← Ноябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 2
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Рука Водящая - 2 50 2007-11-30 23:21 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
Шалва Амонашвили Рука водящая Издательский дом Шалвы Амонашвили, Москва, 2006 (Продолжение) * * * После уроков... Нет-нет, после лекций со своими студентами Алексей Александрович направился в кабинет директора. Ему хотелось высказать своё восхищение по поводу утренних стихов, но в прихожей его остановила секретарша и шёпотом сказала: – Он ещё не выходил, всех, кто рвался к нему, я отправила обратно! – Хорошо сделали! – похвалил девушку Алексей Александрович и попрощался с ней. Вышел на улицу. Теплый майский день ласкал его. Настроение было хорошее – профессор остался доволен своими студентами: они были внимательны и задавали умные вопросы. Он решил идти домой пешком. Понадобится часа три с лишним, время есть, а день – чудесный. Примерно час он шёл в сторону центра города. По пути надо было пройти через красиво убранный скверик, где в декоративном порядке было посажено огромное количество тюльпанов. Он решил отдохнуть и дать глазам возможность насладиться красотой. Так сидел он долго, пока не заметил, что погода меняется и может пойти дождь. До этого он думал о своих завтрашних лекциях со студентами, и ему было легко. Но теперь, – была ли причиной тому перемена погоды, – на него нахлынуло обычное для него чувство ненужности. Да, он написал двести страниц, но облегчение не наступает. «Человек есть Путь, говорит Конфуций, но если у человека нет Пути? Если он не знает о своём Пути? Как ему быть? – думал он, – Человек без Пути – кто он? Вот идёт молодая женщина, кто она – человек Пути? Или этот старичок, который еле передвигает ногами, опирается на палку – он идёт по своему Пути или так и постарел, ни разу не подумав о том, что надо открыть в себе свой Путь?» О Пути он начал размышлять сейчас, ибо, читая лекции своим студентам, он заговорил о философии Конфуция. К слову пришлось, но он не был конфуцианцем. Его философские взгляды не были целостными. Он полагал, что мир есть хаос нескончаемый, жизнь есть проявление хаоса, и если что-то мы считаем красотой и законом, это есть не что иное, как случайное столкновение или совпадение обстоятельств, которые могли и не совпасть. Но если человек имеет Путь? Эта идея противоречила его представлениям о хаосе. Однако, философствуя о разных вещах, он не замечал, что идея о Пути всё больше проникает в его сознание. Вот и сейчас... Он встаёт со скамейки. Это явление закономерное или случайное? Он может пойти направо или налево. Что определяет выбор – случайность или закономерность? С этими нескладными мыслями он оказался перед огромным зданием – случайно это или закономерно? Он оглянулся вокруг и только сейчас заметил, что дождь уже прошёл, и он идёт по мокрому тротуару. Тут он вспомнил, что надо уничтожить записи, лучше сжечь их. Где это сделать? Да, в лесу, а он на другой окраине города. Решил поехать на автобусе, чтобы закончить с этим делом до того, как стемнеет, а потом вернётся домой и займется подготовкой к завтрашним лекциям. От конечной остановки он шёл ещё минут двадцать. И как только вошёл в лес, тут же забыл о всемирном хаосе. Спокойствие, пение птиц, воздух душистый, краски природы, стволы берёз очаровали его. Он уселся под деревом и закрыл глаза. Так он сидел долго. Потом вспомнил, зачем сюда пришёл. Открыл портфель, достал тетрадь и спички. «Зачем я это писал, чтобы придти сюда и сжечь? Может быть, не надо? Пусть пока хранятся записи. Брошу тетрадь в ящик. Чем она будет мне мешать?.. Но зачем она нужна мне? Каждый раз, открывая ящик и видя её, буду раздражаться. Записи ни о чём путном мне ни слова не сказали. Лучше сжечь, и дело с концом». Тут он услышал голос: – Тебе нравится здесь? Перед ним стоял кудрявый мальчик лет пяти-шести со светлыми волосами, с большими синими глазами, с правильными чертами лица. – Да, здесь хорошо, – ответил он. – Ты умеешь понимать птичий язык? – спросил мальчик. – Нет, к сожалению... – Жаль, ибо они иногда несут вести. Если люди научатся птичьему языку, то они будут знать, что надо и чего нельзя делать. – А ты понимаешь птиц? – Я пока догадываюсь. Только что мне на плечо села птичка и зачирикала. Я понял, что мне надо идти в эту сторону, и увидел тебя. – А это важно для тебя – увидеть меня? – Не знаю. Может быть, важно для меня, а, может быть, важно для тебя. – Да? – засмеялся Алексей Александрович. Мальчик ему явно понравился. – Ты один в лесу? – Вообще-то, лес меня не пугает, и могу ходить один. Но я здесь с мамой, она ягоды собирает. – Мальчик посмотрел на тетрадь, – Что это за книга с красивой обложкой? – Это не книга. – Тогда это тетрадь? – Да, ты угадал. – Хочешь, угадаю ещё? Раз ты пришёл в лес с этой тетрадью, значит, в ней записано что-то очень важное для тебя. – К сожалению, я так не думаю. Алексей Александрович встал. – До свидания, – сказал он мальчику и ушёл от него. – Зачем ты так быстро уходишь? – закричал ему вслед мальчик. Но он не отозвался. И когда счёл, что достаточно от него отдалился, сел на срубленное дерево и приготовил спички. «Что-то очень важное», – повторил он слова мальчика. Да, эти записи могли быть для него очень важными, но стали ненужными. Он зажёг спичку и поднёс к обложке тетради. Обложка загорелась. За его спиной опять зазвенел голос мальчика, и он вздрогнул от неожиданности. – Что ты делаешь? – Ты же видишь, что я делаю? – Ты сжигаешь важные записи? – Они вовсе не важные! – Нет, раз ты сжигаешь, значит, важные. Ты хочешь от них избавиться. Ведь так? – Мальчик, зачем ты следишь за мной? – рассердился Алексей Александрович. – Я не слежу за тобой. Это та же самая птичка направила меня. Ты недоволен, что я говорю правду по поводу тетради? Тем временем огонь на обложке потух. Алексей Александрович опять зажёг спичку. – Ты разве не знаешь, что в лесу нельзя разводить костёр? Так возникают пожары. Кто кому даёт урок? Алексей Александрович на этот раз не рассердился, а засмеялся. – Ты прав, – сказал он и потушил спичку. – Ты очень хороший и умный, – и мальчик похлопал его по плечу. – Спасибо за похвалу. – А эти записи сжигать не надо. Они пригодятся тебе. – Откуда ты знаешь, что они пригодятся мне? – Не знаю, но ты не сомневайся. Алексей Александрович внимательно посмотрел на мальчика. Ему показалось, что находит в нём что-то магнетическое. – Мальчик, скажи, ты не пропал у мамы, или она пропала у тебя? – Какая разница, – улыбнулся мальчик, – мы разошлись и, когда нужно будет, найдёмся. – А если ты у неё пропадёшь? – Этого не случится. – Откуда ты знаешь, что случится и что не случится? Возьму я, допустим, и заберу тебя. – Ты этого не сделаешь. – Почему? – В этом нет необходимости. Оба улыбнулись друг другу и остались довольны игривому разговору. Подошла молодая красивая женщина. – Здравствуйте! – сказала она незнакомцу и обратилась к мальчику, – Вот ты где. Пошли, нам пора! – Мы скоро увидимся, а записи не сжигай, – сказал ему мальчик и пошёл за мамой. «Какой самоуверенный», – подумал Алексей Александрович, провожая их взглядом. Он положил тетрадь и спички обратно в портфель и медленным шагом направился к городу. Автобусная остановка была недалеко. Он увидел, что мальчик с мамой ждут автобуса. На остановке кроме них никого не было. Он ускорил шаг – магнетическая сила мальчика притягивала его. Подъехал пустой автобус. Они подошли к дверям. Мама держала мальчика за руку, помогая ему подняться. В это время мальчик обернулся, тоже увидел его, споткнулся о ступеньку и упал на асфальт, ударив колено Видимо, ему стало больно, очень больно. Алексей Александрович понял это по тому, какую острую боль ощутил в колене в это же самое время. Он подбежал к мальчику. Помог подняться и собрался было сказать что-то подбадривающее, но опередил мальчик, он улыбнулся ему, сказал «спасибо», а перед мамой извинился. Они поднялись в автобус. Алексей Александрович тоже поехал бы этим автобусом. Но пока он нагнулся, чтобы взять с асфальта портфель, двери захлопнулись и автобус тронулся. Он глядел вслед удалявшемуся автобусу, и странное, весьма странное чувство начало овладевать им: ему показалось, что мальчик – это он сам, Алексей Александрович, мальчик этот – его детство! «Это же я?! Этот мальчик – я! Я узнаю себя в мальчике!» – подумал он с удивлением. * * * Сегодня понедельник, день приёма зачётов от студентов. Две недели чтения курса лекций по истории русской литературы шли по восходящей линии. Каждый день студенты всё больше увлекались вопросами, которые разбирал с ними их профессор. Резко изменилось у них отношение к вчерашнему своему учителю. Неожиданно для себя они обнаружили, какой он мыслящий человек и оратор. – Профессор, можно ли привести на ваши лекции маму, она очень интересуется литературой! – спросил один студент. – Можно, – добродушно ответил профессор. – А я дедушку приведу, можно? – Можно... И последние три дня аудитория была переполнена мамами, дедушками, бабушками. Пришли даже несколько пап. Восторг и удивление росли с каждым днём. В конце недели профессор объявил: – В понедельник будете сдавать зачёты. Понедельник был тем днём, когда по плану завуча в классе Алексея Александровича должен был состояться прощальный праздник: учитель прощается со своим четвёртым классом, дети переходят в пятый, а учитель возвращается в первый. И начинается всё сначала. Алексей Александрович пошёл к директору. Тот обрадовался, увидев его. – Хотел позвать вас сам... Пожалуйста, послушайте мои вчерашние стихи. Он повлёк его к окну, достал из кармана лист, развернул его, отрешился от всего внешнего, погрузился в себя, и его правая рука начала обводить в воздухе поэтические абстракции. Он читал искусно и вдохновенно. Я никогда детей не унижал. Бесился и от ярости дрожал. Как возмущался! Как негодовал! Но повода для мести не давал. В порыве утверждения добра Вершил я суд, Как будто отобрал Права на то у Бога Самого, И удивляя, и смеша Его. Неважно, Кто патриций, Кто плебей, Неважно, Кто сильней, А кто слабей, И даже, Кто глупей, А кто умней, Прости, Не так уж важно это мне. Но зло, оно есть зло, Хоть ты умри, И подлость - подлость, Что ни говори. Не примириться с этим, Не принять, И не понять, И боли не унять. Вот только дети... Лгут. Но ты им верь, Как верят Небу, Солнцу И Траве. Спасибо, Господи, Что От злобы. Я детей не унижал. Он закончил чтение, но понадобилось минуты три, чтобы выйти из поэтического транса. Алексей Александрович был зачарован стихами. Был восхищён самим директором, глаза которого излучали любовь. – Вы истинный поэт... – сказал он со всей искренностью. На лице директора засветилась улыбка благодарности. – Я бы хотел издать сборник стихов, – сказал он с какой-то застенчивостью, даже чуть покраснел, – не согласились бы вы стать моим редактором? Алексей Александрович смутился: не ожидал такого лестного предложения. – Я же ещё студент... Вы прекрасный поэт... Хотите, я попрошу в университете своего профессора, он известный человек в литературных кругах... Директор прервал его: – Вы для меня есть известный профессор... Пусть сегодня вы студент, но придёт время, и я буду гордиться тем, что именно вы стали редактором моего первого сборника. Ну как, не откажете? – Нет, конечно... – сказал Алексей Александрович, а в душе подумал с грустью: «А что есть моё будущее?.. Нет его у меня». Момент был подходящий, и Алексей Александрович рассказал директору о своих профессиональных занятиях со студентами четвёртого курса и попросил принять зачёты. Директор посмотрел на него с изумлением. – Значит, вы в течение двух недель читали своим ученикам... – Студентам четвёртого курса... – вставил Алексей Александрович. Директор принял поправку. – Студентам четвёртого курса спецкурс по истории литературы в объёме тридцати или сорока часов... Так? – Именно так! – Как вам это пришло в голову?! – Они сами подсказали... – Как они могли такое подсказать?! – Почему же, они у меня развитые! – Скажите, что вы делали с классом эти три года ''. – Не знаю... Учил, воспитывал... Изумление директора переходило не в возмущение, а в восхищение. – Люблю таких учителей, как вы! – сказал он и похлопал его по плечу, – Хорошо, примем зачёты от ваших студентов. Только пригласим ещё одного литератора из старших классов... Слух о зачётах в тот же день облетел все кабинеты, коридоры, переходы школы. Учителя начальных классов сразу насторожились: что за инновация такая и почему новичок выпендривается! Завуч заволновалась. Ни разу не проверяла она уроки студента, в классе он мог натворить всё что угодно, он же не профессионал! Учителя старших классов иронически улыбались: мол, глупость читать ученикам четвёртого класса университетский курс! Но то, чем сами занимались в это время, они не считали глупостью: сосредоточенно и тщательно складывали цифры от двух до пяти, делили сумму и выводили среднеарифметические баллы своим ученикам. Завуч с двумя именитыми учителями начальных классов пришли к директору предупредить, что такого допускать нельзя. Лучше проверить, как студент справился с классом – срочно провести контрольные. И, вообще, от него, неспециалиста по начальным классам, лучше избавиться. Но директор стоял на своём: его доверие к Алексею Александровичу было выше всяких проверок и сомнений. Завуч с учителями вышли из кабинета директора недовольные. А сегодня уже день принятия зачётов. Студенты четвёртого курса столпились перед аудиторией и с волнением ждут вызова. Учителя, проходящие мимо, одаривают студентов насмешливыми улыбками. Над ними издеваются старшеклассники. В аудитории же идёт серьёзная университетская работа. После того как двое-трое студентов выдержали экзамены и ответили на коварные вопросы, члены комиссии переглянулись и произнесли короткое «м-даа». С лица учителя-литератора стёрлось недоверие, а лицо директора засияло. Зачёты постепенно перешли в волнующий праздник знаний. И когда из аудитории вышел последний студент, директор с некоей задумчивостью сказал двум своим коллегам – учителю литературы и Алексею Александровичу: – Выше всяких знаний есть любовь к знаниям. Дети полюбили литературу, значит, они не пропадут в жизни! Он пожал руку Алексею Александровичу и вышел из аудитории. Учитель литературы доброжелательно улыбнулся коллеге. – Вы – новатор, я стал вашим сторонником! Но учителя, которые проходили мимо аудитории, или те, которые бегали по этажам большой школы, вслух или про себя возмущались выходкой учителя начальных классов, а его эксперимент считали недоразумением. Так стал Алексей Александрович белой вороной среди учителей и так нажил он себе стаю неприятелей. * * * Но Алексей Александрович этим не был озабочен. Во-первых, он и не мог вообразить, какие именно трудности навлёк на себя. Во-вторых, впредь он не собирался оставаться в школе и, таким образом, эти возможные осложнения могли бесследно испариться. Три года учительской жизни оставили в нём любовь к детям, но никакую, хоть малейшую привязанность к этой профессии. Скорее наоборот. То, чему учили коллеги и на что они его настраивали, вызывало в нём уныние и жалость к учителям. Рутина – вот как он оценил школьную жизнь. Рутина и насилие. Было ещё одно слово, которым он мог бы оценить самую основу школы, но он тогда не пользовался этим словом, ибо его сознание не выходило за грани его же теории
о случайностях и хаосе. Слово это было – духовность, и словам «рутина» и «насилие» он мог бы предварить слово «бездуховность». Своё ближайшее будущее он видел далеко от школы. Потому в тот же день после зачётов он написал заявление об освобождении от учительской должности. Милый директор обиделся. Почему и зачем, спрашивал он, вы уходите из школы? Обещал, что будет поддерживать его педагогическое творчество. Сказал, что видит в нём талантливого учителя. – Нет, – настаивал Алексей Александрович, – школа – не моё дело... – Тогда вот что: я не наложу резолюцию на ваше заявление вплоть до начала будущего учебного года. На том и порешили. Но Алексей Александрович в своём воображении сжёг все мосты, которые могли привести его обратно в школу. Воспользовавшись свободой, он начал обходить редакции разных изданий и издательств, предлагая им свои услуги: корректора, корреспондента, стилиста, редактора, разносчика. По вечерам садился у компьютера и через интернет запрашивал справки о работе. Хотя эти хлопоты отнимали много времени и, казалось, у него не оставалось ни минуты, чтобы заняться чем-то другим, но это было не так. Внешние заботы не перекрывали внутреннюю озабоченность. Да, да, он был весьма и весьма озабочен. В одном журнале он вычитал, что слово «забота» означает: «за божественной тайной». Перед ним возникла тайна. Но может ли существовать какая-либо тайна, когда всё в мире строится на случайностях. Случайное стечение обстоятельств может принести случайное счастье, так же как и случайное горе. В это он верил. Но вот и объясни с помощью случайностей рождение в нём мысли о том, что мальчик, с которым он встретился в лесу, есть он сам, есть его живое детство! Такого ведь не может быть?! «Наверное, у меня сдвинулись мозги, вот и всё». Может быть, мальчик действительно похож на него внешне, когда он сам был таким же маленьким. Вот и совпадение. «А почему у тебя тоже заболело колено, когда он ушибся?» Задавал он этот вопрос самому себе и отвечал на него с лёгкостью и убедительно: «Это называется эмпатическим переживанием и известно всем психологам...» «Но сказал же тебе мальчик – «мы скоро увидимся»? Опять наивный вопрос. Ребёнок всё может сказать, но не всё будет правдой. Надо же было ему что-то сказать на прощание? Вместо «до свидания» он сказал: «Скоро увидимся». Может быть, увидимся, может быть – нет, будет решать случайность. Так разговаривая с самим собой, он обходил редакции и издательства. Затем шёл туда, куда вели ноги. А на этот раз они привели его на ту же последнюю остановку автобуса, где начинался лес. «Вроде я не собирался сегодня пойти в лес. Что мне тут надо?!» – удивился он. Тем не менее он зашёл в лес и нашёл то место, где встретился с мальчиком, и тот отговорил его сжечь записи, считая их важными для него. «А ведь он был прав! Они были для меня важны, пока я надеялся, что разберусь в себе», – подумал Алексей Александрович. По совету мальчика он спрятал тетрадь в ящик своего компьютерного столика. «Нет ли здесь мальчика случайно? – подумал он и добавил, – Это была бы слишком высокая случайность». Он вышел из леса и направился к остановке автобуса. И вдруг видит — подъезжает автобус, женщина помогает мальчику подняться. Он бежит, чтобы помочь мальчику не упасть, но падает сам и ударяется коленом об асфальт. Ему очень больно. Прохожие помогают ему встать. – Вы сломали ногу? Может, вызвать «Скорую»? – спрашивает прохожий и достаёт мобильник. – Спасибо, не надо! – говорит он. Преодолевает боль и идёт к остановке. Но останавливается на полпути. Решает поставить эксперимент. Возвращается обратно, входит в лес, потом выходит в город и идёт по тротуару. Приближается к тому же месту и твердит самому себе, что не упадёт. Но именно перед последним шагом он забывает об осторожности, ибо видит, как женщина помогает мальчику подняться в автобус. И он падает на асфальт. Опять острая боль в колене. Теперь уже другие прохожие помогают ему встать, сочувствуют, предлагают вызвать такси. Но он стоит с выражением глубокой озабоченности. Такое лицо может быть только у помешанного. Люди, которые окружили его, в спешке отходят. А к нему вновь возвращается мысль, которая видоизменяется в разных вариациях, чтобы выразиться точнее: «Я есть тот мальчик... В том мальчике нахожусь я сам... Я повторяю своё детство»... Он разводит руками и,
к удивлению прохожих, произносит с недоумением: – Я же не могу дважды родиться?! Утром ему позвонили из одного издательства и сообщили, что могут взять его на испытательный срок на должность корректора. Он явился в издательство немедленно. Ему сразу выдали приказ о назначении, оговорили о зарплате. Потом молодая женщина отвела его к рабочему столику, где стоял компьютер, и сказала: – Вот вам дискета с будущей книгой. Читайте прямо на компьютере и делайте правки. Работа срочная. Если будет что непонятно, обращайтесь ко мне. Она уселась за своим столиком у компьютера недалеко от него, у окна. В комнате их было трое: один пожилой человек, видимо, заведующий отделом, молодая женщина, может быть, редактор, и он сам. Он вставил дискету в компьютер и приступил к работе. Ошибок в тексте он обнаружил много, потому дело двигалось медленно. Но и книга увлекла его. Правда, она была не в его вкусе, точнее, таких философских книг он ещё не читал. Потому ему было трудно понять, что есть Дальние Миры, что есть Космическая связь, что есть Веление Космической Жизни, что есть Тонкий Мир, как может быть сердце свыше действующим органом. Но мудрость, которая струилась буквально с каждой строки, поражала его. Ему приходилось два-три раза перечитывать страницу, чтобы править и не упускать мудрость. Невольно запоминал фразы, которые в какой-то степени задевали его интересы. «Иди путём любви, иди путём труда, иди путём щита веры». Не о том ли Пути идёт речь, о котором говорил Конфуций? Нет, решил он, здесь, наверное, говорится о том пути, по которому можно найти свой Путь. «Иди сердцем и чаша путь утвердит». И он опять задумался. Какая чаша? Какой путь она утвердит? Как идти Сердцем? Ему показалось,
что во фразе «Иди Сердцем» подразумевается идея о случайностях: «Иди, как захочет Сердце, не думай ни о чём; что будет, то и будет», – так он истолковал мысль из книги. «Как это так?!» – удивился он, когда вычитал: «Приучайтесь ничему не поражаться и не удивляться». Как не поражаться и как не удивляться? Зачем же тогда человеку эти свойства? Но раз написано, значит, есть здесь какая-то мудрость. Действительно, заключил он, если всё строится на случайностях, то чему же тогда можно удивляться? Тому, что произошло счастливое стечение обстоятельств? Ни поражаться, ни удивляться такой
случайной обстановке, конечно, не нужно. Он старался по-своему толковать мысли, которые заставляли его отрываться от правки текста и задумываться. Но вовсе не предполагал, что философская основа книги этого не потерпит. В одном месте он споткнулся об эти мысли. В книге было написано о следующей истории: «Замок заблуждений» – так называются развалины в Курдистане. Говорят, что замок был построен по ошибке; место было выбрано по ошибке; владелец женился по ошибке; играл в кости по ошибке; заболел по ошибке и погиб по ошибке. Можно допустить лишь известное количество ошибок!» Ого, сказал он себе, а что есть тогда случайность? Если она есть проявление хаоса, то её тоже следует принимать за ошибку. И тогда что же получается? Владелец замка прожил всю свою жизнь случайно? Мудрость же в том, что можно допустить лишь известное количество случайностей, а дальше вступают в силу закон и порядок. Так ведь надо понимать? Он закрыл глаза и ушёл в мысли. Двести страниц заполнил он, вспоминая события своей жизни, чтобы докопаться до причин отчуждённости, ненужности и одиночества. Зачем ему эти причины, если их можно тоже считать случайностями? «Я работал с детьми, – думал он, – и я не был одинок. Но чувство одиночества всё же пожирало и пожирает меня. Дети любили меня, значит, я был им нужен. Но я не могу преодолеть в себе переживание ненужности. Я не отчуждён людьми. Ведь не хотел меня отпускать директор школы. Но чувство отчуждённости всё же не даёт мне покоя»... Мысли эти спотыкались о мысли, которые он вычитывал в книге. – Вам плохо? – услышал он голос молодой женщины. – Нет-нет, я просто задумался... – быстро возразил он. – Выпейте кофе, – и она поставила на столик чашку. Пожилой мужчина, видимо, ушёл. Алексей Александрович посмотрел на часы. Рабочее время кончилось. Но ему дали срочную работу. Как быть? Он вопросительно взглянул в сторону молодой женщины. Она собиралась уходить. – Вы можете остаться и ещё поработать, если хотите. Вахтёр сам закроет комнату. А мне пора. До свидания! – Спасибо за кофе... Женщина ушла. Он опять закрыл глаза. Мысли начали беспорядочно крутиться в его голове. Но в мысленном хаосе возникли чистые линии, они создали экран, и на нём начал проявляться образ женщины. Он вздрогнул. Нет, невозможно не поражаться и не удивляться тому, что он сейчас созерцает! Он видит перед собой молодую красивую женщину, которая только что ушла, ту самую женщину, которая есть мама мальчика, и того самого мальчика, который есть он! Ошибка ли это? Случайность ли? Или, может быть, всё это есть продукт больного воображения? Он мигом выскочил на улицу. Где она? В какую сторону ушла? И он побрёл туда, куда шли ноги. Продолжение следует. Л.В. Шапошникова Огненное творчество космической эволюции <…> Они пришли. Не по одиночке, как было 30 лет назад, а целым потоком. И отрицать это явление может только человек невежественный, с низким уровнем сознания. <…> Речь идет о появлении детей с новым сознанием или, как их называют еще, детей Света или индиго, по цвету ауры. Информация о них поступает к нам сейчас в основном из-за рубежа. Наши СМИ многое повторяют из зарубежных источников. При этом надо отметить, что Россия была первой, которая обозначила эту проблему, так же как она была первой в сложном процессе формирования нового космического мышления. В 2000 году Международный Центр Рерихов провел очередную Международную общественно-научную конференцию «Новая эпоха
– новый человек», где не только была рассмотрена проблема детей с новым сознанием, но к участию в этой конференции были приглашены дети – носители такого сознания. <...> Среди различных источников, освещающих в той или иной степени эту проблему, мы должны обратить, в первую очередь, внимание на Живую Этику, философию космической реальности, к которой непосредственное отношение имели наши великие соотечественники – Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи. Почему именно Живая Этика? Многое из высказываний детей нового сознания соотносится с ее положениями. Сама
эта философия содержит новую систему познания нового космического мышления, к которому, вне всякого сомнения, принадлежат эти удивительные дети. <…> В Живой Этике мы находим сведения о том, что наше время есть переходное к Новой эпохе, к Новому человеку, к новому сознанию и мышлению, к новой эволюции (от интеллекта к духовности), к новому эволюционному витку и «новому небу и новой земле». Это время авторы Живой Этики назвали «грозным и прекрасным». Согласно учению Живой Этики о космической эволюции, на Земле до нашего вида человечества
– Homo sapiens, или человека разумного, – существовало четыре вида человечества, сменявших друг друга. Наш вид – пятый. Живая Этика называет эти виды расами, не вкладывая в это понятие этнический смысл. Сейчас на смену нам идет шестой вид, или шестая раса. <…> Массовое явление детей нового сознания началось, по всем данным, в 1980-е годы, и мы оказались счастливыми свидетелями переломного момента космической эволюции человечества. На Землю пришли из беспредельного космического пространства мудрецы, великие ученые, выдающиеся философы, новые музыканты и новые художники, духовные учителя, подвижники, святые – словом, все те, которые в течение многих
веков и тысячелетий готовили изменения, происходящие сейчас в пространстве космической эволюции. Пришли те, которые, войдя в инволюцию, поведут человечество и планету к вершинам этой эволюции. Дети нового сознания подтверждают космические законы, о которых мы узнаем из Живой Этики. В их числе закон противоположения эволюции и инволюции, закон реинкарнации в течение эволюции, закон причинно-следственных связей и многие другие, которые до сих пор отрицаются традиционной наукой, но принимались в течение многих
веков метанаукой, пользовавшейся в познании духовным внутренним пространством человека. <…> Одной из важнейших особенностей детей индиго, детей Света являются те знания, с которыми они пришли на Землю. То, о чем они говорят, и то, что они сообщают, полностью укладывается в систему нового космического мышления, которое формируется на нашей планете. Причем становится ясным, что эти знания почерпнуты не из области эмпирической науки, а являются результатом метанауки, иначе говоря – знаниями
духовно-космического пространства. На это обстоятельство стоит обратить пристальное внимание. Каждое знание, несомое детьми нового сознания, имеет смысл и, возможно, пока неведомую нам цель. Проблема реинкарнации занимает в уникальной сумме их знаний важное место. Многие из них помнят не только свою предыдущую жизнь, но и многие прошлые жизни. Эти знания прошлого не надуманные или нафантазированные, а вполне реальные. Дети сообщают их в очень раннем возрасте с реалиями и подробностями, которые ни с какой стороны
не могли быть им известны на земном плане. <…> Согласно Живой Этике, наступающая Новая эпоха будет эпохой Сердца. Последнее же является хранилищем мудрости, которая столь необходима для сердечного познания окружающего мира. Среди книг Живой Этики есть книга, специально посвященная духовно-энергетическим моментам сердца, которая так и называется – «Сердце». Мудрость, проявляющаяся в человеке независимо от возраста, свидетельствует о
том, что он научился использовать сердце как пространство сознания и инструмент познания. Дети нового сознания, которым предстоит создать на Земле Новую эпоху – эпоху Сердца, естественно должны обладать мудростью и учить этому других. <…> У большинства таких детей присутствует склонность к миротворчеству. Они обладают развитым чувством собственного достоинства, и всякого рода элементы рабства, подхалимства и страха им не свойственны. У них очень развита внутренняя свобода, которая проявляется очень ярко во внешнем поведении. Стояние в очереди или в строю для них исключается. У них возникают проблемы с властью и различными устоявшимися системами,
смысла которых они не видят. Перечисленные качества свидетельствуют о высоком духовном развитии, независимом и творческом мышлении таких детей, однако сути этого феномена с точки зрения философской не объясняют. В литературе о детях нового сознания иногда встречаются попытки подобных объяснений, но они в большинстве своем скорее запутывают проблему, нежели ее проясняют. <…> <…> взгляды этих детей созвучны тому, что мы читаем в Живой Этике о Новом человеке, о Новой эпохе нашей планеты. Живой пример детей Света как бы проиллюстрировал энергетику и идеи Живой Этики и превратил их на наших глазах в действие нашей космической эволюции. Живая Этика – философское учение не только для нашего вида человечества, но и для уже пришедшего нового. Явление детей Света,
детей нового сознания, детей индиго, представителей шестой расы – живое доказательство актуальности, действенности и необходимости философии реального космоса. Оно снимает с Живой Этики печать «верю – не верю» и открывает Учению широкую дорогу не только в мир науки, обновляя ее, но и ко многим, кто соприкоснулся с детьми Света, но еще не понял или не захотел понять, кто они такие и в чем заключается их эволюционная миссия. Массовое явление детей нового сознания волей или неволей будет содействовать перестройке нашего мира и изменению нынешней цивилизации, и в первую очередь это должно отразиться на системе воспитания и образования, которые сейчас, как это ни прискорбно, переживают острые кризисные моменты. Именно дети Света сдвинут застоявшуюся систему с места и заставят нас мыслить и действовать по-другому. <…> Непонимание окружающих приводит к тому, что то, о чем дети сообщают, не вызывает никакого доверия, и чаще всего у самих ученых. Поэтому значительная часть информации, которой обладают эти дети, остается нереализованной. Homo sapiens оказался в переломный период космической эволюции явно не на высоте. Не проявив достаточного гостеприимства по отношению к детям нового сознания, человек разумный вместо сотрудничества
часто идет на конфликт с ними. В результате все актуальней становится защита детей Света от всяких нападок и невежественного непонимания. <…> В этой ситуации приходит на память библейская легенда о царе Ироде, который, узнав о рождении Иисуса, велел убивать младенцев в надежде на то, что маленький Иисус будет также убит. Этого, к счастью, не случилось, его сумели защитить. А защищаем ли мы детей, гибнущих от действий расчеловеченных родителей и прочих извергов? Ведь среди обычных детей могут оказаться и, безусловно, оказываются дети нового сознания,
на которых в России еще никто не обратил внимания. <…> Е.Н. Чернозёмова ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: <…> Проведение конференции стало необходимостью и потому, что появились не всегда качественные, подчас с дурной метафизикой и эзотерикой публикации о проблемах детства. Организуются клубы и семинары, предлагающие порой странные подходы для решения проблем, связанных с новыми детьми. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о подготовке специалистов, способных работать с новыми детьми по-новому.
<…> <…> в книгах Джен Тоубер и Ли Кэрролла к категории «индиго» относят детей самых разных групп: гиперактивных, аутичных, склонных к шизофрении, педагогически запущенных – словом, всех, с кем трудно, детей особых потребностей. К ним добавляются дети с необычными свойствами, носители нового сознания. Авторы книг считают, что помощь сегодня нужна всем детям, и эта позиция абсолютно
правильна и поддерживается нами. Но внутри этого общего вопроса существует другой, более острый вопрос о том, что на фоне в целом изменившейся массы детей появились особенные дети, проявляющие действительно новые качества: – Они рассказывают о прошлых жизнях, называют названия местностей, в которых жили, например, в Африке или Египте; рассказывают об орудиях труда, особенностях растений, которые их окружали. Это проверяемые сведения, которые подтверждаются. – Они обладают знаниями, которых им никто не давал, проявляя высоко структурированное сознание и способность к решению сложных проблем, при этом проявляя врожденное высокое чувство нравственности. При решении предлагаемых проблем они по существу проявляют метанаучный способ познания, синтезирующий опытное и интуитивное начала. К необходимости именно такого синтеза сегодня подходят современные ученые.
Именно такие ученые трудятся сегодня в Объединенном Научном Центре изучения проблем космического мышления. Новые дети приходят со сложившейся точкой зрения на то, как следует познавать мир, и демонстрируют необычайные возможности такого метода познания.<…> – Они рассказывают о прошлых жизнях, называют названия местностей, в которых жили, например, в Африке или Египте; рассказывают об орудиях труда, особенностях растений, которые их окружали. Это проверяемые сведения, которые подтверждаются. – Они обладают знаниями, которых им никто не давал, проявляя высоко структурированное сознание и способность к решению сложных проблем, при этом проявляя врожденное высокое чувство нравственности. При решении предлагаемых проблем они по существу проявляют метанаучный способ познания, синтезирующий опытное и интуитивное начала. К необходимости именно такого синтеза сегодня подходят современные ученые.
Именно такие ученые трудятся сегодня в Объединенном Научном Центре изучения проблем космического мышления. Новые дети приходят со сложившейся точкой зрения на то, как следует познавать мир, и демонстрируют необычайные возможности такого метода познания. <…> Положение новых детей в мире сегодня чрезвычайно сложно. В силу своей тонкости и особенностей психической организации они могут вступать в конфликт со школьным коллективом, проявляя непримиримость в отстаивании своей позиции, поскольку обладают обостренным чувством справедливости, но могут и уходить от конфликта, отказываясь посещать школу. <…> Одаренные дети легко усваивают и оперируют теми знаниями, которые им дают, и на их основе легко идут дальше; новые дети легко оперируют теми знаниями, которые им никто не давал, добывая их непонятным для нас способом. <…> 1. При всей открытости, мягкости и сердечности детей нового сознания невозможно заставить их делать то, что они не считают нужным или считают неприемлемым для себя. При возражении они всегда учитывают вашу точку зрения. Когда у них возникает потребность поступить по-своему, вы видите в их глазах сочувствие, они сожалеют о том, что вам придется из-за них пережить неприятные минуты. Такой уровень соучастия
и сострадания поражает. 2. Как правило, они проявляют свою творческую одаренность, охотно занимаясь живописью, рисованием, музыкой. При этом они не воспринимают себя как будущих художников и музыкантов, просто им легче вступать в контакт через сгармонизированный мир искусства, законы которого для них более приемлемы, чем негласно утвердившиеся законы социума, вроде принципа жестокосердия, приводящего якобы к успеху в мире жесткой
конкуренции. Чаще всего такие дети разносторонни и проявляют себя одновременно в нескольких областях творчества. Причем оттенки их дарований взаимно дополняют друг друга. В силу синтетичности их дара не представляется возможным и целесообразным исследовать их одаренность, дробя ее на различные виды. 3. Особое чувство справедливости не позволяет этим детям вести себя высокомерно по отношению к окружающим. Последнее замечание особенно важно в связи с мифологемами, которые складываются вокруг детей нового сознания. <…> В противовес предложенным западным подходам в вычленении качеств новых детей мы сформулировали те критерии, которые нам кажутся важными при выявлении носителей нового сознания: 1. Наличие альтруизма и самоотверженности как качеств развитого сердца и развитой природной нравственности в сочетании с развитым интеллектом, хорошо структурированным сознанием. 2. Поиск способа передачи своих знаний. Отказ общаться с теми, кто, по их мнению, не способен понять то, о чем они говорят. В ряде случаев нежелание говорить до трех лет, хотя к этому возрасту уже могут знать все буквы. 3. Стойкость, твердость характера. Способность в самых безысходных ситуациях найти силы для восстановления. Целеустремленность. 4. Целостность восприятия мира. 5. Светимость (рядом с ними чувствуешь себя легко). 6. Ощущение связи с Высшим. 7. Нацеленность на сотрудничество (иногда проявление самодостаточности). 8. Несогласие с негативным финалом, стремление исправить ситуацию, досказать сказку, дописать песню. 9. Одержимость свободой. 10. Искренность (проявленность «внутреннего ребенка»). 11. Обладание энергией, с которой порой не могут справиться. 12. Любовь к подвижности, предпочтение походов сидячим играм. 13. Обладание сверхчувствительностью, близкой к экстрасенсорике. 14. Стремление к созданию своего жизненного пространства. <…> С.Ю. Богословский ФЕНОМЕН ДЕТЕЙ НОВОГО СОЗНАНИЯ. <…> Говоря о новых детях, мы должны различать два аспекта новизны. Каждый ребенок нов. Каждый рожден для будущего. С этой точки зрения деление детей на «новых» и «старых» представляется не особенно удачным. В то же время «основной тон» нового поколения, заданный эволюционной волной, «звучит» с разной силой и полнотой в различных сознаниях. В этом
смысле «дети нового сознания» уже сегодня являют то, что станет общим достижением лишь через некоторый период времени, поэтому как вестники эволюции могут быть названы первыми и новыми. <…> Под одаренностью обычно понимают способность к выдающимся достижениям в какой-либо деятельности. Рабочая концепция одаренности, сформулированная в рамках федеральной целевой программы, определяет одаренность как «интегральное проявление различных способностей» и отмечает, что зачастую «отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта». В концепции выделяются виды одаренности,
проявляющиеся в деятельности практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовноценностной, которая означает «одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, в служении людям». <…>. Нам представляется необходимым дополнить представленный перечень одаренностью, которая в некотором роде является синтетической и обусловливает расцвет остальных. Это – сердечность, т.е. одаренность живым, утонченным, деятельным сердцем, рождающая самоотверженность, преданность, постоянство, устремленность, простоту, бесстрашие, зоркость… Сердечный человек использует все дары одаренности своего
сознания во благо, он всегда поможет, и вокруг него будет светло. Именно сердечность интегрирует и обращает различные способности в дар служения людям! Одновременно она является самой скромной и ненавязчивой одаренностью. Сердечноодаренных людей охотно используют, но редко признают их удивительный дар самым ярким и необходимым талантом. А ведь такие люди являются цементом мира! Как нужны программы воспитания, ориентированные на развитие сердечности! Ведь как знать, не является ли именно сердечность главным признаком
нового сознания? <…> Ведь сам принцип сердца не позволяет людям нового сознания оставаться в стороне от несправедливости, проходить мимо безобразия, искажения Истины. Подобное очищение насущно необходимо, но наивно полагать, что оно будет радостно принято всеми. Жизнь вестников Космической эволюции изобилует примерами изощренной травли, замалчивания, лишений. Испытания, через которые они проходили, было бы трудно выдержать
и обычному человеку, а ведь это были тонкие и восприимчивые люди! Исторический опыт свидетельствует: детям нового сознания придется нелегко, они будут нуждаться в нашей защите! Поддержка понадобится им и когда они станут взрослыми. Активное сотрудничество нужно и им, и нам. Человечество, как планетарное явление, едино, и появление все большего числа детей с активным и более сформированным душевным принципом предвещает период всеобщего активного развития душевности. Хотя, как и во всем, что касается сознания,
принятие этой прекрасной возможности зависит от личного выбора, ибо развитие сознания не терпит насилия. И все же наступающее время несет радостные возможности для каждого. Примем ли мы их, во многом зависит от сотрудничества нашего сознания с новыми идеями: ведь такое сотрудничество делает активным Принцип Красоты, оживляющий сердце! А.Е.Акимов ДЕТИ СВЕТА, УЧИТЕЛЯ СВЕТА <…> Дети Света рано взрослеют, если только понятие «взрослеют» к ним применимо. Более того, в отличие от одаренных детей, которые могут оперировать сложными категориями (однако только теми, каким их научили), дети Света пользуются категориями и высказывают суждения, которые, казалось бы, им неоткуда было узнать. И этот факт является принципиально важным, доказывающим, что дети Света
– это не просто одаренные дети, но это новое явление в человеческой среде. Не случайно Е.И. Рерих писала: «Наука может получить ценные данные от детей». <...> Однако, как это бывает довольно часто, общество и на Западе, и на Востоке оказалось не готово к появлению детей Света. Им изначально присущ более высокий по сравнению с обычными детьми уровень интеллекта, однако в детских садах и школах они должны находиться в группах детей своего возраста. Чужда им и среда взрослых, у большинства которых духовность и нравственность просто отсутствуют. Эти противоречия
часто являются причиной депрессий у детей Света, а иногда и склонности к суициду. Очевидно, что такое положение ненормально ни в педагогическом, ни в общественносоциальном смыслах. Одна из первых линий контакта, несомненно, лежит в русле педагогики.<...> Понимая, что основополагающими факторами жизнеспособности детей Света являются Духовность, Нравственность, Любовь, дети из школ Гуманной педагогики были бы наилучшей детской средой для детей Света, т.к. именно эти категории являются базовыми для учащихся таких школ. <...> Как предупреждала Е.И. Рерих, «теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель». Сам факт существования детей Света, по словам Е.И. Рерих, свидетельствует, что «загорается заря Новой Эпохи признания Духа». Дети Света, вероятно, и являются первыми лучами этой зари Новой Эпохи. <...> Складывается новая ситуация, когда образование и воспитание не могут оставаться такими, какими они были до сих пор. Знания, которыми обладают дети Света, значительно опережают содержание современных школьных учебников, в которых даже современный уровень науки и техники представлен очень слабо. <...> Есть еще одна проблема, связанная с детьми Света. Возможно, моя точка зрения на нее многим покажется радикальной и потому неприемлемой, но проблема действительно существует. Раз дети Света рождаются с уже готовым базисом истинных знаний (возможность этого можно показать на простых физических моделях) и в будущем таких детей станет подавляющее большинство, а затем будут рождаться только такие дети, то возникает
вопрос: «А есть ли будущее у педагогики?» У этой точки зрения есть веские возражения. Но не спешите делать выводы, мы заглядываем в слишком неизведанное и слишком далекое будущее. Важно осознать не просто необходимость обретения духовности, но и глубокое понимание того, что именно она должна стать доминантой внутреннего мира уже в детстве, сделаться главным ориентиром в отношении к жизни. Ведь в будущем невозможно представить никакой иной цивилизации, кроме духовной, но создавать ее нужно в настоящем. Сегодня, когда в большинстве школ, где о духовности не только не вспоминают, но
отсутствует само понимание духовности, по всей России создаются школы Гуманной педагогики, работают тысячи учителей, весь образ жизни которых, их духовный мир есть Мир Живой Этики. <…> Н.Л. Гиндилис Ценности современных старшеклассников и понятие «дети индиго» <…> В связи с проблемой детей индиго мне хотелось бы обозначить несколько вопросов. Вопервых, нет четкой дефиниции этого понятия. В первой посвященной этой теме книге «Дети Индиго» Ли Кэрролла и Джен Тоубер перечисление характеристик таких детей дается «через запятую» и носит эклектический характер. Большинство исследователей этой проблемы не выделяют стержневые
моменты, отличающие детей индиго от остальных, но называют самые разные качества, ряд из которых, по моему мнению, являются чертами, присущими современному поколению детей в целом. <...> Вовторых, надо четко разделить особенности, свойственные просто одаренным и творческим индивидуальностям и детям индиго. И тех и других, например, отличают такие качества, как пренебрежение правилами и образцами, потребность в возможности сделать выбор, настаивание на своем. Но ведь не все творческие дети – дети индиго. В-третьих, нельзя смешивать трудных детей и детей индиго. Очень часто в описаниях последних на передний план выступают трудности, связанные с их поведением, которое в некоторых случаях вообще проявляется как девиантное. <...> Мне представляется важным акцентировать именно те особенности новых детей, которые выделяют их среди современных: творческих, трудных и просто таких, которые ощущают себя иными, непохожими на остальных. Дети, чувствующие себя «белыми воронами», были всегда, но при этом далеко не всегда это были дети нового сознания. Для последних же, по моему мнению, определяющими качествами являются высокая
духовность и связь с тонким, Божественным миром. <...> Новые дети различаются между собой так же, как и все остальные дети: каждый из них обладает своей индивидуальностью. Я не призываю делать из них ангелочков, наделенных только положительными чертами. Вхождение в наш человеческий мир может привести к отчуждению, замкнутости, протесту и другим особенностям в их поведении. Мне импонирует точка зрения тех психологов и педагогов, которые считают, что своим трудным
поведением эти дети как бы ставят перед взрослыми зеркало, помогая им увидеть и осознать собственные проблемы, которые и провоцируют такое поведение детей. И все же, когда речь идет о детях нового сознания, главными должны выступать характеристики именно этого сознания, а не особенности их поведения. Франческа Барбагли Дети нового поколения: семя нового сознания Дети, носители нового сознания, приходят в мир с необыкновенным багажом, насыщенным тысячами возможностей: многие из них, словно философы, с пеленок задумываются над смыслом жизни или о том, как спасти планету. Иногда они – ученые, изобретатели или артисты с врожденным талантом. Однако наше общество, все еще опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей, которые могут привести
к кризису широко используемых методов воспитания. Эти особенные дети имеют энергетику и жизненную силу более высокого уровня по сравнению с теми, которыми обладают другие дети. Кроме того, они испытывают больше сложностей в создании отношений с окружающим миром. <...> Совсем не обязательно все дети такого типа успешны в школе. Напротив, школа может представлять для них экстремально тяжелое испытание. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. <...> В этих детях, возможно, с самого раннего детства очень активны уровни абстрактного, или интуитивного, ума, восприимчивого к более высоким идеалам, всегда сопутствующим человеку в разных культурах; им присущи ценности Прекрасного, Истины, Добра; концепция эволюции, понимаемая как восхождение от темноты к свету; модели прямых связей, групповой деятельности, братства, единодушия; служение как деятельность
направлено у них на демонстрацию этих магнитов в повседневной жизни с целью принести максимальное добро наибольшему количеству людей. Очевидно, что применяемое в столь широкой перспективе воспитание таких детей не может свестись только к совокупности мер и наставлений, направленных на содействие внедрению в социальный мир. Это, безусловно, одна из целей, но не единственная и не самая главная. Фундаментальной же целью является развитие сознания и более глубокое проявление способностей и качеств, носителями которых являются эти дети. <…> Л.В. Шапошникова: <…> Русский язык помогает понять многие слова, смысл которых забыт. В первую очередь, это слово «сознание». Сознание. Если человек знает русский язык, то, говоря сознание, он имеет в виду знание, которое соответствует еще чьемуто знанию, т.е. это не просто знание, это – сознание. Сознание заключает в себе, прежде всего сумму знаний. И если это сознание новое, то дети,
приходящие в наш мир, несут новое знание для нас. Поэтому раскрытие смысла понятия сознание объясняет выражение люди нового сознания. Второй момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, – это проблема энергетики. И дети нового сознания, и обычные дети бывают одаренными. Они могут стать музыкантами и художниками, писателями и поэтами – кем угодно. Но писатель или художник может быть с высоким уровнем энергетики, а может и с обычным. Дети, которых мы называем индиго, дети Света – это дети нового сознания, у них
новая энергетика, потому что ничего нового без новой энергетики и нового сознания возникнуть не может. И когда утверждают, что в этом мире ничего феноменального не произошло, а есть новая педагогика, то я хотела бы спросить: откуда же взялась новая педагогика, у которой нет никакого фундамента – ни энергетического, ни духовного? У детей нового сознания энергетика более высокого уровня (в своем докладе я говорила о новой энергетике, но не уверена, что на это обратили внимание), она заключает в себе более
высокую вибрацию, более высокую напряженность. Эта более высокая энергетика и есть причина всего того, что мы наблюдаем в детях нового сознания. Только она. И если мы, исследуя этих детей, не будем учитывать уровень их энергетики, то не получим ничего, кроме какихто более или менее интересных выводов. <...> Но следует отметить, что единого признака, отличающего детей нового сознания от обычных, нет, существует комплекс признаков. Назову некоторые из них. Когда говорят, что дети нового сознания мудры, то это относится к сердцу <...> Ибо мудрость познания – не в интеллекте. Интеллект работает, как компьютер – программу задали, и он работает (хотя это тоже важно). А вот объемное, более высокого измерения сознание и познание – это, конечно, сердце. Этот признак, который мы отмечаем у детей нового сознания, очень важен и необходим. Сердце,
конечно, есть и у обычных детей. Есть сердечные дети, но у них эта возможность открытого сердца еще не реализована. Она в потенциале, и от воспитания зависит, будет она развита или нет. А у детей с новым сознанием эта реализация уже произошла. Поэтому роль сердца как инструмента познания, роль сердца как одной из важнейших структур внутреннего мира, откуда это знание и идет, – очевидна. <...> Дети нового сознания несут в себе синтез, но они несут его не в коробочке, а в гармонии двух полушарий мозга, и такая гармония дает им возможность целостного подхода к миру, что крайне важно. Это отмечается и в их поведении, и в знаниях, и в действиях. Но проблема пока остается. Не думаю, что убедить можно сразу, но мы могли бы подумать об этом, поспорить, так как взаимодействие двух полушарий связано с
творчеством человека. А творчество детей с более высоким сознанием, новым сознанием, другим сознанием отличается от творчества детей обычных. По результатам творчества всегда можно определить, где какой ребенок. Делать это необходимо, но не для того, чтобы механически отделить одних от других, а чтобы понимать, с кем мы имеем дело, и четко уяснить, что собой представляет ребенок с новым сознанием и как с ним нужно обращаться. <...> И еще одно. Я опять обращаюсь к русскому языку. Когда мы говорим о процессе обучения, воспитания, мы употребляем два интересных слова: «образование» и «просвещение», и считаем, что это синонимы. Мы можем сказать: Министерство просвещения, Министерство образования, вкладывая в эти названия одинаковый смысл. На самом деле смысловая нагрузка слов совершенно разная. Когда мы говорим
«образование», мы подразумеваем процесс, который заставляет человека мыслить образами. Это очень важный процесс, творческий – образ. <...> Образование – это не просто обучение, это широкий, многомерный процесс. И только такое понимание образования может быть использовано применительно к детям высокого, нового сознания. Корень слова «просвещение» – свет, т.е. человека нужно просветить. Мало сказать ему: «Дважды два – четыре», нужно, чтобы он понял, что там, где он живет, есть Свет, который несет очень
многое и важное для его жизни, творчества, деятельности. <...> Нужно также подчеркнуть роль Учения Живой Этики в исследовании детей с новым сознанием – это методологическая основа исследования, потому что, во-первых, Живая Этика возникла несколько раньше, чем пришли эти дети. Произошло это в 20-е годы XX века, а первые дети нового сознания, согласно Живой Этике, начали появляться с 1944 года. Значит, за 20 лет до их появления Живая Этика уже говорила об этом.
Вовторых, все связанное с детьми нового сознания находится в пространстве нового космического мышления, а Живая Этика – это новая система нового космического мышления. Поэтому те, кто думает, что Живая Этика должна быть отвергнута (к сожалению, если традиционная наука чего-то не понимает, то отвергает), не правы. Повторю – Живая Этика есть основа исследования детей нового сознания. <...> Еще одно, о чем я хотела бы сказать и что тоже является проблемой, связанной с детьми нового сознания. В прозвучавших докладах очень мало и редко говорилось о проблеме культуры. А ведь культура – это основа всего, о чем мы сейчас говорим, потому что она есть энергетическое фундаментальное поле и главный устой культурнодуховной, космической эволюции человечества. Если не будет культуры, мы ничего
не сможем сделать. Мы даже не сможем сохранить этих детей, детей с новым сознанием, потому что не поймем это явление. К сожалению, уже не один десяток лет, а сейчас особенно, культуру топчут грязными сапогами. Поэтому проблема культуры, с моей точки зрения, очень тесно связана с проблемой охраны детей нового сознания. Н.В. Тютюгина Да, мы действительно живем в период, когда снова происходит массовое «избиение младенцев», связанное с тем, что приходят дети с особой миссией. Это дети шестой расы, дети нового сознания. Но как мне представляется, связь с Высшим началом делает их не настолько беззащитными, как может показаться. Более беззащитна почва, на которой должны взрасти эти новые розы. Н.Ю. Рекун Хочется, чтобы была издана какая-то общая книга, потому что книги «Дети Индиго» американских авторов мало, кроме того она местами не совсем в нужном русле освещает проблему новых детей. <...> там написано, например, о невероятном упрямстве этих детей, которые якобы готовы пробить лбом стену или даже убить человека, что совершенно искажает информацию о детях индиго. Я считаю, что учителям
и родителям, которые обратили внимание именно на это мнение американцев и руководствуются им в своем отношении к таким детям, надо дать правильную информацию. П.М. Журавихин На конференции 2000 года «Новая эпоха – новый человек» прозвучали такие слова: «Дети, которые идут, – это новая культурная элита человечества». Думаю, в дни нынешней конференции мы действительно увидели ее представителей. Эти дети и культура друг от друга неотъемлемы и это есть космическая эволюция, которая происходит именно в культурном поле. <...> Мы называем их «детьми индиго», «детьми нового сознания», «детьми Света», а свет – это тоже высокая энергетика, энергетика огня. Не случайно многие, кто общался с такими детьми, ощущают исходящее от них необыкновенное ощущение тепла и огромной любви. Уровень сознания этих детей проявляется в самом раннем возрасте, они философы, они мыслят высокими категориями, они
смотрят на процесс и сразу делают обобщения. И поэтому традиционные подходы к этим детям неприемлемы. <...> Мы – предшественники этих детей, они идут за нами, но они выше нас. Поэтому нам, взрослым, надо решить, в чем наша задача, наша цель, чем мы можем им помочь. <...> Да, они открыты миру, но не нужно думать, что у них, так сказать, розовая судьба. <...> нам приходилось общаться и с теми новыми детьми, которые по вине взрослых стали интровертами. Когда взрослые своим отношением травмируют их психику, они замыкаются и выражают свои мысли языком знаков и символов, в творчестве. И зачастую взрослые не могут понять того, что хотят сообщить эти дети, или понимают лишь
малую часть. Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на наиболее острый вопрос: не о том, что это за дети (наша конференция показала – это явление есть, его невозможно отрицать), а на защиту этих детей, способы их образования и воспитания. Публикации – Дети нового сознания: Материалы международной научно-общественной конференции. 2006 / Гл. ред. Т.О. Книжник. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2007. – 400 с. – Культура и время. – 2006. – № 4. 2007 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих. Все права защищены. * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: картина Лолы Лонли «Триптих Матери Мира». * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Картины Лолы Лонли Живопись Графика http://lolalonely.narod.ru/ * СЕДЬМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «В ЧАШЕ РЕБЕНКА СИЯЕТ ЗАРОДЫШ ЗЕРНА КУЛЬТУРЫ» Информационное письмо Совет Международного Центра Гуманной Педагогики приступил к подготовке Седьмых Международных Педагогических Чтений, тема которых была утверждена участниками Шестых Чтений: «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры». Чтения пройдут в Москве 9-10-11 января 2008 г. Ждем Вас на Чтениях. А Н К Е Т А УЧАСТНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ЧТЕНИЙ (doc) БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ КОСМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Основной целью Фонда является финансирование научных, культурных и образовательных программ Объединенного Научного Центра проблем Космического Мышления, связанных с исследованием, изучением и распространением идей космической философии и космического мышления. http://www.cosmic-found.ru/index.htm Электронная библиотека диссертаций. Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/ СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||