← Июнь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О Радости
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О Радости 82 2010-06-21 22:14 Добрый день Вам, Друзья - со-путники! В данном выпуске помещены начало книги Шалвы Амонашвили «Исповедь
отца сыну» и начало пособия по воспитанию в семье и школе в сказках и рассказах
«Философия для детей» (сост. М.А.Андрианов, Минск). Сейчас очень много
говорится об образовании, но крайне мало о воспитании, с которого все
начинается. В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, информационное
письмо о проведении Пятых Всеукраинских
педагогических чтений по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей». Сообщите об этом
всем заинтересованным.
Всего Вам самого светлого! Мира и Радости, Здоровья и Любви, Равновесия и Осознанности,
Мудрости и всего самого светлого Всем нам! ИСПОВЕДЬ ОТЦА СЫНУ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ
АМОНАШВИЛИ Лаборатория
гуманной педагогики МГПУ, Москва, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ
БЕСПЕЧНОЙ УЛЫБКИ ДО ПЕРВЫХ СЛЕЗ СОЖАЛЕНИЯ ДОРОГОЙ
ЧИТАТЕЛЬ! Книга
эта была написана и издана в 1980 году, когда моему сыну Паате, перед которым я
исповедовался, исполнилось 16 лет. Я
предлагаю Вам ее почти без изменений, если не считать редакционную правку и
оглавления отдельных частей. Но
Вам будет интересно, каков он — мой сын — сегодня и изменились ли наши взгляды
на воспитание. С
этой целью я счел возможным дать Вам сведения в качестве «дополнительных
страниц», которые размещены в тексте. Спасибо Вам, что Вы раскрыли
эту книгу. Буду рад, если поможет она
Вам в воспитании собственных детей. Перед Вами большая жизненная
романтика. Желаю
Вам удачи. Искренне Ш.А.Амонашвили Завтра
тебе в торжественной обстановке вручат паспорт, и ты вернешься домой
радостный, сразу повзрослевший: ты уже не ребенок, а совершеннолетний юноша,
и мы — твои родители, твоя сестренка, бабуля, близкие — будем отдавать этим
переменам должное. А
начнем с того, что я преподнесу тебе новую электробритву — пора тебе уже
бриться; мама сунет в карман авторучку — ты любишь писать, вот и пиши;
сестренка передаст сочиненный ею рассказ о тебе, он красочно оформлен как
книжка, там она пишет, как она гордится тобой и если она никого не боится, то
только потому, что надеется на тебя; а бабуля попросит тебя сесть на стул,
чтобы в таком положении она смогла свободно поцеловать тебя в щечку, и угостит
твоими любимыми сладостями. И
все мы вспомним о пройденном пути длиной в шестнадцать лет. Весь твой путь от
младенчества до рождения гражданина. Мы
не имеем причин быть недовольными тобой. Возможно, ты не выделяешься в школе
своими «однообразными» пятерками, учителя не выражают восхищения по поводу
твоей одаренности. Но от многих разных людей (среди них и твои учителя, и наши
соседи, и сотрудники по работе) неоднократно слышали мы похвальные слова о
тебе: честный, воспитанный, трудолюбивый. Особенно
порадовало нас письмо одного старика-крестьянина, прошедшего всю войну и
знающего цену человеческим отношениям. После того как ты летом поработал со
школьными товарищами на селе, этот старик, по имени Хемзе, написал письмо
директору школы: «Уважаемый директор! Прошу прочесть это
письмо. Может быть, Вам покажется, что нам делать нечего и потому развлекаемся
письмами. Но я люблю хорошо воспитанных юношей. Таким остался для меня Паата.
Передайте, пожалуйста, благодарность старика его учителям и родителям». Какая
мать, какой отец не порадуются такому письму? Разумеется, и я, и твоя мама
вовсе не думаем, что в твоем воспитании все обстоит благополучно, все уже завершено,
ты — само совершенство. Были у нас досадные оплошности и промахи в процессе
твоего воспитания, но то, чего мы добились в созидании твоей личности, пока что
можно считать хорошей основой для дальнейшего твоего совершенствования. Мы
воспитывали тебя в атмосфере гуманности, а это требовало от нас большого
терпения и постоянного поиска путей к твоему маленькому сердцу и душе. Мы
стремились привить тебе высочайшие человеческие качества, зажечь в тебе любовь
к жизни и страсть к преобразующей деятельности, обогатить идеалами
человечества, породить в тебе смысл жизни. Удалось
ли нам направить тебя на путь самовоспитания и самосовершенствования,
руководствуясь этими целями? Проверять
все это будет жизнь: она не раз проведет тебя через свои испытания, после
каждого из которых могут быть оценены плоды наших стараний. А
пока попытаюсь взглянуть на путь в 16 лет, от младенчества до совершеннолетия,
и обрисовать атмосферу, в которой мы стремились созидать в тебе Человека. Это
для нас, твоих родителей, имеет двоякий смысл. Во-первых,
нам необходимо оценить наши педагогические убеждения, которые, кстати сказать,
развивались и складывались вместе с твоим развитием и становлением. В процессе возникновения наших убеждений ты,
сам этого не подозревая, являлся самым активным участником и, как это ни
парадоксально, даже воспитывал нас. Воспитывая
тебя, мы сами воспитывались и как родители, и как учителя, и вообще как
граждане нашего общества. Ты
укрепил нашу семью радостью материнства и отцовства, обогатил наши семейные
отношения. И почему многие думают, что воспитываются только дети, тогда как
сами дети становятся наилучшими наставниками своих воспитателей? Во-вторых,
мы считаем, что родители обязаны отчитываться перед своими сыновьями и
дочерьми, ставшими совершеннолетними, в том, как они воспитывали их, какие
воспитательные цели ставили перед собой, какой идеал Человека хотели воплотить
в них. Они обязаны говорить им правду: как и с какой ответственностью стремились
выполнить свой долг — долг родителей. Кто-то из родителей может возразить: «Мы
воспитали ребенка, а теперь и отчитываться перед ним?» Да,
наши дети имеют на это право, и мы обязаны говорить им, чего не успели, не
смогли, не додумались дать им в свое время. Такое откровение, я убежден, станет основой
для углубления взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и их
взрослыми детьми, оно поможет и нашим детям осознать себя как будущих
родителей. Вот
какие мотивы побуждают меня взглянуть на путь в 16 лет, пройденный нами. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ БЕСПЕЧНОЙ
УЛЫБКИ ДО ПЕРВЫХ СЛЕЗ СОЖАЛЕНИЯ Ожидание
было мучительным. Мы волновались за жизнь матери, и на это было причин
предостаточно — анализ крови, кардиограмма. Тем более что, оберегая маму, мы
заботились и о твоем будущем. Что
говорить, родители хотят умного, способного, а еще лучше — талантливого
ребенка. И вот будущая мама где-то вычитала, как ей казалось, мудрую мысль о
проведенных кем-то опытах, доказывающих, что если мать в период беременности
начнет увлекаться, допустим, музыкой или, скажем, математикой, то родится
ребенок с определенными способностями к музыке или математике или же и к тому и
к другому. В
нашей маленькой квартире в течение многих месяцев непрерывно звучали
величественные мелодии Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского,
Палиашвили. Мама очень хотела, чтобы ее будущий ребенок был наделен
музыкальными способностями. Не
знаю, насколько это повлияло на твое стремление к музыке, так как, со временем,
ты, учась музыке, проявил довольно скудные музыкальные способности. Зато эти
месячники классической музыки оказались высшей школой музыкального образования
для меня: я, до того не разбиравшийся в музыке, вдруг начал проникать в глубины
ее гармонии, вместе с мамой посещал концертные залы. Я пристрастился к
классической музыке. Музыка в нашем доме не стихает и по сей день. Да и ты,
признайся, неравнодушен к ней. В
ожидании твоего появления мать решилась еще и на другое: получив отпуск, она
засела за научную работу. И так как мы с мамой коллеги, научные проблемы мы
обсуждали вместе, искали, обобщали. Всё
это опять-таки служить было призвано главным образом твоему будущему: пусть родится
сын со склонностью к научной деятельности. Я
пока еще не обнаруживаю прямой связи между научными пристрастиями в семье до
твоего рождения и теми способностями, которые ты проявляешь. Правда, ты
увлекся литературой и недавно начал писать рассказы. Но чтобы стать ученым,
нужно особое умение. Может, оно у тебя появится в будущем, но до сих пор я его
в тебе не замечал. Так что мудрая мысль, вычитанная мамой, пока что помогла
нам насыщать духовной жизнью ту семейную атмосферу, в которой ты должен был
появиться. Эти знания сейчас складываются как особая новая наука, которая
называется пренатальной педагогикой, то есть педагогикой до рождения. Научно
установлено, что ребенок, находясь в утробе матери в четырех-пятимесячном
возрасте, начинает воспринимать внешние звуковые раздражители и реагирует на
них. Скажем, если звучит в среде грубая музыка, грубая речь, грохочет что-то,
то это вызывает в нерожденном ребенке учащение пульса и сердцебиения, то есть
происходит отклонение от нормы. Если же звучит в среде гармоничная музыка и
добрая речь, то ребенок не обнаруживает никаких отклонений. На основе подобных экспериментальных знаний разработаны системы
воспитания детей до рождения. Создаются клинические лаборатории пренатального
воспитания детей. Мой сын Паата начал писать рассказы в студенческие годы и
публиковать их. В последние годы он серьезно занялся литературным творчеством.
Вышли его книги: «Америка — XXI век» (М., Изд., «Беловодье», 2003), «Пучок
лучей» (Тбилиси, Изд., «Матрица», 2004). Занимается он и наукой, имеет ученую
степень кандидата социологических наук. Трудно, конечно, утверждать, что эти успехи связаны с нашими
стараниями до его рождения. Но также трудно отрицать это. Мы
очистили, «проветрили» семейную атмосферу от — и до этого редких — проявлений
нервозности, грубости, раздражающего шума и заполнили чуткостью и любовью. Нам
не терпелось начать твое воспитание; мы захотели приступить к нему еще до
твоего рождения, и в конечном счете оказалось, что это мы сами себя готовили к
тому, чтобы стать твоими родителями. Твое
рождение одновременно было рождением мамы и папы, матери и отца. Да, я родился
вместе с тобой: ты — как ребенок, я — как папа. «Я папа, я родитель, я
отец!..» В этот февральский день я со всей серьезностью удивлялся тому, что ни
по радио, ни в газетах не сообщали вестей о твоем рождении. Смешно,
правда? Хоть
я и готовился к твоему появлению, ты тем не менее потряс меня. Как тебе
описать, как тебе дать понять, какие чувства кипели во мне, в новорожденном
папе? Я возвысился, возмужал, вдруг я вообразил, что мне поручена судьба чуть
ли не всей нашей планеты. Я стал куда серьезнее, чем и удивил моих друзей и товарищей.
Нет, чувства новорожденного папы неописуемы, — просто настанет время, когда и
ты переживешь то же самое. Постепенно
я начал осознавать свое новое, изменившееся общественное положение. Что
значит быть папой? Мало
сказать, что папой не становятся, не имея собственного ребенка, что папа
содержит семью, помогает маме в воспитании детей. Папа
— не тот человек, который, возвращаясь домой пьяным, приносит из магазина
конфеты: «Вот тебе, сынок, проявление моей чуткости!» Папа
— не тот человек, который, заботливо держа в руках завернутого в пеленки
младенца, окутывает его густым дымом сигареты. Папа
— не тот человек, который гоняется за сыном с ремнем, дабы свершить свою
воспитательную миссию. Звание папы следует осмыслить не столько с позиции
ребенка, ибо ребенок не всегда будет ребенком, а папа всегда останется отцом, —
а с точки зрения его общественной деятельности. Ребенок
будет расти, и в один прекрасный день он обнаружит, что вчерашний его папа,
которого он так искренне любил, избивает маму, на работе его называют лодырем,
он пьяница, распутник. Кем же после этого он станет для своего вчерашнего ребенка
и сегодняшнего юноши, если юноша или девушка станут стыдиться своего отца,
отвергнут его. Так
какой же он — настоящий папа? Настоящий папа — труженик во всех сферах
жизни. Он может быть рабочим шахт и мартеновских печей; машинистом
железнодорожных составов и электричек в метро; матросом танкера дальнего
плавания и летчиком пассажирских самолетов; ученым и поэтом; артистом и
политиком; предпринимателем и крупным бизнесменом. Он может быть учителем
школы и врачом больницы. Но кем бы он ни был, всюду его уважают, почитают, с
ним советуются. Он хороший друг, хороший коллега. Готов помочь нуждающимся,
умеет сопереживать и радоваться. Он общественник, защитник прав человека,
своих прав свободы. Не даст никому унизить себя и не унизит никого. И,
конечно же, настоящий папа — тот, кто, широко раскинув руки, бежит навстречу
своему ребенку, бросающемуся в его объятия с оглушительными и радостными
возгласами: «Папа пришел!» Папа
всегда проявляет нежность к жене, любовь и уважение к родителям, несет в дом
радость и заботу. Он держит в своей правой руке руку сына с молотком, в левой
— левую руку с гвоздем, и так, вместе, они забивают гвоздь в доску, мастеря
скамейку для садика. Он хмурит брови и огорчается при детской шалости ребенка,
а в другой раз упрашивает маму снять или облегчить наказание: «Он больше не
будет!» Я
убежден, что с воспитанием своих детей успешно могут справиться только такие
папы (и, разумеется, такие же мамы). Мы обязаны, мы должны дать моральное право
нашим детям гордиться своими папами и мамами, ведь мы знаем, как им этого
хочется. И папа, одержимый созидательной и преобразующей деятельностью, честный,
справедливый и отзывчивый, остается папой для своих детей на всю жизнь. Он не
перестает воспитывать и напутствовать их даже после своей смерти, даже в тех
случаях, когда дети знакомятся со своим погибшим отцом по фотографиям. Мне
так и хочется крикнуть: «Папы, берегите свою честь, ибо это самое ценное
наследство, какое мы можем оставить детям!» Нарисовав
себе такой образ папы, я повседневно старался уподобляться ему, я шлифовал
себя, я спешил успеть это до того, как ты смог осознать своего отца как
человека, как гражданина. Я должен был сотворить себя настоящим папой для
тебя. Чего
греха таить, я мечтал стать для тебя другом, достойным подражания. Как
тебя назвать? Думаешь, это было просто? Конечно,
есть специальные справочники, в которые занесены тысячи имен, распространенных
в мире. Можно выбрать, что душе угодно. Но — нет. Я
не сомневаюсь в том, что ни один человек нашей планеты не носит имя, которое не
было бы выбрано родителями специально для него. Однако
следует оговориться: наши родители назвали нас тем или иным именем, исходя из
разных мотивов и соображений. Среди них были и есть такие, как сохранение
родовых имен в память о предках или заслуги близкого человека. Эти традиции
очень хороши и достойны того, чтобы их сохраняли впредь. Разве не достоин
похвалы поступок родителей, назвавших своих детей именем Леван, в честь того
заботливого и талантливого врача, который разработанным им способом оперировать
ребенка сразу же после рождения исцелил от врожденного порока сердца более
двухсот мальчиков и столько же девочек и тем самым спас их от неминуемой
гибели! Наши
родители выбирали для нас самое красивое, самое модное, самое подходящее,
самое распространенное или же, наоборот, самое редкое имя. И вот живем мы с
этими именами, может быть, теперь уже вовсе не модными, вовсе не редкими и
вовсе не красивыми. Но мы привыкли к своим именам, мы уже вступили в широкое
общение и широкие связи с людьми, которые нас знают по этим именам. Можно
ли упрекать наших пап и мам за то, что они так старались украсить нас достойным
по их представлениям именем? Вся
беда в том, что мы, родители, не можем ждать того времени, когда ребенок
вырастет и сам выберет себе имя по своему вкусу. Не можем потому, что ребенок
сразу же после рождения становится членом общества людей, а связи в нем не
могут быть осуществлены, если у человека не будет своего имени. Но
случается такое, когда взрослый человек конфликтует со своим именем, пытается
избавиться от него, переименовать себя, заменить паспорт. Действительно,
как быть человеку, отец которого (конечно, из любви к сыну, из желания
украсить его достойным именем, да к тому же еще из стремления ознаменовать
свою эпоху) назвал его Трамваем, а сам Трамвай, ставший отцом и побуждаемый
теми же чувствами и мотивами, называет своего сына именем, отражающим его
профессиональную принадлежность — Пантограф. И ходит теперь Пантограф
Трамваевич со своим именем и отчеством, конфликтуя с ними. Он боится назвать
их незнакомому человеку, так как предвидит, как тот удивленно уставится на
него и поинтересуется, не шутит ли Пантограф Трамваевич. В кругу знакомых и
товарищей он уже привык к насмешкам. Как после этого не выразить ему глубокое
огорчение близким людям, которые так легкомысленно отнеслись к величайшему делу
— присвоению имени. В конце концов он заменит паспорт, в котором назовет себя
по-новому, но ведь в общественных кругах, где его знают, никогда не забудут его
старого имени и часто будут путать с новым. Вот
какая беда. Мы
с мамой хотели назвать тебя таким именем, которое ты счел бы за честь носить.
Оно не должно было тебе мешать входить в общество; люди, обращаясь к тебе, знакомясь
с тобой, не должны были направлять на него особое внимание, ломать себе язык,
произнося его. Оно должно было быть звучным и легким. Но было у нас и более
важное намерение, а именно: имя твое должно было стать твоим добрым советчиком,
в нем ты должен был находить постоянный зов родителей — не забывать, кто ты и
ради чего ты живешь. В
родильный дом, куда меня не пропускали, я послал твоей маме следующее письмо: «Дорогая, любимая моя! ...Теперь
о том, какое имя дать нашему сынишке. Мы должны решить это сегодня-завтра, так
как надо зарегистрировать мальчика и взять свидетельство о рождении. Я предлагаю
три имени: Гиви — имя твоего отца, Александр — имя моего отца и Паата. Согласен
на любое из них. Решай, пожалуйста. Ты его родила, ты и назови его... Целую». Спустя
некоторое время мне принесли ответное письмо. Оно и решило проблему: «Любимый! Мы
ведь уже много раз говорили об этом. Назовем его Паата. Звучит красиво, и
содержание его благородное. Целую тебя...» Почему
мы выбрали именно это красивое, мелодичное сочетание нескольких звуков?
Потому, что оно отражало наше общественное кредо, наш идеал, главнейшую цель
нашего воспитания. Думаю,
ты понял нас еще в прошлом году, когда мы дали тебе почитать интересный роман
Анны Антоновской «Великий Моурави». Был
у грузинского народа яростный враг, может быть, самый коварный и злой из всех
врагов — Шах-Аббас. В Грузии тогда царствовала междоусобица, и вражда феодалов
друг с другом заставила великого Моурави, героя, полководца Георгия Саакадзе
покинуть родину и искать прибежище именно у злостного врага своей родины.
Шах-Аббас, жаждущий окончательно покорить Грузию, поручил великому полководцу
осуществить свой замысел: дал ему большое войско и отправил против своего же народа.
И чтобы тот не осмелился предать его, в качестве заложника оставил при себе
любимого сына полководца, красивого юношу Паату. Паата был посвящен в намерения
отца, он знал, что Шах-Аббас, как только узнает, как обернулись дела, отрубит
ему голову. Но юноша, преданный своей родине, с нетерпением ждал вестей из
Грузии. Узнав о приказании шаха отрубить ему голову, он обрадовался — значит,
отец не дал врагам растоптать родину, уничтожить и сжечь ее. Вскоре великий
полководец получил шахский «подарок» — отрубленную голову своего горячо
любимого сына. Это было в 1625 году. С тех пор имя Паата стало у нас символом
преданности родине, своему народу, символом высокой гражданственности. Народ
полюбил погибшего юношу, а имя Паата у нас переходит из поколения в поколение. Эта
легендарная история и побудила нас назвать тебя именем, которое ты носишь. Надеюсь,
что тебе не придется быть заложником, пусть всегда небо над тобой будет мирным.
Но Пааты нужны нашей родине не для того, чтобы оставлять их врагам в качестве
заложников, а чтобы они строили наше будущее, ковали счастье своего народа и
свое личное счастье. Прошу
тебя, сын мой, почаще задумывайся над своим именем. Зов твоих родителей будет
звучать в нем и тогда, когда нас не будет. Прислушивайся к этому зову. В
разное время мы называли тебя разными ласкательными именами. Когда тебе было
полтора года, мы звали тебя Бупой: садясь на лошадку, ты любил бубнить — «бупа-бупа». Мы звали тебя и Бубликом: ты
любил грызть бублики. Были у тебя и другие прозвища. Но Паата — твое
единственное и, я надеюсь, настоящее имя. Человек
должен вживаться в свое имя, задумываться над ним и постоянно прислушиваться к
зову предков, через этот зов ощущать теплоту и любовь своих родителей. Так
должен поступать и ты, мой друг! /продолжение следует/ ФИЛОСОФИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе Минск, «Современное слово», Аннотация Эта книга предлагает юным читателям и их
взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно
и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в
области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и
высоконравственного поведения в будущем. Книга не только научит
ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого
характера, но и значительно утончит его восприятия и оценку всего окружающего.
Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир
межчеловеческих отношений. В целом же
«Философию для детей» можно считать одним из направлений так называемой
гуманной педагогики, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и
культурного человека, человека с красивой душой. СОДЕРЖАНИЕ Пять советов родителям по
занятиям с детьми 11 ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА
НУЖНА 12 Как Красота на Хорька обиделась 13 Не секрет, что дети
получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей части
подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного
и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно
ограничен. Жизненную направленность и
судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но
далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте, воспитать
внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного
искреннего желания воспитать человека явно недостаточно. В целом родители заняты
материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно
воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный,
умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах
воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно,
а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной
работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный
характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал
воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка
упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и
устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача
взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает
им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного
поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах. Здесь стоит отметить
удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они
способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути
к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую
ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в
грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов
стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной
гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во
сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью,
вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного
в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем
бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков? Хорошо, если волею судьбы
или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники, выводящие его в
жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых
можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого
ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет
подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать
окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир?
Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным
формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям
жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и крайне необходимых
общечеловеческих знаний? Немало родителей, решивших
взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются с рядом
существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное
воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача
трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой
воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные
произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему,
объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие
ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой
задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать
усилия в этом направлении?.. Каждый ребенок с самого
раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не
трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться
врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью
со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое
неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает
нас к человечности и культурным проявлениям. И все же для постоянства и
упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было бы
недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты,
которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными,
проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и
возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного
нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только
осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического
применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через
практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными. Люди, умеющие познавать
мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие окружающего,
несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные принципы,
нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком скрытом
духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены абсолютные Красота,
Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных прототипах
толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на земле, а
желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни,
стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали. Без рассмотрения скрытых
основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед
ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле
окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла.
Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви,
добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное
стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы
ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет
таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир.
Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то
краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми
и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности
несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование
ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и
ограничениями. Желание ребенка когда-нибудь достигнуть
красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной
и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое»
толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души
помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить
в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее
духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется
взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием
небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья.
Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки
и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает
приземленные житейские очертания. Могут ли вдохновить
ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные
земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами?
Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может
по-настоящему увлечь земной "свет в беспросветности". Скорее всего,
попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет
летать душой. Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне
сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом
последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие
радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным
эгоизмом. Некоторая категория людей,
выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают
духовным образованием. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных
знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали,
обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные
устои в общественных отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания
духовной составляющей, схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь
возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной,
шаткой и не выдержит испытания временем. К сожалению, рамки данной книги не
позволяют полноценно осветить законы духовного бытия. К тому же эта область
требует особо деликатного подхода и рассмотрения. Лишь там, где это необходимо
и важно в воспитательных целях, где нравственные требования должны быть
укреплены практичностью, приводятся пояснения в виде обобщенных и сжатых
духовных знаний. Следует особо отметить,
что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной
последовательности. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и
избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрывают смысл
самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные
знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую
сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана
вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и
путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают
значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет
начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам
нравственного поведения, помогают разобраться ребенку в проявлениях добра и
зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой
составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется
созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так
и окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться
правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни,
лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы
о мудром знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который
пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку. Теперь немного о том, как работать
с книгой. Пособие состоит из 104 бесед-занятий и содержит 168 сказок и рассказов
нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в виде
сцен и эпизодов, которые даны для большей наглядности при пояснении и
обсуждении тем. Пособие универсально: оно может использоваться для воспитания
детей младшего школьного возраста, как в семье, так и школе. При этом многие
сказки и рассказы, а также вопросы к ним, ребенок может вполне осилить
самостоятельно. Но все же живое общение с взрослым наставником по своему
воздействию на ребенка просто незаменимо. Каждая беседа-занятие
условно разделена на две части. Первая часть – это некая программа беседы с
заготовленным набором тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых
понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания.
После этого вниманию воспитателя предлагается ряд направлений для самостоятельных
бесед с ребенком, которые сопутствуют теме и полнее ее раскрывают. Для
упрощения задачи, стоящей перед воспитателем, эти направления могут быть
частично раскрыты и снабжены рядом пояснений и примеров для ребенка. Такое программное и обобщенное построение первой
ознакомительной части беседы вполне оправдано: оно поощряет творчество
наставника, способствует тому, чтобы самостоятельная живая беседа с ребенком
не превратилась в монотонное и нудное прочтение материала. С этой частью
беседы воспитателю стоит ознакомиться заранее, чтобы впоследствии занятие
протекало динамично, ярко, уверенно по предварительно спланированному сценарию. Конечно, большинству воспитателей и
особенно родителям трудно, не подготовившись, «сходу», широко охватить
некоторые темы, удачно подобрать понятные слова для чего-то труднообъяснимого,
умело расставить акценты, и не упустить какой-то ключевой аспект. И это также
учитывалось при написании пособия. В ознакомительной части иногда встречаются рубрики под
заголовками "Взрослым" и "Дополнительно". Первая поясняет
цель и воспитательное значение беседы, указывает на некоторые важные моменты
работы с детьми, с которыми желательно ознакомиться взрослому. Вторая рубрика
предназначена для тех детей и взрослых, кто готов к более углубленным беседам. Вторая часть занятия – это одно или несколько
кратких, динамичных и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся
сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче,
а жанр во многом определяется темой: это может быть как лирическая сказка,
трогающая душу, так и правдоподобный, прагматичный рассказ для ума.
Произведения хорошо запоминаются и легки для последующего анализа. Усвоению и
закреплению материала также способствуют вопросы в конце произведений, к
большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа.
Часть вопросов намеренно выводит ребенка за рамки сюжета произведения и таким
образом помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение
и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к
окружающей жизни. Определенную
последовательность в расположении разделов книги (см. Содержание) можно
проследить, если сопоставить их названия со следующим высказыванием:
«Восприятие красоты (раздел I) таинственного сказочного мира (раздел II)
восхищает и пробуждает в сердце любовь (раздел III). С любовью в сердце легко
преображаемся, очищаемся, нравственно возвышаемся (раздел IV) и вдохновляемся
на действие и наполняемся силой и волевым устремлением к красоте (раздел V). Для успешного про
движения к красивой цели надо уметь правильно и обстоятельно мыслить (раздел
VI) и принимать мудрые взвешенные решения» (раздел VII). При
разработке пособия ставились следующие задачи: максимально упростить работу
воспитателя, не лишая его творческого подхода; не утомить ребенка и не
злоупотребить его вниманием; доходчиво обосновать практичность эстетических
и этических норм и законов, максимально передать ребенку некую базу тех
знаний, которые значимы в деле гармоничного развития человека, которые помогут
понять себя и свое место в жизни и идти по ней верным путем. В заключение
хотелось бы обратить внимание читателей на то, что стратегической задачей
«философии для детей» является упрочнение гуманного, воспитательного
направления в педагогике и уменьшение сложившейся диспропорции между
воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб
в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а
педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена
образовательной составляющей педагогики. Громадный
объем преподаваемых детям сухих безжизненных знаний для ума служит, прежде
всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места
для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем, и которые могли бы
напитать и отогреть души. Прежде чем возводить небоскреб из интеллектуальных
знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение
знаний будет несовершенным, и будет таить в себе проблемы и даже угрозу для
окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему, держится страхом перед наказанием, если
без силовых структур он неминуемо ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то
было не вложено в души людей. Значит, под внешним приличием и образованностью
нередко скрывается духовная и нравственная пустота, которую была не в состоянии
восполнить интеллектуальная педагогика со своими веками неизменяемыми подходами
к человеку. Уверен, мир
изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина
стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с образования на
воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека
человечного. Хочется
верить, что читатели по достоинству оценят этот труд, а также с пониманием
отнесутся к выраженным в нем нестандартным воспитательным решениям и приемам.
Мне остается лишь пожелать всяческих успехов в работе с книгой, а также
достижения гармонии и взаимопонимания с детьми. Удачи вам и
всего светлого! М.А. Андрианов Ребенок
– это личность, во многом превосходящая взрослого. Процесс
взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала, нежели
его накапливание путем опыта и знаний. 1. Проводить занятие с
детьми лучше перед сном, так как: а) дети
активны, ибо хотят оттянуть время сна; б) они знают
о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях; в) перед сном
у них есть время поразмыслить о беседе; г) при
засыпании с мыслями о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание. 2. Подытожить беседу и
дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой фразы-формулы из
нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и впредь, так как: а)
"свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний
способствует синтетичности мышления; б)
самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями,
а потому запоминаема и доходчива; в) сжатую
формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необходимости; Желательно, чтобы ребенок придумывал
формулу сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей. 3. Придумать несложный
символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный образ.
Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать фразой-формулой и
вывесить на видное место, так как благодаря этому: а)
совершенствуется образное творчество; б)
задействуются возможности и резервы зрительной памяти; в)
активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память; г) полученные
знания лучше припоминаются. 4. Продумать и
спланировать в течение дня несколько ситуаций, дающих ребенку возможность
использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как: а)
закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время
которого происходит сжатие и кристаллизация энергий; б)
напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному
и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека; в)
гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нравственный
стержень личности. 5. Не пользоваться
искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно относиться к мнению
ребенка. Отрицательные
примеры показывать предпочтительно на постороннем, положительные желательно
припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением
Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний
мир ребенка. Внутреннее напряжение ребенка, сформированное активным и
беспринципным родительским вмешательством, прорывается почти всегда и, как
правило, через годы. За всяким напряжением следует разрядка. (Красивое
и безобразное в человеке и вокруг него) Красота[1]
– это то,
что приятно и нравится всем людям без исключения, это все то доброе и прекрасное,
что окружает человека и что вызывает в нем радость. Помимо красоты, в мире существует
некрасивое и безобразное. Безобразие – это все то, что очень
некрасиво; все то, что не нравится почти всем людям. Большинство людей стараются от всего безобразного
держаться подальше. [2]
Сравните красивое и безобразное. á[3] Снег и грязь, прекрасную
картину и беспорядочные каракули, чудесную музыку и отвратительный скрип
двери или тарахтение трактора, прекрасный легкий танец и оглушительный топот. Без красоты жить очень
плохо. [?][4]
Представьте, хорошо ли было бы жить без красоты, если бы все красивое вдруг
исчезло, а вокруг вас на свете осталось одно безобразное, отвратительное,
грязное и противное? Красота делает человека
лучше. От красоты
всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек
становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни Человек может создавать
вокруг себя и красивое, и безобразное. Один человек старается говорить слова хорошие и добрые, а
другому нравится грубить, ругаться и дразниться. Один старается нарисовать
красивый рисунок, а другой нарочно пачкает бумагу каракулями. Один с радостью
лепит снежную бабу и старается, чтобы было весело и красиво, а другой ее
умышленно разрушает Умение видеть красоту в
окружающем. У каждого человека внутри, в душе, сокрыта любовь к красоте.
Когда человек думает о красоте и восхищается ею, эта любовь растет Красивое совершенно не
дружит с безобразным. á Если вам скажут десять
ласковых, приятных и добрых слов, а потом скажут одно плохое слово, то вам
станет неприятно. Удовольствие от красивой музыки может пропасть из-за
постороннего шума, пятно портит вид красивой картины. Хорошего, дружелюбного
человека может сделать некрасивым и неприятным всего лишь одна жадность Присутствие красоты и безобразия в человеке… Красота и добро едины.
Добро в человеке всегда красиво… Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он
вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому
общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села
незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому
что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Пока Бабочка, сложив
крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том,
как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком. Она
решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще
прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела
побывать. Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он,
широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды,
когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.
Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя
предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил
домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре
она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок
широко раскрыл свои лепестки и воскликнул: – Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что
сказать. Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она
хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка
приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее
схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на
волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался.
Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела
рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила: – Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек. [?] – Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и
сердцем? – Как
поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно). – А может
быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь?
(На ответ "да": если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с
ним дружить, если бы были Бабочкой). – Вам
понравился мальчик или нет? Почему? – Что важнее,
красота души или красота внешняя? Вывод: красивое нравится всем, а
некрасивый, безобразный поступок никому (почти всем) не нравится. В глубокой норе посреди леса жил Хорек, маленький черненький зверек, чуть
больше обыкновенной белки. Бегал он все время грязный, шкурку свою не чистил,
в нору всякий мусор со всего леса тащил, а объедки после еды не относил далеко
и не закапывал, как это делают все, а прямо в норе разбрасывал. В конце
концов, от Хорька стало так неприятно пахнуть, что звери от него в разные
стороны разбегались, а проходя мимо его норы, носы закрывали и от мух отмахивались.
Только один Хорек ничего особенного не замечал, потому что привык так жить. Однажды и Красота, спящая в сердце Хорька, не выдержав такого отвратительного
запаха, проснулась. То ли обиделась она на такого грязнулю, то ли еще что-то
случилось, но ночью, когда Хорек спал, покинула она его. Тут же Хорек стал во
сне крутиться, морщиться и о чем-то скулить. Оказалось, что сон ему стал
сниться какой-то уж очень некрасивый, где всякие скользкие неприятные улитки и
слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от своих
скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то
очень удивился. Раньше солнце и лес ему нравились и он их считал красивыми, а
теперь и солнце, и лес, и речка, и все остальное стало каким-то некрасивым, и
даже чуточку противным. Солнце нарочно лучами слепило глаза, лес помогал ветру
сильно шуметь и шелестеть, а речка со своей холодной водой как будто бы
специально хотела, чтобы у Хорька заболело горло. Даже все лесные жители стали
казаться какими-то нехорошими и некрасивыми, а от любимой еды Хорек теперь
морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то невкусной. Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому
что ничего красивого вокруг себя не замечал. Ночью ему опять приснился некрасивый
сон, а утром он снова встретился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и
речкой. Так продолжалось целый месяц. – Наверное, это лес по ночам шелестит, деревья раскачиваются, все мои красивые
сны распугивая, – как-то раз, проснувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же
решил отправиться на поиски тихого и спокойного леса. Идет Хорек и все голову задирает, смотрит,
когда другой, хороший, лес начнется, который не станет с ветром баловаться и
деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути
не встретилась старая коряга, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее,
упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое,
черное, мохнатое и ужасно пахнущее. Это существо тут же подскочило к Хорьку и
запищало: – Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное
яркое солнце и шумный лес. – А ты кто? – спросил Хорек. – Я Безобразик, – сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давно дружишь
и кормишь меня. – Я тебя кормлю? – удивился Хорек. – Да, конечно. Мы, Безобразики, растем с каждой некрасивой мыслью и поступком,
а потом, когда вырастаем, можем запросто заполнить собой все сердце, и места
в нем для Красоты уже не остается. – Так это, значит, ты все мои сны красивые прогнал, – рассердился Хорек.
–Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать? Хорьку сначала даже захотелось укусить Безобразика, но он не стал этого
делать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей
норе, он все время вспоминал слова Безобразика о том, что случается от некрасивых
мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и решил во
чтобы то ни стало разыскать Красоту и вернуть ее в свое сердце. Точно никому не известно, смог Хорек найти
свою Красоту или нет, но только через некоторое время он сильно изменился.
Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку,
содержит в чистоте нору и любит подолгу греться на приятном и ласковом
солнышке, любуясь звуками и красками родного леса. [?] – Как вы думаете, вернулась ли Красота в сердце Хорька? – Почему
Красота покинула Хорька? (Ей надоел грязнуля, и ее вытеснил из сердца росший
Безобразик). – Что бывает
после того, как Красота покидает сердце? (Перестает радовать красивое, и
кругом замечаешь одно безобразное). – Встречали
ли вы людей, которые не замечают красоты природы, цветов, звуков? – Кому из вас
знакома радость при встрече с прекрасным? – Может ли в
сердце поселиться Безобразик, если мысли некрасивые, а дела обыкновенные?
(Мысли рано или поздно превращаются в поступки) Однажды среди дремучего леса, в глубине зловонного гниющего болота, среди
пиявок, комаров и головастиков родилась Гадость-Пакость. Она пропиталась отвратительными
запахами, насмотрелась на все гадкое и неприятное и, схватившись за большой
всплывавший пузырь, поднялась из глубины болота на поверхность. Скинув с себя
налипшую тину и выпутавшись из водорослей, Гадость-Пакость уцепилась за
пролетавший над болотом ветер и через день оказалась над большим незнакомым
городом. Очень быстро ей понравился город. Можно было с удовольствием послушать
крики людей, насладиться ревом и шумом машин, а в глубоких люках на улицах
можно было искупаться в грязных потоках дождевой воды. Выспавшись в мягкой куче
мусора во дворе и позавтракав едким дымом из заводских труб, Гадость-Пакость
вдруг неожиданно заскучала и решила поразвлечься и побезобразничать. Она стала
подлетать ко всему подряд и дышать на все своей гадостью и обмазывать своей
пакостью. Чистые лужи стали грязь в себя собирать и пачкать людям обувь. Коты
стали так громко и противно мяукать на крышах, что люди уши себе затыкали.
Машины стали изо всех сил дымить, а собаки стали безобразничать, всех кусать и
на всех рычать. Даже мусорницы на улице стали выплевывать мусор прямо под ноги
людям. Такого в городе еще никогда не было. Кругом стало грязно, неуютно, ужасно
шумно и даже дышать из-за дыма было трудно. Только один Сема как будто не
замечал этого безобразия. Он всю жизнь любил шлепать по лужам и противнее, чем
кошки, пищать и визжать. Дым от машин ему нравился, а мусор на улице он и сам
постоянно раскидывал. Заметила его Гадость-Пакость и решила с ним подружиться.
Она выждала момент, когда Сема открыл рот, чтобы перекричать кошек, и влетела
к нему через рот прямо в голову. Вскоре все в городе выздоровели и избавились
от безобразия, только с Семой что-то неладное творилось, то язык показывал и
кривляться начинал, то ругался и детей маленьких обижал. В общем, стыдно стало
очень Семиной маме за своего сына и она повела его к врачам. А врачи обнаружили у Семы очень редкую и опасную болезнь – пакостную
мигрень. Из-за нее на ум гадкие и некрасивые мысли приходят, всякие пакости
хочется делать, а потом от этой болезни у человека медленно начинает каменеть
сердце. Долго лечился Сема, а однажды его заставили выпить горькое-прегорькое
лекарство, набрать побольше воздуха и закрыть рот и нос рукой. Стала
Гадость-Пакость внутри Семы корчиться и кривиться от горького лекарства, а
вылететь не может. Так и превратилась она в обыкновенный воздух, только очень
плохо пахнущий. Выдохнул поскорее Сема этот воздух и сразу лучше себя
почувствовал. А чтобы снова не заболеть пакостной мигренью, врач прописал Семе
почаще обращать внимание на красоту вокруг и любоваться ею, потому что всем
известно, что красота улучшает человека, радость ему приносит и от многих
болезней оберегает. [?] – Почему Гадость-Пакость решила подружиться именно с Семой?
(Ему не нужна была красота, а больше нравились некрасивые, безобразные
поступки). – Встречали
ли вы детей, которым тоже не нужна красота и которые совсем не стараются
поступать красиво? – Кривляние,
крики и визги, передразнивания красивы, безобразны или так себе? (Если
"так себе", то вопрос: значит, вы не против, если вдруг все взрослые
станут себя вести некрасиво по отношению к вам, будут вас передразнивать и
кричать на вас?). – Как можно
заразиться пакостной мигренью? (От гадких, нехороших мыслей и желания делать
безобразное). – Как можно
вылечиться от пакостной мигрени? (Держаться подальше от безобразия в себе и
окружающем) [1] Данное
определение
относится к понятию абсолютной красоты. Многочисленные определения
относительной красоты здесь для упрощения опускаются [2] Важное
тематическое
направление, предлагаемое взрослым для проведения самостоятельной беседы
с
ребенком. [3] Варианты примеров
поясняющих тему. [4] Варианты
вопросов. /продолжение следует/ НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с фотоотчетами
по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под
категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Развитие педагогической мысли Информационное письмо Уважаемые коллеги! 13-14
ноября Размышлениями о любви к ребенку наполнены работы
педагогов-классиков Яна Амоса Коменского, Василия Сухомлинского, Йоганна
Песталоцци,
Януша Корчака, Константина Ушинского и других. Гуманная педагогика есть суть всей
классической педагогики, в основании которой лежат такие высшие смыслы,
как ДОБРОТА, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ,
БОГ. Мы предлагаем всем, кто связан с воспитанием детей, задуматься над
важностью осмысления этих высших смыслов и предложить свой опыт постижения
любви к ребребенку. О Круглых столах: (тематика, руководитель,
основная идея, вопрос для обсуждения) 1. Идеи из будущего в настоящей школе Основная идея: «Необходимо относиться к ученикам по-отечески,
с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто - это
учителя являются отцами духовного развития учеников» Ян Амос Коменский. «Воспитатель, который не
сковывает, а освобождает, не удручает, а поднимает, не давит, а развивает, не
диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком много
вдохновляющих минут, не раз наблюдая увлажненным взглядом за борьбой ангела с
сатаной, где светлый ангел побеждает». Януш Корчак. «Любовь - высочайшее
сокровище, наиболее дорогая жемчужина жизни, но она так утеряна, так загрязнена
в навозной груде злобы и вульгарности, что мало кто понимает ее действительную
ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от
того, сколько мы любим ». М.М. Неплюєв. «...чтение классиков привело
меня к странному ощущению того, что читаю книги, присланные из будущего. Это будущее может
стать настоящим настолько, насколько мы этого захотим» Ш.О. Амонашвили. Вопрос для обсуждения: Утверждение смысла духовности в содержании
образования. Как любить детей не только в непосредственном общении с ними, но и
в разработке программ, учебников,
учебных курсов, в предоставлении приоритетности воспитанию над обучением.
Создание образовательных курсов и программ, которые расширяют содержание
образования, наполнение их современными открытиями в области науки. Как
одухотворить образование. Школьные предметы, которые выращивают мировоззрение
учеников. Дополнительное образование в школе, кружки и факультативы. 2. Урок - пространство, где царствует любовь. Основная идея: «Любовь к
ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы,
способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку
- все одно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без ощущения
цвета» В.А.Сухомлинский.
Вопрос для обсуждения: Как создавать пространство
любви на уроке. Трудности и успехи на этом пути. Урок, который учит Любви. Как
проявлять человечность на уроке, жить вместе с ребенком, а не готовить его к
жизни. Опыт дела любви. 3. Любовь - основа жизни
Ребенка. Основная идея: «В моей педагогической практике существует
правило: каким бы страшным не было зло в детской душе, нужно видеть в этой
изуродованной душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли -
вылечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой,
которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем». В.А.Сухомлинский. «Детей нет - есть люди, но с
другим масштабом понятий, другим запасом опыта, другими впечатлениями, другой
игрой чувств» Януш Корчак. Вопрос для обсуждения: Допущение гуманной педагогики
о духовной природе ребенка. Ребенок - избранник Бога на Земле. Как ребенок взрослеет
и развивается, законы развития. Как создавать пространство любви для реализации
миссии ребенка. Что мы знаем о духовной природе детства. Роль учителя,
воспитателя, психолога, врача в спасении и защите детей, в создании
пространства любви в школе. 4. Личность учителя - сердце живого педагогического
процесса. Oсновна идея: «Пусть учитель, помогая, живет для вечности,
но пусть, живя, помогает настоящему. Если он так совершает, если он любя живое
ради вечности и для настоящего, тогда пусть не беспокоят границы силы его
любви. Любовь его поколения присоединится к его любви. Для своей любви он
найдет помощь, как находит помощь
благородный человек, который
страдает.» Йоганн Генрих Песталоцци. «Материалистическое
педагогическое сознание может иметь только одно детище - авторитарную
педагогическую практику». Ш.А.Амонашвили.
Вопрос для обсуждения: Мировоззрение учителя и его
влияние на педагогический процесс. Любовь - четвертое измерение Педагогики. Как
учителю одолевать собственное несовершенство, как воспитывать сердце в любви.
Пути выращивания любви у учителя. Примеры из учительской жизни, которые
подтверждают силу терпеливой любви. Классики педагогики - апостолы любви о
воспитании любви у учителя. Духовный мир учителя. Законы духовной жизни
учителя, который избрал Путь любви. 5. Родительская любовь. Основная идея: «Каждый из вас есть отец или мать не только
собственного Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих нужно
воспитывать с чувством заботы о будущих поколениях». Ш. А. Амонашвили. Вопрос для обсуждения: Как любить своих собственных детей. Роль отца
и матери в воспитании детей. Бабушки и дедушки в семье. Связь поколений и
передача мудрости в семье. Семейное воспитание, праздники, традиции. Семейный
учитель, семейный врач. Ребенок без семьи. Как помочь сиротам. Опыт семейных
детских домов. Приемные родители. Трудности и кризисы развития ребенка в семье.
6. Осознание культуры - основа любви к ребенку. Основная идея: «И Мир, и Красоту, и
Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия Любви, которая от
Бога. Эту энергию, - она неисчерпаемая, должны вобрать в себе и умножить люди и
передавать, дарить ее друг другу». Ш.А.Амонашвили. «Помните, что мудрость
заключается в проведении длинной линии» Восточная мудрость Вопрос для обсуждения: Наши дети - жители будущего, что мы делаем для
того, чтобы в этом будущем было место Миру, Красоте и Культуре. Культура
человечества - это кристаллизованная любовь в произведениях искусства,
достижение человеческого духа. Что мы делаем для того, чтобы по-настоящему
окультуривать среду вокруг ребенка, как насыщаем ее образами приподнятыми и
прекрасными, как наполняем любовью пространство вокруг нас, используя высокие
образа культуры. Если мы - учителя, воспитатели, родители, работники культуры,
служащие, рабочие или врачи, как умеем каждый на своем месте, быть носителями
Всеначальной Энергии Любви, как можем быть направлены к этому. 7. Руководитель образования. Основная идея: «Если в образовательном процессе есть насилие,
значит, есть и причина, которая его порождает. Причина эта лежит в самом
способе мышления тех, которые теоретизируют педагогику и тех, которые строят
практику». Ш.А.Амонашвили. Вопрос для обсуждения: Задача
руководителя образования в создании пространства любви и атмосферы любви в
школе. Что для этого нужно. Как руководителю объединять в себе администратора и
любящего учителя. Как очеловечивать отношения директор-учитель,
директор-ученик. Опыт классического педагогического наследства в этом. О Мастер-Классах Заявки
на проведение мастер-классов подаются руководителем местной ячейки: центра,
отделения, лаборатории или индивидуально в Оргкомитет Педчтений до 1 октября Заявка
на мастер-класс должна удовлетворять следующим условиям: отвечать теме Чтения,
опираться на идеи Гуманной Педагогики, ярко и живо демонстрировать
педагогические процессы, приемы и способ, характер общения, нести творческую
новизну. Срок
для каждого мастер-класса - 1 час. 30 мин. Из них 1 ч. предоставляется автору
мастер-класса, 30 мин. - участникам Чтений для вопросов и обсуждений. Для
демонстрации педагогических приемов автором мастер-класса могут быть
привлеченные участники Чтений. Мастер-Класс может отображать результаты
творческих поисков одного педагога, группы педагогов, педагогического
коллектива. Он может быть представлен с помощью аудио - или видео - и других
технических средств. Мастер-Класс не должен проводиться в форме лекции или
доклада. Он есть живой процесс, а не теоретизированное описание этого процесса.
Образец заявки на
мастер-класс: Фото, которое демонстрирует любой процесс
из предлагаемого содержания мастер-класса Ф.И.О. автора, должность, место работы, звание,
контактный тел, ел. адрес. Форма Мастер-Класса: Тема : Лейтмотив: Демонстрация приемов: Утвердительная идея: Как создается пространство
любви: Регистрация
участников Чтений и выдача приглашений состоится 13 ноября 2010 года в
фойе Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с
8-00 до 10-00. Оргкомитет Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||