Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Понятие Учителя


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Понятие Учителя   99   2011-11-25 14:27

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещено окончание книги «Дети и Учение Махатм» о понятии Великого Учителя, Законе Кармы, Законе Перевоплощения, Героях, героизме, подвиге, также рекомендации ВАГП для участников Творческих лабораторий на Международных педчтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество» (которые можно использовать в работе на местах до и после педчтений). В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, информационное письмо в сокращении об XI Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике на тему: «Учитель, вдохнови меня на творчество» в г. Москве с 9 по 11 января 2012 г. Всего Вам самого светлого!

Дети и Учение Махатм

Новая  школа  в  свете Живой  Этики

В ПОМОЩЬ

родителям,  учителям   и   наставникам

“АМРИТА-УРАЛ”

Магнитогорск, 1994, составитель  Ю. Дворников

Оглавление

Понятие Великого Учителя

Закон Кармы

Закон перевоплощения

Герои, героизм, подвиг

Справочный  указатель(в выпуске не приводится)

Понятие  Великого  Учителя

361. Поспешим, поспешим к поня­тию Учителя. Окружим его стеною преданности и тем окружимся крепо­стью. После скитаний поймете, где удача — там Учитель, где поражение — там предательство. Там, где поражение, там мы ухитрились изогнуть и сорвать, истребить начертание целесообразности. В поражении мы отвратились от опыт­ной  стрелы  помощи.

362 Главное, должно говорить о понятии Учителя. Нужно делать цепь Учителей, из которых каждый будет учеником Высшего. Нужно привыкать к положению, что цельное Учение не содержит  противоречий.

363. Нужно дать каждому свое слово сказать и найти терпение. Пустую молву   обрезать и найти десять слов против каждого слова, поносящего Учи­теля. Именно, не промолчать на стрелу против Учителя. Матерь и Учитель - эти оба понятия должны быть огражде­ны каждою книгою. Свет величия не потушим.

364.   ... Тускла  жизнь без Учителя. Не уставайте твердить об Учителе и

Герое, Оба понятия, в сущности говоря, одно и то же. Они ведут за собой к преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они будут источником мужества.

365. Учитель  близок  вам   в   каждую минуту вашего творчества.

366. Учителя Облик может дать озаренный путь к космическому про­стору.

367. Учитель следит за каждым помыслом, готовый отобрать лучшие зерна единого духа.

368. Советую Учителя Имя держать как щит. Не символ, не мечта, но цепь познаний дает ток непобедимости. Не знаем конца этой цепи. Не знаете ее начала, как змий протянулся от недр  Земли  в сферы  недоступные.

Гора Матери Мира не знает верши­ны своей. Будем ли страшиться ее? Будем ли ужасаться недосягаемости? Или будем радоваться, что Амрита неистощима? Между понятиями изме­римости как свет сияет Неисчисли­мость! Разве будем недовольны прохладой дальнего ветра, зачатого в Беспре­дельности? Среди бесплодия зноя не отвернемся от живительной струи.

369. Многое можно простить тем, кто и во тьме сохранил понятие Учителя. Учитель поднимает достоинст­во духа. У нас понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Потому Учитель может быть назван маяком ответственности. Узы Учения подобны веревке спасательной в горах. Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учени­ком.

Не видим конца цепи Учителей, и сознание, наполненное Учителем, воз­вышает достижение ученика, как драго­ценный всепроникающий аромат. Связь ученика с  Учителем  образует звено защиты соединительной цепи. В этой защите процветают  пустыни.

370. Всякий, чье сознание уже мо­жет вместить смысл Иерархии, должен, прежде всего, отказаться от хуления духа. Много недостойной хулы произ­носится и мыслится между обычными делами дня и ночи. Самый опасный яд вырабатывается этими неуловимыми предательствами. Часто следствие их бывает ужаснее, нежели один проступок крупного невежества. Нелегко отвыкнуть от мерзости хуления, ибо сложна гра­ница между белым и черным. Называ­ем заразу эту черной язвой, подобной раку. Впрочем, значение рака вообще недалеко от последствия духовной мер­зости. Как стремление к Руководителю, так нужно воспитывать в себе осозна­ние   Высшей   Иерархии.   Считайте,  что, заключая записи об Иерархии, Мы ничего не кончаем, но лишь приоткры­ваем  Врата  следующие.

371. Принцип Иерархии заложен во всех жизненных проявлениях. Принцип Иерархии ведет весь Космос. Так духотворчество насыщает огнем все проявления пространства. Символ Ве­ликого Водительства заложен в Космо­се.

372. Те же люди поймут, что молчание не есть бездействие. Когда предлагаю помолчать — не значит погрузиться в сон, но, наоборот, зазву­чать по силе Иерархии. Нужно при­учать всех семилетних помнить Иерар­хию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей  жизни.

373. Каждое действие может быть измерено лишь относительно Иерархии и Беспредельности. Так эти понятия для нас будут знаками, ведущими реальность. Так научите молодых спер­ва помыслить о Беспредельности, по­мня к тому же, что никто не должен считать себя ничтожной песчинкой, как обычно поступает лицемер. Наша вели­чина обеспечена огромною ответствен­ностью. Не ошибемся, прилагая по ответственности.

374. ... Напомню маленького Индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: “Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?” Маль­чик улыбнулся: “Солнце останется сол­нцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц”. Солнце мудрости   Индии   будет  светить,  ибо  на берегу   реки   сидит   мальчик,   знающий Учителя.

375. Мысля о знании, осознайте Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней. Труднее при условии откры­тых центров, когда каждое дыхание ветхого мира несет заразу и только дуновение истинной эволюции прино­сит оздоровление. Потому не застилай­тесь ветхим миром и привлекайте малых  к  радости  Нового  Мира.

Во всем радостная, суровая целесо­образность”.

376. Так же, как за вами, Мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру. Конечно, не часто дух доходит до развития и число отпавших велико, но, как саду прекрас­ному, Радуемся мысли чистой. Потому не удивляйтесь, что Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даем укрепить­ся отличному цветку духа. Поэтому, наряду с великими космическими от­крытиями и мировыми событиями, Мы так же бережно растим цветы духа. Так разнообразна работа Нашего Братства.

377. ... Каждый, кто слышал о Великом Служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причи­нит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную ша­лость: “Твой Ангел заплачет”, — и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе  действие заставляет кого-то страдать. И какое Высшее Общение может быть при нарушении естественных законов? Люди думают, что им все доступно, даже убийство, даже грабительство! Но какие же сооб­щники приближаются к месту преступ­ления?!

378. Мать иногда говорила сыну о значении Высшей Благодати и вечной связи с Высшими Силами. Мальчик однажды очень внимательно наблюдал за птичкой на своем окне и шепнул матери: “Она тоже следит за мною, чтобы не сказал ничего гадкого”. Так тоже может начинаться мысль о вели­кой  связи.

379. Башня покоится на прочном основании, утвержденном на скале. Башня   мужества  покоится  на  прочном сознании, подтвержденном скалою серд­ца. Но на чем же проверит себя сердце? Только на Иерархии. Пусть сердце приучится беседовать с Учите­лем. Подобно древним старцам, пусть сердце знает лишь общение с Влады­кою, чтобы ничто ничтожное не втор­галось в сердечную беседу с Высшим. Нужно, как сокровище, беречь ска­занную беседу с Учителем. Понявший сокровенное значение этого общения уже не предастся тьме. Но как же нужно оберегать сердце от порвания серебряной нити! Ничто не может спаять ее. Можно дать все сострадание, но нить куется из множества качеств. Как древние Изображения отливались из многих металлов, так и нить крепка многими качествами. Но сладчайшая беседа сердца с Учителем есть то горнило, где сияет огонь могучий.

 

Закон   Кармы

380. О, мяч судьбы!  Куда попадешь и  куда  отскочишь?  Свет  тебе  начертан — успей, мяч, долететь! Удержи лукавое вращение!

381. Земледелец  приготовит  и  улуч­шит  поле,  засеет  вовремя  и  терпеливо ждет    всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы  они не потоптали всходы. Каждый   земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях  — люди не желают знать ни причин, ни следствий, они не заботятся о всходах и  хотят, чтобы все совершилось по их произволу. Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в     космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы  будут единственным  урожаем.

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руково­дитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких бесе­дах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим об­стоятельствам. Но следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление кос­мических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следст­виям сложным и к зависимости от пространственных   мыслей.   Не   следует полагать, что дети должны быть ограж­дены  от  мышления.

382. Энергия и воля — властители кармы. Отрешившийся от себя, устрем­ленный к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делаю­щее его владыкою своей кармы. Осоз­нание можно понять как чувствознание. Конечно, это чувствознание может от­лететь или же создаться. Эти метеоры духа блуждают в пространстве, унося счастливые возможности бессознатель­ного  человечества.

383. Беспощаден человек сам к себе. Ропщет на свою судьбу, но забывает, что сам суровым наказанием себя карает. Мысль о карме Нам трудно привить, но еще труднее    сознание человека, идущего прямо к пропасти. Люди предпочитают самоуничтожение и самообман просветлению сознания.

384. Атомистическая  энергия  кармы, сознательно ткущейся,  сильнейший  ры­чаг.

385. Карму  можно  менять безудерж­ным устремлением.

386. Наблюдайте, как отражается каждый поступок на колебании кармы. Можно видеть, как предательство во всех видах вызывает быстрое образова­ние кармы. Можно многому научиться на подобных наблюдениях. Как при­скорбно видеть людей, вредящих себе. Можно наблюдать, как ехидна поражает внутреннее существо при этих самопоражениях. Ничто не может отвратить последствия, ибо слишком близки при­чина и следствие. Так можно лишь огнем сердца оградиться и очистить канал,  который  несет  заразу.

387.  Каждый  дух   создает  свою  кар­мы. Каждый народ слагает свою карму.

388. Три обстоятельства могут осо­бенно отяготить карму: первое - отказ от Учителя,   второе — подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье —    уклонение от ответственного  поручения. Лишь сердце может   подсказать,   где   начинаются   от­каз, и подозрение, и уклонение. Много раз предавший Учителя начинает в безумии   уверять, что он никогда  даже не помышлял о предательстве и не думал уклониться.   Тысячу   оправданий измыслит потемневший ум, чтобы сокрыть давно запечатленное в свитке кармы. Лучше не приближаться, неже­ли явить отступничество. Ночь не светлеет над отступником, но не нака­зание это, лишь следствие посева. Сердце умеет различать зерно преда­тельства.

389.  Пусть никто не надеется по­спеть телесным путем. Карма не в теле, но в духе.

390.  Много усилий нужно, чтобы человек вспомнил о  прекрасном законе причин и  следствий.

391. Всякое вызванное поругание Высшего Начала слагает тяжкую карму.

392. Посеявший пожнет. Ничто не изменит закон Справедливости. Можно применить его в неземных мерах, но посев будет изжит по силе сознания. Печально, что люди, даже знающие о Карме, тем не менее постоянно творят ее себе вредную. Те же люди, помня о Мирах Высших, все-таки прилагают ко всему земные меры: и ко времени, и к ощущениям, и к помышлениям. Пото­му часто так трудно по мере возмож­ности облегчать Карму. Люди как бы противодействуют всему им полезному.

393. Карма — Действие, иначе ее нельзя определить. Иные полагают, что можно определить Карму как следствие, но это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой  Карме.

Действительно, когда путник заблу­дился в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, про­должая свое первоначальное действие Карма есть порождение действия, и Сама  она есть действие.

394. Карма распространяется на все действия, на все Миры. Так же как Карма может ускориться, так же она может удлиниться. Усугубление Кармы отражается не только на следующей жизни, но и все промежуточные состо­яния будут зависеть от усугубления Кармы. Мир Тонкий настолько связан с земным, что нужно углубить мышле­ние в этом направлении. Понявший смысл связи двух Миров будет беречь свои земные действия. Бережность ко всем энергиям поможет устремленному духу.

395. Свободная воля устремляет ут­верждение к соединению  обстоятельств, создающих   цепь действий. Так важно создать ток напряженного действия и сознательного  направления,  ибо  в этом соединении внутренних импульсов с внешними энергиями заключается сосредоточение    тех    действий,    которые создаются  как  Карма.

396. Думайте, как карма не минует предателей. Не месть, но справедли­вость    неотменима. Нужно понимать, как  кружит  карма  и  поражает  неждан­но.  Нужно  быть воинами  постоянно.

397. Внутренняя жизнь влияет на карму во сто раз больше. Посмотрите на любое   преступление, оно является малой частью внутренней подготовки. Как длительна такая подготовка! Сколько соседних сознаний было отравлено такими ползучими подготовками, и сколько лучших возможностей было отринуто - об этом заблуждении не мыслят.

398. Иногда можно представить са­мые сложные законы посредством про­стейших аппаратов. Закон кармы сло­жен, но возьмите катушку Румкорфа или другой цилиндр, обмотанный электрофорной проволокой, и вы получите наглядное изображение кармы. Неруши­мо пробегает ток по спирали, но предохранительная обмотка подвергает­ся всем наружным воздействиям, при­чем каждая нить касается нити пред­ыдущего оборота, неся на себе послед­ствия прошлого. ... Так можно касаться целой  линии  прошлых уявлений.

Но то же наглядное изображение показывает, как не повреждено зерно духа и, стремясь в высь, оно удержива­ет оболочку, не боясь прошлого. По­истине, карма страшна только тем, кто утопает в бездействии, но мысль уст­ремленная освобождается от тяжести прошлого и, как небесное тело, устрем­ляется, не повторяя пути. Так, даже имея довольно тяжкую карму, можно явить полезное освобождение.

399. Пощады не может быть, когда закон кармы  до знака должен испол­ниться.  Карма  догонит,  но  качество  ее может  быть изменено добровольной жертвой  незнакомым людям.

400. Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся  уничтожить  вредное существо?    Это действие нужно пояснить, тем более, что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра оста­навливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои пау­тины кармы, связывающие самые раз­нородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому раз­ящий должен прежде всего омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельно справедливое уничто­жение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно.

401. Народы строят свою судьбу на принципе самодействия. Каждая страна создает   свои   принципы   вокруг   своего зерна. Так, каждая страна действует, напрягая разные энергии. Творчество, лишенное высших принципов, создает карму разрушения. Паразиты, извлека­ющие из деревьев все соки, являют себе карму истребления. Потому, когда Наш закон гласит о кооперации, то нужно знать, чтоб без этого принципа не  создать лучшую  ступень.

402. Каждое ложное обвинение, по­дозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно наде­яться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно, эти последствия, подобно обещаниям, вра­стают в карму для неотложного изжи­вания.

Закон  перевоплощения

403. Не только закон Кармы трудно усваивается, но еще труднее восприни­мается простейший закон воплощения. Часто и Писания с древнейших времен говорили о такой смене жизни. Неред­ко обитатели Тонкого Мира передавали земным людям свои вести. Нередко люди помнят о своих прежних жизнях. Целыми веками воплощения признава­лись, но затем они опять забывались, и запрещалось даже мыслить о них. Трудно понять, к чему шла такая борьба против очевидности. Иногда можно было думать, что мудрые хотят обратить внимание лишь на будущее, но  такая  мудрость была  бы  однобока.

Люди должны стремиться к неогра­ниченному знанию. Нельзя приказы­вать не знать. Нельзя отнимать у человека права совершенствоваться. Пусть знают и помнят, но Учитель жизни проведет черту между прошлым и  будущим.

Так не будем закрывать глаза перед действительностью. Закон воплощения справедлив. Зерно духа нерушимо и вечно. Беспредельность утверждает веч­ность, но каждый может видеть Беспре­дельность — значит, каждый может осознать вечность.

Нельзя отвергать, когда дети утвер­ждают о своей прошлой жизни. Веще­ственно они знают, что происходило кругом них. Теперь особенно часто будут скорые воплощения. Многие оби­татели Тонкого Мира спешат вернуться, и  в этом сказывается развитие    и спешность  эволюции.   И   в  таком  уско­рении можно видеть сближение Миров.

404. Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое про­шлое. Именно теперь много нарождает­ся таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух Миров, и это обстоя­тельство предшествует великим событи­ям. Но многие долго не поймут, насколько все меняется вокруг. Помни­те старую сказку, как царя везли на казнь, но он был так далек от этого, что по пути заботился о камне, выпавшем  из  короны.

405. Среди детей можно наблюдать, когда они произносят услышанные сло­ва и когда свои собственные; по этой границе можно отличать наследие воп­лощений. Легко можно наблюдать ис­тинный унаследованный характер и собирать ценные особенности. Даже среди самых первых выражений ребен­ка можно представить себе его внутрен­нее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны слова нежданные, произнесенные в самом мла­денчестве. Мы уже говорили почти о том же, но сейчас упоминаем со стороны огненной энергии. Можно на­блюдать, что в детстве много электри­чества в теле, как бы то же количест­во, как у взрослых — значит, элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено.

Матери, помните, что дети замеча­ют и сознают больше, чем предполага­ете. Но много явлений упускается, например - нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней не мало принесенного груза.

406. Даже у младенцев можно на­блюдать явление психической энергии. Но нужно уметь различать эти знаки, в которых так много отзвуков Тонкого Мира. Уже явление прежних жизней сказывается среди детских игр и по­мыслов. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы одинаковы. Даже при общих играх каждый ребе­нок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, можно обогатить свое знание о психической энергии.

Ошибочно думать, что лишь взрос­лые с разбитыми нервами могут слу­жить объектами для наблюдений. Именно дети при ненарушенной силе психической энергии дадут лучшие опыты.

407. “Сам, сам, сам!” — восклицает ребенок, не допуская взрослых к свое­му занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Зем­ле? Потом мудрые воспоминания туск­неют и часто сводятся к обратному. “Пусть вверху и внизу работают для меня”, - так говорит человек, забыв­ший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоя­тельность.  Когда же другой ребенок шепчет: “Как мне ухитриться взять!” - он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. Огненное внимание может отмечать эти зовы и решения Тонкого Мира. Малое дитя утверждает: “Наконец, я народился”. В этом утверждении Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорожденные неожиданно произносили слова огром­ного значения и затем снова погружа­лись в свое предварительное состояние. Нужно развивать в себе огненную явленную память и заботливость к окружающим. Так можно собирать са­мые  ценные  сведения.

408. “Спящая мудрость” - называет­ся наслоение наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания. Можно было бы произвести замеча­тельные опыты, узнавая, когда человек почерпает из своего хранилища позна­ния. Можно произвести сравнение с атавизмом, проявляющимся через не­сколько поколений. Так проявляются родовые наследственности. Но среди духовных странствований человек на­копляет свой груз, который хранит среди своего сознания. Поучительно, как в детском возрасте уже проявляют­ся сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другим причинами, кроме прежних накопле­ний. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностя­ми, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании. Спящая Муд­рость отмечалась уже в глубокой древ­ности, когда вопросы духовного воплощения разумно понимались. Движение интеллекта все утрачивало и затрудня­ло  развитие  скрытых  сил человека.

409. В школах детям полезно читать отрывки на незнакомых языках, заме­чая, как понимается чуждая речь. Рука легко принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с легкостью. Посто­янно Йога учит этой радостной насто­роженности.

410. Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул: “Благодарение, очевидно, могут заплатить древние дол­ги!” Император, прозванный Золотым, ужасался: “Роскошь преследует меня, когда же смогу заплатить долги мои?” Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате своих долгов. Они понима­ли, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженности. Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатою.

411. Учение может усваиваться деть­ми необычайно быстро, лишь бы наблюсти    особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже по­знанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить   уже   заложенное   в нем.  Тем  легче после усвоить и  новые предметы, но следует наблюдать.

412. Если в кругу действия появля­ется ребенок,    привлеченный    особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия — его дом. Дети иногда приходят по особому зову. Дайте им то, что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются соком, когда  корни  крепки.

413. ... С ранних лет можно отли­чать ... своеобычных детей, несущих свой  мир  проявления духа.

Очень редко, почти никогда, они не ограничиваются одной специальностью. Именно отсутствие специальности ха­рактерно, руки как бы протянуты к Чаше. Пересматривая прошлые жизни, можно видеть представителя религии, царств, науки, художества и механики ждущим и собравшимся в путь и готовым отбыть ежечасно без сожале­ний.

Комбинация правильной оценки красоты материи с готовностью углубиться в достижения духа делает по­двиг как бы назревшим. Сумятица жизни более не привлекает, и, конечно, является сознание, что дальше так продолжаться   не  может.

... Престол или келья монастыря и угол сапожника не имеют значения, накопленная ранее аура сопровождает этот последний путь. Конечно, она растет и как бы покрывает небывалую чувствительность, но качество ее уже не меняется.

414. “Интеллект не есть мудрость, чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотво­рилось. Интеллект есть преддверие муд­рости и, когда он заострен, он сливает­ся в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный  суть углы  будущего дома.

Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее буду­щее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда ин­теллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназна­чена для условий земли. Синтез духа открывает все сферы. Духовное напря­жение накапливает пространственную психическую энергию. Духовное напря­жение может вести в любые сферы астрала.

415. ... Синтез есть устье, специаль­ность есть русло... Устье реки кормит много русл. Устье свои воды получает с гор и посылает по всем каналам и пополняет моря. Часто устье сокрыто и невидимо; часто устье незаметно и узко; часто оно под землею, и в каких бы    формах  ни было устье, но оно питает потоки Моря. Самое близкое понятие этого в жизни может быть сердце, которое также близко к синтезу устья, хотя и не всегда проявление синтеза  видимо.

416. Не учат в школе о непрерыв­ности жизни. Нет такого школьного предмета, который мог бы уявить величие жизни человека. Нет таких учителей, которые сказали бы об опас­ности мнимых понятий. Но все Уче­ния утверждают действительность и явления  мира.

Невозможно усвоить, что люди не стремятся к действительности. Они лю­бят ложь, которая прикрывает язвы разложения. Люди не желают понять, что ложь, ими созданная, остается с ними.

417. Не без причины человек рожда­ется в определенной стране и принад­лежит к определенному месту. Перед воплощением человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добро­вольно. Может быть нежелание возвра­щаться на Землю, но, в конце концов, оно становится неизбежным и в по­следнее мгновение оно становится до­бровольным.

Прикасание к различным народам создает особую близость или отчужден­ность, но веские причины направляют пришельца к определенному народу. Зная все это, можно понять притяже­ние человека  к родине.  ...

Карма приводит человека не только к определенному месту, но и к опреде­ленному заданию послужить некоему народу.

Герои,  героизм,  подвиг

418. Боец - он же разведчик, он же советчик, он же решитель, он же герой. Заметьте, это слово было почти изгна­но из словаря старого мира. Герой становится неприемлемым в жизни маленьких сердец. Как чужой, мог он стыдиться среди благомерия. Умейте быть там, где герои. Мир будет потря­сен  действительностью  героизма.

Можно сегодня говорить вместо механики о герое. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен  облик труда  и  воли. Даже для медицинских   целей    этот   бодрый    зов жизни  незаменим.

Нужно без промедления дать такой материал. Для этого берегите тех не­многих, которые могут давать. Уничто­жение  их  не  может быть  оправдано.

419. Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопроса­ми, как поступили бы ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наобо­рот, открыть поле всяким соображени­ям, так учащиеся вступят на первое испытание. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий. Конечно, Рука Незримая Учителя всегда предупредит о падении. Конечно, для этого нужно существова­ние хотя бы тоненькой нити Иерархии.

420. Героем называют человека, ко­торый действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклон­но, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем приближает течение космической  эволюции.

Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое понятие, мы сами отрезаем путь в страну правды. Нужно познать герой­ство в жизни, нужно бесстрашно при­знать наличность врагов, нужно по­мнить, что меч есть жезл героя. Уменье обратить меч в жезл должно найти  место  среди  трудового дня.

421. Сознание взрослых иногда от­мирает на некоторое время, когда дети остро   воспринимают   ценные   качества.

Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохнове­ния, на всю жизнь останется такое светлое  горение.

422. Мечтание должно преобразо­ваться в дисциплинированное мышле­ние. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный прежде всего открыт  героям  и  подвижникам.

423. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать - обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение  подвига.

У людей современных не принято говорить о героях и о подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, гово­ря: “Нам не дано свершить подвига”. Но можно ли утверждать свое невеже­ство?!

Каждая эпоха дает место героизму от семейного быта до мировых выявле­ний. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возмож­ностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова подвиг. Можно наблю­дать поучительное сравнение — у како­го народа чаще употребляется слово героизм. Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им в будущем удастся так же четко указы­вать любимых  героев.

В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наи­большего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря: “Кришна — Бог”. Но малыш настаи­вал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали: “Он играл и очаровывал диких зверей”. Малыш настаивал: “Значит, Кришна знал и язык  животных”.

Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что Орфей был  человек.

424. Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг как нечто призванное и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига. Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках дома ломают самые цен­ные  украшения.

425. Ур. знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг мо­жет быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.

Если бы Жанна Д'Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагора­зумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по  рассуждению,  но по  чувствознанию.

Существуют толпы людей, для кото­рых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на бла­горазумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближне­му, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех пре­ступлениях готовы твердить мертвое слово  -  благоразумие.

Не истолкуйте ложно Наше отноше­ние к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо, и мудрое разумение полезно. Но   житейские   толкователи   ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово подвиг, настолько оно противно их психологии.

Вот еще страница Нашей Внутрен­ней Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некото­рые из них сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово “благоразумие” Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено  эволюции.

Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники  будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.

Мыслитель говорил: “Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полю­бите деяния  героев”.

426.  В школах не следует читать лишь о  героях.  Несколько безымянных примеров  судьбы  шатунов будут умест­ны. Яркое  пламя  подвига  еще больше засияет  от судьбы  тушителей.

427. Скажут:  “Нужда  родит геро­ев”, — но еще выше, когда геройство зарождается    самобытно, когда расши­ренное сознание прозревает красоту подвига. Пусть подвиг    творится  от ранних   лет.  Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно  творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской мыс­ли. Никто не научал их; никто не подал им примера, но сознание под­сказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полез­ное.

Мыслитель  говорил:   “Замените  рав­нодушие великодушием”.

Рекомендации ВАГП для участников Творческих лабораторий на Международных педчтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество», г. Москва, 09-11 января 2012 г.

Идеи гуманной педагогики утверждают необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими  понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. По сути – это четвёртое измерение в педагогике, вмещающее в себя  духовные понятия, без которых дальнейшее продвижение педагогической мысли невозможно, как и невозможно преодоление современного кризиса в образовании. Вмещение духовных образовательных понятий требует от каждого из нас расширения сознания, что возможно в условиях нравственного самосовершенствования нас самих. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть авторитаризм с его последствиями –  умножением бездуховности и безнравственности в современном обществе. Цель творческих лабораторий заключается в создании особой атмосферы для взаимного поиска ответов на вопрос:

Как творчески обновлять современное педагогическое пространство, на основе идей гуманной педагогики и где черпать вдохновение для преодоления препятствий, возникающих как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.

Творчество – это понятие духовное. В материальном мире мы имеем дело только лишь с продуктами творчества, а их образы живут в будущем, поэтому процесс творчества – это привнесение образов будущего в нашу настоящую жизнь.

Вдохновение также духовное понятие, оно направляет нашу деятельность, привносит в неё отблеск будущего и может проявиться в человеке через приобщение его к образам высоким и прекрасным.

Творческое вдохновение обладает преобразующим влиянием на наше сознание, это особое состояние расширяет сознание и даёт ему вместить духовные понятия, которые способны преобразовывать нашу жизнь и жизнь наших учеников.

На творческих лабораториях желательно обсудить вопросы, связанные с тем, как в нашей жизни достигаются эти особые моменты творческого вдохновения, как они влияют на жизнь учителя, воспитателя, родителя, учеников, как меняются уроки по сути и по содержанию от привнесения в них творческого вдохновения, как меняется жизнь того, кто способен привносить творческое вдохновение в своё окружение.

Руководителям творческих лабораторий желательно вспомнить законы творческого вдохновения, предложенные Ш.А.Амонашвили в книге «Учитель, вдохнови меня на творчество»:

«Вдохновение есть высший дар, оно великое природное качество и присуще всем людям. Но оно весьма редкое явление. Чтобы вдохновение снизошло на нас, надо самому устремиться к нему.

Во-первых, надо верить в Живые Небеса, верить, что есть Высшие Миры, есть Царство Небесное, есть Бог….

Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было направлено только к прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее благо; только на творение добра, на строительство эволюционного будущего, на самосовершенствование.

В-третьих, нужно воспламениться возвышенными чувствами – любовью, добротой, терпением, преданностью, отзывчивостью… Вдохновение не может нисходить на нас, если мы обуяны беспокойством и раздражительностью.

В-четвёртых, нам надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия; верить, что мы несём служение Свету, а вдохновение нам нужно для успешного исполнения возложенных на нас задач.

Однако вдохновение ставит перед нами сложные условия, и выдержать их будет нелегко.

Но есть одна возможность, которая приблизить нас к нему: это устремлённость к совершенствованию, и тогда каждый получит вдохновение по мере своих стараний».

Творческие лаборатории объединят сотрудников по направлениям деятельности, поэтому руководителям нужно будет учитывать особенности этих направлений и организовать свою деятельность как мудрых дирижёров, способных замечать всю неповторимость звучания каждого, но при этом организовать единый оркестр. Руководители лабораторий сами продумывают их работу, но не забывают, что главным результатом работы лабораторий должны стать выводы и предложения о том, как вдохновлять своих учеников, как вдохновляться самим, как в реальных современных условиях преодолевать авторитаризм во всех сферах педагогической деятельности. По итогам работы лабораторий руководители сдают отчёт, в котором отражают полученные результаты. Если участники творческих лабораторий имеют тексты выступлений, то они также сдаются в оргкомитет на электронных носителях для возможной дальнейшей публикации в сборнике материалов педчтений.

Для творческих лабораторий гуманитарных знаний, начальной школы и естественных наук предлагаются следующие проблемы для обсуждения:

Что такое светлое творчество и вдохновение, можно ли в условиях современного урока и современной школы творить вдохновенно и что для этого необходимо. Примеры из опыта работы, вдохновляющие учителя и учеников на творчество. Источники педагогического вдохновения. Классическое педагогическое наследие и его вдохновляющее влияние на учителя. Как современное содержание школьных программ учебных предметов можно использовать для творческого вдохновения, нуждаются ли они в расширении и дополнении.  Одухотворение школьных предметов и превращение их в образовательные курсы, воспитывающие учеников, создание дополнительных курсов, пособий, программ и учебников, способных вдохновлять на светлое творчество.  Самовоспитание учителя – важный источник вдохновения. Создание духовной общности между учителем и учениками на уроках. Наши представления о ребёнке, что мы знаем о его духовной природе. Примеры того, как ученики вдохновляли учителя на светлое творчество и, как учитель вдохновлял учеников.

Для лаборатории художественного развития предлагаются следующие проблемы для обсуждения:

Что такое светлое творчество и вдохновение, можно ли в условиях современного урока и современной школы творить вдохновенно и что для этого необходимо. Примеры из опыта работы, вдохновляющие учителя и учеников на творчество. Источники педагогического вдохновения. Воспитание Красотой. Классическое педагогическое наследие и его вдохновляющее влияние на учителя. Как современное содержание школьных программ учебных предметов художественного цикла можно использовать для творческого вдохновения, нуждаются ли они в расширении и дополнении. Какие возможности для творческого развития есть у дополнительного образования.   Одухотворение школьных предметов художественного цикла и превращение их в образовательные курсы, воспитывающие учеников. Создание дополнительных курсов, пособий, программ и учебников, способных вдохновлять на светлое творчество.  Самовоспитание учителя – важный источник вдохновения. Наши представления о ребёнке, что мы знаем о его духовной природе. Духовная общность, как её создавать. Примеры того, как ученики вдохновляли учителя на светлое творчество и,  как учитель вдохновлял учеников.

Для лаборатории работы с родителями предлагаются следующие проблемы для обсуждения:

Что мы знаем о духовной природе ребёнка. Кто такой ребёнок для нас – родителей.  Воспитание – есть творчество, чем мы способны вдохновляться, воспитывая наших детей. Классики педагогики о воспитании в семье. Письма детям В.А. Сухомлинского, П.А.Флоренского и Ш.А.Амонашвили и др., письма к молодым читателям Д.С.Лихачёва и их вдохновляющее влияние на воспитание. Культурные и народные традиции в воспитании. Как создавать творческую воспитательную среду для ребёнка: игрушки, игры, традиции. Воспитание – двусторонний процесс, мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Успехами детей можно вдохновляться, но трудностей в воспитании и неуспехов может быть больше, могут ли они вдохновлять на творческое воспитание. Семейное чтение, семейные праздники, семейные традиции – источник вдохновения родителей и детей. Ребёнок без семьи. Опыт работы детских домов, интернатов, семей, усыновивших детей.

Для лаборатории «Как светлый Ангел побеждает» предлагаются следующие  проблемы для обсуждения:

Дети нуждаются в заботе и понимании взрослых, что мы знаем о духовной природе ребёнка, готовы ли защитить его духовный мир от пагубных зрелищ и занятий. Примеры из классического педагогического наследия и нашей жизни, вдохновляющие на преодоление трудностей воспитания. Ребёнок, спасённый и вдохновлённый  нами, есть спасение и вдохновение для нас.

Для лаборатории руководства образования предлагаются следующие  проблемы для обсуждения:

В чём источники вдохновения современного руководителя образования. Какой директор школы может вдохновить учителей на творчество. Возможно ли в современных условиях образования светлое творчество руководителя, в каких формах оно может выражаться. Опыт создания творческого коллектива единомышленников. Пример вдохновляющих на творчество педсоветов, психолого-педагогических семинаров, планов развития школы. Классическое педагогическое наследие о роли руководителя в создании творческого коллектива, ансамбля учителей. «Разговор с молодым директором» В.А.Сухомлинского, «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили и др.          

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/ (21.05.11 г. новая ролевая игра в рамках работы КОЦГП)

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/201922 Коллекция сказок, детских книг и журналов, раскрасок

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения «Учитель, вдохнови меня на творчество» Москва, 9-11 января, 2012 года

Начинается подготовка к Одиннадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Учитель, вдохнови меня на творчество». Эти Чтения этапные. Они открывают новое десятилетие наших совместных поисков. Результатом первого десятилетия стало создание и успешная работа многих центров гуманной педагогики, получившая признание на территории ряда стран, а также регистрация национальных центров гуманной педагогики, их объединение в Международный центр и начало работы Президиума Международного педагогического объединения. Актив Международного Центра приступил к разработке Манифеста, адресованного к педагогической общественности, в котором формулируются ясные цели и задачи движения гуманной педагогики, намечаются перспективы его развития.

С нашими целями – воспитания благородного человека на основе уважения, творчества, любви – соглашаются и активно действуют тысячи учителей, воспитателей, работников образования, родителей, врачей.

В сотрудничестве с Международным Центром гуманной педагогики развивает деятельность общественное движение «Родительская забота», создаются новые родительские университеты. Выходит научно-методическая литература, защищаются диссертации, издаются журнал «Три ключа», газета «Гуманная педагогика», проводятся региональные и республиканские чтения. Международным жюри присвоено звание Рыцаря Гуманной Педагогики и вручен золотой значок «Сердце и лебедь» 125-ти самым активным и деятельным участникам движения.

Международные Педагогические Чтения стали местом встречи единомышленников, готовых прийти на помощь друг другу, помочь делом и советом на пути духовно-нравственного и профессионального совершенствования. Через каждого из нас образовательный мир получает импульс к одухотворению и обновлению.

Скачать файл (письмо.doc)письмо.doc

(145 Kb)

 /полностью информационное письмо приведено в выпуске № 92  от 01.05.11 г. и на сайтах МЦГП и ВАГП/

  Друзья, сотрудники, все заинтересованные!
Милости Просим! По четвергам (каждый второй и четвертый четверг месяца) с 18-30 в помещении клуба «Молодые Сердца» (г. Киев, ул.. Ив. Кудри, 38б, М «Дружбы народов») проходят открытые встречи по гуманной педагогике в рамках работы Киевского областного центра гуманной педагогики! Всего светлого и до встречи!

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное