Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 3


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 3   51   2007-12-17 16:54

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены тезисы и краткий обзор прошедших в г. Киеве 28-29 октября 2007 г. Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии, продолжение работы Шалвы Александровича Амонашвили «Рука водящая» (Москва, 2006).  Также смотрите раздел «Ссылки и новости» об «Историях Саньки – Бешеного кролика», новом «крези»-увлечении подростков и информационном письме о Седьмых Международных чтениях по гуманной педагогике в г. Москва в январе 2008 г.

ТЕЗИСЫ И ОБЗОР ВТОРЫХ ВСЕУКРАИНСКИХ ЧТЕНИЙ

ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ, г. КИЕВ,

Национальный педагогический университет имени Драгоманов, 28.10.07 г.

В начале выступил Сергей Ветров, руководитель Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии. Он проинформировал, что 27 апреля 2007 г. на территории школы Международного детского центра «Артек» при поддержке Гуманитарного фонда Екатерины Ющенко «Украина – 3000» проходил Педагогический Саммит, которым завершился Второй Международный гуманитарный форум «Возрождение, обновление и развитие человека». Во время Саммита был принят проект Манифеста воспитания и развития человека, который имеет целью определить стратегию обновления образования через переход от образования как системы передачи знаний к образованию как комплексу воспитания человека. На Форуме выступал и Шалва Александрович Амонашвили. Принято решение проводить Международный Педагогический Саммит в Артеке ежегодно. Один из номеров журнала «Открытый урок. Плеяды» посвящен обзору прошедшего Форума в Артеке, в очередном номере будут помещены материалы Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии.

 Альберт Эйнштейн говорил, что не хватает скамеечки, чтобы подумать о главном, о смысле, зачем, куда. Живя в доме, в селе, где родился, Шалва Александрович Амонашвили все лето пишет книги, глядя на горы, видя Сухомлинского, Макаренко и других (так он называет отдельные горы и мысленно разговаривает с ними).

Ян Коменский создал классно-урочную систему, Сергей Ветров ее критикует. Машине, технологии мешает индивидуум, самобытность. Жизнь требует творческого человека. Другой системы дешевой нет, поэтому надо модернизировать действующую систему. Бюрократия плюс устаревшие технологии затрудняют работу. Надо нести культуру к ребенку, отталкиваясь от его способностей, от его души, от его сердца.

Педагог-новатор, рыцарь гуманной педагогики Виктория Бак, г. Артемовск, говорила, что каждый и учитель и ученик одновременно. Готов ученик, всегда найдется и учитель. Человек, ребенок есть энерго-информационная система, для нормальной работы которой нужно душевное тепло. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»/Ш.А.Амонашвили/. Можно сформулировать семь важных постулатов:

  • Существуют мир духовный и мир материальный;
  • Внешний мир населен людьми, другими материальными предметами; духовный мир населен образами;
  • В духовном мире все происходит здесь и сейчас и везде, нет прошлого и будущего;
  • Духовный мир должен быть населен высокими образами;
  • Чаша ребенка не пуста, в ней сияет зародыш зерна культуры; и мы открываем в ней по мере открытия в себе;
  • В духовном мире у каждого свой настройщик. Это стремление к самосовершенствованию – тот настройщик, который подгоняет наш духовный мир к духовному миру ребенка;
  • Воспитание – это питание духовной оси ребенка. Пример с камином из книги Шалвы Александровича Амонашвили. Наша задача – питать свой духовный мир образами возвышенными и прекрасными.

Наполняться образами. Облагораживая себя, облагораживаем других. Дети будут незаметно вбирать в себя. Наш внутренний мир должен быть оберегаем от образов низких и низкопробных. Есть одна мера культуры – устремленность к Высшему /Ш.А.Амонашвили/.

Госпожа Матвиенко, институт педагогики и психологии, сообщила, что вышла ее книга «Теория и методика воспитания младших школьников» с приветственным словом Шалвы Александровича Амонашвили. Привела притчу о коконе и бабочке в лесу. Нам надо набраться терпения и мудрости, чтобы не навредить.

С.В.Ветров (ведущий) привел слова Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Станислав Крук, г. Хмельницкий, отметил о принятии опыта в зерне духа ребенка и необходимости дать больше свободы ребенку для его пробуждения.

Анатолий Лебеденко, г. Москва, сообщил, что в Москве были проведены Первые Родительские чтения, первый день в Доме национальностей, второй день в Государственной думе. Необходимо создать все условия для развития ребенка. Привел пример о трагедии одного ученика Шалвы Александровича Амонашвили. Твердость, устремленность преобразуют социум. На вопрос Шалвы Амонашвили, проиграли или победили мы, однозначно ответил, что мы победили. Выделил зоны активного развития, ближнего развития и сердечного развития. Сослался на Викторию Бак о необходимости установления и поддержания тесной связи между родителями и детьми, учителями и учениками.

Василий Михайлович Гуливатый, г. Винница, Академия гуманной педагогики, провел психологический эксперимент: посмотреть право, налево, внутрь себя и ответить на вопрос, что такое: 1) Духовное счастье; 2) Сердечная Радость; 3) Божественная Любовь. Христос отвечал улыбкой сердца простому учителю. Учитель вопрашал, почему Он иногда покидает его, побуждая сердце печалиться, а душу испытывать незабываемые страдания. Интерпретация притчи «Следы на песке». Цепочка следов двоих на песке вдоль моря жизни. В самые сложные моменты жизни Он нес учителя на Своих руках, а потом учитель пошел один, постигнув Любовь к своим ученикам. Учитель стал со работником Бога на Земле. Учитель захотел задать третий вопрос, но не успел (Василий Гуливатый предлагает оставить вопрос возле трибуны.)

О трех выстрелах в гуманную педагогику:

1) 12-ти патронная оценочная система;

2) исполнение программ (программа как пример развития);

3) тесты (убийцы духовной жизни),

 Интересен опыт учителей из г. Артемовска о соответствии воды в банках и качеств, написанных на бумаге (плохая – равнодушие и другие). Сделали сказ по Сухомлинскому, дети ищут сказку в природе (методика Сухомлинского), играют в Подоляночку.

Александр Шевченко, г. Черкассы, говорил о необходимости выбрать другие радости педагогов. Образование и духовное развитие. Рождение человека Культуры. Культура изнутри должна быть принята, а не только внешне. Объединение психологов и педагогов происходит через диалог, необходимо налаживать такие взаимоотношения.

Госпожа Надточий, Культурный центр, г. Харьков, рассказала о создании и проведении культурной программы космической (Планетарной).

Валерий Андреевич Кучеровский, г. Белгород-Днестровский, поведал об уроках Мудрости, которые проводит творческая лаборатория гуманной педагогики под его руководством. Культура – Врата в Будущее. Насколько мы светоносны, настолько мы крылаты, настолько мы способны сделать шаг в Будущее.

Начальник областного управления образования Хмельницкой облгосадминистрации участвовал в авторском семинаре Шалвы Амонашвили для управленцев в сфере образования, который проходил в помещении Драматического театра в г. Хмельницкий на протяжении пяти дней на тему «Управленческие аспекты в свете гуманной педагогики». Сейчас происходит «гуманизация образования» (были химизация и индустриализация), вводится предмет «Гуманная педагогика».

Владимир Павлов, г. Киев, представлял «Эколого-культурный центр «киевский ДАР» и общественную лабораторию гуманной педагогики в г. Киеве. Он рассказал 13-ти летнем опыте внешкольной работы на базе подросткового клуба «Молодые Сердца» в Печерском районе г. Киева. «Один час дельной беседы может навсегда изменить сознание ребенка». Каждый раз общение с детьми по-новому, влияние различных факторов. Невозможно построить догматичную систему, с открытым сердцем надо подходить. Важно повышать влияние и роль школьных кружков, театров, подростковых клубов во внешкольной работе, где зарождаются и укрепляются тесные, неформальные, душевные связи между детьми и педагогами. Из форм выделил театральные постановки, ролевые игры, КВН; «Что? Где? Когда?», тематические вечера к 8 Марта и другим датам и праздникам. Уважительное, равное отношение к детям нужно вырабатывать. Есть трудные подростки, из неполных семей, сказывается влияние улицы. Дети не терпят дистанцию. Значение образа. Глаза зажглись. Проигрывание роли: почувствовать своего героя, выразить личное отношение к нему, объяснить мотивацию, подвести к высокому. Использование музыки, танцев, мультипликации.

Через игру дети наилучшим образом обучаются, в душах пробуждаются качества взаимовыручки, поддержки, сотрудничества в команде. Дети чувствуют легко и сразу фальш в словах воспитателя. Значение авторитета. Если уважают педагога/воспитателя, то совсем иное отношение к репетиции / занятию, основанное на самодисциплине. Детям интересно, и они этим занимаются по собственному желанию. Процесс взаимообогащения, есть чему поучиться у детей. Отдельные сцены нужно творить, импровизировать вместе с детьми, находясь в атмосфере сказки, в образах героев. Костюмы тоже вместе делать, продумывать.

Круглые столы проводить, беседы. Руками и ногами человеческими творится наше сегодня и наше завтра. Каждый миг неповторим. Каждый раз стремиться сделать чуть лучше, чем вчера, чем в прошлый раз.

Много говорилось об образах, о создании и пробуждении их, наполнении ими Чаши. Образы пробуждаются, когда создана соответствующая атмосфера, свойственная им, то есть соответствует качествам этих образов по высоте духа, героизму, напряжению и т.д. Пример с подготовкой одного вечера о Лесе Украинке и явлению самой Леси во сне одному парню, искренне проникшемуся этим образом. Когда появляется идея, благородная цель, то все складывается, все условия сочетаются.

Исключить элемент насилия. Однако необходима элементарная минимальная дисциплина. Небольшие перерывы для отдыха, разрядки нужны.

Нельзя есть во время молитвы, но можно молиться во время еды. Это можно продолжить на все действия в жизни человека.

Говорить языком, доступным для понимания другого. Можно и нужно устраивать круглые столы с участием педагогов для обмена опытом и обсуждения вопросов и проблем.

 Шалва Александрович Амонашвили, г. Москва, выделил Сухомлинского, Корчака, Песталлоцци. Сказал, что просто так такие учителя не приходят. В Виннице всегда ездит к усыпальнице Пирогова в его имении. Надо знать героическую жизнь Их. Сухомлинского, например, уволили.

Педагогика сотрудничества. Сложные судьбы педагогов. Через Киев старается лететь в Украину. Свои горы назвал именами Сухомлинского, Корчака, Коменского, других.

Педагогика ненасилия. Участвовал в собрании в г. Астане – новой столице Казахстана. Президент Назарбаев решил объявить столицей мировой духовности. Иосиф Кобзон от России возглавил делегацию. Будет проходить мировой форум духовной культуры.

Не всякому учителю нужна гуманная педагогика (Сухомлинского, Ушинского). Гуманно-педагогическое образование – воспитание духа в человеке, благородство. Сухомлинский боялся, чтобы его хрустальная педагогика не разбилась. В бездуховной общности воспитание не состоится.

В Москве конференция проходила, пригласили детей в Президиум, сидели рядом с академиками. Один ребенок, 10 лет, сделал доклад на тему «Правда о правде». Доклад – собственные размышления.

Упустили культуру. Сейчас дети новые, нормальные, но не акселераты (которым тоже не дали иную «акселеративную» педагогику). Несут иную задачу. Мы дошли до нанотехнологий. Образ жизни изменится, культура займет свое место. Цивилизации уходят, создают комфорт, но без Культуры ведут к катастрофе.

Школы должны выделяться как храмы, быть самыми лучшими после храмов.

Зачем мы живем, если наша душа не желает совершенствоваться. Учитель – вечный сеятель всего того, что в каждом ребенке неповторимо; никогда не жнет.

Знание без Культуры опасно давать. Хорошие предметники не нужны сейчас. Привел притчу о воплотившихся высоких духах в учителях для детей, чтобы каждый из малых сих не пропал. Уроки сердце ведения. Пожелал всем писать откровенные дневники, потом сжигать.

Интерактивные методы ничего не сделают, если сердце спит. Воспитание, когда учитель и ученики рядом стоят. Нужно прожить жизнь героически, светлой полосой, чтобы воскреснуть в ином мире и возвыситься с крыльями. Привел притчу о мальчике и его учителе, который ласкал крылья мальчика и вернул его Богу крылатым.

На собрании актива Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии было решено, что в Совет центра входят все руководители лабораторий общественных, региональных центров. Политику определяет Правление центра, возглавляет Президент С.В.Ветров. Почетный Президент – Президент АПН Украины Кремень. Заместители С.В.Ветрова – Виктория Бак, Станислав Крук, Василий Гуливатый. Также в Правление рекомендовали академика Максименкова. Был выбран ответственный секретарь Людмила Мазур, которой поручено подготовить проект устава центра для последующего согласования и утверждения. Период проведения Всеукраинских чтений – осенние каникулы. Предложено формировать «домашнее» задание для подготовки следующих Чтений, которое с февраля месяца будет заочно (дистантно) рассылаться. Журнал «Открытый урок. Плеяды.» будет выходить 8 раз в году (6 номеров до Ш Чтений). С.В.Ветров призвал к активному сотрудничеству с журналом. Выйдет книга Ш.А.Амонашвили «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».

Без сердца что поймем?

Среди научных школ Московского городского педагогического университета особое место занимает школа Ш.А. Амонашвили. Как автор концепции современной гуманной педагогики Шалва Александрович исходит из того, что, следуя латинскому, skale – школа – скалистая лестница, ступени духовного восхождения человека. Учись любить жизнь, карабкаясь по скалистым ступеням, и ты научишься быть сильным, добрым, отзывчивым, волевым человеком. Неслучайно любимая награда Учителя – орден детской любви, «орден Буратино», который вручили ему дети в музее А.Н. Толстого.

Сила убеждения учёного заключается в том, что он никогда ничего никому не навязывает, выстраивая большинство своих постулатов на допущениях. Он говорит: «Я допускаю, что у человека есть душа…» и открывает молодым коллегам ступени духовности, подсказывает им, как наполнять образовательный процесс радостью открытия, творческого поиска, вдохновения. Вместе с молодыми учителями ищет и обретает силу педагогическая мысль, мудрость Слова. В устах мастера многие знакомые слова обретают иной, более глубокий смысл, наполняются жизнью, красотой, возвышают ум и сердце.

Его лекции, «мастер-классы», беседы никогда не повторяются, они не похожи друг на друга: это всегда поиск, откровение, мудрость, добытая в диалоге со своими учениками и обращённая в будущее.

Значительным достижением в развитии своей научной школы в последние годы Шалва Александрович считает исследование главного научного сотрудника лаборатории В.Г. Александровой «Христианское учение и развитие педагогической мысли», где раскрываются истоки духовности педагогической классики, труд В.Г. Ниорадзе «По ступенькам скале», который является вершиной большого методического комплекса по письменноречевой деятельности, диссертации А. Лебеденко, Ю. Серебренниковой, а также творческие работы победителей конкурса Ш.А. Амонашвили по теме: «Педагогика как высшая форма человеческого мышления». Научные разработки Ш.А. Амонашвили и его учеников неоднократно становились лауреатами конкурса «Грант Москвы» и др.

Всё новое трудно пробивает себе дорогу в жизнь, хотя Ш.А. без устали утверждает, что он и не предлагает ничего нового, что всё это уже есть в педагогической классике. Он с радостью обращает взоры своих молодых слушателей к многочисленным томам созданной им в сотворчестве с профессором Д.Д. Зуевым «Антологии гуманной педагогики», насчитывающей 50 томов. Эти труды – вершина педагогической классики. 

  Но дотошные студенты, общаясь с Амонашвили, постоянно находят новые мысли, оригинальные идеи, подходы к педагогической реальности, вбирая в себя духовный аспект и тайны развития и воспитания Ребёнка в современной действительности.

Все последние книги Амонашвили – это трепетные рассказы о раскрытии добра в мудрости в маленьком человеке, это повествование о том, как воспитать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, опираясь на силу природы в ребёнке, на его страсть к развитию, страсть к воспитанию, страсть к взрослению. Удивителен язык этих книг: просто и мудро, тонко и глубоко. В гуманной педагогике особое место уделяется личности учителя, и ключевая мысль всех трудов известного учёного: как помочь самому учителю стать лучше, честнее, добрее. При этом, Шалва Александрович, не без горечи сетует, что педагогика как наука ещё слишком мало сделала для обновления школы. Пока ещё очень трудно проводить в жизнь идеи гуманно-личностного подхода к ребёнку, очеловечивания, одухотворяя педагогический процесс, преодолевая «толщу традиционных авторитарных педагогических воззрений». Нужна более активная, широкомасштабная деятельность по бережному, индивидуально-творческому «выращиванию» личности современного учителя. Это будущее, которому служит гуманная педагогика, это живые страницы современной педагогической реальности, которые учителя открывают для себя на наших ежегодных Международных педагогических чтениях, проводимых Международным центром гуманной педагогики, Московским городским педагогическим университетом, где каждый имеет возможность открывать для себя  ступени «Духовного восхождения»

В этом году тема чтений была особенно значима: «Истина школы». Свою книгу Шалва Александрович открывает таким добрым обращением:

Друзья школы! Дорогие учителя! Уважаемые родители! Нынешние и бывшие ученики! Скажем доброе слово о школе! Она ждёт от нас любви и признательности. Она страдает, страдает сердцем… Поможем школе по мере наших сил. Поможем мыслями, добрыми чувствами, молитвами, любовью, заботой…» Эти слова обращены к сердцу каждого, кто ответственен за судьбу Ребёнка.

В дни проведения этих Чтений Московский Дом учителя превращается в одну большую школу – школу Амонашвили. Классами становятся все залы (Большой и Малый, Паркетный зал, Голубая гостиная, рабочие кабинеты и каждый уголок этого уютного учительского Дома. В Москву съезжаются учителя со всех уголков России, стран Балтии, стран СНГ. Центры гуманной педагогики, мини-лаборатории, школы открыты уже более чем в 160 городах или посёлках. Идёт поиск, рождается творчество, рождается мастерство, а главное – сердца наполняются истинной духовностью.

Что есть истина? – спросил Понтий Пилат у Иисуса Христа накануне Распятия, но так и не получил ответа. У каждого свой путь к Истине.

АНОНС! 

9 – 11 января 2008 года проводятся Седьмые Международные педагогические чтения по теме: «В чаше Ребёнка сияет зародыш зерна культуры».
Занятия будут проходить в Московском городском педагогическом университете по адресу: Москва, Малый Казённый переулок, 5-б. Институт иностранных языков МГПУ. Справки по тел. 607-19-82.

 Шалва Амонашвили

Рука водящая

Издательский дом Шалвы Амонашвили

Москва, 2006

                                                         (Продолжение)                                                       

* * *

Он шёл и размышлял о том, что с ним про­исходит.

Мысли, которые он извлёк из корректируе­мой им книги, начали корректировать его со­знание. Он понял, что заблуждается в своих убеждениях по поводу случайностей, и бросил­ся в крайность – всё закономерно, нет никаких случайностей. Приняв эту точку зрения, он по­пытался переосмыслить события, происходя­щие в его жизни, но это оказалось делом затруднительным – где эти закономерности? Со­бытия происходят, а причин не видно. Почему сердце его разрывается при мысли, что он слу­чайно рожденный и потому лишний среди лю­дей? Он не находит смысла своей жизни, он не находит путь, чтобы найти свой Путь. Сказал же Конфуций: человек без Пути уже не чело­век. Мысли и жизнь его оказались в тупик.

А теперь эта навязчивая идея, что он есть тот мальчик. Не может избавиться от неё, но действительно ли хочет избавиться? Скорее он цепляется за неё, как за соломинку. Зачем он хочет догнать эту женщину? Что он ей скажет? Скажи ей эту несуразицу, что её сын есть он сам – корректор издательства, она, нет сомнений, посмотрит на него с чувством сожаления: моло­дой человек лишился рассудка. Как же по-дру­гому она может отреагировать на такое? Ему лучше уйти из издательства, ещё лучше будет, если вообще уедет куда-нибудь далеко, уедет насовсем.

Придя домой, он достал тетрадь из ящика стола и сразу лёг в постель как больной. Но, не успев раскрыть её, заснул. Утром тетрадь валя­лась на полу. Он бросил её обратно в ящик, сроч­но привёл себя в порядок и поспешил на работу.

Пришёл в издательство рано. Решил выпол­нить задание и тут же подать заявление об ухо­де. Но, конечно, хотел увидеть молодую краси­вую женщину, хотя уже уговорил и убедил се­бя, что нельзя сказать ей ни слова о своей на­вязчивой идее. Может быть, только намекнёт: не она ли та самая женщина с мальчиком, кото­рую он видел в лесу.

До обеда он был один в издательстве. По­том пришёл пожилой мужчина.

– Как дела? – спросил он.

  Я закончил правку, – ответил Алексей Александрович.

– Так быстро?! – удивился тот.

– Работа же была срочная!

  Отлично... Такое отношение к делу пер­спективно для вас.

– Но я увольняюсь.

– Как?! Вы же только вчера... Мы вас оби­дели?

– Нет, меня здесь никто не обижал... Я про­сто не учёл некие личные обстоятельства... Я уезжаю...

– Ну что же, – произнёс с досадой пожилой мужчина, скорее, заведующий отделом, – бери­те расчёт у бухгалтера.

С ним рассчитались, и он вернулся к заведу­ющему попрощаться. Но его волновало и другое.

– Обидно расставаться с вами, – сказал за­ведующий.

Алексей Александрович взглянул в сторону столика, где вчера сидела молодая и красивая женщина.

  Её сегодня не будет, – сказал заведую­щий, – она отпросилась на один день. Я передам ей ваш привет.

На улице было жарко. Тем не менее, он ре­шил походить по городу пешком. «Почему го­ворят, что в ногах правды нет?.. – подумал он, – Мои ноги знают больше, чем моя голова. «Иди сердцем» – значит доверься ногам. Ведите, ноги мои, вы умнее, чем всё моё тело!»

И ноги повели, а сам он погрузился в мысли. Два часа спустя он обнаружил, что недалеко видна его школа, и поругал свои ноги. «Вам ту­да больше не надо!» – сказал он им властно, по­вернулся и опять отдался мыслям. А ноги вели.

Спустя час он очнулся. «Где я?» И очень удивился, что стоит недалеко от леса, в нескольких шагах от того места, где он упал. «Что могло произойти, если я прошёл бы не­заметно для себя эту часть тротуара?» – по­думал он. На этот раз он не испытал судьбу. А ногам сказал: «Почему вы привели меня сю­да? Чтобы ещё раз упасть? И здесь вас больше не будет!»

Тогда ноги, – видимо, обиженные, что хозя­ин их не понимает и ругает, – направились до­мой. Он это понял, когда вдруг почувствовал во всём теле и в ногах, прежде всего, жуткую уста­лость, а на другой стороне улицы увидел свой дом. Ему хватило сил подумать о том, что рань­ше, будучи ребёнком, они с мамой жили именно в таком же четырёхэтажном доме на четвёртом этаже в однокомнатной квартире. «Может быть, это случайность, может быть, нет», – по­философствовал он.

Он перешёл улицу через подземку.

Ноги нудно ныли.

У подъезда стоял грузовик, и рабочие вы­гружали из него мебель.

