← Февраль 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 4
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 4 54 2008-02-22 15:57 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещены публикация из «Учительской газеты» «Без сердца что поймем? Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя» с кратким обзором состоявшихся в Москве Седьмых Международных педагогических чтений; продолжение работы Шалвы Александровича Амонашвили «Рука водящая» (Москва, 2006). В разделе «Ссылки и новости» краткий отчет о научной работе группы «Мыслители» в экспедиции «Урал - 2007», детские стихи Ирины Ельниковой. Без сердца что поймем? /"Учительская газета" (г. Москва), № 3, С. 10, 22 января 2008 г./ Воспитание ребенка - это прежде всего воспитание себя В седьмой раз состоялись в Москве Международные педагогические чтения Шалвы Амонашвили, организованные Международным центром гуманной педагогики, Московским городским педагогическим университетом и Международным центром Рерихов при поддержке Российской академии образования. Впервые Рождественские чтения проходили на базе МГПУ. На них съехались более 700 человек из 60 регионов России и СНГ. Открывал чтения ректор МГПУ В.В. Рябов, 10 лет назад учредивший в своем университете лабораторию гуманной педагогики. Нынешняя встреча гуманных педагогов проходила под девизом: "В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры". "Культура есть прибежище, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просвещенному и прекрасному", - писал Николай Рерих. Академик Дмитрий Лихачев считал, что именно культура оправдывает перед Богом существование народа и нации - она собственно и творит народ и нацию из "просто населения". И все общие встречи, "круглые столы" и мастер-классы нынешних чтений были посвящены
проблемам культуры: как ее разглядеть, воспитать, развить, как в ее русле строить бытовые, семейные и школьные отношения, как избавляться от ее суррогатов "второй свежести" и без страха и упрека принимать культуру будущего. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет - на столе президиума горит свеча. Перед каждым выступлением заливаются малиновым звоном билы - удивительный инструмент, гармонизирующий среду, как церковные колокола. В общем, обстановка несколько неожиданная для человека, привыкшего к официальной корректности научных симпозиумов и конференций. Но именно такая обстановка сочетается с такими выступлениями. Вот как прошел
один из дней Рождественских чтений. После приветствия Шалвы Амонашвили выступил православный священник отец Павел. "Уникальный человек, - представил его Шалва Александрович, - у него и школа есть! " Современная цивилизация навязывает идею счастья, которое зависит от изобилия материальных благ, и мы забываем, что питать следует не только тело, но и дух - молитвой, церковными таинствами и добрым воспитанием. Наша реальность - беспризорные дети, наркомания, алкоголизм - требует учителя-подвижника, способного привести ребенка к свету. Миром православного ребенка должны быть семья, школа и церковь. Долгое время мы считали человека мерой всех вещей, но ведь важно, какой это человек, свободен ли он или остается рабом своих страстей и пороков. В основе гуманной педагогики лежит Христоцентризм, поэтому у Амонашвили слово "человек" пишется с большой буквы. Станислав ЗЕНИН, доктор биологических и философских наук, профессор, заведующий проблемной лабораторией лечебно-диагностического центра, сделал сообщение об информационной системе воды. Почему вода издавна считается символом жизни? Почему она является универсальным растворителем? Почему ее структура меняется при солнечных затмениях и землетрясениях? Как отражается на ее свойствах энергетическое воздействие - будь то "магнитная мешалка" или участие экстрасенса? Эксперимент ученого четко проводит грань между наукой и шарлатанством. Зенин исследовал воду на молекулярном уровне и открыл новый элемент ее структуры, который объясняет удивительное свойство воды сохранять информацию - эффект "заряженной воды", который до сих пор шокирует приверженцев вульгарного материализма. Таким образом, на примере исследования воды снимаются противоречия между наукой и религией. Проблеме "детей нового сознания" было посвящено выступление Виктора НИКИТИНА. Хорошо было Гесиоду жаловаться на "нынешнюю молодежь", но в наши дни с появлением детей "космического сознания" взрослым как-то неприлично говорить, что дети стали хуже, чем раньше. Их уникальные способности и мудрое отношение к жизни требуют особого отношения взрослых и специального изучения. Современной науке известна синестезия - восприятие действительности сразу всеми органами чувств:
одни воспринимают звуки как цвета, другие видят цифры и формулы в окружающем пространстве и решают математические задачи, а кто-то к тому же различает эти цифры по запаху и вкусу. За последнее время у нового поколения открыто столько удивительных способностей, что стоит задаться вопросом: может, все эти свойства свойственны вообще человеку, но отмирают, не получив нужного развития? Может, следует считать все эти сверхъестественные качества детей нового сознания нормой, а наши способности - просто недоразвитыми? Попробуем принять систему, в которой живут наши дети, не будем подчинять
их мышление нашим шаблонам и стереотипам, а сами постараемся вырасти до нового сознания. Согласитесь, что это более гуманный подход к детям. Эту тему продолжила Инна БЕРИЧ, представитель философской культуры. Хотя у нас на Земле не райские условия, но педагогика должна быть оранжерейной. Ребенок - представитель всего космоса, всего совершенства, с которым Бог создал эту землю, и он должен понимать, что живет на прекрасной земле и с прекрасными людьми. Мы должны вывести его к желанию созидания, преображения, любви - это заложено в нашей генетике. И когда ребенок станет подростком и ему придется спуститься на землю,
у него уже будет наращена сила сопротивления злу. Подростком он осознает себя членом общества, но социализация - это одно, а воспитание - совсем другое, это приобщение ребенка к миру идеальных образов. "Непротивление злу насилием" - лишь половина формулы, полностью она звучит так: непротивление злу насилием, но противление добром. Эволюционное задание человека - преобразить материю. Педагогический процесс должен приводить ребенка к идеальному образу.
Вот для этого Амонашвили и выпускает антологию гуманной педагогики - уже вышли 50 из 100 томов. После таких выступлений захотелось приобрести все 50 томов антологии, побывать на всех мастер-классах, но, не принадлежа к "поколению индиго", не обнимешь необъятного, и я обратилась к батоно Шалве: на какой мастер-класс посоветует он пойти представителю "Учительской газеты"? Что самое интересное? Он ответил немедленно, не задумываясь: - Бизнесмен из Владивостока построил деревню для детей-сирот, сам с ними живет, воспитывает... удивительный человек! Идите к нему. Олег Петрук действительно оказался удивительным человеком, но о нем - отдельный рассказ в следующих номерах. В заключение скажу, что тема следующих VIII Педагогических чтений естественно вытекает из выступлений учителей - "Истинное воспитание ребенка - воспитание самих себя". Карина ЗУРАБОВА
Шалва Амонашвили Рука водящая Издательский дом Шалвы Амонашвили Москва, 2006 (Продолжение) * * * Мальчик больше не вернулся в детский сад. Он убедил маму, что для него там нет ничего интересного. Мужчины сохранили тайну, а молодая красивая женщина о происшедшем ничего не узнала. Но мама тревожилась о другом. – Тебе же надо подготовиться к школе? – сказала она. – Верно, мне скоро будет шесть лет, – охотно согласился мальчик. – Вот видишь... В детском саду тебя бы научили... – это была последняя попытка уговорить мальчика вернуться в детский сад. – Постой, мама, я лучшее предложу. Давай пригласим Алексея Александровича и посоветуемся с ним. Как никак, он бывший учитель. Алексея Александровича они пригласили вечером на чай. Устроились на кухне. Сначала молодая красивая женщина рассказала ему о новой книге, которую она закончила редактировать. – Знаете ли вы, что означает расширенное сознание? – спросила она. Алексей Александрович задумался. – По моему представлению, это такое сознание, которое интересуется всем, что его окружает. Я угадал? – Не совсем, – сказала она мягко, – расширенное сознание вмещает в себя как в единое целое понимание мира земного и мира надземного, мира материального и мира духовного. И молодая красивая женщина начала излагать принципы космической философии. Мальчик сначала внимательно слушал мамин рассказ, а потом прервал её. – Мама, посмотри на Алексея Александровича – ему же трудно понять, о чём ты говоришь, он мучается. – Нет-нет, я слушаю, я... – сконфузился Алексей Александрович, ибо мальчик говорил правду. – Мама, вот что я тебе скажу: расскажи Алексею Александровичу об этой философии тогда, когда она станет твоей. – Это как? – не поняла мама. – Так, как будто ты сама её выдумала... А сейчас ты пересказываешь её как забавную небылицу. Молодой красивой женщине и Алексею Александровичу стало неловко. – Но мне об этом надо знать... – попытался смягчить обстоятельство Алексей Александрович, – Об этой философии мне ещё никто ничего не говорил, профессора философии в университете о ней ни единым словом не упоминали... – Верно, и тебе надо знать об этом, и маме надо знать. Думаю, надо, чтобы всё человечество знало о ней. – Вот Мария и объясняет мне... Мальчик остановил Алексея Александровича. – Хотите, посоветую, как вам лучше изучать космическую философию? Оба вопросительно взглянули на мальчика. – Вот что я вам посоветую. Берите саму книгу, прочитайте её внимательно, с карандашом в руке. Попытайтесь разобраться в ней, насколько сможете. А потом соберитесь вдвоём, и меня позовите как слушателя, и помогите друг другу понять книгу ещё глубже. Хорошо будет? – Да, я согласен, – сказал Алексей Александрович. – Я тоже, – сказала молодая красивая женщина. Мальчик продолжил: – Ещё лучше будет, если космическую философию вы объясните мне, шестилетнему мальчику... – Тебе ещё нет шести, – уточнила мама. – Ну хорошо, пятилетнему... Объяснили бы мне на доступном языке и с примерами космическую философию, которая есть, как я знаю, новое мышление. – Откуда ты знаешь?! – с удивлением спросила мама. – Я ничего не знаю, мама. Я просто говорю то, что на ум приходит... И если я вас пойму, то считайте, что эта философия уже ваша, как бы вы сами её сочинили. Мальчик говорил вовсе не как маленький и вовсе не как несмышлённый. Мама ещё не знала своего сына таким. Ещё больше был поражён Алексей Александрович. Перед мальчиком он то и дело чувствовал себя беспомощным. Что они могли возразить ему? – Действительно, почему бы нам не последовать этому совету? – сказал Алексей Александрович. – Да, так будет лучше, – сказала молодая красивая женщина. – Тогда медлить не надо. Мама, у тебя же есть несколько экземпляров книги, которую ты редактировала? Дай один Алексею Александровичу. Он прочитает её, а потом... Мама послушно встала, принесла красиво изданную книгу в вишнёвом переплете и протянула её Алексею Александровичу. – Берите, пусть она будет вашей. – Отлично, – сказал мальчик. – А теперь поговорим о том, что меня надо готовить к школе. – Да, Алексей Александрович, нам нужен ваш совет, – с какой-то оживлённостью начала мама, – сын в этом году поступит в школу. У вас педагогический опыт. Может быть, посоветуете, как его подготовить? – Какой у меня опыт, смешно даже! – засуетился Алексей Александрович. – А у нас нет никого, кто мог бы нам что-то объяснить. Алексей Александрович посмотрел на мальчика, как будто ждал от него подсказки. Мальчик молчал. – Может быть, сделаем так, – робко произнёс Алексей Александрович, – на днях я почитаю несколько книг по подготовке детей к школе, проконсультируюсь со специалистами и, если позволите, сам займусь подготовкой мальчика. – Ой, как здорово будет! – восхитился мальчик, – Ты лучше всех поможешь мне! А мама забеспокоилась. – Это же будет большая нагрузка для вас... Мы не можем позволить себе... – Нет-нет, не беспокойтесь, я же не работаю, у меня есть время! – поспешил успокоить молодую красивую женщину Алексей Александрович. – Может быть, я заплачу вам? – робко спросила она. – Ни в коем случае, как можно!.. – заволновался Алексей Александрович. – Хотите совет? – неожиданно произнёс мальчик. Мама насторожилась. – Ты даёшь нам дельные советы, помоги нам, – сказал Алексей Александрович. – И сейчас дам вам хороший совет. Как я догадываюсь, ты уже не помышляешь о том, чтобы уехать куда-то далеко, ведь так? Алексей Александрович широко раскрыл рот, чтобы глотнуть воздух. – Что с вами? – забеспокоилась молодая красивая женщина. – Ничего-ничего... – спешно успокоил он её, и только сейчас понял, что подсознательно он действительно так и решил. Мальчик дождался, пока тот отпил из чашки глоток чая и успокоился. Потом сказал: – Тебе и не надо никуда уезжать. Потому советую вернуться в издательство. И не только текст править, но и изучать космическую философию, как это делает мама, когда редактирует книги. А по вечерам, по субботам и воскресеньям, ты можешь заниматься со мной – готовить к школе... Ну как, хороший совет? Совет был очень даже дельный и приемлемый. Но Алексей Александрович сильно сомневался, что мальчик вообще нуждается в какой-либо подготовке к школе. Работа в издательстве официально начиналась с одиннадцати часов. Молодая красивая женщина никогда не опаздывала. А Алексей Александрович сидел у своего компьютера уже с восьми часов. Было бы неправильно сказать, что он работал. Скорее он увлекся чтением книг, которые давал ему для правки, для набора, для редактирования пожилой мужчина – заведующий отделом. Он читал, перечитывал, делал выписки, размышлял. Философия
космического мышления увлекла его. Молодая красивая женщина приходила на работу с мальчиком. Мальчик не мешал никому – разглядывал книги, смотрел в окно. Иногда, если компьютер освобождался, любил им заниматься. Часто звал его к себе пожилой мужчина – заведующий отделом. Они шептались, чтобы не мешать в работе молодой красивой женщине и Алексею Александровичу. Шептались минут двадцать, тридцать, бывало, и целый час.
После того как мальчик с мамой уходили в кафе, пожилой мужчина оставался за своим рабочим столом до такой степени озабоченный, что забывал съесть свой бутерброд, который всегда приносил с собой. Однажды он обратился к Алексею Александровичу с вопросом: – Вы не знаете, что это за мальчик? – Вам он нравится? – спросил со своей стороны Алексей Александрович. – Не то слово... – Хороший мальчик, умный, воспитанный... – Н е е т... – растянул заведующий отделом, – Он мальчик не-о-быч-ный, понимаете?.. Он при-ше-лец... Это слово – «пришелец» запомнилось Алексею Александровичу. Пришелец откуда? Может ли мальчик сам сказать, кто он? Бывали дни, когда мама приходила на работу без мальчика. Заведующий отделом сразу интересовался, где мальчик. Мама объясняла, что сегодня он захотел остаться дома. – Мальчик серьёзный, найдёт, чем заняться... – говорил пожилой мужчина. Но было ясно: он в этот день сидел расстроенный. А на Алексея Александровича такие дни действовали как дни с магнитными бурями – он беспокоился, не зная, почему и зачем. Был понедельник. Молодая красивая женщина пришла на работу без мальчика. «Видимо, он опять захотел остаться дома», – подумал Алексей Александрович. Уже третий понедельник она приходит без него. «Почему именно по понедельникам мальчик остаётся дома?» – спросил он самого себя, и тут же отпарировал: «Какая разница, понедельник, вторник, мальчик захотел остаться дома и остался, вот и всё. Впрочем, вечером у нас с ним занятие, тогда и
узнаю, чем он сегодня был занят». Он продолжил править текст и вникать в него. Книга была о сердце; она увлекла его. Он уже усвоил понятия: серебряная нить, рука ведущая, мир невидимый. Он уже знал, что если человек чист сердцем и душой, если его серебряная нить не заморена, то он сможет установить связь с космическим разумом. «Мир Невидимый, в сущности, очень зрим, когда глаз не засорён», – вычитал он в компьютере. «Наверное, мальчик видит Мир Невидимый»,
– подумал Алексей Александрович. И мысли его переключились на мальчика. «Что мальчик делает сейчас?» – почему-то с тревогой подумал он. И продолжил читать, размышлять, но беспокойство не покидало его; он всё время ёрзал в кресле. Молодая красивая женщина поставила ему на столик чашку кофе и сказала, что сама уходит на перерыв. Но он ничего не услышал и не заметил её ухода. Его сознание перешло в иное состояние. Оно начало двигаться к тёмным и заброшенным уголкам сердца. Ищет то, что в тетради из двухсот страниц обозначено сплошной кляксой и каракулями. Проходит оно как иголочка с белой ниткой и колет сердце то тут, то там. Больно!.. Больно!.. Глаза схватывают на экране компьютера мысль – «Но чем можно нагнетать энергию, как не крайним положением?» И сознание начинает напрягаться – иголочка с нитью упорно и настойчиво проходит через тёмные участки сердца. Колет... опять колет... «Стоит лишь считать такое положение не концом, но началом»... – мерцает на экране. Сознание напрягается ещё сильнее, решительнее... «Как объяснить, когда сердце молчит? Как ускорить, когда сердце тяжелее железа? Как двигать сердце, когда умерло в духе?» – считывают его губы с экрана. Опять сильная боль в сердце. Сознание останавливается перед пещерой, где тьма. Бросает вовнутрь камень и будит подсознание. И оно зажигает факел. Из пещерной тьмы вырывается коричневое облако и по велению света начинает неохотно разворачиваться. Вот оно – прошлое в кляксах и каракулях, которое сейчас, спустя двадцать лет, становится настоящим. Маленький Лёшенька пристаёт к маме, которая занята стиркой: «Мам, пусти поиграть во дворе, пусти...» «Может быть, не надо, Лёшенька, хватит тебе играть», – говорит мама; она боится отпустить его одного. «Ну, мам, пожалуйста, я ненадолго», – умоляет Лешенька. «Ну хорошо, – говорит мама, - только ненадолго... Не ходи далеко, играй в песочнице». Он открывает дверь и бежит по лестнице. Пробежал третий этаж. Он на площадке второго этажа... Сегодня понедельник, и мальчик остался дома. Может быть, он тоже стоит сейчас на площадке второго этажа? Неосознанная сила заставляет Алексея Александровича бросить компьютер, которого он уже и не видит, и выбежать из комнаты. В дверях сталкивается с заведующим отделом, но это остаётся вне поля его восприятия. В коридоре обходит молодую красивую женщину, которая кричит ему вслед: «Алексей Александрович, что с вами?» Но он ничего не слышит и не видит. Выбегает на улицу и вскакивает в автобус, но не замечает, что находится
в автобусе. Его сознание видит, слышит и переживает другое. Он пробежал третий этаж и сейчас пробежит второй. Но в это время открывается дверь квартиры и выглядывает девочка, на три-четыре года старше него – шестилетнего. Он останавливается. Девочка смотрит на него и грустно улыбается. «Мальчик, поиграй со мной». Он не знает, как быть, а девочку видит впервые. «Не бойся... Я одна дома, мне скучно... Поиграй со мной». Девочка выходит на площадку, берёт его за руку и уводит с собой. Двери закрываются. Они в комнате. «Во что будем играть?» «Я сперва угощу тебя». На столе стоит бутылка с лимонадом. Она открыта. Девочка наполняет стакан. «Выпей». Он неохотно берёт стакан. Лимонад сладкий, ароматный. Выпивает до конца. «Во что будем играть?» «Ты садись, – девочка усаживает его в кресле, – и смотри на меня». Она включает музыку и начинает делать танцевальные движения. Потом снимает туфельки и продолжает танцевать босиком. Потом снимает кофточку и танцует... Потом снимает юбочку... Глаза его затуманиваются, тело жужжит, ему хорошо. Теперь девочка танцует совсем голая. Откуда-то слышен хриплый мужской голос: «Подойди ближе... Ещё ближе... Молодчина»... Потом он приходит в себя. Нарядно одетая девочка улыбается ему, угощает шоколадкой. «Я тебя ещё позову, хочешь?» Он не знает, хочет или нет поиграть ещё с девочкой. Но знает другое: об этом говорить маме нельзя. Ночью его лихорадит. Мама плачет. Утром здоров... Опять понедельник. «Мам, пойду поиграю во дворе». «Будь осторожен». А на втором этаже двери уже открыты, и на площадке ждёт девочка. Он останавливается - пробежать мимо неё или вернуться обратно домой? Но девочка ловко берёт его за руку и заводит в комнату. Там мужчина. «Вы играйте, не стесняйтесь меня». Девочка угощает лимонадом. Ему хорошо... А ночью опять лихорадит. Мама опять плачет – что за болезнь у сына? И так по понедельникам. Ему уже хочется пить лимонад и сидеть в кресле. «Мам, пойду поиграть». «Я с тобой, – говорит мама, – прогуляемся вместе». На площадке второго этажа стоят трое милиционеров. Двери квартиры открыты. И оттуда выходят милиционеры: двое ведут мужчину в наручниках. Третий ведёт за руку девочку, она плачет. «Что случилось?» – робко спрашивает мама у одного милиционера. Тот отвечает: «Он извращенец и наркоман. Вы не замечали чего-нибудь подозрительного?» «Нет», – говорит мама дрожащим голосом, крепко берёт за руку мальчика и ведёт обратно на четвёртый этаж. Автобус резко останавливается, и он приходит в себя: маленький Лёшенька возвращается в Алексея Александровича. «Это же моя остановка?! Зачем я возвращаюсь домой?!. Ах, да, нужно спасти мальчика... Надо успеть!» Алексей Александрович спрыгивает с автобуса и бежит через улицу к четырёхэтажному дому. Врывается в подъезд и мигом оказывается перед подозрительными дверями на втором этаже. – Лёша...Лёшенька! – кричит он и кулаками барабанит в дверь. Бьёт ногами. – Откройте... Лёша... Лёшенька, я здесь... Делает несколько шагов назад, насколько позволяет узкая площадка, и всем телом наваливается на дверь. – Откройте... Двери не выдерживают и ломаются. Его встречает насмерть перепуганный мужчина. – Что вам надо?! Он отталкивает его. Вбегает в комнату. Испуганная девочка прячется под столом. Мальчик стоит; у него стакан с лимонадом. – Не смей пить! – кричит Алексей Александрович. Стакан вдребезги разбивается. Он хватает мальчика. Взбегает вместе с ним на четвёртый этаж. Запирает двери своей квартиры. Ключ прячет в карман и... отключается. Потом он приходит в себя. У изголовья сидит мальчик, гладит его по голове, улыбается и шепчет: – Спасибо тебе... Продолжение следует. * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: Рисунки Цветковой Оли, 12 лет, «Мать Мира»; Костериной Тани, 12 лет, «ХХI век». * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ: http://izdatamon.narod.ru/misli.htm >>> Скачать прайс-лист <<< Краткий отчет о научной работе группы «Мыслители» в экспедиции «Урал-2007». Благословенны препятствия – ими растем Агни Йога. Всем известно, что самый глубокий смысл скрыт в самых простых вещах. В частности – в детских сказках. Исследователи показывают нам, какое недетское, мягко говоря, содержание – в якобы невинных историях про Красную Шапочку, Золушку, семерых козлят и т.п. Чтобы понять многое, нужно почувтствовать малое, говорят на Востоке. Поэтому мне как новому участнику
экспедиции «Урал-2007» было приятно заметить общую концепцию экспедиции «по Бажовским местам», то есть по местам сказов Бажова. Перед ребятами был поставлен целый ряд задач, среди которых была и научная работа. Научная работа проходила по нескольким направлениям: 1) Углубление в сказы Бажова и на примере сказок и исследования мест этих сказов ответить на ряд недетских
вопросов. 2) Исследование фауны, флоры, истории Урала. 3) Определение закономерностей в сокровенной жизни края (камни, горы, животный и растительный мир) и выявление
их перспектив. 4) Практические занятия по выживанию в условиях тайги. Для решения этих задач ребятам были предложены следующие вопросы: 1) В чем разница между сказкой
и сказом? 2) Откуда драгоценные камни в земле? 3) Что такое тайна? 4) Почему при камне нельзя вести
праздные разговоры и негативные мысли иметь? 5) Что такое живое и что такое
неживое? 6) Чем измеряется на Урале удачливость
горщика? 7) Что на Урале является тестом
на человеческое достоинство? Нужно отметить, что дети и их родители заранее говорились к экспедиции и задолго до нее были прочтены все доступные сказы Бажова и смежная литература. Особенно хотели обратить внимание на книгу самогого авторитетного исследователя творчества Павла Петровича Бажова – Майю Петровну Никулину, которая написала предисловия к энциклопедии Бажова и кроме
этого, написала очень глубокую книгу «Камень, пещера, гора» в которой можно найти ответы на часть из выше указанных вопросов. Сайту «Орифламма» автор дала добро на размещение этой книги в Интернет и Вы можете с ней познакомить по адресу: http://www.roerich.com/zip3/stoun.zip Во время экспедиции ребятам давалось время каждый день для записи в своих блокнотах наблюдений, мыслей, ведения дневника и ответа на эти вопросы. В конце экспедиции, когда группа находилась на последней стоянке у Маркова Камня было общее занятие (круг) где каждый имел возможность высказать свое мнение и подискутировать вместе с родителями и своими
сверстниками по указанным вопросам. Нужно сказать, что ответы получились очень глубокие и взрослые не ожидали такой глубины научной проработки проблем, затронутых в них. Далее после концерта все отличившиеся в научном направлении участники получили подарки от руководителя похода. Все дети были награждены, ибо каждый из них открыл лучшие свои качества и заметил их у других, ощутил красоту средней полосы России, теплоту сердец взрослых и своих сверстников, испытал себя. Общие задачи участников можно классифицировать
таким образом: 1) Общие задачи всей группы. 2) Задачи внутренней группы (палатки
и т.д.). 3) Личные внутренние задачи. Нужно сказать, что первый все из указанных задач были выполнены в той или иной степени (насколько об этом можно судить). О внутренних задачах и их выполнении каждый задумывается сам. По ходу похода проходили занятия на остановках на самые разные темы (от спортивного ориентирования на местности и знакомства с электротехническими особенностями линий электропередач, которые попадались по пути, до философских вопросов бытия и даже особенностей искусственного интеллекта). Был и раздел музыкального воспитания. Так дети с удовольствием
разучили песню «Киевская Русь» и гимн группы «Мыслители». В конце похода был дан концерт силами участников и в завершающий день были защищены перед импровизированным ученым советом (состоящим из родителей) научные работы в виде плакатов с художественным изображением пути и особенностей похода. Каждый высказал свое мнение и подвел личный результат похода. Все пришли к выводу, что ребята прекрасно потрудились и все выдержали испытания (ведь ими растем, как говорит Агни Йога). Состоялось единение сердец, заложены зерна светлого будущего в души ребят, и тем самым было высказано мнение, что единение состоялось. Это единение с природой, высшим пониманием свое предназначения на земле, экологического воспитания,
истинной дружбы и взаимопомощи. Таким образом, все это можно назвать чудесной литургией будущему. Сейчас все мечтают о новом походе, намеченным на следующий год. От себя хочу добавить слова благодарности всем участникам экспедиции, ее организаторам за их теплоту, выручку, самопожертвование и понимание. Всем видимым и невидимым помощникам в нашем Общем Деле сердечное спасибо и низкий поклон! С уважением и восхищением Джура С.Г. P.S. Фотогалереи похода смотрите
по адресам: «Экспедиция группы “Мыслители”» Ирина Ельникова * Детские стихи Песенка для Души В мире, в мире Пр. Слушай чутко, Пр. Слово "радость" Пр. И будешь ты Просто сказка Это очень просто: Это очень просто: Это очень просто: Это очень просто: Это очень просто: Дремушка. Завтра отдохнувшие ножки Это очень просто: К Солнышку! А я к Солнышку приеду, Оседлаю лучик Солнца – Я на солнечной лошадке А я к Солнышку приеду, Кузькина мама Дождик в окно отстучал телеграмму: Встали чуть свет – и бегом со двора: Вот так дела! Так кого же мы ждём? Долго не стали затылки чесать: В третьем бельё мы с веревки свалили, Дворника ждать мы, конечно, не стали: Голос девичий по-девичьи звонок – Телек включили – мультик идёт – Все потайные места обыскали, Потом мы устали, все в доме убрали - Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/ СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||