Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Воспитание Себя


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Воспитание Себя   65   2009-01-25 13:07

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены продолжение его книги «БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ» /«Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя»/, обзор состоявшихся Восьмых Международных педагогических чтений (г. Москва, 9-11 января 2009 г.), фрагменты из «Скрижалей Света» Константина Устинова, раздел «Новости и ссылки». От чистого сердца поздравляю всех читателей рассылки с Днем Святой Татьяны и с наступающим годом Буйвола или Быка по Восточному календарю 26 января утром, в канун солнечного затмения, что обещает сделать его богатым на сюрпризы!

Ш.А.Амонашвили

БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ

Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Нинце и Геги – прекрасным молодым родителям моей красавицы правнучки Тамусики

Синтии и Дайнису – голубоглазым родителям моего же голубоглазого крестника Кришьяниса посвящаю с любовью

Шалва Амонашвили

...Может быть, на тысячу семей найдётся одна семья, где обратят внимание на природу детей.

Живая Этика

Дорогой Читатель!

Пока Вы начнёте читать эту книгу, хотел бы сказать Вам несколько слов.

Я не предлагаю Вам строгую науку или методическое пособие о воспитании Ребёнка в семье. Такой науки, откровенно говоря, и не существует. Перед Вами мои личные соображения и взгляды о том, как романтично можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.

Конечно, излагая свои мысли, я то и дело исходил из разных научных знаний, но пользовался ими ради своих намерений.

Так же как художник, как композитор, поэт или мыслитель, я старался преподнести Вам самого себя – «мою» гуманную педагогику. Преподнести её так, чтобы она понравилась вам.

Песню, которая задевает нас, мы поём хотя бы в душе. Стихи, в которые мы влюбляемся, перечитываем вновь и вновь. А если в семье растёт Ребёнок, неужели забота о нём не обратит наше внимание на разные педагогические идеи, и если какая-либо из них привлечёт нас, не используем в нашей практике.

Я очень хотел бы, чтобы идеи гуманной педагогики (эту педагогику я называю «своей» не потому, что я её открыл, а потому, что присвоил от классиков) понравились Вам и чтобы Вы воспользовались ими в воспитании своего ребёнка, своих детей.

Я честен перед Вами: я искренне верю в истинность гуманной педагогики, потому предлагаю, чтобы Вы тоже поверили в неё и полюбили её и, конечно же, отказались от силового, авторитарного воспитания Вашего Ребёнка, ваших детей. Моя задача именно в этом.

Для меня гуманная педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство. Потому, в поиске названия книги я сразу отказался от таких скучных формулировок, как: «Родительское чувство», «Воспитание как жизнь», «Семейное воспитание», и согласился с Валерией Гивиевной (она моя супруга, набирала текст на компьютере и редактировала его), которая сказала: «Это же баллада! Назови книгу – “Баллада о воспитании”!»

Так появился новый педагогический жанр.

Я писал книгу, слыша в себе музыку и поэзию, давал волю фантазии, прибегал к повествованию. Предлагаю сюжетное развитие педагогической жизни в семье, осмысливая её как наш совместный с Ребёнком путь восхождения. Для каждой сюжетной части «Баллады» определилось музыкальное название.

Остаётся добавить одно: если я не смогу увлечь вас идеями гуманной педагогики, то, пожалуйста, не думайте, что она сама такая не интересная и не живая. Она прекрасная. Возможно, я не смог донести до Вас её красоту.

Перед Вами не возрастная педагогика о воспитании Ребёнка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все её участники.

(Продолжение)

Симфония

о Миссии

О Ребёнок!

Если наше сознание примет веру в Творца, тогда у нас создастся новое воображение о себе, и оно поведёт нас к поиску нового  образовательного мыслехрама. Образование и воспитание твоё станут не внешним проявлением наших эмоций и продуктом ограниченного материализмом разума, а состоянием нашего духа, они станут нашей жизнью.

Итак, кто же ты для нас, если мы примем мысль о Творце, о бессмертии и о восхождении духа?

Тогда воображение наше скажет нам:

– Ребёнок есть явление в земной жизни.

– Ребёнок есть носитель своей миссии.

– В Ребёнке заключена величайшая энергия духа.

Всё это в сумме будет означать: Ты есть Путник Вечности, желанный и долгожданный гость в нашем земном доме.

Но, говоря это о тебе, не будем унижать себя. Мы тоже были детьми, а потом повзрослели, как и ты вырастешь. Значит, каждый из нас – взрослых – тоже явление, тоже носитель своей миссии и тоже владеет величайшей энергией духа. Разница между нами только в том (конечно, с внешней стороны), что мы в этот мир пришли раньше тебя и успели набрать опыт, потому мы взрослые; а ты пришёл только что и пока не имеешь опыта, потому ты маленький. И так на Земле завелось, что взрослые заботятся о маленьких.

Но кто же мы для тебя?

Мало сказать – родители, или учителя, или воспитатели.

Если рождение твоё было волей Бога, то мы, которые взялись заботиться о тебе, соработники у Бога. Вот кем мы становимся сразу после твоего прихода.

Ты – носитель своей миссии, своего предназначения. В мудрых книгах сказано, что в мире духовном обусловливаются задания земной жизни и что каждый, пришедший в этот мир, имеет искру просвета, когда он понимает, какой именно груз заставляет принять то или иное испытание.

Искру эту одни назовут состоянием вдохновения, другие – восхищением, третьи – нагнетанием, четвёртые – сном. Но сказано ещё, что люди, отдавшись земной жизни, забывают об искре и даже не допускают, что такое может быть. Потому проживут так, что и знать не будут, кто они есть, и искать не будут в себе никакого предназначения. Может быть, они станут добрыми людьми, воспитанными, не будут вредить другим, будут даже помогать и сочувствовать, но преуспеть в духовном продвижении вряд ли смогут.

Но, к сожалению, на Земле живут миллионы вредных людей. Весь их род – криминалов, завистников, злобных, алчущих, убийц, подлецов, предателей – происходит из тех, кто не верит и даже не помышляет, что в нём заключено высшее предназначение. А предназначение может быть только светлым, эволюционным, приносящим благо.

О Ребёнок!

Мы не знаем, какая у тебя миссия, не знаем, ради чего ты родился. Только ты сам можешь осознать и вычитать в себе, с чем ты пришёл. Но мы, веря, что тебе надлежит свершить на Земле свою долю чуда, будем тонко, осторожно напоминать тебе об искре просвета, поможем тебе открыть для себя не только внешний мир, но и свой духовный мир, где ты познаёшь самого себя.

Но и ты, даже не думая об этом, становишься для нас стимулом, напоминающим о нашей искре просвета. Ты – наше напоминание о будущем, и мы не только твои родители, воспитатели и учителя, но признаём, что ты сам тоже являешься нашим воспитателем и учителем.

У нас есть много примеров, как люди открывали в себе свою миссию, своё предназначение, находили свой путь.

Вот удивительный пример Петра Ильича Чайковского, чья музыка более ста лет облагораживает и одухотворяет планету Земля. Окончил он училище правоведения в С.-Петербурге, и 19-летний молодой человек был определён в министерство юстиции. Это могло означать начало блестящей карьеры. Но любовь к музыке привела его, уже 21-летнего юношу, в Музыкальные классы Русского музыкального общества. В 1862 году классы эти были преобразованы в Петербургскую консерваторию. И вот какое письмо он пишет своим близким: «Я поступил во вновь открытую консерваторию. Не думайте, что я воображаю сделаться великим артистом. Я просто хочу делать так, как меня влечёт призвание».

Пётр Ильич Чайковский уловил свою «искру Божию», искру просвета, и весь мир получил от него дар его духа – величайшую, утончённую музыку. Но если бы он упустил эту искру, увлекшись чиновничьей жизнью, мир потерял бы этот дар и даже не знал бы, что не получил чего-то очень важного для своего духовного роста. Разве мы знаем, каких богатств лишаемся из-за того, что многие, очень многие не заглядывают в свой духовный мир? Разве грустим из-за того, что ни родители, ни воспитатели, ни учителя не зарождали в них интереса к самим себе, а лишь навязывали свою волю?

О, Ребёнок!

Мы попытаемся исправить наше заблуждение.

Мы не будем навязывать тебе нашу волю, но будем стараться, чтобы ты принял идею: ты не есть случайность земной жизни, в тебе предназначение, и должен открыть его в себе, чтобы твоя жизнь стала служением, а не просто пребыванием на перевалочной станции. У каждого свой путь и своя миссия, скажем мы тебе. Миссия не повторяется, как не повторяются отпечатки пальцев, запах кожи, цвет глаз, и кроме тебя твою миссию никто на Земле свершать не будет и не сможет. Каждый человек уникум, каждый очень нужен миру. Но вот беда наша: воспитание наше страдает. Родители, учителя, воспитатели, всё общество со своими государствами как будто сговорились между собой, чтобы увести детей от своего внутреннего мира, внутреннего голоса, от искры просвета. Государства то и дело объявляют призыв талантливых детей, чтобы, воспитывая их, получить потом капитал, приумножить материальные блага. Но это не есть забота о предназначении, ибо талант не всегда может быть составным предназначения, а средством к нему. Однако что делать детям, которых миллионы и у каждого есть свой особенный талант? Они не могут проблеснуть ими, таланты эти – их внутренний зов, это – миссия; надо свершить нечто очень важное, пусть невидимое для других; надо убрать камни преткновения, камни невежества, чтобы жизнь двигалась дальше и эволюция человечества не спотыкалась об них. Ограниченное педагогическое сознание поспешит к материальному в ущерб духовного.

Но мы скажем тебе и будем напоминать: счастлив человек, который открыл в себе миссию и служит ей. Счастлив и тот, кто ищет в себе её. Начало служения и есть ответ на вопрос, который мы хотим, чтобы возник в тебе: зачем я живу, зачем мы живём, чему мы свою жизнь посвящаем? Ибо живут те, кто посвящает жизнь чему-то прекрасному.

Мы предложим тебе посох Путника и скажем: «Ищи, миру ты нужен, нужны миру твои дары, и пусть не смущает тебя, если они не такие, как у Пушкина, у Чайковского, у Третьякова, у Вернадского. Может быть, твоё невидимое присутствие в жизни кого-то и есть твоя миссия? Может быть, она в том, чтобы указать важному вестнику, как перейти через необъятное поле? Может быть, в миссии твоей записано уберечь один пергамент для будущего?»

Важно, чтобы ты понял свою необходимость для мира.

Тому, кто ищет себя, сопутствует помощь невидимых – духовных – сил.

Почему именно тогда, когда пришёл в жизнь Чайковский, открылась Петербургская консерватория? Может быть, открылась она тогда именно для Чайковского, чтобы миссия его состоялась? Вот и искра просвета: «Я просто хочу делать так, как меня влечёт призвание». Не надо долго думать, что могло произойти с его миссией, если не сложились бы обстоятельства. Позволит ли наш разум сказать, что они сложились случайно?

О, Ребёнок!

Расскажем тебе ещё об одном прекрасном человеке – это великий учёный Владимир Иванович Вернадский. Когда он тяжело заболел брюшным тифом и находился в горячке, его сознание переместилось в иную реальность, в которой за несколько дней болезни он прожил долгую и насыщенную наукой жизнь. Он открывал институты, встречался с учёными, выступал на конгрессах, писал книги, редактировал и издавал их, интуитивно постигал уникальные научные гипотезы, на основе которых развивал новые направления.

Обо всём этом он сделал записи в своих дневниках.

То, чем он занимался после болезни, действительно прожив долгую жизнь (он даже знал, сколько проживёт), почти полностью совпало с тем, что он уже пережил, будучи тяжело больным. Вот одна из этих записей 1920 года (период болезни): «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть моё призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности». Так пришла к нему искра просвета. Эту науку о живом веществе он и принёс человечеству.

Если скептик возразит, что миссии могут быть только у великих людей, а не у каждого, ответим ему: нет, с предназначением приходит каждый. И няня Пушкина, Арина Родионовна, простая крепостная женщина, пришла с заданием – дать будущему гению духовную пищу и чистую нравственность, заполнить его поэтический ларец образной народной речью и народными сказаниями. Потому мир знает имя этой женщины.

О, Ребёнок!

Что может дать тебе твоя миссия?

Она не для того, чтобы нажить, возомнить и возгордиться, смотреть на остальных сверху, считать себя особым и требовать особых почестей. Во-первых, это недостойно для духовно и нравственно развитого человека. Во-вторых, это личный путь восхождения, и не идти по нему, значит, навредить самому себе.

Служение миссии есть служение великому процессу эволюции. Иногда плоды твоей миссии люди не заметят или не примут. Может быть, даже подвергнешься гонению со стороны невежественной толпы. А потом, спустя десятилетия и столетия, потомки спохватятся и воздадут должное. Но, скорее всего, останешься без имени, и потомки знать не будут, чей дар подвигнул их свершать блага.

История человечества переполнена таким драматизмом.

Но возможно и так, что уже при жизни люди признают тебя, увенчают лаврами, почестями. И как важно в любом случае остаться преданным самому себе, возвыситься над обыденным. Не осуждать невежество и не поддаваться соблазнам славы.

Что поделаешь?

Так было, есть и так будет ещё долго, пока люди не поймут, что у каждого есть свой Путь, и не помогут друг другу найти себя и состояться. А когда, наконец, случится такое, то каждый получит по заслугам и дары каждого будут восприняты всеми с чувством признательности.

О, Ребёнок!

Служа своей миссии, ты будешь создавать разного рода блага. Они и будут называться дарами твоего духа. Но нужны ли будут тебе самому эти дары?

Нет, они тебе не будут нужны. Разумеется, если не заразишься корыстными целями. Они принесут тебе некие удовлетворения; но если они дары, то они безвозмездно остаются другим как ступеньки роста, а не для купли-продажи.

Пушкин!

Писал он шедевры!

Кому они достались?

Чайковский!

Сочинял шедевры!

И кому они достались?

Процесс творения даров духа, – а не сами дары духа, – есть смысл жизни, и есть служение, есть Путь совершенствования духа. Это и будет твоим истинным достоянием. Тем, ради чего ты и пришёл в мир Земной. Его и унесёшь ты с собой.

И так же, как живущие до тебя оставляли на Земле свои дары духа, из которых созидалась общечеловеческая культура, и она, эта культура, предоставила тебе возможность совершенствоваться, – так же именно оставленные тобой блага, твой след тоже обогатит эту культуру и облагородит условия жизни тех, которые придут после тебя даже спустя много тысяч лет. И получается, что каждый, неся в себе свою неповторимость, составляет единое целое со всеми остальными, которые тоже несут свою неповторимость. Здесь законы пространства и времени отступают и начинают действовать законы единения и вечности.

О Ребёнок!

Сможем ли мы, воспитывая тебя, подвести к пониманию того, что люди рождаются друг для друга, и что каждый со своей миссией есть ступенька для другого, и что все мы, все-все, кто жил когда-либо, кто живёт сейчас и кто будет жить в будущем, являемся единым целым для более высокого единого целого?

Но для этого нужно, чтобы мы, твои родители, и те, кто нам поможет в твоём воспитании, сами разобрались в своих устремлениях, то есть, воспитывая тебя, воспитывались сами.

Элегия

Ходит по Миру Мудрец

Пришёл Мудрец в большой город и остановился у небоскрёба. «Здесь помощь нужна», – подумал он. Вошёл в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца.

Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.

– Чего тебе, старик? – спросила она.

Опять послышался крик отца.

Женщине стало неловко.

– Экран телевизора одурманивает нашего Ребёнка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.

Мудрец произнёс:

– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.

– Что?! – удивилась молодая мама,

– Тогда компьютер поглощает его!

Мудрец проговорил:

– Наполняй Ребёнка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.

– Да?! – переспросила мама,

– А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?

Сказал Мудрец:

– Зароди в нём понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.

– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!

Ответил Мудрец:

– Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.

Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы твердить мне о свете, о культуре, о Пути. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»

Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?»

Но она сказала:

– Спасибо, старик!

На шум вышел муж с недовольным видом.

– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?

– Он – мудрец, – ответила жена, – спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!

Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.

– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!

Ответил Мудрец:

– Мужество, преданность, мудрость.

– Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!

Сказал Мудрец:

– Женственность, материнство, любовь.

– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!

Мудрец улыбнулся.

– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.

Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».

Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несёт – мужество, женственность, любовь... Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже небоскрёба».

– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему, что нужно!

Но Мудрец не дождался даров, вошёл в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.

Кантата

об Очищении

Начнём с того, что успешное воспитание Ребёнка нуждается в нашем возвышенном настроении. Раз мы вызвали Ребёнка для рождения, значит, мы должны принимать его достойно. Ребёнка надо принимать:

– с чувством трепетного ожидания,

– с чистой любовью и мудрой радостью,

– с восхищением и удивлением,

– с чувством долга и ответственности,

– с чувством благоговения перед Творцом.

Ребёнка надо принимать как напоминание о будущем и как нашего воспитателя и учителя.

Мы должны готовить себя быть родителями – быть мамой или папой. Мы несём первые жертвы очищения.

У кого сварливый характер, пусть исправит.

Если в семье разлад, пусть восторжествует лад.

Кого мучит грубость, пусть избавится.

Кто не умеет ласкать, пусть научится.

Кто не любит тишину, пусть полюбит.

Кто болен, пусть излечится.

Кто курит, пусть бросит.

Кто алкоголик или наркоман, пусть лечится.

Кто привык к сквернословию, пусть отвыкает.

Кто любит праздность, пусть разлюбит.

У кого ссора с соседом, пусть помирится.

Кто труслив, пусть наберётся смелости.

Кто пессимист, пусть станет оптимистом.

Кто злой, пусть станет добрым.

У кого не хватает ума, пусть набирается.

У кого нет времени, пусть найдёт.

Кто не знает, что есть служение, пусть узнает.

Пусть это будет нашим облагораживающим началом. Путник у порога. Встретим его со всей мудростью нашего Сердца и со всей щедростью нашей Души. Мы ведь тоже Путники, только пришли чуть пораньше, чтобы принять следующего за нами Путника.

Аккорд

Заповедь

Мама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую, чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:

ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ.

В ЛЮБВИ – но не всякой, а в такой, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

В КРАСОТЕ – но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному; которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня.

В ТЕРПЕНИИ – но не всяком, а в таком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование.

Пусть знают об этом все, кто помогает тебе в моём воспитании.

Сможете исполнить эту заповедь?

Фантазия

Мудрость Воспитания

Мудрость воспитания наших детей даётся нам от рождения. Она хранится в сердце нашем. Постичь её можно только родительским чувством. Именно это чувство подсказывает нам, притом сразу, незамедлительно, как быть с Ребёнком в тех или иных сложных ситуациях. И не только в сложных ситуациях, но постоянно, когда находимся рядом с Ребёнком. Сердце подскажет слово с соответствующей интонацией, намекнёт, что нам делать и в каких формах. И наши воспитательные шаги, как правило, будут верными.

Важно также следующее обстоятельство. Наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, будут естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас будет понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и будут исполнены они нами с внутренним призывом к сотрудничеству.

И, в общем, в нас будет рождаться гуманная педагогика, а не авторитарная, силовая. Это будет педагогика материнского сердца, это будет отцовская мудрость воспитания.

Бывают случаи, когда молодые родители, не имея специального педагогического, а, возможно, никакого другого образования, кроме средней школы, и не зная об умных книгах о воспитании, тем не менее, растят прекрасных детей. А вот другие родители, может быть, даже профессора педагогического дела, не справляются со своими детьми, не могут обойтись без криков, принуждений, а их детям недостаёт воспитанности. Как это может получаться?

Опять возвращаемся к родительскому чувству и мудрости сердца. Если в нас это чувство пробудилось, то к нам придёт мудрость воспитания, и тогда чтение умных педагогических книг умножит в нас мудрость. Но если родительское чувство в нас не пробудилось, то нам не достанется мудрость нашего сердца. Мы можем знать все теории о воспитании, но их применение без участия родительского чувства не всегда порадует нас своими последствиями.

Как же тогда нам пробудить в себе родительское чувство? Мы должны хотеть иметь Ребёнка. Мечтаем о нём. В нашем воображении представляем, как мы его лелеем, как нежно любим, как ухаживаем, какая будет у нас дружба и взаимопонимание.

Эти наши искренние устремления к материнству и отцовству есть путь пробуждения родительского чувства.

Мы должны очень хотеть Ребёнка не для собственных благ, а для него самого, для того, чтобы мир получил через нас Благородного Человека. Но мы должны стараться облагораживать себя, чтобы сделаться достойной мамой, достойным папой для своего будущего Ребёнка. И тогда сердце откроет нам мудрость воспитания.

Нам нужно будет заниматься своим облагораживанием и после рождения Ребёнка. Нужно будет беречь в себе наши чаяния и думать над тем, какая будет нужна мама, какой нужен будет папа нашему Ребёнку по мере его взросления. Он будет меняться, и нам тоже надо будет менять своё отношение к нему. Чтение мудрых книг о воспитании будет утончать наши устремления.

В таких заботах мы можем уберечь в себе родительское чувство на весь период воспитания Ребёнка, на всю жизнь. Так мы станем мудрыми родителями, а позже – лучшими воспитателями наших внуков и внучат. Но представим другое.

Женщина не хочет родить Ребёнка. Он ей в тягость. Нужно от него избавиться. Она относится к плоду враждебно, а он пока зреет в её утробе. В её воображениях рисуются картины, сколько чего она лишится в жизни из-за его появления. Она злится на него, ненавидит его. Отец будущего Ребёнка тоже считает, что он ограничит его свободу... И в этих озлобленных переживаниях рождается Ребёнок.

У этой мамы сердце для Ребёнка останется закрытым, она не сможет черпать из него мудрость воспитания. Материнское чувство покинет её. В ней не родятся воспитательные слова и интонации, улыбка и ласка, воспитательная колыбельная. Её забота о Ребёнке будет лишена воспитательных чувств.

Ребёнок, разумеется, воспримет такое к себе отношение собственной матери, воспримет ещё до рождения, и тоже закроется, отдалится от неё. Он будет взрослеть, а маме всё сложнее будет влиять на Ребёнка.

Только сила искреннего покаяния, только исповедь перед Ребёнком, только неимоверные усилия изменить себя, может быть, помогут маме, чтобы родной Ребёнок принял её и чтобы они стали родными друг для друга.

Эти рассуждения равносильно относятся и к папе.

                                                                                    Элегия

о Дедушках и Бабушках

Наше родительское чувство будет нуждаться в усилении, тем более, если мы неопытные родители. Оно будет нуждаться в замене, когда мы на работе, в командировках. В этом нам помогут, в первую очередь, наши родители, с которыми живём вместе или которые могут приходить к Ребёнку, могут брать его к себе. Они для Ребёнка Дедушка и Бабушка. Чем они дороги для нас, как помощники в воспитании Ребёнка?

– Они тоже находились в волнующем ожидании внука, внучки.

– У них уже есть опыт воспитания.

– Их чувство любви к внуку, внучке своеобразно нежное.

– В них больше терпения, они умеют прощать.

– В них мудрость жизни.

– Они охотно гуляют с внуком, внучкой.

– Они умеют играть с ними.

– Дедушка умеет мастерить, с ним можно вести серьёзный разговор о серьёзных делах.

– Он готов отложить любое дело, если к нему обратится внук, внучка.

– Хорошо сидеть на коленях дедушки и задавать вопросы.

– Бабушка знает много сказок, стихов, знает, что читать.

– Бабушка знает молитвы; читает молитвы внуку, внучке.

– Бабушка умеет печь вкусные пирожки.

Любовь и привязанность к дедушке и бабушке у Ребёнка тоже особенные: они – его убежище, его защита, его помощь, надежда, утешение. Пройдут годы, десятилетия, и «в моральном климате памяти» уже взрослого внука, взрослой внучки воспоминания о дедушке и бабушке станут духовно-нравственными ориентирами.

Нам надо довериться нашим родным людям.

Мы должны уважать их, быть благодарны им.

Будет хорошо и полезно советоваться с ними.

Пусть Ребёнок видит наше почтительное отношение к нашим родителям. Особенно необходима забота о Ребёнке именно дедушек и бабушек в тех печальных случаях, когда у родителей не раскрылось родительское чувство, и они не хотят видеть в себе маму и папу своего ребёнка.

(Продолжение следует.)

VIII Международные Педагогические Чтения "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя"

13.01.2009 13:49 | Музеи России

При Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха создана и развивает свою деятельность общественная организация "Международный Центр Гуманной Педагогики" под руководством академика РАО Ш.А.Амонашвили. Центр сотрудничает с педагогами России и других стран, признающими принципы гуманной педагогики и строящими в соответствии с ними свою деятельность. Ежегодно проводятся Международные Чтения по гуманной педагогике, собирающие около 500 участников. С 9 по 11 января 2009 года в Московском городском педагогическом университете состоялись VIII Международные Педагогические Чтения, в название которых были вынесены слова Л.Н.Толстого: "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя". Организаторами Чтений выступили Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Московский городской педагогический университет при поддержке Российской Академии Образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Ассоциации творческих учителей России, Движения "Родительская забота", Издательского Дома Шалвы Амонашвили. Шалва Александрович Амонашвили, доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГПУ - прямой продолжатель основоположников гуманной педагогики, принципы которой утверждали выдающиеся учителя - К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Основа гуманной педагогики - признание существования духовного начала в человеке и выстраивание принципов воспитания и образования в соответствии с этим положением. К началу Чтений был приурочен выход учебного пособия "Биология языком сердца", автором которого стала учитель высшей категории из г. Артемовска (Украина), Рыцарь гуманной педагогики Виктория Бак. Обобщив открытия современной науки, автор пособия показывает наличие в человеке важной информационной структуры, существующей помимо головного мозга. Таковой является сердце, ткань которого организована уникальным образом: все клетки в ней никогда не живут за счет друг друга, поэтому не бывает рака сердца. Сосудистая система приспосабливается к ритму работы сердца, умеющего воспринимать информацию особым образом, о котором в народе говорят просто: "сердце подсказывает". Таким образом, сердце - не мотор и не насос, а удивительный орган, рождающий в человеке чувствознание, опережающее логическое осмысление. Книга Виктории Бак издана на средства учителей тиражом в 500 экземпляров и является второй в серии, начатой пособием "Физика языком сердца", созданным учителем из г. Клайпеды (Литва) Иреной Стульпинене. Пособие Ирены было переведено на русский язык и переиздано в г. Донецке тиражом 100 экземпляров. В современной традиционной школе, к сожалению, сердце и разум разъединены, и именно с этим связаны беды образовательного процесса. Дети часто не соглашаются с бессердечной педагогикой, но их протест оказывается задавленным авторитаризмом учителя. Безобразен учитель, утверждающий, что он человек маленький, от которого ничего не зависит, и вымещающий свою ущербность на детях, которые в его представлении еще более ничтожны. Такой учитель, как сказал, открывая Чтения, Ш.А.Амонашвили, унижает прекрасное звание учителя и высокую миссию учительства. Выход из создавшегося положения один: каждый учитель должен начать с изменения самого себя, с расширения собственного сознания. Тогда смогут появиться и качественно иные подходы к образованию, и новые учебные пособия, и программы. Только тогда изменится и негуманная атмосфера в школе. На Восьмых Международных педагогических Чтениях было зарегистрировано 580 участников из 75 городов. Здесь собрались ученые, учителя, сотрудники музеев, работники образования, деятели культуры, представители общественных организаций, родители из стран СНГ, Балтии и многих регионов России. Среди них были представители уже возникших и работающих Лабораторий гуманной педагогики и те, кто соприкоснулся с этим направлением впервые. Самыми большими были делегации Латвии (60 человек), Украины (60 человек), Москвы и Подмосковья (108 человек). Приехали учителя из Дагестана (15 человек) и Белоруссии (13 человек). Были представлены многие регионы России: Пенза (24 человека), Кировская обасть (16 человек), Магнитогорск (11 человек), Пермь (16 человек), Хакассия (15 человек), Красноярск, Екатеринбург (15 человек), Владивосток. Общие встречи участников Чтений чередовались с работой 8-ми Круглых столов, которые были посвящены следующим темам: "Делаться с каждым днем лучше и добрее", "Урок - ступенька постижения педагогического искусства", "Как надо самому жить", "Духовность - путь к расширению педагогического сознания", "Пробудить в сердце родительскую мудрость", "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный", "Я - руководитель", "Себя как в зеркале я вижу". Учителям приходилось признаваться в своих педагогических ошибках, рассказывать о том, какие выходы они находили из школьных конфликтов, как работали над собой, ища способы исправления своих недостатков. На общих встречах помимо докладов звучали выступления в рубриках "Как светлый ангел побеждает" и "Есть идея", где учителя рассказывали об особенно трудных жизненных ситуациях учеников, в которые приходилось вмешиваться, сражаясь за судьбы детей. В ходе форума прошло 22 мастер-класса, которые провели отличники просвещения, Рыцари гуманной педагогики из Артемовска, Белгорода-Днестровского, Винницы, Дербента, Донецка, Калининграда, Клайпеды, Москвы, Нижнего Новгорода, Риги, Самары, показав, как воплощаются на практике принципы гуманной педагогики. Состоялось ставшее традиционным присуждение звания "Рыцарь гуманной педагогики" с вручением золотого значка "Сердце и лебедь", которого в этом году были удостоены 20 учителей и работников образования, талантливо проявивших себя на этом нелегком поприще. Закрывая Восьмые Международные Педагогические Чтения, Ш.А.Амонашвили определил тему следующих Девятых Чтений, в название которых будут вынесены слова В.А.Сухомлинского: "Чтобы подарить ребенку искорку знания, учитель должен обладать морем Света". В их ходе планируется проведение уже 40 мастер-классов. Возрастающее с каждым годом количество и педагогический уровень участников Чтений дает надежду, что гуманная педагогика станет основой школы будущего.

Константин Устинов «Скрижали Света» /серия «ЗНАКИ СВЕТА»/

Фрагменты

64. Часто в состоянии постижения смешного открываются двери мудрости. Смешное сродни легкости игры, не обремененной грубыми условностями этого мира. Каждый, даже самый серьезный, человек становится в этом состоянии ребенком, пред которым открыта вся Вселенная Радости. Часто излишняя серьезность является лишь помехой к пониманию глубоких вещей, каким бы это парадоксальным обстоятельством ни являлось. Ребенок меряет лужу просто так, ради игры. Запуская воздушного змея, дети уже приобщаются к осознанию Беспредельности. Осязаемость мира и запоминание сложнейших законов можно усвоить лишь через юмор. Множество считалок и стишков распространено среди детей для усвоения серьезных математических правил. Умение растормозить сознание, застывшее в коллаптическом шоке серьезности, похвально. Конечно, нельзя быть попрыгуньей-стрекозой и бабочкой-однодневкой, но сердце знает меру вещей.

195. Не собирайте себе толпу, которая готова слушать глупости и верить, что она удостоена испить из Святого Источника Луча Владыки. Множество всегда являет собой гнездо предательства. Ищите одинокую душу, рвущуюся к небесам всеми слабыми силами сердца, как серый птенец, потерявший своих родителей, как обездоленный путник, лишенный крова и огня. Только нищета поверит в слово высшее, но пресыщенная толпа не всегда поймет Слов Милосердия. Дети, простые деревенские дети скорее усвоят ощущение луча, ибо близки природе их души. Да, они просто так могут разорять гнезда и убивать птиц, но интерес царя природы невежественен. Но рука духа направит сердце достать с недоступной скалы хранимую тайну.

Как может одинокий кедр расти на каменистом утесе? Откуда он берет силы устоять на морозе и ветру? Мощь Красоты и Свобода Чистоты питают его дух. Корни берут из темных каменистых недр сок силы земной и питают его устремления. Нельзя отрываться от родной стихии, но взгляд блуждает в великой Беспредельности, где хранятся все ключи от Врат тайн.

254. Тьма ищет бессмертия, зная, что зло скоротечно и всегда побеждаемо. Оттого вспышки ненависти и бешенства в вашу сторону. Но Огненная Аура Воина может усмирить даже разъяренного тигра силой собственной уверенности. В уверенности лежит связь с Иерархией, которая прочна и непрерываема, и твердость преданности, не дающая уклониться в сторону от луча, и космическое напряжение любви к каждому созданию, притягивающей токи Матери Мира.

Умейте мечтать о самом прекрасном, чтобы ваше воображение, воспламенившись, приносило вам реальные картины Высших Миров, к которым вы прикасаетесь мыслью. Мечта - это победа над временем. В мечте вы владеете будущим, и насколько необозрим ваш духовный взор, настолько и вы останавливаете влияние времени на вас. Ощущение внутренней молодости в себе способствует долголетию. Но чувство своего внутреннего ребенка, своей детскости еще важнее, значительнее по воздействиям на физические функции тела. В детях все чисто и уравновешенно. Даже аура, и та белая и чистая. Изречение Христа: "Будьте как дети!" - прямое указание на способность самоочищения в случае умения представлять себя ребенком.

Погружение в Радость, нахождение в себе Радости и ее источника могут явиться настоящим генератором оптимизации сознания. Умение не отягощать свое сердце и сердца окружающих - путь к улучшению кармических связей и облегчение их тяжести. Заповедано быть серьезным. Но когда назревает ссора, нужно вспомнить, что шутка -лучший разрядитель нагнетения отрицательного. Зло не знает юмора, зло не может смеяться, ибо само его существование не является мудрым отношением к вещам. Шутка облегчает привязанность к миру вещей и делает мир легким, как полет огненной молнии, - легким, быстрым и неуязвимым.

К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: фото скульптуры Алексея Леонова "Гармония" (2006).

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования.

     Гуманная педагогика - это открытая авторская педагогическая мастерская выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили.


     Сайт будет полезен: творческим педагогам, думающим родителям, врачам-педиатрам, студентам педагогических вузов и колледжей, представителям общественных организаций, детских творческих коллективов, объединенных идеей гуманизации ("очеловечивания") образовательного пространства, одухотворения среды обитания наших детей и молодежи.

     Здесь Вы сможете узнать: о целях, принципах, методах и глубинных основах гуманной педагогики, как в классическом, так и в современном аспектах, познакомиться с опытом и разработками активных участников движения в Украине и других странах и при серьезном устремлении стать одним из них.

     А также получить информацию: о международных и всеукраинских педагогических чтениях, авторских семинарах, творческих фестивалях, круглых столах по вопросам воспитания и обучения на основах гуманной педагогики.

http://pedagogy.org.ua/

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное