Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Основы нравственности


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Основы нравственности   96   2011-08-15 00:18

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены следующие разделы книги «Дети и Учение Махатм» об основах нравственности, красоте, любви, сострадании, искренности, совести, мужестве и находчивости, доме, семье, женщине, матери, культуре. В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, информационное письмо в сокращении об XI Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике на тему: «Учитель, вдохнови меня на творчество» в г. Москве с 9 по 11 января 2012 г. Всего Вам самого светлого!

Дети и Учение Махатм

Новая  школа  в  свете Живой  Этики

В ПОМОЩЬ

родителям,  учителям   и   наставникам

“АМРИТА-УРАЛ”

Магнитогорск, 1994, составитель  Ю. Дворников

Оглавление

Основы нравственности     

Красота

Любовь

Сострадание     

Искренность     

Совесть

Мужество и находчивость

Дом, семья, женщина, мать

Культура   

Основы  нравственности

“Люди боятся слова “нравст­венность”, но охотно рассужда­ют о нравах, точно такие поня­тия не имеют одного корня. Но нравы не изменятся

без воздейст­вия всей внутренней жизни. ...

Мыслитель предупреждал: “Пока не приобретете знания,

 до тех пор будете в безнравственно­сти”.

“Надземное”  § 548, § 350

 

Красота

139. Излишне говорить о смысле устремления к Высшему миру поэтам, музыкантам, художникам, ваятелям, певцам, ибо их выражение красоты основано на вдохновении. Кто же может обозначить грань между вдохно­вением и Иеровдохновением. Неразли­чима такая грань между вдохновения­ми. Каждое вдохновение содержит неко­торую частицы Иеровдохновения. Толь­ко само сердце может определить степень восхищения. Сам участник кра­соты может почуять, когда поверх земных выражений нисходит Начало Ведущее. Потому излишне убеждать служителей  красоты  о ее  вершинах.

Если кто не трепещет осознанием творящей красоты, он не будет работ­ником  на поле творчества.

140. Но красота заключена в каж­дом участии в построении Нового Мира. Это    истинная область сердца. Это желанное очищение жизни дает ту торжественность, как Свет неугасимый.

141. Стихию огня ничто заменить не может. Также не имеет заместителя психическая  энергия. Самая самодовле­ющая, самая утонченная, самая восхо­дящая энергия есть    истинная дочь огня! Не случайно зовем к огненной победительнице. Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна   света.   Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно сказал: “Через красоту имеете Свет”.

142. Широкое распространение зна­ний может переродить мир. Знание может делать чудеса. Вспомним слова Благословенного о невежестве. Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем — знание выше всего. Где есть знание, там явление  красоты.

143. Чистая мысль, напитанная кра­сотою, указывает путь к истине. Учение отказа предполагает нисхождение к низшим. При расширенном сознании - не явление замирания, но хождение без запретов. Украшенные жизни по­зволяют свободно, щедро уходить, что­бы  приходить победителями. Не может смущаться идущий сознанием красоты. Только смущение может преградить путь.

Неверно сказать: “Красота спасет мир”, правильнее сказать — сознание красоты  спасет  мир.

Через препятствия безобразия мож­но идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых  пришельцев!

144. Когда касаемся высот свободы, нужно оградиться от безобразия. Если хотим возвеличить материю, мудро надо  мыслить о  Красоте.

В Красоте явится Беспредельность. В Красоте озарятся учения Искателей духа. В Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу.

Нет безобразия, которое не утонет в лучах радуги разложения. Нет оков, которые не разложатся в свободе Кра­соты.

Как найдем слова коснуться миро­здания? Как скажем об эволюции форм? Как поднять сознание к изуче­нию основания? Как подвинуть челове­чество  к  научному осознанию  миров?

Каждое осознание рождается в Кра­соте.

Умейте мыслить яcносияюще, и ничто пугающее не коснется вас.

Запомните:  “Не имеем запретов”.

145. Хаос осколков может быть понят красотою. Какая другая мера может быть применима к пестроте шлаков   мысли?   И  когда  найдете  кучу доброты, готовности и подвижности, лишь совком красоты можете присту­пить.

146. Простота, красота и бесстрашие — Христос и Будда ничто иное не говорили. И благо, если дух трепещет этими  заветами.

147. Бесстрашие - Наш водитель. Красота — Наш луч понимания. Про­стота - Наш ключ от тайных дверей счастья.

148. Любовью зажжете свет красоты и действием явите миру спасение духа.

149. Учи  счастью  красоты. Учи  счастью знания. Учи  счастью любви.

Учи счастью слияния с Богом.

150. Произнесший  красота  -  спасен будет.

151. Если бы сердца людей были наполнены красотой, не был бы нужен подвиг, но темных так много.

Это должно показать путь терни­стый  всякой  правды.

152. Тверди: красота, даже со слеза­ми,  пока  дойдешь до  назначенного.

153. Устреми взор, подобно соколу, вдаль.

Через красоту подойдете.

Поймите и запомните.

Вам  Поручил  сказать    Красота.

Ты   сказала  -  любовь.

Тот  сказал  -  действие.

Вы  сказали    красота.

Если хотите открыть Врата, прило­жите  этот знак Мой.

Я  сказал    Красота.

И в бою, и в победе Я сказал — красота.

И  неудача покрылась красотою.

И  горы  зацвели  красотою.

А вы цветы допустите, их допустите — детей.

И   склонитесь  перед   Принесшим  ее -   Красоту Великого  Мира.

Поймите — нет вещей, нет реше­ния, нет гордости, нет покаяния, есть она    Красота.

В  ней  путь  ваш.

И ею встречу тех, кто дойдет до Меня.

А они  уже  идут.

154. На пути подвига нет страха, но огонь сердца освещает путь правды.

Правда  Вечности  в  красоте духа. Дух  знает,  где  красота.

155. Истинно, правильно сказали о значении основного принципа Наших Дел.    Красота - произнесена, потому будем беречь ее основание. Жемчужины нужно  охранять!

156.  ... Роскошь есть антипод  красо­ты. Роскошь есть своего рода магия, но там, где живет красота, не нужно никакой  магии.

157. Нет такой темницы, где бы не мог  сиять Огонь Сердца! Так красотою пылайте.

158. Лишь острота наблюдательности поможет утверждать красоту. Ошибка думать, что  преходящие приемы  искусства могут создать единое основание к суждению. Именно, только наблюда­тельность, которая питает третий глаз, дает твердое основание к творчеству, пригодному  и  в Тонком  Мире.

159. Люди могут слышать самые возвышенные слова и не прилагать их к жизни. Мы говорили о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит воспитанию красоты. Че­ловек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнеч­ном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Кос­мос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют  открыть восприятие  красоты.

Мыслитель говорил: “Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратить­ся  к  Высотам  Божественным”.

160. Целость Мироздания есть кра­сота, и человек должен полюбить все создание, только тогда он может вы­полнить свое назначение.

 

Любовь

161.   Любовью  зажжете  свет  красоты и действием явите миру спасение духа.

162.   Любовь может создавать миры. У  Господа Моего  равны мудрость и любовь.

163.   Любовь и знание все превозмо­гут.

Дух ваш пойдет высоко, и непони­мания мелькнут, как столбы телеграф­ные.

164.  Мера понимания есть степень любви. Можно выучить строки дослов­но и все-таки остаться мертвецом, если не согреется знание любовью.

Истинно, когда научатся запечатле­вать эманации чувства, то увидят, что именно любовь прежде всего привлека­ет огонь пространства. Кто сказал: “Любите друг друга”, тот был истин­ным Йогом. Потому каждую вспышку любви и самопожертвования приветст­вуем. Как рычаг приводит в действие колеса, так любовь являет самую силь­ную реакцию. Сравнительно с сиянием любви самая сильная ненависть дает на отражении лишь гнусную запятую. Потому любовь есть истинная реаль­ность  и  ценность.

Не отвлеченно говорю о любви, но как физиолог. Считаю, если необходи­мость есть двигатель, то любовь есть просветитель.

165. Нужно очень точно осознавать основные понятия Бытия. Любовь подвига не сурова для тех, кто пылает сердцем, но она устрашает тех, кто любит немощи свои и кто колеблется, обнимая свое призрачное “я”. Любовь, могущая двигать мирами, не походит на любовь над болотом, где гниют кости пережитков. Над болотом - блуждающие огни разложения, но веч­ный, творящий, огонь сердца не блуж­дает, но стремительно возносится сту­пенями Иерархии до Высшего Света. Любовь есть ведущее, творящее начало. Невыносим Свет Всевышний, но Иерархия соединяет с этой ослепитель­ной Вершиною. Там, где можно бы даже ослепнуть, там Иерархия возводит прозревшим духом. Любовь есть венец Света.

166. Вернемся к понятию любви. В каждой книге должно быть отведено значительное место этому основному понятию и особенно, ибо под любовью часто понимается многое обратное. Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремленна и самоотверженна. Творчест­во нуждается в этих условиях. Если в любви будет замечено самоослабление, разложение и служение самости, то это не будет высшим понятием человечест­ва, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и расту­щим до вмещения. Такое сердце может молиться без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается чело­вечество в сознании огня любви! Тако­му огню будет соответствовать лиловая звезда высшего напряжения.

167. Явлению любви люди приписы­вают такие странные обстоятельства, что кажется, что их любовь живет на монетном дворе! Между тем, нужна любовь для пути в Беспредельность. Проводник так нужен; когда мы на гладких скалах ищем в последнем напряжении спасительную нить, тогда Рука  Ведущая  коснется  нас.

168. Люди часто говорят об Учителе, но не прилагают усилий соединить прочную связь. Мы не говорим, что люди должны возложиться на Учителя. Наоборот, Мы советуем лучшую само­деятельность, но внутри сердца будет теплиться лампада любви. Только тогда засветится и ответный Огонь. Объяс­няйте, как хотите, хотя бы электриче­ским током, но ток истинной любви будет    проводом    прочным.    Также    и настоящее  доверие   вырастает лишь  из любви.

169. Примем любовь как двигателя расширения сознания. Сердце не будет пламенеть без любви, не будет неруши­мо и не будет самоотверженно. Так принесем признательность каждому вместилищу любви; она на границе Нового Мира, там, где упразднены ненависть и нетерпимость. Путь любви есть напряжение энергии космической. Так люди найдут свое место в Космо­се. Не сухие листья, но лотосы пла­менные - они будут уподоблены Вы­сшему  Миру.

170. Любовь, подвиг, труд, творчест­во - эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходя­щее  стремление.  Какое  множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвер­жения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершен­ствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует серд­це. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные бу­дут холодными гробами! Отягощенны­ми знанием, но не окрыленными будут бессердечные!

171. Любите друг друга.

Я пошлю вам чистые мысли.

Упрочу ваше желание усовершенст­воваться.

Люблю неправых в жизни излечить любовью.

Рамакришна говорит: люби, осталь­ное  приложится.

172. Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, Мы утверждаем твердыню чувства. Но как далеко чувство сердца от похоти! Учение о творящем чувстве будет познанием творчества мыслей. Не будем расчле­нять область чувства, ибо это одно цветущее поле. Знаем посев чувства, но где же плоды одного разума? Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца. Так, когда говорим о сердце, говорим о Прекрасном.

173. Много ценных понятий искажа­ется. Люди не понимают великого значения любви, этого вселенского маг­нита. Они судят от себя и подставляют свое эгоистическое толкование. Они понимают любовь как насилие, но этим лишь подсекают крылья прекрас­ной любви.

174. Еще сказка о сердце. “Собра­лись люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног - так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы, — задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один, вновь пришедший, сказал: “Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно близкое сердцу человеческому состяза­ние — великодушие. Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно уско­рит путь сердца к Миру Огненному”. Нужно   сознать, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви оста­лось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил.

Истинно,  если найдено великоду­шие, то и любовь зажжет огни сердца.

175. В примитивных верованиях почитание Божества основывалось на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование. Природа чело­веческая в сущности своей хранит сознание, что Великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом. Тот может произносить на своем языке слово Бог, кто может чувствовать к Нему любовь. Только этим вездесущим понятием можно выразить достойное почитание. Ничто на Земле не зажжет огонь  сердца, как любовь. Никакая явленная слава не сравнима с любо­вью. Люди не стыдятся выражать свой гнев и раздражение в самых постыд­ных формах, но священное понятие любви сопровождают смущением и да­же насмешками. Человек, дерзнувший выказать любовную преданность, уже оказывается чем-то недостоверным; в этом смущении основных понятий за­ключается смута мира. Не может сердце человеческое процветать без стремления к Началу Начал, Невыра­зимому словами, но Ведомому огнем сердца. Так среди нарушенных Основ Мира засветим огни сердца и любви к самому Высшему. Поймем, что даже наука в своей относительности не закрывает путь к Беспредельности. Сре­ди величия Миров разве можно пребы­вать в злобе, в убийстве, в предатель­стве? Только тьма может приютить все позорные преступления! Никакой закон не оправдает злую волю. Страшна злая воля,  ибо  она уходит  во  тьму.

Но что же среди земных средств может противостать тьме? Именно, огонь любви.

176. Любовь, заключенная в чистой торжественности, всегда нуждается в защите от темных оскорбителей. Муже­ство является щитом, и огонь соединя­ет струи  свои в пламенный меч.

Неслучайно утверждаю мужество, оно укрепит кругозор.

177. ... Действенность энергии возра­стает от усиления чувства любви. Некоторые скажут — это невозможно. Неужели при выявлении негодования любовь может иметь место?

Но негодование непременно проис­ходит на основе любви. Если человек не знает любви, он не будет негодо­вать. Он вообще не возмутится и не создаст  напряжения  энергии.  ...

У Нас чтут завет Мыслителя о пробуждении сердец. Он говорил: “Сер­дце спящее подобно могиле. Тление его удел. Тление его распространяет разложение. Пусть судьба сохранит нас от  разложения”.

178. Скажут — где же любовь, которая есть устой Мира? Но разве общее благо может существовать без любви? Вообще пусть будет меньше осуждения  и  больше  внимания.

179. Пусть скептики не удивляются, что вместо сложных научных формул Мы  говорим  об общечеловеческом чувстве любви, как о лучшем проводнике. Но в любом предмете лучший успех достигается, если исследователь любит свой предмет. Лишь любовь создает высшее притяжение. Вы достаточно знаете о значении притяжения; такой магнит заложен в сердце человека, и он устремляется к великому магниту Надземного  Мира.

Нужно понять, что Мы имеем в виду не отдельные, скоро гаснущие вспышки любви; такие миражи не имеют значения, необходима прочная любовь, преданность, которая пылает неугасимо при всех жизненных испыта­ниях; такая любовь приводит к Родине сердца, как на возлюбленную Родину, где все знакомо, все мило, все прекрас­но. Такая любовь не будет пресечена земными  заботами,  наоборот, она укрепит    дух,     чтобы     преодолеть     самые тяжкие  трудности.

180. Мы говорим — к Нам обрати­тесь. Но надо подумать, как обратить­ся. Можно сказать — всем помышлени­ем и всем сердцем. Сказать это легко, но сделать трудно. Обратиться всем сердцем — значит полюбить. Там где есть истинная любовь, там нет места сомнению. Даже если нечто неясно, любящий не будет осуждать. Там, где могло зародиться осуждение, там была не полная любовь.

В дни великих потрясений не может быть полумер в чувстве. Нужно так сплотиться, чтобы не было и малейшей трещинки. Враждебные силы гнездятся в трещинах. Яд поражает растрескавшиеся покровы. Наше ору­жие в совершенной любви. Пусть все друзья Наши наденут этот верный доспех. Не нужно утешаться, что малая заноза не опасна. И от самого малого бывают губительные нарывы. В Нашей напряженной жизни очень чувствитель­ны трещины недоверия. И особенно часто Мы  советуем беречь здоровье.

181. Для людей земных любовь мало приложима к их базарным ощу­щениям. Она   часто  остается   без  осоз­нания. Но в Тонком Мире любовь есть ключ  ко  всем  затворам.

182. Никто не подойдет к Огню со страхом. Никто не подойдет с ненави­стью, ибо Огонь есть Любовь!

183.    В    любви    куйте    утверждение вершин умения владеть собою.

184. Спросят: где же поиски совер­шенства?

Отвечайте: нам в любви, красоте и действии — тех трех  путей достаточно.

185. Любовь есть мощный двигатель. Любовь — магнит и начало преуспея­ний.  Любовь к будущему будет самым мощным двигателем, и она охраняет деятеля от сонливой лени. Любовь дает понимание  Надземного  Мира.

186. Урусвати знает Путь Горний. Любовь — ключ входа. Любовь — мощь преодоления. Любовь - целебный род­ник неиссякающий. Сказано — Йога Любви высока. Некоторые считают Путь любви самым легким, но для других именно такой путь самый трудный. Не может полюбить сердце, в котором  живет злоба и жестокость.

Люди даже не замечают, что их подвал полон злобы; не могут они превозмочь низкое чувство. Они могут притворно внимать о победе Любви, но сущность их будет мрачна, и в Над­земный  Мир они войдут без светоча.

Нельзя поучать о высшей вибрации Любви, если в сердце нет зачатков ее. Ярко пылает огонь Любви. Пусть он ведет в Путь Горний.

Мыслитель научал учеников разли­чать любовь и злобу по глазам: “Давно сказано, что глаза — открытые раны. Можно верить свидетельству таких про­водов  сердца”.

187. ... Мощь чувств является возбу­дителем психической энергии. Особенно сильна любовь, но почти так же сильна и ненависть. Спросят: “Значит, можно прожить и ненавистью?” - Можно, но не выгодно. Ненависть не только развивает империл[1] и сокращает жизнь в болезнях, но главное, ужасно значение ненависти в Тонком Мире. Вы уже знаете, что в Тонком Мире все чувства усиливаются и также последст­вия. Теперь представим себе, насколько трудно ненавидящему оторваться от пагубной страсти. Не только он попа­дает в окружение зла, но все существо его наполняется ядом зла. Он страдает, ибо сам вызывал это мучение. Так скажем — выгодно жить в добре и любви. Такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет источником счастья.

 

Сострадание

188. Ур. знает целебность сострада­ния. Обычно люди полагают, что такое качество может принадлежать лишь высшим существам. Между тем, они в своей обыденной жизни часто прикаса­ются  к области сострадания.

Истинно, милосердие, миролюбие, жалость, снисхождение, явления обыч­ной бережности к людям будут прояв­лениями сострадания в разной мере. Сама любовь живет близко от состра­дания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все эти добрые качества полны  целебности.

Психическая энергия, посланная с добрым намерением, оказывает целеб­ное воздействие. Пусть и наука скажет, насколько доброе намерение бывает целебным для нервной системы; но не забудем, что оказывающий сострадание также получает полезное воздействие от бумеранга  посланной  энергии.

189. Потребуется много врачей исце­лять человечество. Эпидемии психиче­ские увеличиваются наряду с телесны­ми. Явление сострадания может воору­жить  врачей   на  борьбу  неотложную.

Около сострадания имеются некото­рые родственные чувства, но среди них сострадание лишено эгоизма. Даже же­лание может быть горделивым; даже милосердие может быть не лишено самости, но сострадание приходит к больным, принимая на себя всю тя­гость боли. Оно изучает причину боли и подает психическую энергию, оздо­ровляющую  негодную психологию.  ...

Мыслитель утверждал: “Сострадание есть  венец будущего”.

190. Не нужно смешивать жаление с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.  ...

Жаление есть лужа, где скользит верная нога. Жалеющий опускается до уровня жалеемого. Сила жалеющего растворяется в сумерках жалеемого - следствие самое плаксивое”.

191. “Посылающий воздействие не всегда знает о творимом. Он заметит, что истекла его энергия, он может почуять утомление внезапно, но как щедрый жертвователь он не знает меру своим благодеяниям. Так родится сострадание,  а  затем  любовь  к человече­ству.

Тот, кто любит, — имеет доступ к Высшему Собеседованию”.

192. От храма заглянем и  в подвал. Сумеем удержать в себе не только парение, но и   сострадание. У каждого человека есть открытая рана. Только психическая энергия может   нащупать эту боль. Каждое изучение высшей энергии научит и открытию помощи. Так же    и  желание помочь должно быть воспитано.

193.  Я говорю вам, пусть пламя сердца  вашего   пылает  огнем  сострада­ния.

В сострадании заложена великая жемчужина  Тайного  Знания.

Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.

194. Врач может чувствовать торже­ственность, даже вид болезней не затемнит сердце, горящее помощью ближнему. Удивительно наблюдать, как добро становится целебным. Сострада­ние имеет корни лишь в сердце.

195. Многие учения предписывают воздержание от всякого убийства. Ко­нечно, осталось недосказанным, как быть с убийством малейших существ невидимых? Конечно, не имелось в виду преднамеренное убийство по злой воле, иначе в каждом дыхании человек становился бы убийцей. Сознание мо­жет учуять и уберечь человека от убийства.

Даже ветку, неразумно сломленную, отнесем ко храму; иначе говоря, пожа­леем. То же чувство подскажет уберечь­ся  от убийства.

196. Сентиментальность часто при­нимается за сострадание, гнев за воз­мущение и самоохранение за мужество.

Нужно понять, как напряженно на­до очищать свои понятия не только в мышлении,  но  в  действии.

197.  Люди знают любовь лишь как замыкающие узы, но сострадание не знает границ,   будучи сотрудничеством Истины.

 

Искренность

198. Привыкнем понимать человека не только как выражение высшего духа, но и как вечно реагирующее химическое соединение. Так мы привы­каем понимать особое значение сочета­ния человеческих отношений. Явление Архата обязывает сердцем чувствовать соответствие подходящих сочетаний и духовно, и химически. Так можно избегать многие ненужные трения. Сер­дце воспламененное может чувствовать, где заключено истинное соответствие или взаимодополнение. Такие требова­ния следует предъявлять каждому водителю. Он должен иметь сердце откры­тое и к небу, и к земле. Утвердимся и в  том,  что   ко всем людям установим дружелюбное отношение. Одно из усло­вий бытия — искренность, иначе гово­ря, сердечность. Если это основание недостаточно развито, можно его уси­лить,  обратившись к  сердцу.

199. Рассмотрим искренность и жаление. Искренность есть не что иное, как кратчайшее достижение. Напрасно сентиментальные люди навьючивают на искренность романтические лохмотья. Искренность есть понятие реальное и непобедимо острое. Не для расплывча­той доброты можно на примерах пока­зать, как искренность подобна правиль­но направленному удару копья. Каждое сомнение уничтожит мощь удара. Пото­му для Нас искренность есть кратчай­шее достижение.

200. Особенно может влиять на состояние здоровья малейшая неиск­ренность в преданности и в принятии основ обновления. Подобная неискрен­ность может гнездиться глубоко в расщелинах сознания. Заразность не­искренности велика, поражая соседние излучения. Если бы люди познали, какой вред они наносят себе и другим половинчатыми решениями! Они рассе­кают сознание, доводя его до смерти. Как всегда, болезнь начинается неза­метно, а затем становится неизбежна смертельно опасная операция. Так про­исходят человеческие гибели от жала крошечной ехидны неискренности. Пре­дупредить нужно, но переделать нельзя. Конь, занесшийся над пропастью, не знает повода.

201. Конечно,  Мы ценим, прежде всего, искренность. Слово, не содержа­щее в себе утверждение сердца, пусто”.

202.   Неискренность содержит яд раз­рушительный.   Можно   видеть,   что   по­строение  на  лжи  вырождается  в безоб­разие. ... Пусть поищут люди в глубине сердца,  когда они     были добрыми? Никакие маски не прикроют безобразия остова лжи. Но не будем осуждать, ибо каждый  уже  присудил  себя.

203. Нередко люди различают части­цы   музыки  сфер,  так  же  как вибраци­онные дифференциации Света, и толь­ко ложное отношение ко всему сущему не    позволяет   им    сосредоточиться на этом. Так начинается заколдованный круг неискренности. Явление   действи­тельности попадает в разряд недопустимого. Прискорбно видеть, как люди стыдятся лучших своих проявлений. Тем самым они не только нарушают свое значение, но и готовят обезобра­живание Тонкого Мира. Отказавшиеся от действительности люди несут проч­ные  стигматы  лжи.

 

Совесть

204. Не будем обходить молчанием ни одно явление жизни. Призовем сердце судьей - искренно ли поручаем достояние Учителю? Можно явить сло­ва прелестные, но желать в сердце противное. Так не будем старыми, обостряя сердцем язык Тонкого Мира; люди  зовут его  совестью.

205. Часто боятся так называемую совесть. Принято думать, что она говорит лишь после плохих поступков. Какое заблуждение! Совесть или созна­ние призывает к добру. Но человек, совершая преступление, бывает очень напряжен   нервами   и   так   может  быть настороженным, что голос сознания зазвучит для  него.

... Что же делает человек, когда начинает звучать голос сознания? Обычно человек старается всеми сред­ствами заглушить его. Можно утверж­дать, что голос сознания люди изгоня­ют, как нечто тревожащее. Но пока человек не осознает свой дар, может ли он преуспеть?

... Голос сознания иногда называют малым голосом. Такое наименование не отвечает сущности. Также называют его голосом глубины, такое определение уже ближе. Но почему избегать самое простое, именно  — голос сознания?”

206. Человек не привык прислуши­ваться к глубинному голосу. Он назы­вает его Голосом Безмолвия и спрячет его в глубине сознания. Но сможет ли он   воспользоваться   всеми   преимущест­вами  такого  импульса?

Один мальчик жаловался, что не может увидеть в колодце свое отраже­ние, ибо брат его бросает камни. Так могут сказать многие, потому что близкие их постоянно затемняют их сознание. Действительно, для всех на­блюдений и выводов нужно спокойст­вие сознания, иначе образ будет иска­жен. Но такое спокойствие не есть отречение от деятельности, наоборот, можно принимать участие во всех лучших областях жизни и, в то же время, поверхность сознания останется спокойной.

207. Нередко из глубин сознания рождается голос, отменяющий земное решение. Особенно поучительно наблю­дать эти единоборства, происходящие в человеке. “Познай самого себя”, — говорили философы, и они были пра­вы. Только умеющий признать голос глубин сознания может считать себя на пути к познанию. Нужно удивляться, насколько обдуманно и твердо действу­ет сознание в своей глубине.

... Счастлив, кто научился прислу­шиваться к голосам сознания глубинно­го. Он найдет новые средства в жизненной борьбе. Он посмотрит вок­руг глазом добрым и справедливым. Он найдет правильное определение многим качествам и почерпнет мужест­во. Пусть называют этот голос подсоз­нанием или малым, или великим, не все ли равно? Но существенно, что в человеке происходит великая психиче­ская  работа.

Мыслитель говорил: “Услышьте го­лос ободряющий и предупреждающий. Судья  и  друг всегда  с  нами”.

208. ... Понятие интуиции подверга­ется злотолкованию. Даже те, кто признает ее, не относятся к ней бережно. Предполагается, что нечто вдохновляет некоторых людей и ника­кого с их стороны не требуется участия. Нечто валится с неба и делает людей прозорливыми. Никто не поду­мает, какие накопления должны быть у этих людей и какие напряжения они должны  испытывать.

Не нужно повторять для вас, какие тончайшие связи междупространствен­ные существуют, но вам придется часто предупреждать людей о бережно­сти к интуиции. Никто не представляет себе, как мало число людей, у которых уже развито это качество. При этом оно может быть направлено лишь частично к некоторым областям. Если кто-то может предчувствовать лишь к своим родным или предсказывать фи­зические явления, или знать что-либо о себе, то это еще не значит, что такой человек может вибрировать и на прочие события. Потому нужно брать от людей то, что они могут дать в данное время.

Большая ошибка - насиловать лю­дей к тому, что они в данное время не могут почуять. Море тончайших вибраций неисчерпаемо, оно не может быть охвачено одним человеком. Нуж­но знать, что интуиция требует также понимания состояния ближних. Только при обоюдной бережности очищается внутренний  голос.

Можно усилить внутренний голос до неумолчности, но при беспорядочных земных вибрациях Мы не советуем настолько преоборевать плотные усло­вия. Представьте себе в земной дея­тельности человека, который беспре­рывно слышит свой внутренний голос, он уподобится слушателю радио, кото­рый оставил весь труд, лишь бы слушать извне, он погибнет без сна и питания.

Так пусть внутренний голос звучит, когда его коснется созвучная вибрация. Таким образом человек не покинет земную стезю, но все же будет в приобщении с Высшим Миром, и равновесие  не будет  нарушено.

 

Мужество  и  находчивость

209. Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе це­лый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно про­явили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познавания жизни до мужественных решений. Та­кое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. По­сле ученики поймут, как лучшие Деяте­ли доходили до высшей устремленно­сти.

Мыслитель требовал, чтобы ученики хотя бы один день из недели посвяща­ли   марафону   находчивости.   Он   знал, что   этот   доспех   понадобится   часто   в жизни.

210. Школа должна узнавать наход­чивость учеников по заданию одного слова и затем по одному взгляду. Последний опыт будет ближе всего к Миру Тонкому. Кроме того, можно также развивать относительность обра­щений по качеству собеседника, и так каждый в земной беседе употребляет лучший язык для собеседника, счита­ясь  с его  сознанием.

211. Радость и мужество необходи­мы, но без Огня эти качества не создаются. Рассудок может лишить вся­кой радости и тем закрыть врата будущего. Но огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренне принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание. Но кристаллизация есть и огненное действие. Лучшие породы кристаллов сложе­ны Огнем. Так и несломимое сердце образуется от огненного воздействия. Это вовсе не символ, но чисто лабора­торное заключение. Но как далеки бывают люди от огненных соображе­ний!

212. Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно, так можно проследить за проявлением невиданного. Создать тол­чок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте описать обычный кусок гранита. Это будет   для   находчивости.   Может   быть, камень даст ему представление о твер­дынях дальних миров. Из обычного можно  извлечь искры  красоты.

213. Пусть Мы унижены лицемери­ем невежд, но путь един, и ничто не заслонит его, если сердце чисто. Как мудро называли сердце кораблем, но корабль предполагает кормчего. Муже­ство родится из чистого сердца. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков, но обрыв их нарушает самый цветок. Так храните защиту сердца. Мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем  лепесткам.

214. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, муже­ство, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце. Но Руководство будет шептать деяния подвига, и такой совет не должен показаться ужасным и суровым.

215. И мужество может быть обрете­но лишь в сердце. В мозговых извили­нах рассудка можно найти разумное распределение сил, но мужество, иду­щее прямейшим и сияющим путем, не может жить вне сердца, судите его по антиподу мужества - по страху, он прежде всего отзывается на сердце и от него бежит к конечностям. Положи­тельно, все свойства измеряются серд­цем.

216. Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть не лишено мужественности. Сердце есть камень, но котором созидаются тверды­ни. Может ли стоять твердыня без мужественности и торжественности? При самых тесных обстоятельствах мужественность дает размах кругозору и торжественность устремляет в Высь. Не надо уставать в поисках мужества и торжественности. Мужество может быть или засыпано осколками разрушения, или вообще недоразвито. Это качество принадлежит к разряду развиваемых. Каждое мужество имело испытание в прошлом, но зато воспламенение муже­ства не трудно, когда клинок его побывал в бою. Люди часто употребля­ют прекрасные выражения, не считаясь с происхождением их. Они правильно говорят: “Загорелось сердце или восп­ламенился дух”, — значит, они когда-то помнили об огне сердца, но теперь стыдятся этого огня. Они, прежде всего, готовы объяснить свое прекрасное сло­во  или   суеверием,  или причудою  кормилицы-сказательницы. Но в лучшие сроки будем вспоминать об огне, о мужестве  и  торжественности.

217. Среди огней сердца самый яркий пламень самопожертвования. Именно этот доспех отвращает стрелы вражеские и создает прославленную неуязвимость. Огонь мужества — лишь часть пламени самопожертвования. Ко­нечно, самопожертвование не значит непременно принесение себя в жертву, но оно соответствует готовности побе­дить за дело Высшего Мира.

218. Мужество не приходит по заказу, оно вырастает как ощущение стержня спирали. Если мужество состо­ялось, то ничто не может искоренить его. Прекрасно сознавать существование аккумулирования   качеств,  которые  рас­тут,  как мощное древо”.

219. Именно мужество создается неразрывно при связи с Иерархом. Мужество может лежать в зерне и никогда не выявиться как светлый доспех. Но когда сознание наше всеце­ло перенесено в область, где нет страха и уныния, тогда мы неуязвимы сквер­ною. Нужно понять, где крепость наша, и спешить туда без уклонения. Так можно  упрочить мужество.

220. ... Венец мужества может быть возложен лишь на чело, украшенное самоотвержением. Да, пусть одиноко воин бьется. Пусть стрелы ханжей вонзаются в грудь. Пусть каждое явлен­ное устремление будет встречено отри­цанием.   Но  доспех   его  будет украшен мужеством. Кто же знает огненное устремление воина? Кто же знает истину напряженного сердца? Лишь явленное огненное сердце. Тонкое со­знание осенит явление мужества.

221. Мужество должно быть естест­венным. Всякое внушенное мужество мало действительно. Запомним это, ибо отвага приходит от широкого познания. Когда достигнута такая ступень, она никогда  не  покинет человека.

222. Разве возможен подвиг без восхищения? Разве возможна самоот­верженность без радости? Разве воз­можно мужество без восторга? Так укажите и напомните, как легче и ближе найти психическую энергию.

223. Мужество усиляется правиль­ным развитием психической энергии. Правильное развитие нужно понимать как естественный рост. Пусть каждый увеличивает запас мужества; оно — как открытое окно.

224. Хочешь ли быть мужествен­ным? Покажи свое мужество в битве за Братство. Никакие уверения не создадут мужества, никакие провалы не утвердят подвига. Никакие приготовле­ния не могут быть ручательством за успех. Мужество испытывается на нежданных препятствиях.

225. ... Мир будущий нуждается в просветлении сознания, но не в бормо­тании  высоких изречений.  ...

Накануне Нового Храма нужно явить   находчивость   и   народ   удивить смекалкою.   Ходить  в   пеленках  неудоб­но.

226. Считайте каждый час, когда складываете будущее. Главные силы человечества рождаются из прогноза. Откуда мужество? Откуда стремление? Откуда одоление?

 

Дом,  семья,  женщина,  мать

227. Обстановка дома также налагает печать  на всю жизнь. Даже самая бедная   хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что  пустота  жизни  не  замечается деть­ми.  Напротив, они очень чуют постро­ение всего обихода,   потому   молитва лучше живет в чистом доме.

228.   ... Каждый призыв к обновле­нию жизни должен заключать в себе обращение к женщине и к молодому поколению. Некоторые полагают, что оба эти движения стоят    прочно и развиваются успешно, но на самом деле положение женщин и воспитание молодого   поколения   находятся  в неу­довлетворительном состоянии.

Лишь малое число женщин приме­няет к себе равноправие, и в большин­стве школ не преподаются основы здоровой жизни. Не может эволюция протекать успешно, когда два устоя ее еще не нашли себе применения. Не нужно думать, что эволюция может совершаться при любых условиях, она будет задерживаться, и драгоценная энергия будет проливаться напрасно.

Мир содрогается от ужасов Армагед­дона, но жизнь становится еще уродли­вее. Люди полагают, что они работают для каких-то высших идей, но дела их показывают обратное. Можно находить в жизни те же самые болячки, которые отягощали человечество тысячи лет назад. Невозможно оправдываться не­сносными условиями быта, когда люди не прилагают усилий, чтобы в каждый обиход, хотя бы отчасти, внести совер­шенствование. Малые    группы могут перечислить свои полезные достижения, но сейчас Мы имеем в виду не исключения, но массы человечества. Между тем, именно массы будут двига­телями  эволюции.

Мыслитель говорил: “Мужи мудрей­шие, ваши усилия будут тщетны, если не протянет вам руку женщина и не возрастите  поколение  героев”.

229. Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицет­ворять сотрудничество и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Пото­му среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт.

Без строения дома нельзя мыслить и о строении  государства.

Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинство государства и дома? Ника­кие отдельные приказы не могут вер­нуть чувство достоинства, если оно стерто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изу­чений. Только так люди могут опять вспомнить о человечности.

Через ступень человечности восста­новится  понимание  Братства.

230. Разруха дома и семьи будет не в словах и действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Лю­ди, сами не замечая, замышляют разложение. Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный — так каждый очаг есть ступень к  Братству.

231. Мать положит первые основы исследования психической энергии; да­же до рождения ребенка будет замечать весь обиход жизни и питания. Харак­тер будущего человека уже обозначен в утробе матери. Уже можно наблюдать некоторые особенности, которые пред­определяют характер, явленный в жела­ниях самой матери. Только и в этом случае нужно честно наблюдать. Но самую возможность наблюдения нужно воспитывать.

Так мы опять обращаем внимание не на теории и догмы, но на опыты и наблюдения.

 

Культура

232.  Часто вы произносите слово культура, оно значит - почитание Света. Так напоминаю, насколько вели­ка общая ответственность перед Све­том, если каждая мысль   может   или затемнить,  или  очистить  пространство.

233. Солнце есть сердце системы, также сердце человека есть солнце организма.  Много солнц-сердец, и Все­ленная представляет систему сердец, потому  культ Света есть  культ  сердца. Понять это отвлеченно - значит оста­вить сердце в холоде. Но как  только Свет   солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита  засияет, как истинное  солнце.

234. Можно лишь признаками Куль­туры строить Новую Эпоху. Так Куль­тура будет   произнесена как единствен­ная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь    по этому направлению. Наш Приказ: не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре. Пусть считают фанатиками идеи, но слушают и привыкают. Так мы вносим мозговые рисунки.

235. Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого невозможно строить.  Каждый, считающий себя слу­жителем культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени культуры без бережного отношения? Потому каждое   основание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается   культура  не  грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бе­режности и ответственности. Потому нужно в строительстве помнить об утончении и устремлении в высшие сферы — так достигается эволюция духа.

236. ... Состояние, которое вы назы­ваете культурою - общечеловечно. Мо­гут быть многообразия и в обычаях, верованиях и языках, но каждое куль­турное действие будет общим для всего человечества. Такое общение Мира есть первая ступень к преобразованию всей жизни.

Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различ­ные письменности в разных странах, но мы говорим не о глифах или способах выражений, но о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремлен­ность.

237. Можно указать, что первый признак культуры  — отсутствие личных раздоров.

238. ... Нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нем содер­жатся  все устои  культуры.

239. Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без     культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человече­ство процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малоду­ховные должны понять, в чем заклю­чается восхождение. Истинно спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

240. Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие пре­имущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятени­ях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые  пути!

[1] Империл - это физические отложения энергий раздражения, гнева, ненависти, ужаса, ярости и т. д. в виде микрокристаллов на стенках кровеносных сосудов, нервных каналах организма.

 /продолжение следует/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/ (21.05.11 г. новая ролевая игра в рамках работы КОЦГП)

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/201922 Коллекция сказок, детских книг и журналов, раскрасок

Издательский Дом Шалвы Амонашвили

Развитие педагогической мысли

Антология гуманной педагогики

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Дополнительную информацию Вы можете найти:

На сайте Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха

в разделе Международный Центр Гуманной Педагогики

в разделе Конференция «Дети нового сознания» (2006)

в разделе Конференция «Новая эпоха – новый человек» (2000)
«Антология гуманной педагогики» (каталог)

На сайте Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих в разделе Дети нового сознания

На сайте Тверской областной Рериховской общественной организации
в разделе Гуманная Педагогика

Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики * Всеукраинское общественное объединение - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения
«
Учитель, вдохнови меня на творчество» Москва, 9-11 января, 2012г.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Начинается подготовка к Одиннадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Учитель, вдохнови меня на творчество». Эти Чтения этапные. Они открывают новое десятилетие наших совместных поисков. Результатом первого десятилетия стало создание и успешная работа многих центров гуманной педагогики, получившая признание на территории ряда стран, а также регистрация национальных центров гуманной педагогики, их объединение в Международный центр и начало работы Президиума Международного педагогического объединения. Актив Международного Центра приступил к разработке Манифеста, адресованного к педагогической общественности, в котором формулируются ясные цели и задачи движения гуманной педагогики, намечаются перспективы его развития.

С нашими целями – воспитания благородного человека на основе уважения, творчества, любви – соглашаются и активно действуют тысячи учителей, воспитателей, работников образования, родителей, врачей.

В сотрудничестве с Международным Центром гуманной педагогики развивает деятельность общественное движение «Родительская забота», создаются новые родительские университеты. Выходит научно-методическая литература, защищаются диссертации, издаются журнал «Три ключа», газета «Гуманная педагогика», проводятся региональные и республиканские чтения. Международным жюри присвоено звание Рыцаря Гуманной Педагогики и вручен золотой значок «Сердце и лебедь» 125-ти самым активным и деятельным участникам движения.

Международные Педагогические Чтения стали местом встречи единомышленников, готовых прийти на помощь друг другу, помочь делом и советом на пути духовно-нравственного и профессионального совершенствования. Через каждого из нас образовательный мир получает импульс к одухотворению и обновлению. http://gumanpedagog.org.ua/

Attachments:


Download this file (письмо.doc)письмо.doc

(145 Kb)

 /полностью информационное письмо приведено в выпуске № 92 от 01.05.11 г./

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное