← Октябрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику В поиске нового педагогического воображения
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику В поиске нового педагогического воображения 110 2012-10-15 12:53 ![]() Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещена статья Шалвы
Александровича Амонашвили «В поиске нового педагогического воображения» (Выступление на Пятых Международных педагогических
чтениях в 2006 г.,
публикуется по: Три ключа. Педагогический
вестник. Выпуск десятый. М., 2006.) В разделе «Новости и
ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы,
читайте новости о новой книге В.Г.Ниорадзе, выпуске собраний сочинений
Ш.А.Амонашвили, краткую информацию о прошедших 10-11 октября 2012 г. в Москве Шестых Международных
Родительских Чтениях МОД «Родительская забота», полное объявление о Седьмых
Всеукраинских Педагогических Чтениях в Киеве 17-18 ноября 2012 г. в НПУ имени
М.П.Драгоманова и уточненное информационное письмо о
Первых Киевских Педагогических Чтениях «Манифест гуманной педагогики – путь в
будущее» в Киеве 20 октября 2012
г. в помещении Института психологи имени Г.С.Костюка
НАПН Украины. ВСЕМ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ, РАДОСТИ,
ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЯ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО! Уважаемые учителя и
работники образования! Ш.А.Амонашвили В поиске нового педагогического
воображения Дорогие друзья! Смысл наших Пятых Международных
педагогических чтений мы заключили в крылатой фразе: «Спешите, дети, будем
учиться летать!» Людям, далеким от наших дел и устремлений, будет трудно
понять, насколько такой призыв имеет какое-либо значение для Международного
педагогического форума, на котором собралось более пятисот представителей из
России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Киргизии,
Грузии. Но мы с вами знаем, что во фразе этой таится глубокий подтекст: это
есть поиск нового педагогического воображения, основанного на расширенном
сознании, которое приемлет постулат духовности. Наша задача –раскрыть этот
подтекст, осознать его, определить пути его утверждения. В связи с этим
осмелюсь предложить вам некоторые свои соображения. О школе Школа –живое духовное существо со
своим предназначением. Она ведет общество, но не является
слугой общества. Она укрепляет государство, но не
есть оружие в руках государства. Она служит человеку, но не
обслуживает его. Какая же сила направляет Школу? Ее направляет сила собственного
духа. Дух Школы имеет свои вечные
основания. Ими являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и
качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость,
Благородство, Великодушие, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке
путем образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и
духовной жизнью. Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт. Они
проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная
культура. Все национальное есть источник
общечеловеческого. Школа есть ревнивый хранитель
национального духа. Миссия Школы устанавливает закон: Школа каждого народа
должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Российская
Школа должна взращивать российскую духовность,украинская Школа должна
взращивать украинскую духовность, грузинская Школа –грузинскую духовность.
Латышская – латышскую, литовская – литовскую, армянская –армянскую и т.д.
Нарушение этого закона вызывает вырождение нации, народа, крах государства. Национальный дух не есть
национализм, тем более не есть шовинизм и фашизм. Национальный дух есть
достояние общечеловеческой культуры и украшает земную жизнь так же, как разные
цветы украшают поле. Цитирую мысль Константина
Дмитриевича Ушинского, мэтра мировой педагогики: «Каждому народу суждено играть
в истории свою особую роль, и если он забыл эту роль, должен удалиться со
сцены: он больше не нужен. Народ без народности – тело без души, которому
остается подвергнуться закону разложения и уничтожения в других телах,
сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни...» Потому: «Общей системы народного
воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в
теории...» Что умеет и чего не умеет Школа? Школа умеет любить и воспитывать
любовь. Но она не умеет ненавидеть и
воспитывать ненависть. Школа умеет быть преданной и
воспитывать преданность. Но она не умеет предавать и воспитывать предательство. Школа умеет созидать и вдохновлять на созидание. Но не умеет разрушать и напутствовать на разрушение. Школа умеет защищать ребенка и выправлять его судьбу. Но она не умеет ущемлять ребенка и искажать его судьбу. Школа умеет творить добро и воспитывать доброту. Но не умеет быть злой и воспитывать зло. Школа умеет быть честной и воспитывать честность. Но она не умеет быть лживой и воспитывать лживость. Школа почитает родной язык и воспитывает доброречие. Но она не умеет сквернословить и воспитывать сквернословие. Школа есть Царство мысли и воспитывает свободомыслие. Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба. Школа умеет расширять сознание. Школа живет Духовностью и Верой. Она гибнет без Духа и Веры. Школа умеет все хорошее. Но не умеет ничего плохого. Школа –Светлый Ангел и несет только Свет. Все, что не от нее, то от лукавого. Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно
поставить слово Школа? Есть только одно-единственное слово – Храм. Храм и Школа. Они достойно возглавляют не только легионы светлых, честных,
одухотворенных слов, но и духовно-нравственное и интеллектуальное восхождение
народов. Храм и Школа – стоят у истоков и на страже Веры и Культуры,
дают духовно-нравственные ориентиры наукам, искусствам, творчеству. Храм и Школа –стражи Света и враги тьмы. Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть Путь. Пока народ почитает Храм и Школу, его не покинет судьба. Если народ заботится о Храме и Школе, к нему придет
могущество. Но если кто разрушит Храм, сам Бог разрушит его. Если кто погубит Школу, гнев народа погубит его. Школа в опасности Но нам нужно бить в тревожные колокола – Школа в опасности. Общество забывает о предназначении Школы. Общество требует от школы только одного: «Дайте нашим детям
знания, которые помогут им пробиваться в лабиринтах жизни!» Именно пробиваться.
Качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении
молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний
выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает. Но Школа не умеет так: давать своим воспитанникам знания и
не давать духовность и нравственность. Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках
необлагороженного человека то же самое, что и сабля в руках сумасшедшего». Многие думают, что понятия: личность, нравственность,
духовность –пустые слова; главное –иметь знания для преуспеяния, остальное
приложится. То, что слабеет духовно-нравственная опора знаний, – идет от
лукавого. Школа, в которой нет духовности, не Школа, а суррогат Школы. Школа поражена
безбожием Есть одно слово, всем словам источник – Бог. Доколе будем пугаться Бога в образовании? Наш глубочайший поклон науке. Но неужели она доказала нам, что нет Бога, а есть только
она? Тогда пусть зазвучат мысли, которые были высказаны великими
учеными. С их именами связаны величайшие научные открытия и расширение
горизонтов науки. «Естествознание без религии хромает, религия без
естествознания мертва», – Альберт Эйнштейн. «Сознание предшествует воплощению идей. Бог – великий
Архитектор», –Дмитрий Лихачев. «Чем больше узнаю я природу, тем больше изумляюсь
неподражаемым делам Создателя», – Луи Пастер. «Религия и наука нисколько не исключают друг друга», – Макс
Планк. «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере», – Антуан
Анри Беккерель. «Величайшее мое уважение и восхищение всем инженерам,
особенно же самому великому из них – Богу», –Томас Эдисон. «Те, которые думают, что изучение наук делает человека
атеистом, вероятно, какие-то смешные люди», –Макс Берн. «По-видимому, вопрос души начинает все больше и больше
входить в науку. Это и должно быть, так как понятия материи, энергии потеряли
прежние формы», –Владимир Вернадский. Скудеет Школа от безбожия. Сиротеет мысль, блекнет красота, обесценивается
нравственность, сужается сознание, озлобляется Сердце, знания превращаются в
товар, тупеет сострадание, слепнут глаза к безобразному, торжествуют алчность и
чувство собственности, торжествует тьма. Секты, лжепророки, маги и отравленные ими души миллионов;
голод, нищета, обездоленность, обреченность; войны грабительские, агрессивные;
превращение в руины церквей, синагог, мечетей, ценностей культуры –все, все от
безбожия! Школа поражена безбожием. Поспешим к мэтру педагогики, чтобы восполниться мудростью.
Он, Константин Дмитриевич Ушинский, скажет нам: «Все школьное учение и вся
школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным
элементом». Стихийное бедствие – наводнение тестов Для того ли родилась Школа в жизни человечества, чтобы
готовить своих питомцев выдерживать тесты и таким способом открывать себе врата
жизни? Что есть тесты – сумма системных знаний? Нет, тесты не есть такие знания, они и не помогают ребенку
систематизировать в себе знания. Тесты –это искусственно и противоестественно образованный
сумбур так называемой информации, в которой крупицы знаний выглядят жалко,
беспомощно и обиженно. Тесты – инородное тело для образования. Тесты и тестирование
отбрасывают школу от своей сути –быть мастерской человечности. Перед таким
монстром, каковым являются всепоглощающие тесты, понятия –воспитание
благородства, любви к Родине, веры, честности, трудолюбия, взаимопомощи и т.д.
– выглядят как жалкие атрибуты Школы, от которых лучше избавиться или же просто
умолчать о них, и они уйдут в забвение. Вам будет нетрудно проследить: сколько страстных речей и
слов и, конечно, времени было потрачено властями по вопросу тестов, и сколько
за это же самое время было сказано слов об учителе, о школе, о воспитании
благородства. Бедствие идет с Запада и США. Что такое хорошее сделали тесты и тотальное тестирование
школьной молодежи, скажем, в США, чтобы их немедленно внедрять в наши школы? Может быть, тесты установили у них демократию и
справедливость в образовании? Нет, конечно. Демократия и справедливость зависят от
доллара. Может быть, тесты помогают им выявлять будущих Эйнштейнов? Нет, конечно. Таланты так же проявляются или гибнут, как это
бывает в обычной авторитарной школе. Может быть, с помощью тестов они опередили уровень бывшего
советского образования? Нив
коем случае! Советская школа была и пока еще есть одна из прекрасных школ в
мире. Может быть, тестирование гуманизирует образование, повышает
его воспитательный потенциал, выявляет личность? Тоже нет. Не гуманизирует, а авторитаризирует; не личность
выявляет, а обезличивает ее. Сколько десятков лет США тестируют школьников, но
образование от этого ничуть не продвинулось, и общество тоже не выглядит
возвышенно. Вот действительная картина США: 55 млн. наркоманов; около
30% населения являются гомосексуалистами и лесбиянками; 37 млн. американцев
нуждаются в серьезной психиатрической помощи; половина населения не в состоянии
написать даже письма; 44 млн. взрослых не способны подсчитать, сколько денег
израсходовано на покупки в супермаркете; с каждым годом усиливается тенденция
правонарушений среди молодежи; устрашающее количество самоубийств среди
школьников и взрослых... А индустрия тестов процветает, тесты гуляют во всех сферах
жизни, и, конечно, они угрожающе давят на сознание и подсознание молодежи. Тучи глобализации Над школой сгущаются тучи глобализации. Что значит глобализация? Глобализация – сверху насаждаемая «норма» жизни, «новый
мировой порядок». Насаждает его тьма, так называемое теневое «мировое
правительство». Оно есть объединение сверхолигархов, в чьих руках сосредоточена
огромной мощности финансовая и экономическая власть. Глобализация направлена на
унификацию жизни на земле, на резкое сокращение населения любыми способами, в
том числе войнами и эпидемиями, катастрофами и стихийными бедствиями, на
превращение большинства людей в обслуживающий персонал для «элитного» сословия.
«Чтобы прийти к созданию единого мирового правительства, – сказано в одном
официальном документе, – необходимо освободить людей от их индивидуальности, от
привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они
исповедуют». Глобализационные процессы в мировом масштабе уже принесли
множество бед: агрессивные войны, банкротство нескольких стран и кабальное
положение других, широчайшее распространение наркотиков, насилие
гримаснической«поп-культуры», катастрофический рост смертности детей от голода
(более 80 млн. в 2000 году), эпидемия СПИДа, мировая перепись населения и цифровая
идентификация каждого живущего на Земле и т. д. Все это и многое другое вызывает возмущение людей, возникло
движение антиглобалистов. Может ли миновать глобализация сферу образования? Конечно, нет. Что есть стандарты образования? Что есть тесты и тестирование? Что есть пересмотр содержания образования с точки зрения
денационализации? Что есть насилие технологиями образования и такими курсами,
как «сексуальное воспитание», «критическое мышление» и т.п.? А единые государственные экзамены? «Обещания» биотехнологии Запад гордится достижениями в биотехнологии. Лондонский Королевский институт обещает: биотехнология в
скором будущем позволит внедрить в зародыш искусственные микросхемы с заданным
набором полезных признаков. Считай –это есть механизм пожизненного манипулирования над
людьми. Что может произойти с нами? Эти микросхемы, будучи встроенными в мозг, «усилят» чувства
и улучшат качество выполняемой работы; компьютерный экран будет способствовать
исчезновению отношений в семье, на работе, в учебном заведении, человек
перестанет общаться с другими людьми, изменится его разум. Жизнь в таком
«интерактивном» мире окажет воздействие на восприятие человеком окружающей
действительности (вообразите только, каким станет это восприятие и кто будет
пользоваться «измененным» разумом людей). Что станет с личностью? «Она может
радикально измениться или даже исчезнуть». Индивидуальность и квалификация
учителя перестанут иметь значение (то есть учителя не нужны будут!). Ни
учителя, ни авторы книг более не будут «диктовать» человечеству свои воззрения
и убеждения. Обучающийся сам развивает свое мышление, стремительно двигаясь от
гиперссылки к гиперссылке в Интернете. Вот что прогнозирует и даже планирует наука биотехнология! Трудно ли сделать выводы, если учесть еще, что результаты
таких исследований могут оказаться в руках, насаждающих «новый мировой
порядок»? О новом педагогическом воображении Школу надо спасти. Начинать это неотложное дело надо с того,
чтобы понять: кто мы есть. Мы не маленькие «человечки», от которых мало что зависит.
Кто унизит себя до «маленького человека», тот не учитель, не воспитатель, и
пусть не мешает божественному делу образования. Но, осознав свою силу и миссию,
пусть не возгордится, а исполнит свой долг творчески, преданно, с любовью и
терпением. Вот что нам говорит Николай
Константинович Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущности масс, ни
один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и
способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю
это слово в самом широком смысле –может совершить больше, нежели завоеватель и
государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Начиная с Первых Чтений, с 2002 года, мы по крупицам строим
в сознании и утверждаем на практике новое педагогическое воображение. Оно
истекает из понятий духа и духовности, из идей гуманизма и русского космизма,
его наполняет классическая педагогика. Послушаем, что скажет нам мэтр
классической педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. «Всякая школа, прежде
всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного,
заставив его познать частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного
развития человечества. Без этого все фактические познания –иди они даже до
глубочайших математических и микроскопических исследований –не только не
принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может
быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном
устройстве». Далее он пояснит нам: «Под именем гуманного образования надо
разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие». А дальше мэтр даст нам наставления. Человека можно развить
гуманно не только изучением классических языков и так называемых гуманитарных
наук, но еще гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией,
историей, литературой, природой. Только надо, чтобы они давали пищу духу.
Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие будет заключаться
собственно не в различии наук, но в различии способа их изучения. Можно из
истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия тоже сделать реальную
науку. И наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке,
и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным. Мэтр заключает: в
гуманно-образовательном влиянии учения надобно отличать собственно два влияния:
влияние науки и влияние самого учения. И добавляет: есть еще влияние учителя,
которое ничем не заменишь. Скрытые силы человечества Говорят мудрецы: в ребенке есть Чаша. Что в ней, в этой Чаше Чудной? Там и надо искать скрытые силы человечества. В Чаше хранится путь, который человеку предстоит пройти. Человек имеет предназначение – об этом –в Чаше. Имеет мысли и мечты свои –они в Чаше. Несет в себе знание об Истине –оно в Чаше. Несет свои дары духа – они тоже в Чаше. Чаша – хранилище Беспредельности и Бессмертия. В ней кристаллизуются лучшие накопления жизни, как ступеньки
восхождения. Ребенок несет в себе Чашу – единственную и неповторимую во
всей Вселенной. Он в ней высшая сущность, он в ней личность. Чаша –суть духа, ядро духа, ибо в ней –образ Творца и путь к
Творцу. Потому сказано: «В Чаше лежит крылатый ребенок». Ребенок рождается с Чашей, и он знает о ней. Но надо, чтобы наше расширенное сознание утвердило мысль:
Чаша в ребенке, но она в вере нашей. Если наша вера не примет Чашу, то ребенок
забудет о ней, не будет черпать из нее Путь свой. Значит, нужно, чтобы наша забота о
ребенке не отвела его от Чаши своей, а привлекла к ней. Помочь ребенку познать свою Чашу
есть смысл гуманной педагогики, нового педагогического воображения. Тенета для ребенка Полет – природа для птиц. Есть крылья, есть страсть к полету. Но птичка наша в
клетке. Так больше нравится нам: пусть поет
она только для нас, а не для всех и даже не для себя;
пусть украшает наш быт, а не быт каждого. И птичка поет. О чем она поет? Мы не знаем, о чем она поет. Может быть, о своем горе? Но нам
нравятся ее трели. Птичка прыгает с
жердочки на жердочку и обратно.Это все, что осталось от
полета. Потом, может быть, выпустим из
клетки. Пусть полетит, все равно далеко не улетит –крылья уже не те. Но она и не хочет летать – забыла, что такое летать и зачем ей крылья. Она была создана для
полета еще до того,как мама-птичка снесла яйцо. Но мы
лишили ее полета еще раньше –в наших
мыслях и воображении. В них мы присудили птичке жить в клетке.
А потом так и поступили: мать-птичка снесла яйцо в клетке, птенец вылупился в
клетке, вырос в клетке. И, наконец, птичка позабыла о Чаше, где она покоряет
небеса, уничтожает насекомых и поет гимн Создателю. Почему мы так поступаем? Птица – это наш ребенок. Это мы сами. Почему мы отнимаем свободу у еще не рожденного ребенка? И делаем это сначала в наших мыслях
и воображении; так уготавливаем ему тенета, а потом, после появления на свет,
воплощаем все задуманное в жизнь. Скажет кто: «А где вы видели детей
в клетках? Где вы видели наши тенета»? Ходить далеко не нужно. Авторитаризм вокруг детей – не
клетка, не тенета? Соблазны недостойные – не тенета? Узость мышления, которая
насаждается; тестирования, которые как паутина оплетают школьную жизнь;
скверная речь, которой постоянно обливается ребенок; бездушие и бесцельность,
курение, наркомания, жестокость и не сходящее с наших уст долбание:«Учиться,
учиться, учиться...» Как все это может отразиться на
хрупкой душе ребенка, на Чаше, в которой находятся скрытые силы человечества? Чаша неупиваемая Факт, о котором хочу рассказать,
невероятный и поразительный. Кто-то сразу отметет его, потому что «такого не
может быть». Кто-то посмеется и скажет: «Забавная утка». Но если факт этот
действительный? Тогда он убедит нас в действительности Чаши, убедит в том, что
она неупиваемая. Речь идет о внутреннем мире детей,
которых мы называем глубоко умственно отсталыми, кретинами и дебилами, детей с
глубоким аутизмом, с церебральным параличом, с мозговыми травмами. Дети эти
беспомощны, их развитие оценивается как безнадежное. И вот что стало известно.
Австралийский педагог-психолог РозмериКросли, осматривая ребенка-аутиста, обратила
внимание, как тот тычет пальцем по клавишам стоящей рядом печатной машинки. Из
чистого любопытства она начала записывать буквы. И порядок букв выстроился в
простую, но достаточно осмысленную фразу, говорящую о том, что беспокоило
ребенка в данный момент. Это было необъяснимо. Получалось, что открывался новый
способ общения с умственно неполноценными детьми. А способ оказался весьма
простым: на листке бумаги беспорядочно рисуются все буквы алфавита (любого) и
цифры от 0 до 9. Ребенку закрывают глаза, задают вопрос, и он вслепую указывает
на буквы, порядок которых составляет ответ. Эксперимент показал ошеломляющие
результаты. А самым важным из них было то, что, оказывается, дети, которые для
нас кретины и дебилы, умственно неполноценные, не умеющие говорить и
воспринимать речь, даже слепые, немые, глухонемые, –вот эти дети имеют духовный
мир, который наука не может объяснить. Эти дети на одинаковом уровне в возрасте
от трех до 19 лет проявляют следующие способности: –
полное знание языка без его изучения, без изучения умения читать и писать; –
полное владение всеми языками; –
связь без участия зрения; –
связь без участия слуха; –
неограниченная скорость восприятия; –
знание Божественной Истины. Эти дети говорят об ангелах,
которые учили их до рождения Святым Писаниям; они знают, почему находятся в
таком теле; дают ответы о событиях прошлого и настоящего в любой точке Земли;
могут предсказать будущее в пределах им «дозволенного»; общаются между собой
мысленно на расстоянии; они говорят о единстве Всевышнего; говорят о
перевоплощении души, о прошлых своих жизнях. Откуда все это? От мозга или от Чаши? Можете себе представить всю
безликость научных достижений биотехнологии по сравнению с теми неограниченными
возможностями, которые хранятся в Чаше? Давайте верить, что когда-либо
наука, добрая и честная, откроет более важную тайну: высвобождать силы, которые
в Чаше. Вообразите, пожалуйста, какая это
будет Божественная Педагогика. Крылья для полета Крылья для полета складываются из отдельных перьев. В чем мы должны помочь детям, чтобы выросли перья и стали
они крыльями? Только мудрость подскажет нам суть наших устремлений. В ней объединяются: вера в Чаше; расширение сознания,
вмещающее понятие духа; осознание мысли как величайшей энергии созидания
Вселенной; чувство ответственности за благородство своих мыслей; владение
сияющим творящим терпением; устремленность и чувство служения; возвеличивание
ценности общего блага; бесстрашие и героизм; чувствознание; знание на грани
горизонтов наук; облагороженное сердце; великодушие; любовь; чувство
прекрасного... И пусть дополнит ваша мудрость, о чем еще нам следовало бы
проявить особую заботу. Кому звать детей Но не забудем о нас самих. Пусть зовет детей каждый, кто хочет научить их летать. Не
беда, если сами не умеем летать. Новое педагогическое воображение стирает старый постулат:
«Учить можно только тому, чему сам научен». В нем ложь, он губителен. Взамен утверждаем закон: «Уча
–учимся». В нем истина, она спасительна. Если мы не отказались от мечты летать, если не отпало у нас
желание взлететь хоть раз в жизни, если во сне иногда летаем, то позовем детей,
и они прибегут к нам. Если доверили ребенка Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет
человек, а за ним еле поспевает ребенок. Человек остановился и велел ребенку
подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. –Что ты тут делаешь, старик? – спросил человек. –Жду тебя! – ответил старик, –тебе доверили этого
ребенка на воспитание? –Верно! –удивился человек. –Так бери с собой мудрость: если захочешь посадить
кому-либо дерево, посади плодовое дерево; если захочешь подарить человеку
лошадь, то дари лучшего скакуна; если отважился воспитать ребенка, верни его
крылатым. –Как я это сделаю, сам не умею летать? –А ты попробуй! – сказал старик и воззрел в небо. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним еле поспевает его
учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. – Старик, видишь, я возвращаю ребенка крылатым! –
сказал учитель гордо и приласкал крылья своего питомца. А старик дотронулся до крыльев учителя и произнес: –А меня больше радуют твои перышки! Менять себя в пользу ребенка Пусть исчезнут из нашего сознания такие понятия, как:
трудные дети, слабые дети, плохие дети, малоразвитые дети, дети необучаемые и
невоспитуемые, отстающие дети. Дети есть народ, действующий в Истине. Каждый ребенок есть возрожденное новое бытие. Каждого ребенка нужно принимать как Иисуса Христа. Это есть предпосылки нового педагогического воображения. Нам нужно восполниться: Мудростью Яна Амоса Коменского, Любовью Иоганна Генриха Песталоцци, Душою Константина Дмитриевича Ушинского, Преданностью Януша Корчака, Сердцем Василия Александровича Сухомлинского. Это тоже есть основа для нового педагогического воображения. НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Киевский
клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) > Конкурс "Лучшее астрофото сезона: Зима 2012".
Победители - http://www.astroclub.kiev.ua/forum/index.php?PHPSESSID=757un8840mfcv3lro6ol4mogj7&topic=28204.msg280345#msg280345 Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с
фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
Алексей Леонов *
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы
Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ /
Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Детский портал
«Солнышко» - http://www.solnet.ee/ Сайт для умных
родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml Все для детей - http://allforchildren.ru/ СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427 Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ : 1. НАУКА http://www.oim.ru/Default.asp
- Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование:
исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только
в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем. Видео и другие
материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве - http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19/2012 СТРОМАТЫ -
http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего -
http://www.delphis.ru/journal/sections/767 Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm Уважаемые подписчики! На сайте
Артемовского Рериховского Общества в разделе Библиотека добавлена новая книга. Валерия Ниорадзе По ступенькам
СКАЛЕ. Уроки письменной речи. Часть первая Валерия Гивиевна
Ниорадзе - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии
педагогических и социальных наук, автор системы развития письменноречевой деятельности
у школьников. Система
выращивания в детях письменноречевой деятельности основывается на принципах
Гуманной Педагогики и строится на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе
культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря
овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно,
общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области
письменного слова». Скачать книгу (566
kb) Скачать иллюстрации (архив
rar 900 kb) Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская
культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/ Заочные курсы
повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям
в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение
"Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили"
предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме
"Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном
процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/ Для прохождения
курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели,
педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все
подробности вы найдёте на сайте. Издательство «Амрита-Русь»
продолжает издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим
названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО,
профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и
литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две
книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают
девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного
образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается
авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и
все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям,
работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600
стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.
Шестые Международные Родительские
Чтения Международного общественного движения «Родительская забота». Уважаемые
коллеги, дорогие друзья! 17-18 ноября 2012 года в
Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова (г. Киев, ул.
Пирогова, 9) состоятся Седьмые Всеукраинские чтения по гуманной
педагогике на тему: «Манифест гуманной педагогики - восхождение в будущее». Соорганизаторы Чтений: Главное управление
образования и науки Киевской городской государственной администрации, Главное
управление образования и науки Киевской областной государственной
администрации, Национальный педагогический университет им.М.П. Драгоманова,
Институт психологии им.Г.С.Костюка НАПН Украины, Хмельницкий национальный
университет и другие учебные заведения, Всеукраинская
культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики. Тема Педагогических Чтений выбрана не
случайно: 17 июля 2011 года в Бушети (Грузия) деятелями Международного
движения гуманной педагогики из России, Грузии, Украины и стран Балтии был
подписан и провозглашен программный документ «Манифест гуманной педагогики». «В современном образовательном
пространстве возникает необходимость принятия классических педагогических
ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и
добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на
основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования - авторитаризм с
его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном
обществе », - записано в преамбуле Манифеста. Седьмые Всеукраинские Чтение посвящены
осмыслению путей преодоления авторитаризма через принятие и утверждение
духовного гуманизма в образовательном пространстве. Основное препятствие для
утверждения идей духовного гуманизма находится внутри нас самих. Нам
необходимо победить себя и стать творцами гуманного образовательного мира. На
Чтениях мы предлагаем обсудить ряд важных вопросов. «Манифест гуманной педагогики» –
живое творение, поэтому каждый будет иметь возможность привносить в творение
живой педагогики свой вклад. Такая работа будет вестись на основе
фундаментального и неизменного для гуманной педагогики понятия духовного
гуманизма. В ходе Чтений нам необходимо осмыслить понятие духовного
гуманизма как мировоззренческой основы нашего каждодневного
педагогического труда. Мы должны понять, что будущее человечества
закладывается в настоящем и такие понятия как гуманизм, любовь, благородство,
великодушие, сотрудничество, – ростки из светлого будущего. Мы
хотим утверждать светлое будущее в жизни, возможно, не всегда это получается,
но главное – это наше устремление к светлому будущему и утверждение его
возвышенных и прекрасных образов уже сейчас. «Живёт тот, кто спешит
перетянуть Будущее в настоящее, не задерживаясь в Прошлом». «Манифест
гуманной педагогики» намечает путь для восхождения в будущее, а нам
необходимо осознать его и начать утверждать в настоящем. Регламент работы Чтений: 1 день, 17 ноября 2012 г., суббота 8. 00 - 10.00 Регистрация участников. 10.00 - 12.00 Первая общая встреча.
Открытие Чтений. Приветствие участников Чтений. Учредительные докладе.
Обращение Ш. А. Амонашвили к участникам Чтений. 12.00 - 12.30 Перерыв. 12.30 - 14.00 Работа лабораторий. 14.00 - 15.00 Обеденный перерыв. 15.00 - 16.30 Работа лабораторий 16.40 - 17.20 «Антология гуманной
педагогики»: «Истина школы в гуманной педагогике А. Захаренко", С. А.
Горячая. 17.30 - 19-00 Отчетно-выборное собрание
Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики. 2 день, 18 ноября 2012 г., воскресенье 9.30 - 10.00 «Урок с точки зрения
духовного гуманизма", В. Ф. Бак 10.00 - 11.30 Мастер-классы 11.30 - 11.45 Перерыв. 11.45 - 13.15 Мастер-классы 13.15 - 13.45 Обеденный перерыв. 13.45 -15.00 Гость: знакомство с
творчеством сотрудников Международного Центра гуманной педагогики: 15.00 - 16.00 Заключительная совместная
встреча. Итоги Седьмых Всеукраинских Чтений по гуманной педагогике. Традиционно все участники чтений
объединятся в лаборатории по направлениям деятельности. На лабораториях
необходимо активно и предметно обсудить основные вопросы и предложить их
решения. Не рекомендуется чтение докладов и представление отчетов о
проделанной работе. Это должно быть живое обсуждение с опорой на личный
педагогический опыт. Если у участников будут заранее заготовленные
выступления, то они могут быть предоставлены для дальнейшего издания в
сборнике Педагогических Чтений или для размещения на сайте Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики. Продолжительность
работы лабораторий - 3 часа. В этом году в ранее принятых направлений работы
лаборатории добавлено еще два: для работников дошкольных учреждений и для
молодежи, которая выбирает для себя путь гуманной педагогики. 1. Лаборатория дошкольного
образования. Лейтмотив: «Если ребенок был бы tabula
rasa .., тогда дело закрутилось бы совсем иначе. Однако видно, что природа не
является плотником, который готовит и хранит отшлифованные доски. Нет. Она
создает уже потенциально определенные лица, в сущности которых изначально
посеяны семена их будущей личности ». Д. Н. Узнадзе. 2. Лаборатория начальной школы. Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика,
которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие,
расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего
предназначения» «Манифест гуманной педагогики». 3. Лаборатория гуманитарных знаний. Лейтмотив: «Под именем гуманного
образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное
развитие» К.Д.Ушинский 4. Лаборатория естественных наук. Лейтмотив: «Нам нужно будет расширять
своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности»
«Манифест гуманной педагогики». 5. Лаборатория художественного
развития. Лейтмотив: «Творить вокруг себя красоту и
гармонию жизни через творение красоты и гармонии
жизни внутри себя».Манифест гуманной педагогіки. 6. Лаборатория «Родительская забота». Лейтмотивы: «Воспитание, лишённое
постоянного, повседневного духовного общения детей с родителями, -
ненормальное, уродливое воспитание, как ненормальна уродлива жизнь родителей
без постоянной заботы о детях». В.А.Сухомлинский. «Любить Ребёнка по-всякому нельзя. Если
любовь не воспитывает, она не для Ребёнка. Если в Любви нет преданности и
скрытой готовности к самопожертвованию, она тоже не для детей»
Ш.А.Амонашвили. В рамках лаборатории планируется обсудить
вопросы, посвящённые также теме «Как Светлый Ангел побеждает», где
предлагается участникам рассказать о том, как они спасали детей и помогали им
в трудных ситуациях. 7. Лаборатория творческой молодежи «Мы
устремлены в будущее». Лейтмотивы: «Полюбите будущее, крылья
вырастут». Восточная мудрость. «Надо ускорить время и подтянуть
настоящее до будущего; надо жить сегодня так, как хотели бы мы жить в
будущем» Ш.А.Амонашвили 8. Лаборатория руководства
образованием. Лейтмотив: «Нашему образовательном миру
не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума». Манифест гуманной педагогики. На лабораториях предлагается
обсудить понятие духовного гуманизма и его приложение в конкретной
педагогической деятельности. Самая фундаментальная проблема гуманной
педагогики – самосовершенствование. Как и в чём нам совершенствоваться? Как
расширять своё сознание? Как вести детей по пути самосовершенствования? Всем лабораториям для обсуждения предлагаются
единые вопросы: как воспитывать детей, учитывая, «что в них изначально
посеяны семена будущей личности», как облагораживать знания, как нам учить их
«языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких
духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей. Как воспитывать Сердце,
развивать веру, самопознание, понимание смысла жизни, расширять горизонты
наук в содержании образования, создавать образовательные курсы на основе
принципов гуманной педагогики, создавать условия на уроках и занятиях для
того, чтобы дети жили, а не готовились к жизни. О мастер-классах Мастер-классы создают особую творческую
атмосферу на Чтениях. Они могут отражать работу одного учителя или
коллектива, представлять фрагменты уроков или моделировать целый урок,
отражать работу различных учебных заведений, показывать различные формы
учебной деятельности, воспитательной и внеклассной работы. Их могут
показывать учителя, воспитатели, руководители образования, педагоги
дополнительного образования, психологи. Если мастер-класс построен на
моделировании урока, то он должен отвечать основным рекомендациям
гуманно-личностного урока. Критерии гуманного урока (критерии урока предложены Валерией
Гивиевной Ниорадзе) 10. Развивать такие человеческие
качества как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание,
отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет; Эти человеческие
качества не подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации. 11. Есть главный метод воспитания –
это образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие,
культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать
свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим. 12. Вырабатывать положительное
отношение школьника к учению, чтобы он не отбывал в школе, а проживал учение
(А.Н. Леонтьев). 13. Пропитывать образовательные
курсы духовностью. 14. Превращать учебные предметы
(дающие в итоге знания), в образовательные курсы, создающие в детях целостный
мировоззренческий взгляд на те знания, которые они присваивают в процессе
учения. Перед авторами мастер-классов будут
поставлены следующие условия: Заявка на мастер-клас подается на
адрес: aro_net@mail.ru
(Бак Виктория Федоровна) от имени автора руководителем регионального Центра
гуманной педагогики до 20 августа 2012 г. и рассматривается на заседании
Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной
педагогики 26 августа 2012г. Заявление дополняется фотографией автора,
желательно с фрагментами деятельности. К заявлению прилагается текст
мастер-класса в електронном виде. Если автор самостоятельно подает заявку,
то она должна быть дополнена фрагментом видеозаписи мастер-класса. Требования к материалам
лабораторий и мастер-классов Руководители лабораторий готовят отзыв о
работе лабораторий и направляют его к 1 декабря 2012 года на e-mail mlada@ukr.net
для размещения на сайте, для печати; если участники лабораторий имеют готовые
выступы или сообщения то они подаются руководителю лаборатории после
окончания работы в печатном виде и на электорнные носителях. Требования к оформлению материалов
лабораторий и мастер-классов:
объем текста - до 10 страниц формата А-4 (с учетом сносок). Word for Windows,
шрифт - Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал - 1,5; отступ абзаца
- 1,27; поля: левое - 2,5
мм, верхнее, нижнее, правое - 20 мм; выравнивание текста
- по ширине ; иллюстрации (фото) - формат JPG, размер - не менее 11х16 см;
разрешение - 300 dpi. Ф.И.О. авторов - по правому краю
заголовок - по центру; список использованной литературы, оформленный в
соответствии с современными требованиями библиографического описания,
подается после текста. Заявку на участие в работе Чтений (форма
прилагается) присылать до 15 октября 2012 года на e-mail mlada@ukr.net. Тел. для справок: (044 517-43-62; моб. 067-26-96-503;
066-206-14-37; 063-523-43-63 - Людмила Александровна Мазур; (При необходимости по этим телефонам можно
сделать заявку на участие в Чтениях). Вопрос жилья решается при регистрации при
условии предварительного заказа в заявке. Стоимость - от 80 грн. и выше. Регистрация участников Чтений и
выдача направлений в общежитие состоится 17 ноября 2012 года в фойе
Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с 8-00 до
10-00. Оргвзнос 70 гр. вносится при регистрации,
его можно внести на счет ПМКО "В будущее через культуру»: ЕДРПОУ
25961189 ОАО «Райффайзен банк Аваль" Хмельницкий МФО 380805 р / 26005280704. Проезд, проживание и питание участников
Чтений осуществляется за счет стороны, которая направляет, или за собственный
счет. Оргкомитет (24 Kb)
Дорогие друзья, учителя, коллеги! ВСЕУКРАИНСКАЯ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ ИМЕНИ Г.С.КОСТЮКА НАПН УКРАИНЫ ГЛАВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КИЕВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Информационное письмо «Манифест гуманной педагогики - путь
в будущее» Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||