Алексей Александрович вошёл в подъезд вслед за двумя рабочими, которые несли по ле­стнице старинный буфет. Они остановились на втором этаже, где настежь была открыта дверь, только не от той квартиры, которая вызывала в нём смутные чувства, а от другой, которая на­ходилась сбоку.

Рабочие перекрыли дорогу, и он не мог пройти, да и ноги потребовали передышки.

На площадку вышла женщина.

– Занесите в комнату, пожалуйста! – сказа­ла она рабочим.

Увидев её, он оторопел.

Это же не просто женщина, а та самая – мо­лодая и красивая! Не пригодилась ему муд­рость: не поражаться и не удивляться. Он и не смог бы воспользоваться ею, потому что уже был и поражён, и удивлён, и озадачен.

А она, видимо, давно овладела собой: улы­балась ему так, как будто на этой площадке они встречались всю жизнь.

Выбежал мальчик и, увидев его, тоже не удивился. Он только восхитился, засмеялся и воскликнул:

– Я же сказал тебе, что скоро увидимся...

И в это время сознание Алексея Александ­ровича вздрогнуло, может быть, переверну­лось. В нём лихорадочно пронеслись слова, как рекламная электронная бегущая строка, кото­рую не успеваешь прочесть и потому схватываешь обрывки: «Один случай... два случая... три случая... нет больше случаев»...

Строка оборвалась.

Произошло затмение.

* * *

  Мама, сейчас он откроет глаза! – послы­шался звонкий и радостный голос мальчика.

Он вышел из забвения и медленно открыл глаза. На него смотрел улыбающийся мальчик. Подошла молодая красивая женщина.

  Как вы себя чувствуете? – спросила она заботливо и положила ему руку на лоб, потом проверила пульс.

– Где я? – произнёс он слабым голосом.

– У нас дома.

– Почему? Что со мной случилось?

– Вы не помните? Видимо, от усталости и от того, что весь день, наверное, ничего не ели, вы на нашей площадке потеряли сознание, упали в обморок... Как вы себя чувствуете? – повторила она свой вопрос.

– Думаю, могу встать...

Он вспомнил всё, что было до потери созна­ния, вспомнил, что сам живёт на четвёртом эта­же этого дома.

– Я лучше поднимусь к себе... – сказал он и присел на диван, – Который час?

– Семь часов утра. Этого он не ожидал.

– Значит, я был у вас всю ночь?!

– Да, и вы были весь в жару. А сейчас темпе­ратура спала, и пульс нормальный. Но я не со­ветую вам сегодня выходить на улицу. Я скажу на работе, что вас сегодня не будет.

– Нет необходимости, я уволился...

– Зачем?! Нашли другую работу?

Он пожал плечами, другого ответа у него не было.

– Я поднимусь к себе... – и он собрался бы­ло направиться к выходу. У него квартира такая же – однокомнатная, и он знал всю её распла­нировку.

Мальчик возразил:

– Мы не отпустим тебя...

– Говори на «вы», – предупредила мама.

– Нет, с ним можно говорить на «ты», он не обидится... Разве не так?

– Да, конечно... – и он слабо улыбнулся.

– Мы не отпустим тебя, – продолжил маль­чик, – ты с нами позавтракаешь. Ты ещё должен познакомиться с нами!

Он покраснел. Действительно, женщина с ребёнком всю ночь ухаживали за ним. Где же они спали в этой комнате? А он убегает, не ска­зав «спасибо».

– Простите, – обратился он к молодой кра­сивой женщине, – я причинил вам столько хло­пот... Спасибо за заботу...

  Пустяки... Сын правильно сказал, я при­готовлю завтрак, – и она пошла на кухню. А кухня, он знает, маленькая, они втроём с тру­дом уместятся.

  Встань, выглянем в окно, – сказал маль­чик. Они подошли к окну. Мальчик забрался на узкий подоконник, – Я знаю, как тебя зовут, – продолжал он, – хочешь, скажу?.. Алексей Александрович, ведь так?.. А в детстве мама зва­ла тебя Лёшенькой, правда?

Он кивнул головой – конечно, правда.

– У тебя глаза очень грустные и озабочен­ные. Почему?

Мальчик попал в точку. Он вздрогнул, не знал, что ответить. А мальчик оказался очень наблюдательным.

– Почему ты вздрогнул? – спросил он, – Хо­чешь, скажу, почему?.. Я сказал правду, так ведь?

От ответа на вопрос мальчика его спасла молодая красивая женщина: она звала их завт­ракать.

Мальчик слез с подоконника и потянул Алексея Александровича за рукав.

– Пошли.

На маленьком столике пока ещё не обустро­енной кухни стояли три тарелочки, пахло гре­чихой и кофе.

Они уселись у столика.

– Скажите, почему вы уволились, вам не по­нравилась работа? – спросила женщина.

– Мама, ты не хочешь знать, как его зовут?

– Да я же оформляла вчера ваши докумен­ты! Бас зовут... – и она запнулась.

  Алексей Александрович! – сказал маль­чик, – А ты ведь тоже хочешь знать, как зовут мою маму? У неё такое же красивое имя, как она сама - Мария... Обращайся к маме просто по имени. Так мы быстро подружимся. Ты – Алексей, она – Мария, ты – Лёша, она - Маша... – мальчик явно веселился.

– Хватит тебе, не смущай гостя...

  Он не гость, он наш сосед и станет нам близким человеком, вот так! – мальчик не умолкал.

Алексей Александрович не знал, что ска­зать.

– Ответь на вопрос мамы: почему ты ушёл с работы?

– Сынок, дай нам поговорить!

– А мы что делаем? Разговариваем! Сейчас он скажет тебе, почему бросил работу в изда­тельстве.

Алексей Александрович, наконец, овладел собой и улыбнулся.

– Видите ли, – сказал он, – я решил уехать из этого города.

– Ты решил это вчера? – спросил мальчик. Он кивнул головой.

– А до вчерашнего дня ты об этом не думал? – опять спросил мальчик.

– Нет, – ответил Алексей Александрович, – эта мысль пришла мне в голову вчера.

– Тогда должна быть причина. Почему так решил?

– Сынок, – вмешалась мама, – это его дело. Нельзя так допытываться!

– Мама, что значит – его дело, когда оно за­девает дела других? Он же наш человек. Он за­крытый, – разве не видишь? А надо, чтобы он был открытым.

  Откуда тебе знать, что ему надо? Не сму­щай Алексея Александровича!

– Мама, подожди! – и он обратился к Алек­сею Александровичу, – Помнишь, я сказал тебе в лесу, что мы ещё увидимся? Помнишь?

Алексей Александрович кивнул головой.

– А ты помнишь, мама, я сказал тебе, что мы познакомимся с молодым человеком? Помнишь?

– Ну и что? – сказала мама. Ей было нелов­ко перед гостем.

– А теперь вот что скажу: он ведь уволился, чтобы уехать насовсем в другой город? Бот и никуда не уедет, а сам думает, что обязательно уедет.

Алексей Александрович был ошарашен. Он робко спросил:

– Ты откуда знаешь, что не уеду? Ты видишь будущее?

– Это не важно, но я сказал правду.

– Не знаю, когда он говорит правду, и когда – неправду! – мама попыталась снять напряже­ние с гостя.

– Я всегда говорю правду, – твёрдо сказал мальчик, – но моя правда иногда сбывается спу­стя месяц, а ты тем временем забываешь, что это была моя правда.

– Хорошо! – откликнулась мама с какой-то внутренней просьбой, – Пусть будет твоя прав­да, но дай человеку поесть!

– Я понял, – сказал мальчик и умолк.

Для поддержания разговора молодая кра­сивая женщина спросила:

– У вас такая же однокомнатная квартира?

– Да, над вами, только через этаж.

  Квартира, конечно, маленькая, но нам хватает.

– Вы купили эту квартиру?

– Нет, не купили, мы обменяли. Сперва у нас была трёхкомнатная квартира, она осталась у меня от родителей! Нам стало трудно, и мы обменяли её на двухкомнатную. А теперь опять стало трудно, и мы двухкомнатную обменяли на эту однокомнатную. Конечно, нам доплатили... – она рассказывала об этом с грустью и как буд­то нехотя.

Мальчик заговорил:

– Я знаю, ты это сделала из-за меня... Хо­чешь услышать мою правду?

– Ну скажи, – согласилась мама.

– Ровно через год... Сейчас май, так?.. Ровно через год твоя жизнь изменится. Она и сейчас хорошая у тебя, но станет другая.

  Хватит мне твоих обещаний... Встань, го­товься, тебе пора в детский сад, а мне – на рабо­ту! – и она обратилась к Алексею Александро­вичу, – Вы уж извините, пожалуйста, нас, но не люблю опаздывать на работу! – и добавила, – Зря вы ушли из издательства. Оно выпускает духовно-философскую литературу Рериховского направления. Я не просто редактирую книги, а насыщаюсь удивительными и прекрас­ными идеями.

Алексей Александрович не успел что-либо ответить молодой красивой женщине, как заго­ворил мальчик.

  Мама, вот что я тебе скажу. Ты поезжай прямо на работу, а меня в детский сад отведёт Алексей Александрович.

Мама растерялась, она не находила слов, как одёрнуть сына и как извиниться за его дер­зость перед гостем.

Но Алексей Александрович оживился, и все разговоры завершились так, как сказал мальчик.

Они втроём вышли на улицу. Мужчины по­садили в автобус молодую красивую женщину Марию, а сами на другом автобусе и в другом направлении поехали в детский сад.

Они уселись поближе к водителю.

– Ты же не знаешь, как меня зовут? Почему не спрашиваешь? – заговорил мальчик.

Который раз сегодня мальчик загонял его в краску. Ведь надо было спросить, как его зовут?

  Извини, пожалуйста. У тебя, наверное, очень красивое имя!

– Тебе нравится твоё имя? – спросил мальчик.

– Почему бы и нет! Мама меня так назвала!

– Меня тоже назвала мама, и мне нравится моё имя. Я тоже, как ты, Алексей.

  Что?! Алексей?! Не может быть! – вос­кликнул Алексей Александрович.

  Чему ты удивляешься? Думаешь, другой, кроме тебя, не имеет права носить это имя?

– Нет, почему же... Но как это так, что ты тоже Алексей!

– Наверно, так нужно было, – спокойно по­яснил мальчик.

На следующей остановке поднялись две мо­лодые женщины, одна из которых была с девоч­кой, другая – с мальчиком. Детям было по три-четыре годика. Мамы усадили их вместе, сами уселись за ними и продолжили прерванный раз­говор.

– Я знаю их, они из нашего детского сада, – шепнул мальчик Алексею Александровичу.

– Ты знаешь всех ребят?

– Нет, не всех, но многих. Ты, наверное, то­же ходил в детский сад?

– Да, – ответил он неохотно.

– Тебе не хочется вспомнить кое-что из дет­ства?

– Как сказать... Не очень... Да и затуманено в моей голове это прошлое.

– Ничего светлого не осталось от той жиз­ни? – допытывался мальчик.

– Не знаю...

– Посмотри на этого мальчика и эту девоч­ку, – сказал он вдруг, – видишь, они шушукают­ся и хихикают. Как ты думаешь, они влюблены?

– Какое им время влюбляться!

– Это почему? – возразил мальчик, – Кто может сказать, что именно сейчас не определя­ется их отдалённая судьба?

– Но это очень раннее детство... – стоял на своём Алексей Александрович.

– Я всё же думаю, что они шепчутся о своём будущем.

  Ни о каком будущем они не шушукают­ся... Говорят, наверное, о каких-то глупостях.

Мальчик сердито посмотрел на него.

– Дети не умеют говорить глупости, – ска­зал он строго, – они могут говорить о кошке, о мышке, о солнце, об облаке, могут говорить ни о чём. Это для вас – взрослых – глупости. Но так  они  обсуждают  смысл  жизни.  Однако взрослые часто мешают им этим заниматься.

Автобус остановился, и мамы засуетились.

– А ну-ка, Машенька, быстро...

– А ну-ка, Лёшенька, вылезай... Родители тоже сошли с автобуса вслед за

детьми.

Машенька и Лёшенька взялись за руки и по­бежали вперёд. Мамы погнались за ними.

Во дворе детского сада было много детей и взрослых – мам, пап, бабушек и дедушек.

Мальчик потянул Алексея Александровича за руку и тихо сказал:

– Вот она – Антонина Георгиевна, моя вос­питательница. Теперь ты можешь уйти. Вече­ром за мной придёт мама, так что ты можешь заниматься делами о переезде в другой город, – сказал мальчик.

– Хорошо...

Мальчик направился в сторону воспита­тельницы.

Алексей Александрович не ушёл сразу – он взглядом провожал мальчика, пока тот не присоединился к группе Антонины Георгиевны. Но сто­ило ему повернуться и сделать пару шагов к выхо­ду, как услышал, что мальчик зовёт его. Он подбе­жал к нему, взял за руку и отвёл в сторонку.

– Можно, я доверю тебе секрет?

– Конечно!

– А ты не скажешь маме?

– Нет, раз ты этого не хочешь.

– Тогда наклонись, шепну тебе на ухо. Алексей Александрович присел на корточ­ки, и мальчик проговорил ему прямо в ухо:

– Понимаешь, случается так, что в тихий час я мочусь в постели. Из-за этого Антонина Георгиевна злится на меня и угрожает...

В это время раздался резкий мужеподоб­ный голос Антонины Георгиевны:

– Алексей, вернись немедленно, хватит шу­шукаться!..

– Я ненавижу её... – шепнул мальчик и не спеша побрёл обратно.

Алексей Александрович так и остался си­деть на корточках, как изваянная из камня скульптура. Детей завели в здание. Он присло­нился к забору, закрыл глаза и вслушался в голос мальчика – хотел за звучанием и за словами увидеть то, что могло происходить в этом бело­снежном здании. «Я ненавижу»... – сказал мальчик. Видимо, это она ненавидит его, что и вызывает в нём ответную ненависть. Алексей Александрович не педагог, то есть, не имеет диплома о так называемом высшем педагогиче­ском образовании, но разве нужно им быть, чтобы понять: любовь воспитывается любовью!

Во дворе ещё оставались взрослые, которые привели детей; они стояли группами, о чём-то говорили, а потом медленно расходились. Сто­рож велел всем покинуть двор. Алексей Алек­сандрович оглянулся и нашёл уголок, где мог укрыться от сторожа. Тот, освободив двор, за­пер ворота на тяжёлый замок и вошёл в свою будку.

Алексей Александрович сел на траву, при­слонился к стволу дерева и закрыл глаза. Тайна мальчика жгла всё его нутро. Он один со своей тайной, как и Алексей Александрович один пе­ред своими мучительными переживаниями

Со второго этажа то и дело он слышит рез­кий мужеподобный голос воспитательницы. Го­лос кажется ему до боли знакомым и вызывает злобу и страх.

Он старается вообразить, что сейчас проис­ходит с мальчиком.

Смутные воспоминания начинают в нём разворачиваться и потому в тетради из двухсот страниц об этой полосе жизни у него остались лишь неразборчивые каракули.

Но сейчас эти каракули раздвигаются как двери, и он вместе со всей группой детей вхо­дит в спальную комнату.

Воспитательница мужеподобным голосом властно произносит:

«Ложитесь немедленно... Ни звука... У ме­ня в руках ножницы... Могу кому-то отрезать что-то».

Она действительно держит устрашающие своими размерами ножницы и крутит ими.

Дети прячут головы под одеяла.

А Алексей (его никогда не звала воспита­тельница ласково Лёша, Лешенька, а обзыва­ла дурак дураком или чем-то в этом роде) то­же уходит с головой под одеяло и закрывает глаза.

В спальной комнате воцаряется гробовое молчание; она превращается в кладбище живых детей.

На этом кладбище из-под какого-то одеяла вдруг раздаётся выстрел. Он не очень пугаю­щий, не сотрясает пространство, но для клад­бища звучный.

«Кто это?» гремит мужеподобный го­лос.

Из-под одеяла вырывается рыдание обре­чённого:

«Не я... не я... больше не буду – у - у...»

На этот раз воспитательница проявляет жалость и не режет ребёнку ничего. Она велит всем заснуть немедленно.

Алексей заснул бы, он усталый, напуган­ный, истерзанный. Но не осмеливается за­снуть: а вдруг опять произойдёт с ним то же самое, что на днях.

Воспитательница тогда накричала на него и схватила ножницы. Он заорал и залез под кровать, чтобы укрыться от её гнева.

Она строго и на полном серьёзе объяснила ему:

«Вылезай... На этот раз ничего не сделаю. Но повторишь то же самое, отрежу писуль­ку... Понял?»

И в руках её зловеще зацокали ножницы.

Алексей после того дня не осмеливается за­снуть, покрывает одеялом голову, берёт в руки писульку и держит крепко, чтобы она не свали­ла вновь беду на его голову. Даже сам подумы­вал отрезать её себе и тем самым обрести спо­койствие.

Сейчас он лежит под одеялом таким же образом и ждёт, когда кончится этот мёрт­вый час.

В мыслях он угрожает своей писульке: «Ес­ли пустишь, отрежу».

Но мысли устают, и он засыпает.

Рука, которая крепко держит виновницу, слабеет, и страшный грех свершается.

Он просыпается и с ужасом осознаёт, что лежит в мокроте.

Его охватывает злоба.

«Убью, убью», кричит он обречённо.

Хватает писульку обеими руками и стара­ется вырвать с корнями.

Больно, очень больно!

Но его злоба не стихает.

Вдруг одеяло, которое покрывает его, взлетает вверх, и он видит только ножницы, большие, крупные, и слышит их зловещий скрежет.

«Отрежьте... отрежьте»...

С рыданием умоляет он ту, которая стоит над ним, как зверь, и тянет руками свою плоть.

«Заткнись!» гремит воспитательница.

Он сразу умолкает.

«Слезь с кровати!»

Он слезает с кровати.

«Раздевайся!»

Он снимает майку.

«Сними трусы!»

Он дрожащими руками снимает мокрые трусы.

«Подними руку с трусами!»

Он поднимает трусы над головой.

«А теперь шагай по комнате!»

Он делает робкие шаги.

«Быстрее!»

Он ускоряет шаг.

«Кричи, чтобы услышали все: «Я писуля!» Кричи! »

Дети - девочки и мальчики высовываются из-под одеял и со страхом глядят, как голый мальчик, держа над головой мокрые трусы, хо­дит по комнате, подходит к каждому и тупо произносит:

«Я писуля... Я писуля»...

«Громче!» кричит воспитательница.

И наступает святое мгновение. Это тог­да, когда он подходит к кровати Машеньки.

И вдруг сознаёт весь ужас своего уни­жения.

Он осознаёт не детским, а взрослым умом, что эта женщина плюёт ему в лицо, плюёт на его честь и достоинство.

Но как пятилетний, он не выдерживает этот ужас и падает у кровати Машеньки, по­теряв сознание.

Потом он приходит в себя в кабинете мед­сестры.

Оттуда его забирает грозная воспита­тельница, которая не расстаётся с ножница­ми. Отводит в угол и строго внушает:

«Никому об этом ни слова, понял?» скре­жещут ножницы.

Он кивает головой, но не знает, о чём она, ибо всё происшедшее вспоминается смутно...

Алексей Александрович весь в поту. Тело его как будто вот-вот взорвётся, как бомба. Со второго этажа белоснежного здания вдруг раз­даётся гром мужеподобного голоса:

Кому я сказала!.. Закрой глаза немедлен­но!.. Всем спать!

Алексей Александрович видит, как мальчик прячется под одеялом, но спать не может.

«Надо спасти его, пока не поздно!» – при­казывает он самому себе.

Он выскакивает из своего укрытия, где спрятался от сторожа.

Бежит к белоснежному зданию.

Там совсем тихо.

Стих мужеподобный голос воспитательницы.

Там сейчас мёртвый час.

Он подбегает к открытому окошку и кричит во весь голос:

– Лёша... Лёшенька!.. Я здесь, прыгай из ок­на!.. Я здесь, не бойся!..

Мёртвый час разбивается, как хрустальная ваза, в которую выстрелили из пушки.

– Лёша... Лёшенька... Прыгай...

Он зовёт мальчика, зовёт себя, зовёт отчаянно.

– Лёшенька...

Открытое окошко отозвалось зловещим шипением:

  Стой...  стой, тебе говорю... куда ты... стой, мерзавец... я тебя... я тебя...

И слышен скрежет ножниц. В окошке появляется мальчик.

Алексей Александрович чувствует, как сам прыгает из окна второго этажа и сам же ловит себя в воздухе.

Руки его прижимают мальчика к груди.

Он бежит к забору и вместе с мальчиком пе­релезает через него.

Продолжение следует.

 * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: Фото со Вторых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике и психологии.

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://mot.narod.ru/ebooks/ebookschild.html Здесь вы можете переписать себе на компьютер некоторые электронные книжки для детей. Пользуйтесь. И передавайте детям привет от Саньки - Бешеного кролика (думаю, многие из "детей инета" его знают :-).

В этой книжке вы можете почитать мои истории.
Вот эти:
Истории Саньки - Бешеного кролика. Для того, чтобы начать их читать, жмите на кнопку вперед справа внизу (видите?). А как почитаете, можете по нашему журналу погулять. Ну вот. http://sashka.iatp.org.ua/sashka/sashka/nachalo.htm

Как вы поняли, меня называют так - Санька - Бешеный кролик. Вернее, это раньше меня называли.
А знаете, как так получилось?
Ведь это меня мама и папа так назвали :-).
Просто мама моя говорит, что раньше я был бешеным. А папа еще добавляет, что ко всему прочему был похож на кролика. Вот так и получилось - "бешеный кролик".
Но это я раньше был таким.
А еще меня называют Томом - в честь Тома Сойера, героя книжки одного американского писателя Марка Твена.
Том был большим разбойником и выдумщиком и немножко хулиганом, поэтому мне очень нравилось подражать ему.
Нас, детей, в семье трое. И наши мама с папой говорят, что мы - очень вредные дети. Но мы не вредные. Просто, как говорит мой учитель, мы - дети - быстро растущие организмы. Это он повторяет, когда кого-нибудь наказывать собирается.
-Ты - говорит мой учитель - ужасно вредный. Одна надежда на то, что когда-нибудь вырастешь и опомнишься.                                                                                                            Я не знаю, что он имеет в виду. Но мне очень хочется вырасти.
А еще мы похожи на наших родителей. Так говорит наша бабушка, которая живет вместе с нами. Она всегда уходит в свою комнату, когда видит нас всех вместе.
- Господи! - говорит она - Как вас всех трудно выдержать! Бешеные вы какие-то… И вредные…
Мне кажется, она не права.
Ну вот. А теперь я вам расскажу поподробнее о своей семье.

Сидят как-то наши папа и мама у телевизора и слушают дядьку - профессора, который по телевизору выступает.
- Милые родители! - так говорит он - Ваши дети, эти милые славные существа, такие крохотные комочки, так похожие на Вас…
У мамы на глазах, конечно, слезы. Папа, похоже, тоже готов расплакаться.
И вот в этот момент распахивается дверь, и в комнату с громким воплем "Я-я-я!.." врывается нинзя. Этот нинзя - мой брат. Хоть папа с мамой и назвали его при рождении Ромочкой, все мальчишки нашего двора называют иначе - Железным Дровосеком.
И вот мой брат - нинзя резко выбрасывает руку вперед. И стоящая на столе статуэтка, которой наша мама очень дорожила, вздрагивает, падает на пол и вдребезги разбивается на тысячи мелких осколков.
Слезы мамы сразу же подсыхают. Папин взгляд становится очень суровым. Он готов уже встать и сказать какую-нибудь убийственную фразу, готовую сразить наповал кого угодно, кроме моего брата, но нинзя разворачивается и с тем же криком "Я-я-я!.." выскакивает за двери.
В этот момент в комнату на велосипеде вьезжает моя сестра Алиса. С громким криком "Яу-яу-яу!" (это она сигнал автомобильный изображает) Алиса врезается прямо в папу, переворачивается, падает на пол и плачет.
Папа привычным жестом берет ее за руку, бьет два раза по попке и отпускает.
И тут появляюсь я…
Папа и мама когда рассказывают эту историю (а они очень любят ее рассказывать всем своим знакомым и друзьям), всегда добавляют:
- А в это время с экрана телевизора раздается: "Эти милые симпатичные дети, которые Вас так любят, которые так нежны к Вам, так ласковы…"
Так вот, в этот самый момент появляюсь я. Я играю в футбол. А когда я играю в футбол, то никого и ничего не вижу. И вот я как разгоняюсь и как бью по мячу!..
Одним словом, мяч попал папе в живот. Он только успел охнуть и после этого очень долго стонал. Но я не виноват! Я же не нарочно.
Конечно, вначале был очень большой скандал. Папа долго бегал за мной по комнате и кричал:
- Выпорю! Где мой ремень? Кто взял мой ремень?
Но потом он все-таки успокоился. Вернее, мама его успокоила. Потому что она долго рассказывала ему, что еще не все потеряно, что если нас всех воспитать, что мы все ничего, только чуточку вредные…
А когда папа наконец успокоился, то сказал:
- Да, конечно, пока что они вредные. Но когда они вырастут и опомнятся…
Почти как учитель сказал. И я думаю, что, наверное, они все-таки правы, эти взрослые. Никакие мы не вредные, просто пока еще не выросли.
А Вы как думаете?

 Там, где сбываются все мечты...

Жила-была одна девочка. Звали ее Анюта. Однажды Анюта прочитала в одной замечательной книжке, что где-то есть планета, на которой сбываются все мечты. А так как папа девочки был космонавтом, да и она сама в школе изучала полеты, то решила отправиться в далекое путешествие на поиски этой планеты.

А нужно сказать, что в те времена, о которых я вам рассказываю, космические полеты были нормальным явлением – ведь было это уже в 2144 году.

И вот Анюта оправилась в путешествие. Долго она летала по космосу, пока наконец не встретилась ей планета, очень похожая на ту, которую она искала.

Но нужно же было такому случиться, что когда она уже подлетала к ней, произошла авария. И Анюте с трудом удалось дотянуть до поверхности этой планеты.

Когда Анюта вышла из своего космического корабля. то очень удивилась – планета, на которую она опустилась, была пустынной и вообще очень странной. Словом, совсем не похожей на ту, которую она ожидала увидеть.

И в этот момент ее окликнул мальчик…

Но тут мне придется ненадолго прерваться, чтобы рассказать, откуда здесь взялся этот встреченный Анютой мальчик.

Женя был родом с планеты Земля. Да, да, именно с нашей планеты был этот мальчик. Просто учтите, что время, о котором я вам сейчас рассказываю, было совсем другое – ведь шел 2144 год.

А Анюта – об этом я вам как-то подзабыл рассказать :-) - была с планеты, которая называлась Кассиопея. Эта планета действительно существует на свете. Вы ее даже можете поискать на карте звездного неба, если хотите, конечно. А я тем временем продолжу свой рассказ.

Женя прилетел на эту планету в составе космической экспедиции, которую возглавлял капитан Горин. Кроме них, в состав экипажа входили также водитель звездолета Гоша и врач Мария Трофимова – мама Жени. Они отправились на эту планету, чтобы ее изучить.

Что же касается Жени, то он отправился в путешествие просто потому, что ему было ужасно скучно. Знаете, ведь Земля к тому времени стала просто удивительной планетой, где все мечты сбывались – стоило только чего-то захотеть.

Вот об этой планете, кстати говоря, и прочитала в книжке Анюта.

Только учтите, что мечты здесь сбывались только хорошие, потому что если человек мечтал о чем-то очень плохом, то ему ни за что это не удавалось осуществить, как бы он этого не хотел.

От такой жизни и устал Женя. Вы, может быть, спросите, почему? Потому что ему не хотелось, чтобы ему все так легко удавалось. Жене хотелось трудностей, хотелось чего-то добиться самому, чтобы не было все так легко.

Вот он и решил отправиться вместе с мамой в путешествие на далекую и загадочную планету, о которой я вам уже начал рассказывать.

Эта планета была полной противоположностью Земли. Здесь никогда ничего не сбывалось, а даже наоборот. То есть что бы ни задумывал человек, ничего ему сделать не удавалось. И поэтому жизни на этой планете не было – ведь кто захочет жить там, где ничего не удается сделать!

Когда корабль прилетел на эту планету, члены экипажа корабля, в состав которого входил и Женя, сразу же поняли это. Началось все с того, что потерялся звездолет. Вернее, не то, чтобы он потерялся, а просто члены экспедиции не могли его найти. Как будто бы он исчез или, как говорят в таких случаях, провалился под землю.

Потом они и сами друг друга потеряли. Что было с другими участниками этой экспедиции, я не знаю, а только расскажу, как все получилось с Женей.

Когда Женя потерялся, то вначале очень растерялся. Ведь сами посудите – оказаться одному, на другой планете, за тысячи километров от родного дома! Если бы Женя был девочкой, то, может быть, он даже расплакался. Но ведь он был мальчишкой - мужчиной! Поэтому он просто отправился на поиски других членов экипажа.

Так Женя бродил несколько дней и ночей, пока наконец не встретил Аню.

Как он обрадовался! Ведь это была первая им встреченная на чужой планете девочка! Да и к тому же Женя так соскучился за людьми!

Когда Женя увидел Аню, ему сразу же захотелось сделать для нее что-то приятное. И в этот момент он вспомнил о ромашке, которая лежала у него в кармане.

Эту ромашку вместе с другими Женя купил несколько дней назад для того, чтобы вручить ее в подарок маме. Да забыл, потому что как раз в этот момент они и отправились в свое космическое путешествие. И вот – вспомнил.

Конечно, это уже был не тот живой и красивый цветок, которым он был когда-то – ведь они пролежали у него в кармане несколько дней! Да и осталась-то от нее всего - навсего одна головка, да и к тому же засохшая. И все-таки этот был цветок – с его родной и любимой планеты Земля.

И вот, когда Женя вспомнил, откуда этот цветок, он вдруг понял, что нужно делать. Он подумал, что хорошо было бы встретиться с мамой и другими членами экспедиции, и в этот же момент впереди увидел маму, а за ней капитана Горина и водителя звездолета Гошу.

Потом Женя подумал, что неплохо было бы еще и корабль свой найти, и тут же увидел его перед собой.

А знаете, почему так получилось? Потому что цветы эти были с Земли, где все было таким волшебным – я ведь рассказывал вам о том, что там все мечты сбывались! И потому даже цветы на Земле были волшебными !

Когда мама с капитаном и Гошей подошли поближе, Женя спросил у Ани:

- Полетели с нами?

Конечно, вы понимаете, что сначала Аня ничего ему на это не ответила, потому что она ведь даже не знала, что это за люди и откуда они – это мы с вами теперь все знаем! И когда Женя это понял (а он, как и все земляне 2144 года, умел читать чужие мысли), то добавил:

- Мы летим на Землю – туда, где сбываются все мечты!

И когда Аня это услышала, то, конечно же, с радостью согласилась лететь вместе с ними.

Они сели в свой звездолет и скоро подлетали к родной планете. В пути Женя подарил Ане свою ромашку. С помощью мамы Жени Аня нашла красивую вазу, налила в нее воду и вставила туда цветок, который тут же ожил.

Вот и вся история, потому что рассказывать больше нечего – ведь с волшебными цветами, как вы понимаете, они очень легко добрались домой.

Вы, может быть, спросите: что с ребятами теперь? Так знайте: теперь с ними все в порядке – они ходят в школу, занимаются на одни “пятерки” и уже никуда не хотят улетать, потому что знают: лучше всего быть там, где все мечты сбываются.

Впрочем, закончу свою историю я, наверное, не этим. Вот перед вами этот волшебный цветок - ромашка, о котором я вам только что рассказал (их на этой странице даже две!). Пусть цветок этот не настоящий. Тем не менее, если вы себе мысленно представите его у себя в руках, то он обязательно вам поможет - и все ваши мечты и желания обязательно сбудутся!

Только помните, что выполняет волшебный цветок только хорошие желания! Хотя вы наверняка это поняли - я ведь об этом вам уже рассказывал...

 Избить,снять, выложить в Интернет

 Подростки снимают на видеокамеры своих мобильных телефонов реальные драки и издевательства. Таких «операторов» уже тысячи, если не десятки тысяч. И сделать с ними ничего не могут…

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/color47/02.html

http://www.diaghilev.perm.ru/rierih/4.htm

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО "РУССКИХ СЕЗОНОВ"

Наталья Метелица.

Медленно, нехотя уходил XIX век, "золотой век" русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова.
На смену шел новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России. Еще впереди были катаклизмы трех русских революций, первая мировая война, но ощущение изжитости старых ценностей и старых идеалов уже витало в воздухе. Жизнь требовала перемен.

 * СЕДЬМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«В ЧАШЕ РЕБЕНКА СИЯЕТ ЗАРОДЫШ ЗЕРНА КУЛЬТУРЫ»

Информационное письмо
Здравствуйте, Дорогой Коллега!

Совет Международного Центра Гуманной Педагогики приступил к подготовке Седьмых Международных Педагогических Чтений, тема которых была утверждена участниками Шестых Чтений: «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Чтения пройдут в Москве 9-10-11 января 2008 г.
Седьмые Чтения станут нашим дальнейшим восхождением к идеям гуманной педагогики.
Напомним темы предыдущих Чтений:
Первые Чтения – «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств» (2002г.),
Вторые Чтения – «Улыбка моя, где ты?» (2003г.),
Третьи Чтения – «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» (2004г.),
Четвертые Чтения – «Без сердца что поймем?» (2005г.),
Пятые Чтения – «Спешите, дети, будем учиться летать!» (2006г.).
Шестые Чтения – «Истина Школы» (2007г.)
На Седьмых Чтениях должен состояться большой разговор о Культуре образования.
Седьмые Чтения будут проходить в здании Московского Городского Педагогического Университета (корпус Института иностранных языков), в центре г. Москвы. Университет, который вместе с Международным Центром Рерихов является организатором Педагогических Чтений, предоставляет нам более широкие возможности, в связи с чем мы можем увеличить количество круглых столов, провести мастер-классы и, конечно же, пленарные заседания, которые будут проходить в прекрасном актовом зале на 500 мест.
Мы предлагаем участникам Чтений обновленный порядок наших трехдневных встреч.
День первый.
10.00 – 11.30 – пленарное заседание.
11.30 – 12.00 ― перерыв.
12.00 – 13.30 ―мастер-классы.
13.30 – 14.30 ― перерыв на обед (в Университете будет работать прекрасная студенческая столовая),
14.30 – 18.30 ― работа круглых столов (планируется 7 круглых столов).
День второй.
10.00 – 11.30 ― пленарное заседание: сообщения с круглых столов; «Как светлый ангел побеждает» (отчет о выполнении «домашнего задания»); «Есть Идея».
12.00 – 13.30 ― работа круглых столов.
13.30 – 14.30 ― перерыв на обед.
14.30 – 18.00 ― продолжение работы круглых столов.
День третий.
10.00 – 12.30 ― пленарное заседание: сообщения с круглых столов; отчеты руководителей круглых столов; «Как светлый ангел побеждает»; «Есть Идея».
13.30 – 16.00 ― продолжение пленарного заседания: принятие обращения, утверждение темы Восьмых Чтений 2009 г.; закрытие Седьмых Чтений.
Ваши пожелания могут быть учтены в совершенствовании предложенного режима работы.
Содержание Седьмых Чтений.
Намечается работа следующих круглых столов:
― Культура педагогического мышления.
― Культура учителя и воспитателя.
― Культура урока.
― Культура содержания образования
― Культура семейного воспитания.
― Национальная культура и общечеловеческие ценности
― Культура управления образования.
Работа круглых столов должна дать направления на осознание четырех аспектов:
― как образовательное пространство, образовательный процесс и содержание образования наполнять культурой;
― как учителю (воспитателю, взрослым) быть олицетворением культуры;
― как развивать и воспитывать в каждом ребенке, в детях (учениках, воспитанниках) культуру жизни, мировоззрения, общения;
― как защищать детей от бескультурья.
Впервые вводятся в практику Чтений такая форма работы, как мастер-класс. Авторы мастер-классов должны привнести новый опыт и новые идеи в утверждении гуманной педагогики.
Мы предлагаем участникам Седьмых Чтений следующие формы и содержание для выступлений:
1. Сообщение (не доклад) за круглым столом, оно должно быть коротким (выступление на 7-10 мин.) и отражать опыт работы. Сообщение в объеме 3-4 страниц печатного текста 12 кеглем (на СD или дискете) сдается руководителю круглого стола для публикации. По рекомендации круглого стола некоторые сообщения могут быть представлены на пленарных заседаниях.
2. «Как светлый ангел побеждает» ― под этой общей темой на пленарных заседаниях будут заслушаны сообщения об опыте спасения того или иного конкретного ребенка от агрессии взрослых, от наркомании, курения, алкоголизма, от дурной компании, от попытки суицида и т.д. от таких обстоятельств и поступков, которые могли бы его погубить. Рассказ должен быть правдивым, искренним. Регламент для таких сообщений (это было «домашним заданием» участникам Чтений) ― 7-10 мин. Текст с СD или дискетой сдается в Оргкомитет для публикаций.
3. «Есть Идея» ― под этой темой участники Чтений могут выступать за круглыми столами и на пленарных заседаниях. Идея должна быть новая, обогащающая теорию и практику гуманной педагогики. Она должна быть изложена ясно, четко. Регламент для провозглашения идеи 5-7 мин. текст в объеме 2-3 страниц 12 кеглем с CD или дискетой сдается в Оргкомитет для публикации.
Мы надеемся на ваше активное участие в совершенствовании организационных форм и содержания Седьмых Международных Педагогических Чтений. Предлагайте вопросы для обсуждения, предлагайте, кого бы Вы хотели видеть среди авторов мастер-классов.
Ваши предложения, а также заявку на участие в Чтениях направляйте в адрес Оргкомитета.
Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость –500 - 1000 руб. в сутки. Гостиница, дающая регистрацию зарубежным участникам Чтений, будет стоить не менее 1000 руб.
Организационный взнос – 300 руб.
Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать до 1 декабря 2007 года по адресу:
119019, Москва, Малый Знаменский пер. д. 3/5, Международный Центр Рерихов, Центр Гуманной Педагогики.
Тел./факс: (495) 203-14-46, 8-909-626-12-70 (моб.), факс (495) 203-71-84, эл. почта: ichp@yandex.ru
Регистрация участников Чтений:
08.01.2007 с 10.00 до 18.00 и 9.01.2008 с 9.00 до 10.00 в здании МПГУ по адресу:
Малый Казенный переулок, д. 5Б. Ст. метро «Курская», схема проезда на сайте Издательского Дома Амонашвили: izdatamon.narod.ru/contacts.htm                                                                                                             
Ждем Вас на Чтениях.
С добрыми к Вам пожеланиями, Руководитель Центра Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили

А Н К Е Т А УЧАСТНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ (doc)

Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/

СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp

Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании

http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное