Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Космопланетарная модель школы


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Космопланетарная модель школы   103   2012-03-21 13:43

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены две статьи Г.Г.Сотникова о космопланетарной модели этикоэкологической школы и школе третьего тысячелетия, опубликованные в 2008 году журналом «Дельфис» в разделе «Педагогика Будущего» и не утратившие своей актуальности на сегодняшний день. В разделе «Новости и ссылки» смотрите обновленные ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, объявление о проведении авторского семинара Шалвы Амонашвили в Киеве с 26 по 30 марта 2012 г. в НПУ им. М.П.Драгоманова. ПОЗДРАВЛЯЮ ЖЕНЩИН С ПРОШЕДШИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЖЕНСКИМ ДНЕМ 8 МАРТА! ЖЕЛАЮ ВСЕМ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО!

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Сотников Г.Г.

У древних славян задолго до Кирилла и Мефодия, создавших к 963 году славянскую азбуку, которой мы пользуемся и по сей день, на протяжении пяти тысяч лет была своя оригинальная письменность — слоговая. (Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результат дешифровки. Т. 1. 1993).

В 1961 году американскими археологами недалеко от румынского посёлка Тэртерии при раскопках была найдена глиняная табличка с пиктографическими знаками. Текст был выполнен на языке древних славян семь тысяч лет назад. Именно с этого времени начинается наш отсчёт духовной жизни землян и всемирная история. Дешифрованный текст, выполненный независимо Г.С.Гриневичем и Ю.Янкиным , в переводе с праславянского гласит: «Дети примут грехи Ваши, всегда держитесь детей своих». Сравните библейское: «Научите ребёнка пути, которым следует идти, и в старости он не свернёт с него» (Библия, притча, 22:6).

Гриневичу также удалось дешифровать в 1983 году текст Фетского диска, который был найден в акрополе древнего города Феста на острове Крит. Диск датирован 1700 годом до н. э. На стороне А сказано: «Горести прошлые не сочтёшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуйте их. Все вместе. Распри прошлые не считайте. Место в мире Божьем, что вам послал Господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днём и ночью, не место — волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведая, чьи они в этом мире Божьем». И сторона Б: «Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть, забудем кто есть. Что считать, Господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будем, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы. Разговоры о вас. Но есть ещё. Будем Её мы в этом мире Божьем».

Автор текста отмечает, что на долю наших предков выпало много горя и страданий, и он призывает беречь эту землю, защищать её, увеличивать мощь и силу, но главное — защищать свободу-волю.

Из текста Гриневича следует, что рысичей называли «сеяне», то есть сеятели. Это высокое предназначение — выращивание — отмечается в названии нашего народа: «расеяне» народное слово живой великорусской речи. Слово «Россия» — от слова РАСЕЯНЕ, то есть сеятели Бога Солнца — РА, или Солнечные, Божественные1 сеятели, заключает Гриневич.

По крайней мере, 1500 лет до рождения Христа наши предки священнодействовали на земле — пахали, сеяли, убирали урожай. Не пора ли и нам по-своему вернуться к истокам?

Фундаментом, пространством и «почвой» для гармонического развития сознания, для «выращивания» высоконравственной личности (физического, умственного и духовного её развития) мы считаем землю. Именно земля является связующим началом между Богом и личностью ребёнка.

Земля и крестьянский труд ещё задолго до принятия христианства считались главными, определяющими все материальные и духовные структуры Древней Руси. Население Руси на протяжении всех веков было в основном крестьянским, и едва ли в ней был кто-то мудрее и духовнее крестьянина.

В старославянской азбуке буква «З» встречается два раза: в смысле «ЗЕЛО», то есть твёрдо, и в смысле «ЗЕМЛЯ», в смысле жизни, чтобы Божественный свет постичь: «Азъ буки веди. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ, онъ, покои. Рцы слово твёрдо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта, ъра, юсь, яти!» — здесь зашифровано целое послание к славянам. Как это звучит в современном переводе? «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!» (Ярослав Кеслер).

Земля есть божественный дар и всеобщее благо. Однако ныне ценность её ограничили только экономическими категориями. Труд на ней унижен и перестал иметь нравственное и воспитательное значение. Люди лишены естественного фундамента стабильности, связывающего их в одно целое с природой и между собой. Прислушайтесь к словам японского философа Токутоми Рока: «Рождаемся на земле, питаясь тем, что рождает земля и по смерти в землю же и отходим. В конце концов, человек — это одно из воплощений земли. Поэтому для него самым подходящим занятием должна быть работа на земле. Среди всех возможных способов существования в этом мире самый лучший способ сумел избрать земледелец».

 Рис. 1. Схема структуры лицея–интерната–ВУЗа

http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/54(2)_20.06.2008/kosmoplanetarnaya_model_etikoekologicheskoy_shkoly/image001.jpg

Выдающийся русский лингвист Олег Николаевич Трубачёв в монографии «Этногенез и культура древнейших славян» (2003) отмечал, что крестьянин — это сеятель, который зачинает урожай и зачинает детей. В самом понятии креста из категорий ян и инь заключён огромный смысл. «Крест» символ православной веры; ян — это мужское начало, инъ — женское начало, и крестьянин, несущий крест, соединяет в себе женское и мужское энергетические начала. И если мы хотим восстановить и укрепить государство, то мы просто обязаны возродить добротную крестьянскую семью, а ещё точнее — возродить КРЕСТЬЯНСТВО как класс, который способен осуществлять ЛАД человека с землёй и окружающей его природой. Писатель В.Распутин писал, что крестьянская семья «затрагивает всё в государстве, до последних мелочей».

Наши выдающиеся учёные-агрономы А.Т.Болотов, П.А.Костычев и В.В.Докучаев отмечали, что земля — главное наше национальное богатство, и если государство использует землю неумело и неэффективно, то оно несёт огромные убытки, и не только экономические. Основоположник отечественного земледелия А.Т.Болотов любил говорить: «Нет плохой земли, а есть плохие хозяева».

Ещё в ХVI веке выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень в книге «Опыты» давал высокую оценку роли природной, сельской среды, а главное земле, в воспитании нравственных качеств человека, в том числе детей и подростков. Образцом достойного поведения человека, оправдывающего его земное и космическое предназначение, Монтень считал жизнь крестьян. Он писал: «…нравы и речи крестьянина, как правило, нахожу более отвечающими предположениям истинной философии… воспитание твёрдости души, … привычка терпеливо трудиться — это то же, что и привычка переносить боль… пусть он привыкает решительно ко всему … Его воспитание, его труд, его учение служат одному — образовать его личность».

Французский педагог — мыслитель ХVIII века Жан-Жак Руссо писал, что «крупные города больше всего истощают и ослабляют государство: богатство, ими накопленное, является показным, мнимым — много денег и мало толку … Деревня — это и есть страна, а население деревни образует народ». Совсем недавно, говоря об упадке нравственности в России, писатель В.Распутин отметил: « Справедливо, наверное, говорят: народ живёт в селе, а в городе население».

Вопрос нравственного жизнеустройства не мог не волновать таких титанов в философском осмыслении будущего России, как Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Достоевский писал: «…и порядок, и закон, всё, наконец, всякое нравственное отправление организма организуется лишь тогда, когда в стране прочное земледелие, то же самое можно сказать и о характере земледелия; будь характер аристократический, будь демократический, но каков характер земледелия, таков и характер нации. Если земледелие и хозяйство слабо, раскидисто, беспорядочно — нет ни государства, ни гражданственности, ни любви в Боге. По мере того, как земледелие и хозяйство крепчает, устанавливается и всё остальное».

Уже 1870-е годы ХIХ века Толстому было ясно, что у России есть единственный путь социального возрождения, который лежит через древнюю традицию славян — сельскую общину, способную «обеспечить ей нормальные условия свободного развития. В то же самое время отмечал К.Маркс, что «сохранение сельской общины путём её дальнейшей эволюции совпадает с общим движением русского общества, возрождение которого может быть куплено только этой ценой». Толстой считал, что европейские методы ведения хозяйства не приложимы для России, и противодействие крестьян не случайное, а постоянное, имеющее основание в ДУХЕ народа.

Своё хозяйство русский мужик хочет обустроить на основе общинных принципов, которые сложились ещё до принятия христианства на Руси. Это принцип нравственный и духовный, принцип совместности, сопричастности, содружества, сопереживаемости, созвучия и совершенства, когда сосед помогает соседу, а не старается у него что-нибудь присвоить. А природа — растительный и животный мир, как живые составляющие, являются активными участниками такой праведной жизни. Даже в советское, атеистическое время, когда земля рассматривалась с прагматических и потребительских позиций, что следовало из материалистической философии, замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» (1972) писал: «Труд в природе (школьный участок, теплица, ферма) — важнейший источник самовыражения человека, без которого не может быть и речи о формировании мировозрения. Это прежде всего идейное, общественное самовыражение, когда человек познаёт творческие силы в труде для людей. Вещи, которые встречаются на каждом шагу и кажутся простыми и хорошо известными, — зелёный лист, корень, почва, перегной, вода — таят в себе тончайшие оттенки мудрых мировоззренческих истин; и как раз то, что эти истины познаются в труде, воспитывает личную, эмоциональную, волевую, моральную сферу того, кто познаёт природу».

Кроме природных, биологических потребностей, для удовлетворения которых существуют вещи, человек, и особенно русский, нуждается в формировании и использовании образов, и эти потребности фундаментальны, генетически запрограммированы в тысячелетней истории славян. В жизни крестьян потребность в образах удовлетворяется как бы сама собой — связью с природой и людьми, работающими на земле. Годы работы в собственном крестьянском хозяйстве дали мне возможность выработать ОПТИМАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ЖИЗНИ и представить себе ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА третьего тысячелетия.

Основой духовности и продуктивности крестьянского хозяйства является уровень взаимодействия всех компонентов этой уникальной системы: «человек — животное — растение» в окружении божественной среды обитания. Цель и смысл человеческого существования такой системы — единство человека и природы, или, как говорили в старину, ЛАД с ней.

Рис. 2. Схема научного естественно-гуманитарного центра

http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/54(2)_20.06.2008/kosmoplanetarnaya_model_etikoekologicheskoy_shkoly/image002.jpg

В биологическую суть человека заложены вселенский ритм и движение, которые являются необходимыми составляющими процессов жизни. Как писал Леонардо да Винчи, «природа не нарушает своих законов». Из века в век всем народам присущ «рассветный» образ жизни, который в настоящее время сохранился лишь на селе. Следовательно, наиболее интенсивная физическая и умственная деятельность должнаы протекать в утренние и дневные часы, что и нашло отражение в пословицах. У англичан: «Рано ложись и рано вставай — будешь здоровым, богатым и мудрым». У нас: «Утро вечера мудренее», «Кто рано встаёт, тому Бог даёт»; «Кто встал до дня, днём здоров»; «Вставай в пять, обедай в девять, ужинай в пять, ложись в десять — проживёшь девяносто девять»; «Кто рано встаёт, тот вдвое живёт» и т.д.

Учёные Пущинского научного центра под г. Серпуховым, познакомили меня с письмом Президенту РФ В.В.Путину от 20.04. 2000 года. Два известных академика — С.Э.Шноль из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, г. Пущино-на-Оке и Л.Я. Глыбин, директор Научно-исследовательского центра клинической кардиологии и биоритмологии ВСНЦ, г. Владивосток — отмечали важность учёта «космофизических факторов и ритмов в жизни людей». Ими была установлена ранее не известная закономерность внутрисуточной цикличности различных процессов — физиологических, патологических, физико-химических, гелио-географических с пятью «подъёмами» (около 5,11,16,20 и 24 часов) и пятью «спадами» (около 2,9,14,18,22 часов). Эта закономерность меняет в корне наше представление о ритме жизнедеятельности человека на Земле и даёт основание рассматривать вопрос изменения социального уклада жизни людей.

Общеизвестен факт, что человек наиболее работоспособен до 13 часов. Оказывается не существует биоритмологических типов работоспособности — «жаворонков», «сов», «аритмиков». Достаточно проявить волю и понимание природой данного космического ритма жизнедеятельности. Тем не менее, законы биологии человека и космоса игнорируются до сих пор. Назрела острая необходимость коренной перестройки внутрисуточного ритма в жизни людей и создания условий для возможности ежедневных адекватных физических (лучше на природе) нагрузок для каждого человека. Проблема эта — начала рабочего дня в ранние утренние часы, решена в Германии, Италии, Новой Зеландии, Японии и других странах.

Второй фактор сохранения здоровья — ритмическое движение, танец и бег. Данный фактор признан научной общественностью и используется в качестве универсальной оздоровительной системы при различных заболеваниях. На том настаивали 80-летий Н.М.Амосов, канадский учёный Ганс Селье, советский педагог В.А.Сухомлинский, чемпион по тяжёлой атлетике Ю.Власов — перечислять можно до бесконечности.

В 70-е годы ХХ столетия В.Ф.Базарным начинает разрабатываться новая педагогика — здоровьеразвивающая (здоровьесберегающая). Доказано, что переход детей на сидячий образ «познания жизни» — это глобальное закрепощение и подавление процессов биогенетической жизни в развитии детей, нарастание генетической, клеточной, органной и системной незрелости, то есть телесной и духовной неразвитости (инфантильности).

В 2000 году, после нескольких лет педагогической работы и посещения школы академика М.П.Щетинина, мною был разработан проект школы будущего — лицей-интернат-ВУЗ.

Проект предполагает охват всего периода в воспитании и образовании ребёнка от пренатального в детских яслях и садах, начального, среднего и до средне-технического, полного общеобразовательного, а также сельскохозяйственного высшего, вплоть до академического для одарённых детей.

Образовательно-воспитательный проект «Международный экологический агроцентр» (МЭАЦ) — лицей-интернат-ВУЗ включает 34 блока.

 Рис. 3. Схема сельскохозяйственного блока

 http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/54(2)_20.06.2008/kosmoplanetarnaya_model_etikoekologicheskoy_shkoly/image003.jpg

Мы представляем модель-образ такой «идеальной школы», которая должна органически удовлетворять как материально-профессиональные запросы общества, так и духовные.  Блок-схема лицея-интерната-ВУЗа состоит из учебного сектора на 250–300 учащихся, а также общежития (комнаты для проживания и отдыха 5-7 человек), оранжереи, библиотеки, столовой, научно-педагогического производственного объединения (НППО) для углублённого и дифференцированного изучения предмета (рис. 1). В научный и медицинский центры (рис. 2) входит медико-лечебный блок: микробиологическая, ветеринарная, биохимическая и биофизическая, реабилитационно-релаксационная и психологическая, информационно-компьютерая лаборатории. Сельскохозяйственный блок (рис. 3) состоит из гаража и с/х техники (это машины, трактора, различные прицепные устройства), мастерских (деревообрабатывающие станки — слесарные, токарные и фрезерные) и котельной, теплицы, сада и пасеки, цветочных клумб, кустарников и деревьев, поля с/х культур, не менее 1500 га, пруда или речки, дома для престарелых и гостиницы, коттеджей для преподавателей и обслуживающего персонала, блока охраны. Спортивный комплекс (рис. 4) — это конюшня и место для выездки, закрытый и открытый стадионы, лесная (горная) тропа по периметру экополиса. 

Рис. 4. Схема спортивного комплекса

http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/54(2)_20.06.2008/kosmoplanetarnaya_model_etikoekologicheskoy_shkoly/image004.jpg

Проект МЭАЦ был признан «интересным» и одобрен к реализации в Серебрянопрудском районе Московской области начальником Главного управления образования Московской области Л.Н.Антоновой в конце 2000 года.  Однако он не реализован до сих пор по независящим от нас причинам. В марте 2001 года автор проекта был награждён «Почётной грамотой» Министра образования РФ В.М. Филипповым за «творческий вклад в развитие теории и практики управления в области образования, разработку инновационных технологий управления, способствующих развитию системы образования РФ».

 В школе ребёнок не только должен готовиться к жизни, но и полноценно жить и развиваться в адекватном для его психики и физиологии ритме. Сформировать такие условия можно в условиях синергии традиций и новаторства (инновационных подходов), когда ученик — не только субъект в образовательном процессе, но и сам создаёт и расширяет образовательное пространство. Знания не только накапливаются, но и создаются самим учеником и передаются сверстникам. Такое опережающее обучение становиться одним из перспективных направлений совершенствования организации образовательного цикла и, вероятно, самое главное, приобретает социальную значимость.

В глубокой древности крестьяне на Руси говорили: «Копа переможет и попа», что взято из великорусского разговорного словаря В.И.Даля. Копа — (копить) копна, груда, ворох, гора вещей, скоп народа, круг, мир, сходка, громада. Это нравственный и духовный принцип — совместности, сопричастности, сопереживаемости, содружества, созвучия и совершенства, когда сосед помогает соседу, а не старается у него что-нибудь отнять. Отсюда — синергетический усиливающий и опережающий эффект в образовательном процессе.

Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина», говоря об эгоизме, пишет: «Задаюсь вопросом: что нужно для излечения современного метаморфоза древней болезни? Ради реабилитации подлинного счастья, мне думается, необходимо восстановить в нас чувство, что я существую не один против всего, а один, но вместе со всеми».

Общинные (синергетические) элементы нашли своё отражение в педагогических системах и взглядах Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Для них каждый ученик — это уникальная личность, мир которого многогранен.

Синергетический подход к разработке и функционированию учебно-воспитательного цикла в педагогических системах реализуется, как считает В.В.Добрынина, преподаватель математики в школе академика М.П.Щетинина, при выполнении следующих базовых условий: нелинейности, открытости и неравновесности систем; значимости их устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности; конструктивной роли хаоса; невозможности полного и точного прогноза; существования резонансного воздействия.

Л.Н.Толстой так описывает динамику педагогического процесса: «Школа развивается свободно из начал, вносимых в неё учителем и учеником. Вначале нельзя было подразделить ни на классы, ни на предметы, ни на рекреации и уроки, все попытки распределения оставались тщетны. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. Нам кажется, что беспорядок растёт, делается всё более и более и нет ему пределов, кажется, что нет другого средства прекратить его, как употребить силу, и стоило только немного подождать, и беспорядок (или оживление) самостоятельно улёгся бы в порядок, гораздо лучший и прочнейший, чем тот, который мы выдумываем». (Антология педагогической мысли. М., Педагогика, 1990).

В октябре 2008 года в г. Астане, Казахстан, будет проходить (успешно прошел) Всемирный Форум Духовной культуры, где космопланетарная модель этикоэкологической школы XXI века будет рассмотрена (была расмотрена) более глубоко.

 Примечание

1 Достающие Ра, то есть радостные. — Прим. ред.

/Интернет-журнал «Дельфис» № 54(2/2008) \ Педагогика Будущего/ http://www.delphis.ru/journal/article/kosmoplanetarnaya-model-etikoekologicheskoi-shkoly

Школа третьего тысячелетия
(тринитарная синергетическая методология)

Сотников Г.Г.

Главный элемент любой модели обучения — это постановка цели. Если цель ясна, то знания имеют смысл. Для классической, традиционной педагогики цель — это знания, умения и навыки. Это три уровня познания по Я.А.Коменскому: понимание, усвоение и применение. На первом работает мысль, на втором — память, на третьем — работают руки.

Цель неклассической, гуманной педагогики — развитие личности. Каждый ученик личностно ориентирован на развитие своих специфических черт характера и таланта. Методическое обоснование гуманной педагогики блестяще выполнено выдающимся педагогом современности, академиком РАО Ш.А.Амонашвили в его книге «Школа жизни».

Синергетическая педагогика включает в себя традиционную и гуманную методику, она пробуждает веру и устремляет ученика к духовному развитию.

На примере математики В.В.Добрынина (работает в школе М.П.Щетинина преподавателем-математиком) показывает, что если традиционная педагогика в качестве цели изучения курса математики предполагает знакомство, усвоение основных понятий дисциплины: числа и вычисления, выражения и их преобразования, функции и графики, уравнения, неравенства и их системы, начала анализа, геометрические фигуры и тела, их свойства, измерение геометрических величин и умение применять их на практике, — то синергетическая педагогика включает: формирование мировоззрения, развитие патриотизма и национального самосознания, нравственных начал в личности, устремлённость к творческому созиданию системы образования, стремление к служению ближнему во благо Отечества.

Такой подход в основе педагогического учебного процесса используют учителя в лицее-интернате академика РАО М.П.Щетинина.

Вот как образно определяет синергетическую педагогику М.П.Щетинин: «В нашем понимании обретение знания не может происходить в холодном взаимодействии того, кто предлагает знания, и того, кто принимает знания. Это всегда горячее, сердечное, непосредственное сочувствие, соучастие, соразмышление… Если в знании есть любовь, если в знании есть стремление к познанию истины, значит, знание имеет смысл. Если знание утверждает во всех других светлое начало жизни, значит, это знание продуктивно, конструктивно, строительно. Если знание укрепляет, развивает личность, значит, знание имеет право на существование» [1].

Тринитарная синергетическая методология изображает ученика в трёхмерном пространстве. Ось абсцисс — это классическая, традиционная педагогическая картина мира. Ось ординат — неклассическая, гуманная. Ось, устремлённая в глубь космоса, — синергетическая, приближающая к Истине. На этой оси лежит служение Отчизне, служение на благо ближнего и главному общинному принципу [2].

В ХIХ веке В.И.Вернадским был введён новый термин «ноосфера», трактуемый как сфера разума, который с нашей точки зрения близок к понятию «эгрегор», это психосфера окружающего пространства. В.И.Вернадский писал:

«Человек впервые реально понял, что он — житель планеты и что он может и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союза, но и в планетарном аспекте. Нетрудно заметить, что разрушение природы оборачивается для общества не только экономическим уроном, но и нравственным ущербом, и от нашего отношения к природе зависит будущее грядущих поколений».

Ноосферная культура, ноосферное мировозение, ноосферное образование и воспитание, школа ноосферного хомобиотического земледелия, духовный Интернет и адекватное ему электронное образование — вот те ключевые слова, на фундаменте которых должна строиться школа третьего тысячелетия, образ жизни которой наши предки определили одним словом — ЛАД.

Система образования нашего «нового» капиталистического либерально-демократического уровня не обслуживает интересы всего гражданского общества, не воспитывает подростков в идеологическом, мировоззренческом плане (православие, державность и народность) или хотя бы в плане «стабильности — порядка — развития», а ставит только сугубо практические задачи: получение знаний как самоцель для достижения личных выгод. Но ценности должны быть, в первую очередь, идеологическими, а затем уже познавательными и интеллектуальными.

Наше образование за последние двадцать лет исходит из идеи, что единственный способ получения информации о мире — научный, и почти все ведущие педагоги за это время и четыре последних десятилетия создали массу нелепых образовательных программ. Как отмечал Ш.А.Амонашвили, только Л.Н.Толстой, Д.Дьюи, Я.Корчак, Р.Штайнер и К.Ушинский пытались поставить изучение научных дисциплин на более скромное место в школьном образовании.

Сейчас это наиболее полно удаётся М.П.Щетинину, директору Государственного общеобразовательного учреждения Федерального агентства по формированию личности в «Лицее-интернате комплексного формирования детей и подростков».

Сам директор называет свой лицей-интернат «Родовой школой», где национальные, древние традиции положены в основу ОБРАЗА школы будущего. Школа расположена в неспокойном кавказском регионе, однако, в ней прекрасно уживаются представители различных национальностей из прибалтийских республик, Белоруссии, Украины, Румынии, Чехии, Словакии, Карачаево-Черкесии и многих регионов РФ.

В сентябре 2006 года в Москву, в Дом учителя, на 50-летний юбилей Соловейчиковых чтений М.П.Щетинин привёз большой танцевально-хореографический казацкий ансамбль детей разных национальностей с тематикой «Дети России». На одном дыхании, на протяжении полутора часов собравшимся учителям и гостям демонстрировалась действенность казацкой системы ритма и движения, в основе которой была положена древняя славянская традиция казацкой «лавы» — потока, борьбы, как бы сметающей на своём пути всё наносное, неестественное. На протяжении этого времени зал находился в атмосфере патриотизма, в пространстве любви к Родине.

В лицее-интернате М.П.Щетинина всё делается на высоком профессиональном уровне. Этот уровень обеспечивают такие мастера, как народный артист Карачаево-Черкесии Сулим Бек Кучмазонов. Тренировки по единоборству проводят президент Международной федерации русских боевых искусств А.Ретюнский, автор уникальной системы выживания и рукопашного боя А.Кадочников, вице-президент Федерации армейского рукопашного боя С.Полунин, судья Всероссийской категории Вл.Роздольский. За состоянием физического и психического здоровья следит доктор биологических наук, профессор О.Пирожков. Художественной резьбой по дереву дети занимаются в студии «Никола-мастер» Н.Волконского, автора уникального этно-художественного музея-студии в Ставрополе. Паркетный пол оригинального рисунка в главном корпусе делали под руководством известного петербургского мастера-универсала В.Познухова.

 Г.Г.Сотников рассказывает о школе М.П.Щетинина в Доме учителя

 http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/53(1)_20.03.2008/shkola_tretego_tysyacheletiya/image001.jpg

«Делать всё качественно — это система, методология нашего образования и нашей жизни. Мыть пол, чистить картошку, строить, постигать науки — во всём надо добиваться результатов высшего качества. Из мгновений складывается вечность, и каждое мгновение надо прожить с полной отдачей», — говорит М.П.Щетинин.

Около трети лицеистов, получив диплом об окончании полной средней школы в 12–15-летнем возрасте, осваивают вузовские программы по педагогике, истории, юридическому и архитектурно-строительному профилю. Некоторые в возрасте 17–18 лет получили дипломы об окончании высшего учебного заведения, другие повышают квалификацию через заочную аспирантуру и защищают кандидатские диссертации. Лицей-интернат осуществляет тесное сотрудничество с ВУЗами Северо-Кавказского региона, а также Ростова, Шуи, Челябинска, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы.

В мае 2006 года, находясь по приглашению в школе М.П.Щетинина, я читал лекции по биофизике, проводил с ребятами опыты со структурированной водой, полученной в тепловихрегенераторе Ю.И.Краснова. Такая вода позволила увеличить урожай цитрусовых и плодовых культур в Текоском совхозе более чем на 50%. Ребята проявляли активный интерес к инновационным технологиям будущего. Завязать научные контакты со школой в Текосе изъявило желание руководство Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, учёные биофизики Пущинского научного центра под Серпуховым и МФТИ г.Долгопрудный.

М.П.Щетинин понимает, как важно научить ребят правильно мыслить, ставить научные эксперименты и решать сложные житейские проблемы. В настоящее время в лицее-интернате создаётся физико-химическая и биологическая лаборатории, где лицеисты будут раскрывать свои творческие и ментальные способности.

Программы обучения предполагают изучение учебного материала по трём уровням, которые соответствуют следующим возрастным группам учащихся: 11–14 лет, 13–16 лет, 15–18 лет. В каждом уровне предусмотрено изучение всей математики в целом. Это значит, что для учащихся первой группы (11–14 лет) предполагается ознакомление, для второй (13–16 лет) — освоение, а для третьей (15–18 лет) — детальное изучение всей математики на уровне требований государственной программы за курс средней школы. В зависимости от возраста, уровня подготовки, активности, учащиеся изучают программу того или иного уровня. Возрастная «разность потенциалов» создаёт определённую образовательную напряжённость, которая позволяет максимально реализовать способности каждого школьника.

 М.П.Щетинин аккомпонирует на аккордеоне хору

http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/53(1)_20.03.2008/shkola_tretego_tysyacheletiya/image002.jpg 

Синергийная компонента охватывает наиболее важный круг вопросов, связанных с осмыслением цели учебной деятельности. Как отмечает В.В.Добрынина, «рефлексия учеников помогает им строить свою учебную работу не только исходя из потребностей будущего, но и из потребностей сегодняшнего дня. Математика нужна детям сегодня для того, чтобы они смогли быть полезными для своих коллег в роли помощников, консультантов, учителей». «Дети в школе живут сегодня и не должны готовиться только к завтрашней жизни», — любит повторять академик М.П.Щетинин.

В качестве примера приведём режим дня образного погружения в предмет математики в 2003 году: подъём — 6:00; встреча зари и утренний туалет — 6:10; занятия по математике — 7:00-7:40; занятия рукопашным боем — 7:50–8:30; завтрак — 8:45; занятия по математике — 9:10–9:50; история музыки — 10:00–10:30; занятия по математике — 10:40–11:20; хореография — 11:30–12:10; обед — 12:30; личное время (работа в столовой, в швейной, столярной и других мастерских) — 13:00–14:00; занятия по математике — 14:30–15:10; полдник — 15:15; работа на стройке, на огороде, уборка территории, занятия по интересам, самостоятельная работа — 15:30–17:00; занятия по математике, самостоятельная работа — 17:00–18:00; ансамблевое пение — 18:00–18:30; ужин — 18:30; написание зачётной работы по дню — 19:00–19:45; «огонёк» — 20:00; личное время — 20:00; отбой — 21:30. Общее время занятий по математике — чуть более 300 минут, то есть пять часов в сутки.

Традиционная школа специализируется на неравномерной нагрузке левополушарных центров головного мозга и развитии вербально-звукового мышления. Это приводит к спаду здоровья детей и уставанию от класса к классу, что и отмечал В.Ф.Базарный1. Участки мозга находятся в дискомфортном состоянии, и мозг отключается; левополушарное, алгебраическое мышление замедляется. Правополушарное — интуитивное, образное, творческое мышление дремлет в обычной школе. Это хорошо понято творческим коллективом учителей школы М.П.Щетинина. Вот почему в плане учебного года на равных представлены предметы образно-эмоционального и понятийного циклов.

Неотъемлемой частью погружения является «вечерний огонёк» (камин или костёр), когда участники погружения осмысливают «голографическую» картину прожитого дня, учебного материала, оценивают реальные перспективы развития и отмечают «бифуркационные» точки, когда их «система» теряет устойчивость и отходит от стационарных состояний развития. Это даёт им возможность предвидеть кардинальные изменения в будущем.

Учащиеся в зависимости от собственных устремлений и внутренних потенциалов могут реализовать как стратегическое, так и тактическое и оперативное опережение. Примером стратегического опережения является деятельность, мотив которой есть желание служить своему другу, ближнему, Отечеству. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…», — такими словами А.С.Пушкина В.В.Добрынина характеризует особенность стратегического опережения. Я учусь не только для того, чтобы знать самому, но и объяснить этот материал товарищу, тем самым избавляя себя от эгоцентристских элементов.

Школа М.П.Щетинина — настоящая община в самом широком смысле этого понятия, в контексте древне-славянского исторического пути духовной культуры. Пути, про который ещё К.Маркс в 1881 году писал, что «эта община является точкой опоры социального возрождения России. Однако для того, чтобы она могла функционировать как таковая, нужно было бы, прежде всего, устранить тлетворные влияния, которым она подвержена со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития».

Этот лицей-интернат напоминает большую крестьянскую семью, где к младшему относятся с наибольшим вниманием и любовью. В школе нет классов и одновозрастных групп детей, нет звонков, нет уроков — как будто тихая домашняя обстановка. Каждый старший ученик — учитель для младших. Общие интересы, устремлённость к цели, энтузиазм, любовь к ближнему, взаимовыручка, дисциплина и организованность, возвышенное понимание чувства Родины и уважение к родовой памяти родителей, к предкам, дедам и прадедам; отсутствие зависти,  ненависти  и тщеславия — всё это создаёт в лицее-интернате атмосферу соборного эгрегора, духовности,  которая связывает в единое целое человека, окружающую природу и весь коллектив школы.

Одна мама рассказала мне, как её сын, приехав на каникулы домой и побыв несколько дней, просил её отпустить его обратно в Текос, в школу — там ему намного интересней, там он действительно живёт.

В школе, как и в большой семье, важная роль отводится самоуправлению. В положении ведущего, старшего, многие ребята творят чудеса: они воспитываются в роли руководителя того или иного уровня. Михаил Петрович говорит, что маленькая роль воспитывает маленького человека, великая роль — масштабную личность. «Он везде и всюду выступает, если хотите, как  президент, он везде и всюду отвечает за всё — он государственник! Он — сын народа. Поэтому мы детям отдали всю школу полностью в их распоряжение. Мы с ними не играем в самоуправление, у нас живут и учатся не детишки, не ребятишки, а крупные явления, с которыми мы имеем честь встречаться. Крупнее ничего нет. Мы — учителя друг для друга и ученики друг у друга. И все вместе мы — строители Родины. И Родиной строим человечество, и человечеством строим Вселенную. Так осознанно растёт наш ученик. У него есть осознанный мотив жизни служить Родине, человечеству, мирозданию».

В составе лицея-интерната три научно-производственных педагогических объединения (НППО): «Святогор», «Синегорье» и «Солнечный ветер». Например, «Синегорье» состоит из отрядов-лабораторий математиков, физиков, химиков, географов, биологов. В каждой лаборатории свой директор, ответственный за организацию учебного процесса из числа членов коллектива и их наставники — кураторы, которые являются профессиональными педагогами. В лабораторию попадают дети от 11 до 17 лет. Взаимообучение даёт возможность ученикам участвовать в постоянном обмене информацией. Развивающиеся в разном темпе дети любого возраста с помощью высококлассного педагога проходят через стадию «синхронизации», что резко повышает скорость их обучения и развития.

В сложном процессе обучения в атмосфере увлечённости синергийно-общинная педагогика стремится насытить ребёнка любовью, и именно она пробуждает в нём веру в свои силы и способствует его духовному росту. 

Казацкий ансамбль

http://www.delphis.ru/files/jrnl_body_images/53(1)_20.03.2008/shkola_tretego_tysyacheletiya/image003.jpg 

Наблюдая за жизнью школы, взаимоотношениями учителя и ученика, я был свидетелем, как Михаил Петрович без видимой рисовки мог подойти к воспитаннику, обнять и что-то долго и тихо объяснять подростку, притом не было никакой разницы в том, был ли это его сын или кто-то другой. Однажды, познакомившись достаточно близко с одним одиннадцатилетним мальчиком, я прямо задал ему вопрос: «Скажи, что значит — я люблю Михаила Петровича?». Он сначала опешил от такого прямого вопроса, потом ушёл в себя, подумал и сказал: «Вы знаете, когда Учитель просто проходит мимо меня, даже не говоря ни слова, у меня вот здесь (он показал на солнечное сплетение) делается тепло». Если некоторые дети обладают даром сверхчувственного восприятия окружающей действительности, то, по-видимому, мальчик приближался к Истине. Атмосфера любви, текоский мощный коллективный эгрегор насыщает пространство лицея-интерната. В переводе с черкесского «Текос» — это Долина красоты: посёлок расположен недалеко от Геленджика среди величественных Кавказских гор.

Во время пребывания в школе в Текосе нам показали  концерт хореографического детского ансамбля, который проходил в огромном, красивом актовом зале со сценой высотой более десяти метров и шириной более двенадцати метров. На всём этом пространстве было изображено огромное панно с видом на Кавказские горы со снежными вершинами. Дальняя перспектива высоких гор, средняя перспектива с тёмно-зелёными елями и передний план с берёзками были наполнены пространством, воздухом, атмосферой чего-то величественного и цельного. Выполнено это было 15-летней ученицей, Наташей, отказавшейся назвать свою фамилию.

Мне вспомнились строки из «Фауста» Гёте:

Кто хочет живое описать и познать,

Пытается дух из него изгнать.

И вот он держит все части в руках,

Но связи духовной в них нет — лишь прах.

Современная молекулярная биология, сумев разложить на составляющие её молекулярные и атомные компоненты, пока ещё не в состоянии поймать «дуновение ветерка» синергийного компонента.

Михаил Петрович и его пятнадцатилетняя художница Наташа умеют работать с этим «дуновением ветерка», и это движение превращается, действительно, в казацкую «лаву» при исполнении танцев хореографического ансамбля.

Да, школа Щетинина — это государственное учреждение принципиально нового типа, осуществляющее разработку реальной модели непрерывного образования: детский сад и начальная школа, средняя школа и профессионально-техническое училище, школа искусств, спортивно-оздоровительный комплекс, учебно-производственные участки и высшие учебные заведения, с которыми школа сотрудничает на договорной основе.

По духу — это родовая школа. Знание истоков своего Рода, не извращённой, истинной истории Родины — необходимое качество осмысленной жизни каждого человека. Каждый народ должен обрести свой путь, создать свои условия для процветания своих детей, ибо они — его будущее. Национальные родовые школы — это школы, где должны жить народные былины, сказания, народные песни и танцы, ремёсла, где должно звучать неискажённое «реформами» русское слово. Именно в обычаях и традициях каждого народа записано знание пути всего мироздания, его логика и законы. РОД — отец и мать всех богов, поэтому РОДОМ славяне называли всю Вселенную, включающую в себя всех богов — и небесных и земных, представляя тем самым наидревнейшего человеческого Бога-Солнце — РА.

Путь к процветанию человечества и всеобщему благоденствию через создание мирового государства и правительства, борьба за «демократические свободы и права человека» — это, как правило, путь к власти всемирной технократической элиты, путь, увлекающий множество народов в пагубную западню. Это очень хорошо понимает академик М.П.Щетинин.

Не случайно определённым прозападным силам в нашей стране педагогическая деятельность М.П.Щетинина — как острый нож. Она встречает агрессивное противодействие, вплоть до террористических актов и покушений на жизнь. Несколько лет назад был убит 20-летний племянник Михаила Петровича — Андрей, талантливый архитектор, по проекту которого был построен главный корпус учебного здания. В 2003 году это здание сгорело вместе с огромной библиотекой школы, в то время как сам директор участвовал в строительстве филиала в Белгородской области. Однако коррумпированные чиновники не дали возможность воплотить эту идею в жизнь. Недавно, в декабре 2006 года, на форуме по качеству жизни в Российской Академии Государственной службы при Президенте России я спросил заместителя мэра г. Белгорода, почему не начал функционировать филиал школы, и получил всё тот же ответ: школа М.П.Щетинина — «сектантская»…

Ещё ранее, в Якутии (Саха), планировалось создание города Солнца под Якутском. Президентом Якутии М.Е.Николаевым и Администрацией республики была разработана стратегическая программа развития края, по которой в каждую ярангу, в каждый чум проникал свет культуры. Президент М.Е.Николаев выделил несколько миллионов долларов на строительство сооружений для филиала школы М.П.Щетинина, но и это начинание было загублено коррумпированной властью в республике.

Та же участь постигла и мой образовательный проект: «Международный Экологический Агроцентр» (МЭАЦ) — лицей-интернат-ВУЗ по возрождению хозяина земли русской, стратегической целью которого является возрождение в России среднего класса в сельской местности, так как только на природе можно наиболее полно воспитать духовную и гармоничную личность, гражданина и патриота Отечества. Этот проект, развивающий общинно-земледельческие идеи школы М.П.Щетинина, направлен был  в марте 2006 года в Департамент государственной и молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. Проект был зарегистрирован в Департаменте. Через несколько дней папка документов по проекту школы МЭАЦ… исчезла со стола директора Департамента. Прошло девять месяцев, о проекте забыли. Оказалось, что финансовые средства на большинство национальных проектов были разграблены чиновниками более высокого ранга…

В августе 2006 года в Курагинском районе Красноярского края прошла Международная научно-практическая конференция «Новое сознание, новый человек, новое общество», где было признано, что текоская модель школы М.П.Щетинина является оптимальной моделью для Сибирского Федерального округа, а сам М.П.Щетинин дал согласие на создание филиала школы на юге Красноярского края. Несколько тысяч интеллигентов-крестьян согласны отдать на воспитание своих детей преподавателям школы академика М.П.Щетинина. Однако для практического решения этой задачи необходимы капиталовложения в несколько сот миллионов рублей, а их можно получить только через национальные образовательные проекты.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ признало данный проект школы как отвечающий требованиям, предъявляемым к национальным образовательным проектам.

Теперь дело за адекватной реакцией руководителей регионов РФ, и, в частности, Администрации Красноярского края.

Но для того, чтобы у России было духовное будущее, необходимо проводить стратегию образования, решающую одновременно и чисто практические задачи по возрождению малых городов России, сёл, деревень и воссозданию среднего класса производителей-крестьян на основе новейших научных разработок.

Примечание

1 В.Ф.Базарный — заведующий научно-внедренческой лабораторией здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад)

Список литературы

[1] Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике. Перспективы синергетики в XXI веке / Сб. материалов Международной научной конференции. Т. 1. С 8–13.

[2] Добрынина В.В. Методика опережающего обучения математике на основе синергетического подхода. Ростов-на-Дону, 2005.

/Интернет-журнал «Дельфис» № 53(1/2008) \ Педагогика Будущего/ http://www.delphis.ru/journal/article/shkola-tretego-tysyacheletiya/

СОЗВЕЗДИЕ УРОКОВ ДОБРОТЫ (Использованы материалы сайта Международного центра гуманной педагогики) http://gumannaja-pedagogika.ru/news/50-2011-08-27-18-46-28/274-2012-02-02-20-34-01

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

 Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

 Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ :

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

 http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

Видео и другие материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве. http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Авторский пятидневный семинар академика Ш.О. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» 26 - 30 марта 2012 года в Киеве

Главное управление образования и науки Киевской городской государственной администрации

Главное управление образования и науки Киевской областной государственной администрации

Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова

Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики

Подольское молодежное объединение «В будущее через культуру»

 Авторский пятидневный семинар

академика Ш.О. Амонашвили

«Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе»

26 - 30 марта 2012 года

26-30 марта 2012 г. в г. Киеве в Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова состоится авторский 5-дневный семинар (40 часов) академика Российской академии образования, профессора, доктора психологических наук, иностранного члена Академии Педагогических Наук Украины, президента Международного Центра Гуманной Педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.

5-дневный авторский семинар Ш. А. Амонашвили является уникальной возможностью углубленно познакомиться с гуманной педагогикой из первых уст.

Выдающийся педагог-новатор в виртуозной, увлекательной форме делится своими знаниями, опытом, неповторимой энергетикой глубокой любви к детям. Во время семинара Шалва Александрович проведет мастер-классы в виде открытых уроков с киевскими учениками.

По отзывам учителей - участников предыдущих семинаров, в независимости от их опыта работы, участие в семинаре Ш. А. Амонашвили кардинально изменила их отношение, даже представления о собственной профессии.

Новые идеи, вдохновение к работе, желание поскорее увидеться со своими учениками - первые, непосредственные впечатления после семинара.

В семинаре также примет участие Ниорадзе Валерия Гивиивна, доктор педагогических наук, профессор и, что самое главное, - многолетняя спутница и единомышленник Шалвы Александровича. Валерия Гивиивна проведет мастер-класс письменно-речевой деятельности в своей неповторимой, изящной и увлекательной манере.

На семинар приглашаются педагоги, психологи, методисты школ и дошкольных учреждений, руководители учебных заведений, преподаватели ВУЗов, студенты педагогических и психологических факультетов, родители и все желающие.

 Условия участия в семинаре:

Семинар состоится 26 – 30 марта 2012 г. в Зале торжеств главного корпуса Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова по адресу: г. Киев, ул. Пирогова, дом. 9 (ст. метро «Университет»).

Регистрация участников семинара и выдача приглашений состоится 26 марта 2011 года в фойе главного корпуса Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с 8-00 до 11-00. Выдача сертификатов - 30 марта.

Оргвзнос - 180 грн. за пять дней, 40грн. - За один день семинара.

Для студентов педагогических ВУЗов дневной формы обучения -120 грн. за пять дней, 30 грн. - за один день семинара.

Именной Сертификат за подписью Ш. А. Амонашвили участники семинара получают при условии посещения всех пяти дней.

Проезд, проживание и питание участников семинара осуществляется за собственный счет.

Заявки на участие в работе Семинара (форма прилагается) направлять на e-mail: mlada@ukr.net Заявки с бронированием гостиницы или общежития принимаются только до 1 марта 2012г.

Справки по телефонам:

д.т.044. 517-43-62; моб. 067.26-96-503; 066.206-14-37; 063.603-26-89 - Мазур Людмила Александровна.

067-234-24-86 - Ерметов Игорь Олегович (председатель орг. комитета).

050-376-96-04 - Ерметова Марьяна Сергеевна.

098-236-02-50 - Коломиец Виктория Владимировна.

ЗАЯВКА

на участие в авторском семинаре Ш.А. Амонашвили

«Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

г. Киев, с 26 по 30 марта 2012

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

Место роботи_______________________________________________________

Должность, научная степень ___________________________________________

Домашний адрес участника (обязательно указать почтовый индекс)___________

____________________________________________________________________

E-mail _____________________________________________________________

Контактные тел: моб. _________________________________

стационарный тел.______________________

Есть ли необходимость в бронировании гостиницы, общежития (указати даты) ___________________________________________________________________

 Друзья, сотрудники, все заинтересованные!
Милости Просим!
22.03.12 г./чтв/, 18-30, в помещении клуба «Молодые сердца» (г. Киев, ул. Ив. Кудри, 38б, М «Дружбы народов») состоится музыкально-поэтический вечер «ВДОХНОВЕНИЕ» с участием бардов Э. Помыткина и А. Тарасова в рамках работы Киевского областного центра гуманной педагогики! Всего светлого и до встречи! Вход свободный!

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное