← Сентябрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику 61 2008-09-30 19:37 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещены статья Дмитрия Науменко «Развитие мыслительных функций у детей» и рассказ Валерия Кучеровского о 13 Международном Рериховском педагогическом фестивале искусств «Орфей - 2008», проходившем на фестивальных площадках черноморских курортов Сергеевка и Лебедевка, а также в одном из древнейших
городов Украины и мира - Белгороде Днестровском. В «Новостях и ссылках» читайте о новых фотогалереях, Медитациях для Детей, сайте Всеукраинского центра гуманной педагогики и анонсе Третьих Всеукраинских и Восьмых Международных педагогических чтениях на тему "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", которые состоятся состоятся соответственно
в Киеве 1-2 ноября 2008 г. и в Москве 9-11 января 2009 г. Развитие мыслительных функций у детей Когнитивное развитие ставит в центр рассмотрения особенности обучения детей и переработки ими новой информации. Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, оно включает в себя язык, мысленные представления, аргументацию, навыки решения проблем и развитие памяти. По общему мнению, Жан Пиаже выступает в качестве центрального теоретика современного изучения ребенка. Он разработал собственную систему изучения детского мышления и речи, изучал закономерности детского мышления, которые не были отмечены кем-либо до него. В его теории рассматривается процесс развития мыслительных операций детей от младенчества до подросткового возраста с выделением нескольких этапов. Хотя Жан Пиаже и выделил четкие этапы когнитивного развития детей, что особенно полезно для психолого-педагогических нужд, он не обратил внимания на то, что развитие мыслительных функций – не автоматический, не детерминированный процесс. А ведь ребенок не сможет пройти обозначенные им стадии без соответствующего обучения. В противовес животным, человек знает и умеет делать только то, чему он был обучен. Этот фундаментальный признак был подтвержден исследованиями детей, воспитанных в обогащенной среде (благоприятствующей научению) и в условиях обедненной среды, не способствовавшей развитию детей. Этот принцип был также подтвержден историями об одичавших детях. Эксперимент показал, что обогащенная среда может значительно повысить показатель IQ, в то время как обедненная может привести к сильному снижению IQ. Особенно интересное исследование раннего развития детей связано с изучением 25 детей из специального приюта. Эти дети росли в сильно обедненной среде из-за переполненности и недостаточного финансирования приюта. 13 детей в среднем возрасте 19 месяцев был переведены в школу Гленвуд и прикреплены каждый к отдельной женщине, занимавшейся их воспитанием и заботой о них. Скилс, проводивший эксперимент, сознательно выбрал детей с наиболее
низким уровнем интеллектуального развития для перемещения в школу Гленвуд. Их средний IQ был на уровне 64 пунктов, в то время как у 12 оставшихся в приюте детей он составлял в среднем 87 пунктов. В школе Гленвуд детей поместили в новую среду, где о них заботились и окружали вниманием женщины-заменители матерей. У них были разнообразные игрушки, их водили на экскурсии, много разговаривали с ними. Женщин специально обучили, как развивать детей и их речевую активность. Через 18 месяцев были зафиксированы кардинальные изменения: у детей, помещенных в благоприятную среду и получавших дополнительное обучение: средняя прибавка к IQ составила 29 пунктов! Последующие дополнительные исследования были проведены еще через два с половиной года. 11 из 13 детей, перевезенных в Гленвуд, были усыновлены (удочерены) и продемонстрировали уровень IQ = 101. 2 детей, которые не были усыновлены, снова были отправлены
в приют и потеряли приобретенный уровень развития. Контрольная группа из 12 детей, оставленных в приюте имела среднее значение IQ = 66 пунктам (среднее снижение на 21 пункт по отношению к начальному результату) Более красноречивым показателем, нежели уровень IQ, можно считать разницу в качестве жизни исследованных групп. Когда дети достигли совершеннолетия, новое дополнительное исследование выявило следующее: экспериментальная группа детей стала продуктивными, адекватно функционирующими взрослыми, в то время как выросшие дети из контрольной группы оказались умственно отсталыми. Наверное, самой известной историей одичавших детей можно считать историю двух девочек – Амалы и Камалы, выращенных волчицей. В 1920 году преподобный Сингх увидел волчицу и ее выводок, причем двое из выводка были с длинными волосами и похожи на людей. После изрядных трудностей человеческие существа были пойманы. Оказалось, что это были девочки, чей возраст Сингх оценил примерно в восемь лет и полтора года. Они были доставлены в детский дом в Индию, где жили Преподобный и его жена. В поведении и внешнем виде Сингх описал их как «волчьи». Они ходили на четырех конечностях, и на ладонях и коленях у них были костные мозоли. Девочки, воспитанные волчицей, любили сырое мясо и частенько крали его при удобной возможности. Их языки постоянно были вывешены изо рта, и они часто тяжело дышали, как это делают волки. Они никогда не спали после полуночи, а бродили и выли по ночам. Они могли двигаться практически так же быстро, как и белки, так что догнать их было очень трудно. Девочки совершенно избегали человеческого общества. При приближении к ним людей они
часто скалили зубы. Чутье их было очень развито – они могли учуять мясо на больших расстояниях. Другой их особенностью было не очень хорошее зрение в дневное время и отличная ориентация ночью. В сентябре 1921 года обе девочки заболели и Амала, младшая из них, умерла. Есть и другие истории о диких детях. Среди прочих можно отметить историю о мальчике из Сирии, который ел траву и мог прыгать как антилопа, историю о девочке, которая жила в лесах Индонезии в течение шести лет после того, как она упала в реку. Она ходила как обезьяна, а зубы ее были остры, как бритва. Эти истории не просто подтверждают важную роль образования. Они показывают, что человеческое существо не только может, но и должно быть обучено для того, что стать человеком в полном смысле этого слова. Медведю не нужно учиться, чтобы стать медведем; он и так медведь. Утка не нуждается в уроках, и муравей вполне чувствует себя удовлетворенным жизнью без инструкций со стороны других муравьев. Даже изолированные с рождения от сородичей животные проявляют четко узнаваемые инстинкты. Кошка, даже выращенная собакой, будет вести себя по-прежнему как кошка и не будет пытаться укусить почтальона. Есть лишь несколько исключений: например,
лев, выращенный в изоляции от сородичей, не сможет охотиться на антилоп. Человек вступает в жизнь слабо к ней приспособленным. Знания, которые необходимы ребенку для того, чтобы стать человеком, не находятся в «потенциальном», актуализируемом состоянии. Все, что ребенок знает и умеет, должно было быть сперва выучено. Это, конечно, не относится к простейшим физиологическим функциям вроде дыхания и безусловным рефлексам (скажем, закрытие глаза при приближении к нему объекта). Все остальное должно быть приобретено
в процессе обучения. Поэтому всякий раз, когда вы обнаружили термин "интеллектуальное развитие", всегда имейте в виду, что это не автоматический процесс. Источник: Валерий Кучеровский Смотреть на мир глазами Солнца ... (Рассказ о 13 Международном Рериховском педагогическом фестивале искусств «Орфей - 2008» , проходившем на фестивальных площадках черноморских курортов Сергеевка и Лебедевка, а также в одном из древнейших городов Украины и мира - Белгороде Днестровском). Время Творить героев! Международный Рериховский педагогический
фестиваль искусств «Орфей - 2008» с темой: «Искусство в школе и семье» необычен и по форме, и по содержанию. Пожалуй, он вообще единственный в своем роде, как «Школа воспитания воспитателей», но воспитания в духе, соответствующем требованию Нового времени и эволюции. Время требует выявления нового космического мировоззрения. Только признав Единство Вселенского эволюционного
пути человечества можно увидеть куда и зачем мы идем и подсказать верный путь детям. Особая роль в этом отводится культуре, искусству и творчеству, как важнейшему аспекту для пробуждения духа человеческого и развития интуиции, что есть основа педагогики четвертого измерения. Организаторы фестиваля ставят перед участниками очень высокие и ответственные цели и задачи: раскрыть основы миропонимания нового космического времени как педагогической концепции Новой Школы в свете Учения Живой Этики и Гуманной Педагогики академика Шалвы Амонашвили. А потому
на обсуждение была вынесена тема Седьмых Международных педагогических чтений в Москве и Третьих педагогических чтений в Киеве «Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя». Вся фестивальная программа посвящена 90-летию со Дня рождения выдающегося педагога двадцатого столетия - Василия Сухомлинского. Впервые участники фестиваля, работая в режиме Творческой мастерской, прожили четыре дня в палаточном городке на территории Белого Города, чтобы
«как дети» стать пытливыми исследователями и, совершив путешествие к источнику живой мысли и слова, посетить все места прекрасного, душой и сердцем учась наблюдать, мыслить и выражать свои мысли. И мы наблюдали, восхищались, изумлялись, учились любить мир прекрасного, который нас окружает. Все это выразилось в том творчестве участников фестиваля, которое в итоге удивило и авторов, и почитателей. По-новому увиденный мир подводил нас к состоянию, когда перед нами невольно возникал
вечный вопрос, выбитый в камне над входом в древнегреческий Дельфийский Храм: «Откуда это все?». Эти травы, цветы, море и лес, бескрайнее небо и облака, это Солнце, дарующее тепло, свет и саму жизнь всему окружающему, эти чарующие звезды, эти беспредельные даль и глубина Вселенной - откуда? Кто я в этом мире? Какова цель моей жизни? Каково направление и смысл
моего жизненного пути? Сегодня, как никогда, перед нами ставится задача познать самих себя, чтобы, открыв беспредельные возможности своего внутреннего духовного мира, сделать первые шаги к более совершенному себе. Этот путь начинается с раскрытия своего сердца, как сделал это великий педагог Сухомлинский и, напитав чашу сердца всем возвышенным и
прекрасным, подарил свое сердце детям. Это высочайший подвиг Учителя, который должен стать примером для каждого из нас. Ибо пришло время творить героев! Я в мир пришел, чтоб видеть солнце ...
(Анаксагор) Каждый день был посвящен какой-то одной важной теме школы Сухомлинского, но в современном преломлении и понимании. Творческая мастерская первого дня 10 августа звала «К истокам живой мысли и слова». Девиз дня: «Со старым мышлением в Новый Мир не войти». Это хорошо понимал педагог Сухомлинский, видя главную задачу школы в том, чтобы «...научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями». Цель, которую он ставил перед школой, перед учителями была научить детей учиться. Но как? Как можно научить детей наблюдать, мыслить и выражать свои мысли, если ребенок не получает связи между «голыми» определениями и живым источником мысли и слова, которым является природа? Мир разорван, в сознании ребенка не происходит связь между словом и образом, речь его становится бедной, плоской, ограниченной.
Но вернемся к событиям жизни первого дня фестиваля, чтобы ощутить атмосферу наших научных, философских, поэтических и творческих будней, устремленных в мир чувств и переживаний сельского учителя Павлышской школы, ставшего классиком педагогики. А классика - она не из прошлого, она из будущего. Итак ... Раннее, раннее утро... Утро свежее, туманное, еще не освободившееся от ночного покрывала. На сонном просыпающемся небе тает предвестница света Венера. Всего в нескольких десятках метров замер в ожидании растерянный, темный, загадочный лес и лишь слышится тихий, но тревожный и могучий плеск волн Черного моря. В этой звонкой таинственной тишине, молча (все великое рождается в тишине) появляются из палаток заспанные, но решительные лица учителей, воспитателей, профессиональных музыкантов, родителей и детей. Главное, не спугнуть тишину, всей сутью войти в тайну нарождающегося утра, почувствовать магию
пробуждающихся неведомых сил и чувств. Поодиночке поднимаемся на Холм Преображения и застываем в ожидании чуда пробуждения света, жизненных сил, рождения нового дня ... Замираем ... Сердцем, очами, всеми чувствами устремляемся на Восток. От сердца к сердцу передается общее волнение, обостряются слух, зрение, интуиция. Вдруг, резко и неожиданно зашумело море, заплескало волнами о берег, встрепенулся в каком-то неведомом движении лес. Может показалось, но почувствовал, как легкий трепет и волнение пробежали в листьях
полыни. Усилился голос птиц: чаек, мухоловок, трясогузок. Нежный голос иволги сменяется резким выкликом фазана. Заметно стихло стрекотание цикад, еще совсем недавно наполняющее своим оркестром все пространство ночи. Что это? Перед лесом вспенилось и устремилось в небо туманное облако, встревоженное резким и неожиданным движением ветра. И снова все затихло. Повеяло с моря влажной, ароматной, волнующей прохладой. Светлее, еще светлее. Вот уже неведомый художник смело и щедро раскрашивает легкие облака в малиновый, розовый, желтые цвета. Первые, самые радостные лучи
светила появляются на горизонте и играют, и танцуют в невообразимом танце космического представления. Оглянулся быстро и незаметно: каким вдохновением наполнены лица, устремленные навстречу ожидаемому Светилу-Жизнедателю. Вот так замирали участники древних мистерий, слушая Гимн Гелиосу-Солнцу. Воскуривалась ладановая манна и главный жрец воспевал: «... О златосветный Титан, всевышний и неутомимый, Саморожденный, небесный. сладкое око ты жизни ...» Вот и первое мерцание ярко малинового блеска пробивается сквозь ветви деревьев Тузловского леса и рождается невольное, дружное, тихое «Ах!». Ярое Солнце показывает сначала лишь самый малый край своего сияющего, торжествующего, радостного лика. Вот оно выше, выше, выше. Видно уже полдиска, больше, больше и вот уже появляется все Светило. И вдруг! ...
зазвучала лира в руках Татьяны Доломановой, профессионального музыканта из Донецка. Звуки чистые, нежные, тонкие полетели ввысь навстречу Солнцу, которое осветило всей своей мощью новый день нашей жизни. Здравствуй, Солнце! Не удержусь, чтобы не прочитать (я тихонько, про себя), стихотворение, написанное здесь же в Белом Городе ранее: Светает... Ночь уходит в тень, И свет уж властною рукою Вершит с престола новый день. Над горизонтом ярым пламенем Сверкает зарево зари. Играя красками на знамени Восходит Солнце – Бог Земли. И зазвенела степь окрест, - Хорал Земли и песнь Небес, Звенит туман, как Благовест,- Я в хоре утренних чудес. Что испытывали участники фестиваля в это мгновение? Не знаю. Это прояснится позднее, когда они проживут утренние впечатления и выразят их в слове, в живописи, в поэзии, в мыслеобразах. Но как преобразились лица всех присутствующих, светясь дивным светом искренней радости сопричастия к чему-то важному и неповторимому. Может именно сейчас произошло самое
важное открытие, которое перевернет всю их дальнейшую жизнь? Древнегреческий философ Анаксагор считал это мгновение самым важным в жизни человека и он многократно повторял: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце». Вдохновенный певец природы Афанасий Фет с восторгом спешит: «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало ...» Как просто и удивительно прекрасно описал восход солнца Александр Пушкин: «Румяной зарею покрылся Восток, В селе за рекою потух огонек ...» Совершенно по-новому говорит о Солнце великая женщина двадцатого века, философ, ученый, педагог и редчайшая свидетельница явлений Тонкого и Высшего Мира - Елена Рерих, жена великого художника, ученого, писателя и путешественника Николая Рериха. Вот что она пишет в своем труде «Беседы с Учителем»: «Сотрудничество такого Гигантского Светила
- Солнца является страстною радостью Нам. Именно Светило это наш Общий ОТЕЦ, и ярое сотрудничество его ярая Нам радость». И еще: «Солнечные лучи уявлены, как страстные рычаги для переустройства Мира». Можно это сравнить с тем пониманием солнца, которое дается в учебниках современной школы, что солнце есть просто раскаленный шар? ... ??!! Многие участники фестиваля разбирали научное познание солнца Александром Чижевским, всматривались в картины художников разных столетий, слушали музыкальные произведения, вдумывались в значение мифологического миропонимания Солнца как божества у разных народов, искали «след» солнца в математике, физике, химии, и все это привнесли на фестивальные
обсуждения на круглых столах и в личном общении. Увидели мы и необычное переживание, может, вживание в само солнце в восточной танцевальной композиции «Утро» в исполнении Нины Андарало из Могилева. Каким для нас стало солнце? Одухотворенным и живым! Случайно ли Василий Сухомлинский свои первые путешествия к источнику живой мысли и слова начал с постижения тайны Солнца, пробуждая в детях чувство благодарения Превышней Красоте Природы? Сын Солнца - Человек - к творенью приступил Весь день 10 августа был посвящен Солнцу и проходил под впечатлением утренней встречи светила. Шла глубокая внутренняя творческая работа, наполнение чаши интуитивным восприятием. Тонкий человеческий инструмент настраивался по созвучию с окружающими нас лесом, облаками, травами
и цветами, всеми голосами природы и всеми чувствами видимого и невидимого мира. Мы учились «Смотреть на мир глазами Солнца во все сто ок». Такой призыв появился в одном из моих стихотворений накануне фестиваля. Тоже наверное не случайно. Эта тема и открыла работу творческой мастерской первого дня. Тема «Смотреть на мир глазами солнца во все сто ок» была подготовлена мною, как научный, философский, художественный и музыкальный взгляд, но именно творческое обсуждение этой
темы специалистами разных направлений помогло каждому участнику осознать солнце и его влияние на нашу жизнь совершенно по-другому: глубже, полнее, шире. Преподаватель Могилевского музыкального училища из Беларуси Светлана Колесникова нашла взаимосвязь между Золотым солнцем космическим и своим солнцем, что есть сердце: «...Твой свет коснулся нас. Запели птицы, Ветер встрепенулся. Цветы головками качают, Колышут крыльями, белея, облака. И Солнце внутреннее в каждом пробуждалось. И заструились мысли. Сын Солнца - человек - К творенью приступил!». Ветеран просвещения Украины, методист преподавания математики Киевского педагогического колледжа Нелли Иосифовна Дорошенко, известная в Украине мастер художественной вышивки легко пережила палаточные сложности и почувствовала истинную радость: « ...На рассвете вставать, не помышляя о чуде, Рукой обнаженной Солнце достать И подарить его людям!». У музыканта Татьяны Доломановой из Донецка родилась ассоциация солнца со скрипичным ключем и нотой соль, Ее мыслебраз оказался очень интересным и оригинальным: «Солнце, как и нота соль, являются точкой преломления видимого и невидимого миров. От этой
точки скрипичный ключ устремляется в беспредельность и, соединенный с миром высшим, нисходит в мир дольний, очерчивая мир своей деятельности, наших возможностей. То есть истинная музыка всегда должна быть устремлена и звать слушателей ввысь, в будущее. Также и солнце есть точка познания и устремления от мира земного к миру горнему». Развивая эту тему взаимосвязи миров, биолог и химик Киевской академии искусств Ольга Хижняк раскрыла тему взаимосвязи макромира и микромира в своем докладе «Пути Микрокосма». Даже об одном фестивальном дне невозможно рассказать в полной мере. Что же говорить о пространстве общения, поисков, открытий, восторгов и душевных переживаний длиною в целых восемь дней, где каждый день неповторим. Опытный преподаватель физики и астрономии из Винницы Валентина Безвершук затронула сложную философскую тему «Настало время космического мышления», которая вызвала очень большой интерес. Ирина Яворская, одна из организаторов фестиваля, член Творческой Лаборатории Гуманной педагогики из Белгорода - Днестровского, подготовила оригинальную и очень глубокую тему «Сказание о птицах и Древе Жизни». Собрав богатый иллюстративный материал, она познакомила с ним слушателей в форме урока художественного постижения мира. Трудно подчас было разделить выступающих на физиков и лириков. Послушаем песнь слова, льющуюся из глубоко научного и поэтического доклада Ольги Андарало «От сказки бытия к бытию сказки»: наша жизнь - «вечно творимая по законам Красоты Великая Мистерия, в которой люди - буквы всемирной поэмы, огни и звуки вселенской симфонии». Звучат
аккорды мирового оркестра, отзываются в человеческих душах. «И судьбы людей, которые расслышали мировой оркестр и возжелали стать сотворцами мировой Гармонии, чудесно преображаются по образу и подобию жизнедательного Сказа» - так творится Сказка Бытия. Светлана Колесникова рассказала о педагогических поисках Сухомлинского в области использования музыки для гармонизации атмосферы в классе создания климата доверия и духовной общности и привела его слова о том, что «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы образно говоря, дать
в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».
То есть постараться каждого индивидуально, «подружить» с музыкой, сделать верным другом. Конфуций говорил о том, что школа дает знание, - завершает образование - музыка. Александр Пушкин писал: «одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия». Все это знал Василий Александрович и стремился проводить в жизнь значение культуры, искусства и музыки, в частности, в жизнь. Зоя Бугаева, преподаватель актерского мастерства и культуры речи Донецкого музыкального училища, познакомила с темой «Музыка - открытие родников мысли. Искусство воспитания духовности». Является ли для нас новым, что «Поэзия и музыка приходят к тому, кто откликается на их зов»? Думаю, нет, но это встречное движение
нужно воспитывать всей своей жизнью. Но были еще музыкальные вечера, путешествия по звездному небу, костры общения и экспедиция по изучению растительного мира Белого Города, был фильм «Огонь Джордано Бруно», посвященный 460-летию со дня его рождения, который подготовили Андрей Андарало, его сестра Нина Андарало и мама Ольга Андарало из Могилева. Учитывая особенность фестиваля искусств «Орфей», проводились и круглые столы по Живой Этике. В этом году участники обсуждали тему «Сердце - место сознания и познания». Но финальной точкой стал спектакль: «Звезда о семи лучах, или история большой любви» (Тургенева и Полины Виардо), подготовленный и срежиссированный Светланой Колесниковой. Актерами стали участники фестиваля, а участие в роли Полины Виардо педагога Могилевского музыкального училища Галины Сливкиной - одной из ведущих певиц Беларуси, сделали спектакль незабываемым. Из дневника фестиваля: * Как важно изучать классику. Я еще не в полной мере познал Сухомлинского ибо он весь в подтекстах, которые смогут открыться лишь тогда, когда я смогу приблизиться к уровню сознания Великого Учителя. * Фестиваль дал мне импульс к внутреннему движению. * В груди переживала зарю восхода и сам восход. * Солнце отвечает более сильной вспышкой в ответ на мои слова и на мою молитву. * Поняла и осознала новое понимание утра, как великую победу Света над тьмой и в мире, и в моем сердце. Искала отражение этого великого закона в событиях и явлениях каждого дня. И, кажется, я это нашла. * Зоя Бугаева Раскинулось небо огромным шатром, Костер озарил нас огнем единенья. А звездная ночь укрывает крылом Благословляя благие стремленья. Уснули палатки в ночной тишине, Цикады трещат, светляков зазывая. И что-то большое проснулось во мне, Но что, я, пожалуй, пока и не знаю. Мы с птицами вместе встречали рассвет, Дождем принимали прощенье. И солнце нам дарит божественный свет Космического откровенья *
Андрей Андарало Симфония птиц и голос струн нежным звоном пронзили утро. Шелест трав и цикад утихающий гул отражался в душе, заполняя все уголки моего внутреннего мира и на огромной скорости вводили меня в жизнь нового дня. ПОСЛЕСЛОВИЕ Что дал нам фестиваль? Мы глубже проникли в мир педагогики Василия Сухомлинского, который уже в те сложнейшие советские годы сумел найти форму поиска нового в искусстве воспитания ребенка, Великий учитель думал не только о значении общения детей с источником всего истинного, с природой, он не только понимал значение духа и сердца в развитии
человека, но был истинным космистом и применял на практике Закон Причинно-следственной связи и другие законы. Учитель сельской школы и глубинки развивал в детях космическое мировоззрение, к пониманию необходимости которого мы только приближаемся в настоящее время. Василий Сухомлинский понимал роль развития мышления, наблюдательности, значения искусства, поэзии, книги в воспитании человека, творчества во всем его многообразии. Великий классик впервые заговорил о философии педагогической культуры.
Он проводил в жизнь синтетический подход в педагогике и стремился постоянно к личному совершенству, понимая, что только высокий образ учителя может стать примером для подражания. Фестиваль это место для обмена энергиями, идеями и опытом учителей, воспитателей, работников искусства, детей и родителей. Это незабываемая Творческая Лаборатория совместного поиска новых путей в педагогике и жизни. Это школа воспитания воспитателей. * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: одно фото с выставки Николая Дудко в Государственном музее Востока. Персональная выставка Николая Дудко в Москве в Государственном Музее Востока, - это значительное событии в культурной жизни Москвы. Николай – посвященный Мастер создающий танки, буддийские «иконы». Подробную информацию о нем и его творческом пути можно получить на его персональном сайте www.thangka.ru. Москва: выставка Николая Дудко, буддийская живопись Дата: 21 09 2008 Описание события: Персональная выставка Николая Дудко в Москве в Государственном Музее Востока, - это значительное событии в жизни Москвы. Николай – посвященный Мастер создающий танка, буддийские «иконы». Контактный e-mail организаторов: avl@qigong.ru Дополнительная информация: www.qiclass.ru/new.html 20 сентября мы с друзьями клуба были в музее. Зал, где выставлены творения Мастера, поистине священное место, храм благоухающий ароматами миров. На каждую свою работу Мастер получил благословление держателей традиции, учителей. Танка в исполнении Николая это открытое окно в мир Божества. Ащин Валерий * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Медитации для Детей : Автор:
Лама Тенчой Название: Медитации для Детей Формат: .pdf Размер: 0.65 Mb Сайт: страничка
в Храме Дети всех возрастов могут научиться успокаивать и фокусировать свой ум, Виртуальный Буддийский Храм для детей : http://phode-sa.net/books.shtml ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования. Уважаемые коллеги! Направляем вам информацию для желающих принять участие в проведении Третьих Всеукраинских Педагогических Чтений: регламент, место проведения, анкета. АКАДЕМІЯ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК УКРАЇНИ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЇ ПЕДАГОГІКИ _____________________________________________________________________ Інформаційний лист Треті Всеукраїнські Педагогічні Читання «Справжнє виховання дитини – у вихованні самих себе» відбудуться в Києві 1 – 2 листопада 2008 р. Місце проведення: Київський Міський Педагогічний Університет ім.Б.Д.Гринченка Шановні колеги! Тема Третіх Всеукраїнських Педагогічних Читань звертає нашу увагу на те, як ми цілеспрямовано виховуємо й удосконалюємо нашу суб'єктивну духовно-моральну природу, як підносимося над самим собою, яких досягаємо успіхів і якими засобами, якими зусиллями волі. На Читаннях нам потрібно говорити про те, як ми самі удосконалюємося, а не про те, як досягають успіху наші діти. Круглі столи і Майстер-класи Третіх Українських Педагогічних Читань мають бути насичені цим змістом. Педагогічні Читання будуть відбуватися при участі наукового керівника Всеукраїнського Центру Гуманної Педагогіки – академіка Шалви Олександровича Амонашвілі. Планується 5 круглих столів для спілкування: 1. Учитель – носій етичного ідеалу. Питання для обговорення: Світогляд вчителя, роль класичної педагогічної спадщини в становленні особи вчителя. Відповідальність вчителя за свої думки, вчинки, усвідомлення вчительської місії, необхідність поширення світогляду, подолання труднощів на Шляху розкриття власної вчительської місії. Педагогічна сповідь і педагогічне прагнення. Від чого нам потрібно відмовитися і до чого прагнути, усвідомлення необхідності зміни авторитарних підходів у вихованні і навчанні, визначення цілей виховання і навчання, як можна в роботі кожного дня утверджувати Гуманну Педагогіку. Подолання власного страху, невігластва, індивідуальні відкриття на цьому шляху, чому нас навчили діти. Готовність до серйозної і тривалої роботи на шляху до досягнення мети. «Коли живеш у безмежності, ніколи нічого не кінчається, а все тільки починається». На круглому столі планується розглянути подання у формі листа, повідомлення, короткої розповіді на тему: «Як світлий ангел перемагає» (розповідь про те, як ми врятували конкретну дитину від біди, як допомогли їй змінитися, як це робив наш вчитель або як нас рятував і змінював вчитель, як зустріч із вчителем змінила нас, прекрасні і благородні вчинки вчителів, які вирощують Людину в людині). 2. Урок – відрізок шляху духовного сходження вчителя і учня. Питання для обговорення: Як створювати моральне середовище на уроці для вияву кращих якостей Дитини, як оберігати та збагачувати її мову, виховувати без нав'язування власних думок, надавати свободу вибору, наповнювати урок образами піднесеними й прекрасними, виховувати через навчання. У чому духовна основа уроку.
Яким повинен бути урок Світла. Як урок може змінити вчителя і учня. 3. Школа – майстерня людяності. Питання для обговорення: Яка школа нам потрібна. Школа – носій національного духу. Національні традиції в школі, прикладне мистецтво, його відродження та утвердження. У чому дух і самобутність нашої школи, як їх зберегти. Як утверджувати в школі середовище для вирощування Благородної Людини. Значення Культури у вирощуванні
Благородної Людини. Роль у цьому загальноосвітніх, художніх, музичних шкіл, шкільного театру, гуртків. Роль психологічної служби і практичного психолога в школі. Авторські програми, що розширюють і доповнюють шкільну програму, зміст освіти. 4. Творити в собі матір, батька. Питання для обговорення: Що ми знаємо про Дитину, про її природу, як розуміємо вислів: «Дитина – подорожній вічності». Як створюємо умови для вияву її місії, знаючи, що розвиток природних можливостей у дитині відбувається тільки в умовах подолання труднощів. Дитина пустує, як бути? Конфлікти в сім'ї. Мистецтво ображатися, сповідь батьків. Виховання радістю. Дитина без сім'ї. Безпритульні діти. Як захистити
дітей від агресії дорослих. Стосунки батьків і школи. Батьківська допомога школі. Досвід роботи з батьками. Програми сімейного виховання. Як зміцнити і зберегти здоров'я дітей. 5. Керівник освіти. Питання для обговорення:. Досвід виховання педагогічних кадрів. Як зберегти високе моральне обличчя вчителя в сучасній школі, ставити й вирішувати завдання не виживання, а утвердження та процвітання шкіл. Тернистий шлях до Гуманної Педагогіки. Як наповнювати управління могутністю віри й любові. Про Майстер-класи На Третіх Читаннях вперше планується провести Майстер – класи, на яких через конкретний педагогічний досвід буде показана реалізація ідей Гуманної Педагогіки. Оскільки матеріали доповідей та майстер-класів в подальшому можуть бути надруковані у Віснику Педчитань, автор передає до Оргкомітету текст в обсязі 5-7 друкованих сторінок з додатком фотографій (формат JPG, дозвіл 300, обсяг не менше 1 МБ). Матеріал
приймається в друкованому і електронному виглядах на українській та російській мовах. Регламент роботи Третіх Всеукраїнських Педагогічних Читань 1 листопада з 8.30 – Реєстрація учасників 10.00 – 12.00 Презентація Центру, прес-конференція, перша загальна зустріч 12.00 – 12.30 Перерва 12.30 – 14.00 Майстер - класи 14.00 – 15.00 Обідня перерва 15.00 – 17.30 Робота круглих столів 2 листопада 7-30 – 9-30 Конференція членів Центру 9.30 – 10.30 Друга загальна зустріч 11.00 – 13.00 Майстер-клас академіка Ш.О. Амонашвілі 13.30 – 15.00 Завершальна загальна зустріч ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ: http://izdatamon.narod.ru/misli.htm >>> Скачать прайс-лист <<< Приглашаем принять участие в 8 Международных Педагогических Чтениях - "Истинное воспитание ребенка - в воспитании самих себя", которые состоятся в Москве 9-11 января 2009 г. Информационное письмо Восьмые Международные Педагогические Чтения «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя» состоятся в Москве 9-11 января 2009 г. Уважаемые коллеги! Время летит быстро. Поэтому предлагаем уже сейчас готовиться к Восьмым Международным Педагогическим Чтениям. Тема Восьмых Чтений, которую утвердили участники Седьмых Чтений, связана с личностью каждого из нас. Академик А.Е.Акимов в своем последнем выступлении произнес мудрую фразу: «Детям Света нужны учителя Света». Учителями, воспитателями, родителями и руководителями Света должны стать мы сами. Мы обязаны превзойти
самих себя: нам нужно целенаправленно совершенствовать свой духовный мир, свою нравственность, свое профессиональное искусство. Вечная педагогическая истина – «Воспитатель сам должен быть воспитан» – для нас приобретает особую важность. Мы можем устремить наших учеников и воспитанников только к тому, к чему сами устремляемся. Гуманная педагогика утверждает аксиоматику: – Личность воспитывается Личностью. – Доброта воспитывается Добротой. – Любовь воспитывается Любовью. – Благородство воспитывается Благородством. – Устремленность воспитывается Устремленностью. – Человек воспитывается Человеком. С полным сознанием ценностей гуманной педагогики и своей ответственности перед Будущим и перед Творцом мы определили тему Восьмых Чтений: «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя». Воспитатель и учитель прекращает быть таковым, как только забывает о самовоспитании и самоусовершенствовании. Осознание необходимости своего духовного и нравственного совершенствования, чувство долга и совесть дают каждому из нас силы строить свой личный путь восхождения. Кому-то нужно будет сжечь в себе остатки раздражения и грубости и закалять себя в творящем терпении; кто-то сочтет необходимым потрудиться над расширением
своего сознания, над постижением сути духовного гуманизма, над освоением языка и искусства гуманной педагогики; кому-то нужно будет устремить себя к красоте во всем, творить красоту в себе и вокруг себя; кое-кто серьезно задумается о своих желаниях, об их чистоте и нравственности; кто-то переосмыслит характер своих отношений к родным, коллегам и окружающему миру в целом, научится быть великодушным, сердечным, возвысится над обыденностью; кто-то отречется от зависти, чувства собственности, ненависти, боязливости
и страхов; кто-то восполнит в себе чувство любви, доброжелательности, прощения, сопереживания; кто-то откроет сердце свое вере, Богу… Пусть каждый из нас задумается над своим учительским именем. Через свой творческий, одухотворенный труд, через свое отношение к жизни, к людям, школьникам, коллегам, родителям, семье, собственным детям мы заряжаем свое личное имя энергией светлого педагогического авторитета. Нам надо прославить труд и облик учителя через себя, через свою возвышающуюся личность. Нам нужно научиться следовать фундаментальной идее: наше сознание и воля определяют бытие, они творят условия жизни; качество жизни зависит от того, во что мы верим, к чему устремлены, что утверждаем. Тема Восьмых Международных Педагогических Чтений обращает наше внимание на то, как мы целенаправленно воспитываем и совершенствуем нашу субъективную духовно-нравственную природу, как возвышается над самим собой, каких достигает успехов и какими способами, какими усилиями воли. На Чтениях нам нужно говорить о том, как сами совершенствуемся, а не о том, как преуспевают наши дети. Круглые столы и Мастер-классы
Восьмых Международных Педагогических Чтений должны быть пропитаны этим содержанием. О круглых столах Круглых столов может быть 9. Они будут работать в первый день Чтений – 9 января. Мы еще не смогли точно сформулировать темы круглых столов и надеемся, что вы, дорогие коллеги, поможете нам. В качестве варианта для обсуждения предлагаются следующие формулировки: — Чудо творящего терпения, — Тернистый путь к гуманной педагогике, — Могущество веры и любви, — Творить в себе родителя (отца, мать), — и т.д. Ждем Ваших предложений. О Мастер-классах На Седьмых Чтениях мы впервые воспользовались такой формой представления идей и опыта, как мастер-класс. Было проведено 14 мастер-классов, которые ознаменовали качественное обновление традиций наших Чтений. На Восьмых Чтениях мы увеличиваем количество мастер-классов: их будет 27. Желающие дать свой мастер-класс должны прислать в Оргкомитет заявку до 20 сентября 2008 г. Экспертная комиссия отберет для включения в программу
Чтений те мастер-классы, которые: – соответствуют теме Восьмых Чтений, – содержат свежую идею и опыт, – автор в состоянии живо представить свой опыт участникам. В заявке нужно указать Ф.И.О. автора, место работы, должность, эл. адрес и телефон. Далее автор в свободной форме излагает тему, идею, содержание мастер-класса, способы и условия его проведения. Время для каждого мастер-класса – 1 час 30 мин. Автору предлагается в течение 50 мин. вести мастер-класс; оставшееся время посвящается ответам на вопросы и обсуждению представленного опыта. Т.к. материалы далее могут быть опубликованы в журнале «Три ключа», автор передает в Оргкомитет текст о своем мастер-классе в объеме 5-7 печатных страниц с приложением фотографий (формат JPG, разрешение 300, объем не менее 1 МБ). Материал сдается в печатном и электронном виде. Об общих встречах Общие встречи держат направление Чтений. Кроме двух-трех установочных докладов, приветствий и отчетов, участникам Чтений будет предоставлена возможность сделать сообщение по двум вопросам: «Как светлый ангел побеждает» (рассказ о том, как мы спасли конкретного ребенка от беды, как помогли ему преобразиться) и «Есть идея» (мысли, предложения о совершенствовании работы Чтений, об улучшении и обогащении жизни в мире
образования, о развитии ценностей гуманной педагогики и т.д.). Регламент работы Восьмых Чтений 9 января 10.00 – 12.00 Первая общая встреча 12.00 – 12.30 Перерыв 12.30 – 14.00 Работа круглых столов 14.00 – 15.00 Обеденный перерыв 15.00 – 16.30 Работа круглых столов 16.30 – 17.00 Перерыв 17.00 – 18.00 Вторая общая встреча 10 января 10.00 – 11.30 Третья общая встреча 11.30 – 12.00 Перерыв 12.00 – 13.30 Мастер-классы 13.30 – 14.30 Обеденный перерыв 14.30 – 16.00 Мастер-классы 16.00 – 16.30 Перерыв 16.30 – 18.00 Мастер-классы 11 января 10.00 – 12.00 Четвертая общая встреча 12.00 – 13.00 Обеденный перерыв 13.00 – 14.30 Завершающая общая встреча 14.30 – 15.00 Перерыв 15.00 – 16.00 Концерт участников Чтений О бережном отношении ко времени Дни и часы Чтений – это особое время. Оно очень быстротечно, но каждая его минута сулит нам необычные и долгожданные встречи, которые наполняют наше сердце и разум творческой энергией, зажигают для дальнейших свершений, облагораживают наш духовный мир. Время это всем нам очень дорого, поэтому надо его беречь. Мы рекомендуем подумать о том, как говорить о главном ясно, образно, коротко и всегда помнить, что и другим
тоже есть чем нас порадовать. На Чтениях лучше выступать с живой речью, размышлять, свободно высказывать свои мысли. А тексты, в которых опыт и обобщения изложены расширенно, можно передать в Оргкомитет для публикации. Если мы бережно отнесемся к каждой минуте Чтений, которая не останется в прошлом, а будет сопровождать в жизни, то всем нам достанется больше прекрасных впечатлений, свежих идей и радостных встреч. Дорогие коллеги! Не откладывая, предлагайте, пожалуйста, ваши мысли: – о темах круглых столов, – о лучшей организации Чтений, – о характере мастер-классов, – о других формах работы, которые могут обогатить Чтения, – о содержании и оформлении пригласительного билета и программы, – о регламенте Чтений, – о списке литературы, которую вы хотели бы приобрести на Чтениях, – о темах Девятых и Десятых Чтений. Просим вас стать организаторами Восьмых Международных Педагогических Чтений. Сообщите о них вашим коллегам, приглашайте их принять участие в Чтениях. Очень важно, чтобы ряды участников Чтений пополнились молодыми начинающими учителями, воспитателями и студентами. Ваши предложения, а также заявку на участие в Чтениях направляйте в адрес Оргкомитета. Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 800 – 1500 руб. в сутки. Гостиница, дающая регистрацию зарубежным участникам Чтений, будет стоить не менее 1500 руб. Организационный взнос – 300 руб. Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее. Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать до 1 декабря 2008 года, по адресу: 119019, Москва, Малый Знаменский пер. д. 3/5, Международный Центр Рерихов, Центр Гуманной Педагогики Тел./факс (495) 203-14-46, 8-909-626-12-70 (моб.), факс (495) 203-71-84, эл. почта: ichp@yandex.ru Регистрация участников Чтений 08.01.2009 с 10.00 до 18.00, 9.01.2009 с 9.00 до 10.00 в здании Московского Городского Педагогического Университета по адресу: Малый Казенный переулок, д. 5Б. ст. метро «Курская», схема проезда на сайте Издательского Дома Амонашвили http://izdatamon.narod.ru/contacts.htm Данное Информационное письмо принято Советом Международного Центра Гуманной Педагогики 18 марта 2008 г. Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики Академик РАО Ш.А.Амонашвили Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||