← Февраль 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Вальдорфская педагогика - искусство
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Вальдорфская педагогика - искусство 66 2009-02-27 19:06 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
Вальдорфская школа Справка : Вальдорфская педагогика начала свое движение в Украине с лазурных бере-гов Черного моря - Одессы. Можно долго дискутировать о том, как это произошло, но совершенно достоверно, что для этого были подготовлены сердца и умы жителей, а также и атмосфера благословенного города. Одесское областное управление образования и Одесский институт усовершенствования учителей восприняли это вновь рожденное “дитяте” и
внимательно наблюдают за его развитием. Но вскоре и в других городах Украины начали зарождаться вальдорфские инициативы и теперь мы имеем достаточно много “родственников” по прямой линии ( вальдорфские
школы) и побочной линии (лечебно- педагогические классы). Для подготовки квалифицированных педагогов вальдорфских школ в Украине, Одесский институт усовершенствования учителей в 1995 г. совместно с Штуттгартской Высшей свободной школой организовали трехгодичный периодический (семестровый) семинар вальдорфской педагогики. Позже, в 1997 г, к ним присоединился Днепропетровский институт усовершенствования учителей
Семинар готовит основных учителей вальдорфских школ, воспитателей детских садов и учителей-предметников необходимого профиля. Семинар уже подготовил «три выпуска» дипломированных учителей вальдорфских школ и воспитателей детских садов для всей Украины. В этом году с 4 по 11 августа будет проходить защита дипломных работ четвертого потока (выпуска) слушателей вальдорфского семинара. В это же время начнет работу, новый,
пятый поток трехгодичного вальдорфского семинара. Все движение вальдорфской педагогики объединено в Ассоциацию вальдорфских инициатив в Украине, что дает возможность развитию новых инициатив и становлению новых школ. Официальный адрес Ассоциации вальдорфских инициатив: г. Одесса ул Ильфа и Петрова 31-а, тел/факс – 47-05-42 ; e-mail:assocwp@i.com.ua ; Одесский областной институт усовершенствования учителей, является коллективным членом Ассоциации вальдорфских инициатив в Украине – кафедра менеджмента образования – научно-методическая лаборатория вальдорфской педагогики – зав.лабораторией Митюхина Вера Петровна (048) 731-16-03, секретарь института – (0482) 22-34-87 Сейчас в Одессе работают две вальдорфские школы : 1. Общеобразовательная вальдорфская школа “Ступени” 1-111 ступени Адрес: ул. Ильфа и Петрова 31-а, тел/факс: 47-05-42 е-mail:stupeni@te.net.ua В школе имеется с 1 по 12 класс + лечебно педагогические классы + группа дошколь-ного возраста . Уже имеется выпуск детей, которые учились в этой школе с 1-го по 9-ый класс, и выпуск 12 класса В школе работают: семинары, родительский клуб, базовый год, кружки. УВК «Свободная школа “Астр”», Благотворительный фонд «Детская деревня» Адрес: Фонтанская дорога 25. Благотворительный фонд, детская деревня “Астр” e-mail: waldorf-astr@ukr.Net тел/факс: -69-81-41 В школе имеется с 1 по 12 класс + детский сад + лечебно-педагогическое движение, школа конного спорта, семинары, кружки Белгород-Днестровск – детский дом № 1 ул. Победы , работают две вальдорфские группы Вальдорфские школы, школы вальдорфской ориентации и вальдорфские инициативы в настоящее время имеются во многих городах Украины. В Днепропетровске имеются государственная общеобразовательная вальдорфская школа: ул. Кирова 133 , имеется 1-9 класс + детский сад , тел. офиса 94 ; Государственная школа свободного развития (вальдорфской ориентации) ул.Софьи Ковалевской 71, имеется с1 по 5 класс . Кривой Рог- Государственная школа свободного развития (вальдорфской ориентации) имеется 1- 4 класс Харьков – УВК -Школа свободного развития (вальдорфской ориентации) имеется 1-5 класс + детский сад Киев – Вальдорфская школа «София», имеется 1-5 класс, детский сад, учительский семинар, семинар воспитателей детских садов; Киевская школа «Михаил» имеется 1- 3 класс; Каменец-Подольск - имеется государственный детский сад, который работает по вальдорфской программе. Херсон – ЦИИ « Ключ» вальдорфская инициатива Житомир – Детский сад, - вальдорфская инициатива Львов – вальдорфская инициатива В наше время - время колоссальных интеллектуальных нагрузок, этот аспект имеет актуальное значение и многие педагогические инновации направляют свое внимание именно на салютогенетические методики. Однако подлинное познание и воспитание невозможно без самосознания и самовоспита- ния, и если человек осознанно подошел к этому он становится на путь своего глубинного духовного развития. Для этого не требуется каких то специальных условий, сейчас это возможно в повседневной жизни и деятельности, в том числе и педагогической. Это хорошо понимают вальдорфские педагоги, и этот перманентный процесс поддерживается Ассоциацией вальдорфских инициатив в Украине. Так, на протяжении уже трех лет, в Одессе, на базе вальдорфской школы «Ступени» проходит семинар «Образование взрослых» с участием преподавателя из Голландии Карлы ван Дейк, где познаются новые принципы работы со взрослыми на основе антропософии и на новом взгляде на Человека. Зав. лабораторией вальдорфской Педагогики ОИУУ Митюхина В.П.
Сервер по Вальдорфской педагогике http://www.redline.ru/education/valdorfru.html М. Арапов «Имя основоположника вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера (1861-1925) многих (включая Вашего покорного слугу) заставляет поеживаться. Антропософия, оккультизм, Блаватская, да еще и сверхчувственное восприятие пряное и эзотерическое блюдо, плохо перевариваемое рационалистическими мозгами. Не по душе Штайнер не только скептикам и рационалистам,
но, скажем, и русской православной церкви. Однако есть и другой взгляд на Штейнера. Его считают лишь попутчиком антропософского движения. Эта точка зрения подробно аргументирована в статье В.К. Загвоздкина, которая была опубликована в журнале Человек и любезно предоставлена Курьеру его редакцией
Что касается принципов вальдорфской педагогики, то в них, как можно убедиться на основе их краткого изложения, помещенного на сервере Ассоциации вальдофских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship), никакой явной связи с антропософией не прослеживается.
Перевод этих принципов приводится ниже.» Вальдорфская педагогика, толкуя учебный план, методику и дидактику как мероприятия, стимулирующие здоровое развитие детей и подростков, действует соответствующим образом и потому носит терапевтический характер. Кое-кого удивит такой подход: воспитание - это понятно, но причем здесь терапия? Разве здоровому ребенку нужна терапия? Да, нужна, если говорить о терапии в широком смысле, понимая под нею любые меры, идущие на пользу здоровью. Потому-то настоящее воспитание
и самовоспитание непременно должны оказывать положительное воздействие, способствующее физическому и душевному здоровью. Само собой разумеется, что и в вальдорфской школе происходит "обучение" и выпуск по обычной программе. Однако во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, она является местом воспитания человека. Детский сад Дети собираются в течение первого часа после открытия детского сада. Малышей передают с рук на руки, старшие сразу оставляют своих матерей, некоторые совершенно самостоятельно или небольшими группами входят внутрь. Сняв верхнюю одежду и надев тапочки, они здороваются с воспитательницей, которая всегда в это время чем-то занята. Малыши охотно остаются подле нее - наблюдая за ее работой или помогая, - старшие же бегут дальше и начинают играть. Они составляют столы и этажерки,
развешивают занавески - устраивают жилище. В другой раз это будет карета скорой помощи, пожарная машина или мусоровоз, а может быть пароход. Четырех-пятилетние дети охотно вытаскивают лошадку и тележку или строят поезд, в котором можно возить камни, еловые шишки и прочее; пеленают и кормят голышей и выносят их на прогулку. Ребенок надевает накидку или платок - и превращается в маму, медсестру или почтальона. Чем только не занимаются дети в эти утренние часы! Воспитательница - полюс покоя среди этой шумной суеты.
Хотя сама она занята работой, она успевает с интересом участвовать и в детских затеях, заботится о том, чтобы жизнь этой большой семьи шла упорядоченно и с пользой. Из множества повседневных занятий она выбирает простые и обозримые, которым дети легко подражают: стирка, выпечка хлеба, приготовление завтрака и т.д. Временами она оставляет сое рабочее место, чтобы отпраздновать с группой детишек день рождения куклы, или, скажем, совершить путешествие на пароходе, или кому-нибудь помочь. Она обращает внимание на конфликтные ситуации и стереотипы поведения и обращается к соответствующему ребенку. Когда время игр подходит к концу, воспитательница начинает прибирать свое рабочее место. Заметив это, дети начинают общую уборку. Через семь-десять минут в этот процесс включаются поголовно все. Когда комната подметена и дети побывали в умывальной, они собираются для общей ритмической игры: стихи в сочетании с подвижными играми, песни и игры с пением. Содержание
большей частью ориентировано на время года и типичные крестьянские работы или на соответствующие явления природы. Ежегодные христианские праздники тоже занимают значительное место и образуют кульминацию детсадовсих будней. Поскольку довольно длительное время изо дня в лень повторяются одни и те же игры и песни, у детей исподволь накапливается большой запас игр и песен. В иных детских садах этим ритмическим играм предшествует так называемый "утренний кружок", в котором читают молитвенные изречения и
поют утреннюю песню. В большинстве же детских садов этим подводится итог первой половины дня. Потом все идут завтракать. Завтрак включает хлеб, мюсли или другие злаковые блюда; в дополнение к этому фрукты или морковь и чай. Теперь наступает время, когда дети могут играть каждый сам по себе. Большей частью это происходит в саду, в песочнице или на прогулке в парке. В конце первой половины дня дети еще раз собираются все вместе, чтобы послушать сказку. Малыши любят посидеть возле воспитательницы, и им это нужно. Она рассказывает не театрально, а скорее монотонно-эпически, но при том тепло и живо. Чувствуется, как она любит каждое слово и каждое предложение. Она не допускает никаких вариаций
в рассказе. Ведь дети тотчас это заметят и поправят, поскольку на протяжении длительного времени ежедневно слушают одну и ту же знакомую сказку. Большей частью выбор падает на сказки братьев Гримм. По стилю, композиции и содержанию они особенно подходят для того, чтобы оживить и обогатить душевную жизнь ребенка такого возраста. Весь день разделяется, таким образом, на два больших временных промежутка, в течение которых дети занимаются деятельностью сообразно их возрасту. Побуждением к этому служит богатый игровой материал, а также пример воспитательницы, которая, как мать в доме, попеременно занимаетcя всевозможными необходимыми домашними делами. Кроме приготовления завтрака, выпечки хлеба, сюда относятся также штопка, глажение, починка игрушек или художественная деятельность, например рисование
акварелью. Благодаря такому широкому диапазону деятельности достигается, что каждый ребенок в свое время и по-своему находит для подражания именно то, что отвечает его развитию. То есть выбор, чему и как подражать, предоставлен ребенку. Два коротких периода отведены совместной деятельности (ритмические игры и завтрак, а также слушанье сказки). Переход от свободных игр к общим занятиям представляет собой как бы глубокий вдох и выдох. Такой распорядок дня в детском саду сегодня как никогда раньше, требует помощи родителей. Ведь если они тревожатся из-за того, что, например, "злой волк", "драконы" или "гномы" в сказке способны стимулировать в их детях жестокие наклонности, или считают, что все это бессмысленные фантазии, то им надо принять решение: либо согласиться с важностью сказочных образов для детской душевной жизни, либо забрать своего ребенка из вальдорфского детского
сада. Пока решение не принято, их детям трудно воспринимать сказку непредвзято, и они часто мешают, вставляя замечания вроде: "Карлики... их ведь на самом деле нет". Также и дети, которых родители изначально много поучают и рационально просвещают обо всем на свете, не по возрасту разумными замечаниями и негативной аргументацией затрудняют переход от одного вида деятельности к другому. Дети привыкшие дома к сказочным пластинкам и телевизору, уже при свободной игре вносят сумятицу. Эта тенденция еще усиливается, когда начинаются общие занятия. Часто лишь примерно через полгода такие дети начинают более-менее непринужденно и открыто
включаться в жизнь группы и не мешать другим своими "тах-тах!", "бум!" и прочими заимствованными из телевизионных зрелищ жестами и возгласами. Тот, кто хотя бы на время отдает своего ребенка в такой сад, скоро заметит, что домой он приходит полный сил и приносит с собой впечатления, которые меняют повседневную жизнь семьи. Так, некоторые дети говорят дома, что надо молиться перед едой. Педагогика детского сада считана с жизнененных потребностей этого возраста. Утром ребенок прежде всего хочет овладеть своим окружением. При этом в нем оживают события минувшего дня или последней недели, и он охотно повторяет и углубляет их в игре. Ребенку такого возраста недостаточно одноразового опыта. Он стремится расширить его, повторить, связать себя с ним. В результате его воля сама собой укрепляется, как мускулы укрепляются ежедневным упражнением. Вот на это воспитание
воли и ориентирован весь распорядок дня в детском саду, ибо жизнь чувств и мыслей в этот период развития еще не настолько выступает на передний план, как потребность деятельности. К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: фото скульптуры Алексея Леонова "Ведущая"(2006). НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования. Антология гуманной педагогики Вып.9 Соловейчик Вес 226 г. . В этом томе «Антологии гуманной педагогики» читателю предлагаются фрагменты творческого наследия одного из крупнейших теоретиков педагогики ХХ века, С.Л. Соловейчика. В работах Соловейчика, написанных ярко и талантливо, раскрываются законы внутреннего мира человека, его глубинных этических основ, без знаний которых воспитание невозможно. Антология гуманной педагогики Вып.9 Штайнер Вес 226 г. . Важнейшей чертой вальдорфской педагогики является ориентация содержания и методики обучения на потребности индивидуального развитя ребенка. «Обучение есть прежде всего средство воспитания» - один из главных педагогических тезисов Рудольфа Штайнера. В умении ясно видеть эти потребности и творчески перерабатывать учебное содержание в соответствии с возрастом, темпераментом
и индивидуально-личностными особенностями детей Рудольф Штайнер видел основную задачу учителя. Поэтому важнейшую роль в вальдорфской педагогике играет другой его тезис: «Педагогика – искусство». СОЗИДАНИЕ ТАЛАНТОВ: общество раннего детского обучения Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||