Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Строим Китеж!


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Строим Китеж!   104   2012-04-27 18:06

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещена статья Дмитрия Морозова «Строим Китеж» о проекте под названием «Китеж», ранее опубликованную журналом «Дельфис» в разделе «Педагогика Будущего». В разделе «Новости и ссылки» смотрите обновленные ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, читайте очерк о презентации Манифеста гуманной педагогики в Институте психологии им. Г.С.Костюка НАПН Украины. ВСЕМ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО!

Педагогика будущего

Китеж — город из старой русской легенды, спасенный волшебством от вражеского нашествия и видимый на дне озера лишь людям с чистой совестью.

Такое название взяла себе благотворительная организация энтузиастов-педагогов, психологов и просто людей, в чьих душах живет милосердие и стремление помочь осиротевшим российским детям. Ее зачинатель и вдохновитель — Дмитрий Владимирович Морозов.

Встреча с ним поддерживает будто угасающую надежду, и снова обретает силу уверенность... Двумя словами трудно сказать, кто он: журналист-международник, ученики которого уже сами профессиональные теле- и радиожурналисты, учеиый-индолог, радиокомментатор, чей голос мы слышим по «Маяку», писатель — автор книги «Калиюга», педагог, подвижник своей идеи...

...Дмитрий Морозов страстен, прям и достаточно тверд; в его душе нет места «теплости», но совершенно ясно: он из тех, кто может создавать на пустом месте, увлекать за собой и отвечать за свои поступки и слова. Впрочем, предоставим слово ему самому.

Морозов Д.В., философ, педагог, писатель

 Строим «Китеж»

 Содержание

Святослав Рерих

Ауровиль

Китеж небесный

Китеж земной

Община

Дети

Будущее

Святослав Рерих

...Когда мне было 20 лет, как студент Института стран Азии и Африки при МГУ я на 10 месяцев попал в Индию. На третий месяц пребывания отправился в гости к С.Н.Рериху в Бангалор. Доехал за ночь. Вошел к нему в офис в марлевке и потертых джинсах и заявил: «Здравствуйте, я Дима, русский студент. Хочу с вами поговорить». Он мою наглость вытерпел, усадил меня. Служанка поставила передо мной чашечку кофе и пирожное. Я сказал: «Святослав Николаевич, я знаю, вы всех угощаете кофе и пирожным, и после этого у человека остается еще 10 минут для разговора, поэтому пить кофе я буду потом, а сейчас хочу поговорить с вами еще три минуты дополнительно».

Мы заговорили о его отце — Н.К.Рерихе. Моим учителем в университете была индолог Людмила Васильевна Шапошникова, занимавшаяся исследованием его творчества. Поэтому уже тогда о Рерихах я знал больше, чем среднестатистический советский специалист. Может быть поэтому Святослав Николаевич как-то проникся ко мне — и оставил меня ночевать у себя и офисе. А через два дня приехала Адити, его ученица, и отвезла меня к нему на виллу Татгуни под Бангалором. Он показал мне свои картины, лежавшие в запасниках, а потом мы три часа сидели с ним вдвоем и разговаривали.

Я был, конечно, молодым и глупым студентом с большим апломбом, требовал от него конкретной программы действий, какого-то движения, вот-де, почему вы бросаете Россию и т.д. — все это было, наверное, достаточно смешно. А он поведал мне одну большую истину, которую до сих пор помню: «Один светлый человек споим собственным существованием может делать вокруг себя мир светлым. Для этого не нужно создавать никаких движений, организаций, партий, потому что, как правило, последствия их деятельности непредсказуемы».

Потом я еще три раза приезжал к нему в Индию, работая корреспондентом «Маяка». Святослав Николаевич уже старел и старался передать то, что знает. Вряд ли я был таким уникальным — просто я был близко. В последний раз прожил у него неделю, и каждый вечер мы говорили по три-четыре часа — вернее, говорил он, а я не очень-то и вопросы задавал. Он пояснял отдельные положения Учения «Живой Этики» и размышлял об общем человеческих ценностях. ...Говорили и о Шамбале, но рассуждать от имени Рерихов на эту тему я не имею права. Ничего сокровенного мне доверено не было. Как я понимаю, он считал, что если человеку дано прозреть, то он сам должен к этому идти, не получая инструкций.

Мне он сказал: «Если вы для Высших миров открыты, то там, где вы, там и Шамбала. Это не место в Гималаях, это место в вашей душе, в вашем сердце». Мне кажется, что это и есть основы Учения, и не надо ехать в Гималаи — прозреть можно где угодно.

_________________________

Из педагогических принципов построения общины «Китеж»:

Китеж основывается на трех ценностях — Личность, Учитель, Община.

Мы утверждаем, что ребенок не может рассматриваться как собственность родителей или общества. Дети имеют священное право на свободу познания, самовыражения, телесного и духовного совершенства, выбора собственного пути. Возрождающейся России нужен новый человек, а значит, и новый учитель.

_________________________

Ауровиль

Будучи в Индии в 1981 г., я прожил три недели в Ауровиле. Не скажу, что мне все там понравилось, но принимали меня очень хорошо, поскольку я был там первым русским, курил русские папиросы и принимал активное участие в цементных работах при строительстве Матримандира. Я был для них «достопримечательностью», которую возили по общинам, знакомили.

...Что касается педагогических концепций, я там ничего такого не обнаружил; насколько помню, я сам читал английским и американским детям книжки, сказки, пытался рассказать, что такое Россия. Был там француз, который иногда, раз в два дня, собирал детей Ауровиля, не всех опять же, а с десяток, и что-то им рассказывал — это считалось образованием. Запомнилась мне девочка 15 лет, очень миловидная. Она непрестанно дымила сигаретами, прикуривая одну от другой и говорила: «Наплевать, все равно, умру скорее от рака»...

...Ауровильцы, как я их узнал тогда, — это совсем не те, что сейчас. Теперь многое изменилось, говорят, там понастроили хороших домов, собственные предприятия открывают, и Ауровиль становится обычным капиталистическим центром. А тогда это была община людей, вроде бы последователей Шри Ауробиндо Гхоша, собравшихся из разных мест, но с совершенно разными представлениями о том, ради чего они приехали... Просто жить? Это не идея. Во имя идей? Они считали, что если хорошие люди соберутся вместе, у них вдруг все появится — и общая цель, и гармония отношений, а государственное устройство заменит некое естественное существование человека в обществе... В человеческом обществе ничего просто так не происходит. Знания сами собой не появляются, гармония тоже. Появляются хиппи, наркотики, где-то — просто отдых, где-то — нежелание что-то делать. Были люди очень интересные и умные. Были работающие с утра до вечера. Но их — единицы. Был десяток людей, строивших Матримандир. Во имя идеи, бесплатно, каждый день. А соседняя община, в которой я жил — не трудилась, и этих людей никто не понукал, они получали свою горстку риса, овощи и говорили о высоком. Осуждать живущих там я не буду — у каждого свой путь. Но в Китеже ничего похожего на это делать не собираюсь. Ауровиль — это какое-то детство мира, новое детство, и что из него вырастет, пока непонятно.

_________________________

Мы создаем первую в России педагогическую общину — Китежград, которая станет конкретным воплощением нашей мечты о гармоничном, всестороннем воспитании подрастающего поколения. Община позволит объединить усилия самых разных педагогов и наставников, психологов и медиков, деятелей культуры и специалистов разных профессий, превратив их в «соборного Учителя».

Для этой цели мы уже приступили к созданию поселка, в котором поселятся семьи учителей и сотрудников, принявших к себе детей-сирот из районов, охваченных межнациональными конфликтами. Мы создаем целый комплекс детских домов семейного типа со школой, спортивным и
культурным комплексами, мастерскими и фермой.

_________________________

...Хотя я и провел много времени в Индии, проникся ее культурой и духовностью, я считаю себя православным. Даже исходя из индийского понимания кармы и судьбы, считаю, что религия и сознание должны быть связаны именно с той землей, на которой ты родился. Я не знаю, насколько приемлемы мои взгляды для православных учителей — но лично я здесь не испытываю никаких внутренних противоречий. Просто некоторые вещи называются по-разному, а по сути они одни и те же; и то, что есть в индийской религии и названо «Брахма» и «Дхарма», есть и в нашей и называется Благодатью и Промыслом Божиим, а нюансы понимания — они от людей, от несовершенства человеческого знания и от гордыни...

_________________________

Не насилие над волей ученика, а внутренний контакт с Учителем, не волевой приказ, а милосердие и взаимопонимание — вот суть нашей педагогики, смысл жизни Учителей и путь всей общины.

_________________________

Китеж небесный

Вернувшись из Индии, я защитил диссертацию, начал писать книгу. И уже будучи кандидатом наук, спецкором «Маяка», в течение восьми лет выезжал вожатым в пионерский лагерь и воспитывал детей. Очевидно, какая-то часть моей натуры жила именно этим. Мои дети выросли, многие из них теперь работают со мной в Китеже.

...О нем я начал мечтать уже тогда. Сначала это называлось у меня Мирградом. Я рассказывал об этой идее С.Н.Рериху, он благословил ее, назвал Городом Мира, сказал, что ее надо реализовывать, и что это вполне в духе Учения. И тогда я начал искать возможность спасти детей — тех же пионеров из моего отряда. Одни из них стали наркоманами, другие — тунеядцами, третьи — "сейчас спиваются. И только какая-то горстка ребят смогла пройти по лезвию бритвы и действительно подняться на высоту духовного понимания мира, овладеть собственным интеллектом и всем остальным. Я понял, что в условиях нашего общества это сделать очень трудно — велико влияние окружающего, да и сами же родители часто губят своих детей. Поэтому я и задумал создать оазис, только не изолированный, а, наоборот, открытый. Ведь чтобы человек мог кататься на коньках, его, как минимум, надо научить на них стоять. Так вот, я пытаюсь дать возможность человеку научиться ходить, говорить, использовать свой мозг, свою душу и сердце, а потом выйти в обычную жизнь. Ни в коем случае не запираться в Китеже, не оставаться в монастыре — это не наш путь.

_________________________

Свободное творчество и созерцание красоты — не досуг или награда, а способ развития сознания и чувств, смысл существования человека.

_________________________

Китеж земной

Реально мы учредились в 1991 г., в феврале. Тогда нам Детский фонд пообещал помощь, по ничего не дал, естественно. Однако «жребий был брошен», и мы начали вертеться сами. Министерство образования нас очень поддержало на официальном уровне, что позволило нам существовать как бы под государственной крышей, будучи независимой общественной организацией. А «Маяк»
и группа журналистов, работавших со мной 10 лет, веривших мне — делали про нас бесплатно материалы в эфире, а это миллионная экономия, помогали проводить радиомарафоны. Первый марафон дал 300 тысяч, деньги даже тогда смешные, но это позволило нам зарегистрироваться, приобрести какие-то материалы и платить зарплату человеку, который был у нас директором по строительству. Если бы я тогда знал, во что это выльется, может быть, и испугался; а сейчас я благодарен своему безумству и дерзости, которые все-таки вывели на этот путь...

Второй марафон принес 3 миллиона; третий — 20 миллионов. Это говорит о том, что люди начинают немного серьезней относиться к идеям, которые сначала кажутся наивными и абстрактными. Нас сейчас начинают принимать всерьез. Мы, конечно, еще слабенькие, и с нашими идеями дело обстоит куда лучше, чем с их реализацией. Мы смогли построить только один дом, но без всякой строительной организации — на ровном поле, в 300 км от Москвы. Мы смогли вырыть колодец, запустили водонапорную башню. Сейчас получили от спонсоров обещание дать деньги еще на несколько домиков. К нам уже едут люди строить — на месяц. Мы никому не обещаем, что оставим дольше. Тибетские монастыри не открывают ворота для всех, кто дошел, а лишь для тех, кто вытерпел. И есть вера в то, что мы все-таки победим.

Сейчас я уже не один, и силы чувствую в себе большие. Рерихи и здесь были правы, преодоление трудностей рождает созидательную энергию. Приходится выбивать деньги, заниматься вопросами ремонта машины, договариваться с местными властями о земле, уговаривать тех или иных китежан поехать или не поехать, — я никогда не был готов к решению этих вопросов. Я — писатель, журналист, историк, а решаю хозяйственные и психологические вопросы. До педагогических дело еще не дошло. Конечно, все это нелегко, но, как ни странно, справляешься, идет энергия, и становишься сильнее.

Видно, нельзя себя экономить, нужно открыться этому потоку. Не ты — этот поток, а он через тебя проходит, тебя несет. Сильны мы не своими собственными малыми силами, своим узким разумом, а этим вот потоком, через нас протекающим и нас пронизывающим — Волею Божией, я бы сказал.

Община

...Первые полгода мы проработали с общиной в Москве. Каждую неделю нас собиралось человек 20, поверивших в идею и пытавшихся связать свою жизнь с Китежем. Все они прошли психологические тесты (знаю, что они более-менее подходят; идеально, скажем, и я не подхожу). В общении мы приняли друг друга. Я понял, что даже в условиях Москвы зародыш общины создать можно. У нас нет дискуссий, у нас есть поиск, есть приятие, есть попытка понимания. И есть около 400 заявок от желающих — это при условии, что мы поставим в ближайшее время максимум пять домов. Много к нам подходит людей, не ведающих, что творят. Это видно и по тестам, и при встрече. Им кажется, что они очень хотят, а оказывается, что им Китеж противопоказан. Есть люди, которые хотят быстро поменять место жительства. Но есть и такие, которые — я чувствую — действительно очень подходят. А дальше все покажет совместная жизнь и работа.

_________________________

Лишь опыт прожитых лет и большая терпимость отличают Учителя от его учеников. Значит, здесь нет места для тщеславия, нетерпимости или снисхождения.

Путь Учителя невозможен без полной самоотдачи, принесения себя в жертву. В Китеже каждый сотрудник, независимо от круга обязанностей, превращается в родителя и наставника.

_________________________

На сегодня у нас есть три полные семьи, готовые поселиться в Китеже. Есть еще несколько одиноких
женщин, со своими детьми и без них. А поскольку надо строить и обрабатывать землю, и нужны мужчины — есть еще два десятка мужчин, семейных и одиноких, которые готовы ехать. Но не я буду это решать — община искусственно не создается. После того, как мы поработали вместе, собиремся на общее собрание — человек десять — и решим, кто из приехавших нам подходит.

Естественно, приезжие тоже решают, хотят ли они остаться в Китеже, подходим ли мы им, но по праву хозяев, слово «Да» остается за нами.

_________________________

Только трудом, лишенным эгоистического начала, можем мы создать достойные условия жизни нашим детям, только в труде развивается личность ребенка, утверждается единение и взаимоподдержка. Поэтому община утверждает труд как единственный способ достижения успеха и самосовершенствования.

Дайте детям возможность преодолевать препятствия!

_________________________

И это делается но для того, чтобы снять с меня ответственность за решение, а чтобы община была создана не волевым приказом, а естественной жизнью, чтобы гармония была с самого начала. Если человек входит в общину, надо, чтобы все были с этим согласны. Тут никакой демократии, подсчета голосов быть не может; если человека двое ненавидят из десяти — сами понимаете, община не состоится. Как все получится на самом деле, не знаю, просто верю в хороших людей, верю в то, что надо работать. Разные люди приходят в Китеж — и становятся другими, они находят здесь отдохновение. Я сам согреваюсь в этом. У меня есть, конечно, друзья и вне Китежа, но полноценным, защищенным и имеющим смысл жизни я по-настоящему чувствую себя в Китеже. Ради этого и живем.

_________________________

Община исключает понятие свободы, как независимости человека от мыслей и чувств окружающих, от установленных нравственных начал, традиции и обычаев. Чуткость к душевным устремлениям окружающих — признак культуры человека.

_________________________

Дети

...Люди приезжают со своими детьми; но им запрещается отделять своих от чужих. Дети-сироты тоже входят в семью, и никакого разделения здесь быть не может.

Нельзя своих детей воспитывать в одном стиле, а других в ином. Я боюсь, сирот в России в ближайшее время будет не меньше. Конечно, никакого Китежа на всех но хватит. Только в Москве и Петербурге тысячи беспризорников, а что делается с теми русскоязычными детьми, которые брошены в республиках СНГ и не знают местного языка!

Взрослым некогда заниматься ими... Я думаю, у нас — увы, это трагедия России — недостатка в сиротах, которых надо взять в Китеж, не будет. Законодательные принципы этого отбора еще не выяснены, идет работа с Министерством образования. Китеж берет их под опеку, выступая как учреждение — это не мешает ему оставаться общиной. Мы не элитарны, но хотим отобрать тех детей, которым мы нужны.

Будущее

Ясно, что на 50 коттеджей, которые мы планировали, денег в ближайшее время мы но соберем. Необходимые для центра бассейн, спортзал, культурный центр — это микросреда, в которой ребенок воспитывается; это необходимо всем детям, не только китежанам. Ясно, что и этого мы пока не потянем. Но реально построить пять-семь домов, маленькую ферму. Главное — собрать коллектив людей, действительно преданных идее, способных посвятить свою жизнь Китежу. Тогда появятся и качественно другие спонсоры — те люди, которые имеют деньги и при этом неравнодушны к будущему России, в которой предстоит жить их детям. Люди, которые захотят «поставить свечку перед Богом». Пока много обещаний, похлопываний по плечу. Но ведь мы же ничего еще не доказали, пока все это тоже мои обещания. Поэтому первую стадию нам придется пройти самим, и в этом есть большая истина. Если бы нам все упало с неба, мы, может быть, это не так ценили. Когда человек своими руками строит, ест из одного котла с другими китежанами, он за это начальное братство будет держаться. То, что это не для всех, я тоже прекрасно понимаю, — и не надо, у каждого свой путь.

Уверен, в России найдется человек 100-200, которые нужны в Китеже и которые будут мыслить так же, как мы. Я надеюсь, что им будет хорошо, и тогда они свои силы удесятерят, и мы будем счастливы в этом труде, в любви, взаимопонимании, гармонии.

Иначе никакой Китеж не состоится, сколько бы мы денег ни получили. Если люди заедут в готовенькие коттеджи, они будут знать, что Китеж очень о них заботится, да если еще у них будет зарплата, они могут быть немного по-другому настроены. Поэтому даже в этом я вижу большой смысл. Жизнь все-таки талантливее нас. И что как бы нам ни хотелось, жизнь делает так, как надо, а не так, как нам кажется лучше.

_________________________

Через самореализацию, через индивидуальное развитие и расширение сознания — к единству высшего порядка — Гармонии.

Община — наш храм, чувство долга — его стены, открытое сознание — врата, любовь — огонь очага, а вера в беспредельность возможностей — купол, устремленный в небеса.

_________________________

...Что касается принципов учения, на котором строится Китеж — многое взято у Рерихов, многое — из других учений. Я ничего этого не изобретал, другое дело, что многое совместил: восточное представление о Гуру, русскую идею Общины и западное отношение к личности как самостоятельной ценности, имеющей право на полное развитие в рамках общества. Мне кажется, это то, к чему всегда стремился Рерих. Поэтому мы идем в русле Живой Этики, но не только ее.

Мы строим общину для сирот, а не просто некое рериховское общество и не монастырь для страждущих духом. Людей, которые просто ищут смысла в жизни, мы, в общем-то, не приглашаем.

Мы ищем тех, кто пытается делать добро и любить окружающих. Китежу нужны люди, умеющие строить и водить машины, готовые физически работать, заниматься сельским хозяйством, и при этом еще находить время воспитывать детей, помогать им расширять сознание и воспринимать многообразие мира — и ни в коем случае не претендующие на обладание истиной в конечной инстанции. Я встречал среди рериховцев многих, точно знающих, как надо делать. Разговаривать с ними невозможно. Никакого отношения к делу Рерихов они не имеют. Человек, который сначала ничего не знал, а потом получил малую толику знаний и думает, что уже обрел весь мир, глубоко заблуждается. Сами Рерихи — а я считаю себя учеником Святослава Николаевича — никогда не были догматиками или фанатиками, а Живая Этика тем и хороша, и тем живет, что как круги от камня на воде, расширяется, включая в себя все новые сферы, возможности, идеи. Поэтому людей, узко нацеленных, прошу не беспокоиться; а всех остальных приглашаю на месяц, в рабочей форме, с палаткой или без нее и провиантом в сумке, — в Китеж. Остаться жить вместе с нами можно только после месячного испытательного срока совместной работы и прохождения соответствующих тестов — опять же там, в общине.

...Что для этого нужно? Позвонить но телефону 161-08- 00, сказать, что жажду поехать в Китеж, узнать там время отправления машины или адрес Китежа — это под Калугой, Барятинский район, деревня Чумазово, нас там все знают. Прийти и сказать: «Ребята, я пришел к вам поработать».

/Интернет-журнал «Дельфис» № 0(1/1993) \ Педагогика Будущего/ http://www.delphis.ru/journal/article/stroim-kitezh

Смотрите новости на сайте «КИТЕЖА»: http://www.kitezh.org/RUS/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

 Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ :

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

 http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

Видео и другие материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве. http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Презентация Манифеста гуманной педагогики в Институте психологии им. Г.С.Костюка НАПН Украины

29.03.2012 в Институте психологии им. Г.С. Костюка  Национальной Академии Педагогических наук Украины состоялась презентация Манифеста гуманной педагогики.

Следует отметить, что Г.C. Костюка, директора научно-исследовательского института психологии УССР, и Д.М. Узнадзе, основателя грузинской психологической школы связывали многолетние дружеские отношения. 

Теплую, человеческую атмосферу заведения в наши дни поддерживает директор Института психологии им. Г.С. Костюка Академии Педагогических Наук Украины Сергей Дмитриевич Максименко, выдающийся психолог современности, действительный член НАПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии обучения им. И.О.Синицы, Академик-секретарь отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии НАПН Украины, декан медико-психологического факультета Национального медицинского университета им. Богомольца, заслуженный деятель науки и техники Украины, Лауреат государственной премии Украины, награжден многочисленными орденами и медалями Украины, а также Почетными грамотами Верховной Рады, Кабинета Министров и Министерства образования Украины, действительный член Международного Совета психологов (США), иностранный член Российской академии образования (РАО), действительный член Европейской академии естественных наук (ФРГ, Ганновер). 

Ш.А.Амонашвили в своем выступлении рассказал о тернистом пути и неустанных поисках духовного измерения в образовательном пространстве, который начался в Грузии в 60-е годы под руководством Б.И. Хачапуридзе, который возглавил лабораторию экспериментальной дидактики. Уже тогда за основу были взяты идеи классической педагогики. Позже присоединилась идея развития, были разработаны система письменно-речевого развития и система содержательного оценивания. В 70-е годы Д.И. Хачапуридзе отметил, что развитие - одна из граней личности, но не вся личность. Мотив также не охватывал полностью богатую внутреннюю природу ребенка. Ответ нашелся в К.Д.Ушинского: «Ребенок не готовится к жизни, он уже живет». Это был совсем другой философский взгляд на ребенка, который и определил нематериалистическую методологию новой педагогики. «Педагогика - величайшее искусство, которого так ждет человечество» (Ушинский). Вера оказалась тем четвертым измерением, на поиски которого вдохновляет классическое наследие.

           Система гуманно-личностного подхода официально признана Министерством образования Российской Федерации. Философское классическое наследие, которое входит в многотомную Антологию гуманной педагогики и выдается Ш.А.Амонашвили, рекомендовано Министерством образования РФ для изучения в вузах. Таким образом, труды классиков официально признаны источником педагогической профессии.

После полугодового обсуждения «Манифест гуманной педагогики» был провозглашен 17 июля 2011 деятелями Международного движения гуманной педагогики (подписали его 43 человека) и обращен к мировому сообществу учителей и работников образования. 

14 сентября 2011г. на заседании Бюро Президиума Российской академии образования академик Шалва Александрович Амонашвили выступил с сообщением о подписании Манифеста и его содержании и получил всестороннюю поддержку и одобрение. С этого дня Манифест гуманной педагогики не только обращение к коллегам и единомышленникам, но и документ, поддержанный Президиумом РАО и рекомендованный научным учреждениям РАО для использования в научной и практической деятельности. Соответствующее Постановление уже подписано президентом РАО Н.Д. Никандров. 

15-17 сентября 2011г. Манифест был одобрен участниками Европейского Форума ректоров педагогических университетов Европы, в работе которого приняли участие руководители педагогических университетов из 11 стран Европы и более 30 руководителей отечественных педагогических университетов из всех уголков Украины. Проходил он в Национальном педагогическом университете им.М.П.Драгоманова Почетным гостем форума был приглашен Ш.А.Амонашвили, который презентовал Манифест как документ, который впервые появился в образовательном пространстве и направлен не на внешние преобразования, а на внутреннее духовное совершенствование самой системы образования и воспитания. 

 Также Шалва Александрович подчеркнул, что уникальность Манифеста заключается в его способности обновляться, впитывать лучший опыт человечества, быть живым откликом на его страстное стремление к духовному измерению, к поиску смысла жизни, к высокому понятию гуманизма. 

Практической реализации положений Манифеста было посвящено выступление В.Ф.Бак, вице-президента Всеукраинский культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, учителя-методиста, Отличника  образования Украины, автора книги «Биология языком сердца», Рыцаря гуманной педагогики (г. Артемовск, Украина). 

С.Л.Крук, вице-президент Международного центра гуманной педагогики, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, кандидат  педагогических  наук, доцент, Рыцарь гуманной педагогики (г. Хмельницкий, Украина) в своем выступлении рассказал о пути гуманизации образования в результате введения духовного компонента, о разработке методологии развития духовности, которыми занимается Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета. В основе этих разработок - сочетание рационального и иррационального методов с целью познания сущности человека и не только проявления его психических процессов, но и глубинных мотиваций, потребностей, волевых компонентов и др. В образовании пришло время заниматься воспитательным процессом, а не только учебным. Это перспектива, поэтому это направление распространяется. Сейчас в Украине работают уже 16 отделений Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. 

В ответе на вопрос из зала о религиозной компоненте было отмечено, что Манифест провозглашает светскую духовность как сочетание высокой морали и искусства. Это устранит противоречия на уровне конфессий. Светская духовность близка всем. 

Таким образом, Манифест - документ общественного движения, которое способствует развитию нации, культуры, народа, возрождению доброты. 

В обсуждении также приняли участие Боришевский Мирослав Иосифович, член-корр. НАПН Украины, доктор психологических наук, профессор, зав. Лабораторией личности; Максимова Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории Психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии им.Г.С.Костюка; Цехмистер Ярослав Владимирович, доктор педагогических наук, проректор по научно-педагогической работе  и довузовской подготовке Национального медицинского  университета им.А.А.Богомольца, директор Украинского медицинского  лицея, Заслуженый работник образования Украины, профессор.

          Подводя итоги   этого  важного события - презентации Манифеста, С.Д.Максименко подчеркнул актуальность принятого документа, выразил поддержку его идеям и предложил сотрудничество Института психологии с Всеукраинской культурно-образовательной ассоциацией гуманной педагогики, ибо положения, идеи Манифеста требуют научного обоснования, поэтому такое сотрудничество стало бы большим шагом вперед в реализации Манифеста в образовательно-воспитательном процессе.

           С.Д.Максименко поблагодарил Ш.А.Амонашвили за встречу и подчеркнул, что личность начинается с Любви, что вера имплицидно социологизуеться в человеке уже в пренатальном периоде, что сотрудничество в Институте психологии осуществляется на принципах духовности, гуманизма, тепла и радости общения, а психология добра, согласия  личности с собой, психологическое здоровье личности признано основой безопасности государства. Также готовится закон, который будет защищать психику человека от негативных воздействий различных факторов. 

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное