Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику 'Вся жизнь - ИГРА'


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику 'Вся жизнь - ИГРА'   43   2007-05-10 18:12

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены следующие материалы: советы родителям детских психологов Центра игры и игрушки МГППУ для родителей и специалистов «Ребенок и школа» и «Как выбрать игрушку?», а также смотрите раздел «Ссылки и новости» /ссылки новых тематических галерей живописи Детской студии «ЭХО»; о Научной сессии Психологического института Российской академии образования «Современные проблемы психологии развития человека» в рамках ежегодных Челпановских чтений, включая аннотацию программы «Философия для детей»; повторное объявление о XII Международном Рериховском педагогическом ФЕСТИВАЛЕ ИССКУСТВ «ОРФЕЙ-2007»(с 7 по 12 августа); новая книга «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь», Монина Г.Б., Лютова Е. - СПб.: Речь, 2007. - 184 с. /.

Ребенок и школа

            Для того, чтобы ребёнка при­няли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей труд­ной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность". Следовательно, нужно как можно раньше начать обу­чение. А поскольку самим учить некогда, да и непонятно как учить 3-летнего ребёнка, одна надежда на профессионалов, т.е. на детский сад. И родители ищут такой детский сад, в кото­ром как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, ри­торике, грамматике, математике и пр. За такой детский сад они готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ни­чего не жалко! И воспитатели в соответствии с законами рыноч­ной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родите­лю) и учат.

            В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных и призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, вос­питателей и даже психологов, работающих в детских садах. Дан­ная тенденция является не только неоправданной - ни с педаго­гической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последс­твия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, за­учив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года, или запомнив на занятиях названия предлогов (над, под, сверху и пр.) они не использует их в сво­их действиях. Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми штампами. Несмот­ря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дош­кольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной. Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они ­дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкно­венно важные возможности, которые открывает перед ними дош­кольное детство. 

            Дошкольный возраст является уникальным и решающим перио­дом развития ребёнка, когда возникают основы личности, склады­вается воля и произвольное поведение, активно развивается во­ображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ве­дущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, зак­лючается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжи­тельности) сюжетно-ролевые игры.        

            Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не мо­гут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинар­ным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. 

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исклю­чение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. 

            Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышле­ние, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преиму­щество игры перед любой другой детской деятельностью заключа­ется в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удо­вольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознан­ным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практи­чески единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать пра­вильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё пове­дение и свои желания с образом идеального взрос­лого или образом правильного поведения.

            А ведь именно это са­мостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладе­вают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативны­ми, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспо­сабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заклю­чается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

            А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведе­ние остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружа­ющих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует твор­ческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формиро­вания этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом воз­расте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

            Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готов­ности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьно­му обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. 

            Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.

/Центр игры и игрушки МГППУ для родителей и специалистов,

Советы родителям: http://www.psytoys.ru/index.php/item/370 /

Как выбрать игрушку?

Критерии отбора

            1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но — подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь — на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

            2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки — далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

            Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

            Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей игрушки.

            3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной — необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

            Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

            4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

            При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой — формируют его эстетический вкус.

            Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

            Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

        Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка. В этом году на страницах нашего журнала мы будем подробно рассказывать о различных типах игрушек, подходящих для детей разного возраста. Предметом специального рассмотрения будут вкладыши, пирамидки, кубики, машинки, куклы и другие виды детских забав. Мы постараемся показать их возможности, поможем отличить хорошие и не очень хорошие образцы каждого вида игрушечной продукции, и расскажем, как с их помощью можно развивать способности малыша.

/Центр игры и игрушки МГППУ для родителей и специалистов,

Советы родителям: http://psytoys.ru/p482.html /

Учимся играть

      Игра - это серьезно

        Игра - универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры  заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет  малыш  всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.

        Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра имеет развивающий эффект. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, происходит развитие способностей и формирование  личности  ребёнка-дошкольника.  Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

        Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра благоприятствует  физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра дает ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной для ребенка деятельности.

        Игры детей бывают разными. Среди всех игр малышей особое место занимают игры, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия  взрослых, которые он наблюдает  в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов. К таким сюжетным играм относятся, прежде всего, ролевая игра, режиссёрская игра и игра драматизация.  Предвестником творческой сюжетной игры является процессуальная игра детей раннего возраста. Очень важным и полезным видом игры являются  многочисленные игры с правилами, которые учат ребёнка владеть собой, согласовывать свои действия с партнёрами, соблюдать нормы поведения.  Кроме того, бывают дидактические игры, специально направленные на развитие разных способностей (внимания, восприятия, мышления, речи и пр.). На этой странице нашего сайта мы расскажем о разных видах игры ребёнка, о том, что они дают ребёнку и как  можно помочь ребёнку играть по-настоящему.

/Центр игры и игрушки МГППУ для родителей и специалистов,

Учимся играть:  http://www.psytoys.ru/p231.html /

К выпуску присоединен файл: работа «Сияющая» (Красненкова Аня, 12 лет) из цикла «Сновидения».

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЖИВОПИСЬ/ МУЗЫКА ВЕСНЫ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/006.php

ЖИВОПИСЬ/ ГРУСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/044.php

ЖИВОПИСЬ/ СОКРОВЕННОЕ /Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/053.php

ЖИВОПИСЬ/ СНОВИДЕНИЯ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/089.php

ЖИВОПИСЬ/ В РАЙСКОМ САДУ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/017.php

Философия для детей http://p4c.ru/

3 – 5 апреля 2007г.
в рамках ежегодных Челпановских чтений (Г.И.Челпанов – основатель первого в России психологического Института при Московском Императорском Университете, известный отечественный психолог) состоялась Научная сессия Психологического института Российской академии образования «Современные проблемы психологии развития человека».

Все научные подразделения (лаборатории) Психологического Института были представлены докладами о самых интересных, актуальных, репрезентативных исследовательских проектах.
В работе научной сессии приняли участие ведущие российские психологи: В.В.Рубцов, С.Б.Малых, Т.Д.Марцинковская, Л.Н.Эльконинова, Е.О.Смирнова, О.В.Лишин, Л.М.Митина, В.И.Панов, Е.Д.Божович, И.В.Дубровина, Ф.Е.Василюк, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б.Богоявленская.
Каждый доклад сопровождался выступлением оппонентов, своеобразным «мозговым штурмом», обсуждением результатов исследований, с фиксацией наиболее перспективных, востребованных практикой направлений дальнейшей исследовательской деятельности.
Творческий отчёт лаборатории «Новые технологии подготовки педагогических кадров» (заведующий лабораторией кандидат психологических наук, первый проректор Московского городского психолого-педагогического Университета Марголис А.А.) прошёл в форме доклада и прений по теме: «Сократический диалог как средство развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
С анализом доклада выступила кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического Университета А.А.Шведовская. 


Сократический диалог как средство развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
старший научный сотрудник ПИ РАО, доцент МГППУ Телегин М.В.

1. Деятельность нашей лаборатории подчиняется следующему кредо: для сохранения субъектности отечественной психологии, её конкурентоспособности, ведущих позиций в мире необходим творческий синтез идей и подходов отечественной психологии дореволюционного и советского периода времени.
2. Применительно к предмету исследования, указанный принцип реализовывался через постановку традиционной для отечественной дореволюционной психологии проблемы – проблемы «рождения души», «начального мировидения», «основ морально-нравственного сознания» ребёнка (Г.И.Челпанов, В.В.Зеньковский и др.) и попытки решения данной проблемы с позиций культурно-исторического, деятельностного подходов.
3. Основным материалом преимущественно наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются т.н. спонтанные понятия (Л.С.Выготский), понятия, базирующиеся на «формально-эмпирическом типе обобщений» (В.В.Давыдов). Психологическая природа житейских понятий хорошо изучена. Спонтанные понятия это представления разной степени сложности, психологически, субъективно соотнесённые ребёнком с тем или иным словом обыденного языка.
4. В языковой компетенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста широко представлены абстрактные слова обыденного языка. Абстрактные слова обыденного языка («добро», «счастье», «красота», «время», «дружба» и др.), это слова с «неясно выраженной предметной коннотацией» (Л.О.Чернейко), или «предельно обобщающие слова», как их называл А.Ф.Лосев. Дети употребляют абстрактные слова обыденного языка в их коммуникативной и сигнификативной функциях, следовательно, связывают с ними некое содержание, вкладывают некий смысл.
5. С другой стороны, абстрактные слова обыденного языка есть «материальный субстрат» любых культурных идеологических и мировоззренческих доктрин, религиозных, философских и научных «картин мира». На это обстоятельство прямо указывал выдающийся отечественный учёный А.Зиновьев. «Идеологическая клеточка есть сравнительно автономная совокупность слов» и связанных с ними идей, мыслей, представлений ( А.Зиновьев; 2005).
6. Абстрактные слова обыденного языка служат своеобразным психологическим «мостиком»,медиатором-посредником между сознанием детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и культурными, высшими формами мировоззрения воплощённым в религии, философии и искусстве.
7. Существует особый вид спонтанных понятий – спонтанные мировоззренческие представления, образы и представления разной степени сложности, связанные в сознании детей с абстрактными словами обыденного языка.
8. Спонтанные мировоззренческие представления: составляют «первый абрис детского мировоззрения» (Д.Б.Эльконин); являются «единицей», «клеточкой» становящегося мировоззрения; выполняют функцию «интеллектуального момента», «вклинивающегося» (Л.С.Выготский) между аффектом и поступком ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста; обеспечивают макроориентацию деятельности субъекта; опосредствуют моральное поведение.
9. Развитие смыслов и значений абстрактных слов обыденного языка и развитие мировоззрения мы рассматриваем как один и тот же процесс.
10. Нами разработан ряд методик, позволяющих экстериоризировать спонтанные мировоззренческие представления детей в вербальной и графической формах, проведено пилотажное исследование актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей, составлена научно обоснованная типология спонтанных мировоззренческих представлений.
11. С «абстрактными» словами обыденного языка дети 6 – 7-летнего возраста преимущественно связывают либо конкретные представления, либо общие представления, базирующиеся на обобщении формально-эмпирического типа (единственном несущественном, ситуативном признаке, или совокупности таких признаков, данных ребёнку вне соподчинения, рассматриваемых ребёнком как рядоположенные, бессистемно).
12. Особым, высшим типом спонтанных мировоззренческих представлений детей 6 – 7-летнего возраста являются не предпонятия, а «умные образы» В.В.Рубцов, «модельные» (Л.А.Венгер) мировоззренческие представления, в образно-символической форме отражающие существенные, содержательные признаки культурных философско-мировоззренческих понятий и категорий. Наличие таких умных образов в сознании 5% испытуемых подтверждает теоретическое положение, выдвинутое Л.С.Выготским, об отсутствии «непреодолимой границы» между мышлением в научных и спонтанных понятиях.
13. В соответствии с теориями деятельности и учебной деятельности, для развития спонтанных понятий необходимо «организовать совместную деятельность детей в формах изоморфичных действительному историческому процессу зарождения и развития изучаемой области высокой культуры», «в сокращённом, сжатом виде повторить, воспроизвести действительный исторический процесс зарождения и развития изучаемого знания».
14. В культуре разумно-рефлексивное мировоззрение существует в виде философских доктрин.
15. Генез и развитие мировоззренческих представлений, в качестве своего психолого-педагогического условия предполагает организацию и освоение детьми генетически исходной для философского знания деятельности – философствования. Классическим культурным образцом философствования мы считаем знаменитые сократические диалоги.
16. Под сократическим диалогом мы понимаем: диалоги Платона, в которых главным действующим лицом является Сократ; генетически исходную для философии форму взаимодействия людей, способ возникновения философского знания в борьбе с мифологической и религиозной картинами мира; форму взаимодействия людей по поводу постановки и создания вариантов преодоления философско-мировоззренческих проблем, характеризующуюся экстериоризацией спонтанных мировоззренческих представлений, их обменом, координацией, обобщением с последующей интериоризацией субъектами процесса и результата диалога, построением полноценных по содержанию философско-мировоззренческих представлений.
17. Нами созданы психологическая и педагогическая модели сократического диалога. Классический сократический диалог состоял из трёх этапов: постановки философско-мировоззренческой проблемы, создания философско-мировоззренческой проблемной ситуации; преодолении философско мировоззренческой проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога, с обязательной экстериоризацией спонтанных мировоззренческих представлений; создании «зоны ближайшего развития» для мировоззренческих представлений субъектов с применением методов деструктивной, конструктивной майевтики и агона.
18. Познавательные позиции, относительно содержания какого-либо «абстрактного» слова обыденного языка, формулируемые детьми в рамках собственных спонтанных мировоззренческих представлений, уже содержат различные ценности, базируются на различных процедурах мышления. Наличие нескольких конкурирующих познавательных перспектив в одной проблемной области служит психологическим условием, открывающим возможность организации сократических диалогов детей между собой и со взрослыми.
19. Экспериментальные исследования влияния сократического диалога на развитие мировоззренческих представлений детей, проведённые на базе Федеральной экспериментальной площадки (МДОУ «Гусельки» г.Сургут), Республиканской экспериментальной площадки (н/ш – д/с №16 «Золотинка» г.Якутск), Московской городской экспериментальной площадки (СОШ №996), Московской окружной экспериментальной площадки (СОШ № 1191), позволили верифицировать гипотезу, согласно которой в сократическом диалоге мировоззренческие представления детей развиваются по векторам: конкретность – обобщённость, неосознанность – осознание, монологизм (эгоцентризм) – диалогичность.
20. Сократический диалог выступает как средство противодействия массовой псевдокультуре, сохранения традиционных для русско-российской культуры ценностей, обеспечивая ребёнку подлинный выбор мировоззренческих, морально-нравственных ориентиров.

Философия для детей Исследования

http://p4c.ru/455

О философии для детей

Уважаемые педагоги и родители, предоставляем вашему вниманию образовательную программу «Философия для детей» («Воспитательный диалог»).

Одной из характерных особенностей данной программы является широкий диапазон применения, ибо ­ программа адресована детям от 5 – 18 лет, и может применятся в:  
-­ дошкольных образовательных учреждениях;
-­ общеобразовательных школах; 
- коррекционных учебных заведениях;
- ­при работе с одаренными детьми; 
- в ходе индивидуального и домашнего (гувернер или родители – ребенок) обучения;
- в­ дополнительном образовании (по месту жительства, отдыха детей). 

Максимальный эффект применения данной программы наблюдается при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (одно занятие в неделю; группы до 20 человек). 

Программа рекомендована Министерством Образования РФ (1997г.). Поддержана ЮНЕСКО. Распространена в 50 странах мира (США, Германия, Англия, Франция, Бразилия, Австралия), 10 лет в России. 

Программа "Философия для детей" обладает целостной педагогической технологией, а значит и  полным методическим обеспечением. Учащимся предоставляются учебники, стимульные проблемные мировоззренческие тексты, ­педагоги и родители получают подробное методическое руководство по организации каждого занятия, а
психологи обеспечиваются пакетами диагностических материалов.
Имеется собственная ­система подготовки кадров.

Философия для детей

Уважаемые родители, педагоги и психологи!

Психологический Институт Российской Академии Образования, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, представляют вашему вниманию рекомендованную Министерством Образования РФ, поддержанную ЮНЕСКО образовательную программу для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов «Философия для детей».

Программа «Философия для детей» - системный, научно-обоснованный, методически обеспеченный вариант ответа на ключевой для всего российского общества вопрос: «Как воспитывать ребенка в современном мире?», «Как найти, подобрать ключ к сердцу и уму подрастающего поколения?».

В отличии от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для детей» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся:
- формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения;
- создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества;
- выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире;
- помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет).
Занятия по программе «Философия для детей» осуществляется в форме особых мировоззренческих, философских диалогов. Историческим прототипом полноценных философско-мировоззренческих диалогов служат диалоги Сократа и Платона (сократические диалоги). Исходным материалом для организации учебных сократических диалогов являются уже имеющиеся у детей (спонтанные) мировоззренческие представления (представления, образы, смыслы, связанные в сознании учащихся с такими абстрактными словами языка, как «добро», «красота», «счастье» и т.д.). Развиваясь в диалоге спонтанные мировоззренческие представления становятся культурными, и в этом качестве опосредствуют, регулируют поведение детей.

«Философия для детей» - органичный сплав традиции и новаций. Великие философы, педагоги, писатели прошлого – Сократ и Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци, А.А.Перовский и В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский видели в беседах о справедливости, правде, счастье, долге, высоком предназначении человека, «чудесном устройстве мира», путь к созиданию души своих воспитанников. Теоретической базой для проектирования программы «Философия для детей» стали идеи и концепции замечательных отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова…
Программа «Философия для детей» имеет полный набор необходимых для целостной педагогической технологии компонентов: стимульные тексты для учащихся, методические руководства для учителей, пакеты диагностических методик, систем подготовки педагогических кадров.
«Философия для детей» - расширяющаяся, трансформирующаяся педагогика и практика: сеть школ и дошкольных учреждений, научные центры, сообщество исследователей, ученых и педагогов.
Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, подтвердили эффективность этой программы.

Приглашаем учителей, родителей и детей,

а также ученых и работников культуры принять участие

в XII Международном Рериховском педагогическом

ФЕСТИВАЛЕ ИССКУСТВ «ОРФЕЙ-2007»

(с 7 по 12 августа)

(ТЕМА: Искусство в школе и семье)

«Искусство озарит бесчисленные сердца новой любовью»

Николай Рерих

«Педагогика – первая и высшая из искусств»

Константин Ушинский

Новое время требует выявления нового космического мировоззрения. Только признав единство вселенского эволюционного пути человечества, можно увидеть, куда и зачем мы идем, и подсказать верный путь детям. Особая роль в этом отводится культуре, искусству и творчеству, как важнейше­му аспекту для пробуждения духа человеческого.

Фестиваль проводится в Черноморском курорте Сергеевка и в одном из древнейших го­родов Украины - Белгороде-Днестровском, Одесской области, отметившем свое 2500-летие.

Цели фестиваля:

1. Раскрытие основ Миропонимания Нового космического времени, как Педагогической концепции Новой школы, в свете Учения Живой Этики и Гуманной педагогики академика Шалвы Амонашвили. Утвердиться в том, что воспитание благородного человека на основах культуры, через осознание Красоты, - есть путь раскрытия сердца.

2. Утверждение педагогики, как искусства воспитания духовности. Формирование идей космиз­ма в воспитании и образовании.

3. Поиск новых форм организации досуга, с учетом эволюционной потребности.

4. Популяризация всех видов искусства в школе и семье в целях укрепления мира на Земле. Утверждение на Земле Прекрасного через творческое сотрудничество.

Фестиваль искусств «Орфей-2007» - это творческие мастерские по направлениям: музыка, литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, театр и «Перекресток» - наука и искусство; круглые столы, семинарские занятия, уроки на природе, концерты и выставки. А также: путешествия по лиману, экскурсии в Черноморскую жемчужину - Одессу, в древнейший город Украины - Белгород-Днестровский, отметивший свое 2500-летие, где можно увидеть хоро­шо сохранившуюся средневековую крепость и раскопки древней Тиры времени Александра Маке­донского. Встречи восхода солнца и ночные костры в степи, прогулки вдоль моря и по Тузловскому лесу, наблюдение и исследование звездного неба и путешествия во времени и пространстве (поэтические размышления, продолжение темы о звездных путешествиях).

Фестиваль искусств «Орфей» - это встреча единомышленников: беспокойных, горячих, устремленных в будущее людей, желающих частичку своего сердца отдать детям.

* Впервые планируется проведение круглого стола: «Живая этика – философия космической реальности»

Идея круглого стола – мысли из Учения ЖЭ:

1. Каждая книга Учения содержит внутреннее задание;

2. Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учению должна быть направлена к утверждению нравственных устоев.

В ФЕСТИВАЛЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:

Ученые, работники культуры, мастера и любители декоративно-прикладного искусства. Коллек­тивы детских домов творчества и другие. Учителя - новаторы и воспитатели, родители и дети, школь­ные и семейные самодеятельные творческие коллективы и исполнители. Юные художники и масте­ра искусств, - все кто поддерживает и признает Рериховские принципы «Мир через культуру», идеи Пакта Рериха и Лиги защиты Культуры, движения Гуманной педагогики, все, кому близки идеи един­ства общечеловеческой культуры и задачи преобразования человечества через духовность, твор­чество, красоту. Все, кто поддерживает идею воспитания человека средствами культуры и через осознание Красоты, кто хочет совместить свой летний отдых с интересными, насыщенными, увле­кательными и познавательными фестивальными программами.

Для участия в фестивале необходимо:

Подать заявку в Оргкомитет не позднее 1 июля 2007 г. (указать форму участия: фестивальный концерт, теоретический доклад, участие в семинарах и круглых столах, показательные занятия, мастер - класс, участия в выставках), сообщить о необходимых технических средствах.

Участникам научной конференции необходимо прислать тезисы докладов (не более одного машинописного листа, 12 кеглем, через 1,5 интервала, по электронному адресу, по теме фестиваля («Искусство в школе и семье»), включая размышления об искусстве педагогики и воспитании. Оргкомитет особое внимание уделяет темам творческого поиска организации досуга детей.

Участникам выставок профессиональных и юных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства указать количество картин (работ), название, размер, технику исполнения. Тема выставки юных и профессиональных художников, а также мастеров прикладного искусства: «В тридевятом царстве, в тридесятом госудерстве».

Творческим коллективам и исполнителям школьных и семейных творческих коллективов пре­доставить репертуар по жанрам: фольклор, народная и классическая музыка и танцы, хореография и пластика, вокальное, хоровое и камерное искусство, театр и цирковое искусство. Предоставить краткую справку о коллективе, исполнителе, руководителе. Место проживания, адрес, возраст, класс.

Сообщить об участии в других фестивалях и конкурсах.

Финансирование:

Регистрационный взнос - эквивалент семи у.е.

Оргкомитет окажет содействие в размещении. Предварительная цена на проживание от трех у.е.

Примечание:

Представители Оргкомитета встречают участников фестиваля в Одессе и оказывают содей­ствие по доставке к месту регистрации в фестивальном городке курорта Сергеевка.

Заезд и регистрация - 6 августа, отъезд -13 августа.

Наш адрес:

67700, ул. Лазо 8-42, Белгород-Днестровский, Одесской обл. Украины. Оргкомитет.

Председатель Кучеровский Валерий Андреевич.

Р/с 2600730101210 в Сбербанке 6707. Белгорода-Днестровского, Одесской обл., МФО388034, КОД 25430144, Культурно - педагогический Центр Белый Город, за участие в фестивале.

Тел: +380(4849) 2-41-10, моб. 8 (050) 13-65-389

e-mail:  orpheus18@rambler.ru  orpheus18@mail.ru

Оргкомитет

« Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь                           Монина Г.Б. Лютова Е. - СПб.: Речь, 2007. - 184 с.
Аннотация Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ.

Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.
Оглавление

Глава 1 Основные сведения о СДВГ

1.1. История вопроса

1.2. Распространенность заболевания 

1.3. Причины заболевания 

1.4. Признаки заболевания 

1.5. Диагностика СДВГ 

1.6. Основные подходы к лечению СДВГ

Глава 2. Психотерапия и психокоррекция детей с СДВГ 

2.1. Мультмодальный подход к решению проблем детей и подростков с СДВГ 

2.2. Выбор методов психокоррекции детей и подростков с СДВГ 
   Игровая психотерапия
   Песочная терапия 
   Арттерапия 
   Музыкотерапия 
   Нарративная психотерапия
   Бихевиоральная терапия 
   Гештальт-терапия
   Интегративная терапия 
   Семейная и родительская терапия 

Глава 3. Особенности обучения и воспитания детей и подростков с СДВГ 
3.1. Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ
   Что такое истинная индивидуализация 
   Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации. 

3.2. Специфика обучения учащихся c СДВГ  
   Повышение учебной мотивации.  
   Развитие познавательной сферы  
   Упражнение "Три канала"  
   Упражнение "Корректурная проба"  
   Упражнение "Заголовки"  
   Упражнение "Алгоритм"  
   Упражнение "Рефлексия" 
   Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю  
   Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности

3.3. Ребенок с СДВГ в детском дошкольном учреждении 

3.4. Общие принципы воспитания ребенка с СДВГ в семье 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ЛИТЕРАТУРА 

ПРИЛОЖЕНИЯ »
 

Сказки народов мира для вас и ваших детей! http://www.skazkihome.info/

СКАЗКИ МУДРЕЦОВ на Российском общеобразовательном портале: http://edu.of.ru/ezop/default.asp

Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании

http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное