← Ноябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Понятие Учителя
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Понятие Учителя 99 2011-11-25 14:27 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещено окончание
книги «Дети и Учение Махатм» о понятии Великого Учителя, Законе Кармы, Законе
Перевоплощения, Героях, героизме, подвиге, также рекомендации ВАГП для участников
Творческих лабораторий на Международных педчтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество» (которые
можно использовать в работе на местах до и после педчтений). В разделе «Новости
и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, информационное
письмо в сокращении об XI Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике на
тему: «Учитель, вдохнови меня на творчество» в г. Москве с 9 по 11 января 2012
г. Всего Вам самого светлого! Дети и Учение Махатм Новая школа
в свете Живой Этики В ПОМОЩЬ родителям, учителям
и наставникам “АМРИТА-УРАЛ” Магнитогорск, 1994, составитель Ю. Дворников Оглавление Справочный указатель(в выпуске не приводится) 361. Поспешим, поспешим к понятию
Учителя. Окружим его стеною преданности и тем окружимся крепостью. После
скитаний поймете, где удача — там Учитель, где поражение — там предательство.
Там, где поражение, там мы ухитрились изогнуть и сорвать, истребить начертание
целесообразности. В поражении мы отвратились от опытной стрелы
помощи. 362 Главное, должно говорить о
понятии Учителя. Нужно делать цепь Учителей, из которых каждый будет учеником
Высшего. Нужно привыкать к положению, что цельное Учение не содержит противоречий. 363. Нужно дать каждому свое слово
сказать и найти терпение. Пустую молву
обрезать и найти десять слов против каждого слова, поносящего Учителя.
Именно, не промолчать на стрелу против Учителя. Матерь и Учитель - эти оба
понятия должны быть ограждены каждою книгою. Свет величия не потушим. 364. ... Тускла
жизнь без Учителя. Не уставайте твердить об Учителе и Герое, Оба понятия, в сущности
говоря, одно и то же. Они ведут за собой к преуспеянию. Они помогают переносить
тяжесть жизни. Они будут источником мужества. 365. Учитель близок вам
в каждую минуту вашего
творчества. 366. Учителя Облик может дать
озаренный путь к космическому простору. 367. Учитель следит за каждым
помыслом, готовый отобрать лучшие зерна единого духа. 368. Советую Учителя Имя держать
как щит. Не символ, не мечта, но цепь познаний дает ток непобедимости. Не знаем
конца этой цепи. Не знаете ее начала, как змий протянулся от недр Земли
в сферы недоступные. Гора Матери Мира не знает вершины
своей. Будем ли страшиться ее? Будем ли ужасаться недосягаемости? Или будем
радоваться, что Амрита неистощима? Между понятиями измеримости как свет сияет
Неисчислимость! Разве будем недовольны прохладой дальнего ветра, зачатого в
Беспредельности? Среди бесплодия зноя не отвернемся от живительной струи. 369. Многое можно простить тем, кто
и во тьме сохранил понятие Учителя. Учитель поднимает достоинство духа. У нас
понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Потому Учитель может быть назван
маяком ответственности. Узы Учения подобны веревке спасательной в горах.
Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником. Не видим конца цепи Учителей, и
сознание, наполненное Учителем, возвышает достижение ученика, как драгоценный
всепроникающий аромат. Связь ученика с
Учителем образует звено защиты соединительной
цепи. В этой защите процветают пустыни. 370. Всякий, чье сознание уже может
вместить смысл Иерархии, должен, прежде всего, отказаться от хуления духа.
Много недостойной хулы произносится и мыслится между обычными делами дня и
ночи. Самый опасный яд вырабатывается этими неуловимыми предательствами. Часто
следствие их бывает ужаснее, нежели один проступок крупного невежества. Нелегко
отвыкнуть от мерзости хуления, ибо сложна граница между белым и черным. Называем
заразу эту черной язвой, подобной раку. Впрочем, значение рака вообще недалеко
от последствия духовной мерзости. Как стремление к Руководителю, так нужно
воспитывать в себе осознание
Высшей Иерархии. Считайте,
что, заключая записи об Иерархии, Мы ничего не кончаем, но лишь приоткрываем Врата
следующие. 371. Принцип Иерархии заложен во
всех жизненных проявлениях. Принцип Иерархии ведет весь Космос. Так
духотворчество насыщает огнем все проявления пространства. Символ Великого
Водительства заложен в Космосе. 372. Те же люди поймут, что
молчание не есть бездействие. Когда предлагаю помолчать — не значит погрузиться
в сон, но, наоборот, зазвучать по силе Иерархии. Нужно приучать всех
семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает
неизгладимый след для всей жизни. 373. Каждое действие может быть
измерено лишь относительно Иерархии и Беспредельности. Так эти понятия для нас
будут знаками, ведущими реальность. Так научите молодых сперва помыслить о
Беспредельности, помня к тому же, что никто не должен считать себя ничтожной
песчинкой, как обычно поступает лицемер. Наша величина обеспечена огромною
ответственностью. Не ошибемся, прилагая по ответственности. 374. ... Напомню маленького Индуса,
познавшего Учителя. Мы спросили его: “Неужели солнце потемнеет для тебя, если
увидишь его без Учителя?” Мальчик улыбнулся: “Солнце останется солнцем, но
при Учителе мне будут светить двенадцать солнц”. Солнце мудрости Индии
будет светить, ибо на
берегу реки сидит
мальчик, знающий Учителя. 375. Мысля о знании, осознайте
Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней.
Труднее при условии открытых центров, когда каждое дыхание ветхого мира несет
заразу и только дуновение истинной эволюции приносит оздоровление. Потому не
застилайтесь ветхим миром и привлекайте малых
к радости Нового
Мира. Во всем радостная, суровая целесообразность”. 376. Так же, как за вами, Мы следим
за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему
миру. Конечно, не часто дух доходит до развития и число отпавших велико, но,
как саду прекрасному, Радуемся мысли чистой. Потому не удивляйтесь, что
Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даем
укрепиться отличному цветку духа. Поэтому, наряду с великими космическими открытиями
и мировыми событиями, Мы так же бережно растим цветы духа. Так разнообразна
работа Нашего Братства. 377. ... Каждый, кто слышал о
Великом Служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит
боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: “Твой
Ангел заплачет”, — и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца.
Действительно, каждое недоброе действие
заставляет кого-то страдать. И какое Высшее Общение может быть при нарушении
естественных законов? Люди думают, что им все доступно, даже убийство, даже
грабительство! Но какие же сообщники приближаются к месту преступления?! 378. Мать иногда говорила сыну о
значении Высшей Благодати и вечной связи с Высшими Силами. Мальчик однажды
очень внимательно наблюдал за птичкой на своем окне и шепнул матери: “Она тоже
следит за мною, чтобы не сказал ничего гадкого”. Так тоже может начинаться
мысль о великой связи. 379. Башня покоится на прочном
основании, утвержденном на скале. Башня
мужества покоится на
прочном сознании, подтвержденном скалою сердца. Но на чем же проверит
себя сердце? Только на Иерархии. Пусть сердце приучится беседовать с Учителем.
Подобно древним старцам, пусть сердце знает лишь общение с Владыкою, чтобы
ничто ничтожное не вторгалось в сердечную беседу с Высшим. Нужно, как
сокровище, беречь сказанную беседу с Учителем. Понявший сокровенное значение
этого общения уже не предастся тьме. Но как же нужно оберегать сердце от
порвания серебряной нити! Ничто не может спаять ее. Можно дать все сострадание,
но нить куется из множества качеств. Как древние Изображения отливались из
многих металлов, так и нить крепка многими качествами. Но сладчайшая беседа
сердца с Учителем есть то горнило, где сияет огонь могучий. 380. О, мяч судьбы! Куда попадешь и куда
отскочишь? Свет тебе
начертан — успей, мяч, долететь! Удержи лукавое вращение! 381. Земледелец приготовит
и улучшит поле,
засеет вовремя и
терпеливо ждет всходов и
урожая. Он оградит поле от животных, чтобы
они не потоптали всходы. Каждый
земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих
взаимоотношениях — люди не желают знать
ни причин, ни следствий, они не заботятся о всходах и хотят, чтобы все совершилось по их произволу.
Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в
космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают,
что сорные травы будут единственным урожаем. Следует в школах ввести беседы о
причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают
следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить
много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие
следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Но следует
утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических
токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодежь
привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей.
Не следует полагать, что дети
должны быть ограждены от мышления. 382. Энергия и воля — властители
кармы. Отрешившийся от себя, устремленный к Общему Благу, преданный в битве,
радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкою
своей кармы. Осознание можно понять как чувствознание. Конечно, это
чувствознание может отлететь или же создаться. Эти метеоры духа блуждают в
пространстве, унося счастливые возможности бессознательного человечества. 383. Беспощаден человек сам к себе.
Ропщет на свою судьбу, но забывает, что сам суровым наказанием себя карает.
Мысль о карме Нам трудно привить, но еще труднее сознание человека, идущего прямо к
пропасти. Люди предпочитают самоуничтожение и самообман просветлению сознания. 384. Атомистическая энергия
кармы, сознательно ткущейся,
сильнейший рычаг. 385. Карму можно
менять безудержным устремлением. 386. Наблюдайте, как отражается
каждый поступок на колебании кармы. Можно видеть, как предательство во всех
видах вызывает быстрое образование кармы. Можно многому научиться на подобных
наблюдениях. Как прискорбно видеть людей, вредящих себе. Можно наблюдать, как
ехидна поражает внутреннее существо при этих самопоражениях. Ничто не может
отвратить последствия, ибо слишком близки причина и следствие. Так можно лишь
огнем сердца оградиться и очистить канал,
который несет заразу. 387. Каждый
дух создает свою
кармы. Каждый народ слагает свою карму. 388. Три обстоятельства могут особенно
отяготить карму: первое - отказ от Учителя,
второе — подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и
третье — уклонение от
ответственного поручения. Лишь сердце
может подсказать, где
начинаются отказ, и подозрение,
и уклонение. Много раз предавший Учителя начинает в безумии уверять, что он никогда даже не помышлял о предательстве и не думал
уклониться. Тысячу оправданий измыслит потемневший ум, чтобы
сокрыть давно запечатленное в свитке кармы. Лучше не приближаться, нежели
явить отступничество. Ночь не светлеет над отступником, но не наказание это,
лишь следствие посева. Сердце умеет различать зерно предательства. 389. Пусть никто не надеется поспеть телесным
путем. Карма не в теле, но в духе. 390. Много усилий нужно, чтобы человек вспомнил
о прекрасном законе причин и следствий. 391. Всякое вызванное поругание
Высшего Начала слагает тяжкую карму. 392. Посеявший пожнет. Ничто не
изменит закон Справедливости. Можно применить его в неземных мерах, но посев
будет изжит по силе сознания. Печально, что люди, даже знающие о Карме, тем не
менее постоянно творят ее себе вредную. Те же люди, помня о Мирах Высших,
все-таки прилагают ко всему земные меры: и ко времени, и к ощущениям, и к
помышлениям. Потому часто так трудно по мере возможности облегчать Карму. Люди
как бы противодействуют всему им полезному. 393. Карма — Действие, иначе ее
нельзя определить. Иные полагают, что можно определить Карму как следствие, но
это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному
пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди
будут говорить о тяжкой Карме. Действительно, когда путник заблудился
в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, продолжая свое
первоначальное действие Карма есть порождение действия, и Сама она есть действие. 394. Карма распространяется на все
действия, на все Миры. Так же как Карма может ускориться, так же она может
удлиниться. Усугубление Кармы отражается не только на следующей жизни, но и все
промежуточные состояния будут зависеть от усугубления Кармы. Мир Тонкий
настолько связан с земным, что нужно углубить мышление в этом направлении.
Понявший смысл связи двух Миров будет беречь свои земные действия. Бережность
ко всем энергиям поможет устремленному духу. 395. Свободная воля устремляет утверждение
к соединению обстоятельств,
создающих цепь действий. Так важно
создать ток напряженного действия и сознательного направления,
ибо в этом соединении внутренних
импульсов с внешними энергиями заключается сосредоточение тех
действий, которые
создаются как Карма. 396. Думайте, как карма не минует
предателей. Не месть, но справедливость
неотменима. Нужно понимать, как
кружит карма и поражает нежданно.
Нужно быть воинами постоянно. 397. Внутренняя жизнь влияет на
карму во сто раз больше. Посмотрите на любое
преступление, оно является малой частью внутренней подготовки. Как
длительна такая подготовка! Сколько соседних сознаний было отравлено такими
ползучими подготовками, и сколько лучших возможностей было отринуто - об этом
заблуждении не мыслят. 398. Иногда можно представить самые
сложные законы посредством простейших аппаратов. Закон кармы сложен, но
возьмите катушку Румкорфа или другой цилиндр, обмотанный электрофорной
проволокой, и вы получите наглядное изображение кармы. Нерушимо пробегает ток
по спирали, но предохранительная обмотка подвергается всем наружным
воздействиям, причем каждая нить касается нити предыдущего оборота, неся на
себе последствия прошлого. ... Так можно касаться целой линии
прошлых уявлений. Но то же наглядное изображение
показывает, как не повреждено зерно духа и, стремясь в высь, оно удерживает
оболочку, не боясь прошлого. Поистине, карма страшна только тем, кто утопает в
бездействии, но мысль устремленная освобождается от тяжести прошлого и, как
небесное тело, устремляется, не повторяя пути. Так, даже имея довольно тяжкую
карму, можно явить полезное освобождение. 399. Пощады не может быть, когда
закон кармы до знака должен исполниться. Карма
догонит, но качество
ее может быть изменено
добровольной жертвой незнакомым людям. 400. Часто Нас спрашивают, почему
Мы не торопимся уничтожить вредное существо? Это действие нужно пояснить, тем более, что
вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко
врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает
его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы,
связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить
нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен прежде всего
омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельно справедливое уничтожение
может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть
употребляемо очень осторожно. 401. Народы строят свою судьбу на
принципе самодействия. Каждая страна создает
свои принципы вокруг
своего зерна. Так, каждая страна действует, напрягая разные энергии.
Творчество, лишенное высших принципов, создает карму разрушения. Паразиты,
извлекающие из деревьев все соки, являют себе карму истребления. Потому, когда
Наш закон гласит о кооперации, то нужно знать, чтоб без этого принципа не создать лучшую ступень. 402. Каждое ложное обвинение, подозрение
и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно надеяться, что
последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно, эти последствия, подобно
обещаниям, врастают в карму для неотложного изживания. 403. Не только закон Кармы трудно
усваивается, но еще труднее воспринимается простейший закон воплощения. Часто
и Писания с древнейших времен говорили о такой смене жизни. Нередко обитатели
Тонкого Мира передавали земным людям свои вести. Нередко люди помнят о своих
прежних жизнях. Целыми веками воплощения признавались, но затем они опять
забывались, и запрещалось даже мыслить о них. Трудно понять, к чему шла такая
борьба против очевидности. Иногда можно было думать, что мудрые хотят обратить
внимание лишь на будущее, но такая мудрость была
бы однобока. Люди должны стремиться к неограниченному
знанию. Нельзя приказывать не знать. Нельзя отнимать у человека права
совершенствоваться. Пусть знают и помнят, но Учитель жизни проведет черту между
прошлым и будущим. Так не будем закрывать глаза перед
действительностью. Закон воплощения справедлив. Зерно духа нерушимо и вечно.
Беспредельность утверждает вечность, но каждый может видеть Беспредельность —
значит, каждый может осознать вечность. Нельзя отвергать, когда дети утверждают
о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них.
Теперь особенно часто будут скорые воплощения. Многие обитатели Тонкого Мира
спешат вернуться, и в этом сказывается
развитие и спешность эволюции.
И в таком
ускорении можно видеть сближение Миров. 404. Напрасно удивляются многим
появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается
таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между
земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о
зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит
сближение двух Миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям. Но
многие долго не поймут, насколько все меняется вокруг. Помните старую сказку,
как царя везли на казнь, но он был так далек от этого, что по пути заботился о
камне, выпавшем из короны. 405. Среди детей можно наблюдать,
когда они произносят услышанные слова и когда свои собственные; по этой
границе можно отличать наследие воплощений. Легко можно наблюдать истинный
унаследованный характер и собирать ценные особенности. Даже среди самых первых
выражений ребенка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не
случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны
слова нежданные, произнесенные в самом младенчестве. Мы уже говорили почти о
том же, но сейчас упоминаем со стороны огненной энергии. Можно наблюдать, что
в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых
— значит, элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено. Матери, помните, что дети замечают
и сознают больше, чем предполагаете. Но много явлений упускается, например -
нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя.
Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней не мало
принесенного груза. 406. Даже у младенцев можно наблюдать
явление психической энергии. Но нужно уметь различать эти знаки, в которых так
много отзвуков Тонкого Мира. Уже явление прежних жизней сказывается среди
детских игр и помыслов. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы
одинаковы. Даже при общих играх каждый ребенок проявляет свою особенность.
Наблюдая таких детей, можно обогатить свое знание о психической энергии. Ошибочно думать, что лишь взрослые
с разбитыми нервами могут служить объектами для наблюдений. Именно дети при
ненарушенной силе психической энергии дадут лучшие опыты. 407. “Сам, сам, сам!” — восклицает
ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце
не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые
воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. “Пусть вверху и внизу
работают для меня”, - так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании,
но ребенок помнит и защищает самостоятельность. Когда же другой ребенок шепчет: “Как мне
ухитриться взять!” - он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие
слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. Огненное
внимание может отмечать эти зовы и решения Тонкого Мира. Малое дитя утверждает:
“Наконец, я народился”. В этом утверждении Мир Тонкий со стремлением к
воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но
новорожденные неожиданно произносили слова огромного значения и затем снова
погружались в свое предварительное состояние. Нужно развивать в себе огненную
явленную память и заботливость к окружающим. Так можно собирать самые ценные
сведения. 408. “Спящая мудрость” - называется
наслоение наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания. Можно было
бы произвести замечательные опыты, узнавая, когда человек почерпает из своего
хранилища познания. Можно произвести сравнение с атавизмом, проявляющимся
через несколько поколений. Так проявляются родовые наследственности. Но среди
духовных странствований человек накопляет свой груз, который хранит среди
своего сознания. Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения
и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другим причинами, кроме
прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными
склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном
воспитании. Спящая Мудрость отмечалась уже в глубокой древности, когда
вопросы духовного воплощения разумно понимались. Движение интеллекта все
утрачивало и затрудняло развитие скрытых
сил человека. 409. В школах детям полезно читать
отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Рука легко
принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки.
Сколько полезных наблюдений можно произвести с легкостью. Постоянно Йога учит
этой радостной настороженности. 410. Мудрый философ, проданный в
рабство, воскликнул: “Благодарение, очевидно, могут заплатить древние долги!”
Император, прозванный Золотым, ужасался: “Роскошь преследует меня, когда же
смогу заплатить долги мои?” Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате своих
долгов. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без
задолженности. Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатою. 411. Учение может усваиваться детьми
необычайно быстро, лишь бы наблюсти
особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже познанное
ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут
вспомнить уже заложенное
в нем. Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать. 412. Если в кругу действия появляется
ребенок, привлеченный особыми причинами, улыбнитесь ему и
развейте его сознание, что эти действия — его дом. Дети иногда приходят по
особому зову. Дайте им то, что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются
соком, когда корни крепки. 413. ... С ранних лет можно отличать
... своеобычных детей, несущих свой
мир проявления духа. Очень редко, почти никогда, они не
ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности характерно,
руки как бы протянуты к Чаше. Пересматривая прошлые жизни, можно видеть
представителя религии, царств, науки, художества и механики ждущим и
собравшимся в путь и готовым отбыть ежечасно без сожалений. Комбинация правильной оценки
красоты материи с готовностью углубиться в достижения духа делает подвиг как
бы назревшим. Сумятица жизни более не привлекает, и, конечно, является
сознание, что дальше так продолжаться
не может. ... Престол или келья монастыря и
угол сапожника не имеют значения, накопленная ранее аура сопровождает этот
последний путь. Конечно, она растет и как бы покрывает небывалую
чувствительность, но качество ее уже не меняется. 414. “Интеллект не есть мудрость,
чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому
что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости
и, когда он заострен, он сливается в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный суть углы
будущего дома. Человек, имеющий специальный ум,
готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не
потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр.
Каждая специальность предназначена для условий земли. Синтез духа открывает
все сферы. Духовное напряжение накапливает пространственную психическую
энергию. Духовное напряжение может вести в любые сферы астрала. 415. ... Синтез есть устье,
специальность есть русло... Устье реки кормит много русл. Устье свои воды
получает с гор и посылает по всем каналам и пополняет моря. Часто устье сокрыто
и невидимо; часто устье незаметно и узко; часто оно под землею, и в каких
бы формах ни было устье, но оно питает потоки Моря.
Самое близкое понятие этого в жизни может быть сердце, которое также близко к
синтезу устья, хотя и не всегда проявление синтеза видимо. 416. Не учат в школе о непрерывности
жизни. Нет такого школьного предмета, который мог бы уявить величие жизни
человека. Нет таких учителей, которые сказали бы об опасности мнимых понятий.
Но все Учения утверждают действительность и явления мира. Невозможно усвоить, что люди не
стремятся к действительности. Они любят ложь, которая прикрывает язвы
разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими созданная, остается с ними. 417. Не без причины человек рождается
в определенной стране и принадлежит к определенному месту. Перед воплощением
человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение
происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на Землю, но, в
конце концов, оно становится неизбежным и в последнее мгновение оно становится
добровольным. Прикасание к различным народам
создает особую близость или отчужденность, но веские причины направляют
пришельца к определенному народу. Зная все это, можно понять притяжение
человека к родине. ... Карма приводит человека не только к
определенному месту, но и к определенному заданию послужить некоему народу. Герои,
героизм, подвиг 418. Боец - он же разведчик, он же
советчик, он же решитель, он же герой. Заметьте, это слово было почти изгнано
из словаря старого мира. Герой становится неприемлемым в жизни маленьких
сердец. Как чужой, мог он стыдиться среди благомерия. Умейте быть там, где
герои. Мир будет потрясен
действительностью героизма. Можно сегодня говорить вместо
механики о герое. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества
замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без
примирительных смазываний будет очерчен облик
труда и
воли. Даже для медицинских
целей этот бодрый
зов жизни незаменим. Нужно без промедления дать такой
материал. Для этого берегите тех немногих, которые могут давать. Уничтожение их
не может быть оправдано. 419. Полезно в школах задавать
содержание целых историй с вопросами, как поступили бы ученики на месте
героев? Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наоборот, открыть
поле всяким соображениям, так учащиеся вступят на первое испытание. Потому
нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий. Конечно, Рука
Незримая Учителя всегда предупредит о падении. Конечно, для этого нужно
существование хотя бы тоненькой нити Иерархии. 420. Героем называют человека, который
действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует
самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем
приближает течение космической эволюции. Можно встречать героев в текущей
жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое
понятие, мы сами отрезаем путь в страну правды. Нужно познать геройство в
жизни, нужно бесстрашно признать наличность врагов, нужно помнить, что меч
есть жезл героя. Уменье обратить меч в жезл должно найти место
среди трудового дня. 421. Сознание взрослых иногда отмирает
на некоторое время, когда дети остро
воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на
понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и
мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей
этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. 422. Мечтание должно преобразоваться
в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям
передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах.
Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный
прежде всего открыт героям и
подвижникам. 423. Говорят, что обстоятельства
делают героя, лучше сказать - обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не
понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от
малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не
донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут
ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига. У людей современных не принято
говорить о героях и о подвигах. Когда история рассказывает о героических
деяниях, они пожимают плечами, говоря: “Нам не дано свершить подвига”. Но
можно ли утверждать свое невежество?! Каждая эпоха дает место героизму от
семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть
на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и
пусть люди не стыдятся слова подвиг. Можно наблюдать поучительное
сравнение — у какого народа чаще употребляется слово героизм. Спросим
малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им в будущем удастся так же
четко указывать любимых героев. В Индии была игра, в которой каждый
должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали
укорять, говоря: “Кришна — Бог”. Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего,
герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык
животных. На это сказали: “Он играл и очаровывал диких зверей”. Малыш
настаивал: “Значит, Кришна знал и язык
животных”. Мыслитель постоянно помнил миф об
Орфее и напоминал, что Орфей был
человек. 424. Подвиг должен быть предметом
беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг как нечто призванное
и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига.
Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках дома ломают
самые ценные украшения. 425. Ур. знает различие между
подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен,
торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие. Если бы Жанна Д'Арк обратилась к
старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и
даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению,
но по чувствознанию. Существуют толпы людей, для которых
подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все
миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не
помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при
всех преступлениях готовы твердить мертвое слово -
благоразумие. Не истолкуйте ложно Наше отношение
к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо, и
мудрое разумение полезно. Но
житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти
позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово подвиг, настолько
оно противно их психологии. Вот еще страница Нашей Внутренней
Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некоторые из них
сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен
утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово
“благоразумие” Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и
осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы
порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено эволюции. Учитель должен преподать различие
между многими понятиями, иначе школьники
будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой
речи есть общественное преступление. Мыслитель говорил: “Предоставьте
благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния
героев”. 426. В школах не следует читать лишь о героях.
Несколько безымянных примеров
судьбы шатунов будут уместны.
Яркое пламя подвига
еще больше засияет от судьбы тушителей. 427. Скажут: “Нужда
родит героев”, — но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда расширенное сознание
прозревает красоту подвига. Пусть подвиг
творится от ранних лет.
Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно
наблюдать взлеты детской мысли. Никто не научал их; никто не подал им примера,
но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то
полезное. Мыслитель говорил:
“Замените равнодушие
великодушием”. Рекомендации ВАГП для участников Творческих лабораторий на Международных
педчтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество», г. Москва, 09-11 января 2012 г. Идеи гуманной педагогики утверждают
необходимость принятия классических педагогических ценностей с их
основополагающими понятиями духовности и
гуманности, любви и добра, мира и блага. По сути – это четвёртое измерение в
педагогике, вмещающее в себя духовные
понятия, без которых дальнейшее продвижение педагогической мысли невозможно,
как и невозможно преодоление современного кризиса в образовании. Вмещение
духовных образовательных понятий требует от каждого из нас расширения сознания,
что возможно в условиях нравственного самосовершенствования нас самих. Только
через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет
преодолеть авторитаризм с его последствиями –
умножением бездуховности и безнравственности в современном обществе.
Цель творческих лабораторий заключается в создании особой атмосферы для
взаимного поиска ответов на вопрос: Как творчески обновлять современное педагогическое пространство, на
основе идей гуманной педагогики и где черпать вдохновение для преодоления
препятствий, возникающих как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире. Творчество – это понятие духовное. В материальном мире мы имеем дело только
лишь с продуктами творчества, а их образы живут в будущем, поэтому процесс
творчества – это привнесение образов будущего в нашу настоящую жизнь. Вдохновение также духовное понятие, оно направляет нашу деятельность, привносит
в неё отблеск будущего и может проявиться в человеке через приобщение его к
образам высоким и прекрасным. Творческое вдохновение обладает преобразующим влиянием на наше сознание, это
особое состояние расширяет сознание и даёт ему вместить духовные понятия,
которые способны преобразовывать нашу жизнь и жизнь наших учеников. На творческих лабораториях желательно
обсудить вопросы, связанные с тем, как в нашей жизни достигаются эти особые
моменты творческого вдохновения, как они влияют на жизнь учителя, воспитателя,
родителя, учеников, как меняются уроки по сути и по содержанию от привнесения в
них творческого вдохновения, как меняется жизнь того, кто способен привносить
творческое вдохновение в своё окружение. Руководителям творческих лабораторий
желательно вспомнить законы творческого вдохновения, предложенные Ш.А.Амонашвили
в книге «Учитель, вдохнови меня на творчество»: «Вдохновение есть высший дар, оно великое
природное качество и присуще всем людям. Но оно весьма редкое явление. Чтобы
вдохновение снизошло на нас, надо самому устремиться к нему. Во-первых, надо верить в Живые Небеса,
верить, что есть Высшие Миры, есть Царство Небесное, есть Бог…. Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было
направлено только к прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее
благо; только на творение добра, на строительство эволюционного будущего, на
самосовершенствование. В-третьих, нужно воспламениться
возвышенными чувствами – любовью, добротой, терпением, преданностью,
отзывчивостью… Вдохновение не может нисходить на нас, если мы обуяны
беспокойством и раздражительностью. В-четвёртых, нам надо мыслить себя не
только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё
предназначение, своя миссия; верить, что мы несём служение Свету, а вдохновение
нам нужно для успешного исполнения возложенных на нас задач. Однако вдохновение ставит перед нами
сложные условия, и выдержать их будет нелегко. Но есть одна возможность, которая
приблизить нас к нему: это устремлённость к совершенствованию, и тогда каждый
получит вдохновение по мере своих стараний». Творческие лаборатории объединят
сотрудников по направлениям деятельности, поэтому руководителям нужно будет
учитывать особенности этих направлений и организовать свою деятельность как
мудрых дирижёров, способных замечать всю неповторимость звучания каждого, но
при этом организовать единый оркестр. Руководители лабораторий сами продумывают
их работу, но не забывают, что главным результатом работы лабораторий должны
стать выводы и предложения о том, как вдохновлять своих учеников, как
вдохновляться самим, как в реальных современных условиях преодолевать
авторитаризм во всех сферах педагогической деятельности. По итогам работы
лабораторий руководители сдают отчёт, в котором отражают полученные результаты.
Если участники творческих лабораторий имеют тексты выступлений, то они также
сдаются в оргкомитет на электронных носителях для возможной дальнейшей
публикации в сборнике материалов педчтений. Для творческих лабораторий гуманитарных знаний, начальной школы и
естественных наук предлагаются следующие проблемы для обсуждения: Что такое светлое творчество и вдохновение,
можно ли в условиях современного урока и современной школы творить вдохновенно
и что для этого необходимо. Примеры из опыта работы, вдохновляющие учителя и
учеников на творчество. Источники педагогического вдохновения. Классическое
педагогическое наследие и его вдохновляющее влияние на учителя. Как современное
содержание школьных программ учебных предметов можно использовать для
творческого вдохновения, нуждаются ли они в расширении и дополнении. Одухотворение школьных предметов и превращение
их в образовательные курсы, воспитывающие учеников, создание дополнительных
курсов, пособий, программ и учебников, способных вдохновлять на светлое
творчество. Самовоспитание учителя –
важный источник вдохновения. Создание духовной общности между учителем и
учениками на уроках. Наши представления о ребёнке, что мы знаем о его духовной
природе. Примеры того, как ученики вдохновляли учителя на светлое творчество и,
как учитель вдохновлял учеников. Для лаборатории художественного развития предлагаются
следующие проблемы для обсуждения: Что такое светлое творчество и вдохновение,
можно ли в условиях современного урока и современной школы творить вдохновенно
и что для этого необходимо. Примеры из опыта работы, вдохновляющие учителя и
учеников на творчество. Источники педагогического вдохновения. Воспитание
Красотой. Классическое педагогическое наследие и его вдохновляющее влияние на
учителя. Как современное содержание школьных программ учебных предметов художественного
цикла можно использовать для творческого вдохновения, нуждаются ли они в
расширении и дополнении. Какие возможности для творческого развития есть у
дополнительного образования.
Одухотворение школьных предметов художественного цикла и превращение их
в образовательные курсы, воспитывающие учеников. Создание дополнительных
курсов, пособий, программ и учебников, способных вдохновлять на светлое
творчество. Самовоспитание учителя –
важный источник вдохновения. Наши представления о ребёнке, что мы знаем о его
духовной природе. Духовная общность, как её создавать. Примеры того, как
ученики вдохновляли учителя на светлое творчество и, как учитель вдохновлял учеников. Для лаборатории работы с родителями предлагаются следующие проблемы
для обсуждения: Что мы знаем о духовной природе
ребёнка. Кто такой ребёнок для нас – родителей.
Воспитание – есть творчество, чем мы способны вдохновляться, воспитывая
наших детей. Классики педагогики о воспитании в семье. Письма детям В.А.
Сухомлинского, П.А.Флоренского и Ш.А.Амонашвили и др., письма к молодым
читателям Д.С.Лихачёва и их вдохновляющее влияние на воспитание. Культурные и
народные традиции в воспитании. Как создавать творческую воспитательную среду
для ребёнка: игрушки, игры, традиции. Воспитание – двусторонний процесс, мы
воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Успехами детей можно
вдохновляться, но трудностей в воспитании и неуспехов может быть больше, могут
ли они вдохновлять на творческое воспитание. Семейное чтение, семейные
праздники, семейные традиции – источник вдохновения родителей и детей. Ребёнок
без семьи. Опыт работы детских домов, интернатов, семей, усыновивших детей. Для лаборатории «Как светлый Ангел побеждает» предлагаются
следующие проблемы для обсуждения: Дети нуждаются в заботе и понимании
взрослых, что мы знаем о духовной природе ребёнка, готовы ли защитить его
духовный мир от пагубных зрелищ и занятий. Примеры из классического
педагогического наследия и нашей жизни, вдохновляющие на преодоление трудностей
воспитания. Ребёнок, спасённый и вдохновлённый
нами, есть спасение и вдохновение для нас. Для лаборатории руководства образования предлагаются следующие проблемы для обсуждения: В чём источники вдохновения
современного руководителя образования. Какой директор школы может вдохновить
учителей на творчество. Возможно ли в современных условиях образования светлое
творчество руководителя, в каких формах оно может выражаться. Опыт создания
творческого коллектива единомышленников. Пример вдохновляющих на творчество
педсоветов, психолого-педагогических семинаров, планов развития школы.
Классическое педагогическое наследие о роли руководителя в создании творческого
коллектива, ансамбля учителей. «Разговор с молодым директором»
В.А.Сухомлинского, «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили и др. НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с
фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
(21.05.11 г. новая ролевая
игра в рамках работы КОЦГП) Алексей Леонов *
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы
Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ /
Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Детский портал «Солнышко»
- http://www.solnet.ee/ Сайт для умных родителей
«Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml Все для детей - http://allforchildren.ru/ Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская
культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/ Начинается подготовка к Одиннадцатым
Международным Педагогическим Чтениям «Учитель, вдохнови меня на творчество». Эти
Чтения этапные. Они открывают новое десятилетие наших совместных поисков.
Результатом первого десятилетия стало создание и успешная работа многих центров
гуманной педагогики, получившая признание на территории ряда стран, а также
регистрация национальных центров гуманной педагогики, их объединение в
Международный центр и начало работы Президиума Международного педагогического
объединения. Актив Международного Центра приступил к разработке Манифеста,
адресованного к педагогической общественности, в котором формулируются ясные
цели и задачи движения гуманной педагогики, намечаются перспективы его
развития. С нашими целями – воспитания
благородного человека на основе уважения, творчества, любви – соглашаются и
активно действуют тысячи учителей, воспитателей, работников образования,
родителей, врачей. В сотрудничестве с Международным
Центром гуманной педагогики развивает деятельность общественное движение
«Родительская забота», создаются новые родительские университеты. Выходит
научно-методическая литература, защищаются диссертации, издаются журнал «Три
ключа», газета «Гуманная педагогика», проводятся региональные и республиканские
чтения. Международным жюри присвоено звание Рыцаря Гуманной Педагогики и вручен
золотой значок «Сердце и лебедь» 125-ти самым активным и деятельным участникам
движения. Международные Педагогические Чтения
стали местом встречи единомышленников, готовых прийти на помощь друг другу,
помочь делом и советом на пути духовно-нравственного и профессионального
совершенствования. Через каждого из нас образовательный мир получает импульс к
одухотворению и обновлению. (145 Kb) /полностью
информационное письмо приведено в выпуске № 92 от 01.05.11 г. и на сайтах МЦГП и ВАГП/ Друзья, сотрудники, все
заинтересованные! Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||