Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 4


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 4   54   2008-02-22 15:57

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены публикация из «Учительской газеты» «Без сердца что поймем? Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя» с кратким обзором состоявшихся в Москве Седьмых Международных педагогических чтений; продолжение работы Шалвы Александровича Амонашвили «Рука водящая» (Москва, 2006).  В разделе «Ссылки и новости» краткий отчет о научной работе группы «Мыслители» в экспедиции «Урал - 2007», детские стихи Ирины Ельниковой.

Без сердца что поймем? /"Учительская газета" (г. Москва), № 3, С. 10, 22 января 2008 г./

Воспитание ребенка - это прежде всего воспитание себя

 

В седьмой раз состоялись в Москве Международные педагогические чтения Шалвы Амонашвили, организованные Международным центром гуманной педагогики, Московским

городским педагогическим университетом и Международным центром Рерихов при поддержке Российской академии образования.

Впервые Рождественские чтения проходили на базе МГПУ. На них съехались более 700 человек из 60 регионов России и СНГ. Открывал чтения ректор МГПУ В.В. Рябов, 10 лет назад учредивший в своем университете лабораторию гуманной педагогики.

Нынешняя встреча гуманных педагогов проходила под девизом: "В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры".

"Культура есть прибежище, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просвещенному и прекрасному", - писал Николай Рерих. Академик Дмитрий Лихачев считал, что именно культура оправдывает перед Богом существование народа и нации - она собственно и творит народ и нацию из "просто населения". И все общие встречи, "круглые столы" и мастер-классы нынешних чтений были посвящены проблемам культуры: как ее разглядеть, воспитать, развить, как в ее русле строить бытовые, семейные и школьные отношения, как избавляться от ее суррогатов "второй свежести" и без страха и упрека принимать культуру будущего.

Чтобы победить тьму, надо зажечь свет - на столе президиума горит свеча. Перед каждым выступлением заливаются малиновым звоном билы - удивительный инструмент, гармонизирующий среду, как церковные колокола. В общем, обстановка несколько неожиданная для человека, привыкшего к официальной корректности научных симпозиумов и конференций. Но именно такая обстановка сочетается с такими выступлениями. Вот как прошел один из дней Рождественских чтений.

После приветствия Шалвы Амонашвили выступил православный священник отец Павел. "Уникальный человек, - представил его Шалва Александрович, - у него и школа есть! "

Современная цивилизация навязывает идею счастья, которое зависит от изобилия материальных благ, и мы забываем, что питать следует не только тело, но и дух - молитвой, церковными таинствами и добрым воспитанием. Наша реальность - беспризорные дети, наркомания, алкоголизм - требует учителя-подвижника, способного привести ребенка к свету. Миром православного ребенка должны быть семья, школа и церковь.

Долгое время мы считали человека мерой всех вещей, но ведь важно, какой это человек, свободен ли он или остается рабом своих страстей и пороков. В основе гуманной педагогики лежит Христоцентризм, поэтому у Амонашвили слово "человек" пишется с большой буквы.

Станислав ЗЕНИН, доктор биологических и философских наук, профессор, заведующий проблемной лабораторией лечебно-диагностического центра, сделал сообщение об информационной системе воды.

Почему вода издавна считается символом жизни? Почему она является универсальным растворителем? Почему ее структура меняется при солнечных затмениях и землетрясениях? Как отражается на ее свойствах энергетическое воздействие - будь то "магнитная мешалка" или участие экстрасенса?

Эксперимент ученого четко проводит грань между наукой и шарлатанством. Зенин исследовал воду на молекулярном уровне и открыл новый элемент ее структуры, который объясняет удивительное свойство воды сохранять информацию - эффект "заряженной воды", который до сих пор шокирует приверженцев вульгарного материализма. Таким образом, на примере исследования воды снимаются противоречия между наукой и религией.

Проблеме "детей нового сознания" было посвящено выступление Виктора НИКИТИНА.

Хорошо было Гесиоду жаловаться на "нынешнюю молодежь", но в наши дни с появлением детей "космического сознания" взрослым как-то неприлично говорить, что дети стали хуже, чем раньше. Их уникальные способности и мудрое отношение к жизни требуют особого отношения взрослых и специального изучения. Современной науке известна синестезия - восприятие действительности сразу всеми органами чувств: одни воспринимают звуки как цвета, другие видят цифры и формулы в окружающем пространстве и решают математические задачи, а кто-то к тому же различает эти цифры по запаху и вкусу.

За последнее время у нового поколения открыто столько удивительных способностей, что стоит задаться вопросом: может, все эти свойства свойственны вообще человеку, но отмирают, не получив нужного развития? Может, следует считать все эти сверхъестественные качества детей нового сознания нормой, а наши способности - просто недоразвитыми? Попробуем принять систему, в которой живут наши дети, не будем подчинять их мышление нашим шаблонам и стереотипам, а сами постараемся вырасти до нового сознания. Согласитесь, что это более гуманный подход к детям.

Эту тему продолжила Инна БЕРИЧ, представитель философской культуры.

Хотя у нас на Земле не райские условия, но педагогика должна быть оранжерейной. Ребенок - представитель всего космоса, всего совершенства, с которым Бог создал эту землю, и он должен понимать, что живет на прекрасной земле и с прекрасными людьми. Мы должны вывести его к желанию созидания, преображения, любви - это заложено в нашей генетике. И когда ребенок станет подростком и ему придется спуститься на землю, у него уже будет наращена сила сопротивления злу.

Подростком он осознает себя членом общества, но социализация - это одно, а воспитание - совсем другое, это приобщение ребенка к миру идеальных образов. "Непротивление злу насилием" - лишь половина формулы, полностью она звучит так: непротивление злу насилием, но противление добром. Эволюционное задание человека - преобразить материю. Педагогический процесс должен приводить ребенка к идеальному образу. Вот для этого Амонашвили и выпускает антологию гуманной педагогики - уже вышли 50 из 100 томов.

После таких выступлений захотелось приобрести все 50 томов антологии, побывать на всех мастер-классах, но, не принадлежа к "поколению индиго", не обнимешь необъятного, и я обратилась к батоно Шалве: на какой мастер-класс посоветует он пойти представителю "Учительской газеты"? Что самое интересное?

Он ответил немедленно, не задумываясь: - Бизнесмен из Владивостока построил деревню для детей-сирот, сам с ними живет, воспитывает... удивительный человек! Идите к нему.

Олег Петрук действительно оказался удивительным человеком, но о нем - отдельный рассказ в следующих номерах.

В заключение скажу, что тема следующих VIII Педагогических чтений естественно вытекает из выступлений учителей - "Истинное воспитание ребенка - воспитание самих себя".

Карина ЗУРАБОВА

                                      Шалва Амонашвили

Рука водящая

Издательский дом Шалвы Амонашвили

Москва, 2006

                                                        (Продолжение)                                                       

* * *

Мальчик больше не вернулся в детский сад. Он убедил маму, что для него там нет ничего интересного. Мужчины сохранили тайну, а моло­дая красивая женщина о происшедшем ничего не узнала.

Но мама тревожилась о другом.

 Тебе же надо подготовиться к школе? – сказала она.

– Верно, мне скоро будет шесть лет, – охот­но согласился мальчик.

– Вот видишь... В детском саду тебя бы на­учили... – это была последняя попытка угово­рить мальчика вернуться в детский сад.

  Постой, мама, я лучшее предложу. Давай пригласим Алексея Александровича и посове­туемся с ним. Как никак, он бывший учитель.

Алексея Александровича они пригласили вечером на чай.

Устроились на кухне.

Сначала молодая красивая женщина рас­сказала ему о новой книге, которую она закон­чила редактировать.

  Знаете ли вы, что означает расширенное сознание? – спросила она.

Алексей Александрович задумался.

  По моему представлению, это такое со­знание, которое интересуется всем, что его ок­ружает. Я угадал?

– Не совсем, – сказала она мягко, – расши­ренное сознание вмещает в себя как в единое целое понимание мира земного и мира надзем­ного, мира материального и мира духовного.

И молодая красивая женщина начала изла­гать принципы космической философии. Маль­чик сначала внимательно слушал мамин рас­сказ, а потом прервал её.

– Мама, посмотри на Алексея Александро­вича – ему же трудно понять, о чём ты гово­ришь, он мучается.

  Нет-нет, я слушаю, я... – сконфузился Алексей Александрович, ибо мальчик говорил правду.

  Мама, вот что я тебе скажу: расскажи Алексею Александровичу об этой философии тогда, когда она станет твоей.

– Это как? – не поняла мама.

  Так, как будто ты сама её выдумала... А сейчас ты пересказываешь её как забавную не­былицу.

Молодой красивой женщине и Алексею Александровичу стало неловко.

– Но мне об этом надо знать... – попытал­ся смягчить обстоятельство Алексей Алек­сандрович, – Об этой философии мне ещё ни­кто ничего не говорил, профессора филосо­фии в университете о ней ни единым словом не упоминали...

  Верно, и тебе надо знать об этом, и маме надо знать. Думаю, надо, чтобы всё человече­ство знало о ней.

– Вот Мария и объясняет мне... Мальчик остановил Алексея Александровича.

– Хотите, посоветую, как вам лучше изучать космическую философию?

Оба вопросительно взглянули на мальчика.

  Вот что я вам посоветую. Берите саму книгу, прочитайте её внимательно, с каранда­шом в руке. Попытайтесь разобраться в ней, насколько сможете. А потом соберитесь вдво­ём, и меня позовите как слушателя, и помоги­те друг другу понять книгу ещё глубже. Хоро­шо будет?

– Да, я согласен, – сказал Алексей Алексан­дрович.

– Я тоже, – сказала молодая красивая жен­щина.

Мальчик продолжил:

– Ещё лучше будет, если космическую фи­лософию  вы  объясните  мне,  шестилетнему мальчику...

– Тебе ещё нет шести, – уточнила мама.

– Ну хорошо, пятилетнему... Объяснили бы мне на доступном языке и с примерами косми­ческую философию, которая есть, как я знаю, новое мышление.

  Откуда ты знаешь?! – с удивлением спро­сила мама.

– Я ничего не знаю, мама. Я просто говорю то, что на ум приходит... И если я вас пойму, то считайте, что эта философия уже ваша, как бы вы сами её сочинили.

Мальчик говорил вовсе не как маленький и вовсе не как несмышлённый. Мама ещё не знала своего сына таким. Ещё больше был поражён

Алексей Александрович. Перед мальчиком он то и дело чувствовал себя беспомощным. Что они могли возразить ему?

– Действительно, почему бы нам не последовать этому совету? – сказал Алексей Александрович.

  Да, так будет лучше, – сказала молодая красивая женщина.

– Тогда медлить не надо. Мама, у тебя же есть несколько экземпляров книги, которую ты редактировала? Дай один Алексею Александро­вичу. Он прочитает её, а потом...

Мама послушно встала, принесла красиво изданную книгу в вишнёвом переплете и протя­нула её Алексею Александровичу.

– Берите, пусть она будет вашей.

– Отлично, – сказал мальчик. – А теперь по­говорим о том, что меня надо готовить к школе.

  Да, Алексей Александрович, нам нужен ваш совет, – с какой-то оживлённостью начала мама, – сын в этом году поступит в школу. У вас педагогический опыт. Может быть, посоветуе­те, как его подготовить?

– Какой у меня опыт, смешно даже! – засу­етился Алексей Александрович.

– А у нас нет никого, кто мог бы нам что-то объяснить.

Алексей Александрович посмотрел на маль­чика, как будто ждал от него подсказки. Мальчик молчал.

– Может быть, сделаем так, – робко произ­нёс Алексей Александрович, – на днях я почи­таю несколько книг по подготовке детей к шко­ле, проконсультируюсь со специалистами и, если позволите, сам займусь подготовкой мальчика.

  Ой, как здорово будет! –  восхитился мальчик, – Ты лучше всех поможешь мне!

А мама забеспокоилась.

– Это же будет большая нагрузка для вас... Мы не можем позволить себе...

  Нет-нет, не беспокойтесь, я же не рабо­таю, у меня есть время! – поспешил успокоить молодую красивую женщину Алексей Алексан­дрович.

– Может быть, я заплачу вам? – робко спро­сила она.

– Ни в коем случае, как можно!.. – заволно­вался Алексей Александрович.

  Хотите совет? – неожиданно произнёс мальчик.

Мама насторожилась.

  Ты даёшь нам дельные советы, помоги нам, – сказал Алексей Александрович.

– И сейчас дам вам хороший совет. Как я до­гадываюсь, ты уже не помышляешь о том, чтобы уехать куда-то далеко, ведь так?

Алексей Александрович широко раскрыл рот, чтобы глотнуть воздух.

  Что с вами? – забеспокоилась молодая красивая женщина.

– Ничего-ничего... – спешно успокоил он её, и только сейчас понял, что подсознательно он действительно так и решил.

Мальчик дождался, пока тот отпил из чаш­ки глоток чая и успокоился. Потом сказал:

  Тебе и не надо никуда уезжать. Потому советую вернуться в издательство. И не только текст править, но и изучать космическую фило­софию, как это делает мама, когда редактирует книги. А по вечерам, по субботам и воскресень­ям, ты можешь заниматься со мной – готовить к школе... Ну как, хороший совет?

Совет был очень даже дельный и приемле­мый.

Но Алексей Александрович сильно сомне­вался, что мальчик вообще нуждается в какой-либо подготовке к школе.

Работа в издательстве официально начина­лась с одиннадцати часов. Молодая красивая женщина никогда не опаздывала. А Алексей Александрович сидел у своего компьютера уже с восьми часов. Было бы неправильно сказать, что он работал. Скорее он увлекся чтением книг, которые давал ему для правки, для набо­ра, для редактирования пожилой мужчина – за­ведующий отделом. Он читал, перечитывал, де­лал выписки, размышлял. Философия космиче­ского мышления увлекла его.

Молодая красивая женщина приходила на работу с мальчиком. Мальчик не мешал никому –  разглядывал книги, смотрел в окно. Иногда, если компьютер освобождался, любил им заниматься. Часто звал его к себе пожилой мужчина –  заведующий отделом. Они шептались, чтобы не мешать в работе молодой красивой женщине и Алексею Александровичу. Шептались минут двадцать, тридцать, бывало, и целый час. После того как мальчик с мамой уходили в кафе, по­жилой мужчина оставался за своим рабочим столом до такой степени озабоченный, что за­бывал съесть свой бутерброд, который всегда приносил с собой.

Однажды он обратился к Алексею Алексан­дровичу с вопросом:

– Вы не знаете, что это за мальчик?

– Вам он нравится? – спросил со своей сто­роны Алексей Александрович.

– Не то слово...

– Хороший мальчик, умный, воспитанный...

– Н е е т... – растянул заведующий отделом, – Он мальчик не-о-быч-ный, понимаете?.. Он при-ше-лец...

Это слово – «пришелец» запомнилось Алексею Александровичу. Пришелец откуда? Может ли мальчик сам сказать, кто он?

Бывали дни, когда мама приходила на рабо­ту без мальчика.

Заведующий отделом сразу интересовался, где мальчик. Мама объясняла, что сегодня он захотел остаться дома.

– Мальчик серьёзный, найдёт, чем занять­ся... – говорил пожилой мужчина.

Но было ясно: он в этот день сидел расстро­енный.

А на Алексея Александровича такие дни действовали как дни с магнитными бурями – он беспокоился, не зная, почему и зачем.

Был понедельник.

Молодая красивая женщина пришла на ра­боту без мальчика. «Видимо, он опять захотел остаться дома», – подумал Алексей Александ­рович. Уже третий понедельник она приходит без него. «Почему именно по понедельникам мальчик остаётся дома?» – спросил он самого себя, и тут же отпарировал: «Какая разница, понедельник, вторник, мальчик захотел остать­ся дома и остался, вот и всё. Впрочем, вечером у нас с ним занятие, тогда и узнаю, чем он сего­дня был занят».

Он продолжил править текст и вникать в него. Книга была о сердце; она увлекла его. Он уже усвоил понятия: серебряная нить, рука ведущая, мир невидимый. Он уже знал, что если человек чист сердцем и душой, если его серебряная нить не заморена, то он смо­жет установить связь с космическим разу­мом. «Мир Невидимый, в сущности, очень зрим, когда глаз не засорён», – вычитал он в компьютере. «Наверное, мальчик видит Мир Невидимый», – подумал Алексей Александ­рович.

И мысли его переключились на мальчика.

«Что мальчик делает сейчас?» – почему-то с тревогой подумал он.

И продолжил читать, размышлять, но бес­покойство не покидало его; он всё время ёрзал в кресле.

Молодая красивая женщина поставила ему на столик чашку кофе и сказала, что сама ухо­дит на перерыв. Но он ничего не услышал и не заметил её ухода.

Его сознание перешло в иное состояние.

Оно начало двигаться к тёмным и забро­шенным уголкам сердца.

Ищет то, что в тетради из двухсот стра­ниц обозначено сплошной кляксой и каракулями.

Проходит оно как иголочка с белой ниткой и колет сердце то тут, то там.

Больно!.. Больно!..

Глаза схватывают на экране компьютера мысль «Но чем можно нагнетать энергию, как не крайним положением?»

И сознание начинает напрягаться иго­лочка с нитью упорно и настойчиво проходит через тёмные участки сердца.

Колет... опять колет... «Стоит лишь считать такое положение не концом, но началом»... мерцает на экране.

Сознание напрягается ещё сильнее, реши­тельнее...

 «Как объяснить, когда сердце молчит? Как ускорить, когда сердце тяжелее железа? Как двигать сердце, когда умерло в духе?» считы­вают его губы с экрана.

Опять сильная боль в сердце.

Сознание останавливается перед пещерой, где тьма.

Бросает вовнутрь камень и будит подсо­знание.

И оно зажигает факел.

Из пещерной тьмы вырывается коричневое облако и по велению света начинает неохотно разворачиваться.

Вот оно прошлое в кляксах и каракулях, которое сейчас, спустя двадцать лет, стано­вится настоящим.

Маленький Лёшенька пристаёт к маме, ко­торая занята стиркой:

«Мам, пусти поиграть во дворе, пусти...»

«Может быть, не надо, Лёшенька, хва­тит тебе играть», говорит мама; она боит­ся отпустить его одного.

«Ну, мам, пожалуйста, я ненадолго», умоляет Лешенька.

«Ну хорошо, говорит мама, - только не­надолго... Не ходи далеко, играй в песочнице».

Он открывает дверь и бежит по лестнице.

Пробежал третий этаж.

Он на площадке второго этажа...

 

Сегодня понедельник, и мальчик остался дома. Может быть, он тоже стоит сейчас на площадке второго этажа?

Неосознанная сила заставляет Алексея Александровича бросить компьютер, которого он уже и не видит, и выбежать из комнаты. В дверях сталкивается с заведующим отделом, но это остаётся вне поля его восприятия. В кори­доре обходит молодую красивую женщину, ко­торая кричит ему вслед: «Алексей Александро­вич, что с вами?» Но он ничего не слышит и не видит. Выбегает на улицу и вскакивает в авто­бус, но не замечает, что находится в автобусе.

Его сознание видит, слышит и переживает другое.

Он пробежал третий этаж и сейчас пробе­жит второй.

Но в это время открывается дверь кварти­ры и выглядывает девочка, на три-четыре года старше него шестилетнего.

Он останавливается.

Девочка смотрит на него и грустно улы­бается.

 «Мальчик, поиграй со мной».

Он не знает, как быть, а девочку видит впервые.

«Не бойся... Я одна дома, мне скучно... По­играй со мной».

Девочка выходит на площадку, берёт его за руку и уводит с собой.

Двери закрываются.

Они в комнате.

«Во что будем играть?»

«Я сперва угощу тебя».

На столе стоит бутылка с лимонадом. Она открыта.

Девочка наполняет стакан.

«Выпей».

Он неохотно берёт стакан. Лимонад слад­кий, ароматный. Выпивает до конца.

«Во что будем играть?»

«Ты садись, девочка усаживает его в кресле, и смотри на меня».

Она включает музыку и начинает делать танцевальные движения.

Потом снимает туфельки и продолжает танцевать босиком.

Потом снимает кофточку и танцует...

Потом снимает юбочку...

Глаза его затуманиваются, тело жужжит, ему хорошо.

Теперь девочка танцует совсем голая.

Откуда-то слышен хриплый мужской голос:

«Подойди ближе... Ещё ближе... Молодчина»...

Потом он приходит в себя.

Нарядно одетая девочка улыбается ему, угощает шоколадкой.

«Я тебя ещё позову, хочешь?»

Он не знает, хочет или нет поиграть ещё с девочкой.

Но знает другое: об этом говорить маме нельзя.

Ночью его лихорадит. Мама плачет. Ут­ром здоров...

Опять понедельник.

«Мам, пойду поиграю во дворе».

«Будь осторожен».

А на втором этаже двери уже открыты, и на площадке ждёт девочка.

Он останавливается - пробежать мимо неё или вернуться обратно домой?

Но девочка ловко берёт его за руку и заво­дит в комнату.

Там мужчина.

«Вы играйте, не стесняйтесь меня».

Девочка угощает лимонадом. Ему хорошо...

А ночью опять лихорадит. Мама опять плачет что за болезнь у сына? И так по понедельникам. Ему уже хочется пить лимонад и сидеть в кресле.

«Мам, пойду поиграть».

«Я с тобой, говорит мама, прогуляемся вместе».

На площадке второго этажа стоят трое милиционеров.

Двери квартиры открыты.

И оттуда выходят милиционеры: двое ве­дут мужчину в наручниках.

Третий ведёт за руку девочку, она плачет.

«Что случилось?» робко спрашивает ма­ма у одного милиционера.

Тот отвечает: «Он извращенец и наркоман. Вы не замечали чего-нибудь подозрительного?»

«Нет», говорит мама дрожащим голо­сом, крепко берёт за руку мальчика и ведёт об­ратно на четвёртый этаж.

 

Автобус резко останавливается, и он при­ходит в себя: маленький Лёшенька возвращает­ся в Алексея Александровича.

 «Это же моя остановка?! Зачем я возвраща­юсь домой?!. Ах, да, нужно спасти мальчика... Надо успеть!»

Алексей Александрович спрыгивает с авто­буса и бежит через улицу к четырёхэтажному дому.

Врывается в подъезд и мигом оказывается пе­ред подозрительными дверями на втором этаже.

– Лёша...Лёшенька! – кричит он и кулаками барабанит в дверь.

Бьёт ногами.

– Откройте... Лёша... Лёшенька, я здесь... Делает несколько шагов назад, насколько позволяет узкая площадка, и всем телом нава­ливается на дверь.

– Откройте...

Двери не выдерживают и ломаются. Его встречает насмерть перепуганный муж­чина.

– Что вам надо?! Он отталкивает его. Вбегает в комнату.

Испуганная девочка прячется под столом. Мальчик стоит; у него стакан с лимонадом.

– Не смей пить! – кричит Алексей Алексан­дрович.

Стакан вдребезги разбивается.

Он хватает мальчика.

Взбегает вместе с ним на четвёртый этаж.

Запирает двери своей квартиры.

Ключ прячет в карман и... отключается.

Потом он приходит в себя.

У изголовья сидит мальчик, гладит его по голове, улыбается и шепчет:

– Спасибо тебе...

Продолжение следует.

* К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: Рисунки Цветковой Оли, 12 лет, «Мать Мира»; Костериной Тани, 12 лет, «ХХI век».

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ: http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

>>> Скачать прайс-лист <<<

 

Краткий отчет о научной работе группы «Мыслители» в экспедиции «Урал-2007».

   Благословенны препятствия – ими растем

Агни Йога.

Всем известно, что самый глубокий смысл скрыт в самых простых вещах. В частности – в детских сказках. Исследователи показывают нам, какое недетское, мягко говоря, содержание – в якобы невинных историях про Красную Шапочку, Золушку, семерых козлят и т.п. Чтобы понять многое, нужно почувтствовать малое, говорят на Востоке. Поэтому мне как новому участнику экспедиции «Урал-2007» было приятно заметить общую концепцию экспедиции «по Бажовским местам», то есть по местам сказов Бажова. Перед ребятами был поставлен целый ряд задач, среди которых была и научная работа. Научная работа проходила по нескольким направлениям:

1)           Углубление в сказы Бажова и на примере сказок и исследования мест этих сказов ответить на ряд недетских вопросов.

2)           Исследование фауны, флоры, истории Урала.

3)           Определение закономерностей в сокровенной жизни края (камни, горы, животный и растительный мир) и выявление их перспектив.

4)           Практические занятия по выживанию в условиях тайги.

Для решения этих задач ребятам были предложены следующие вопросы:

1)                       В чем разница между сказкой и сказом?

2)                       Откуда драгоценные камни в земле?

3)                       Что такое тайна?

4)                       Почему при камне нельзя вести праздные разговоры и негативные мысли иметь?

5)                       Что такое живое и что такое неживое?

6)                       Чем измеряется на Урале удачливость горщика?

7)                       Что на Урале является тестом на человеческое достоинство?

Нужно отметить, что дети и их родители заранее говорились к экспедиции и задолго до нее были прочтены все доступные сказы Бажова и смежная литература. Особенно хотели обратить внимание на книгу самогого авторитетного исследователя творчества Павла Петровича Бажова – Майю Петровну Никулину, которая написала предисловия к энциклопедии Бажова и кроме этого, написала очень глубокую книгу «Камень, пещера, гора» в которой можно найти ответы на часть из выше указанных вопросов. Сайту «Орифламма» автор дала добро на размещение этой книги в Интернет и Вы можете с ней познакомить по адресу: http://www.roerich.com/zip3/stoun.zip

Во время экспедиции ребятам давалось время каждый день для записи в своих блокнотах наблюдений, мыслей, ведения дневника и ответа на эти вопросы. В конце экспедиции, когда группа находилась на последней стоянке у Маркова Камня было общее занятие (круг) где каждый имел возможность высказать свое мнение и подискутировать вместе с родителями и своими сверстниками по указанным вопросам. Нужно сказать, что ответы получились очень глубокие и взрослые не ожидали такой глубины научной проработки проблем, затронутых в них. Далее после концерта все отличившиеся в научном направлении участники получили подарки от руководителя похода. Все дети были награждены, ибо каждый из них открыл лучшие свои качества и заметил их у других, ощутил красоту средней полосы России, теплоту сердец взрослых и своих сверстников, испытал себя. Общие задачи участников можно классифицировать таким образом:

1)                       Общие задачи всей группы.

2)                       Задачи внутренней группы (палатки и т.д.).

3)                       Личные внутренние задачи.

Нужно сказать, что первый все из указанных задач были выполнены в той или иной степени (насколько об этом можно судить). О внутренних задачах и их выполнении каждый задумывается сам.

По ходу похода проходили занятия на остановках на самые разные темы (от спортивного ориентирования на местности и знакомства с электротехническими особенностями линий электропередач, которые попадались по пути, до философских вопросов бытия и даже особенностей искусственного интеллекта). Был и раздел музыкального воспитания. Так дети с удовольствием разучили песню «Киевская Русь» и гимн группы «Мыслители». В конце похода был дан концерт силами участников и в завершающий день были защищены перед импровизированным ученым советом (состоящим из родителей) научные работы в виде плакатов с художественным изображением пути и особенностей похода. Каждый высказал свое мнение и подвел личный результат похода.

Все пришли к выводу, что ребята прекрасно потрудились и все выдержали испытания (ведь ими растем, как говорит Агни Йога). Состоялось единение сердец, заложены зерна светлого будущего в души ребят, и тем самым было высказано мнение, что единение состоялось. Это единение с природой, высшим пониманием свое предназначения на земле, экологического воспитания, истинной дружбы и взаимопомощи. Таким образом, все это можно назвать чудесной литургией будущему. Сейчас все мечтают о новом походе, намеченным на следующий год.

От себя хочу добавить слова благодарности всем участникам экспедиции, ее организаторам за их теплоту, выручку, самопожертвование и понимание. Всем видимым и невидимым помощникам в нашем Общем Деле сердечное спасибо и низкий поклон!

С уважением и восхищением Джура С.Г.

         P.S. Фотогалереи похода смотрите по адресам:

         «Природа Урала 2007»

         «Экспедиция группы “Мыслители”»

         «Сами Мыслители-2007»                  

Ирина Ельникова * Детские стихи

 Песенка для Души

В мире, в мире
Что ни звон – то песня,
В мире, в мире
Что ни слово – ключ.
Слушай песни
Дождика и ветра,
Вьюги, леса,
Солнца из-за туч…

Пр.
И будет Мир
Тихонько петь для Души –
Душа с любовью ему
Навстречу распахнётся.
Слова и звук –
Все средства хороши, чтоб просто от Души
Послушать песню Солнца.

Слушай чутко,
Распахни сердечко –
Мир откроет
Тайники свои.
Песню моря
Нам исполнит речка,
Песню Солнца –
Утром соловьи.

Пр.

Слово "радость"
С губ твоих сорвётся –
Словно искрой
Землю одарит.
Спой! – И мир
Навстречу улыбнётся.
Спой! – ведь слово,
Как живой магнит.

Пр.

И будешь ты
Тихонько петь от Души
И мир с любовью тебе
Навстречу распахнётся.
Слова и звук -
Все средства хороши,
Чтоб голосом Души
Дуэт исполнить с Солнцем.

 Просто сказка

Это очень просто:
Маленького роста
Шёл по лесу человек –
Ткал цветные весны.

Это очень просто:
Километров во сто
Из цветов тянулся след
От златого моста.

Это очень просто:
Сказочные кросна
Ткут: цветы-ромашки,
Бабочки, букашки…

Это очень просто:
Стало небо звёздно,
Но зелёный человек
Спать ложится поздно.

Это очень просто:
От златого моста
Полетела птица-сон
С длинным сказочным хвостом
Километров во сто –

Дремушка.
- Спи, моё усталое чудушко!
- Спи! – Закрыли глазки ромашки.
- Спи! – Сложили крылья букашки.

Завтра отдохнувшие ножки
Снова побегут по дорожке,
А твои искусные ручки
Дождь соткут для леса из тучки.

Это очень просто:
Маленького роста,
Спал на травке человек,
Улыбались звёзды.

 К Солнышку!

А я к Солнышку приеду,
На лошадке прискачу.
Здравствуй, Солнышко!
Я на лошадке прискачу.

Оседлаю лучик Солнца –
И на Небо полечу.
Здравствуй, Небушко!
Я на лучике лечу.

Я на солнечной лошадке
Да на Млечный Путь махну.
Здрасьте, звёздочки!
Я им руки протяну.

А я к Солнышку приеду,
Я на Небо полечу.
И на солнечной лошадке
Я на Млечный Путь махну:
Я и Солнышко,
Я и Небушко,
Я и звёздочки,
Всю Вселенную,
Я душою обниму.

 Кузькина мама

Дождик в окно отстучал телеграмму:
«Завтра с утра ждите Кузькину маму».
Мы суетились, мы собирались –
В общем, насилу утра дождались.

Встали чуть свет – и бегом со двора:
Гостье давно уж приехать пора,
Мы ведь не можем её прозевать…
А кто-нибудь видел Кузькину мать?

Вот так дела! Так кого же мы ждём?
Может, ошиблась почта с дождём?
Мама приедет, а кто её встретит,
Кто улыбнётся, обнимет, приветит?

Долго не стали затылки чесать:
Ясно и так – нужно Кузю искать.
Мы обежали пять ближних дворов:
В двух обещали нам дать тумаков,

В третьем бельё мы с веревки свалили,
Лапу в четвёртом коту отдавили,
В пятом на нас начал дворник кричать:
- Я покажу вам Кузькину мать!

Дворника ждать мы, конечно, не стали:
Крикнув «спасибо», домой побежали.
Грустно сидим за накрытым столом
Слышим: «Кузьма!» - за открытым окном.

Голос девичий по-девичьи звонок –
С крыши слезает пушистый котёнок.
Чтобы поправить себе настроенье,
Мы откупорили банку варенья,

Телек включили – мультик идёт –
Голос девичий Кузю зовёт.
Может, завёлся у нас домовой,
Уж не его ли кличут Кузьмой?

Все потайные места обыскали,
Звали, манили и мамой пугали.
Плита, холодильник, буфет, дымоход –
Весь день продолжался крестовый поход.

Потом мы устали, все в доме убрали -
Спасибо неведомой Кузькиной маме –
А дождик в окно начал громко стучать:
«Пора вам теперь вашу маму встречать».

Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/

СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp

Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании

http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное