Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ   112   2012-12-27 17:53

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещено выступление Михаила Богуславского на Седьмых Всеукраинских Педагогических Чтений в г. Киеве 17 ноября 2012 г. в НПУ имени М.П.Драгоманова, а также его статья «Сбережем педагогику». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, читайте новости о новой книге В.Г.Ниорадзе, выпуске собраний сочинений Ш.А.Амонашвили, ссылку на полный текст воспитательно-образовательной концепции Детского сада "Басти Бубу", основанную на принципах гуманной педагогики.

 ВСЕХ ПОДПИСЧИКОВ ПОЗДРАВЛЯЮ С НАСТУПАЮЩИМИ ПРАЗДНИКАМИ НОВОГО 2013 ГОДА И РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА! ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ, РАДОСТИ, ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЯ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО В НОВОМ 2013 ГОДУ И НАСТУПИВШЕМ НОВОМ ЦИКЛЕ!

Михаил Богуславский – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией методологии историко-педагогических исследований Института теории и истории педагогики РАО

           Перспективы развития мира образования в Манифесте гуманной педагогики

В разных словарях даются различные дословные переводы понятия « манифест» (лат. Manifestum) – призыв, показываю, открываю. Все эти трактовки, несомненно, схватывают отдельные грани смысла вложенного в Манифест гуманной педагогики. Однако нам представляется наиболее точным такое определение манифеста – «делать очевидным». В середине ХХ века выдающийся отечественный философ российского зарубежья И.А.Ильин написал книгу «Объяснение очевидности». Вот, наверное, эта семантика и определяет смысл Манифеста.

Что такое Манифест?

Когда мы обратимся к трактовке понятия «Манифест», то увидим, что за внешне лапидарными словарными определениями скрывается важный для нас смысл. Как известно Манифест – торжественное обращение, декларация организации, содержащее изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер.

В этом рамочном определении выделим две составные, но самостоятельные части:
1. Манифест, как торжественное обращение.
2. Манифест, как декларация организации, содержащая изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер.
Если обратиться к первой трактовке, то Манифест это:
1. Торжественный акт верховной власти, оповещающий об издании законов чрезвычайной важности.
2. Торжественный акт, непосредственно исходящий от верховной власти в форме торжественного обращения к народу в связи с чрезвычайным событием, торжественной датой.
3. Торжественный акт, которым верховная власть всенародно объявляет о своих правах.
Если перевести это, заимствованное из конституционного права положение на трактовку Манифеста гуманной педагогики, то получается следующее:
1. Ареопаг сообщества гуманной педагогики, в который входят соавторы Манифеста, торжественно обратилось к мировому педагогическому сообществу, но в первую очередь к международному сообществу гуманной педагогики с актом чрезвычайной важности – Манифестом гуманной педагогики, содержащим изложение взглядов, имеющих для сообщества принципиальный, программный характер.
2. Создание Манифеста гуманной педагогики именно летом 2011 года было обусловлено торжественной символичной датой -  в сентябре 1986 года, то есть за четверть века до создания Манифеста - был опубликован предшествующий Манифест сообщества педагогов-гуманистов – «Педагогика сотрудничества». Не только смысловым, но и хронологическим соотнесением этих двух Манифестов сообщество гуманной педагогики, с одной стороны, выразило свою преемственность гуманистическим позициям авторов Декларации педагогики сотрудничества (среди которых был и Ш.А.Амонашвили). А с другой, взяло на себя полную ответственность за дальнейшую судьбу гуманной педагогики.
3. Изданием Манифеста международное сообщество гуманной педагогики торжественно объявило о своих законных и приоритетных правах на определение перспектив развития мира образования, на то, чтобы сделать образовательный мир достойным для нового поколения детей.
Манифест - путь в будущее
 
Если обратиться ко второй трактовке понятия Манифест (декларация организации, содержащее изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер), то в целом Манифест гуманной педагогики представляет собой письменное изложение принципов созидательной деятельности международного сообщества гуманной педагогики, явившееся результатом длительного процесса творческого поиска сообщества по формулированию парадигмы нового мира - образования на основе гуманной педагогики.
Значение для современного образования издания Манифеста гуманной педагогики глубоко символично и до конца не осознано. В 1990-е годы в России в различных сферах духовной культуры, в том числе и в образовании, осуществлялись напряженные поиски объединяющих социокультурных основ. Появлялись разнообразные Национальные доктрины развития образования и тому подобные документы. Как бы мы, по прошествии времени, не относились сейчас к этим прекрасным педагогическим мечтаниям романтического периода развития отечественного образования, в них была светоносная составляющая – мощная целеценностная основа. Они масштабно определяли вдохновляющие цели и перспективы развития образования, подчеркивали его великую миссию.
В настоящее время ситуация в образовательной политике кардинально изменилась. В проекте нового Закона «Об образовании в РФ»(2012) не выдвигается никакой вдохновляющей цели развития образования. И в этом смысле - Закон бесцелен. Не найдем мы греющих душу воспитательных ценностей и смыслов и в главе 11 «Новая школа» Стратегии – 2020, обнародованной в марте 2012 г.
В данной связи подчеркнем, что Манифест гуманной педагогики в настоящее время единственный документ стратегического и концептуального плана, содержащий в себе вдохновляющие цели и ценности нового мира образования.
Эта роль Манифеста рельефно подчеркнута в Воззвании Двенадцатых Международных Педагогических Чтений «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», которые состоятся в Москве 9-11 января 2013 года. Воззвание было подготовлено Президентом Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и Председателем Оргкомитета чтений В.Г.Александровой.
В нем, в частности, говорится, что «Манифест гуманной педагогики», «вызревший в недрах классиков, стал поистине эпохальным явлением в развитии современного образования. Он вобрал в себя всё лучшее, что подарила миру педагогическая мудрость, стал отражением живого творчества и призывает к более высокому уровню осознания долга и ответственности перед будущим».
 
Парадигма Манифеста
 
В Воззвании подчеркивается, что «ключевыми понятиями очередных Чтений должны стать: духовный гуманизм, его осмысление и применение в жизни, и будущее, черты которого мы способны утвердить через духовный гуманизм уже сейчас».
Таким образом, высший смысл Манифеста – его специфичный мейнстрим – в соединении духовности и гуманности. Отдельно – духовность и гуманизм – в культуре существовали и развивались на протяжении веков. Но никогда не соединялись. Дело в том, что это две противоположные системы ценностей. В религиозной трактовке духовности высшей ценностью является Бог, а в гуманной – Человек. Следовательно до публикации " Манифеста гуманной педагогики" в философском смысле эти системы были непримиримы и не интегрируемы.
Как видно в Манифесте через понятие «ду-ховный гуманизм» четко ставится задача способствовать воспитанию человека культуры, мыслителя, деятеля, творца. Это особенно значимо сейчас, поскольку российское общество на новом витке развития вновь переживает начальную фазу перехода от жизни в культуре материальных вещей и ценностей потребительского общества – к жизни в культуре идеальных смыслов.
 
Манифест – живое творение
Соавторы Манифеста гуманной педагогики постоянно подчеркивают, что он «живое творение. Гуманная педагогика в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях ученых со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Движение вперед вызовет необходимость время от времени дополнять, совершенствовать, обновлять текст «Манифеста», развивать его дальше. Каждый будет иметь возможность привносить в творение живой педагогики свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым, совершенствуя и обогащая идеи гуманной педагогики».
Вместе с тем, авторы Воззвания «полны веры в неизбежность гуманной педагогики» и желают членам сообщества «творческого вдохновения»! В Воззвании подчеркивается, что «принимая Манифест гуманной педагогики как руководство к действию, нам предстоит всмотреться в себя и постараться найти слова и новые интересные формы для того, чтобы рассказать и продемонстрировать, как дух творчества зарождается и совершенствует нас самих, как он облагораживает нас, наше окружение, учеников и мир образования».
Итак, 2012 год провозглашен для членов сообщества гуманной педагогики годом напряженной подвижнической работы над реализацией идей Манифеста в педагогической практике. Но эта деятельность, как не парадоксально, объективно затрудняется сложной смысловой нагруженностью и своеобразной семантикой и стилистикой Манифеста.
В данной связи главными методологическими задачами в творческой работе над Манифестом является следующие:
1. Необходимо вписывание подходов Манифеста в общий дискурс развития педагогического знания, определение в нем его места. Основной проблемой здесь является семантический стиль текста Манифеста, понимаемый и разделяемый внутри сообщества, но настороженно воспринимаемый за его пределами. Это связано с эзотерической, трансцендентальной и иррациональной природой эпистемологии, на которой основан Манифест.
2. Наряду с этим, в Воззвании справедливо указывается, что «для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики придется преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире». В данной связи необходимо выстраивание на основе текста Манифеста современной модели образовательного процесса, опознаваемой как широким педагогическим сообществом, так и руководителями образования. Для этого ведущие понятия и категории Манифеста, представляемые в тексте как рядоположенные, должны быть деконструированы, разнесены по соответствующим кластерам и иерархично выстроены.
 
Программа действий
 
По убеждению соавторов Манифеста, «гуманная педагогика не есть уже проторенная дорога, по которой нам остается достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты».
На что же предлагают соавторы Манифеста направить творческую энергию учительства? На реализацию Программы действий, несущей в себе систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма. Эта вдохновляющая и масштабная Программа изложена в Манифесте не декретивно-лобово, а в притчевой диалогичной форме в семи основных направлениях.
Всего же авторами предложено 36 направлений, требующих творческой разработки в теоретической и практической деятельности сообщества педагогов-гуманистов.
1. Как педагогу самому жить многогранной духовной жизнью – внутренним источником восхождения духа, источником деятельности человека во внешнем мире.
2. Как педагогу быть образцом одухотворенной деятельности?
3. Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребенка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа?
4. Как развивать в детях Веру?
5. Как воспитывать детское Сердце?
6. На каких примерах и содержательном материале взращивать в каждом Ребенке Благородство и Великодушие – самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса?
7. Как педагогам самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребенком?
8. Как воспитывать в каждом Ребенке ответственность за свои мысли и слова, которые могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная,
9. Как воспитывать в детях добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие?
10. Как педагогам самим беречь чистоту своих мыслей?
11. Как привести Ребенка к пониманию смысла жизни?
12. Как помочь детям осознать непреложность Закона причин и следствий, как универсального закона жизни? (человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдаленном будущем; он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода).
13. Как приучить каждого Ребенка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий?
14. Как педагогам самим придерживаться закона причин и следствий?
15. Как нести любовь (всемогущую и всеобъемлющую силу всего образовательного мира) детям и каждому отдельному Ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию?
16. Как взращивать в детях взаимную любовь к нам?
17. Как воспитывать в Ребенке любовь к ближнему и ко всему сущему?
18. Как утончать свое искусство любить детей и каждого Ребенка?
19. Как взращивать духовную общность – основу и необходимое условие воспитания – с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребенком?
20. Как беречь духовную общность?
21. Как пользоваться духовной общностью?
22. Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребенком?
23. Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?
24. Как развивать умения самопознания?
25. Как заниматься самосовершенствованием?
26. Как и в чем совершенствоваться?
27. Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу?
28. Как расширять свое сознание?
29. Кто будет нам оказывать помощь в расширении сознания?
30. Как вести детей по пути самосовершенствования?
31. Как воспитывать героев?
32. Как облагораживать знания?
33. Как нам учить детей «языком сердца»?
34. В каких формах красоты преподносить знания детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей?
35. Каковы горизонты наук в содержании образования?
36. Как создать образовательные курсы на основе принципов гуманной педагогики?
 
Модель образовательного процесса
 
Сила и качество влияния этого поля зависит от личности педагога и его культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения - ведь образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование». В Манифесте отмечается, что каждый из педагогов-гуманистов есть «творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекает детей или отдельного Ребенка
Как подчеркивают авторы Воззвания в «Манифесте» понятия «Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики - теории и творческой практики становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма».
Чтобы облегчить членам сообщества творческий поиск по воплощению в жизнь этого действительно «эпохального замысла» предложим свою авторскую модель образовательного процесса – систему содержания и средств, разработанных на основе понятия духовного гуманизма, содержащейся в Манифесте гуманной педагогики.
Прокомментируем предложенную модель. Поскольку цели и ценности в Манифесте носят сакральный характер, то обратимся к последующим «земным» кластерам модели образователь-ного процесса, в которых данные цели и ценности соответствующим образом олицетворяются.
Содержание образовательной деятельности. Ведущими трендами определения содержания образования выступает ориентация на историческое время, целостность и развитие как важнейшие характеристики Бытия.
Форма. Понимая знание в широком смысле слова, в том числе и как социальный опыт, приобретаемый в образовательной деятельности, мейнстримом такой деятельности становится со-творчество на уровне идей. При этом необходимо создать для учащегося субъектно-ори-ентированную или субъект-субъектную среду.
Методической системе как алгоритму образовательной деятельности соответствуют принципы становления и самоорганизации. Это предполагает освоение педагогами техник, позволяющих осуществлять деятельность на уровне смыслов и идей, а не только на уровне трансляции сведений. Все это определяет способность, возможность и стремление педагогов достичь высшего уровня мастерства и построить образовательную деятельность как сотворчество педагога и школьников.
Технологии. Наиболее важными для педагога-гуманиста оказываются такие техники, качества и компетенции, как способность понимать ученика, создавать субъект-субъектные образовательные среды и пространства, работать с мотивацией воспитанника и с собственной мотивацией, выстраивать соответствующие ролевые отношения, а также способность педагога к саморефлексии, умение учиться, стремление к профессиональному совершенствованию.
Желаем успехов в живом творении гуманной педагогики.

М.В. Богуславский,
Президент Академии творческой педагогики им Л.И.Рувинского,
член–корреспондент РАО

Сбережем педагогику

Двадцать лет развития российского образования на постсоветском пространстве значительный срок, что бы подвести итоги и задуматься о будущем. Символично, что эти два десятилетия красиво оформлены двумя Законами «Об образовании». Первый был принят в 1992 году. Этой осенью должны принять новый Закон.
По роду своей профессиональной деятельности постоянно и тщательно анализируя процессы, происходящие в российском образовании, особенно остро чувствую, как из него уходит педагогика, а остается одно образование в своем предельно простом и беспощадном виде. Вот все до боли знакомые явления, которые составляют современный образовательный ландшафт.
ЕГЭ, который призван создать объективно равные условия для поступления в вузы, с неизбежностью падающего ножа гильотины отсекает миллион нюансов, из которых, собственно, и состоит педагогика. Раньше выпускные экзамены в школах превращались в настоящее педагогическое действо, где учитывалось множество деталей. И не очень способному, но трудолюбивому ученику чуть завышали балл, что бы поддержать его усилия. А иной записной отличник, понадеявшийся на свои способности, получал жесткую четверку или тройку, на всю жизнь, запоминая этот урок.
Директор школы был «учителем учителей», а не только менеджером  разной степени успешности. А мерилом перспектив его профессиональной деятельности был не паспортный возраст, а особая гуманная и творческая атмосфера в школьном коллективе, продуктивная социально - педагогическая деятельность, ну и, конечно, собственно учебные достижения. Сейчас же оголтело выпихивая на пенсию заслуженных, но, увы, не молоденьких директоров, на их место ставят верноподданных и бездушных 35 – летних «железных кнопок», готовых беспрекословно выполнять любые чиновничьи директивы. Причем назначение этих выдвиженцев для педагогических коллективов всегда проходит неожиданно, быстро и жестко, напоминая по стремительности и беспощадности происходящего, своего рода, рейдерский захват.

В отечественном педагогическом пространстве всегда существовали школы большие и маленькие, причем считалось, что небольшие школы – лучше, поскольку в них есть возможность «достучаться» до каждого ребенка. Теперь в образовательном пространстве ведущей – на всех уровнях от университетов до дошкольных образовательных учреждений - является тенденция к объединению всех и вся. Тенденция абсолютно механическая и режущая всех по живому. Ее структурно – организационные, экономические и управленческие, да и образовательные факторы понятны, но опять таки в них нет ничего педагогического - так одна «движуха», да грошовая экономия.

Теперь немного о новом Законопроекте « Об образовании», который осенью примут и утвердят в качестве Закона. Остались последние шероховатости: жадный Минфин хочет отобрать все социально – бытовые льготы у сельских учителей, а доблестное Министерство образования и науки их отбивает.
Но дело, конечно, не в этом. Характеризуя новый Закон, в качестве его наиболее сильных сторон называют гарантию заработной платы учителей по отношению к средней по промышленности, легитимизацию новой структуры системы образования, в частности, выделение дошкольного образования в самостоятельную ступень. Подчеркивают, что в нем получит законодательное оформление новая структура высшего образования и другие уже сложившиеся в российском образовании процессы и явления. Все это так и в данном, опять же чисто образовательном залоге, новый Закон полезен и необходим.
Но в отличие от прежнего Закона «Об образовании» в нем есть существенная педагогическая проблема. Закон 1992 г. был весь устремлен в будущее, он звал вперед, стимулировал к развитию, распахивал пространства. Он был вдохновляюще гуманистичен и демократичен. В этом, конечно, была и его существенная слабость, которой не замедлили воспользоваться « человеки в мундирах».
А новый Закон никого не вдохновляет и никуда не ведет. Он, совершенно, в социально – философском залоге бесцелен и, поэтому, – в ценностном плане – бессмысленен. По нему образовательная Россия сможет жить и работать. А вот полюбить его не получится.
В этом плане показательна картинка принятия нового Закона на заседании правительства в июле 2012 г. Председатель правительства РФ Д.А.Медведев пытался вдохновить членов кабинета словами о том, какой важный и судьбоносный закон они рассматривают, что он имеет отношение ко всем гражданам России. Предложил организовать обсуждение. Какое там, – пустые глаза и откровенная скука. В итоге все обсуждение уложилось в три минуты…

Мне, конечно, захотят открыть глаза, поведают, что, мол, Закон - документ нормативный, юридический, строгий, там не место для любви и лирики, это дело других документов. Согласен, тогда назовите эти документы, вдохновляющие и стимулирующие к творческой педагогической деятельности, определяющие для педагогической, а не только образовательной России, пленительные перспективы ее развития. Документы, где человеческим языком изложены цели и задачи воспитания и обучения. Вы скажете, что это все есть в новых ФГОС – тогда Бог вам судья.

Итак, увы, но педагогика в современной российской действительности потерпела полное поражение и по всем фронтам заменена образованием. Разумеется, это, к счастью, касается только макрообразовательных процессов. В конкретном образовательном учреждении – верю и знаю - тщанием педагогических подвижников живут и педагогика, и воспитание, трудно, но живут.

Но этого мало - ведь педагогическое пространство и атмосфера гуманного воспитания – это тот живительный воздух, благодаря которому, рождаются, существуют и действуют великие отечественные педагоги.

Сейчас, пройдя в 90 – е годы через, к сожалению, неизбежный, искус сокрушительной критики советской школы и педагогики, мы, в очередной раз, прозрев, начинаем осознавать ее великие достижения и бесценные ценности, имеющие, безусловно, всемирное значение.

Как профессиональный историк педагогики, могу со всей ответственностью засвидетельствовать, что таких, прежде всего, социально – педагогических, да и интеллектуально – образовательных достижений, которые были достигнуты советской педагогикой и системой образования, не знала вся мировая история.

Да, к сожалению, советская система образования, особенно школьная ее ступень, была не вариативна (что, кстати, объяснялось стремлением избежать социальной дифференциации детей) и ритуально идеологична. Вот, собственно, и все обвинения, которые разумные люди, если зачем - то захотят, смогут предъявить советской школе и педагогике.

Но нам сейчас главное не это. Необходимо осознать, то, что весь насыщенный высокими социальными целями воздух советской педагогики окрылял и вдохновлял педагогов на творческие прорывы.

Дух захватывает от простого перечисления имен великих отечественных педагогов ХХ века. Даже если ограничиться сакраментальной «десяткой», то это такие педагогические титаны, как П.Ф.Каптерев - В.П.Вахтеров - С.Т.Шацкий - К.Н. Вентцель - М.М.Рубинштейн - П.П.Блонский - А.С.Макаренко - С.И.Гессен -В.В.Зеньковский - В.А.Сухомлинский. Здесь поименованы только те педагоги, чей жизненный путь прервался до начала 70 – х годов. Какая другая национальная педагогика, кроме нашей, отечественной, способна за ХХ столетие выставить такую когорту имен великих педагогов - никто и близко не стоит.
А ведь здесь названы только имена первого порядка. И если заглянуть в условный следующий эшелон, во вторую десятку, то здесь мы встретим не менее славные имена - М.И. Демков - Н.К.Крупская - М.Н.Скаткин - А.М.Данилов - Ф.Ф.Королев - Л.В.Занков - И.Я.Лернер - И.П.Иванов - Л.И.Новикова - В.В.Краевский.
Их педагогическая деятельность осуществлялась на прочном фундаменте трудов великих советских психологов: Л.С.Выготский - С.Л.Рубинштейн - Д.Б.Эльконин - А.Н.Леонтьев - А.В.Запорожец - А.В.Брушлинский.
Но это только педагоги и психологи, а ведь в отечественном образовательном пространстве ХХ века творила плеяда великих философов и педагогических мыслителей: отец И.Крондштадтский - В.В. Розанов - П.А. Флоренский - Г.Г. Шпет - П.А. Сорокин - Н.А. Бердяев - И.А. Ильин – Г.П.Федотов - Н.К.Рерих - Г.В.Флоровский - Д.Л.Андреев - отец А. Мень.
Присовокупим к этому славному списку имена тех философов, психологов и педагогов, чья творческая деятельность пришлась на 60 – е - 80 е годы ХХ века: Э.В. Ильенков - В.С. Библер - Г.П. Щедровицкий - В.Ф. Матвеев - С.Л.Соловейчик – М.К.Мамардашвили - В.В. Давыдов - Ф.Т. Михайлов – И.С.Кон.
В этом своеобразном мартирологе названы славные имена только тех философов, психологов, педагогов и педагогических мыслителей, которых нет больше с нами.

Как известно, текущий 2012 год в России указом Президента РФ был объявлен Годом российской истории. Это было сделано «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».

Мы располагаем, накопленным на протяжении ХХ века, имеющим всемирное и непреходящее значение, великим наследием, вобравшем в себя концептуально осмысленный бесценный опыт обучения, воспитания и социализации подрастающих поколений.

Творческое обращение к его живительному и вдохновляющему потенциалу способно очеловечить современное российское образование, обратить его от организационно – управленческих и финансово – экономических тенет к вдохновляющим психолого-педагогическим целям и задачам.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) > Конкурс "Лучшее астрофото сезона: Зима 2012". Победители - http://www.astroclub.kiev.ua/forum/index.php?PHPSESSID=757un8840mfcv3lro6ol4mogj7&topic=28204.msg280345#msg280345

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ :

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

Видео и другие материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве - http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19/2012

СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Уважаемые подписчики! На сайте Артемовского Рериховского Общества в разделе Библиотека добавлена новая книга.

Валерия Ниорадзе По ступенькам СКАЛЕ. Уроки письменной речи. Часть первая

Валерия Гивиевна Ниорадзе - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, автор системы развития письменноречевой деятельности у школьников.

Система выращивания в детях письменноречевой деятельности основывается на принципах Гуманной Педагогики и строится на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова».

Скачать книгу (566 kb) 

Скачать иллюстрации (архив rar 900 kb)

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию.

Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.

Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» (перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Гуманная педагогка в дошкольных учреждениях 


Воспитательно-образовательная концепция Детского сада

"Басти Бубу"

Основанная на принципах гуманной педагогики

Программа разаработана академиком РАО, докторм психологических наук,

профессором Московского городского педагогического университета,

рыцарем Гуманной Педагогики, Шалвой Амонашвил и его женой,

академиком АПСН, доктором педагогических наук,

профессором Московского городского  педагогического университета,

Рыцарем гуманной педагогики, Валерией Ниорадзе.

Грузия, Бушети 2012, 10.08-24.08

Полностью смотрите на http://www.od.gum-ped.ru/?&do=gum_pedagogika&id=303

 

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное