← Декабрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 3
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 3 51 2007-12-17 16:54 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещены тезисы и краткий обзор прошедших в г. Киеве 28-29 октября 2007 г. Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии, продолжение работы Шалвы Александровича Амонашвили «Рука водящая» (Москва, 2006). Также смотрите раздел «Ссылки и новости» об «Историях Саньки – Бешеного кролика», новом «крези»-увлечении подростков и информационном письме о Седьмых
Международных чтениях по гуманной педагогике в г. Москва в январе 2008 г. ТЕЗИСЫ И ОБЗОР ВТОРЫХ ВСЕУКРАИНСКИХ ЧТЕНИЙ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ, г. КИЕВ, Национальный педагогический университет имени Драгоманов, 28.10.07 г. В начале выступил Сергей Ветров, руководитель Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии. Он проинформировал, что 27 апреля 2007 г. на территории школы Международного детского центра «Артек» при поддержке Гуманитарного фонда Екатерины Ющенко «Украина – 3000» проходил Педагогический
Саммит, которым завершился Второй Международный гуманитарный форум «Возрождение, обновление и развитие человека». Во время Саммита был принят проект Манифеста воспитания и развития человека, который имеет целью определить стратегию обновления образования через переход от образования как системы передачи знаний к образованию как комплексу воспитания человека. На Форуме выступал и Шалва Александрович Амонашвили. Принято решение проводить Международный Педагогический Саммит в Артеке ежегодно. Один
из номеров журнала «Открытый урок. Плеяды» посвящен обзору прошедшего Форума в Артеке, в очередном номере будут помещены материалы Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии. Альберт Эйнштейн говорил, что не хватает скамеечки, чтобы подумать о главном, о смысле, зачем, куда. Живя в доме, в селе, где родился, Шалва Александрович Амонашвили все лето пишет книги, глядя на горы, видя Сухомлинского, Макаренко и других (так он называет отдельные горы и мысленно разговаривает с ними). Ян Коменский создал классно-урочную систему, Сергей Ветров ее критикует. Машине, технологии мешает индивидуум, самобытность. Жизнь требует творческого человека. Другой системы дешевой нет, поэтому надо модернизировать действующую систему. Бюрократия плюс устаревшие технологии затрудняют работу. Надо нести культуру к ребенку, отталкиваясь от его способностей, от его души, от его сердца. Педагог-новатор, рыцарь гуманной педагогики Виктория Бак, г. Артемовск, говорила, что каждый и учитель и ученик одновременно. Готов ученик, всегда найдется и учитель. Человек, ребенок есть энерго-информационная система, для нормальной работы которой нужно душевное тепло. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»/Ш.А.Амонашвили/. Можно сформулировать семь важных постулатов: Наполняться образами. Облагораживая себя, облагораживаем других. Дети будут незаметно вбирать в себя. Наш внутренний мир должен быть оберегаем от образов низких и низкопробных. Есть одна мера культуры – устремленность к Высшему /Ш.А.Амонашвили/. Госпожа Матвиенко, институт педагогики и психологии, сообщила, что вышла ее книга «Теория и методика воспитания младших школьников» с приветственным словом Шалвы Александровича Амонашвили. Привела притчу о коконе и бабочке в лесу. Нам надо набраться терпения и мудрости, чтобы не навредить. С.В.Ветров (ведущий) привел слова Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Станислав Крук, г. Хмельницкий, отметил о принятии опыта в зерне духа ребенка и необходимости дать больше свободы ребенку для его пробуждения. Анатолий Лебеденко, г. Москва, сообщил, что в Москве были проведены Первые Родительские чтения, первый день в Доме национальностей, второй день в Государственной думе. Необходимо создать все условия для развития ребенка. Привел пример о трагедии
одного ученика Шалвы Александровича Амонашвили. Твердость, устремленность преобразуют социум. На вопрос Шалвы Амонашвили, проиграли или победили мы, однозначно ответил, что мы победили. Выделил зоны активного развития, ближнего развития и сердечного развития. Сослался на Викторию Бак о необходимости установления и поддержания тесной связи между родителями и детьми, учителями и учениками. Василий Михайлович Гуливатый, г. Винница, Академия гуманной педагогики, провел психологический эксперимент: посмотреть право, налево, внутрь себя и ответить на вопрос, что такое: 1) Духовное счастье; 2) Сердечная Радость; 3) Божественная Любовь. Христос отвечал улыбкой сердца простому учителю. Учитель вопрашал, почему Он иногда покидает его, побуждая
сердце печалиться, а душу испытывать незабываемые страдания. Интерпретация притчи «Следы на песке». Цепочка следов двоих на песке вдоль моря жизни. В самые сложные моменты жизни Он нес учителя на Своих руках, а потом учитель пошел один, постигнув Любовь к своим ученикам. Учитель стал со работником Бога на Земле. Учитель захотел задать третий вопрос, но не успел (Василий Гуливатый предлагает оставить вопрос возле трибуны.) О трех выстрелах в гуманную педагогику: 1) 12-ти патронная оценочная система; 2) исполнение программ (программа как пример развития); 3) тесты (убийцы духовной жизни), Интересен опыт учителей из г. Артемовска о соответствии воды в банках и качеств, написанных на бумаге (плохая – равнодушие и другие). Сделали сказ по Сухомлинскому, дети ищут сказку в природе (методика Сухомлинского), играют в Подоляночку. Александр Шевченко, г. Черкассы, говорил о необходимости выбрать другие радости педагогов. Образование и духовное развитие. Рождение человека Культуры. Культура изнутри должна быть принята, а не только внешне. Объединение психологов и педагогов происходит через диалог, необходимо налаживать такие взаимоотношения. Госпожа Надточий, Культурный центр, г. Харьков, рассказала о создании и проведении культурной программы космической (Планетарной). Валерий Андреевич Кучеровский, г. Белгород-Днестровский, поведал об уроках Мудрости, которые проводит творческая лаборатория гуманной педагогики под его руководством. Культура – Врата в Будущее. Насколько мы светоносны, настолько мы крылаты, настолько мы способны сделать шаг в Будущее. Начальник областного управления образования Хмельницкой облгосадминистрации участвовал в авторском семинаре Шалвы Амонашвили для управленцев в сфере образования, который проходил в помещении Драматического театра в г. Хмельницкий на протяжении пяти дней на тему «Управленческие аспекты в свете гуманной педагогики». Сейчас происходит «гуманизация
образования» (были химизация и индустриализация), вводится предмет «Гуманная педагогика». Владимир Павлов, г. Киев, представлял «Эколого-культурный центр «киевский ДАР» и общественную лабораторию гуманной педагогики в г. Киеве. Он рассказал 13-ти летнем опыте внешкольной работы на базе подросткового клуба «Молодые Сердца» в Печерском районе г. Киева. «Один час дельной беседы может навсегда изменить сознание
ребенка». Каждый раз общение с детьми по-новому, влияние различных факторов. Невозможно построить догматичную систему, с открытым сердцем надо подходить. Важно повышать влияние и роль школьных кружков, театров, подростковых клубов во внешкольной работе, где зарождаются и укрепляются тесные, неформальные, душевные связи между детьми и педагогами. Из форм выделил театральные постановки, ролевые игры, КВН; «Что? Где? Когда?», тематические вечера к 8 Марта и другим датам и праздникам. Уважительное,
равное отношение к детям нужно вырабатывать. Есть трудные подростки, из неполных семей, сказывается влияние улицы. Дети не терпят дистанцию. Значение образа. Глаза зажглись. Проигрывание роли: почувствовать своего героя, выразить личное отношение к нему, объяснить мотивацию, подвести к высокому. Использование музыки, танцев, мультипликации. Через игру дети наилучшим образом обучаются, в душах пробуждаются качества взаимовыручки, поддержки, сотрудничества в команде. Дети чувствуют легко и сразу фальш в словах воспитателя. Значение авторитета. Если уважают педагога/воспитателя, то совсем иное отношение к репетиции / занятию, основанное на самодисциплине. Детям интересно, и они этим занимаются по собственному желанию. Процесс взаимообогащения, есть чему
поучиться у детей. Отдельные сцены нужно творить, импровизировать вместе с детьми, находясь в атмосфере сказки, в образах героев. Костюмы тоже вместе делать, продумывать. Круглые столы проводить, беседы. Руками и ногами человеческими творится наше сегодня и наше завтра. Каждый миг неповторим. Каждый раз стремиться сделать чуть лучше, чем вчера, чем в прошлый раз. Много говорилось об образах, о создании и пробуждении их, наполнении ими Чаши. Образы пробуждаются, когда создана соответствующая атмосфера, свойственная им, то есть соответствует качествам этих образов по высоте духа, героизму, напряжению и т.д. Пример с подготовкой одного вечера о Лесе Украинке и явлению самой Леси во сне одному парню, искренне проникшемуся этим образом. Когда появляется идея, благородная цель, то
все складывается, все условия сочетаются. Исключить элемент насилия. Однако необходима элементарная минимальная дисциплина. Небольшие перерывы для отдыха, разрядки нужны. Нельзя есть во время молитвы, но можно молиться во время еды. Это можно продолжить на все действия в жизни человека. Говорить языком, доступным для понимания другого. Можно и нужно устраивать круглые столы с участием педагогов для обмена опытом и обсуждения вопросов и проблем. Шалва Александрович Амонашвили, г. Москва, выделил Сухомлинского, Корчака, Песталлоцци. Сказал, что просто так такие учителя не приходят. В Виннице всегда ездит к усыпальнице Пирогова в его имении. Надо знать героическую жизнь Их. Сухомлинского, например, уволили. Педагогика сотрудничества. Сложные судьбы педагогов. Через Киев старается лететь в Украину. Свои горы назвал именами Сухомлинского, Корчака, Коменского, других. Педагогика ненасилия. Участвовал в собрании в г. Астане – новой столице Казахстана. Президент Назарбаев решил объявить столицей мировой духовности. Иосиф Кобзон от России возглавил делегацию. Будет проходить мировой форум духовной культуры. Не всякому учителю нужна гуманная педагогика (Сухомлинского, Ушинского). Гуманно-педагогическое образование – воспитание духа в человеке, благородство. Сухомлинский боялся, чтобы его хрустальная педагогика не разбилась. В бездуховной общности воспитание не состоится. В Москве конференция проходила, пригласили детей в Президиум, сидели рядом с академиками. Один ребенок, 10 лет, сделал доклад на тему «Правда о правде». Доклад – собственные размышления. Упустили культуру. Сейчас дети новые, нормальные, но не акселераты (которым тоже не дали иную «акселеративную» педагогику). Несут иную задачу. Мы дошли до нанотехнологий. Образ жизни изменится, культура займет свое место. Цивилизации уходят, создают комфорт, но без Культуры ведут к катастрофе. Школы должны выделяться как храмы, быть самыми лучшими после храмов. Зачем мы живем, если наша душа не желает совершенствоваться. Учитель – вечный сеятель всего того, что в каждом ребенке неповторимо; никогда не жнет. Знание без Культуры опасно давать. Хорошие предметники не нужны сейчас. Привел притчу о воплотившихся высоких духах в учителях для детей, чтобы каждый из малых сих не пропал. Уроки сердце ведения. Пожелал всем писать откровенные дневники, потом сжигать. Интерактивные методы ничего не сделают, если сердце спит. Воспитание, когда учитель и ученики рядом стоят. Нужно прожить жизнь героически, светлой полосой, чтобы воскреснуть в ином мире и возвыситься с крыльями. Привел притчу о мальчике и его учителе, который ласкал крылья мальчика и вернул его Богу крылатым. На собрании актива Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии было решено, что в Совет центра входят все руководители лабораторий общественных, региональных центров. Политику определяет Правление центра, возглавляет Президент С.В.Ветров. Почетный Президент – Президент АПН Украины Кремень. Заместители С.В.Ветрова – Виктория Бак, Станислав Крук, Василий Гуливатый. Также в Правление
рекомендовали академика Максименкова. Был выбран ответственный секретарь Людмила Мазур, которой поручено подготовить проект устава центра для последующего согласования и утверждения. Период проведения Всеукраинских чтений – осенние каникулы. Предложено формировать «домашнее» задание для подготовки следующих Чтений, которое с февраля месяца будет заочно (дистантно) рассылаться. Журнал «Открытый урок. Плеяды.» будет выходить 8 раз в году (6 номеров до Ш Чтений). С.В.Ветров призвал к активному сотрудничеству с журналом. Выйдет книга Ш.А.Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Без сердца что поймем? Среди научных школ Московского городского педагогического университета особое место занимает школа Ш.А. Амонашвили. Как автор концепции современной гуманной педагогики Шалва Александрович исходит из того, что, следуя латинскому, skale – школа – скалистая лестница, ступени духовного восхождения человека. Учись любить жизнь, карабкаясь по скалистым ступеням, и ты научишься быть сильным, добрым,
отзывчивым, волевым человеком. Неслучайно любимая награда Учителя – орден детской любви, «орден Буратино», который вручили ему дети в музее А.Н. Толстого. Сила убеждения учёного заключается в том, что он никогда ничего никому не навязывает, выстраивая большинство своих постулатов на допущениях. Он говорит: «Я допускаю, что у человека есть душа…» и открывает молодым коллегам ступени духовности, подсказывает им, как наполнять образовательный процесс радостью открытия, творческого поиска, вдохновения. Вместе с молодыми учителями
ищет и обретает силу педагогическая мысль, мудрость Слова. В устах мастера многие знакомые слова обретают иной, более глубокий смысл, наполняются жизнью, красотой, возвышают ум и сердце. Его лекции, «мастер-классы», беседы никогда не повторяются, они не похожи друг на друга: это всегда поиск, откровение, мудрость, добытая в диалоге со своими учениками и обращённая в будущее. Значительным достижением в развитии своей научной школы в последние годы Шалва Александрович считает исследование главного научного сотрудника лаборатории В.Г. Александровой «Христианское учение и развитие педагогической мысли», где раскрываются истоки духовности педагогической классики, труд В.Г. Ниорадзе «По ступенькам скале», который является вершиной большого методического
комплекса по письменноречевой деятельности, диссертации А. Лебеденко, Ю. Серебренниковой, а также творческие работы победителей конкурса Ш.А. Амонашвили по теме: «Педагогика как высшая форма человеческого мышления». Научные разработки Ш.А. Амонашвили и его учеников неоднократно становились лауреатами конкурса «Грант Москвы» и др. Всё новое трудно пробивает себе дорогу в жизнь, хотя Ш.А. без устали утверждает, что он и не предлагает ничего нового, что всё это уже есть в педагогической классике. Он с радостью обращает взоры своих молодых слушателей к многочисленным томам созданной им в сотворчестве с профессором Д.Д. Зуевым «Антологии гуманной педагогики», насчитывающей 50 томов. Эти труды – вершина
педагогической классики. Но дотошные студенты, общаясь с Амонашвили, постоянно находят новые мысли, оригинальные идеи, подходы к педагогической реальности, вбирая в себя духовный аспект и тайны развития и воспитания Ребёнка в современной действительности. Все последние книги Амонашвили – это трепетные рассказы о раскрытии добра в мудрости в маленьком человеке, это повествование о том, как воспитать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, опираясь на силу природы в ребёнке, на его страсть к развитию, страсть к воспитанию, страсть к взрослению. Удивителен язык этих книг: просто и мудро, тонко и глубоко. В гуманной педагогике особое место
уделяется личности учителя, и ключевая мысль всех трудов известного учёного: как помочь самому учителю стать лучше, честнее, добрее. При этом, Шалва Александрович, не без горечи сетует, что педагогика как наука ещё слишком мало сделала для обновления школы. Пока ещё очень трудно проводить в жизнь идеи гуманно-личностного подхода к ребёнку, очеловечивания, одухотворяя педагогический процесс, преодолевая «толщу традиционных авторитарных педагогических воззрений». Нужна более активная, широкомасштабная
деятельность по бережному, индивидуально-творческому «выращиванию» личности современного учителя. Это будущее, которому служит гуманная педагогика, это живые страницы современной педагогической реальности, которые учителя открывают для себя на наших ежегодных Международных педагогических чтениях, проводимых Международным центром гуманной педагогики, Московским городским педагогическим университетом, где каждый имеет возможность открывать для себя ступени «Духовного восхождения»
В этом году тема чтений была особенно значима: «Истина школы». Свою книгу Шалва Александрович открывает таким добрым обращением: Друзья школы! Дорогие учителя! Уважаемые родители! Нынешние и бывшие ученики! Скажем доброе слово о школе! Она ждёт от нас любви и признательности. Она страдает, страдает сердцем… Поможем школе по мере наших сил. Поможем мыслями, добрыми чувствами, молитвами, любовью, заботой…» Эти слова обращены к сердцу каждого, кто ответственен за судьбу Ребёнка. В дни проведения этих Чтений Московский Дом учителя превращается в одну большую школу – школу Амонашвили. Классами становятся все залы (Большой и Малый, Паркетный зал, Голубая гостиная, рабочие кабинеты и каждый уголок этого уютного учительского Дома. В Москву съезжаются учителя со всех уголков России, стран Балтии, стран СНГ. Центры гуманной педагогики, мини-лаборатории, школы открыты
уже более чем в 160 городах или посёлках. Идёт поиск, рождается творчество, рождается мастерство, а главное – сердца наполняются истинной духовностью. Что есть истина? – спросил Понтий Пилат у Иисуса Христа накануне Распятия, но так и не получил ответа. У каждого свой путь к Истине. АНОНС! 9 – 11 января 2008 года проводятся Седьмые Международные педагогические чтения по теме: «В чаше Ребёнка сияет зародыш зерна культуры». Шалва Амонашвили Рука водящая Издательский дом Шалвы Амонашвили Москва, 2006 (Продолжение) * * * Он шёл и размышлял о том, что с ним происходит. Мысли, которые он извлёк из корректируемой им книги, начали корректировать его сознание. Он понял, что заблуждается в своих убеждениях по поводу случайностей, и бросился в крайность – всё закономерно, нет никаких случайностей. Приняв эту точку зрения, он попытался переосмыслить события, происходящие в его жизни, но это оказалось делом затруднительным – где эти закономерности? События
происходят, а причин не видно. Почему сердце его разрывается при мысли, что он случайно рожденный и потому лишний среди людей? Он не находит смысла своей жизни, он не находит путь, чтобы найти свой Путь. Сказал же Конфуций: человек без Пути уже не человек. Мысли и жизнь его оказались в тупик. А теперь эта навязчивая идея, что он есть тот мальчик. Не может избавиться от неё, но действительно ли хочет избавиться? Скорее он цепляется за неё, как за соломинку. Зачем он хочет догнать эту женщину? Что он ей скажет? Скажи ей эту несуразицу, что её сын есть он сам – корректор издательства, она, нет сомнений, посмотрит на него с чувством сожаления: молодой человек лишился рассудка. Как же по-другому
она может отреагировать на такое? Ему лучше уйти из издательства, ещё лучше будет, если вообще уедет куда-нибудь далеко, уедет насовсем. Придя домой, он достал тетрадь из ящика стола и сразу лёг в постель как больной. Но, не успев раскрыть её, заснул. Утром тетрадь валялась на полу. Он бросил её обратно в ящик, срочно привёл себя в порядок и поспешил на работу. Пришёл в издательство рано. Решил выполнить задание и тут же подать заявление об уходе. Но, конечно, хотел увидеть молодую красивую женщину, хотя уже уговорил и убедил себя, что нельзя сказать ей ни слова о своей навязчивой идее. Может быть, только намекнёт: не она ли та самая женщина с мальчиком, которую он видел в лесу. До обеда он был один в издательстве. Потом пришёл пожилой мужчина. – Как дела? – спросил он. – Я закончил правку, – ответил Алексей Александрович. – Так быстро?! – удивился тот. – Работа же была срочная! – Отлично... Такое отношение к делу перспективно для вас. – Но я увольняюсь. – Как?! Вы же только вчера... Мы вас обидели? – Нет, меня здесь никто не обижал... Я просто не учёл некие личные обстоятельства... Я уезжаю... – Ну что же, – произнёс с досадой пожилой мужчина, скорее, заведующий отделом, – берите расчёт у бухгалтера. С ним рассчитались, и он вернулся к заведующему попрощаться. Но его волновало и другое. – Обидно расставаться с вами, – сказал заведующий. Алексей Александрович взглянул в сторону столика, где вчера сидела молодая и красивая женщина. – Её сегодня не будет, – сказал заведующий, – она отпросилась на один день. Я передам ей ваш привет. На улице было жарко. Тем не менее, он решил походить по городу пешком. «Почему говорят, что в ногах правды нет?.. – подумал он, – Мои ноги знают больше, чем моя голова. «Иди сердцем» – значит доверься ногам. Ведите, ноги мои, вы умнее, чем всё моё тело!» И ноги повели, а сам он погрузился в мысли. Два часа спустя он обнаружил, что недалеко видна его школа, и поругал свои ноги. «Вам туда больше не надо!» – сказал он им властно, повернулся и опять отдался мыслям. А ноги вели. Спустя час он очнулся. «Где я?» И очень удивился, что стоит недалеко от леса, в нескольких шагах от того места, где он упал. «Что могло произойти, если я прошёл бы незаметно для себя эту часть тротуара?» – подумал он. На этот раз он не испытал судьбу. А ногам сказал: «Почему вы привели меня сюда? Чтобы ещё раз упасть? И здесь вас больше не будет!» Тогда ноги, – видимо, обиженные, что хозяин их не понимает и ругает, – направились домой. Он это понял, когда вдруг почувствовал во всём теле и в ногах, прежде всего, жуткую усталость, а на другой стороне улицы увидел свой дом. Ему хватило сил подумать о том, что раньше, будучи ребёнком, они с мамой жили именно в таком же четырёхэтажном доме на четвёртом этаже в однокомнатной квартире.
«Может быть, это случайность, может быть, нет», – пофилософствовал он. Он перешёл улицу через подземку. Ноги нудно ныли. У подъезда стоял грузовик, и рабочие выгружали из него мебель. Алексей Александрович вошёл в подъезд вслед за двумя рабочими, которые несли по лестнице старинный буфет. Они остановились на втором этаже, где настежь была открыта дверь, только не от той квартиры, которая вызывала в нём смутные чувства, а от другой, которая находилась сбоку. Рабочие перекрыли дорогу, и он не мог пройти, да и ноги потребовали передышки. На площадку вышла женщина. – Занесите в комнату, пожалуйста! – сказала она рабочим. Увидев её, он оторопел. Это же не просто женщина, а та самая – молодая и красивая! Не пригодилась ему мудрость: не поражаться и не удивляться. Он и не смог бы воспользоваться ею, потому что уже был и поражён, и удивлён, и озадачен. А она, видимо, давно овладела собой: улыбалась ему так, как будто на этой площадке они встречались всю жизнь. Выбежал мальчик и, увидев его, тоже не удивился. Он только восхитился, засмеялся и воскликнул: – Я же сказал тебе, что скоро увидимся... И в это время сознание Алексея Александровича вздрогнуло, может быть, перевернулось. В нём лихорадочно пронеслись слова, как рекламная электронная бегущая строка, которую не успеваешь прочесть и потому схватываешь обрывки: «Один случай... два случая... три случая... нет больше случаев»... Строка оборвалась. Произошло затмение. * * * – Мама, сейчас он откроет глаза! – послышался звонкий и радостный голос мальчика. Он вышел из забвения и медленно открыл глаза. На него смотрел улыбающийся мальчик. Подошла молодая красивая женщина. – Как вы себя чувствуете? – спросила она заботливо и положила ему руку на лоб, потом проверила пульс. – Где я? – произнёс он слабым голосом. – У нас дома. – Почему? Что со мной случилось? – Вы не помните? Видимо, от усталости и от того, что весь день, наверное, ничего не ели, вы на нашей площадке потеряли сознание, упали в обморок... Как вы себя чувствуете? – повторила она свой вопрос. – Думаю, могу встать... Он вспомнил всё, что было до потери сознания, вспомнил, что сам живёт на четвёртом этаже этого дома. – Я лучше поднимусь к себе... – сказал он и присел на диван, – Который час? – Семь часов утра. Этого он не ожидал. – Значит, я был у вас всю ночь?! – Да, и вы были весь в жару. А сейчас температура спала, и пульс нормальный. Но я не советую вам сегодня выходить на улицу. Я скажу на работе, что вас сегодня не будет. – Нет необходимости, я уволился... – Зачем?! Нашли другую работу? Он пожал плечами, другого ответа у него не было. – Я поднимусь к себе... – и он собрался было направиться к выходу. У него квартира такая же – однокомнатная, и он знал всю её распланировку. Мальчик возразил: – Мы не отпустим тебя... – Говори на «вы», – предупредила мама. – Нет, с ним можно говорить на «ты», он не обидится... Разве не так? – Да, конечно... – и он слабо улыбнулся. – Мы не отпустим тебя, – продолжил мальчик, – ты с нами позавтракаешь. Ты ещё должен познакомиться с нами! Он покраснел. Действительно, женщина с ребёнком всю ночь ухаживали за ним. Где же они спали в этой комнате? А он убегает, не сказав «спасибо». – Простите, – обратился он к молодой красивой женщине, – я причинил вам столько хлопот... Спасибо за заботу... – Пустяки... Сын правильно сказал, я приготовлю завтрак, – и она пошла на кухню. А кухня, он знает, маленькая, они втроём с трудом уместятся. – Встань, выглянем в окно, – сказал мальчик. Они подошли к окну. Мальчик забрался на узкий подоконник, – Я знаю, как тебя зовут, – продолжал он, – хочешь, скажу?.. Алексей Александрович, ведь так?.. А в детстве мама звала тебя Лёшенькой, правда? Он кивнул головой – конечно, правда. – У тебя глаза очень грустные и озабоченные. Почему? Мальчик попал в точку. Он вздрогнул, не знал, что ответить. А мальчик оказался очень наблюдательным. – Почему ты вздрогнул? – спросил он, – Хочешь, скажу, почему?.. Я сказал правду, так ведь? От ответа на вопрос мальчика его спасла молодая красивая женщина: она звала их завтракать. Мальчик слез с подоконника и потянул Алексея Александровича за рукав. – Пошли. На маленьком столике пока ещё не обустроенной кухни стояли три тарелочки, пахло гречихой и кофе. Они уселись у столика. – Скажите, почему вы уволились, вам не понравилась работа? – спросила женщина. – Мама, ты не хочешь знать, как его зовут? – Да я же оформляла вчера ваши документы! Бас зовут... – и она запнулась. – Алексей Александрович! – сказал мальчик, – А ты ведь тоже хочешь знать, как зовут мою маму? У неё такое же красивое имя, как она сама - Мария... Обращайся к маме просто по имени. Так мы быстро подружимся. Ты – Алексей, она – Мария, ты – Лёша, она - Маша... – мальчик явно веселился. – Хватит тебе, не смущай гостя... – Он не гость, он наш сосед и станет нам близким человеком, вот так! – мальчик не умолкал. Алексей Александрович не знал, что сказать. – Ответь на вопрос мамы: почему ты ушёл с работы? – Сынок, дай нам поговорить! – А мы что делаем? Разговариваем! Сейчас он скажет тебе, почему бросил работу в издательстве. Алексей Александрович, наконец, овладел собой и улыбнулся. – Видите ли, – сказал он, – я решил уехать из этого города. – Ты решил это вчера? – спросил мальчик. Он кивнул головой. – А до вчерашнего дня ты об этом не думал? – опять спросил мальчик. – Нет, – ответил Алексей Александрович, – эта мысль пришла мне в голову вчера. – Тогда должна быть причина. Почему так решил? – Сынок, – вмешалась мама, – это его дело. Нельзя так допытываться! – Мама, что значит – его дело, когда оно задевает дела других? Он же наш человек. Он закрытый, – разве не видишь? А надо, чтобы он был открытым. – Откуда тебе знать, что ему надо? Не смущай Алексея Александровича! – Мама, подожди! – и он обратился к Алексею Александровичу, – Помнишь, я сказал тебе в лесу, что мы ещё увидимся? Помнишь? Алексей Александрович кивнул головой. – А ты помнишь, мама, я сказал тебе, что мы познакомимся с молодым человеком? Помнишь? – Ну и что? – сказала мама. Ей было неловко перед гостем. – А теперь вот что скажу: он ведь уволился, чтобы уехать насовсем в другой город? Бот и никуда не уедет, а сам думает, что обязательно уедет. Алексей Александрович был ошарашен. Он робко спросил: – Ты откуда знаешь, что не уеду? Ты видишь будущее? – Это не важно, но я сказал правду. – Не знаю, когда он говорит правду, и когда – неправду! – мама попыталась снять напряжение с гостя. – Я всегда говорю правду, – твёрдо сказал мальчик, – но моя правда иногда сбывается спустя месяц, а ты тем временем забываешь, что это была моя правда. – Хорошо! – откликнулась мама с какой-то внутренней просьбой, – Пусть будет твоя правда, но дай человеку поесть! – Я понял, – сказал мальчик и умолк. Для поддержания разговора молодая красивая женщина спросила: – У вас такая же однокомнатная квартира? – Да, над вами, только через этаж. – Квартира, конечно, маленькая, но нам хватает. – Вы купили эту квартиру? – Нет, не купили, мы обменяли. Сперва у нас была трёхкомнатная квартира, она осталась у меня от родителей! Нам стало трудно, и мы обменяли её на двухкомнатную. А теперь опять стало трудно, и мы двухкомнатную обменяли на эту однокомнатную. Конечно, нам доплатили... – она рассказывала об этом с грустью и как будто нехотя. Мальчик заговорил: – Я знаю, ты это сделала из-за меня... Хочешь услышать мою правду? – Ну скажи, – согласилась мама. – Ровно через год... Сейчас май, так?.. Ровно через год твоя жизнь изменится. Она и сейчас хорошая у тебя, но станет другая. – Хватит мне твоих обещаний... Встань, готовься, тебе пора в детский сад, а мне – на работу! – и она обратилась к Алексею Александровичу, – Вы уж извините, пожалуйста, нас, но не люблю опаздывать на работу! – и добавила, – Зря вы ушли из издательства. Оно выпускает духовно-философскую литературу Рериховского направления. Я не просто редактирую книги,
а насыщаюсь удивительными и прекрасными идеями. Алексей Александрович не успел что-либо ответить молодой красивой женщине, как заговорил мальчик. – Мама, вот что я тебе скажу. Ты поезжай прямо на работу, а меня в детский сад отведёт Алексей Александрович. Мама растерялась, она не находила слов, как одёрнуть сына и как извиниться за его дерзость перед гостем. Но Алексей Александрович оживился, и все разговоры завершились так, как сказал мальчик. Они втроём вышли на улицу. Мужчины посадили в автобус молодую красивую женщину Марию, а сами на другом автобусе и в другом направлении поехали в детский сад. Они уселись поближе к водителю. – Ты же не знаешь, как меня зовут? Почему не спрашиваешь? – заговорил мальчик. Который раз сегодня мальчик загонял его в краску. Ведь надо было спросить, как его зовут? – Извини, пожалуйста. У тебя, наверное, очень красивое имя! – Тебе нравится твоё имя? – спросил мальчик. – Почему бы и нет! Мама меня так назвала! – Меня тоже назвала мама, и мне нравится моё имя. Я тоже, как ты, Алексей. – Что?! Алексей?! Не может быть! – воскликнул Алексей Александрович. – Чему ты удивляешься? Думаешь, другой, кроме тебя, не имеет права носить это имя? – Нет, почему же... Но как это так, что ты тоже Алексей! – Наверно, так нужно было, – спокойно пояснил мальчик. На следующей остановке поднялись две молодые женщины, одна из которых была с девочкой, другая – с мальчиком. Детям было по три-четыре годика. Мамы усадили их вместе, сами уселись за ними и продолжили прерванный разговор. – Я знаю их, они из нашего детского сада, – шепнул мальчик Алексею Александровичу. – Ты знаешь всех ребят? – Нет, не всех, но многих. Ты, наверное, тоже ходил в детский сад? – Да, – ответил он неохотно. – Тебе не хочется вспомнить кое-что из детства? – Как сказать... Не очень... Да и затуманено в моей голове это прошлое. – Ничего светлого не осталось от той жизни? – допытывался мальчик. – Не знаю... – Посмотри на этого мальчика и эту девочку, – сказал он вдруг, – видишь, они шушукаются и хихикают. Как ты думаешь, они влюблены? – Какое им время влюбляться! – Это почему? – возразил мальчик, – Кто может сказать, что именно сейчас не определяется их отдалённая судьба? – Но это очень раннее детство... – стоял на своём Алексей Александрович. – Я всё же думаю, что они шепчутся о своём будущем. – Ни о каком будущем они не шушукаются... Говорят, наверное, о каких-то глупостях. Мальчик сердито посмотрел на него. – Дети не умеют говорить глупости, – сказал он строго, – они могут говорить о кошке, о мышке, о солнце, об облаке, могут говорить ни о чём. Это для вас – взрослых – глупости. Но так они обсуждают смысл жизни. Однако взрослые часто мешают им этим заниматься. Автобус остановился, и мамы засуетились. – А ну-ка, Машенька, быстро... – А ну-ка, Лёшенька, вылезай... Родители тоже сошли с автобуса вслед за детьми. Машенька и Лёшенька взялись за руки и побежали вперёд. Мамы погнались за ними. Во дворе детского сада было много детей и взрослых – мам, пап, бабушек и дедушек. Мальчик потянул Алексея Александровича за руку и тихо сказал: – Вот она – Антонина Георгиевна, моя воспитательница. Теперь ты можешь уйти. Вечером за мной придёт мама, так что ты можешь заниматься делами о переезде в другой город, – сказал мальчик. – Хорошо... Мальчик направился в сторону воспитательницы. Алексей Александрович не ушёл сразу – он взглядом провожал мальчика, пока тот не присоединился к группе Антонины Георгиевны. Но стоило ему повернуться и сделать пару шагов к выходу, как услышал, что мальчик зовёт его. Он подбежал к нему, взял за руку и отвёл в сторонку. – Можно, я доверю тебе секрет? – Конечно! – А ты не скажешь маме? – Нет, раз ты этого не хочешь. – Тогда наклонись, шепну тебе на ухо. Алексей Александрович присел на корточки, и мальчик проговорил ему прямо в ухо: – Понимаешь, случается так, что в тихий час я мочусь в постели. Из-за этого Антонина Георгиевна злится на меня и угрожает... В это время раздался резкий мужеподобный голос Антонины Георгиевны: – Алексей, вернись немедленно, хватит шушукаться!.. – Я ненавижу её... – шепнул мальчик и не спеша побрёл обратно. Алексей Александрович так и остался сидеть на корточках, как изваянная из камня скульптура. Детей завели в здание. Он прислонился к забору, закрыл глаза и вслушался в голос мальчика – хотел за звучанием и за словами увидеть то, что могло происходить в этом белоснежном здании. «Я ненавижу»... – сказал мальчик. Видимо, это она ненавидит его, что и вызывает в нём ответную ненависть.
Алексей Александрович не педагог, то есть, не имеет диплома о так называемом высшем педагогическом образовании, но разве нужно им быть, чтобы понять: любовь воспитывается любовью! Во дворе ещё оставались взрослые, которые привели детей; они стояли группами, о чём-то говорили, а потом медленно расходились. Сторож велел всем покинуть двор. Алексей Александрович оглянулся и нашёл уголок, где мог укрыться от сторожа. Тот, освободив двор, запер ворота на тяжёлый замок и вошёл в свою будку. Алексей Александрович сел на траву, прислонился к стволу дерева и закрыл глаза. Тайна мальчика жгла всё его нутро. Он один со своей тайной, как и Алексей Александрович один перед своими мучительными переживаниями Со второго этажа то и дело он слышит резкий мужеподобный голос воспитательницы. Голос кажется ему до боли знакомым и вызывает злобу и страх. Он старается вообразить, что сейчас происходит с мальчиком. Смутные воспоминания начинают в нём разворачиваться и потому в тетради из двухсот страниц об этой полосе жизни у него остались лишь неразборчивые каракули. Но сейчас эти каракули раздвигаются как двери, и он вместе со всей группой детей входит в спальную комнату. Воспитательница мужеподобным голосом властно произносит: «Ложитесь немедленно... Ни звука... У меня в руках ножницы... Могу кому-то отрезать что-то». Она действительно держит устрашающие своими размерами ножницы и крутит ими. Дети прячут головы под одеяла. А Алексей (его никогда не звала воспитательница ласково – Лёша, Лешенька, а обзывала дурак дураком или чем-то в этом роде) тоже уходит с головой под одеяло и закрывает глаза. В спальной комнате воцаряется гробовое молчание; она превращается в кладбище живых детей. На этом кладбище из-под какого-то одеяла вдруг раздаётся выстрел. Он не очень пугающий, не сотрясает пространство, но для кладбища звучный. «Кто это?» – гремит мужеподобный голос. Из-под одеяла вырывается рыдание обречённого: «Не я... не я... больше не буду – у - у...» На этот раз воспитательница проявляет жалость и не режет ребёнку ничего. Она велит всем заснуть немедленно. Алексей заснул бы, он усталый, напуганный, истерзанный. Но не осмеливается заснуть: а вдруг опять произойдёт с ним то же самое, что на днях. Воспитательница тогда накричала на него и схватила ножницы. Он заорал и залез под кровать, чтобы укрыться от её гнева. Она строго и на полном серьёзе объяснила ему: «Вылезай... На этот раз ничего не сделаю. Но повторишь то же самое, отрежу писульку... Понял?» И в руках её зловеще зацокали ножницы. Алексей после того дня не осмеливается заснуть, покрывает одеялом голову, берёт в руки писульку и держит крепко, чтобы она не свалила вновь беду на его голову. Даже сам подумывал отрезать её себе и тем самым обрести спокойствие. Сейчас он лежит под одеялом таким же образом и ждёт, когда кончится этот мёртвый час. В мыслях он угрожает своей писульке: «Если пустишь, отрежу». Но мысли устают, и он засыпает. Рука, которая крепко держит виновницу, слабеет, и страшный грех свершается. Он просыпается и с ужасом осознаёт, что лежит в мокроте. Его охватывает злоба. «Убью, убью», – кричит он обречённо. Хватает писульку обеими руками и старается вырвать с корнями. Больно, очень больно! Но его злоба не стихает. Вдруг одеяло, которое покрывает его, взлетает вверх, и он видит только ножницы, большие, крупные, и слышит их зловещий скрежет. «Отрежьте... отрежьте»... С рыданием умоляет он ту, которая стоит над ним, как зверь, и тянет руками свою плоть. «Заткнись!» – гремит воспитательница. Он сразу умолкает. «Слезь с кровати!» Он слезает с кровати. «Раздевайся!» Он снимает майку. «Сними трусы!» Он дрожащими руками снимает мокрые трусы. «Подними руку с трусами!» Он поднимает трусы над головой. «А теперь шагай по комнате!» Он делает робкие шаги. «Быстрее!» Он ускоряет шаг. «Кричи, чтобы услышали все: «Я писуля!» Кричи! » Дети - девочки и мальчики высовываются из-под одеял и со страхом глядят, как голый мальчик, держа над головой мокрые трусы, ходит по комнате, подходит к каждому и тупо произносит: «Я писуля... Я писуля»... «Громче!» – кричит воспитательница. И наступает святое мгновение. Это тогда, когда он подходит к кровати Машеньки. И вдруг сознаёт весь ужас своего унижения. Он осознаёт не детским, а взрослым умом, что эта женщина плюёт ему в лицо, плюёт на его честь и достоинство. Но как пятилетний, он не выдерживает этот ужас и падает у кровати Машеньки, потеряв сознание. Потом он приходит в себя в кабинете медсестры. Оттуда его забирает грозная воспитательница, которая не расстаётся с ножницами. Отводит в угол и строго внушает: «Никому об этом ни слова, понял?» – скрежещут ножницы. Он кивает головой, но не знает, о чём она, ибо всё происшедшее вспоминается смутно... Алексей Александрович весь в поту. Тело его как будто вот-вот взорвётся, как бомба. Со второго этажа белоснежного здания вдруг раздаётся гром мужеподобного голоса: – Кому я сказала!.. Закрой глаза немедленно!.. Всем спать! Алексей Александрович видит, как мальчик прячется под одеялом, но спать не может. «Надо спасти его, пока не поздно!» – приказывает он самому себе. Он выскакивает из своего укрытия, где спрятался от сторожа. Бежит к белоснежному зданию. Там совсем тихо. Стих мужеподобный голос воспитательницы. Там сейчас мёртвый час. Он подбегает к открытому окошку и кричит во весь голос: – Лёша... Лёшенька!.. Я здесь, прыгай из окна!.. Я здесь, не бойся!.. Мёртвый час разбивается, как хрустальная ваза, в которую выстрелили из пушки. – Лёша... Лёшенька... Прыгай... Он зовёт мальчика, зовёт себя, зовёт отчаянно. – Лёшенька... Открытое окошко отозвалось зловещим шипением: – Стой... стой, тебе говорю... куда ты... стой, мерзавец... я тебя... я тебя... И слышен скрежет ножниц. В окошке появляется мальчик. Алексей Александрович чувствует, как сам прыгает из окна второго этажа и сам же ловит себя в воздухе. Руки его прижимают мальчика к груди. Он бежит к забору и вместе с мальчиком перелезает через него. Продолжение следует. * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: Фото со Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии. * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ http://mot.narod.ru/ebooks/ebookschild.html Здесь вы можете переписать себе на компьютер некоторые электронные книжки для детей. Пользуйтесь. И передавайте детям
привет от Саньки - Бешеного кролика (думаю, многие из "детей инета" его знают :-). В этой книжке вы можете почитать мои истории. Как вы поняли, меня называют так - Санька - Бешеный кролик. Вернее, это раньше меня называли. Там, где сбываются все мечты... Жила-была одна девочка. Звали ее Анюта. Однажды Анюта прочитала в одной замечательной книжке, что где-то есть планета, на которой сбываются все мечты. А так как папа девочки был космонавтом, да и она сама в школе изучала полеты, то решила отправиться в далекое путешествие на поиски этой планеты. А нужно сказать, что в те времена, о которых я вам рассказываю, космические полеты были нормальным явлением – ведь было это уже в 2144 году. И вот Анюта оправилась в путешествие. Долго она летала по космосу, пока наконец не встретилась ей планета, очень похожая на ту, которую она искала. Но нужно же было такому случиться, что когда она уже подлетала к ней, произошла авария. И Анюте с трудом удалось дотянуть до поверхности этой планеты. Когда Анюта вышла из своего космического корабля. то очень удивилась – планета, на которую она опустилась, была пустынной и вообще очень странной. Словом, совсем не похожей на ту, которую она ожидала увидеть. И в этот момент ее окликнул мальчик… Но тут мне придется ненадолго прерваться, чтобы рассказать, откуда здесь взялся этот встреченный Анютой мальчик. Женя был родом с планеты Земля. Да, да, именно с нашей планеты был этот мальчик. Просто учтите, что время, о котором я вам сейчас рассказываю, было совсем другое – ведь шел 2144 год. А Анюта – об этом я вам как-то подзабыл рассказать :-) - была с планеты, которая называлась Кассиопея. Эта планета действительно существует на свете. Вы ее даже можете поискать на карте звездного неба, если хотите, конечно. А я тем временем продолжу свой рассказ. Женя прилетел на эту планету в составе космической экспедиции, которую возглавлял капитан Горин. Кроме них, в состав экипажа входили также водитель звездолета Гоша и врач Мария Трофимова – мама Жени. Они отправились на эту планету, чтобы ее изучить. Что же касается Жени, то он отправился в путешествие просто потому, что ему было ужасно скучно. Знаете, ведь Земля к тому времени стала просто удивительной планетой, где все мечты сбывались – стоило только чего-то захотеть. Вот об этой планете, кстати говоря, и прочитала в книжке Анюта. Только учтите, что мечты здесь сбывались только хорошие, потому что если человек мечтал о чем-то очень плохом, то ему ни за что это не удавалось осуществить, как бы он этого не хотел. От такой жизни и устал Женя. Вы, может быть, спросите, почему? Потому что ему не хотелось, чтобы ему все так легко удавалось. Жене хотелось трудностей, хотелось чего-то добиться самому, чтобы не было все так легко. Вот он и решил отправиться вместе с мамой в путешествие на далекую и загадочную планету, о которой я вам уже начал рассказывать. Эта планета была полной противоположностью Земли. Здесь никогда ничего не сбывалось, а даже наоборот. То есть что бы ни задумывал человек, ничего ему сделать не удавалось. И поэтому жизни на этой планете не было – ведь кто захочет жить там, где ничего не удается сделать! Когда корабль прилетел на эту планету, члены экипажа корабля, в состав которого входил и Женя, сразу же поняли это. Началось все с того, что потерялся звездолет. Вернее, не то, чтобы он потерялся, а просто члены экспедиции не могли его найти. Как будто бы он исчез или, как говорят в таких случаях, провалился под землю. Потом они и сами друг друга потеряли. Что было с другими участниками этой экспедиции, я не знаю, а только расскажу, как все получилось с Женей. Когда Женя потерялся, то вначале очень растерялся. Ведь сами посудите – оказаться одному, на другой планете, за тысячи километров от родного дома! Если бы Женя был девочкой, то, может быть, он даже расплакался. Но ведь он был мальчишкой - мужчиной! Поэтому он просто отправился на поиски других членов экипажа. Так Женя бродил несколько дней и ночей, пока наконец не встретил Аню. Как он обрадовался! Ведь это была первая им встреченная на чужой планете девочка! Да и к тому же Женя так соскучился за людьми! Когда Женя увидел Аню, ему сразу же захотелось сделать для нее что-то приятное. И в этот момент он вспомнил о ромашке, которая лежала у него в кармане. Эту ромашку вместе с другими Женя купил несколько дней назад для того, чтобы вручить ее в подарок маме. Да забыл, потому что как раз в этот момент они и отправились в свое космическое путешествие. И вот – вспомнил. Конечно, это уже был не тот живой и красивый цветок, которым он был когда-то – ведь они пролежали у него в кармане несколько дней! Да и осталась-то от нее всего - навсего одна головка, да и к тому же засохшая. И все-таки этот был цветок – с его родной и любимой планеты Земля. И вот, когда Женя вспомнил, откуда этот цветок, он вдруг понял, что нужно делать. Он подумал, что хорошо было бы встретиться с мамой и другими членами экспедиции, и в этот же момент впереди увидел маму, а за ней капитана Горина и водителя звездолета Гошу. Потом Женя подумал, что неплохо было бы еще и корабль свой найти, и тут же увидел его перед собой. А знаете, почему так получилось? Потому что цветы эти были с Земли, где все было таким волшебным – я ведь рассказывал вам о том, что там все мечты сбывались! И потому даже цветы на Земле были волшебными ! Когда мама с капитаном и Гошей подошли поближе, Женя спросил у Ани: - Полетели с нами? Конечно, вы понимаете, что сначала Аня ничего ему на это не ответила, потому что она ведь даже не знала, что это за люди и откуда они – это мы с вами теперь все знаем! И когда Женя это понял (а он, как и все земляне 2144 года, умел читать чужие мысли), то добавил: - Мы летим на Землю – туда, где сбываются все мечты! И когда Аня это услышала, то, конечно же, с радостью согласилась лететь вместе с ними. Они сели в свой звездолет и скоро подлетали к родной планете. В пути Женя подарил Ане свою ромашку. С помощью мамы Жени Аня нашла красивую вазу, налила в нее воду и вставила туда цветок, который тут же ожил. Вот и вся история, потому что рассказывать больше нечего – ведь с волшебными цветами, как вы понимаете, они очень легко добрались домой. Вы, может быть, спросите: что с ребятами теперь? Так знайте: теперь с ними все в порядке – они ходят в школу, занимаются на одни “пятерки” и уже никуда не хотят улетать, потому что знают: лучше всего быть там, где все мечты сбываются. Впрочем, закончу свою историю я, наверное, не этим. Вот перед вами этот волшебный цветок - ромашка, о котором я вам только что рассказал (их на этой странице даже две!). Пусть цветок этот не настоящий. Тем не менее, если вы себе мысленно представите его у себя в руках, то он обязательно вам поможет - и все ваши мечты и желания обязательно сбудутся! Только помните, что выполняет волшебный цветок только хорошие желания! Хотя вы наверняка это поняли - я ведь об этом вам уже рассказывал... Избить,снять, выложить в Интернет Подростки снимают на видеокамеры своих мобильных телефонов реальные драки и издевательства. Таких «операторов» уже тысячи, если не десятки тысяч. И сделать с ними ничего не могут… http://www.novayagazeta.ru/data/2007/color47/02.html http://www.diaghilev.perm.ru/rierih/4.htm НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО "РУССКИХ СЕЗОНОВ" Наталья Метелица. Медленно, нехотя уходил XIX век, "золотой век" русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. * СЕДЬМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «В ЧАШЕ РЕБЕНКА СИЯЕТ ЗАРОДЫШ ЗЕРНА КУЛЬТУРЫ» Информационное письмо Совет Международного Центра Гуманной Педагогики приступил к подготовке Седьмых Международных Педагогических Чтений, тема которых была утверждена участниками Шестых Чтений: «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Чтения пройдут в Москве 9-10-11 января 2008 г. А Н К Е Т А УЧАСТНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ЧТЕНИЙ (doc) Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/ СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||