← Июль 2012 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЖИВОЕ ЧУВСТВО ИНОБЫТИЯ
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ЖИВОЕ ЧУВСТВО ИНОБЫТИЯ 107 2012-07-24 18:50 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещена
статья А.Д.Тюрикова «Живое чувство инобытия. Мировоззренческий путь
Н.И.Пирогова», составленная на основе анализа «Вопросов жизни. Дневника старого
врача», писем, статей Н.И.Пирогова, великого русского хирурга, педагога,
общественного деятеля, а также поздравления
Шалвы Александровича Амонашвили по случаю первой годовщины принятия Манифеста
гуманной педагогики и Его предложению
ко всем участникам Международного движения гуманной педагогики объявить внутри Движения день принятия Манифеста -17 июля - Днем
Гуманной Педагогики и Педагогические Строматы Ш.А.Амонашвили. В разделе «Новости и ссылки» смотрите обновленные ссылки на
галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, читайте новости о новом
российском цикле фильмов из 4-х серий «Ищу учителя» на Телеканале «Культура» и
ссылке для их Интернет-просмотра на сайте, преамбулу Манифеста гуманной
педагогики и предварительное объявление Киевского областного центра гуманной
педагогики о проведении Киевских региональных чтений по гуманной педагогике и
психологии в сентябре этого года. ВСЕМ ТВОРЧЕСКОГО
ВДОХНОВЕНИЯ, РАДОСТИ, ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЯ И ВСЕГО
САМОГО СВЕТЛОГО! Живое чувство инобытия.
Мировоззренческий путь Н.И.Пирогова. А.Д.Тюриков
…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним
берегам... В.С.Соловьев А для врача, ищущего
веры, самое трудное уверовать в бессмертие и загробную жизнь. Н.И.Пирогов В конце жизни великий русский хирург, педагог, общественный
деятель Н.И.Пирогов начал вести дневник и вносить в него интересные и
неожиданные записи. На его страницах он размышлял о единстве мироздания, о
существования в нем материи иного, более тонкого состояния, которую назвал
«бесконечно утонченным веществом» [1][1]. Он связал
процессы, происходящие во Вселенной, с индивидуальными функциями человека и
понял, что в Космосе существует «высшее начало сознания и мысли» [2][2]. В своих раздумьях
Пирогов осознал понятие Беспредельности, где находится, по его мнению,
жизненное начало, которое он сравнил с особым светом, – световым эфиром,
«непохожим на вещество, способного проникать чрез вещества» [3][3]. Так же он указал
на необходимость расширения сознания, сформулировал космический закон
причинно-следственных связей и промыслил еще многие важные мировоззренческие
проблемы. Все эти удивительные для того времени мысли, записываемые в тетрадь
под названием «Вопросы жизни. Дневник старого врача», притекали к нему из
таинственного пространства инобытия, воздействие которого он ощутил не только
на закате земного существования, – оно проявило себя явственно намного раньше… Уже в 14 лет поступил Николай Пирогов на медицинское отделение Московского
университета. В alma mater его обрядная и формальная вера, которую он
исповедовал в детстве, подверглась погрому. Ничего не слыхав до той поры
вольнодумного, он сблизился с университетской молодежью, которая проповедовала,
что Бога не нужно, религия вредна для человека, не отвергалась только
разгульная свобода. Кроме того, его детские верования были потрясены теми,
пусть слабыми, знаниями, которые он приобрел во время учебы. «…Меня озарил
вдруг свет естествознания, – вспоминал Николай
Иванович в «Дневнике старого врача», – тогда как я не был подготовлен к его
принятию никаким другим положительным знанием, а просветителями моими оказались
люди, так же, как и я сам, ослепленные слишком быстрым переходом от тьмы
неведения к свету науки. Не мучимый никакими сомнениями и при моем
обрядно-религиозном воспитании не имевший даже почвы для сомнения, я вдруг
выступил на поприще, требовавшее постоянной работы мысли. А все приобретаемое
умственным анализом неминуемо проходит чрез целый ряд сомнений. Мог ли же я,
мальчишка, не вскружить себе голову, не охмелеть и не перенести тот же самый
способ достижения истины и на другую, для него вовсе непригодную почву? Я
видел, что так делают все и более опытные меня. Знание, а тем более научное, делает
человека до того самодовольным, что он, приобретая это знание, тотчас старается
распространить его на все области своей духовной жизни…» [4][4]
В университете начало формироваться первое мировоззрение
Пирогова, которое склонялось к самому грубому материализму, с полным неведением
духа христианского учения и с совершенным отвержением бессмертия как
предрассудка [5][5]. Молодой ум пошел
бродить по всем закоулкам отрицания, неверие и атеизм охватили его душу. И едва
сойдя со студенческой скамьи, Пирогов на долгие годы стал последователем
рационального эмпиризма, когда он ничего другого не хотел знать, кроме фактов.
Он сделался самым отчаянным приверженцем узкой специализации в науке. В столь
молодые годы у Пирогова не оказалось ни положительной религии, ни руководствующего
идеала. И сердце его не было еще в полной мере наполнено любовью и милосердием
к людям. Как не было понимания и того, что вся цель врачебного искусства
состоит в помощи и облегчении людских страданий, а не в развитии науки ради
науки. Он полагал облагодетельствовать человеческое общество, ведя его по
одному пути знания, не развивая равномерно разных сторон умственной и духовной
жизни. В то время молодой ученый не мог подчинить интерес науки высшему
нравственному чувству. «Меня, – вспоминал Пирогов, – как и всякого молодого
оператора, [занимал] не столько сам случай, то есть сам больной, сколько акт
операции, – акт, несомненно, деятельного и энергичного пособия, но взятый
слишком отдельно от следствий. Мне казалось в то время несправедливым и вредным
для научного прогресса судить о достоинстве и значении операции и хирургов по
числу счастливых, благополучных исходов и счастливых результатов» [6][6]. Спасением в те годы для Пирогова стало бескорыстное и
честное служение науке, преданная любовь к ней. Он искал самозабвения в одних
научных занятиях, так как его организм не терпел пресыщения и чувственных
наслаждений. «Знай же, – признавался Пирогов в письме к своей первой жене, –
наука составляла с самых юных лет идеал мой, истина, составляющая основу науки,
соделалась высокою целию, к достижению которой я стремился беспрестанно. Ты не
испытавши, не можешь вообразить себе, с каким высоким неземным наслаждением
соединено исследование истины, особливо, если природа в своих волшебных,
очаровательных превращениях, управляемая вечными законами, составляет предмет
этих исследований; что значат самые утонченные материальные наслаждения в
сравнении с тем тихим, спокойным, но возвышенным чувством, которое наполняет
душу каждого истинно любящего свою науку. Благодарность моя к избранной мною
науке не иссякнет до конца моей жизни; я любил мою науку, как может только
любить сын нежную мать; что были бы годы жизни, проведенные мною, если бы в них
не было тех сладких мгновений и часов, которые доставляли мне занятия наукою,
они заставляли меня забывать ничтожную мелочность предрассудков, с благородной
гордостию смотреть на низкие пошлости света и с внутренним сознанием
собственного достоинства презирать бессмысленные толки черни. Наука поставила
меня выше толпы, наука заставила меня любить истину, наука послужила к развитию
во мне святой идеи о долге и обязанности до такой степени, что я самое чувство
подчинял этой идее и готов умереть хладнокровно, когда этого будет требовать
долг, возлагаемой на меня наукою» [7][7]. К чести ума
Пирогова необходимо сказать, что он, блуждая, никогда не погрязал в полнейшем
отрицании святого и недоступного для него. Его интеллект вместо Бога
преклонялся перед Вселенной, как перед беспредельным и вечным началом [8][8]. Так продолжалось до тех пор, пока совершенно необычное
событие не изменило ход жизни Пирогова. В начале 1841 года, в возрасте 31 года,
он был назначен профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии в
Петербургскую медико-хирургическую академию и одновременно стал заведовать
хирургическим отделением Второго военно-сухопутного госпиталя. В течение целого
года после прибытия его в столицу он занимался изо дня в день в
неприспособленных, с плохой вентиляцией помещениях госпиталя с больными и
оперированными, производил во множестве вскрытия трупов. И c конца лета
начались у Пирогова различные болезненные симптомы, связанные с усиленными
госпитальными и анатомическими занятиями. Так длилось до февраля 1842 года,
когда он должен был слечь в постель. Вся болезнь длилась шесть недель и
сопровождалась большой слабостью, бессонницей, отсутствием аппетита. «Наконец,
– вспоминал Николай Иванович, – хотя
не имея бреда, но с головою не совершенно свободною, я потребовал теплую
ароматическую ванну. Мои домашние не посмели мне отказать, а дело было уже
вечером. После ванны со мною сделалась какая-то пертурбация во всем организме;
бреда настоящего не появилось, но мне казалось, что я летал, и что-то постоянно
говорил. Через несколько часов у меня сделался необыкновенно сильный озноб. Я
чувствовал, как меня во время сотрясательной дрожи всего приподнимало с
кровати. Затем вдруг и сердце начало замирать; я почувствовал, что обмираю, и
закричал, что есть силы, чтобы на меня лили холодную воду. Вылили ведра три и
очень скоро обморок прошел и с тем вместе последовало непроизвольное и
чрезвычайно сильное желчное испражнение, после которого явился пот,
продолжавшийся целых 12 часов. Тогда наступило быстрое выздоровление при помощи
хинина и хереса» [9][9]. Кризис болезни сопровождался также особенными проявлениями,
связанные с сознанием Пирогова. Оно имело очень глубокий контакт с миром иного,
более высокого состояния, что и отметил Николай
Иванович уже после выздоровления, 3 октября 1842 года, в стихотворении «Сон». Житейскими заботами и
горем утомленный, Измученный
бессонницей и смутами души Я сна спокойного
молил у Провиденья, Оно услышало меня, –
и после нескольких мгновений Молитвы теплой,
сладкий сон – посланник Неба Сошел и осенил меня:
сомкнулись вежды, Дыханье стихло,
склонилася на грудь, Страданьями и
вздохами стесненную, глава. И мнилося, что я из
жизни сей, исполненной забот, Обманчивых надежд и
треволнений, В другую, лучшую, на
миг один переселился. Как сладко было мне
забыть земных тревог, Бушующих страстей
арканы, как сладко было мне Эфирным воздухом
стесненную расширить грудь, С каким презреньем я
от бренных уз освободясь, Смотрел на тление и
прах оставленной земли, Я жил и чувствовал в
те краткие и сладкие мгновенья, Не чрез врата
обманчивых наружных чувств Взимая впечатленья,
не ложно умствуя и не гоняяся За призраком мечты, я
живо ощущал, что сделался Частицею какого-то,
высокого Начала, которое, согрев И озаря меня, влекло
к себе, я с Ним сливаюся, И все земное зло меня
оставило и увлекло с собой Печальную идею
разрушенья, я потерял различие Начала от конца и
настоящее так с будущим Во мне слилося, что я
не знал, живу ли я иль Буду только жить;
прошедшее, воспоминаний Грустных полно,
унеслося; и – свет, не тот, Который мы привыкли
здесь смотреть Одних очей окнами, не
сотрясение неведомых частиц, Но слитие всего
высокого, прекрасного, святого проник меня, Гармонией во мне
разлился и все, что на земле казалося Загадочным и темным
мне, там стало ясным, Исчезли ночь и мрак,
с очей души низринулась Завеса; все изыскания
ума, одних предположений Дерзких полны, там
убеждением и верой чистой Заменились; тот мир,
в который я одним Полетом перенесся, и
«я» мое, как две струи, В одну струю
стеклися, все разногласия, борьбы, Влияния житейских
смут окончились, Все ощущения в одно
слилися, одно лишь ощущение Бессмертия и к
вечному стремление Началу Составили меня и
заменили мне всех благ земли, Всех наслаждений
сладость. Вопрос, к чему, куда Стремлюся? Зачем
терплю, веду борьбу? – Решился; ответ не в
умозрениях, а в чувстве Находился. Понятие о
времени исчезло, и так Не знаю, долго ли,
восторженный, я в тех пределах Обретался; не помню
как, когда в материальный Быт земли опять я
возвратился; как отвлеченное Во мне опять с
вещественным слилося; От тех мгновений
кратких мне осталося одно, Одно живое ощущенье,
так сходное с стремленьем Тем к Предвечному
Началу, так с ощущением Бессмертия родное,
так точно сладкое, животворящее, Святое... оно одно из
тех неведомых пределов Сошло со мной в
земную жизнь, оно одно осталось Мне в воспоминанье,
одно оно живит меня теперь И наполняет грудь,
оно одно напоминает Небо, Вечность, высший
свет, одно вселяет упованье И жить для жизни той
велит. Любовь есть ощущенье
то, – Оно одно со мной на
землю возвратилось [10][10]. После прочтения стихотворения «Сон» невольно вспоминается
отрывок из поэмы Владимира Соловьева «Три свидания», где повествуется о видении
философом Софии Премудрости Божией в египетской пустыни: И долго я лежал в
дремоте жуткой, И вот повеяло: «Усни,
мой бедный друг!» И я уснул; когда ж
проснулся чутко, – Дышали розами земля и
неба круг. И в пурпуре небесного
блистанья Очами полными
лазурного огня, Глядела ты, как
первое сиянье Всемирного и
творческого дня. Что есть, что было,
что грядет вовеки – Все обнял тут один
недвижный взор… Синеют подо мной моря
и реки, И дальний лес, и выси
снежных гор. Все видел я, и все
одно лишь было – Один лишь образ
женской красоты… Безмерное в его
размер входило, – Передо мной, во мне –
одна лишь ты. О лучезарная! тобой я
не обманут: Я всю тебя в пустыне
увидал … В душе моей те розы
не завянут, Куда бы ни умчал
житейский вал. Один лишь миг!
Видение сокрылось – И солнца шар всходил
на небосклон. В пустыне тишина.
Душа молилась, И не смолкал в ней
благовестный звон. <…> Еще невольник
суетному миру, Под грубою корою
вещества Так я прозрел
нетленную порфиру И ощутил сиянье
Божества [11][11]. Реальный опыт пребывания в мирах Высших оказал определяющие
воздействие на будущую судьбу Пирогова. После болезни к нему в первый раз в
жизни пришла мысль об уповании в Промысел [12][12],
зародилась вера в «Того, Кто выше света и нас», появилась надобность говорить
«о высоком и неземном» [13][13]. Возникло сильное
желание беспредельной жизни и необходимость в непостижимо-высоком идеале,
который он нашел в Иисусе Христе [14][14], принявшись через
несколько лет за чтение Евангелия [15][15].
Совершился поворот к новому мировоззрению – «религии дел» – «дел любви и веры
дел», преобладающей чертой которого стала животворящая любовь к людям и желание
подражать земной жизни Христа. Тогда же в душе открылась потребность семейной любви и
семейного счастья. И Николай
Иванович быстро и счастливо женился на Екатерине Березиной. Для молодого ученого с тех пор Предвечное начало сделалось
источником жизни и стало невозможно объяснять причину проявленного мира только
материальными процессами. Но, сделавшись искренне верующим, убедившись, что
оставаться позитивистом более нельзя, он нисколько не утратил научных, мыслью и
опытом приобретенных убеждений. Родился тот синтез глубокого знания с искреннею
верою, который и был присущ Николаю Ивановичу Пирогову – истинно величайшему и
светлому уму [16][16]. И он писал на
пороге своего сорокалетия: «Я благодарю, трикратно благодарю Всемогущего, что
Он призвал меня быть врачом и наставником. Правда, изучение медицины меня
несколько раз вовлекало в грубый материализм, охлаждало во мне любовь к людям,
открывая черную и грязную сторону их души во всей ее наготе, еще и до сих пор
оставило во мне сомнение, без которого ни одна опытная наука не может существовать,
и делается сбором всяких нелепостей и предрассудков. Но теперь, когда я стал
старше и опытнее, когда горе, неудачи, обманутая надежда, разрушенные мечты
изменили и, сколько я могу судить о себе, улучшили меня, когда я начал искать
прибежища и утешения в Недостижимом на земле, когда мысль о смерти и о
бессмертии чаще навещает меня, теперь мои занятия наукою и приложение моего
искусства мне доставляют менее громкое, менее блестящее и мишурное, но глубокое
и задушевное наслаждение. На всяком шагу, в приложении моего искусства, я могу
исполнять и обязанности любви, и утешаться, и утешать верою и упованием» [17][17]. В своих письмах к А.А.Бистром [18][18]
Николай Иванович Пирогов много пишет
о своем мировоззрении – «религии дел». Приведем отрывок из одного письма,
которое было послано ей 23 апреля 1850 года: «Что касается до мира души и до средства, предлагаемого
пиетистами, водворить этот мир – молитвы, то я ни того, ни другого не принимаю
в их смысле. Не потому, чтобы я отвергал утешительное действие молитвы; нет, ты
найдешь довольно и в моих письмах доказательств, что я также ищу в ней утешения
и нахожу, как и все в мире земном, мгновенное. Но считать молитву за главное в
жизни и искать в ней одно утешение – это не мое убеждение; нет, это не мои идеи
о христианском учении; я со дня на день более и более вникаю в его смысл, и
более и более убеждаюсь и внутренне чувствую, в чем, впрочем, и прежде уже был
убежден и прежде чувствовал: дела, не молитва; вера дел; а не вера, выраженная
одним помыслом и молитвою, – вот моя вера. И покуда я не убедился, что делаю доброе и делаю без всякого
другого, постороннего намерения, а только с одним внутренним убеждением, что
необходимо делать доброе и делать его с любовью, с наслаждением, ища именно
наслаждения только в том, что делаешь доброе из любви, до тех пор я не
христианин; и никакая молитва на свете до тех пор не может меня утешить в
мгновение скорби; и еще бы было лучше, если бы добрых (истинно добрых) дел было
столько в моей жизни, чтобы они мне не давали времени и молиться; тогда бы вся
жизнь моя была молитва, в настоящем, глубоком христианском смысле, этого слова,
т.е. вдохновенная, богоугодная жертва любви в земной жизни. Прочти в главе X у Матфея, что заповедал Иисус своим 12
ученикам: “Больных исцеляйте, – говорил Он им, – прокаженных очищайте, мертвых
воскрешайте, бесов изгоняйте: даром получили, даром и давайте. Не берите с
собою ли золота, ни серебра, ни меди в пояса ваши. Ни суму на дорогу, ни двух
одежд, ни сапогов, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания (10, 8, 10).
Остерегайтесь людей (17). Будьте мудры, как змии и незлобивы, как голуби (16).
Когда будут предавать вам, не заботьтесь (19). И будете ненавидимы за Имя Мое;
претерпевший же до конца спасется (22). Когда же будут гнать вас в одном
городе, бегите в другой (23)”. Все дела и дела. Да, дела, Саша. И так, ты должна бы была
мне сказать в утешение, если бы ты знала мои убеждения и мысли о христианстве,
вполне основанные, как ты видишь, на Евангелии, не это: «По мере того, как ты
будешь больше и чаще молиться, то покров Всевышнего осенит нас, и доколе не
будет мира душевного, мы еще не вполне христиане». Ты должна бы была сказать
мне: “По мере того, как ты будешь более и чаще делать дела в духе христианского
учения, то покров Всевышнего осенит нас; мира же душевного не ищи ни в чем
другом на земле”. “Не думайте, – сказал Спаситель, – что Я пришел принести мир
на землю. Я пришел не мир принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с
отцом его, и дочь с матерью, и невестку с свекровью ее. И враги человеку домашние
его. И кто не возьмет креста Моего и не последует за Мною, тот не достоин Меня.
Берегущий душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою за Меня, обретет ее”
(Матф. 10, 34-38). И так, борьба и деятельность с убеждением, что бороться и
действовать необходимо, что это цель. Мгновения, в которые выражается пред
тобою мой разлад со мною, не должны бы собственно существовать; они должны бы
были быть посвящены христианской деятельности, также как мгновения вдохновения
молитве; но только одни мгновения вдохновения, оставшиеся свободными от
деятельной, христианской, практической борьбы. Вот как я постигаю жизнь. И так, главное – учредить, чтобы наша деятельность была
направлена в духе учения Христа; вот главное. Позаботься об этом, направляй мои
все дела для этой цели, молись со мною в минуты вдохновения и будешь верной
спутницей человека, верующего в идеал. Раскаяние он будет находить в делах,
направленных с этой целью, мгновенное утешение – в этих же делах,
жертвоприношение Всевышнему – в делах, любовь и упование – в делах, веру – в
делах, все – в делах. Дела, совершаемые в христианской борьбе, усладят горечь и
трудности борьбы. Вдохновение подкрепит. Стремление и чувство, что деятельно бороться, сделают Идею
недосягаемости Идеала более сносною и даже приятною. А не такое утешение: “Ты
домогаешься недосягаемого совершенства”!! Нет, “домогайся, Николай, борись, я борюсь с тобою, я твоя верная
спутница, бодрствуй, действуй, стремись к недосягаемому”, – вот что бы должна
говорить мне, если бы поняла меня совершенно; греть, оживлять, укреплять; не
холодить, не ослаблять. (Вот здесь мы должны так действовать, вот здесь так). Мне деятельная нужна жена, деятельная в смысле более
идеальном, поэтическом. Не одна только Марфа – Мария. Вот почему я так и взошел
в подробности, разбирая: молись, люби и трудись [19][19].
Без дел нет спасения, нет осуществления любви, нет осуществления веры, нет
борьбы, нет цели. Главное, повторяю, и готов повторять тысячу раз, направить
дела в духе христианского учения не для самолюбия, не для суеты, не для земных
благ – для высшей цели, для стремления к Вечной Истине, с любовью в сердце, с
желанием благого. Сделай это, и молитва и вдохновение тогда придут сами по
себе, как торжественный гимн, как выражение души, борющейся и устремленной
туда, туда, высоко и далеко! И так, если хочешь истинно меня утешить, говори
мне в твоих письмах: как мы будем действовать, как мы должны направлять наши
дела, а не об одной молитве и чувствах. Молитва и чувства невыразимы, необъяснимы, их на бумагу не
поймаешь; я знаю, что я говорю тебе жестоко, но говорю то, в чем убежден.
Описывая мои тяжелые мгновения, мой разлад, как ты думаешь с собою, я не
жаловался тебе, я не выплакивал твоего сожаления, не искал утешения в словах; я
писал, чтоб тебе [20][20] представить
внутренний быт души в некоторые мгновения жизни; но никогда не говорил, что вся
моя жизнь составлена из этих одних мгновений, что я желаю от них теперь же, во
что бы то ни стало, освободиться. Они необходимы, я это знаю; они должны быть;
они выражение борьбы, в которой полагаю и цель жизни. <…> И так, моя Саша, Веру, т.е., по словам Св. Павла,
«осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», докажем делами, т.е.
самым трудным путем. Любовь нашу к ближним докажем делами, а любовь нашу к Богу
осуществим чрез искреннюю бескорыстную любовь к ближним, следовательно, также
самым трудным путем. Упование наше осуществим делами, показав наше терпение,
стойкость и твердость в терпении. Молитву нашу осуществим чрез вдохновение К счастью мирскому постараемся быть хладнокровными. В борьбе постараемся искать наслаждения и счастья. Вот моя религия» [21][21]. /Публикуется по: Вестник Санкт-Петербургского университета,
серия «Медицина», 2010, № 4 с небольшими дополнениями./
[1][1] Пирогов Н.И. Вопросы жизни.
Дневник старого врача. Иваново, 2009. С. 26. [2][2] Там же. С. 27. [3][3] Там же. С. 42. [4][4] Там же. С. 283. [5][5]
В последних строках дневника, написанных
Н.И.Пироговым, мы можем прочесть: «Теперь я верю, или, вернее, желаю верить, в
бессмертие не потому только, что люблю жизнь за любовь мою – и истинную любовь
– ко второй жене и детям (от первой); нет, моя вера в бессмертие основана
теперь на другом нравственном начале, на другом идеале» (Пирогов Н.И. Вопросы
жизни. Дневник старого врача. Иваново, 2009. С. 425). [6][6] Пирогов Н.И. Вопросы жизни.
Дневник старого врача. Иваново, 2009. С. 385. [7][7]
Голос минувшего, 1915, № 6. С. 202. Приведем еще один пример
размышлений Н.И.Пирогова на эту тему: «Служение науке, вообще
всякой, не иное что, как служение истине. Но в науках прикладных
служить истине не так легко. Тут доступ к правде
затруднен [для нас] не одними только научными препятствиями, то есть такими,
которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке сверх этих
препятствий, человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон
влияют на доступ к истине и делают ее нередко и вовсе недоступною. Бороться за истину с
предрассудками, страстями и слабостями людей невозможно. Можно только
лавировать; но не менее трудно бороться и с собственными страстями и
слабостями, если мы в юности, с самого детства, не развили в себе способности
владеть собою, а владеть собою иначе нельзя, как чрез познание самого себя. Итак, для учителя такой
прикладной науки, как медицина, имеющей дело прямо со всеми атрибутами
человеческой натуры (как своего собственного, так и другого, чужого “я”), – для
учителя, говорю, такой науки необходима, кроме научных сведений и опытности,
еще добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания,
самообладания и знания человеческой натуры» (Пирогов Н.И. Вопросы жизни.
Дневник старого врача. Иваново, 2009. С. 391). [8][8] Н.И.Пирогов в письме от 15-16 апреля 1850
года писал к А.А.Бистром: «Я и прежде, не бывши христианином по убеждению, все
же верил в Творящее Начало, любил и уважал его» (Русская школа, 1915, № 3. С.
14). Александра Антоновна Бистром (1828-1902) на момент написания письма
невеста Н.И.Пирогова, которая вскоре (7 июня 1850 г.) стала его второй
женой. [9][9] Пирогов Н.И. Вопросы жизни.
Дневник старого врача. Иваново, 2009. С. 422-423. [10][10]
ИРЛИ, Р. II, оп. 1, ед. хр. 308. Первая публикация в журнале
«Русская старина» (1916, № 3). Представляет интерес и то,
как отмечал Н.И.Пирогов воздействие иного мира на человека в виде примет, снов,
предчувствий: «Также о приметах; ты говоришь мне то, что я уж знал назад тому
лет 20. А сама недавно мне писала, как чувствовала ты тоску перед моей бедою.
Вот в этих то предчувствиях человек и смотрит на предметы другим взглядом и
иногда в безделицах он видит тайный смысл; отсюда родились приметы. Я
насмехаюсь над ними; но когда душа настроена, взволнована и ожидает,
предчувствием томима сокровенным, то видит многое не так смешным, как это
кажется другому. Предвещания допускает и
христианская религия: сны и знаки. Мы обитаем мир чудес и таинств, начиная с
того: кто мы, откуда мы? Все тайна; отчего зерно растет и солнце светит –
тайна. In’s Innere der Natur dringt kein geschaffener Geist <В существо
природы не проникнет человеческий разум>. Были люди, которые узнавали
беды и смерть свою из незначительных примет, не потому, чтобы эти мелочи
действительно их означали; но потому, что они смотрели на них глазами
внутреннего, сокровенного предчувствия, которое допускает и религия, и опыт, и
даже ты. – В другое бы время на меня не только черное платье, и гробовой бы
саван не сделали никакого впечатления; но когда сделало, то значит, что в душе
таилось предчувствие; оно обнаружилось только неприятным впечатлением, – вот и
только; тут никто не виноват, ни ты, ни я. У меня, например, есть
примета, когда я увижу во сне кого-нибудь из моих больных выздоровевшим и
веселым, то ему, верно, сделается худо или он умрет. Уж в чем другом, а в
суеверии меня упрекнуть нельзя; но это столько раз со мной случалось, что я
невольно начал верить и несколько раз уже предугадывать через это возврат
болезни или смерти моих больных; с другими этого не случалось» (Из письма
Н.И.Пирогова к А.А.Бистром. 15-16 апреля 1850 г. // Русская школа, 1915, № 3. С. 15-16). В своем дневнике Пирогов
описал несколько неординарных случаев: «…Я услышал от самой Елагиной ее чудное
свидание с женою Мойера. И Елагина, и жена Мойера <…> были подругами
детства, необыкновенно привязанными друг к другу. Обе они вышли почти в одно время
замуж. У Елагиной был грудной ребенок, и она только что успела покормить его
грудью и сдать на руки кормилице, как увидала вошедшую к ней жену Мойера.
Елагина бросилась в объятия нежданной гостьи и тут же почувствовала, что падает
в обморок. Придя в себя, она узнала, что никто не приезжал и никто в комнату не
входил, а чрез несколько дней узнала также, что жена Мойера на днях скончалась,
и, как оказалось по справкам Жуковского, скончалась именно в этот день и час,
когда ее видела у себя Елагина» (Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого
врача. Иваново, 2009. С. 414-415). И еще: «Весьма замечательна
одна мистическая черта в жизни доктора [Винклера] или, вернее, всей его
фамилии. И отец, и особливо сын,
считали огонь неприязненною для них стихиею. И старик, если я не ошибаюсь, и
дед умерли от огня; но особливо огня боялся сын-доктор. Я помню, с каким
душевным волнением он строил себе дом в Ревеле; первым делом считал он
поставить на своем доме, скорее домике, громовые отводы; но, поспешив поставить
их несколько, он не успел соединить их с землею, а тем временем поднялась
гроза. Мой Винклер был вне себя от ужаса, ожидая ежеминутно разрушения своего
дома; все, однако же, обошлось на этот раз благополучно. Но Винклеру готовилось
другое, более сердечное горе. От простуды или чего другого Винклер почувствовал
себя нездоровым и лег в постель, а на другой же день пригласил к себе на
совещание приятеля д-ра Эренбуша (от него я и узнал эту историю). – Друг! – обратился больной
Винклер к Эренбушу, – со мною происходит что-то неладное, неестественное. Эти
слова были сказаны таинственно, шепотом. – Ну, что еще такое? Дай
пульс! Пульс ничего, спокойный, жара нет; что же тут неестественного? – Да не то. Слушай. Вот уже
вторую ночь сряду я вижу во сне дьявола, и не только ночью, а и днем; лишь
закрою глаза, он тотчас же мне представляется. – Да какой же он, дьявол-то
твой? – спрашивает Эренбуш. – Ну, черная, страшная
фигура, сидит в огне; но, главное, что меня тревожит, это то, что дьявол держит
у себя на коленях моего младшего ребенка. Эта галлюцинация длилась еще несколько
дней, потом прошла. Винклер начал выезжать и уже, казалось, забыл случившееся.
И вдруг – ужасное событие. Ребенок Винклера, виденный им на коленях у дьявола,
обжегся, сидя у топившейся печки, насмерть; на нем загорелась рубашка, и он
прожил после обжога только несколько часов» (там же, с. 311). [11][11] Соловьев В.С. «Неподвижно
лишь солнце любви…». М., 1990. С. 123-124. [12][12] Осенью 1842 года в письме к своей невесте,
Е.Д.Березиной, Н.И.Пирогов уже писал: «Благодарность моя к Провидению и к тебе,
бесценный друг мой, невыразима... И как же мне не быть благодарным к
высшему Промыслу, когда он исполнил теплые мольбы мои и показал мне путь к
твоему сердцу…» (Голос минувшего, 1915, № 6. С.
196). Екатерина Дмитриевна Березина (1822-1846) – первая жена Н.И.Пирогова,
мать двух сыновей – Николая и Владимира. Она скончалась в январе 1846 г., через несколько
дней после рождения второго сына. [13][13] Голос минувшего, 1915, № 6. С.
197. [14][14] «О! чудное время! – писал
Н.И.Пирогов к А.А.Бистром 15-16 апреля 1850
года, – хоть на один бы миг переселился в этот век спасения, хоть на
мгновение прилег бы к священным стопам Воплощенного Слова, облобызал бы край
Его священного хитона и слезою любви и умиления, пролитою при взгляде на
лучезарный вид Его, омыл бы душу от безутешного сомнения» (Русская школа, 1915,
№ 3. С. 14). [15][15] «Евангелие – вот что рассеивает
мои сомнения. Читая его по вечерам, я засыпаю с ним в умилении» (Из письма Н.И.Пирогова к А.А.Бистром. 15-16 апреля
1850 // Русская школа, 1915, № 3. С. 16). [16][16]
Н.И.Пирогов писал о необходимости синтеза веры и
знания, науки и религии: «Неужели для этого утешения, для непоколебимости веры,
нужно не учиться, нужно не делать никакого употребления из ума – дара Творца и
быть бессмысленным зрителем Его Величия в кругу Вселенной. Нет, нужно и знать,
и учиться, и верить; это нелегко» (Из письма
Н.И.Пирогова к А.А.Бистром. 16-21 марта 1850 // Русская старина, 1915, №
5. С. 279). [17][17] Летопись, 1916, № 7. С. 173. [18][18] В конце 2010 года в Иваново вышла
в свет книга «Философско-педагогических писем» Н.И.Пирогова, в которую вошли и
его многочисленные и обширные письма к А.А.Бистром. [19][19] Письмо, посвященное подробному
разбору понятий: молись, люби и трудись, было написано Н.И.Пироговым к
А.А.Бистром 12-15 апреля 1850
г., и составило основу очерка Пирогова «Идеал женщины»,
который в списках распространялся по всей России (см. также: Пирогов Н.И. Идеал женщины. Донецк, 2010). [20][20]
От слов «молитва и чувства» и до слов «чтоб тебе»
пять строк рукописи обведены Пироговым по краю овалом (пунктиром), а сбоку
приписка: «Мой поцелуй». Это
означает, как и в других письмах, что Николай
Иванович поцеловал соответственное место письма. Здесь же, по краю, приписка:
«Прими, друг Саша, с любовью эти строки. Они жестки вышли. Но я их поцеловал,
чтоб смягчить». [21][21] Русская старина,
1916, № 2. С. 232-235, 244-245. Дорогие друзья! Подробнее на http://gumannaja-pedagogika.ru/news СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats Дорогие друзья! Представляем совершенно новый, уникальный раздел. У
каждого читателя нашего сайта появилась совершенно уникальная возможность —
первыми прочитать новые материалы академика Шалвы Александровича Амонашвили! Мы с радостью и гордостью представляем вам авторский
раздел педагога, психолога, доктора психологических наук,
профессора, действительного члена Российской Академии Образования, главы
Международного Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики
при МГПУ, научного руководителя экспериментальных школ в Москве, Петербурге,
Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах , Рыцаря Гуманной
Педагогики Шалвы Александровича Амонашвили - «Строматы». Что же такое строматы? Шалва Александрович объясняет так:
«Strw – греческое слово, означает: подстилка, ковер. Strwmatie – смесь разных
лоскутьев, из которых сшит разноцветный ковер. Слово применяется для
обозначения записной книжки, заметок для памяти. (..) Я облюбовал слово
«строматы» и давно задумал назвать им свод своих мыслей, которые наиболее
соответствуют его содержанию. Но так как все мои размышления, какими бы
разносторонними они не были, крутятся вокруг одного и того же, то точное
название им может быть только – «Педагогические строматы»». Регулярно в
разделе будут появляться самые новые заметки Шалвы Александровича и наши
читатели смогут первыми их прочесть. Но это еще не все! Официальный сайт
Международного Центра Гуманной Педагогики предлагает своим читателям
стать соавторами «Строматов»! Пользуясь формой обратной связи Вы можете
задать вопрос Шалве Александровичу Амонашвили и, если Ваш вопрос окажется
интересным, важным, оригинальным, академик ответит на него! Вопросы
принимаются редактором сайта - Баранниковой Аллой Сергеевной только
через форму на последней странице. Чтобы ваш вопрос не затерялся, в теме
обращения укажите «Строматы», а так же обязательно подпишите свой
вопрос. Приглашаем вас в новый раздел! ссылки на "Строматы" на иных сайтах: Новости Lasnamäe Lastekeskus Новости Эстонского общественного центра
гуманной педагогики Новости Артемовского Рериховского Общества Дети прежде всего Варшава. Интеллигентная
еврейская семья Гольдшмитов, ассимилированная с польской культурой. В семье
довольство. Большая квартира, прислуга. Глава
семьи Юзеф Гольдшмит известный адвокат, автор прославленной книги –
«Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда». В семье
есть еще старейшина, тоже известный человек в Варшаве – врач Гершем
Гольдшмит. И их
жены – свекровь и невестка. В этой
семье 22 июля 1878 года невестка Цецилия рождает мальчика. В семье
праздник. В честь
деда его называют Гершемом, а на польский манер его будут звать Генрик или
Хенрик. О дедушках и бабушках и о благополучных
семьях Возраст
современных дедушек и бабушек молодеет прямо на глазах. Это связано с тем,
что многие молодые люди, часто со школьной скамьи, становятся мамами и
папами, а их тоже молодые мамы и папы превращаются в дедушек и бабушек. Хорошо
ли быть дедушкой и бабушкой? Доброта, так же как Любовь, как
Духовность, есть вселенская категория, то есть, она феномен не только земного,
планетарного происхождения. Если допустить, что во Вселенной существует
множество разноуровневых цивилизаций, то во всех этих цивилизациях должна
присутствовать категория доброты, иначе цивилизации не будут иметь
перспективы, рано-поздно они будут разрушены. Примеры тому мы можем познать и
в земной действительности: цивилизации Лемурии и Атлантиды, которые достигли
высших уровней развития, погибли в силу того, что в их основе
восторжествовало зло. Понятие духовности в педагогическом
сознании (Для
перехода нажмите на заголовок) О смысле жизни (для перехода к тексту нажмите заголовок
или "Подробнее") «Мы все родом из детства» - эта фраза, ставшая крылатой
мудростью, принадлежит великому и загадочному Антуану де Сент Экззюпери.
Разные философы и литераторы ее толкуют с разных точек зрения и находят в ней
глубокие смыслы. Я тоже усматриваю в этой фразе целую науку, в которой
выражен психологический смысл закона единства жизни человека. Детство
- неразгаданная еще полоса нашей жизни. Что
такое детство вообще и что такое взрослость? Чем
стало для нас – взрослых – наше собственное детство? Если бы
я задался целью составить словарь Священных Слов, то в начале всех начал, следуя
принципу иерархии, я бы поставил следующие четыре слова: БОГ УЧИТЕЛЬ ШКОЛА ЖИЗНЬ Все
остальные слова и понятия, как мне представляется, созданы для того, чтобы
обслуживать, толковать эти четыре слова, помочь людям углубиться в их смысли,
дать им возможность выбирать и устремляться. И чтобы заниматься этим
богоугодным делом, и чтобы каждый человек смог завершить свой поиск удачно,
для этого нужно будет не только знать внешние формы слов, но, самое
главное, вникнуть в их первоисточники, чувствовать и осознавать хранимую в
них Истину. Однако вся проблема заключается именно в этом: мы пользуемся
Святыми Словами не ради того, чтобы искать путь восходящий, а ради
удовлетворения своих скудных и не всегда святых желаний. Потому Истина,
находящаяся рядом с нами, не переходит в нас и не делается состоянием нашего
духа. Знания – сила. Одни
знания окружают тебя постоянно. Хочешь
бери их, хочешь - нет. Другие
знания извергаются из уст людей. Хочешь
прислушивайся к ним, хочешь – нет. Третьи
знания заключены в книгах. Хочешь
читай их, хочешь – нет. Четвертые
знания дарятся в школе. Хочешь
осваивай их, хочешь – нет. Пятые
знания – это сокровенные. Хочешь ищи
их, хочешь – нет. Шестые
знания – это еще не открытые знания. Хочешь
открывай их, хочешь – нет. Седьмые
знания – это знания сердца и совести, они всем знаниям оправдание. Хочешь
обращайся к ним, хочешь – нет. В жизни каждого человека бывают годы,
месяцы, может быть, дни, часы или даже минуты, когда должно свершиться для
него нечто очень важное, необходимое, судьбоносное. От этого важного и необходимого, если
оно свершится, будет зависеть благое будущее, которое можно именовать
оправданием жизни, смыслом жизни, утверждением предназначения, приобретением
счастья. Событие это может свершиться как вспышка чувств, озарение, решение,
но может свершиться тихо, даже незаметно. И как бы оно не произошло, за ним
обязательно последует ощущение радости, удовлетворенности, возвышенности над
обстоятельствами. Последует переживание чувства своей значимости в жизни и
судьбах людей. Это не будет кульминацией жизни самого человека, а скорее
подготовкой для начала его новой, более возвышенной полосы жизни. Почему «Строматы»? Говорят, один из не сохранившихся до наших дней произведений
Плутарха, древнего греческого философа (45-127 г.г.), назывался так:
«Строматы». Спустя несколько десятилетий Климент Александрийский (Тит Флавий
Климент, 150-215 г.г.)
тоже написал сочинение из 7 (или 8) книг под общим названием «Строматы». И хотя
слово это стало в какой то степени распространенным, тем не менее в дальнейшем
никто книгу под таким названием не писал. Я облюбовал слово «строматы» и давно
задумал назвать им свод своих мыслей, которые наиболее соответствуют его
содержанию. Но так как все мои размышления, какими бы разносторонними они не
были, крутятся вокруг одного и того же, то точное название им может быть только
– «Педагогические строматы». НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Киевский
клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) > Конкурс "Лучшее астрофото сезона: Зима 2012".
Победители - http://www.astroclub.kiev.ua/forum/index.php?PHPSESSID=757un8840mfcv3lro6ol4mogj7&topic=28204.msg280345#msg280345 Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с
фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
Алексей Леонов *
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы
Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ /
Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Детский портал
«Солнышко» - http://www.solnet.ee/ Сайт для умных
родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml Все для детей - http://allforchildren.ru/ СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427 Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ : 1. НАУКА http://www.oim.ru/Default.asp
- Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование:
исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует
только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем. Видео и другие
материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве - http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19/2012 Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего -
http://www.delphis.ru/journal/sections/767 Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская
культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/ Заочные курсы
повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям
в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение
"Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили"
предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме
"Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном
процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/ Для прохождения
курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели,
педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все
подробности вы найдёте на сайте. ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА» http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=122203 Видео УРОК ДЛЯ
ВЗРОСЛЫХ. Ищу учителя. "Школа неопределенности" Ищу учителя Цикл документальных фильмов (Россия). 4 серии. Об уникальных авторских школах –
«Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской
пустыни отца Петра (Василенко), лицее «Текос» Михаила Щетинина,
школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других
единственных в своём роде учебных заведениях. Авторы фильма побывали в этих
образовательных учреждениях, пообщались с выдающимися педагогами-новаторами,
которые предлагают авторские методики или используют открытия предшественников,
удерживая баланс креативности и адаптации. Принимают участие: президент Международного
центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор педагогических наук
Анатолий Цирюльников, доктор психологических наук Александр Асмолов,
заслуженный учитель России Евгений
Бунимович, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав
Кучма, а также учителя и ученики. Фильм 2-й. «Школа неопределенности» Фильм 3-й. «Другие мы или
СО-вестники» Фильм 4-й. «Блеск и нищета учительства» Манифест гуманной педагогики Преамбула 25 лет тому назад группа учителей новаторов
провозгласила манифест «Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В
последующие годы были опубликованы отчеты встреч учителей новаторов, в которых
рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация
личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления»
(Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год). Идеи педагогики сотрудничества воодушевленно
восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил
образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества
стал достоянием педагогической теории. Мы отдаем должное светлой памяти главного
редактора «Учительской газеты» В.Ф. Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя
С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч. С тех пор жизнь резко преобразилась:
изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую
тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения
человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля Возникает необходимость принятия
классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями
духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение
педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич»
образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и
безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления
педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в
обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал
педагогического сообщества. Эти причины и мотивы побуждают нас, -
приверженцев гуманной педагогики, руководителей организаций гуманной
педагогики разного уровня, людей разных национальностей и
вероисповеданий, представителей разных стран, учителей, воспитателей, родителей,
общественных деятелей, представителей науки, - провозгласить «Манифест гуманной
педагогики». С этой целью по приглашению президента
Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в
его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия). 17 июля 2011 года есть день провозглашения
нами «Манифеста гуманной педагогики». Дорогие друзья, учителя, коллеги! Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||