Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику АКСИОМЫ


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику АКСИОМЫ   64   2008-12-16 17:33

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены «Аксиомы гуманной педагогики» Шалвы Александровича Амонашвили и начало его книги «БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ» /«Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя»/, подзаглавие которой стало темой предстоящих Восьмых Международных педагогических чтений (г. Москва, 9-11 января 2009 г.), подробный анонс Чтений повторяем в разделе «Новости и ссылки». В завершение Поздравляю всех читателей рассылки с наступающим Новым 2009 годом и желаю Вам Новых, прежде всего, гуманных свершений, Гармоничного здоровья и его неотъемлемой составляющей – гармоничного отношения к Жизни во всех ЕЕ аспектах проявления, ЛЮБВИ, Радости и оптимизма, всего самого светлого!

Амонашвили Шалва Александрович

Аксиомы гуманной педагогики

1. Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймем?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить трудно».

2. Утверждающий богат, отрицающий беден. Гуманная педагогика – это живое существо с постоянно обновляющимся контекстом. Ребенок не готовится к жизни, он уже живет (К.Д.Ушинский). Нужно ли учить детей смыслу жизни? Если мы будем пользоваться хорошими мыслями, то правильно построим свою жизнь.

3. Гуманная педагогика строится на общечеловеческих ценностях: вера в высшее (не обязательно – в Бога), в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро. Мудрость – это всего лишь субъективное состояние человека, но это и есть самое главное.

4. Цель гуманной педагогики – воспитать из ребенка благородного человека. Все как будто знают, что такое благородство. Но никто не исчерпает это понятие целиком. Все знают только какой-то аспект и назовут его.

5. Средства авторитарного воспитания не отвечают цели воспитать благородного человека. Авторитарному педагогу от ученика нужна только память. Его методы и есть трагедия воспитания (Д.Н.Узнадзе). Самый высочайший принцип гуманного учителя: проявлять творящее терпение. Воспитание – это когда никто не замечает, что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А.Сухомлинский).

6. Педагогика – это школа смысла жизни, в которой разделение на учителей и учеников – условное.

7. Авторитет без авторитаризма и панибратства – надо ошибаться, чтобы дети могли (оказались способны) вас исправить (помогли учителю). Это создает атмосферу сотворчества.

8. Принципы гуманной педагогики:

а) очеловечивать среду вокруг ребенка;

б) проявлять творящее терпение;

в) принимать любого ребенка таким, какой он есть (не ломать его волю);

г) строить отношения сотрудничества с ребенком (я – тоже ученик, а он -учитель);

д) преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

е) проявлять преданность и искренность в отношении ребенка (единственный защитник детства – учитель).

9. Личность воспитывается личностью, любовь – любовью, доброта – добротой. Любовь может погасить ненависть, но ненависть не в состоянии породить любовь. Если у меня даже чего-то нет (например, я – не личность), но устремлен к этому (хочу стать ею), то сам путь станет основой воспитания личности в другом.

10. Воспитание происходит только в условиях духовной общности (Сухомлинский). Если вы согласны с этим – проверьте, а как на практике у вас выходит? Улыбка укрепляет дух.

11. Жизнь – это шанс, не упусти его. Жизнь – это красота, удивляйся ей. Жизнь – это мечта, осуществи ее. Жизнь – это долг, исполняй его. Жизнь – это игра, так играй в нее. Жизнь – это любовь, так люби. Жизнь – это тайна, разгадай ее. Жизнь – это трагедия, выдержи ее. Жизнь – это приключение, решись на него. Жизнь – это счастье, сотвори ее сам. Так говорила Мать Тереза: не уничтожай свою жизнь.

12. Представьте Землю, летящую в Космосе, и скажите ей ласковые слова; пошлите добрую мысль страдающим (старикам, детям); закроем глаза – и пошлем привет своим родителям (маме и папе порой некогда с нами заниматься – пошлем привет нашим бабушкам и дедушкам); пожелайте успеха учителю, который стоит перед вами. Кто прекрасно и широко думает – тот растит свой дух. Если ребенок вам что-то принес – обязательно похвалите сделанное (выделив то, что сделано хорошо, или лучше, чем остальное) и он сделает еще. Составьте книгу из принесенных ребенком листков, скажите, что отдали своим друзьям почитать – создайте для каждого воображаемую искусственную среду. Ребенок должен быть убежден, что он всем нужен и интересен.

13. Встреча света учителя с судьбой ребенка – это и есть урок. Вся жизнь – это великий урок (не от звонка до звонка). Уроки удивления – восхищения тайнами. Уроки умиления: как все прекрасно вокруг нас – откуда это идет? Какие игрушки ребенок будет брать – красивые или безобразные? Красивые.

Значит, в ребенке изначально заложена красота. Уроки мудрости: эта мудрость в тебе – достань ее из себя. Уроки покаяния – не то было сделано, что хотелось бы или что надо было бы сделать. Уроки молитвы – что тебе хотелось бы, чтобы было. Уроки служения. Уроки терпения. Уроки понимания (другого). Уроки любви.

14. Мы – те ангелы, которых послал Бог, чтобы совершить чудо (сотворение нового). Это равно относится и к учителям и к ученикам. Поэтому урок -это сотворчество.

15. Мы все учились в школе и институте. Может ли каждый из нас назвать тех, кто является для него учителем? Это будут в лучшем случае несколько человек. Кто не сможет никого назвать, тот несчастный человек, ему не повезло. Тот, который не имеет учителя и не нуждается в нем, – опасный человек. Из 90 учителей, которые учили меня, я могу назвать только одного: это Варо Вардиашвили, которая преподавала у нас грузинский язык и литературу.

16. Теперь скажите (ответьте для себя) на следующие вопросы:

а) Есть ли у вас философское представление о ребенке?

б) Нуждаетесь ли вы в философии?

в) Какой вы учитель (родитель, директор)? Авторитарный, властный, справедливый, строгий, требовательный, хмурый, без юмора или гуманный, демократичный, добрый, радостный, с юмором? Существует три типа учителей: 1) те, которые объясняют; 2) те, которые жалуются; 3) те, которые вдохновляют.

г) Начитаны ли вы в сфере педагогической классики? Философии? Психологии? Методики? Врач и учитель – много общего. И тот и другой должен быть хорошо подготовлен.

д) Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Перед директором, родителями, детьми, страной, президентом, Богом?

17. На каком фундаменте стоит гуманная педагогика:

а) первоисточники всех религий;

б) педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский);

в) психологические труды (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);

г) философские произведения (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский);

д) философское учение семьи Рерих;

е) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные);

ж) опыт коллег.

18. Мы – соработники у Бога. В гуманной педагогике это именно так. Все мировые религии – путь к одной вершине с разных сторон горы (своя тропинка). С сектантами не согласен: вершина одна. В религиозных источниках – великие основы педагогики. Это – ее первоисточники. Высшая форма сознания – религия. Педагогика – планетарная форма сознания. Атеист – это тот, для кого главное – материальные ценности.

19. Христианское учение – пособие по педагогике, а Христос – педагог.

Моисей и Мухаммед – учителя, только у них не было диплома. Второе после религии – это педагогика. Вера и родительское чувство (вместе) – заложены в каждом из нас. Это – чувства, но не страсть. Чувство со смыслом – чувствознание.

20. Сейчас религия и наука пытаются выйти на диалог. В.И.Вернадский, М.Планк – для них такой проблемы не было. Считается, что педагогика – это наука. Но так ли это? Подход к личности (если личность в ребенке заранее предполагать) – часто надо найти только одно слово, которое заставит ребенка работать. В педагогике важен контекст. Текст-подтекст – это литературное произведение, живой разговор человека с человеком, а в науке стараются, чтобы весь подтекст был раскрыт в тексте. Если наука – это «на-ухо» (тайна, искусство, мудрость – передача от учителя к ученику), тогда, с этим дополнением – да. Это – главное в педагогике.

21. Как и в науке, от общего к конкретному – лучший путь изучения гуманной педагогики. Наука строится на фундаментальных допущениях. Аксиомы – это такие допущения, которые не имеют доказательств. Где то пространство, которое открыл Н.И.Лобачевский? В воображении. «Воображаемая геометрия» – сам Лобачевский ее так назвал. Для верующих священная книга – Библия, Коран. А для педагогов – это свод книг Я.Каменского, Сухомлинского, Ушинского – пророков от педагогики.

22. Ф.Квинтилиан говорил: «Наша душа небесного происхождения». А.С.Макаренко (которого считают образцом педагога-атеиста) из письма к М.Горькому: «у человека есть душа и она – главное». В себе надо воссоздать синтез начал Запада и Востока.

23. Допущения или постулаты (аксиомы) гуманной педагогики:

а) Реально существует Высший Мир (Бог, Абсолют). Я не был там, а если и был – не запомнил, как в глубоком сне. Мое сознание его не удерживает. А чувство? Чувство его должно знать, а сознание – иметь в виду.

б) Моя душа реальна и бессмертна. Зачем нам Бог? Для того, чтобы утвердиться в своем бессмертии. А значит, я должен трудиться, чтобы бессмертие состоялось – я должен заслужить. Нет пределов совершенствования. «Будьте совершенными, как Отец ваш небесный» (и в Коране это сказано, и в Библии).

в) Каждый смертен и для каждого уже при рождении поставлена точка. Земная жизнь человека – отрезок пути восхождения, который беспределен и не кончается со смертью. Намусорил – подбери. Мы – помощники богов (Бога) в строительстве Космоса. Дух – 5-е измерение для 4-мерного пространства-времени.

24. Нет хороших и плохих детей – их Бог посылает. Кто знает – может, среди них наш собственный предок пришел в мир. Ребенок – явление в нашей жизни, нет случайно рожденных детей. Это не просто философия, это – позиция.

25. Ребенок – это не только явление, это еще и миссия (предназначение). В каждом младенце лежит тайна – несъедобная косточка винограда (для боя или для торговли – мы не знаем). Няня Пушкина и Пушкин – у каждого своя миссия.

26. Когда у человека призвание, он говорит: «Не могу иначе жить». Если человек не своим делом занимается, то он много лет живет вне своей судьбы. М.Мамардашвили: «Люди ищут судьбу там, где ее нет, а она – внутри человека». Человек вне судьбы – это разумное животное (человек без человеческой задачи, миссии). Более того: люди занимают чужую судьбу, то есть место друг друга в обществе. Из-за этого революции.

27. Надо возвышать детей в развитости, духовности, мотивации.

Ребенок – величайший носитель энергии духа. Ноосфера – энергия проявления духа, психическая энергия. Взрыв духа человека – это мощнейшая (разрушительная и созидательная) сила, мощнее любой бомбы.

28. Итак: ребенок – это Явление, Миссия, Духовная энергия. Но это – его Душа (треугольник его Души).

 29. Люди рождаются друг для друга, старые – для молодых (подставляют спины для молодых ножек). Учителя и ученики, которые в свою очередь учат учителей. Люди оставляют друг для друга «дары духа». «То, с чем я родился – подарок Бога; то, с чем я умру, – мой подарок Богу» (русская поговорка). Есть такая партия – партия учителей; она складывается из тех, кто может устоять, какие бы условия не были. Государство – хотя бы должно людям обещать, если не может дать (человек в надежде нуждается). Учителя – это любовь, государство – это надежда, а церковь – это вера.

30. Педагогика – это субъективное состояние человека, настрой учителя. Поле вокруг – в котором другим (ученикам) хорошо, вольготно, свободно. Истина – внутри человека (сумма установок воли). От веры в благородство своего дела, от крепости воли зависит создание этой атмосферы.

31. Скрипки Страдивари – дарят пожизненно великим исполнителям (В.Спивакову, например). Душа требует инструмента, чтобы миссию утверждать. Это – тело, часто оно непригодно для миссии. Хронические идиоты (имбецилы) – в них говорит душа (тело не может ее движения выразить). Ребенок (если увлечен) – схватывает мысль до вопроса, и начинает отвечать; язык при этом не важен (на любом можно задавать); знание Ветхого Завета (израильские дети – им задавались вопросы). Ответ – ангелы учили до рождения, что в этом теле я не смогу совершить грех, из-за которого получил это тело. Ученые, когда не могут объяснить на основании своих теорий (аксиом), говорят: «А я в это не верю» (и таким образом уходят от факта). Каждый физик, который пытается (старается) быть объективным – субъективен.

32. К треугольнику Души следует добавить инструмент – треугольник Тела. То, что извлекается из каждого – зависит от эпохи (это не все наши силы!). Треугольник Тела – Свобода, Развитие, Взросление. Это – материальное в ребенке, может быть измерено, а значит, относится к науке. Это три страсти в ребенке (ведь тело – это страсти): 1-я страсть (главная) – к развитию, 2-я – к взрослению, 3-я – к свободе.

33. Основная заповедь учителя – не навреди. Из-за нелюбви (не только дома, но и в школе) ежедневно лишают жизни себя 18-19 человек. Вот как не хватает любви (и как она нужна). Чеченский синдром: здоровые дети засыпают и не просыпаются (не хотят жить в мире взрослых, где одна ненависть и нет любви). Если ребенок не достаточно получает любви в семье или в обществе, вся нагрузка ложится на плечи учителей. Учителя литературы – духовные наставники людей. Цель литературы – восхождение, другой нет. Дуэль Пушкина. Есть разные способы уйти из жизни, в которой нет любви.

34. Несколько сотен тысяч детей не работают и не учатся. Семья уводит детей к материальным ценностям (деньгам). Купи-продай.

35. Авторитарная педагогика – это «бездетная», безсубъективная педагогика. Главная ее цель – дать ребенку знания, навыки, необходимые для взрослой жизни: не важно кто перед тобой («ты хороший», а «ты плохой»). От ребенка остается проекция успеваемости, забота же о воспитании личности возлагается на родителей. А заботятся ли они, могут ли это делать? Почаще возвращайтесь к вашей школьной жизни, вспоминайте, какими вы были в том же возрасте. Авторитарный учитель не несет детям блага, даже если дает хорошие знания.

Доверяй, но проверяй – сталинский (авторитарный) принцип (государственный, чиновничий, бездушный подход – дети с детства включаются в социальную пирамиду власти).

36. В год 2 млн. женщин делают аборты. Души спешили спасти нас, а мы вернули их обратно, отказались от их помощи. Дети индиго – дети с возвышенными миссиями – хотят прийти.

37. Ребенок – не «чистая доска», а семена будущих личностей (Узнадзе). Если дети развиваются вне общества, они остаются на уровне животных (А.Н.Леонтьев). Идея развития – очень древняя. Это – основная идея педагогики Выготского (он поставил ее в центр педагогики).

38. Без обучения нет и развития (есть такая идея). Обучение – это и есть развитие (и такая идея есть). Количество усвоенных знаний и навыков и само развитие – это разные вещи. В мире нет более мощной теории о развитии, чем теория Выготского. В то же время появились работы Узнадзе – они совпадают с идеями Выготского. Если нет в голове теории, то и руки не будут творить. Если не знаешь законов – блуждаешь в потемках.

39. Сотрудничество помогает развитию, а самостоятельность – вредит. Это – Выготский. Ребенок (его внутреннее) – это круг (целостность) с множеством точек. Эти точки – прямохождение, память, речь, мышление, эмоции с семенами возможностей (и они – безграничны). Мы с ребенком специально не занимаемся речью, но он ею овладевает. Кто это делает? Способности (живая сущность). Каждая способность (функция, как говорят в современной психологии) – имеет свой будильник. Если вовремя не успеем – упустим функцию. «Или сейчас – или никогда». Если поспеть сейчас – получите результат без всякого участия воли, а если не поспеем – большие усилия воли потребуются, затраты средств (приемов, методик) и времени.

40. Функция уйдет – останется (или не останется) результат. Например – овладение языком.

41. Есть потолок общечеловеческий. Нет ни одного «сейчас», в течение которого нас будет ожидать функция, которая развивает эти способности – они есть, но мы о них не знаем, их не развивает эпоха и педагогика, они входят в особый талант личности, или потенциальность человечества. Но у каждого есть и свой потолок.

42. Тело – биологический инструмент души, а поэтому он должен быть настроен до личностного уровня (делает его природа, а настраивают – воспитатели и учителя). «От радости к радости (открытия, познания) надо вести ребенка» (Сухомлинский).

43. Сама косточка (точка в круге), сама функция не раскроется (не проявится), если не подобрать к ней благодатную почву (подходящие социальные условия). Это и есть развитие: переход природных возможностей (талантов) в реальную силу (знания, навыки, привычки).

44. Актуальная зона развития – это то, что (сейчас) ребенок делает (осваивает) сам. Кольцо (один круг в другом) – ЗАР (Зона Актуального Развития), внутренний круг (это то, какой ребенок есть сейчас, сегодня); ЗБР (Зона Ближайшего Развития); внешний круг (завтра – он станет таким). Если общество вовремя не поспеет с плодородной почвой, то зародыш ребенка вырастет в недоразвитого урода. Возможность была – и она состоялась, была – но не состоялась: бывает и так, и так. Условий подходящих нет – ЗАР в ЗБР в этом случае не перейдет.

45. После того, как завершается развитие тела, завершается и развитие внутренних психических функций. После 23 лет никто маленьким не является. Календарные сроки все исчерпаны.

46. Эти стадии роста – мощнейшая сила, которая мешает ребенку учиться у авторитарного педагога. Он – не «чистый лист», который можно в любое время заполнить какими угодно сведениями (или – не заполнить). Времени (безразличного, астрономического) для ребенка нет: есть только сейчас и завтра. Он часто становится неугомонным и неуправляемым. Это и есть «самостоятельность» ребенка. Мудрость без опыта не приходит. Надо дать молоток и гвоздь в определенный период – пусть ушибется, но до этого – давать нельзя, а после – он сам не возьмет.

47. Помощь без взрослого, без социума, без учителей (которых этот социум выдвигает) не бывает: ребенок в этом нуждается. Народная педагогика – это интуитивное знание того, что, когда и кому нужно. Шалуны – те, которые сами строят свою педагогику, если взрослые препятствуют тому, что им в настоящий момент их развития требуется. Другие силы ждут – когда предшествующие окажутся развитыми.

48. В определенном возрасте ребенок набирает впечатления, а потом – ему требуется мировоззрение. Этот след детства от нас никуда не уходит и во взрослом возрасте. Красивый, гармонически развитый дуб имеет в основе развитые корни.

49. Не надо принуждать, когда ребенок хочет сам. Иначе – страх. Наблюдательность (как и память) – это не знание, а сила познания.

50. Один может, другой – не может: «в силу обстоятельств». Говорят, что это судьба. Судьба или череда обстоятельств мешает миссии или помогает. Если среда враждебна, то срок, в течение которого функция (владея человеком) ищет условий, становится все короче и короче.

51. Законы развития (это – наука, тут не надо верить или не верить, это – знание; вера требуется там, где я не знаю, а чувствую):

а) развитие природных сил в ребенке проходит в соответствии с календарными сроками (Бауэр «Развитие младенца»: младенец начинает улыбаться – в строго определенный срок);

б) развитие природных сил в ребенке происходит только в условиях трудностей (преодоления препятствий);

в) качество среды влияет на развитие природных сил в ребенке положительно или отрицательно (ускоряет, замедляет, приостанавливает);

г) развитие природных сил имеет свой потолок (у каждого ребенка);

д) развитие природных сил имеет индивидуальные свойства и отклонения.

52. Гипертрофированно развитая функция закрывает возможности дальнейшего развития (память – Р.Лурия). Если, например, были слишком благоприятные условия в 5 лет для изучения языков, то многие другие функции – например, стать лингвистом, уже оказываются закрытыми. Упал – ушибся, травма – попал в катастрофу: возникает функция, часто весьма неожиданная (или – пресечение целого ряда дальнейших возможностей, если человек остался инвалидом).

53. Л.В.Занков – учитель математики (гениальный). Обучал напором трудностей: от трудного к более трудному. Ускорить процесс обучения, усилить роль теоретического знания. Без трудностей – заглушение процесса. Если процесс облегчать, то так можно только набирать знания. Реально облегчать можно только через мышление, а это уже трудность (облегчать через теорию).

54. Трудности – исключительно в зоне активного развития (ЗАР). Говорят: «А мы уже это проходили...». Мы должны не пройти, а освоить. Превратить знания в личностное достояние (значения – в смыслы: Леонтьев). Это и есть нравственное отношение к знаниям (с уважением к тем, кто их для людей добыл, а мы теперь можем их усвоить). Пользоваться знаниями – это делает компьютер (справочник), а не личность.

55. Система Эльконина-Давыдова: «Я дам одно знание, а остальных не дам – это дети откроют сами» (и показывал один палец, а потом пять). Не усвоение большого количества образцов решения задач, а способ решения целого комплекса задач на одном образце. Это и есть – развивающее обучение.

56. Погашенный мотив – унесет с собой и знания (экзамены на отметку). А если мотив заложить (чтобы он не гас – горел дальше)? Первый путь – это 1 + 1 = 2 – х (х – то, что уходит, забывается), а второй – это 1 + 1 = 2 + + х (х – то, что ребенок сам добавит).

57. Сотрудничество – это когда есть общие интересы.

58. Детство – это процесс взросления (переход от возраста к возрасту). Синяя птица – мы ищем то, чего нет. Бердяев: «Мы ищем смысла жизни, которого нет, но в этом случае сам поиск смысла и будет смыслом». Так же и с Богом. Но так – и с гуманной педагогикой.

59. Что кто (из родившихся на Земле) принесет (подарит) людям? Возвращайтесь чаще в детство – там вы найдете средства для своей педагогики.

60. Животные живут по инстинкту (с рождения), а человеческие дети – нет, их должны воспитать родители (или – общество). Уже самка шимпанзе не знает, что делать с родившимся детенышем, так же и с людьми. Кто-то из социума должен научить. Ребенок изначально привязан к взрослым, и каждому ребенку – страшно хочется стать взрослым.

61. В бездуховном обществе воспитания не бывает (Сухомлинский).

62. Если дети не приходят к вам с личными вопросами, то вы еще не знаете, что такое гуманная педагогика.

63. Свобода в чистом виде не существует (свобода входит в треугольник свобода-взросление-развитие – развитие на основе взросления как неизбежного процесса).

Мы свободно выбираем себе правила, а дальше поступаем в соответствии с ними (так при игре).

64. У ребенка – высочайшая мудрость в понимании свободы. Веселятся, радуются – играют. Игра – это свобода (свободное принятие правил). Некоторые правила игры мне не нравятся, но чтобы радоваться игре, я их принимаю. Свобода – это всего лишь свобода выбирать из разных правил (традиций, государственных законов, но главное – традиции, из них прежде всего приходится выбирать).

65. Космос и Хаос. Космос – Порядок, Красота. Хаос и пустота, мрак – синонимы. Внутри Хаоса, в этой беспорядочности заложены законы порядка – так считает наука. И именно так обстоит дело и с ребенком: он заложник пробуждающихся и засыпающих функций.

66. Ребенок – как вулкан, который все время сотрясается от страстей и извергает шалости. Шалун – это способ оттачивать каждому педагогу свое педагогическое искусство.

67. Кто мир за собой ведет? Хулиганы. Лобачевский и Эйнштейн. Шалость – это энергия творения, ее проявление. Выбираю для себя ценности, из них составляю себя, и только в момент выбора (короткий момент) чувствую свободу.

68. Долг – это то, что я не хочу делать, но обязан. Почему? Так как я выбрал: быть гражданином, быть семьянином, заниматься той или иной профессией (быть учителем). Закон принуждения – объективный закон, он господствует везде, господствует он и в педагогике. Говорят: ребенок свободен, и он сам должен решать. Но что он может решать – он еще ничего не знает. Педагог должен создать вокруг каждого ребенка такую обстановку, как будто тот выбирает сам.

69. Для меня главные педагоги – это Сухомлинский и Ушинский. В ребенке живет хаос, а космос должен быть в учителе. «Свободные школы» (после войны возникли – в той же Англии) – «да, это интересно, я приду потом». Это не та свобода, которая нужна ребенку.

70. Свобода для ребенка познанная и принятая им необходимость (но есть возможности, из которых он выбирает); свобода – это движение от хаоса к порядку (космосу); растущий человек принимает свободу (право выбора) от взрослых; в педагогическом процессе удовлетворение страсти к свободе происходит на основе (иллюзорного) чувства свободы выбора.

71. Это – аксиомы, их не доказывают, ими пользуются.

Нефтекамск-Москва Записал С.К.Борисов Для издания использованы материалы журнала Благотворительного Фонда «Дельфис» N1, 2005.

 

Ш.А.Амонашвили

БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ

Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Нинце и Геги – прекрасным молодым родителям моей красавицы правнучки Тамусики

Синтии и Дайнису – голубоглазым родителям моего же голубоглазого крестника Кришьяниса посвящаю с любовью

Шалва Амонашвили

...Может быть, на тысячу семей найдётся одна семья, где обратят внимание на природу детей.

Живая Этика

(Начало)

Дорогой Читатель!

Пока Вы начнёте читать эту книгу, хотел бы сказать Вам несколько слов.

Я не предлагаю Вам строгую науку или методическое пособие о воспитании Ребёнка в семье. Такой науки, откровенно говоря, и не существует. Перед Вами мои личные соображения и взгляды о том, как романтично можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.

Конечно, излагая свои мысли, я то и дело исходил из разных научных знаний, но пользовался ими ради своих намерений.

Так же как художник, как композитор, поэт или мыслитель, я старался преподнести Вам самого себя – «мою» гуманную педагогику. Преподнести её так, чтобы она понравилась вам.

Песню, которая задевает нас, мы поём хотя бы в душе. Стихи, в которые мы влюбляемся, перечитываем вновь и вновь. А если в семье растёт Ребёнок, неужели забота о нём не обратит наше внимание на разные педагогические идеи, и если какая-либо из них привлечёт нас, не используем в нашей практике.

Я очень хотел бы, чтобы идеи гуманной педагогики (эту педагогику я называю «своей» не потому, что я её открыл, а потому, что присвоил от классиков) понравились Вам и чтобы Вы воспользовались ими в воспитании своего ребёнка, своих детей.

Я честен перед Вами: я искренне верю в истинность гуманной педагогики, потому предлагаю, чтобы Вы тоже поверили в неё и полюбили её и, конечно же, отказались от силового, авторитарного воспитания Вашего Ребёнка, ваших детей. Моя задача именно в этом.

Для меня гуманная педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство. Потому, в поиске названия книги я сразу отказался от таких скучных формулировок, как: «Родительское чувство», «Воспитание как жизнь», «Семейное воспитание», и согласился с Валерией Гивиевной (она моя супруга, набирала текст на компьютере и редактировала его), которая сказала: «Это же баллада! Назови книгу – “Баллада о воспитании”!»

Так появился новый педагогический жанр.

Я писал книгу, слыша в себе музыку и поэзию, давал волю фантазии, прибегал к повествованию. Предлагаю сюжетное развитие педагогической жизни в семье, осмысливая её как наш совместный с Ребёнком путь восхождения. Для каждой сюжетной части «Баллады» определилось музыкальное название.

Остаётся добавить одно: если я не смогу увлечь вас идеями гуманной педагогики, то, пожалуйста, не думайте, что она сама такая не интересная и не живая. Она прекрасная. Возможно, я не смог донести до Вас её красоту.

Перед Вами не возрастная педагогика о воспитании Ребёнка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все её участники.

Аккорды

Зов и Явление

Я – Дух нерождённого.

Кто меня зовёт?

Выбирайте лучшие слова!

Вложите в них ваши лучшие чувства!

Выбирайте лучшую музыкальность для зова!

И всё это пошлите мне!

Ваш голос с Земли начнёт воспитывать меня

на Небесах и притягивать к вам.

Ну, как?

Зовите, зовите, зовите!

Зовите всем сердцем и чистотой, которая есть в вас!

Ваш зов только так достигнет тех высоких пространств,

где я обитаю!..

Вы призвали меня?

Я услышал!

Я спускаюсь!

Свершилось великое таинство: я явился в земную жизнь.

Привет всем вам от Создателя!

Я – Путник Вечности.

Но я ваш ребёнок.

У меня нет земного посоха.

Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом.

Только примите мои условия:

– Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.

– Во мне свой характер, не ломайте его.

– Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.

– Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.

– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

– Воспитывайте чувства под водительством разума.

– Воспитывайте разум под водительством сердца.

– Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются.

Прелюдия

Он от Света

Семя любви осчастливило нас, и к нам явился долгожданный гость – Путник Вечности. Господи, какой он хрупкий и беспомощный!

Но сердце наше чует: в нём могущество. Он пришёл с пустыми руками, пришёл голым! Но опять чувствуем: несёт он дары, чтобы раздать щедро. Он пока какой-то морщинистый, этакий новорождённый старичок. Но морщины эти, мы знаем, от мудрости, которая в нём от прошлого.

Морщины он сбросит, а мудрость оставит, и начнёт всё сначала.

Глаза его смотрят не на нас, но на кого-то Невидимого. И первый крик его, и плач его, и лепетание его, и первая улыбка его тоже обращены не к нам, а к тому же Невидимому.

Мы пока для него не существуем, а существует некто Другой, который для него важнее, чем мы.

Он – от Света, потому всё светится и лучится.

Он – как пламя огня, как миниатюрный вулкан – в нём полное нетерпение.

О, Господи, какое в нём доверие, бездумное доверие ко всем нам! Вот возьми и сделай с ним что хочешь! А что мы хотим сделать с ним?

Но разве будем выбирать что-либо другое, если знаем, что нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих?

Он – наш Ребёнок.

А мы – его родители – Отец и Мать.

Можно и так сказать: Папа и Мама.

«Наш» – не значит, что он – наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ.

Мы – родители – соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека.

К чему же мы его устремим?

Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлён.

К чему – он эту загадку несёт в себе.

Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути. И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви.

Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком.

Мир ждёт его таким – Благородным. Потому родительское сердце предупреждает нас уберечь нашего Ребёнка

от дурных зрелищ,

от сквернословия,

от грубости,

от дурной музыки,

от всего ложного,

что разлагает тело и

разрушает дух.

Будем беречь его

от чувства собственности,

от самости,

от злобы,

от праздности.

Он сейчас младенец.

Но годы улетят.

В нашей повседневной заботе они улетят быстро.

Младенец подрастёт, и сам станет взрослым.

А мы постареем и скажем нашему сердцу: «Видишь, мы ему больше не нужны, он сам пробирается к своему Пути. Может быть, успокоишься?»

Но сердце не уступит. Оно скажет нам: «Если кто стал уже отцом и матерью, то это на всю жизнь, до конца дней своих».

Господи! Наверно, родители для своих детей так же, как Ты для нас: когда же Ты успокоишься и скажешь, что детям Твоим не нужна больше Твоя забота, они уже «сами с усами»?

Кантата

О новой Расе

В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века мир заговорил о детях-акселератах, о том, что рождались дети, рост и вес которых превышал все нормы, сроки их полового созревания сокращались, они физически быстро развивались.

Психология тоже подтвердила, что наблюдается более ускоренное умственное развитие детей: шести-семилетние дети-акселераты своими умственными способностями многократно превосходили детей-сверстников прошлых времён.

Наука не смогла объяснить факт акселерации и приписывала его биологическим и социальным факторам. Тогда речь не шла о том, что этому поколению детей было суждено дать мощный импульс цивилизованному развитию человечества и изменению облика мира. Материалистический взгляд на мир в целом и на мир детства в частности не допускал возможности думать о предназначении нового поколения детей, о том, что дети несут в себе свою Миссию, свой Путь.

Дети-акселераты выросли, им стало по двадцать, тридцать, сорок лет. Многие взяли в свои руки бразды правления и на глазах у своих родителей, т.е. «старого» поколения, начали утверждать свою волю.

И что же мы увидели?

Мы увидели, что изменились многие основания в жизни мирового сообщества людей, в жизни государств. Демонтаж унитарного государства, изменение политической карты мира, вхождение в жизнь людей компьютеров, интернета, электронных и спутниковых связей и многое другое – это свершения поколения детей-акселератов.

Они рождались в пятидесятые и шестидесятые годы, неся в себе своё предназначение: изменить цивилизованный облик планеты в семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы.

Они это сделали.

Они несли в себе импульс развития духовно-нравственных ценностей. Но, видимо, этот импульс был послабее импульса изменения материального бытия. И общество тоже было не готово для принятия возвышенных духовных ценностей. Скорее наоборот, в силу чего возникли неизвестные ранее болезни, мир был втянут в войны, в межнациональные и межрегиональные столкновения, усилились частнособственнические рвения, началось обесценивание культуры.

«Старое» поколение с трудом поспевает за стремительным движением бывших детей-акселератов, которых само же воспитывало. А непонимание их предназначения также ввергает взрослых в конфликты и пререкания с «молодыми».

Непонимание будущности наших детей-акселератов (мы просто удивлялись и восхищались их высокому росту и мускулистому телосложению) помешало нам дать им то развитие и воспитание, которое помогло бы им в полном объёме реализовать себя. Они реализовались лишь частично. Дети были новые со своими устремлениями, а педагогика, будь она в семье или в школе, осталась старой. Мы не захотели уяснить для себя это опасное для воспитания расхождение. Потому из среды детей-акселератов выросли не только люди, которые развивали жизнь общества, но и люди, которые, пользуясь своим талантом и способностями, навредили обществу.

А теперь идёт новое поколение детей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составляют особую человеческую Расу. Их предназначение более высокое и длительное, чем было предназначение любого другого поколения.

Новая Раса, которая нарождается, будет резко отличаться от нынешней современной Расы, от всех тех поколений, которые сожительствуют сейчас на Земле и закрепили в себе ценности и образ жизни прошлых поколений.

Мудрецы объясняют нам это различие.

Главное для Современной Расы – Иметь,

а для Новой Расы – Давать.

Нам говорят: «Сейчас вы стараетесь получить, завладеть вещью, которая вам кажется желанной. Но это обладание временное, иллюзорное. А надо стараться построить в себе вечные качества, которые реальны и не могут быть потеряны».

Современная Раса ищет захватов.

Новая Раса будет жить, чтобы давать.

Нам объясняют: «Побольше прибыли, высокие посты, накопление частной собственности, личное удовлетворение – вот к чему стремится в эти дни весь мир. Давать – на это смотрят как на жертву, и это делается с надеждой что-нибудь получить взамен. Для Новой Расы даяние будет нормой, общим выражением неэгоистического народа, оно будет его лучшей радостью».

Лозунг Современной Расы – соревнование,

Новой – кооперация и сотрудничество.

Нам комментируют: «Сейчас всё ещё наставляют детей, что нужно превзойти других, быть лучше, чем другие и в учении, и в спорте, нужно оставить других позади (в тени). С Новой Расой придёт сознание: стараться сделать больше и лучше то, что каждый в состоянии сделать ради Общего Блага».

Современная Раса разрушительна.

Новая будет созидательной.

Нам объясняют: «Своими вредными излучениями человек удалил от себя многие из эфирных существ, которые живут и развиваются наравне с нами. Потому все катастрофы, разрушающие нашу планету, – циклоны, землетрясения, наводнения, огненные стихии, чрезвычайная смена тепла и холода, – вызваны самим человеком, ибо это результат его разрушительного отношения к жизни природы и низкого качества его мыслей. Новая Раса будет проявлять заботу ко всему окружающему и сотрудничать с духами природы. Она изобретёт то, что задействует огромные силы, обнаруженные в природе и в человеке. Эти силы ещё скрыты, неизвестны, потому что они опасны в период разрушительной Расы».

Владение научными знаниями – слава Современной Расы.

Но в Новой Расе Мудрость будет выше.

Пояснения: «Наука имеет дело с внешней стороной, а это медленный процесс в направлении к сердцу вещей. Не из внешнего вовнутрь, а из внутреннего наружу – вот путь Мудрости. Внутри – Единая Жизнь. Эта же самая Жизнь проявляется и в других и является мотивирующей силой во всех феноменах природы. Достигнув осознания этого через совершенную чистоту, мы можем познать причину всего, узнать ответы на все вопросы “как” и “почему”. Совершенная Мудрость включает в себя все познания».

Настоящая Раса управляется интеллектом.

Грядущая Раса будет управляться интуицией.

Нам объясняют: «Интеллектуальность полагается исключительно на впечатления, падающие на мозг извне. Вы мир вокруг себя охватываете несовершенными инструментами органов познания. Интуиция же действует изнутри. Она приносит неограниченное, истинное познание себя. И когда полностью откроете себя, вы узнаете всё, что можно знать обо всей Вселенной».

Современная Раса окружена уродливыми формами.

Красотой будет окружена Новая Раса.

Нам говорят: «Сейчас ваша оценка красоты зависит от её редкости и цены. На множество из этих предметов, которые вы цените за их красоту, вы бы и не взглянули, если бы они стоили дёшево, если бы их мог приобрести каждый. Ваше предпочтение – это поиск личного удовлетворения, и поэтому оно грубо и эгоистично. В Новой Расе искусство и красота будут результатом внутренней чистоты. В Ней будет преобладать красота духа, а не красота чувств, как сейчас. Душевная красота найдёт своё выражение в фигуре и форме, грациозных ритмических движениях, в приятных мелодических голосах и вежливом обращении. Внутренняя красота будет служить причиной того, что и внешнее её выражение станет прекрасным».

Современная Раса сгибается под тяжестью страданий.

Новая Раса с высоко поднятой головой будет отражать Свет, который является чистейшей радостью.

Нас призывают: «Перестаньте быть причиной своего собственного несчастья, поддерживаемого самоутверждением своей личности, отбросьте ваше личное «я», нарушающее радость, мешающее выявлению высшего, блистательного «Я». Оно лучезарнее солнечного света. Пусть Оно сияет в вас, просвещает вас, наполняет своей великой, непоколебимой радостью все уголки вашего существа».

Настоящая Раса характеризуется разъединением.

Новая Раса будет отличаться единством, единодушием.

Нам объясняют: «Сейчас каждый человек гордится тем, что у него есть и чего другие не имеют: способности, политические убеждения, религиозные взгляды, наряды. Новая Раса ищет объединяющее. Каждый постигает свою суть, собственное внутреннее «Я» и Его жизнь (что есть Бог). Постигает, что его интересы не могут быть отделены от интересов других».

Современная Раса скована.

Новая Раса будет свободной.

Объяснение: «Современное человечество сковано физическими, материальными формами. Даже в делах любви и дружбы оно тяготеет к материальной стороне. Новая Раса будет знать духовную сторону всех явлений, она будет считаться с вечным. Поэтому она будет свободной от всех обманчивых связей и болезненного страха что-либо утратить, потерять».

Нам говорят: «Вам надо понять, что весь мир в вас и вы едины со всяким живым существом, со всем, что есть – с небом, с океаном, с элементами, с насекомыми, с птицами и животными, с людьми и богами – с Богом. Вам надо понять, что вы бессмертны, что всегда были и никогда не перестанете быть».

Нас заверяют: «Дети Новой Расы готовы придти в земную жизнь. Но они придут, когда вы подготовите им Путь. Они в ожидании чистых тел, чистых родителей, чистой обстановки и чистой Любви. Они воплотятся тотчас же, как только вы станете чистыми. Вы сами можете войти в Новую Расу, когда, упорно борясь, обретёте Совершенную Чистоту».

Это есть мой давнишний конспект прекрасной маленькой книги, которую я полюбил. Она называется «Дети Света».

Дети Света уже рождаются.

Они приходят в ту или другую семью.

Сами они не говорят, что они Дети Света.

Но нам было бы лучше принять нашего Ребёнка как представителя Света и тут же твёрдо усвоить: Ребёнок Света нуждается в родителях, тоже устремлённых к Свету.

Наблюдатели нынешнего поколения детей утверждают, что современные дети действительно отличаются от нас самих, когда мы были детьми, от детей всех предыдущих поколений. «Детей Света» ещё называют: «Необычные дети», «Дети Нового Сознания», «Дети индиго». (Индиго – это название фиолетового цвета, которым, как утверждают люди с умением видеть человеческие излучения, окружён ребёнок. Отсюда – дети индиго).

Говорят, что таких детей сейчас становится всё больше и больше, что их количество превышает 90%.

Говорят, что они есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность. Наша судьба, судьба человечества – в их руках.

Они мудры, они чувствуют свою мудрую древнюю душу.

Они буревестники нового общества и бросают вызов всему, что есть вокруг.

Несут они расширенное, космическое сознание и новые знания.

Они открыты и уверены в себе.

Но они уязвимы перед грубостью и насилием.

Бесцеремонность взрослых по отношению к ним делает их беззащитными.

Ими овладевает скука в той среде, где интеллектуальный уровень людей ниже их уровня; в частности, им очень скучно в школе.

Многие из них не выдерживают дисгармонию в семье, в школе, в обществе, где их не могут понять, не стараются понять.

В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок или же кончают жизнь самоубийством.

Дети новые, а педагогика – образование, воспитание, обучение – старая, авторитарная. Мы однажды уже промахнулись, принимая детей акселератов; наша авторитарная педагогика не дала многим из них возможность раскрыться полностью. Неужели допустим ещё один промах – ослабим импульс эволюции, который даруется нам Свыше?

Новому Роду человечества, Новой Расе нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, сорадости, сострадания, защиты. Детям нужна педагогика Мудрости, которая взращивает духовность и духовную общность. Педагогика эта, имеющая корни в классическом наследии, называется Гуманной Педагогикой.

Вариация

Ребёнок

Обычные словари объясняют нам: ребёнок – это мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества.

Как это скучно!

И не только скучно, но и опасно, ибо ввергает нас в заблуждение.

Всё, что скучно, значит – неправда, во всём скучном есть ложь...

Психологи начнут нам так же скучно и скудно рассказывать, каково мышление у детей раннего возраста, каковы их память, воля. Как они проявляют свои эмоции, каков круг потребностей и интересов. Это всё вокруг да около Ребёнка, а не о нём самом.

А мы – родители, исходя из таких знаний, со своей стороны, будем строить скучное и, значит, ложное воображение о Ребёнке, о нашем Ребёнке. Мы больше будем говорить о том, как он ведёт себя, хороший он у нас или плохой, послушный или непослушный, прилежный или ленивый, умный или глупый, талантливый или тугодум, радует нас или раздражает.

Но это будет наше заблуждение, которое поведёт нас ещё дальше. Надо же будет добиться того, чтобы он, наш Ребёнок, сделался хорошим, послушным, прилежным, талантливым, превосходящим вашего Ребёнка, и чтобы он стал надеждой для нас, для нашей обеспеченной старости!

Так наша забота о Ребёнке с лёгкостью переходит в заботу о самих себе.

Если он не слушается, мы будем искать методы, чтобы он стал послушным, вместо того, чтобы искать пути поощрения того естества, в силу которого он не может и не должен быть таким. Будем обращаться с Ребёнком построже, будем поощрять его за хорошее поведение, но будем и наказывать за дурные поступки, за непослушание. Будем наставлять и строго повторять одно и то же, требовать исполнения нашей воли!

Вот как поступим с ним. И будет у нас оправдание. «А как же иначе, – скажем мы, – он же ребёнок, он же в раннем возрасте, не дорос ещё до отрочества!»

Но нам нужно будет и гордиться: какой он у нас талантливый! Если он талантливый, значит мы тоже, родители, талантливые, если он прекрасный, тогда мы в сообществе родителей лучшие!

Наш Ребёнок, видите ли, знает стихи, считает до десяти, читает слова, пишет буквы, играет у компьютера. А ваш?

Наш сын прекрасно учится, знает языки, побеждает в конкурсах программистов, обучается карате, занимается фигурным катанием... А ваш?..

Заблуждения-то какие!

А заблуждения – горя сеть. 

Адажио

Путник Вечности

А мы заглянем в другие словари или спросим у мудрецов, что означает слово РЕБЁНОК.

Мудрецы скажут нам: Ребёнок – это забота сегодняшнего и смысл завтрашнего дня.

А толкователи сути слов порадуют нас, ибо мы узнаем нечто сокровенное:

Ребёнок – это возрождённое новое бытие.

Ребята – это носители тайны возрождённого нового бытия.

Дитя – это носитель Истины.

Дети – это народ, действующий в Истине.

Скажем и о Человеке – это есть Душа, преходящая веками.

Вот кто есть Ребёнок – это ПУТНИК ВЕЧНОСТИ, который пришёл к нам в гости.

Нам надо сложить о нём новый образ, чтобы не заблуждаться впредь и не вредить Путнику:

– Ребёнок есть носитель Новой Жизни,

– он – носитель Истины в духе,

– в нём могущество Неба и Земли, Духа и Природы,

– он – Человек Пути и Путник Вечности,

– в нём заключена его земная миссия, его предназначение,

– он – суть Свободы и Воли,

– он – будущий герой духа,

– он – забота настоящего и смысл будущего,

– он – единственный на Земле и во всей Вселенной.

Но для нас – родителей, для всех взрослых Ребёнок олицетворяет ещё и другое:

– он есть знак доверия Бога к нам,

– он есть гость в нашем доме,

– он есть камень преткновения для нашей человечности,

– он – испытание на преданность, на прочность наших духовно-нравственных устремлений,

– он есть путь нашего совершенствования, условие искупления грехов наших, возможность стать лучше, изживать в себе пороки.

Но лучше Яна Амоса Коменского, классика мировой педагогики, не скажешь:

«Если кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин.

Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то посмотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему.

Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, но и наравне с нами

соучастников Христа,

царских жрецов,

избранный народ,

спутников ангелов,

судей дьяволов,

утешение небес,

ужас ада,

наследников небес во все века.

Что можно придумать более возвышенного?»

Речитатив

Кто из нас скажет: «Я не педагог»?

Мы – родители.

Чем мы занимаемся, имея своего Ребёнка, своих детей?

Мы так и родились, как будущие мамы и папы.

Быть отцом или матерью – это наша естественная природа: надо воспроизводить род человеческий. Мы по природе своей, по задаткам своим изначально уже педагоги. Мы призваны быть воспитателями.

Отец и мать (папа и мама) суть профессии педагогические.

Но эти профессии (равносильно как дедушка-бабушка) особенные. Они есть профессии первого и главного воспитателя своего Ребёнка, своих детей.

Нам никуда не деться от Богом предписанного долга. Иначе будет грех, будет предательство. Воспитывая нашего Ребёнка, мы становимся соработниками у Бога.

Кто может заменить нас, родителей, в воспитании наших детей? Может быть, няни, может быть, кормилицы, или служанки, или гувернёры, или учителя школы?

Все они могут нам помочь.

Но заменить Ребёнку маму и папу никто не в силах.

Добрые люди бывают всегда.

Но Мама!.. Но Папа!..

Пожалуйста, забудем о том, что у нас, может быть, нет диплома о каком-либо педагогическом «образовании». Нам не нужны эти дипломы.

Сам творец уже присвоил нам прекрасную высшую квалификацию, доверив своё чадо на воспитание: Отец, Мать, Папа, Мама.

Если кто скажет: «Я не педагог», тот, наверное, хочет уклониться от своей ответственности, хочет оправдать свои оплошности в воспитании Ребёнка. «Я не педагог» означает: «Извините меня, воспитание у меня не получается». Есть родительское сердце – поищем там нашу образованность.

                                                                                                                 Фуга

Четвёртое измерение

Детям Света нужны родители Света, учителя Света.

Мы должны, обязаны такими стать.

Для этого нужно, чтобы мы расширили наше сознание, наше представление о Ребёнке, о его воспитании. Наше сознание есть опора для практической педагогической деятельности. Но оно у многих из нас ограничено материалистическим взглядом, который не позволяет видеть в Ребёнке Путника Вечности. Путников Вечности мы не обнаруживаем и в самих себе. А Ребёнок нуждается в таких родителях и воспитателях.

Отсюда и необходимость расширения нашего сознания, оно требует новых допущений. «Чтобы получить обновлённое сознание, нужно научиться допускать. Это первое условие для развития сознания», – говорят мудрецы Востока.

Чего же не хватает нашему сознанию, чтобы оно стало расширенным? Дело вовсе не в широких знаниях, а в том, что нам нужно возвысить наше сознание от материалистического восприятия мира, и в частности, Ребёнка, до духовного. Мы не опровергнем материальный мир и материальные ценности, они существуют, мы живём в них. Но существует более важное, которое определяет материальное – это Дух и Духовность.

Все учебники традиционной педагогики хором будут нас наставлять, что воспитание определяется тремя факторами: наследственностью, средой и особо организованной средой, то есть, целенаправленным воспитанием. Эти три материалистических измерения и диктовали нашему педагогическому сознанию свою волю, детищем чего стал наш авторитарный взгляд на Ребёнка и наши силовые подходы к нему. Но вот проходят столетия и тысячелетия, а воспитательная практика не может торжествовать. Изобретаем педагогическую науку, но идеи о воспитании не развиваются. Разве не видим, что мы отдаляемся от наших детей, но не в том смысле, что наше сознание опередило их, и дети не в силах следовать за нами. А в том смысле, что становимся глухими друг для друга. Человечество действительно накопило богатый опыт, и мы могли бы дарить детям наши знания, наши ценности. Но ведь надо, чтобы они прислушивались к нашим советам? Однако им трудно это сделать. Потому ахаем и охаем: если бы молодость знала, если бы старость могла!

В чём вина наших детей?

В том ли, что они требуют от нас уважения к ним, общения с ними на равных? Конечно требуют, но не декларациями, а всеми законами своей духовной и естественной Природы, чтобы мы признавали в них Путников Вечности и познали такими самих же себя?

Человечество из века в век повторяет одну и ту же ошибку, а теперь к ней присоединились и мы: считаем Ребёнка глупым и хотим силой сделать его умным; считаем его строптивым и довольно злым и хотим силой подчинить его своей воле, которая нам кажется и нравственной, и истинной; принимаем его, как простой сосуд, который упорно не желает наполняться чем-то хорошим, и, «ради его же блага», стараемся силой наполнить его. Ошибка кроется в нашем непонимании того, что духовная и естественная Природа Ребёнка не терпит никакого насилия, какими благими намерениями ни было бы оно оправдано. Вот и обрывается связь. И воспитание, которому предписано быть самым прекрасным, самым божественным жизненным процессом на Земле, становится безжизненным и безобразным, становится пыткой и для Ребёнка, и для нас.

Вообразим такую картину.

Нам нужно позвонить нашему знакомому по мобильному телефону. Цифры в номере телефона имеют свою строгую последовательность. Нельзя менять их порядок, менять хоть одну какую-либо цифру из, может быть, шестнадцати, а то и двадцати и более. Но какая разница, скажем мы, набирать «01» или «10», ведь сами цифры набраны? Разве будет большой ошибкой, думаем мы, если вместо «1» набрали «2»? Ведь разность между ними в одну единицу, а не в пять или восемь! Почему связь не устанавливается? Какой плохой аппарат, какая глупая строгость! Мы раздражаемся и готовы разбить телефон вдребезги.

Но имеет ли смысл наше раздражение?

Природа в Ребёнке – это нечто вроде кода страны или города. Все остальные цифры, если их набирать по порядку, будут вести нас через всю страну человечества к миру детства, и только последняя цифра свяжет нас не с любым (!), а с нашим Ребёнком. А если мы ошибемся в наборе последней цифры, не будет связи с ним.

Мы прекрасно знаем этот закон мобильной телефонной связи, который, кстати говоря, продиктован Природой материального мира, и чтим его.

Но почему же ошибаемся в воспитании ребёнка?

Чтобы он нас понял, тоже есть закон, установленный природой, но не только материальной, но и духовной. Василий Александрович Сухомлинский назвал этот закон духовной общностью между взрослым и Ребёнком, и предупредил нас:

БЕЗ ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ ВОСПИТАНИЕ НЕ СОСТОИТСЯ.

Вот и кричи, ори на Ребёнка, чтобы он вынул пальцы из своих ушей, выслушал тебя, внял твоим наставлениям!

Ничего путного не получится; не будет связи, потому что перепутали порядок установления духовной общности.

Авторитарная педагогика есть педагогика бедности и ограниченности нашего сознания. А как его расширить, об этом дружно напутствуют нас классики мировой педагогики: расширить сознание нужно от материального до духовного с пониманием того, что дух есть начало всего материального.

Назовём духовность высшим, четвёртым измерением нашего сознания.

Да, есть материалистические триады, вроде: время, материя, пространство; или же: длина, ширина, высота; или же: учитель, ученик, родители и т.д.

Но есть и реальности, которые отражены в понятиях: Вечность, Беспредельность, Бессмертие, Дух, Духовность, Бог. На них пальцем не укажешь, их не измеришь. Но о них знает сердце, которое своим чувствознанием и духознанием подскажет нам, что мы – Путники Вечности, и это важнее, чем быть только прохожими на Земле. И разум тоже подтвердит нам, что «наша душа небесного происхождения», и что весь опыт жизни человечества и эволюция сознания связаны не только и не столько с наукой, сколько с верой, которая есть предчувствие истины.

Итак, четвёртое – духовное – измерение!

Какие оно содержит допущения?

Их три:

– Высший Мир, Мир Духовный, Мир Бога есть реальность.

– Дух человека бессмертен и устремлён к вечному совершенствованию и восхождению.

– Земная жизнь есть отрезок Пути бесконечного духовного восхождения.

Допущения потому и называются допущениями, что они принимаются на веру, а не на основе доказательств. Мы и не сможем доказать эти допущения. Нет такого факта, такой логики, такой науки, которые были бы в состоянии объявить эти допущения истинными, также как нет факта, логики и науки, которые смогли бы доказать обратное.

Остаётся одно: или принимать их как свою личную истину, то есть, поверить в них, и тогда сознание должно научиться мыслить на этих началах; или же личностно опровергнуть их, то есть, поверить в обратное, и тогда сознание должно искать другие допущения, ибо без них мысль застывает, жизнь становится рутинной.

Только нам всем надо следовать нравственному правилу: те, которые верят в одно, пусть не враждуют и не мешают тем, которые верят в другое.

(Продолжение следует.)

К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: фото скульптуры Алексея Леонова "Мария Магдалина".

Алексей Леонов родился в 1982 году в г. Сумы, Украина. В 2 года начал лепить из пластилина, а с пяти в художественной студии взялся и за глину. В 1993 году поступил в Государственную художественную среднюю школу им. Т.Г. Шевченко в Киеве на отделение скульптуры, где учился «на отлично». А с 1999 года Алексей – студент-первокурсник скульптурного факультета Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Во время учебы в академии проявил большой интерес к истории религии, философии и мировой культуры, активно принимал участие во многих выставках и конкурсах, стал лауреатом ряда премий, в том числе всеукраинской олимпиады по эстетике в 2002 году. В 2005 году Алексей Леонов окончил с отличием Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры по специальности «Магистр, художник, скульптор, исследователь, преподаватель». С 2005 года А.Д. Леонов становится аспирантом мастерской выдающегося украинского скульптора В.З. Бородая – академика Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. С 2008 года - член Союза художников Украины.

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования.

     Гуманная педагогика - это открытая авторская педагогическая мастерская выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили.


     Сайт будет полезен: творческим педагогам, думающим родителям, врачам-педиатрам, студентам педагогических вузов и колледжей, представителям общественных организаций, детских творческих коллективов, объединенных идеей гуманизации ("очеловечивания") образовательного пространства, одухотворения среды обитания наших детей и молодежи.

     Здесь Вы сможете узнать: о целях, принципах, методах и глубинных основах гуманной педагогики, как в классическом, так и в современном аспектах, познакомиться с опытом и разработками активных участников движения в Украине и других странах и при серьезном устремлении стать одним из них.

     А также получить информацию: о международных и всеукраинских педагогических чтениях, авторских семинарах, творческих фестивалях, круглых столах по вопросам воспитания и обучения на основах гуманной педагогики.

http://pedagogy.org.ua/

Приглашаем принять участие в 8 Международных Педагогических Чтениях - "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", которые состоятся в Москве 9-11 января 2009 г.

Информационное письмо

Восьмые Международные Педагогические Чтения

«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя»

состоятся  в Москве   9-11 января 2009 г.

Уважаемые коллеги!

Время летит быстро. Поэтому предлагаем уже сейчас готовиться к Восьмым Международным Педагогическим Чтениям. Тема Восьмых Чтений, которую утвердили участники Седьмых Чтений, связана с личностью каждого из нас. Академик А.Е.Акимов в своем последнем выступлении произнес мудрую фразу: «Детям Света нужны учителя Света». Учителями, воспитателями, родителями и руководителями Света должны стать мы сами. Мы обязаны превзойти самих себя: нам нужно целенаправленно совершенствовать свой духовный мир, свою нравственность, свое профессиональное искусство. Вечная педагогическая истина – «Воспитатель сам должен быть воспитан» – для нас приобретает особую важность. Мы можем устремить наших учеников и воспитанников только к тому, к чему сами устремляемся.

Гуманная педагогика утверждает аксиоматику:

– Личность воспитывается Личностью.

– Доброта воспитывается Добротой.

– Любовь воспитывается Любовью.

– Благородство воспитывается Благородством.

– Устремленность воспитывается Устремленностью.

– Человек воспитывается Человеком.

С полным сознанием ценностей гуманной педагогики и своей ответственности перед Будущим и перед Творцом мы определили тему Восьмых Чтений: «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя».

Воспитатель и учитель прекращает быть таковым, как только забывает о самовоспитании и самоусовершенствовании. Осознание необходимости своего духовного и нравственного совершенствования, чувство долга и совесть дают каждому из нас силы строить свой личный путь восхождения. Кому-то нужно будет сжечь в себе остатки раздражения и грубости и закалять себя в творящем терпении; кто-то сочтет необходимым потрудиться над расширением своего сознания, над постижением сути духовного гуманизма, над освоением языка и искусства гуманной педагогики; кому-то нужно будет устремить себя к красоте во всем, творить красоту в себе и вокруг себя; кое-кто серьезно задумается о своих желаниях, об их чистоте и нравственности; кто-то переосмыслит характер своих отношений к родным, коллегам и окружающему миру в целом, научится быть великодушным, сердечным, возвысится над обыденностью; кто-то отречется от зависти, чувства собственности, ненависти, боязливости и страхов; кто-то восполнит в себе чувство любви, доброжелательности, прощения, сопереживания; кто-то откроет сердце свое вере, Богу…

Пусть каждый из нас задумается над своим учительским именем. Через свой творческий, одухотворенный труд, через свое отношение к жизни, к людям, школьникам, коллегам, родителям, семье, собственным детям мы заряжаем свое личное имя энергией светлого педагогического авторитета. Нам надо прославить труд и облик учителя через себя, через свою возвышающуюся личность.

Нам нужно научиться следовать фундаментальной идее: наше сознание и воля определяют бытие, они творят условия жизни; качество жизни зависит от того, во что мы верим, к чему устремлены, что утверждаем.

Тема Восьмых Международных Педагогических Чтений обращает наше внимание на то, как мы целенаправленно воспитываем и совершенствуем нашу субъективную духовно-нравственную природу, как возвышается над самим собой, каких достигает успехов и какими способами, какими усилиями воли. На Чтениях нам нужно говорить о том, как сами совершенствуемся, а не о том, как преуспевают наши дети. Круглые столы и Мастер-классы Восьмых Международных Педагогических Чтений должны быть пропитаны этим содержанием.

О круглых столах

Круглых столов может быть 9. Они будут работать в первый день Чтений – 9 января. Мы еще не смогли точно сформулировать темы круглых столов и надеемся, что вы, дорогие коллеги, поможете нам. В качестве варианта для обсуждения предлагаются следующие формулировки:

— Чудо творящего терпения,

— Тернистый путь к гуманной педагогике,

— Могущество веры и любви,

— Творить в себе родителя (отца, мать),

— и т.д.

Ждем Ваших предложений.

О Мастер-классах

На Седьмых Чтениях мы впервые воспользовались такой формой представления идей и опыта, как мастер-класс. Было проведено 14 мастер-классов, которые ознаменовали качественное обновление традиций наших Чтений. На Восьмых Чтениях мы увеличиваем количество мастер-классов: их будет 27. Желающие дать свой мастер-класс должны прислать в Оргкомитет заявку до 20 сентября 2008 г. Экспертная комиссия отберет для включения в программу Чтений те мастер-классы, которые:

– соответствуют теме Восьмых Чтений,

– содержат свежую идею и опыт,

– автор в состоянии живо представить свой опыт участникам.

В заявке нужно указать Ф.И.О. автора, место работы, должность, эл. адрес и телефон. Далее автор в свободной форме излагает тему, идею, содержание мастер-класса, способы и условия его проведения.

Время для каждого мастер-класса – 1 час 30 мин. Автору предлагается в течение 50 мин.  вести мастер-класс; оставшееся время посвящается ответам на вопросы и обсуждению представленного опыта.

Т.к. материалы далее могут быть опубликованы в журнале «Три ключа», автор передает в Оргкомитет текст о своем мастер-классе в объеме 5-7 печатных страниц с приложением фотографий (формат JPG, разрешение 300, объем не менее 1 МБ). Материал сдается в печатном и электронном виде.

Об общих встречах

Общие встречи держат направление Чтений. Кроме двух-трех установочных докладов, приветствий и отчетов, участникам Чтений будет предоставлена возможность сделать сообщение по двум вопросам: «Как светлый ангел побеждает» (рассказ о том, как мы спасли конкретного ребенка от беды, как помогли ему преобразиться) и «Есть идея» (мысли, предложения о совершенствовании работы Чтений, об улучшении и обогащении жизни в мире образования, о развитии ценностей гуманной педагогики и т.д.).

Регламент работы Восьмых Чтений

9 января

10.00 – 12.00     Первая общая встреча

12.00 – 12.30     Перерыв

12.30 – 14.00     Работа круглых столов

14.00 – 15.00     Обеденный перерыв

15.00 – 16.30     Работа круглых столов

16.30 – 17.00     Перерыв

17.00 – 18.00     Вторая общая встреча

10 января

10.00 – 11.30     Третья общая встреча

11.30 – 12.00     Перерыв

12.00 – 13.30     Мастер-классы

13.30 – 14.30     Обеденный перерыв

14.30 – 16.00     Мастер-классы

16.00 – 16.30     Перерыв

16.30 – 18.00     Мастер-классы

11 января

10.00 – 12.00     Четвертая общая встреча

12.00 – 13.00     Обеденный перерыв

13.00 – 14.30     Завершающая общая встреча

14.30 – 15.00     Перерыв

15.00 – 16.00     Концерт участников Чтений

О бережном отношении ко времени

Дни и часы Чтений – это особое время. Оно очень быстротечно, но каждая его минута сулит нам необычные и долгожданные встречи, которые наполняют наше сердце и разум творческой энергией, зажигают для дальнейших свершений, облагораживают наш духовный мир. Время это всем нам очень дорого, поэтому надо его беречь. Мы рекомендуем подумать о том, как говорить о главном ясно, образно, коротко и всегда помнить, что и другим тоже есть чем нас порадовать.

На Чтениях лучше выступать с живой речью, размышлять, свободно высказывать свои мысли. А тексты, в которых опыт и обобщения изложены расширенно, можно передать в Оргкомитет для публикации. Если мы бережно отнесемся к каждой минуте Чтений, которая не останется в прошлом, а будет сопровождать в жизни, то всем нам достанется больше прекрасных впечатлений, свежих идей и радостных встреч.

Дорогие коллеги!

Не откладывая, предлагайте, пожалуйста, ваши мысли:

– о темах круглых столов,

– о лучшей организации Чтений,

– о характере мастер-классов,

– о других формах работы, которые могут обогатить Чтения,

– о содержании и оформлении пригласительного билета и программы,

– о регламенте Чтений,

– о списке литературы, которую вы хотели бы приобрести на Чтениях,

– о темах Девятых и Десятых Чтений.

Просим вас стать организаторами Восьмых Международных Педагогических Чтений. Сообщите о них вашим коллегам, приглашайте их принять участие в Чтениях. Очень важно, чтобы ряды участников Чтений пополнились молодыми начинающими учителями, воспитателями и студентами.

Ваши предложения, а также заявку на участие в Чтениях направляйте в адрес Оргкомитета.

Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 800  1500 руб. в сутки. Гостиница, дающая регистрацию зарубежным участникам Чтений, будет стоить не менее 1500 руб. Организационный взнос – 300 руб.

Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее.

Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать  до 1 декабря 2008 года, по адресу:

119019, Москва,   Малый Знаменский пер.  д. 3/5,

Международный Центр Рерихов, Центр Гуманной Педагогики

Тел./факс (495) 203-14-46,  8-909-626-12-70 (моб.),  факс (495) 203-71-84,

эл. почта: ichp@yandex.ru

Регистрация участников Чтений 08.01.2009 с 10.00 до 18.00, 9.01.2009 с 9.00 до 10.00

в здании Московского Городского Педагогического Университета по адресу:

 Малый Казенный переулок, д.  5Б. ст. метро «Курская», схема проезда на сайте Издательского Дома Амонашвили http://izdatamon.narod.ru/contacts.htm

Данное Информационное письмо принято Советом Международного Центра Гуманной Педагогики  18 марта 2008 г.

Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики          

Академик РАО Ш.А.Амонашвили

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное