Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Начало


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Начало   63   2008-11-12 16:58

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещена статья А. Д. Тюрикова «Начало гуманной педагогики в России», ссылки на открытые уроки рыцаря гуманной педагогики, члена Правления ВЦГП, учителя биологии Бак В.Ф.

В «Новостях и ссылках» смотрите о прошедших в г. Киеве 1-2 ноября 2008 г. III Всеукраинских педагогических чтениях, ссылку на интервью Роману Скрыпину Президента АПН Украины, экс-министра образования Украины Василия Креминя «Все еще авторитарная педагогика не дает сформировать самодостаточную личность» /опубликованном на украинском сайте «Радiо Свобода» соответственно на украинском языке/, анонсе Восьмых Международных педагогических чтениях на тему "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", которые состоятся в Москве 9-11 января 2009 г.

А. Д.Тюриков

Начало гуманной педагогики в России

 

   «Имей душу, имей сердце», – проповедовала гуманная педагогика века…

                                                                                                                                                  В.О.Ключевский

Педагогика как наука возникла в России во второй половине XVIII века и с первых дней своего зарождения была гуманной и синтетической. И главную роль в этом сыграл Иван Григорьевич Шварц, ставший в 1779 году в возрасте 28 лет профессором немецкого языка в Московском университете. Он, казалось, самой судьбой был послан в новое отечество для определенной миссии, для того, чтобы изменить отношение к детям в обществе, научить воспитывать их на гуманных началах, для созидания из них свободной и творческой личности.

Энергично приступив к деятельности, Шварц незамедлительно устроил при университете Педагогическую семинарию для приготовления учителей из русских, инспектором которой и был назначен, сделавшись первым в России преподавателем педагогики. Со временем семинария преобразовалась в Учительский институт, положив начало целой системе высших педагогических заведений. 

Через год была издана книга Шварца «Начертание первых оснований немецкого слога», в которой рекомендовалось обучение детей любому предмету соединять с познаниями в философии и психологии. «Начертание» – это не обычный учебник, только с набором правил и множеством отвлеченных примеров. Это, в первую очередь, философский трактат, который насыщен глубокими мыслями, образцами нравоучительных определений, в которых прописаны христианские нормы поведения. И согласно своим педагогическим принципам Иван Григорьевич сочетал обучающий процесс с мировоззренческим воспитанием. На своих занятиях он давал не только определенные сведения, но это были уроки постижения смысла жизни, внутренней взаимосвязи явлений, приготовления к жизненному поприщу. Здесь закладывалось синтетическое миропонимание ученика, формировался целостный подход к любым событиям и фактам.

Шварц сразу же показал, что имеет особенный дар привлекать к себе слушателей и благодетельно влиять на своих учеников. Его отношения с гимназистами и студентами выходили за пределы формальных и холодных: он входил в их личные и семейные проблемы, беседовал с ними, окружил их дружеской заботой. На его уроках царили возвышенные чувства и добрые эмоции, уважение и желание помочь друг другу, потому что главным действующим лицом в классе оставался ученик и его душа. Шварц подавал пример человеколюбия, благородства, внутренней гармонии, стремления к познанию, благодаря чему происходило воспитание высоких качеств и у его питомцев. По словам известного историка В.О.Ключевского, «это была прекрасная проповедь при бездушной школьной выучке и бессердечном вертопрашестве светской мысли»[1].

Университетская жизнь молодого профессора была чрезвычайно напряженной. Он читал лекции для студентов, преподавал в обеих гимназиях – дворянской и разночинской, в Педагогической семинарии, при этом оставаясь их инспектором. Предпринял он коренную реформу гимназического образования, и не жалея сил в короткое время осуществил все предложенные изменения. Шварц не мог переменить ни состав учителей, ни набор преподаваемых предметов, но он внес гуманное педагогическое мышление в образовательное поле не только Московского университета, но и в пространство созидающейся российской педагогики. Новый подход характеризовался уважением к личности ученика, раскрытием его индивидуальности и направлением на служение добру и справедливости. Взор ребенка устремлялся на свой внутренний мир, на познание самого себя, чтобы воспитание, таким образом, переходило на самовоспитание и на понимание своей самоценности. При этом значимость знаний определялась в первую очередь их смысловой и духовной насыщенностью, личностным отношением питомцев к ним на основе их высокой нравственности. И выходя за пределы или гимназии или университета, молодой человек желал не приспосабливаться к сложившимся условиям жизни, а менять, улучшать, совершенствовать эти условия.

Также появлялись в журналах философские статьи Шварца, проводилась им многообразная общественная деятельность, связанная с обширными начинаниями Дружеского ученого общества, основы которого заложил Иван Григорьевич, и ставившее перед собой просветительские, филантропические и издательские цели.

Была учреждена Шварцем при университете Переводческая семинария для обучения молодых людей иностранным языкам, мастерству перевода и ознакомлению русского общества с философскими и художественными сочинениями зарубежных авторов. При этом переводчики имели возможность оттачивать свое мастерство, излагая текст простым и ясным стилем, по сути дела создавая новый литературный русский язык.

Юноши Педагогической и Переводческой семинарий содержались за счет Дружеского общества, и число их было первоначально пятнадцать человек, а затем возросло до пятидесяти. Для помещения студентов обеих семинарий обществом был куплен особый дом, где жил и сам Шварц.

Тесная творческая связь преподавателя и воспитанников привела к тому, что по инициативе Шварца было основано первое российское студенческое общество – Собрание университетских питомцев. Иван Григорьевич поставил перед обществом задачу: «Доставление в университете обучающемуся юношеству таких средств, по которым бы оно не только могло успевать в науках, но и жить по правилам благонравия»[2].

В 1782 году начал под редакторством Шварца выходить новый журнал «Вечерняя заря», наполненный большим количеством серьезных материалов, написанными непосредственно питомцами Дружеского общества. Это были рассуждения «О бытии Бога», «О бессмертии души», «О рассудке», «О совести», «О человеческой воле», «О познании самого себя» и многие другие. Даже названия статей говорят о том, как основательно погружались воспитанники в исследование сущностных проблем под руководством своего наставника.

В том же году Шварц приступил к чтению публичных лекций по философии для всех желающих: друзей из Дружеского общества, студентов, интересующейся публики. Среди этих лекций выделялся цикл «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном», в котором много говорилось о двойственной природе мироздания, состоящего из видимой, материальной части и невидимой, духовной. Важное место в сообщениях отводилось рассмотрению роли мысли и воображения в жизни человека.

Не мог Шварц в своих выступлениях не уделить места и педагогическим вопросам. Особое внимание, по его мнению, должно уделяться воспитанию женщин. Они – душа государства. При должном воспитании женщины могут стать достойными женами, умягчая сердца своих мужей и подавая им полезные советы. Также материнские добрые чувства оказывают на ребенка сильное влияние, и если женщина имеет чистое воображение, то мысли ее непорочны и действия согласны с Божественным законом, и тогда ребенок до рождения получает ее наклонности. Напротив того, если «женщина ложным воображением оскверняет свои мысли и питает в них гнев, мщение, зависть», то «младенец прежде рождения получает в себя яд сей; каждая страсть матери проводит грубую черту на лице младенца». Такого трудно или совсем невозможно воспитанием исправить. Женщины, воспитанные в целомудрии и чистоте, могут иметь благотворное воздействие на все общество – «самые развратные и грубые нравы удобно покоряются благонравию и добродетели женщин»[3].

Объясняя, что наши мысли есть источник всех наших достоинств и пороков, Шварц считал необходимым для приведения их в порядок, напитывать детей прекрасными образами: «упражнять в словесных науках, в музыке, в живописи, и занимать их гармониею природы»[4].

6 ноября 1782 года состоялось официальное открытие заседаний Дружеского ученого общества, душой которого был Шварц. Общество соединило всех, любящих истину, науку и общее благо. Основные задачи общества составили издание учебных, религиозных и философских книг, распространение тех познаний, которые мало еще известны, содержание на иждивении общества в Переводческой семинарии при университете 35 юношей.

С начала же следующего года печаталось главное педагогическое сочинение Ивана Григорьевича «О воспитании и наставлении детей», в котором впервые на русском языке появилось и само слово «педагогика». Главное намерение в воспитании, по мнению Шварца, должно состоять в «образовании детей благополучными людьми и полезными гражданами». Для этого необходим синтетический подход, когда происходит одновременно нравственное, разумное и физическое развитие. Важнейшее воспитание состоит в том, чтобы образовать разум и сердце ребенка и через это наилучшим образом «приводить его к добродетели, религии и христианству». Образовать разум детей, значит насаждать в них «справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми». Воспитывать сердце детей называется «устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро, и чрез то соделывать исполнение должности их для них удобным и приятным». И далее Шварц дает ряд советов для родителей в деле воспитания сердец детей. Необходимо приучать их к повиновению и уступчивости, к трудолюбию, порядку и прилежанию в делах; усиливать те качества, которые им свойственны от природы: любовь к истине, подвигу и чистосердечию; охранять от болтливости; наставлять в смирении и скромности; вливать искреннюю любовь и благоволение ко всем людям, без различия состояния, религии, народа или внешних условий; приучать к сожалению и благодетельности; научать отречению от себя, равновесию, господству над своими страстями, терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастье, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах. Все эти предписания и упражнения должны сочетаться с наставлениями в религии и христианстве. Таких правил несколько: вливать в детей с первых лет их жизни благие суждения о важности и истине религии и христианства; научать их признавать религию за наилучшее средство быть добродетельным и благополучным и делать это через собственный пример взрослых; возбудить и беспрестанно сохранять в детях живое чувство совершенной их зависимости от Бога и Его воли; приводить их к учению о бессмертии души и будущей жизни; напоминать им всегда заповеди Христа. «Воспитывайте детей ваших, – писал Шварц, – не ласкательными невольниками, но свободно и благородно мыслящими человеками, умеющими ценить самих себя, любящими паче всего истину и не боящимися ее сказывать, когда их должность или благо других человеков того требует. Верьте, что ни один чистосердечный, честный, откровенный человек не раскаивался еще о том, что он чистосердечен, честен и откровенен, что он враг всякого притворства и ласкательства»[5].

Основное правило для Шварца касательно детей – это гуманное к ним отношение. Иван Григорьевич призывал задумываться над тем, каков духовный мир тех творений, воспитанием и образованием которых взрослые занимаются. Детей нельзя унижать и необходимо помнить об их достоинстве. Ведь первостепенной целью своей педагогической системы Шварц определял становление в ребенке благородных качеств и созидание Благородного Человека, с чувством и пониманием общего блага. Недаром при Московском университете был в 1779 году создан Благородный пансион, нацеленный на создание культурной элиты и работавший уже через несколько лет по тем педагогическим принципам, которые были привнесены Шварцем.

Принадлежала Ивану Григорьевичу идея издания первого в России детского журнала, имевшая воплощение уже после его кончины. С 1785 по 1789 год вышло 20 частей  «Детского чтения для ума и сердца»[6], в которых помещались нравоучительные и естественнонаучные статьи. Редактором на первых порах был А.А.Прокопович-Антонский, а затем А.А.Петров и Н.М.Карамзин, который помещал здесь свои первые произведения и совершенствовал русский язык.

В 1784 году Шварц умер. Сказалась самоотверженная деятельность на поприще просвещения, сказались многочисленные клеветы, зависть и недоброжелательство профессорской среды. Неожиданная кончина Ивана Григорьевича поразила его друзей, Дружеское общество, университет, которым он оказал столь неоценимые услуги. Все признавали, что в нем соединялись редкие свойства: бесконечная любовь к человечеству, непреклонная воля, возвышенный характер, глубокие познания.

Вклад Ивана Григорьевича Шварца в формирование цельного научного мировоззрения общества огромен и, к сожалению, до сей поры, не оценен по достоинству. Шварц как философ, педагог, реформатор русского языка, общественный деятель видится одним из крупнейших подвижников российской культуры XVIII века. Несмотря на краткость жизни и служения просвещению, Иван Григорьевич дал благотворный импульс развитию науки на многие десятилетия вперед.  «Восторженный и самоотверженный педагог до тончайшей фибры своего существа, – отмечал В.О.Ключевский, – неугомонный энтузиаст просвещения, вечно горевший, как неугасимый очаг, и успевший сжечь себя дотла в 33 года жизни, Шварц будил высшее московское общество, где был желанным гостем, без умолку толкуя в знатных и образованных домах о необходимости составить общество для распространения истинного просвещения в России, будил и университетскую молодежь своими одушевленными мистическими лекциями о гармонии наук в изучении таинств природы, о связи духа и материи, о союзе между Богом и человеком, о стремлении к свету и добру, к познанию Божества и внутреннего человека»[7].

Шварц заложил основы гуманной, синтетической педагогики, с акцентом на воспитание сердца, сотворение Благородного Человека – благородного не по рождению, а по своей сути. Он понимал, что без новой воспитательной системы, невозможно появление нового поколения благородных и образованных молодых людей, которое и было создано и сотворило чудо – Золотой век русской культуры первой трети XIX века. В этот процесс Шварцем был вовлечен весь Московский университет. Именно ученики Ивана Григорьевича стали применять его гуманные методы и среди них Антон Антонович Прокопович-Антонский, который с 1791 года стал бессменным директором Благородного пансиона на три с лишним десятилетия до 1824 года. В 1798 году на университетском акте Прокопович-Антонский произнес простую, точную и сильную речь «О воспитании», основные педагогические взгляды которой связаны с воззрениями Шварца. Антон Антонович утверждал, как и его наставник, что воспитание детей состоит в облагораживании сердца, просвещении и очищении ума, укреплении и сохранении здоровья. «Наставники и попечители забывают, говорил Прокопович-Антонский, что питомцы их не только разум имеют, но и сердце; что одною рукою делая ученые исчисления, другою должны они отирать слезы несчастных. <…> Время, время почувствовать, что просвещение без чистой нравственности и утончение ума без образования сердца есть злейшая язва, истре­бляющая благоденствие не единых семейств, но и целых народов!»[8] Обладал директор Пансиона редким, но необходимым даром отгадывать способности в своих учениках. Талант открывал он сразу, тотчас давал ему ход и старался поддерживать его на первых порах. Прокопович-Антонский не щадил трудов и усилий, чтобы поставить свое заведение на высшую степень достоинства – здесь преподавали лучшие и замечательные профессора и педагоги, само преподавание носило энциклопедический характер, строг был надзор за выбором книг, водворялось в сердцах питомцев религиозное чувство. Весьма важен был дух общежития, связывавший учеников и наставников.

Важным моментом учебной программы Благородного пансиона было то, что в нем делался основной упор на преподавание русского языка и литературы, ориентируя своих питомцев на собственное творчество: здесь каждый переводил, сочинял стихи, писал. И такой преимущественный литературный уклон имел облагораживающие воздействие на сердца и души воспитанников, подготавливая достойных людей для жизни в обществе. Из стен Благородного пансиона в разное время вышли – многие поэты и писатели, среди которых В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, ученые, драматурги, художники, генералы, наместники, министры, главнокомандующие, дипломаты, сенаторы, губернаторы – лучшие люди России, ее честь и слава. Пансион оказался образцом для будущей системы русских классических гимназий и государственных пансионов, в том числе и для Царскосельского лицея.

И мы можем сказать, что к началу XΙX века в пространстве Московского университета, который оставался еще многие годы центром культуры не только Москвы, но и всей страны, сложилось особое мировоззренческое поле, которое напитывало и взращивало благородных и высокообразованных людей. И в этот созидательный процесс значительный вклад привнес Иван Григорьевич Шварц.

1.       1. Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 42.

2.       2. Тихонравов Н.С. Профессор И.Г.Шварц / Тихонравов Н.С. Сочинения. М., 1898. Т. 3. Ч.1. С. 72.

3.       3. Лекции пр[офессора] И.Г.Шварца «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» // НИОР РГБ, ф. 147, ед. хр. 141, л. 60об-61об.

4.      4. Там же. Л. 62об.

5.       5. Новиков Н.И. Избранные сочинения. М.-Л., 1954. С. 421, 456, 466, 478.

Непонятно чем руководствовались многие исследователи, причисляя именно перу Н.И.Новикова и трактат «О воспитании и наставлении детей», и многие философские и педагогические статьи. Вышедшие без указания имени автора, они имели отношение к Н.И.Новикову только тем, что напечатаны были в его изданиях и издательстве. Все педагогические сочинения, появившиеся в то время между собой связаны, представляют собой цельный курс о воспитании и принадлежат И.Г.Шварцу, – им самим написаны или подготовлены под его руководством. Эти работы предполагают близкое и глубокое знакомство с западной педагогической и философской литературой, что было недоступно для Новикова, не обладавшего необходимыми познаниями, и совершенно применимо к Шварцу, который был блестящим энциклопедическим ученым. И главное: Новиков никогда и нигде не преподавал, не имел никакого опыта в воспитании детей. Шварца можно назвать главным педагогом своего времени, именно он, а не Новиков (здесь Г.В.Вернадский ошибся) был «истинным министром просвещения». Ведь П.Н.Милюков в своих «Очерках по истории русской культуры» однозначно называет Шварца автором всех педагогических работ, напечатанных в 1783-1784 годах. Подобного мнения придерживался известный педагог П.Ф.Каптерев, утверждавший, что есть серьезные соображения за большую вероятность написания Шварцем трактата «О воспитании и наставлении детей», «занимавшегося серьезно теорией воспитания, хорошо знакомого с положением ее в Германии и преподавшего педагогику в своей Педагогической семинарии. Сохранилось известие, что Шварц написал целый ряд сочинений о воспитании (Шварц хорошо владел русским языком); Новиков же теоретической педагогикой не занимался, это был общественный, деловой, энергический деятель, не знавший иностранных языков» (Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Пг., 1915. С. 298-299). Благодаря такому недоразумению сочинение И.Г.Шварца «О воспитании и наставлении детей» и в издании 1954 года появилось под именем Н.И.Новикова.

6.       6. Представим воспоминание о «Детском чтении для ума и сердца» прославленного врача и педагога Н.И.Пирогова, написанное в 1881 году: «Но всего более занимало меня “Детское чтение” Карамзина в 10 или 11 частях; славная книга, – чего в ней не было! И диалоги, и драмы, и сказки, – прелесть! Потому прелесть, что это чтение меня, 7-8-летнего ребенка, прельстило знакомством с Альфонсом и Далиндою или чудесами природы, с почтенною г-жою Добролюбовою, со стариком Яковом и его черным петухом, обнаружившим воришку и лгунишку Подшивалова; да так прельстило, что 60 с лишком лет эти фиктивные личности не изгладились из памяти. Я не помню подробностей рассказов, но что-то общее, чрезвычайно приятное и занимательное, осталось от них до сих пор в моем воспоминании. Несколько лет позже я прочел “Донкихота” в сокращенном переводе с французского; помню еще, что и отец читывал его нам; читал потом и неизбежного “Робинзона”, и волшебные сказки; но эффект чтения всех этих книг не может сравниться с тем, который произвело на меня “Детское чтение”, и подарок его нам отцом в новый год я считаю самым лучшим в моей жизни» (Пирогов Н.И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1962. Т. 8. С. 136).

7.       7. Ключевский В.О. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 43.

8.       8. Прокопович-Антонский А.А. О воспитании / Сушков Н.В. Московский университетский Благородный пансион и воспитанники Московского университета, гимназий его, университетского Благородного пансиона и Дружеского общества. М., 1858. Ч. 2. С. 102.

В    В наше время вышла еще одна монография о Благородном пансионе: Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университетский Благородный пансион. 1779-1830 гг. М., 2006.

В. Ф. Бак. О Благодарности

Урок «О Благодарности» – итоговой урок курса «Зерцало Юности» в 9 классе. Урок – праздник. Такие уроки проводятся несколько раз в год, они отмечают определенные вехи на пути духовного роста ребенка. Согласно основным подходам Гуманной педагогики Урок – это отрезок пути взросления ученика, который он проживает вместе со своим учителем. Урок требует искренности от учителя и учеников, серьезности отношений, которые выращиваются в ходе всего курса.

посмотреть статью

В. Ф. Бак. Я – Человек

Целью и задачами урока «Я – Человек», c использованием образов философов и ученых, является создание среды для проявления мыслительного творчества учащихся, инициирование поискового процесса через постановку глубоких философских вопросов, связанных с осмыслением учащимися своего места в жизни и осознанием себя человеком нравственным.

посмотреть статью

К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: картина Алексея Адамова "Паруса" (Холст, масло, 2003 год, 60х80).

Адамов Алексей. Родился в 1971 г. в Таганроге. В 1992 г. окончил Ротовское-на-Дону художественное училище им. М. Б. Грекова. Участник выставок с 1996 г. Член Творческого Союза Художников России с 2004 года, Международного Художественного Фонда, Московского объединения художников с 2005 года. Член-Корреспондент Международной Академии Культуры и Искусства с 2007 года. http://www.adamov-gallery.ru/ru/painter/index.html

О художнике  
Об Алексее Адамове рассказывать не просто уже потому, что истинный художник — всегда поиск. А поиск, как известно, предполагает сложность нелегкого пути, расцвеченного не только благоухающими розами, но и колкими шипами. Конечно, с художником можно и не соглашаться, но одно неоспоримое чувство живет в нём: его картины не оставляют равнодушными. В них есть та завораживающая прелесть созерцания земной красоты, которая заставит задуматься о многом. И прежде всего о вечности и мгновенности человеческого бытия, о радости жизни и печали увядания. Симулировать все эти чувства невозможно. К ним можно только идти постепенно, обогащая уже заложенный свыше дар эстетического зрения.

Алексей Адамов — личность неутомимой энергии. С тех пор как в 1997 г. в библиотеке им. А. П. Чехова состоялась его первая персональная выставка, он совершил высокое восхождение: 2001г. — выставка в Донском Художественном фонде, 2001-2002гг. — Прага, 2003г. — Париж и Центральный Дом Художника. Его работы участвуют в разноплановых экспозициях и вернисажах, в московских и европейских галереях, а 13 августа 2004 г.состоялась персональная новая выставка в Центральном Доме Художника.
Несомненно, это — показатель высокого дара и признания художника как творческой личности.

Известно, что искусство — красота, она же есть знак добра. Да не оскудеет эта вечная ценность в щедрых руках художника.

~Людмила Малюкова

Галерея http://www.artrussia.ru/russian/artists/works_s.php?id=572&foa=f&page=1

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ВСЕУКРАИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 1 ноября в актовом зале нового корпуса Киевского городского педагогического университета имени Б.Д.Гринченко под патронатом Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО торжественно были открыты Третьи Всеукраинские педагогические чтения "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", на которых собрались 550 учителей из всех регионов Украины. В Чтениях принимали участие всемирно-известный педагог академик Русской академии образования, иностранный член АПН Украины Ш.О.Амонашвили, начальник Главного управления образования и науки Киевской городской госадминистрации, кандидат педагогических наук Л.М.Гриневич, академик-секретарь отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании АПН Украины О.И.Ляшенко, председатель подкомитета по вопросам базового образования Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины, народный депутат Украины Л.Ю.Оробец, доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы Московского государственного педагогического университета Е.Н.Черноземова, председатель Правления Всеукраинского Центра гуманной педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики, президент Всеукраинского Благотворительного Фонда "Наш Дом - Украина-2005" В.С.Шевелев, другие руководители и активисты Центра, слушатели курсов повышения квалификации Института лидерства, образовательного права и политики. С поздравительным словом к участникам обратился ректор университета доктор философских наук, член-корреспондент АПН Украины, профессор В.О.Огневьюк. Было зачитано поздравительное письмо от главы Наблюдательного совета Международного благотворительного фонда "Украина 3000" К.М.Ющенко.

С большим вниманием участники Чтений прослушали выступление Шалвы Александровича Амонашвили. После двух пленарных заседаний педагоги обсудили тему Чтений на пяти круглых столах.

Второго ноября в прекрасной современной аудитории Скандинавской гимназии учителя из разных регионов Украины - последователи и ученики Амонашвили - провели свои мастер-классы. В заключение программы Чтений были предложены две экскурсии: одна по Ботаническому саду с возложением цветов на могилу К.Ушинского, вторая - прогулка по древнему Киеву с рассказом о первой школе Киевской Руси. Все участники Чтений получили Сертификаты и Благодарность от организаторов.

ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования.

     Гуманная педагогика - это открытая авторская педагогическая мастерская выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили.


     Сайт будет полезен: творческим педагогам, думающим родителям, врачам-педиатрам, студентам педагогических вузов и колледжей, представителям общественных организаций, детских творческих коллективов, объединенных идеей гуманизации ("очеловечивания") образовательного пространства, одухотворения среды обитания наших детей и молодежи.

     Здесь Вы сможете узнать: о целях, принципах, методах и глубинных основах гуманной педагогики, как в классическом, так и в современном аспектах, познакомиться с опытом и разработками активных участников движения в Украине и других странах и при серьезном устремлении стать одним из них.

     А также получить информацию: о международных и всеукраинских педагогических чтениях, авторских семинарах, творческих фестивалях, круглых столах по вопросам воспитания и обучения на основах гуманной педагогики.

http://pedagogy.org.ua/

09.11.2008

Президент АПН Украины, экс-министр образования Василий Креминь: Все еще авторитарная педагогика не дает сформировать самодостаточную личность

автор Роман Скрыпин /на украинском языке/

http://www.radiosvoboda.org/articleprintview/1339792.html

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ: http://izdatamon.narod.ru/misli.htm  >>> Скачать прайс-лист <<<

Приглашаем принять участие в 8 Международных Педагогических Чтениях - "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", которые состоятся в Москве 9-11 января 2009 г.

Информационное письмо

Восьмые Международные Педагогические Чтения

«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя»

состоятся  в Москве   9-11 января 2009 г.

Уважаемые коллеги!

Время летит быстро. Поэтому предлагаем уже сейчас готовиться к Восьмым Международным Педагогическим Чтениям. Тема Восьмых Чтений, которую утвердили участники Седьмых Чтений, связана с личностью каждого из нас. Академик А.Е.Акимов в своем последнем выступлении произнес мудрую фразу: «Детям Света нужны учителя Света». Учителями, воспитателями, родителями и руководителями Света должны стать мы сами. Мы обязаны превзойти самих себя: нам нужно целенаправленно совершенствовать свой духовный мир, свою нравственность, свое профессиональное искусство. Вечная педагогическая истина – «Воспитатель сам должен быть воспитан» – для нас приобретает особую важность. Мы можем устремить наших учеников и воспитанников только к тому, к чему сами устремляемся.

Гуманная педагогика утверждает аксиоматику:

– Личность воспитывается Личностью.

– Доброта воспитывается Добротой.

– Любовь воспитывается Любовью.

– Благородство воспитывается Благородством.

– Устремленность воспитывается Устремленностью.

– Человек воспитывается Человеком.

С полным сознанием ценностей гуманной педагогики и своей ответственности перед Будущим и перед Творцом мы определили тему Восьмых Чтений: «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя».

Воспитатель и учитель прекращает быть таковым, как только забывает о самовоспитании и самоусовершенствовании. Осознание необходимости своего духовного и нравственного совершенствования, чувство долга и совесть дают каждому из нас силы строить свой личный путь восхождения. Кому-то нужно будет сжечь в себе остатки раздражения и грубости и закалять себя в творящем терпении; кто-то сочтет необходимым потрудиться над расширением своего сознания, над постижением сути духовного гуманизма, над освоением языка и искусства гуманной педагогики; кому-то нужно будет устремить себя к красоте во всем, творить красоту в себе и вокруг себя; кое-кто серьезно задумается о своих желаниях, об их чистоте и нравственности; кто-то переосмыслит характер своих отношений к родным, коллегам и окружающему миру в целом, научится быть великодушным, сердечным, возвысится над обыденностью; кто-то отречется от зависти, чувства собственности, ненависти, боязливости и страхов; кто-то восполнит в себе чувство любви, доброжелательности, прощения, сопереживания; кто-то откроет сердце свое вере, Богу…

Пусть каждый из нас задумается над своим учительским именем. Через свой творческий, одухотворенный труд, через свое отношение к жизни, к людям, школьникам, коллегам, родителям, семье, собственным детям мы заряжаем свое личное имя энергией светлого педагогического авторитета. Нам надо прославить труд и облик учителя через себя, через свою возвышающуюся личность.

Нам нужно научиться следовать фундаментальной идее: наше сознание и воля определяют бытие, они творят условия жизни; качество жизни зависит от того, во что мы верим, к чему устремлены, что утверждаем.

Тема Восьмых Международных Педагогических Чтений обращает наше внимание на то, как мы целенаправленно воспитываем и совершенствуем нашу субъективную духовно-нравственную природу, как возвышается над самим собой, каких достигает успехов и какими способами, какими усилиями воли. На Чтениях нам нужно говорить о том, как сами совершенствуемся, а не о том, как преуспевают наши дети. Круглые столы и Мастер-классы Восьмых Международных Педагогических Чтений должны быть пропитаны этим содержанием.

О круглых столах

Круглых столов может быть 9. Они будут работать в первый день Чтений – 9 января. Мы еще не смогли точно сформулировать темы круглых столов и надеемся, что вы, дорогие коллеги, поможете нам. В качестве варианта для обсуждения предлагаются следующие формулировки:

— Чудо творящего терпения,

— Тернистый путь к гуманной педагогике,

— Могущество веры и любви,

— Творить в себе родителя (отца, мать),

— и т.д.

Ждем Ваших предложений.

О Мастер-классах

На Седьмых Чтениях мы впервые воспользовались такой формой представления идей и опыта, как мастер-класс. Было проведено 14 мастер-классов, которые ознаменовали качественное обновление традиций наших Чтений. На Восьмых Чтениях мы увеличиваем количество мастер-классов: их будет 27. Желающие дать свой мастер-класс должны прислать в Оргкомитет заявку до 20 сентября 2008 г. Экспертная комиссия отберет для включения в программу Чтений те мастер-классы, которые:

– соответствуют теме Восьмых Чтений,

– содержат свежую идею и опыт,

– автор в состоянии живо представить свой опыт участникам.

В заявке нужно указать Ф.И.О. автора, место работы, должность, эл. адрес и телефон. Далее автор в свободной форме излагает тему, идею, содержание мастер-класса, способы и условия его проведения.

Время для каждого мастер-класса – 1 час 30 мин. Автору предлагается в течение 50 мин.  вести мастер-класс; оставшееся время посвящается ответам на вопросы и обсуждению представленного опыта.

Т.к. материалы далее могут быть опубликованы в журнале «Три ключа», автор передает в Оргкомитет текст о своем мастер-классе в объеме 5-7 печатных страниц с приложением фотографий (формат JPG, разрешение 300, объем не менее 1 МБ). Материал сдается в печатном и электронном виде.

Об общих встречах

Общие встречи держат направление Чтений. Кроме двух-трех установочных докладов, приветствий и отчетов, участникам Чтений будет предоставлена возможность сделать сообщение по двум вопросам: «Как светлый ангел побеждает» (рассказ о том, как мы спасли конкретного ребенка от беды, как помогли ему преобразиться) и «Есть идея» (мысли, предложения о совершенствовании работы Чтений, об улучшении и обогащении жизни в мире образования, о развитии ценностей гуманной педагогики и т.д.).

Регламент работы Восьмых Чтений

9 января

10.00 – 12.00     Первая общая встреча

12.00 – 12.30     Перерыв

12.30 – 14.00     Работа круглых столов

14.00 – 15.00     Обеденный перерыв

15.00 – 16.30     Работа круглых столов

16.30 – 17.00     Перерыв

17.00 – 18.00     Вторая общая встреча

10 января

10.00 – 11.30     Третья общая встреча

11.30 – 12.00     Перерыв

12.00 – 13.30     Мастер-классы

13.30 – 14.30     Обеденный перерыв

14.30 – 16.00     Мастер-классы

16.00 – 16.30     Перерыв

16.30 – 18.00     Мастер-классы

11 января

10.00 – 12.00     Четвертая общая встреча

12.00 – 13.00     Обеденный перерыв

13.00 – 14.30     Завершающая общая встреча

14.30 – 15.00     Перерыв

15.00 – 16.00     Концерт участников Чтений

О бережном отношении ко времени

Дни и часы Чтений – это особое время. Оно очень быстротечно, но каждая его минута сулит нам необычные и долгожданные встречи, которые наполняют наше сердце и разум творческой энергией, зажигают для дальнейших свершений, облагораживают наш духовный мир. Время это всем нам очень дорого, поэтому надо его беречь. Мы рекомендуем подумать о том, как говорить о главном ясно, образно, коротко и всегда помнить, что и другим тоже есть чем нас порадовать.

На Чтениях лучше выступать с живой речью, размышлять, свободно высказывать свои мысли. А тексты, в которых опыт и обобщения изложены расширенно, можно передать в Оргкомитет для публикации. Если мы бережно отнесемся к каждой минуте Чтений, которая не останется в прошлом, а будет сопровождать в жизни, то всем нам достанется больше прекрасных впечатлений, свежих идей и радостных встреч.

Дорогие коллеги!

Не откладывая, предлагайте, пожалуйста, ваши мысли:

– о темах круглых столов,

– о лучшей организации Чтений,

– о характере мастер-классов,

– о других формах работы, которые могут обогатить Чтения,

– о содержании и оформлении пригласительного билета и программы,

– о регламенте Чтений,

– о списке литературы, которую вы хотели бы приобрести на Чтениях,

– о темах Девятых и Десятых Чтений.

Просим вас стать организаторами Восьмых Международных Педагогических Чтений. Сообщите о них вашим коллегам, приглашайте их принять участие в Чтениях. Очень важно, чтобы ряды участников Чтений пополнились молодыми начинающими учителями, воспитателями и студентами.

Ваши предложения, а также заявку на участие в Чтениях направляйте в адрес Оргкомитета.

Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 800  1500 руб. в сутки. Гостиница, дающая регистрацию зарубежным участникам Чтений, будет стоить не менее 1500 руб. Организационный взнос – 300 руб.

Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее.

Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать  до 1 декабря 2008 года, по адресу:

119019, Москва,   Малый Знаменский пер.  д. 3/5,

Международный Центр Рерихов, Центр Гуманной Педагогики

Тел./факс (495) 203-14-46,  8-909-626-12-70 (моб.),  факс (495) 203-71-84,

эл. почта: ichp@yandex.ru

Регистрация участников Чтений 08.01.2009 с 10.00 до 18.00, 9.01.2009 с 9.00 до 10.00

в здании Московского Городского Педагогического Университета по адресу:

 Малый Казенный переулок, д.  5Б. ст. метро «Курская», схема проезда на сайте Издательского Дома Амонашвили http://izdatamon.narod.ru/contacts.htm

Данное Информационное письмо принято Советом Международного Центра Гуманной Педагогики  18 марта 2008 г.

Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики          

Академик РАО Ш.А.Амонашвили

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное