение даже в нашем бытовом сознании. «Космос лепит
нашу планету» – этот тезис не опровергается наукою. Нет ничего на Земле, в
сотворении чего не участвовал бы Космос. Космос изначально и навсегда включен в
развитие и эволюцию земной жизни во всех ее проявлениях. Отсюда вытекает вывод
о полной зависимости планеты Земля от действия космических сил. Потому можно
сказать, и это не будет нарушением принципов науки, что Космос – родина
человечества, а планета Земля – общий дом людей. Научные
знания о Космосе, научные гипотезы, вытекающие из этих знаний или из
материалистического склада допущений, составляют сумму той части Космоса,
которая в духовно-философской литературе иногда определяется как проявленный
Космос. Разумеется, рядом с понятием «проявленный Космос» мыслится
существование еще не проявленной части Космоса. Для науки эти понятия как-то
неестественны, ибо нет ответа на вопрос: кем проявляется Космос и почему этот
«кто-то» держит часть Космоса не проявленной? То есть наука боится оказаться
перед научно не обнаруживаемой силой, которую называют Творцом, Абсолютом,
Богом. Потому материалистическая наука понятия «проявленный» и «не проявленный»
подменяет удобными для себя понятиями: познанный и непознанный еще Космос. К
сожалению, не существует полного исследования того, как величайшие мыслители
планеты, от которых зависит многое в развитии нашего сознания и уровня
цивилизации, сочетали, синтезировали в себе духовное и материальное. Приведу
только несколько высказываний. Томас
Эдисон: «Величайшее мое уважение и восхищение всем инженерам, особенно же
самому великому из них – Богу». Макс Планк: «Религия и естествознание нуждаются
в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а
для естествознания – в конце». Макс
Берн: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает
человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди». Антуан
Анри Беккерель: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». Альберт
Эйнштейн: «Знать, что существует скрытая реальность, которая открывается нам
как высшая мудрость и блистательная красота, знать и ощущать это – вот ядро
истинной религиозности». Подобных
примеров можно привести огромное число. Назовем еще одно имя – Владимир
Иванович Вернадский. Вот что он записал в своем дневнике в 1928 году: «Жизнь
человека со стороны может и должна представляться – в нашем современном ее
научном понимании – как бы аналогичной жизни другого организма. Даже учитывая
исключительное планетное значение человеческой мысли и сознания, как это
вскрывает нам с такой яркостью геохимия, такое решение мировой загадки
оставляет чувство неудовлетворенности. Из всех решений, может быть, наиболее
глубокое решение метемпсихоза в его буддийском решении – с боготворчеством
путем постепенного возвышения поколений – отдельных из них личностей – к
сверхчеловеческому состоянию. Но это состояние, очевидно, намечается и с ходом
планетного времени»[3]. Эти
мыслители не видят противоречия в том, что идеи космизма могут быть рассмотрены
не только с материалистической точки зрения, но и с духовной. И если
материалистическая наука исходным и конечным будет считать только знания,
подвергающиеся опыту и логике, то она тем самым обескровит себя. Материалистическая
наука действительно накопила огромные знания о Космосе и подвела человечество к
освоению Космоса. В образовательный мир, как и в любую другую сферу
человеческой жизни, эти знания и идеи проникают беспрепятственно и, конечно,
влияют на развитие сознания и практики педагогов. И потому, говоря об идеях
космизма в образовании, было бы неверно затронуть лишь вопросы содержания
обучения – программ, учебников, учебных планов. Дело, конечно, важное, но
недостаточное. Знания
имеют два источника. Один источник – это реальный мир, который поддается познанию
через опыт. Но другим источником, не менее важным, является вера. Она порождает
знания духовные и влияет на жизнь людей не менее сильно. Знания эти не
подвергаются испытаниям, но истинность их открывается человеку через
духовность. Чтобы
получить обновленное сознание, «нужно научиться допускать, это первое условие
для развития сознания»[4], – говорится в Живой Этике. Через
допущение постулата духовного мы можем обнаружить целый свод нескончаемых идей
космизма, которые помогут нам по-новому взглянуть на разные сферы нашей жизни,
в том числе на образование. Такое допущение дает импульс к обновлению
педагогического сознания. Материалистические
знания в педагогике называются реальными знаниями. Вот что пишет известный
мыслитель В.В.Розанов по поводу значения этих знаний в становлении личности
подрастающего человека: «Образование реальное не воспитательно; будучи даваемо
с отроческих лет и до поры возмужалости, оно, конечно, неизмеримо увеличивает
количество содержащегося в душе, но замечательно, что оно почти не изменяет при
этом самой души, не утончает ее требований, не возвышает ее стремлений, не
делает ее более чуткой или отзывчивой при восприятии». И
вот как эта мысль дополняется мыслью Альберта Эйнштейна: «Настоящая проблема
лежит в сердце и мыслях человека. Это не относящаяся к физике проблема, но
этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа
из человека. Что нас пугает – это не сила атомной бомбы, но сила злости
человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки». В
педагогическом сознании и образовании недостает опоры на веру и на знания,
порождаемые верой. А вера есть аспект всеобщности, космичности, аспект
Вселенского Разума, Творца, Абсолюта, Бога. Опора для нравственности – не
столько реальные знания, пусть самые высшие, глубинные, космические, но в
первую очередь самые высшие и вытекающие из них идеи, принципы, нормы жизни.
Познание и эволюция, опирающиеся на синтез реальных и духовных знаний, лучшим
образом помогут человеку в определении пути совершенствования личности. Аспекты
духовности и веры нами мыслятся как составные части семантики космизма.
Хранилищем этих идей являются религиозные и духовно-философские учения,
генератором – Высшие Источники. Попытаемся
обозначить некоторые из этих идей, которые имеют, по моему убеждению, особое
значение для обновления педагогического сознания и образовательной практики
(можно сказать: для возвышения их до уровня классической педагогики). Первая
идея. Человеческая сущность – это вечная космическая действительность.
Каждый из нас несет в себе вечность Вселенной и в будущем станет участвовать в
жизнедеятельности Космоса. Космос есть живая жизнь, и он продолжает строиться.
А строят его Сущности, достигшие высшего развития, – Высшие Учителя, Иерархия Света,
– под руководством Создателя Всего. К земной жизни следует отнестись как к
великой школе, которая готовит нас стать соучастниками созидания Вселенной. В
чем состоит главная цель жизни? Набрать опыт мышления, созидания и творчества,
опыт познания, выработать волю, совершенствовать свой духовный мир и силы и
способствовать другим в том же устремлении. В этом смысле, полагаю, можно
понять заповедь Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш
Небесный» (Мф., 5:48). Вторая
идея. Признать существование Надземного Мира, Мира Тонкого, Высших Миров,
признать существование Высшей Творящей Силы. Такое признание есть важное
условие расширения сознания. Иногда думают, что расширение сознания означает
устремленность к многознанию. В процессе материалистического познания сознание
не расширяется, но углубляется. Расширенное сознание вмещает в себя как единое
два плана бытия – материальный и духовный. Оно не противопоставляет их друг
другу, а объясняет всякое проявление через их взаимодействие. Признание Мира
Тонкого, духовного можно назвать четвертой мерностью мышления, наряду с уже
известными материалистическому сознанию тремя измерениями. Эта мерность, –
самая чудная мерность, говорится в Живой Этике, – открывает перед человечеством
и каждым человеком новые пути совершенствования. Третья
идея. Вместить в сознание представление о вечности жизни, о бессмертии, о
смене личной жизни через воплощения и перевоплощения. Понимать рождение и
смерть как цепь, череду форм жизни, – как путь совершенствования духа. Отсюда
тезис – нет смерти, есть только переход из одной формы жизни в другую (смерть
как «стрижка волос»). Космос – вечное явление, и Он создает вечные ценности. Он
не может допустить окончательную смерть, ибо тем самым обречет на смерть самого
себя. Четвертая
идея. Мысль есть творящая сила – мысль созидает, и мысль разрушает.
Человек есть генератор мыслей, и ежеминутно он заселяет пространство огромным
количеством мыслей, мыслеформ, мыслеобразов. Мысль, как детище духа, наделена
качествами духа, но имеет свою специфическую жизнь. Рожденная человеком мысль
начинает жить в пространстве вне времени и вне расстояния, она объединяется с
подобными себе мыслями и по законам Космоса начинает влиять на духовный и
материальный миры. По тем же законам она возвращается в сообществе уже
существующих подобных мыслей. Отсюда наша космическая ответственность за свой
образ мышления, за качество мыслей, рождаемых каждым человеком. Добромыслие,
прекрасномыслие, ясномыслие, устремленность мышления к Высшим Мирам придают
нашим мыслям достойные для человека качества и способствуют восхождению духа.
Но есть мысли, которые оскверняют дух. Нас предупреждают об особой опасности
появления «саранчи мыслей», «бродячих мыслей». Идея
о творящей силе мысли может радикально изменить многие аспекты образования. В
частности, позволяет осознать, насколько необходимо развивать, выращивать,
воспитывать у молодого поколения чувство любви, дружества, сочувствия и
сопереживания, терпения, сорадости и сострадания, помощи и т.д. Развивать
устремленность к благу, к творчеству, к созиданию прекрасного. Все эти начала
суть истоки качества мыслей и образа мышления. Пятая
идея. Принять и понять закон причин и следствий. Мы в земной жизни
пожинаем следствия тех причин, которые породили сами в прошлом, и сеем новые
причины, которые в будущем породят новые следствия. Таким образом, человек сам
творит условия своей жизни, становится хозяином своей судьбы. Знание закона
причин и следствий поможет строить жизнь так, чтобы исключить отрицательные
причины и тем самым созидать будущее. Эта идея связана со следующей. Шестая
идея. Человеку дается путь эволюции и совершенствования, но дается и
свободная воля – право выбора. Какие он сделает выборы в жизни? От чего
отойдет, к чему устремится? В свободном выборе и заключены источники будущей
судьбы. Мы должны понять, что в Мироздании абсолютной свободы не существует,
все взаимосвязано, одно предопределяет другое. Потому в Новом Завете сказано:
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8:32). Познание истины
как свободы поможет нам проявлять мудрую волю в выборе жизненных целей и задач,
личностных устремлений; научит нас мудрому творящему терпению. Сказано:
«Радость есть особая мудрость»[5]. Владея этой мудростью, человек сможет
ограничивать себя там, где радость мнимая. Седьмая
идея. Стремиться к сотрудничеству с Высшим Миром. Земля имеет своих
Учителей, Космических Строителей. Они несут ответственность за эволюционный
путь человечества. Сотрудничество с Учителями есть одно из важнейших проявлений
познанной истины. Закон свободного выбора ставит наше сотрудничество с
Учителями в зависимость от нашей воли. Учителя не могут принуждать, они
предлагают, советуют, указывают, зовут, уговаривают, дают знания. Человек
должен освободиться от гордыни, от самости и устремиться к сотрудничеству. Это
значит, в первую очередь, что нам следует обратиться к чистым, святым
источникам, которые даются Свыше: Святые Писания, духовно-философские учения,
образы жизней святых и подвижников. Все
сказанное далеко не исчерпывает кладезь космических идей, имеющих особое
значение для образования подрастающего поколения. Среди них могут быть названы
также: закон прекрасного, закон эволюционного восхождения, химизм любви,
чувствознание и т.д. Идеи космизма применительно к образованию нуждаются также
в иерархическом выстраивании. Какие
мы можем сделать выводы? Космические
идеи, истекающие из источника веры в Высшую Творящую Силу, ставят перед
образованием, по нашему представлению, следующий круг проблем и задач,
предопределяющих уровень современного педагогического сознания: –
развивать в молодом поколении веру в Высшую Силу. Вера есть созидатель
личности, и ребенок рождается с чувством веры; –
воспитывать ответственность за свои мысли, развивать в детях добромыслие,
прекрасномыслие, любовномыслие; –
воспитывать чувство и понимание суровости долга перед Космосом и перед
человечеством; –
расширять сознание через принятие Мира Надземного – Тонкого Мира, Духовного
Мира, Высших Миров; –
зарождать устремление к сотрудничеству с Высшими Мирами; – воспитывать
сердце как свыше данный орган; –
развивать чувствознание и интуицию как способы сотрудничества с Тонким Миром и
получения знаний; –
развивать чувство совести как мерила истинности и выбора пути, мерила поступков
и образа жизни; –
обращать внимание молодежи на предназначение каждого человека, на необходимость
служения своему предназначению; –
«заговорить о духовном», о вечном, об эволюциях, о Дальних Мирах, о Строителях
Космоса, о Творце, о Боге; –
отводить подрастающее поколение от разрушительного влияния чувства
собственности; –
защищать детей от влияния дурных общественных проявлений (дурные зрелища,
сквернословие, развращающие книги и т.п.); –
развивать умение смотреть на вещи, явления, людей и самого себя, на звездное
небо, на все – через синтез материального и духовного. Эти
и подобного рода проблемы, сформулированные как педагогические задачи, и вообще
духовное зрение в образовательном мире будут способствовать обновлению
педагогического сознания. Ведь вся высшая педагогическая классика зиждется на
допущении «чýдной мерности», потому в ней хранятся вечные истины воспитания.
Духовное зрение поможет педагогическому сознанию создать возвышенный взгляд на
ребенка, на его духовные силы и предназначение, внести достойную содержательную
струю духовности в изучаемые науки, переоценить методы воспитания и нацелить их
на раскрытие духовно-естественной природы каждого ребенка, отойти от
авторитаризма и принуждения в образовательном процессе, выявить новые, наиболее
важные стороны образования, открыть духовные аспекты понятийной базы и т.д. и
т.п. По нашему убеждению, это будет восхождение педагогики – как науки духовной
и образовательной практики – по пути к духовности, к возрождению классических
педагогических ценностей в новом космическом качестве. *
* * * Перспективы и направления
развития науки начала ХХI века // Материалы 6-ой Международной
научно-практической конференции). - Севастополь: СевНТУ, 2005. - С. 8–15. Опубликовано: Электронная
библиотека МЦР - http://lib.roerich-museum.ru/node/1252____________________________________ [1] Космическое
мировоззрение – новое мышление XXI века // Материалы Международной
научно-общественной конференции. В 3 т. Том 1. - М.: МЦР, 2004. - С. 56. [2] Циолковский К.Э.
Очерки о Вселенной / Изд. 2-е, доп. - Калуга: Золотая аллея, 2001. - С. 381. [3] Вернадский В.И.
Жизнеописание / Избр. труды. Воспом. современников. Суждения потомков.- М.:
1993. - С. 225. [4] Агни Йога, 255. [5] Община (Рига.
1926), 163. М.Н.ЧИРЯТЬЕВ, Знание превыше всего.
Каждый, кто принес частицу знания, Учение Живой Этики.
АУМ Моя Книга Знания
находится в твоем владении. Книга эта Е.И.Рерих.
Космологические записи К Свету
Знания, посылаемого Учителями, возможно приобщиться и воспринять его в такой
степени, в какой прошлым опытом зажжен свет внутри познающего. Усиленный
внутренним устремлением духа огонь Знания будет расти и питать
совершенствование человека и общества. Будущая
наука, созидающаяся на духовном синтезе накопленных за века лучших достижениях
мысли и творческих исследованиях, обязательно должна будет изучать природу
внутреннего человека, его скрытых сил и способностей. Прав был
Гете, сказав: «Когда б не солнечным был глаз, / Не мог бы солнце он увидеть»
[1]. Так и душа не могла бы узреть Бога, если бы сама не была божественна. Эти
взгляды созвучны мысли Е.И.Рерих: «Изучение всей синтетической сущности
человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Космоса» [2, с.
272]. Космический
Закон связи микрокосма с макрокосмом проявляется на разных уровнях организации
сфер жизнедеятельности человека и Космоса. Потоки вещества и энергий с их
постоянным обменом и преобразованиями обеспечивают эти взаимосвязи. Учение
Живой Этики, обращая внимание на эволюционную значимость изучения и понимания
свойств психической энергии, дает Знания, обогащающие и обобщающие предыдущие
представления об этом понятии, которое встречается с древнейших времен у разных
народов под разными названиями. Именно эта Всеначальная энергия («великий АУМ»
и жизненная сила) является основным условием реализации множества процессов,
связующих Космос, планету с ее биосферно-ноосферной целостностью и человека. В.И.Вернадский
делает первую грандиозную попытку ввести понятие этой всесвязующей энергии,
которую он назвал биогеохимической, в научное понимание макромира. Еще в 1920-х
годах он считал, что «вещество биосферы пронизано энергией, источник которой
располагается за пределами биосферы в космическом пространстве. По существу,
биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая
трансформаторами, переводящими космические излучения в действительную земную
энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.» [3]. Можно
еще уточнить, что вся Биосфера «покрыта трансформаторами» живого вещества,
преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, какие силы
их объединяют, каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой стимул,
магнит толкает волну множества жизней на новые проявления? С этими вопросами
ученый обращался к мыслителям прошлого, к истории религии. Известный буддолог,
друг В.И.Вернадского, Ф.И.Щербатской так отвечал ему в одном из писем: «То, что
Вам нужно, т[o] e[сть] “биохимическая энергия”, вероятно, соответствовала бы
индийскому понятию о карме; это всеобщая пружина бытия, Бергсоновской elon
vital» [4]. Согласно
древней мудрости Востока, открываемой Учителями человечества, наследованной и
развитой Е.П.Блаватской и Рерихами, все сущее насыщено Космическим Огнем, его
неистощимой и вездесущей мощью зарождаются все творения. Трансцендентальное
единство космических огненных энергий в сокровенных Учениях выражено Фохатом –
космическим электричеством, Мостом, связующим Дух с Материей, Мир желаний
(энергию Камы, которая в космическом масштабе предстает как движущая сила всей
Природы) с Миром разума (с планом Манаса, обителью высшего «Я» в человеке или с
его соответствием на Космическом высшем плане – Вселенском Разуме – Махате). По
этому искрящемуся грануляцией Первичной Материи Мосту высшие бесконечные силы
изливают в конечный мир возрождающую живительную Энергию, Свет преобразующих
его Знаний, воплощают Мысли Надземные, а сознания людей, очистивших желания,
магнитносозвучные с Волей Фохата, поднимаются в Мир Божественный. Но изза
эгоизма, искажений и невежественного своеволия людей многие фохатические искры
остаются неоплодотворенными [5, 268]. Фохат питает психическую энергию, и от
сохранности Моста Фохата зависит эволюция всего сущего – людей, Космоса, высших
сущностей [6, с. 200–202]. В
проявлении Огня психическая энергия (или Прана – дыхание жизни)
дифференцируется на космический магнетизм, свет, тепло, притяжение,
электричество, звук, сцепление. Психическая единоначальная энергия начинает все
более постигаться как основная жизненная сила Бытия, представляющая собой
космический пространственный Огонь, пропущенный через сознание. Елена
Ивановна Рерих писала: «Итак, психическая энергия есть Дух Святой. Психическая
энергия есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных
излучений. Психическая энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе
постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во
всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии» [7, с. 148]. Таким
образом, психическая энергия при внутренней готовности к ее овладению и
использованию в целях эволюции становится силой, обеспечивающей внутренний рост
и развитие микрокосма, эта же энергия преображает и макрокосм. Человек способен
сознательно нагнетать жизненный огонь, который благодаря мысленному,
чувственному и физическому труду может преображать материальный мир. Чтобы
процесс был созидательным, а не разрушительным, нагнетение этой мощи требует
развития таких качеств сознания для ее овладения и управления, как
соизмеримость, выдержка, терпимость, самообладание и др. Эти
качества вырабатываются благодаря жизненному опыту, а их применение для
эволюционных целей овладения высокими энергиями подобно искусству, ибо требует
знаний, развития творческих способностей и утонченности сознания. Такой земной
свободный и светоносный труд выявляет и совершенствует энергии микрокосма,
которые, утончаясь и одухотворяясь, возвышают и эволюционно преобразуют земную
материю разных планов. Знания,
даваемые Великими Учителями, равнозначны Свету, озаряющему пути восхождения
устремленного духа, который в этом Свете старается жить и преодолевать земные
ограничения материи. Сознание обыденное, скованное привычками и предрассудками
земной обусловленности, будет связано внешними затемнениями и искажениями.
Способность к преобразованию более грубых состояний материи в более духовные и
утонченные, к выявлению ее энергетической природы определяет пути эволюции
живых систем от минералов до планет и звезд. Через микрокосм человека проходят
и преобразуются им материальные и энергетические потоки жизнедеятельности
биосферы и ноосферы. Социальные общности, культурная деятельность, как и все
косное и живое вещество, подчинены тем же законам утончения состояний. Это
получило аргументированное обоснование в трудах В.И.Вернадского, который
считал, что высшей формой биогеохимической энергии является энергия
человеческой культуры: «Создание на нашей планете культурной биогеохимической
энергии является основным фактом в ее геологической истории. Оно подготовлялось
в течение всего геологического времени. Основным, решающим процессом здесь
является максимальное проявление человеческого разума. Но по существу это
неразрывно связано со всей биогеохимической энергией живого вещества» [8, с.
128]. Носителями и выразителями этой энергии являются люди: «В мире реально
существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль,
проявляющие научное творчество – духовную энергию» [9, с. 233]. Продукты
переработки материи – следы слоев былых биосфер, оставленные оболочки – одеяния
тел разной степени утонченности становятся «почвой» для укоренения и
взращивания новых циклов жизней. В чувственной и ментальной сферах этот процесс
более динамичен, чем на физическом плане видимого трехмерного мира. Такое
пахтание океана материи духом, окрашенным высокими качествами сознания,
приносит священную амриту – нектар бессмертия, питающий все человечество,
природу и насыщающий Космическое пространство. Эволюция косного вещества биосферы
ускоряется трансформаторами живого вещества царств растений и животных, а
кругооборот и преображения духовного творчества людей ускоряют эволюцию низших
царств. Так же действует творческая светоносная энергия Тех, кто намного
опередил эволюционный уровень современного человечества, давая возможность
людям сознательно ускорить свое восхождение. Свет Знаний и высоких благодатных
чувств, будучи воспринят и творчески преображен, становится основой новых
ступеней продвижения человечества. Так и
древо науки, осененное этими мудрыми Знаниями, будет способно благодаря
исследователям, развившим более высокие огненные качества сознания, давать
новые побеги, цветы и плоды, питающие новые возможности открытия путей к
познанию человека и космоса, к гармонизации общественных отношений и природных
процессов, к созиданию, созвучному действиям Высших Миров. Получаемое высокое
Знание будет действенным и преображающим, если оно закреплено жизненным опытом.
Тогда у исследователя совершенствуются внутренние инструменты познания,
кристаллизуются энергетические накопления духа и он сам получает право учить
других. Так складывается иерархическая преемственность. Следует
отметить значение веры, которая предшествует знанию, получаемому опытным путем.
Именно вера сердечная и огненная в ведущее Высшее Начало открывает врата
сокровенного познания. Одухотворенное созидательное творчество мысли
прокладывает пути к Высшим Мирам и помогает трансмутации земных энергий.
Проявления творческой научной мысли, как утверждал В.И.Вернадский, меняют
энергетику планеты и неразрывно связаны с комплексом процессов биосферы, они
обусловлены периодами нарождения талантливых личностей, «орудий научной мысли»
– «пульсацией талантливости», приводящей к «взрывам творчества» [9, с.
234–235]. Этими взрывами просветляется сознание людей и складываются новые,
более утонченные слои ноосферы. Восходящий
прорыв познания связан с самопознанием и с очищением сознания. Поэтому истинное
мудрое знание открывается не любопытством, а дерзанием духа, причем огонь этого
знания может опалить неготовых. В «Тайной
Доктрине» приводится письмо к Е.П.Блаватской от Великого Учителя:
«“Удовлетворение любопытства есть конец знания для некоторых людей”, – так
сказал Бэкон, который был так же прав, высказав этот труизм, как и те, кто были
знакомы с этим до него, были правы, оградив МУДРОСТЬ от Знания, и начертавших
границы тому, что может быть выдано в определенное время... Запомните: ...Знание
обитает В головах,
наполненных мыслями других людей, Мудрость в
умах, внимательных к своим собственным... “Никогда
не сможете вы достаточно глубоко запечатлеть это в умах тех, кому вы передаете
часть Эзотерических Учений”. <...> Следуйте
образу жизни, необходимому для приобретения такого знания и сил, и Мудрость
станет вашим естественным достоянием. Когда вы будете в состоянии согласовать
ваше сознание с одной из семи струн “Мирового Сознания”, струнами клавиатуры
Космоса, вибрирующими от одной Вечности до следующей; когда вы хорошо изучите
“Музыку Сфер”, только тогда вы станете вполне свободными поделиться вашим
знанием с теми, кому безопасно доверить. До тех пор будьте осторожны» [10, с.
219–220]. Одно из
существенных ограничений современного представления о научных исследованиях,
которое узаконено парадигмой и методологией науки, состоит в том, что обыденное
сознание разных слоев общества, даже интеллигенции, привыкло допускать, что
существует объективная наука, как система знаний, отдельная и независимая от
ученого. Как в религии и философии, так и в науке имеются различные гипотезы,
теории, мнения и убеждения, обязанные своим происхождением не истинному знанию,
а отличиям во врожденном интеллекте, характере, склонностях души, опыте и в
других особенностях людей, их создавших. Допускается серьезная методологическая
ошибка, заложенная в основание многих научных исследований. Она состоит в том,
что качества сознания самого ученого: чувственные и умственные способности,
воля, такие его внутренние духовные возможности, как, например, широта и
чистота его мыслей, этические принципы жизни, творческие способности, интуиция,
степени воображения, восприятия, самоконтроля и др., игнорируются и считаются
не влияющими на процесс и результаты исследований в традиционном классическом
представлении. Конечно, признается, что одни исследователи более способны и
талантливы, другие – менее, но в господствующей системе организации знаний и
при подготовке исследователей не закладываются методы отбора и воспитания
внутренних качеств ученых. Да и подавляющее большинство западных институтов и
университетов не имеет знающих и опытных наставников, способных обучать
искусству мыслить и подлинным методам самопознания и самосовершенствования. Это
происходит еще и потому, что в старой научной парадигме узаконено исследование
внешнематериального мира, и в основном внешними средствами. В этой
связи уместно вспомнить слова Шри К.Лакшмана Шармы, преданного ученика великого
индийского святого Шри Рамана Махарши: «Господин Бернард Шоу заметил, что
обращение дикаря в христианство является на самом деле превращением
христианства в дикость, ибо этот дикарь, даже будучи крещеным и изучающим
катехизис, не перестает оставаться дикарем. Поиски истины требуют со стороны
искателя определенных совершенств (высот) ума и сердца, которые, несомненно,
редки; универсальное образование, конечно, не преуспело в увеличении числа
действительно компетентных исследователей. Отсюда следует, что, имея дело с
одними и теми же данными, различные люди приходят к различным выводам. Отсюда
следует, что <…> желающий познать истину чего-либо должен сначала
правильно познать себя. Махарши имеет в виду, что тот, кто не знает себя,
начинает с некой первоначальной ошибки, которая искажает все знание,
приобретаемое им в своих исследованиях. От этой ошибки познавший Себя свободен,
и поэтому только он компетентен искать истину как целого мира, так и отдельных
явлений в нем. Качество потенциального исследователя является неизбежным
элементом знания, обретенного им. Оно будет правильным, только если
потенциальный познающий был правильно снаряжен для поиска знания. В этом состоит
верное объяснение того факта – хотя многие могут отрицать это, – что наука
потерпела неудачу. Ученый допускает, что ему нет нужды в верном понимании
самого себя. В любом случае он начинает свое исследование объективной
реальности с определенных представлений о своем “я”, которые являются
ошибочными» [11, с. 65–66]. Еще более
категорично высказывается великий христианский святой, яркий представитель
исихазма Григорий Палама: «Знание, добываемое внешней ученостью, не только не
подобно, но и противоположно истинному и духовному» [12, с. 179]. При этом он
не был сторонником отказываться от познания чувственного мира, который считал
зеркалом высшего мира, но призывал духовным познанием восходить, как по
лестнице, к сферам высшим. Возвышенной
и пытливой мыслью открывается постижение изменчивого многообразия, наблюдаемого
в проявленной жизни, ее глубинных законов, великого Единства и созвучий,
утверждающих целостность взаимосвязей на разных уровнях: в Космосе, Природе, и
Человеке, и, наконец, в том, что изза незрелости нашего сознания временно
называется чудом. В.И.Вернадский утверждал: «Наука – не результат только
работы ученых. Это стихийное отражение жизни человека в ноосфере. Наука –
проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли...
Наука не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать
научную истину нельзя логикой – можно лишь жизнью. Действие – характерная черта
научной мысли» [13, с. 54]. Основы
образования и воспитания связаны с постижением природы ума и его изменений в
разных возрастах. Поэтому образование, не учитывающее живую многообразную
природу внутреннего человека, только затрудняет естественные процессы раскрытия
внутренних качеств сознания, без утончения которых невозможен духовный синтез,
открывающий горизонты высших знаний. Учения
Востока (веданта, буддизм), глубоко проникнувшие в тайны человеческой природы,
исходят из того, что ничему нельзя научить насильно, но можно собственным
примером учителя и силой его духовного синтеза зажечь в ученике интерес,
желание приобретения знаний, устремление. Знание – внутри, его только нужно
бережно и соизмеримо с индивидуальными наклонностями и способностями ученика
выявлять, воспитывать, т.е. питать духовной силой учителя всходы лучших качеств
сознания ученика. Внутренняя божественная природа человека содержит зерно духа,
с которым связана индивидуальность (следует отличать от личности). Но каждый
должен сам заботиться об условиях взращивания этого зерна, при этом культурное
совершенствование человека будет благоприятствовать лучшим всходам. Это зерно
обладает внутренним законом роста – Дхармой. Дхарма (букв. «то, что удерживает
вещи вместе») не сводится только к вере или идеалу, слагающему социальные
нормы, это закон проявления нашей жизни во всех аспектах, это и путь достижения
идеала. Стремление к справедливости и к поиску истины коренится в Дхарме.
Каждое существо обладает своей Дхармой, исходя из индивидуальной природы, но
человек может сознательно руководствоваться магнитной силой эволюционного
закона космического бытия. Шри Ауробиндо говорил: «Суть Дхармы неизменна,
однако в нашем сознании она развивается, и развитие совершается поэтапно,
существуют градации духовного и этического восхождения в поиске наивысшего
закона нашей природы» [14, с. 107]. Отсюда многообразие путей и плюрализм в
культуре, ибо народы и страны имеют свою Дхарму, с которой должна сочетаться
индивидуальная. Цикл трех
своих лекций о Дхарме, прочитанных в 1898 году в Бенаресе, Анни Безант начала
словами: «Когда нации одна за другой были посланы на землю, каждой из них Бог
дал специальное Слово, или Весть, которую она должна принести в мир и сообщить
это, исключительно ей свойственное Слово от Вечного. Если взглянуть на историю
наций, то через уста ее народов мы сможем услышать звучание этой вести, и это
является даром этой нации миру по пути к идеальному человечеству. Для Египта
этим Словом в древние времена была религия. Для Персии это Слово – чистота. Для
Халдеи – наука. Для Греции это Слово – красота. Для Рима этим Словом был закон.
А Индии, самой старшей из Его детей, он дал Слово, которое объединяет все в
одно целое, – дхарму. Это и есть Слово Индии, которое она принесла в дар миру»
[15]. Характеризуя
внутреннюю природу вещей и явлений, а также закон постадийного их развития,
дхарма в значительной степени определяет эволюционный потенциал. В
Бхагавадгите Кришна говорит: «Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо
исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна» [16,
с. 93]. В этой мудрости Индии можно найти ключ к совершенствованию воспитания,
требующего от родителей и учителей способностей для распознавания подлинного
призвания молодого человека. Пояснением
к этому могут служить слова Учителя, приведенные в «Гранях Агни Йоги»: «Жестки
и узки те рамки, в которые карма ставит человека, и свобода выбора ограничена
жесткостью неизменных условий. Ломоносов преодолел препятствия среды окружающей
и стал великим ученым. Но если бы кармические сочетания сканд не дали бы ему
способностей к наукам, все его усилия оказались бы тщетными. Слабость и
ограниченность плоти надо понять» [17, с. 19–20]. Круг
ученых и исследователей, определяющих направления и методы развития науки,
складывается из тех, кто, вступая в жизнь, выбирает стезю научной деятельности.
А значит, для лучшей реализации врожденных способностей система образования
должна стать трамплином, призванным давать верное направление, знания и высоту
полета ищущему духу. Е.И.Рерих
на недоуменный вопрос своей корреспондентки: «Никак не могу понять, почему
сокровенное знание, как скоро становится доступным для большинства, самым
страшным образом мельчает и вырождается... это ведь жутко!» – отвечала: «Что
это жутко – это верно, но понять это легко. Все в Космосе держится на великом
соответствии. Если человеческая природа еще настолько груба в своей массе, что
ей ближе искажения и всякие разрушения, как же может она воспринять тончайшие
вибрации высших мыслей, чувств, энергий? Высшие эмоции, высшее знание требуют
воспитания и непрестанного утончения наших свойств и качеств для восприятия
вибраций высших. А кто же заботится вообще о воспитании масс? Образование не
есть воспитание. Образование без воспитания порождает преступников, больших и
малых» [18, с. 232]. В чем же
принципиальная ограниченность многих современных систем образования, которое в
значительной степени определяется узаконенной обществом формой науки –
господствующей парадигмой? В навязанной скованности сознания внешними грубыми
свойствами материи. Удовлетворенность многих людей незрелыми и
нежизнеспособными плодами цивилизации связана с ее эгоистичной направленностью
обслуживать внешние телесные функции, плодить иллюзии довольства для ненасытных
желаний, тем самым потакая росту низменных, темных свойств человеческой
природы. Ограниченное видение цели развития приводит многих либо к ослаблению
творческих жизненных сил, либо к отупению, либо к страстной погоне за смутно
понимаемым или ложным идеалом. Как я уже
отмечал, в последний период нашей западной машинной, механической цивилизации,
связанной с интенсивным ростом техносферы, мало кто заботился о внутренних
путях познания, а настоящих духовных наставников было мало. Более
того, отсутствие глубоких знаний и духовных критериев развития, искажения
религиозных основ привело к тому, что в последние десятилетия многие страны в
погоне за быстрым получением желаемого все больше стали использовать
наркотизирующие сознание методы манипулирования и цивилизация стала превращаться
в магическую. Арсенал науки, возможности военных ведомств стали востребованы
для штурма скрытых резервных возможностей человека и природы. Происходит это
чаще всего бездуховными внешними средствами. О губительных следствиях,
вызванных пробуждением этих сил антиэволюционными методами, мало кто
подозревает. С другой стороны, наступили объективные сроки для исследования
психической энергии и внутренних свойств человека. Но для этого нужны
культурные широкомыслящие ученые с новым сознанием и качественно новые методы,
а работы должны осуществляться под руководством опытных духовных наставников. Е.И. и
Н.К. Рерихи и их сыновья были именно теми просвещенными наставниками, которых
так мало, но знания и опыт которых спасителен. Размышляя о новых формах
освоения духовных Знаний и о создании качественно нового научного Института,
Е.И.Рерих пишет: «Нужно обновление всего подхода к Сокровенному Знанию. Как
никогда сейчас нужны любовь, честность и серьезное отношение, полное осознания
ответственности, без этих качеств лучше не приближаться к этой Великой Науке.
Обычные лекции и собрания членов не нужны. Истинно, время таких лекций и сборищ
прошло, нужен строго научный подход к проблемам духовным и научно поставленные
опыты под руководством необходимых специалистов и опытных наставников духовного
делания и воспитания и развития внутреннего человека. Таких наставников очень
мало, думаю, что и пальцев на одной руке слишком много для их числа, причем они
живут в определенных местах и не любят покидать свои монастыри и уединения. Но
и это может быть до некоторой степени преодолено, ибо можно иметь необходимые
отделения в местностях, где будут собраны определенные условия, космические,
атмосферические и географические. Об этом я и мечтаю и надеюсь, что до моего
ухода мне удастся заложить основание такому Институту изучения Скрытых Сил и
Свойств Человека, и не в узких рамках уже существующих исследований и
допущений, но во всей широте Восточного Знания и применения именно восточных
методов в их западном пояснении и западной терминологии. Углубленное тщательное
изучение нервной системы и деятельности гланд сильно облегчит подход к
Сокровенному Знанию» [19, с. 172]. Целостность
бытия живого вещества, манифестированная в биосфере и ее высшей ступени
развития – ноосфере, стала разрушаться, когда человек, создавая техносферу,
стал отделять силу разума от своей исконно духовной природы, от единства
сознания и жизни. Возникшие напряжения и столкновения разнородных энергий
явились результатом противостояния человека с порожденной космическими законами
природой, частью которой он сам является. Техносфера уже не выдерживает этого
противостояния и, вытесняя из целей своего развития эволюционное предназначение
самой сущности человека, пытается сделать жизнь стратегически бессмысленной.
Поляризация сил разрушения и созидания, вырождения и развития, инволюции и
эволюции достигает сегодня критического предела. Альтернатива неизбежна – либо
разрушить биосферу и погубить Землю, либо, пройдя испытания, сознательно и
гармонично подчинить рассудок сердцу, восстановить подлинную духовную
иерархическую целостность, в которой человек, руководимый высшими космическими
силами эволюции, будет познавать сужденную мощь психической энергии, управлять
ею и становиться творцом более совершенной жизни. Культура, а не цивилизация
должна стать подлинной основой Бытия. Природу
бережного взращивания души и ее воспитания нужно постигать, начиная с изучения
внутренних свойств человека, закономерностей действия психической энергии и ее
высшей формы – мысли, ибо, как говорит Великий Учитель Илларион: «Истинное
образование является результатом взаимодействия ментальных сил человека с
материальными образами предметов. Истинное знание любого предмета или явления
приходит в результате отражения материальной формы в океане мысли и слияния
жизненных сил формы и мыслителя. Только благодаря притяжению самого предмета и
отражению его изображения в уме встречаются и сочетаются две формы энергии, и
это сочетание запечатлевает устойчивый мысленный образ на чувствительной
поверхности в головном мозге человека. Невозможно втиснуть идею в ум человека,
можно только пробудить ответную силу, заключенную в нем, и благодаря
взаимосвязи породить форму этой идеи» [20, с. 201]. Кристаллизация
высших духовных качеств в их последовательном проявлении в материи способна
создать более совершенную личность, но для этого необходимы самоотречение, труд
на Общее Благо, гармонизация и чистота жизни. В этой
связи следует вспомнить школу пифагорейцев, которые истинную реальность
выводили из мира чисел, пропорций, гармоний, или элеатов, и делали акцент на
мире сущего [21]. Платон дал духовную программу развития античной философии и
науки, указал путь совершенствования души и мира. Он считал, что разумность
души выражается в ее стремлении приобщиться к сиянию Истины и Бытия и тем
познать их, а отклонение души в омраченные сферы вызывает ее отупение,
порождает метания и сомнения, и она лишается ума. Тогда же в
Академии Платона были даны правила образования. В основе их стояли принципы
взращивания знаний в душах учеников. Учителем мог быть только тот, кто сам
приобрел опыт и в исканиях дошел до определенных знаний. Как и в глубоких
традициях Востока, так и в античном мире мудрецы считали, что Знание не
передаваемо, оно как путь, на него надо вступить и самому его пройти, тогда
изнутри тебя, в меру твоих достижений, проявится то божественное начало, в
котором живо семя универсальной Истины. Учитель показывает достойный путь и
помогает ученику свободно и творчески по нему двигаться. «Свободнорожденному
человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно
заставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но
насильственно внедренное в душу знание не прочно... Поэтому, друг мой, – пишет
Платон, – питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше
мог наблюдать природные наклонности каждого» [22, с. 349]. Другой
великий грек Гераклит учил, что различные конкретные сведения о многих вещах
менее значимы, чем познание их единой сущности, проявляющейся в Природе
универсальным Логосом. Человек способен обучаться и расти потому, что «душе
присущ Логос, сам себя умножающий» и «всем людям дано (дана возможность)
познавать самих себя и быть разумными» [23, с. 144–145]. Таким
образом, с древности прививалась мысль о первостепенной значимости внутреннего
труда, приобретения внутреннего духовного опыта. Овладение утонченным синтезом
знаний и красоты жизненной гармонии готовит душу человека к постижению
универсальных законов развития. Внутренний закон развития (дхарма), будучи
сознательно поэтапно реализуем, должен согласовываться с общими законами
эволюции. При этом условии понимание внешней природы будет правдивее, и жизнь
обретет смысл, общественную полезность и высокую целесообразность. Научное
познание и облик науки преобразятся и одухотворятся на этом пути. Опыт
кристаллизуется в чаше духовных накоплений многих жизней и только частично
выявляется в одной из них для собирания определенных новых качеств сознания,
которые добываются в тех слоях исторического и культурного пути человечества,
куда временно воплощается дух. При этом более зрелый дух человека обогащает мир
большими дарами, открывает людям лучшие возможности и таким образом складывает
новые ступени культуры. Зерно духа, будучи божественным по своей природе,
хранит принцип единства и потенциал всезнания. Но как труден путь носителей
света в мире, задыхающемся от недостатка любви и братского сотрудничества, где
царствуют насилие, эгоизм, невежество и разъединение. Великий
духовный реформатор и огненный просветитель Индии Свами Вивекананда восклицал:
«Поверьте мне, это очень, очень тяжело – открывать людям новые вещи, давать им
великие идеи. Еще тяжелее опрокидывать старые предрассудки, которые погребают
под своими развалинами. Это очень, очень тяжело! Насколько легче умереть! Со всем
образованием, кажется, люди начинают дрожать в темноте, старые нянькины сказки
просыпаются в их мозгах, и они повсюду видят призраки… Никто не верит слепо в
знания. Вы видели когда-нибудь слепо верящего обладателя знания? В знании мы
только открываем то, что до времени закрыто в нас. Оно всегда здесь, с нами,
потому что это сам Господь Бог. Прошлое, настоящее и будущее знание – все
существует сразу вместе в нас. Мы раскрываем его, и все. Все это знание – это
сам Господь» [24, с. 17]. Высоким
примером преобразования одухотворенного Знания, полученного от Великих Учителей
человечества, в научные достижения стала творческая самоотверженная жизнь всех
членов великой семьи Рерихов. Героический опыт духовного труда Е.И.Рерих озарил
будущие поколения путеводным Светом принесенного ей людям Учения Живой Этики. Будучи
чрезвычайно одаренным, пройдя подготовку и обучение под наблюдением Учителей,
каждый из членов семьи Рерихов смог применять свои способности для участия в
наиболее созвучных ему из тех основных направлений работ, которые
соответствовали давно проводящимся в Братстве, о чем Учитель еще в 1924 году
сообщал Е.И.Рерих: «На три отдела разделяется Наша работа. Первый – изыскания
улучшения земного плана. Второй – изыскания передачи людям этих результатов. Третий
– изыскания способов сообщения с Мирами. Первый требует трудолюбия и терпения,
третий требует находчивости и бесстрашия, второй требует такого самоотвержения,
что самый трудный полет является отдыхом» [2, с. 105]. Как созвучны эти
слова выше приведенным мыслям Свами Вивекананды! Изучение
земных условий с духовных позиций и поиск эволюционных путей их
совершенствования, формирование групп сотрудников и единомышленников для
проведения в жизнь новых идей требовали не только больших знаний и неустанного
накопления опыта, но и постоянной внутренней работы, связанной с развитием
духовных и душевных качеств сознания, необходимых для овладения космическим
мышлением и высокими утонченными чувствами. Открытием
эволюционных врат в более совершенный Новый Мир стало данное Учителями через
Рерихов и отмеченное их творческим опытом Учение Живой Этики. Одухотворенное
творчество семьи Рерихов явило качественно новую ступень научного синтеза
знаний. Чрезвычайно мощно и красиво огненный процесс одухотворения потоков материи
ментального, чувственного и физического планов был явлен творчеством микрокосма
Е.И.Рерих. Утонченные такой огненной трансмутацией оболочки великого духа стали
чистыми проводниками и преобразователями высоких космических энергий, созвуча
всей мощью психодуховности с энергетикой Великого Учителя. Многогранна
деятельность Е.И.Рерих для оздоровления и спасения нашей планеты. Но хочется
отметить то, что, благодаря своим уникальным достижениям, она смогла
осуществить и научный подвиг, выполнив предназначение Учителя: «Урусвати
уявится как лучшая мыслительница Нашей науки. Но твоя мыслительная способность
Мне очевидна в твоем быстром понимании сущности, тебе явленной Моей мыслью»
[25, с. 37]. Поэтому она смогла «уявиться зажигательницей факелов сознания, но
не сидения за кропотливыми научными исследованиями», она имела от Учителя
«многие намеки и направление к открытиям великим» [25, с. 37]. Кроме
величайшего достижения – открытия миру Учения Живой Этики, Е.И.Рерих дала для
многих будущих поколений ученых и открывателей новой одухотворенной науки
программные направления для научной мысли и исследований в «Космологических
записях», в труде «Изучение свойств человека», в записанных беседах с Учителем
по темам: «Солнце», «Токи пространства», «Всеначальная, Огненная и Психическая
Энергия», «Космический Магнит», «Космическая эволюция и ее цель (назначение)»,
«Зерно-Атом» и в других трудах и письмах. Наступило
время, когда многие великие мысли, с древних времен насыщавшие пространство,
стали преобразовываться в научные достижения, открывая человечеству возможности
подняться по новому витку космической эволюции. Важной
ступенью проявления Знания, полученного из высших Источников и дополненного
синтезом прошлых лучших достижений человечества, явилась научно-исследовательская
и экспедиционная деятельность Рерихов, работа основанного ими в Индии Института
Гималайских исследований «Урусвати». Во многом созвучными направлениям научно-философской
мысли Рерихов были достижения мыслителей-космистов. Основанный
С.Н.Рерихом, созданный и работающий под руководством Л.В.Шапошниковой
Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве стремится продолжать дело
великой семьи, изучать их наследие, труды ученых и философов-космистов в своей
культурно-просветительской, издательской и научной деятельности, приобщая к
Свету высокого Знания и Красоты многих искателей Истины. Литература
и примечания 1. Гете
В. Фауст / Пер. Б.Л.Пастернака. М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1960. Электронный ресурс:http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust.txt. 2. Рерих
Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000. 3. Вернадский
В.И. Биосфера. М., 1994–1997. 4. Письмо
Ф.И.Щербатского В.И.Вернадскому от 30 июля 5. Учение
Живой Этики. Мир Огненный. 6.
Теогенезис. Третья часть древних станц Дзиан. М.: Дельфис, 2003. 7. Рерих
Е.И. Письма. В 9 т. Т. 8. Вернадский
В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 9. Вернадский
В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 10. Блаватская
Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. 11. Лакшмана
Шарма К. МахаЙога или предание Упанишад в свете поучений Бхагавана Шри
Раманы / Сост. и пер. с англ. О.М.Могилевера. М., 2009. Электронный
ресурс: http://www.ramanabooks.narod.ru/pdf/ramana9.pdf. 12. Палама
Г. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. 13. Вернадский
В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 14. Шри
Ауробиндо. Основы индийской культуры // Собрание соч. Т. 8. СПб.: Адити,
1998. 15. Безант
Анни. Дхарма // Из 1й лекции «Различия», прочитанной А.Безант в
октябре 1898 года в Бенаресе на восьмом ежегодном съезде индусской секции
Теософического общества. Электронный ресурс: http://www.theosophy.ru/lib/abdharma.htm. 16.
Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1: Бхагавадгита. III. 35 / Пер.
Б.Л.Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1978. 17. Грани
Агни Йоги. 18. Рерих
Е.И. Письма. В 9 т. Т. 19. Рерих
Е.И. Письма. В 9 т. Т. 20. Учение
Храма. Кн. II. Мн.: Звезды Гор, 2004. 21. Чтобы
подчеркнуть духовную преемственность великих знаний, напомним, что Е.И.Рерих в
статье «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» отмечала влияние на
мыслителей Древней Греции эволюционных идей системы Санкхьи, данной индийским
мудрецом Капилой, который, как считают, жил в VII веке до н.э. 22.
Платон. Государство. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. I. М., 1971. 23. Идлис
Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука, 1985. 24. Свами
Вивекананда. Веданта как религия будущего? СПб., 1991. 25. Рерих
Е.И. О науке // Культура и время. 2009. № 3. НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Студенческий Портал Гуманной Педагогики - http://student.gumannaja-pedagogika.ru/ Терапевтическое
сообщество «Китеж» –посёлок в Калужской области: www.kitezh.org "КИТЕЖ"
приглашает волонтеров: http://www.kitezh.org/RUS/volunteer-program/the-trades-necessary-to-us.html http://metapedagogika.ru/Современный этап развития
цивилизации требует пересмотра культуры отношений взрослых к своим детям. Новое время требует универсальной ПЕДАГОГИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА – то есть Метапедагогики. МЕТАПЕДАГОГИКА – это НЕ новая целостная теория, а условное название практических приемов, нравственных требований, и теоретических взглядов которыми пользуются приемные
родители, учителя и психологи Китежа. (СНОСКА НА КИТЕЖ) Гипотеза - Ребенок уже приходит с неким маршрутом своей будущей судьбы, который предопределяется от рождения темпераментом, скоростью и силой реакций, способностью набирать информацию, а также окружающими условиями. Киевский
клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) >
Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Алексей Леонов *
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы
Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ /
Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Детский портал
«Солнышко» - http://www.solnet.ee/ Сайт для умных
родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml Все для детей - http://allforchildren.ru/ СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427 Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ: 1. НАУКА http://www.oim.ru/Default.asp
- Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование:
исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует
только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем. СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ с
участием Ш.А.АМОНАШВИЛИ - http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/master-klass/master-vystuplenija Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего -
http://www.delphis.ru/journal/sections/767 Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm Одесский областной центр гуманной
педагогики - http://od.gum-ped.ru/ НОВЫЕ ДЕТИ - http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti Всеукраинское общественное объединение
«Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/ Заочные курсы
повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям
в образовательном процессе." Негосударственное
высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и
социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы
повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям
в образовательном процессе". С этой целью открыт
сайт http://www.amonashvili.com/ Для прохождения курсов через "личные кабинеты"
приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители
школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте. Издательство «Амрита-Русь» продолжает издание сочинений
Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является
член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах
психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по
содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где
ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят
читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на
подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание.
Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу
читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям,
студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух
книг 436 р. Сайт Международного Центра
Гуманной Педагогики: ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ http://www.gumannaja-pedagogika.ru/museum Научно-просветительский
педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/ Презентация
книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ
(Книга «Учитель»
написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации
гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению
Ш.А.Амонашвили.) НОВЫЕ ДЕТИ: http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4 ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/ ПРОСТРАНСТВО ВАЛЕРИИ ГИВИЕВНЫ НИОРАДЗЕ, ч.
1 - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5qtytlj4-Y http://www.inter-pedagogika.ru/
- Авторский сайт Ирины Хоменко для учителей и родителей. Педагогическаябиблиотека, фильмотека, игротека, форумы, биржа
педагогического труда. Этот сайт создан для преподавателей, родителей и
студентов. Афоризмы 8 летней девочки, Сони Шаталовой,
страдающей аутизмом АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься,
невозможно, пока силы есть. 8 лет http://v-n-zb.livejournal.com/3642300.html Департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской
городской государственной администрации Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной
педагогики Киевский городской и областной центры гуманной педагогики Киевский городской дом учителя Киевские Студии
гуманной педагогики Абонемент на 2013 - 2014 у. г. Учитель! Измени себя и мир претерпет изменения «Никто
из нас - учителей, воспитателей, родителей - не
является маленьким человеком, от
которого мало что зависит. Не
надо унижать себя, ибо
от нас зависит очень много: мы
являемся основной силой в мире образования, и
поэтому судьбы наших детей в наших руках» /«Манифест
гуманной педагогики»/ Руководители студий: Зинаида Хоменко, Гуманизация образования не
является новым явлением для учителей. Новым является реализация принципов
гуманности в сегодняшних условиях. Современная школа - это
школа так называемого переходного периода в жизни общества, характеризующеяся
быстрым темпом изменений, кризисами, конкуренцией. Украина живет в последствиях
трех кризисов - духовного, образовательного, экономического. Учителя являются
профессионалами в области духовности и образования, поэтому и прилагать усилия
стоит там, где мы имеем знания, умения, призвание. Чтобы не сойти с тропы
гуманного подхода к ученику, следует иметь четкий указатель. На данном этапе
таким указателем для педагогов является Манифест гуманной педагогики. Каждая
страница Манифеста, каждый абзац побуждает к работе над собой, мотивирует к
самовозрастанию. Создание Киевских Студий
гуманной педагогики обусловлено потребностью объединения учителей г. Киева и
Киевской области, которые стремятся вносить в свое ежедневное сотрудничество с
учащимися идеи гуманной педагогики. Эти учителя убеждены, что обучению ребенка
предшествует процесс воспитания, мировоззрение ребенка формируется с детства, а
духовность является стержнем развития личности. Студии - это реальная
возможность систематически общаться, делиться опытом, расти профессионально и
вдохновляться на бесконечную работу над собой, поддерживать свой энтузиазм, заполнять свое
сердце любовью и зажигать других. Киевский
городской дом учителя, г. Киев, ул. Владимирская, 57 14 декабря «Гуманная педагогика не является уже
проторенным путем, по которому нам остается достойно пройти. Каждому придется
самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою
творческую энергию на решение проблем, на которых гуманная педагогика ставит
свои акценты.» /«Манифест гуманной педагогики»/ Духовный рост учителя. З.И.Хоменко, кандидат
психологических наук, заместитель председателя Киевского городского центра
ВАГП, научный консультант и практический психолог Финансового лицея г. Киева. 25 января Семья Амонашвили. Истоки гуманной
педагогики. И.О.Эрметов, врач,
психолог, член Координационного совета МЦГП, вице -президент ВАГП, председатель
Киевского городского центра ВАГП, Лауреат премии Кабинета Министров Украины,
Рыцарь гуманной педагогики. 15 февраля «Ученик - это душа, которая ищет
(стремится) света» /«Манифест гуманной педагогики»/ Личностно - индивидуальный подход к
учащимся в начальной школе. П.Г Копосов, кандидат
педагогических наук, методист Института инновационных технологий и содержания
образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины,
заместитель председателя Киевского областного центра гуманной педагогики. Март «Образовательные процессы
гуманной педагогики базируются на принципах сотрудничества, духовной общности,
взаимопонимания, доверия, творческого терпения, свободного выбора, радости
познания, любви» /«Манифест гуманной педагогики»/ Тринадцатые Международные Педагогические
Чтения на тему «Учитель» 21-23 марта Авторский семинар «Гуманно
- личностный подход к детям в образовательном процессе» выдающегося педагога-
гуманиста, академика, почетного президента Международного Центра гуманной
педагогики Ш.А.Амонашвили (г. Москва, Россия) и президента Международного
Центра гуманной педагогики, директора детской художественной студии «Басти
Бубу» П.Ш.Амонашвили (г. Тбилиси, Грузия). Национальный педагогический
университет имени М. П. Драгоманова, г. Киев, ул. Пирогова, 9, ст. метро
«Университет» 19 апреля Гуманная педагогика в повседневной практике
учителя - розовая мечта или реальность. М.И.Шишова, директор СШ № 17 мая «Самая большая трудность в создании
гуманного образовательного мира находится внутри нас самих» /«Манифест
гуманной педагогики»/ «Сто советов учителю» В.А.Сухомлинского.
З.И.Хоменко, кандидат
психологических наук, заместитель председателя Киевского городского центра
ВАГП, научный консультант и практический психолог Финансового лицея г. Киева. Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||