Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТИНА ШКОЛЫ


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТИНА ШКОЛЫ   39   2007-02-05 17:59

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены следующие материалы: статья о Шестых Международных Педагогических Чтениях в Москве «Гуманная Педагогика: Истина Школы», продолжение работы Шалвы Александровича Амонашвили «Истина Школы» и его сказочка для детей и взрослых «Моя Звездочка», а также смотрите раздел «Ссылки и новости»/фото-отчет с Чтений и другие/.

Гуманная Педагогика: Истина Школы

 

При Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха в качестве общественного подразделения создан и развивает свою деятельность Международный Центр Гуманной Педагогики. Центр сотрудничает с педагогами-новаторами России и других стран, ежегодно проводит представительные педагогические форумы.

С 9 по 11 января 2007 года в Московском Доме Учителя прошли шестые Международные Педагогические Чтения, которые были посвящены теме «Гуманная Педагогика: Истина Школы».

Организаторами Чтений выступили: Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Московский Городской Педагогический Университет, Московский городской Дом учителя; поддержку оказали Российская Академия Образования, Международная Лига Защиты Культуры, Ассоциация Творческих Учителей России.

Как всегда, вдохновителем этого педагогического форума стал Шалва Александрович Амонашвили, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГПУ. Он стал прямым продолжателем дела основоположников гуманно-личностной педагогики, принципы которой сформировались в России трудами выдающихся учителей П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Главный из этих принципов – воспитывать, образовывать ребенка на духовно-нравственных началах.

Сегодня становится все более очевидным, что беды нашего образования и сложности его обновления связаны не столько с материальными аспектами, сколько с бездуховностью и авторитаризмом, которые насаждались в школе десятилетиями. Педагогическое мышление, утверждает Ш.А.Амонашвили, сковано материалистической трехмерностью, отсюда и авторитарная педагогическая практика, которая губит образовательный мир. Освободить сознание от этих оков, расширить его принятием четвертого, самого возвышенного измерения, которое называется духовностью, и есть задача гуманной педагогики.

На протяжении многих лет Ш.А. Амонашвили все свои силы и таланты направляет на гуманизацию образовательного процесса и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников.

На шестые Международные Педагогические Чтения собрались ученые, учителя, сотрудники музеев, работники образования, деятели культуры, представители общественных организаций, родители из стран СНГ, Балтии и многих регионов России – всего более шестисот человек. Организаторы Чтений определили задачу этого форума: осмыслить истинное предназначение Школы и наметить пути ее развития на основе идей гуманной педагогики.

В своем докладе Ш.А. Амонашвили отметил, что школа должна быть не только храмом знания, но и мастерской человечности, очагом культуры, сеятельницей доброго и прекрасного. Именно в этом заключается цель творческой деятельности учителей. Сегодняшний кризис школы связан с отсутствием единого понимания цели образовательного процесса. Цель гуманной педагогики – воспитание Благородного Человека – призвана объединить всех учителей в осознании своего высокого предназначения. Гуманность мышления учителя, его любовь и вера в ребенка, развитие интеллекта и духовной культуры помогут в столь сложное время глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь это богатство.

«В чем Истина Школы?» – такой вопрос поставил перед участниками Чтений Ш.А. Амонашвили и предложил вместе найти ответ. Как и любая великая истина, Истина Школы многогранна. Она и в духовном, и в культурном развитии ребенка, в гуманном образовании, и в личности педагога, его устремленности к красоте и совершенству. Участники Чтений, среди которых были представители Центров и Лабораторий Гуманной Педагогики из 164 городов РФ, предлагали разные взгляды на истину школы, делились бесценным опытом, результатами своего творческого труда.

Работа Чтений проводилась в форме нескольких Круглых столов, темы которых были обозначены так: «Школа – врата в Будущее», «Школа – Храм гуманности», «Школа – хранительница национального духа и культуры», «Защита и спасение детей – Истина Школы». Дискуссии и обсуждения проходили в атмосфере, которую можно обозначить формулой «Утверждающий – богат, отрицающий – беден». Именно этот творческий настрой, атмосфера доброжелательности и сотрудничества с каждым годом привлекают к Чтениям все большее число участников. Выступавший на открытии Чтений член-корреспондент РАО М.В. Богуславский выразил, пожалуй, мнение всех собравшихся: «В повседневной работе идет накопление опыта, но только здесь, на Чтениях происходит возвышение смысла всей нашей педагогической деятельности». Закрывая Шестые Международные Педагогические Чтения, Ш.А. Амонашвили обозначил тему седьмых Чтений: «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» и пожелал всем участникам новых творческих нахождений, которые на следующей встрече, через год, смогут обогатить педагогическое сообщество и помогут школе подняться до ее истинного предназначения. /смотри фото на http://www.museum.ru/N29638 /

© Интернет-портал «Музеи России». 18.01.2007 г.

Шалва АМОНАШВИЛИ: Истина Школы

 Продолжение.

В школах сокращается количество классов, говорят — снижается рождаемость. А в стране бомжуют два миллиона детей! Кто-то поправит меня: не два, а восемь! Но мне больно в это верить.

Может быть, подождем, когда группа террористов захватит в заложники хотя бы десять из них, чтобы всем миром проявить к ним милосердие?

Два миллиона детей-бомжей!

Разве они не заложники?

Но где террористы, которые превратили их в заложников?

Где армия спасения этих детей?

Террористов не видно — они чинные люди.

А армия спасения дорого обойдется.

И мы тоже, оказывается, ограничены духом: чем больше детей в беде, тем у нас меньше горя.

Вот какое безбожие и бездуховность! Горе настоящее! * * * Жила-была Истина Школы. Чистая, полная, Богом сотворенная. Она обслуживала школы всех планет Вселенной и всюду несла Божью Мудрость. «Помогу землянам», — сказала она и спустилась на планету Земля. Прилетела к директору первой земной школы с надеждой, что ей порадуются. — У меня мало времени, — предупредил директор, — скажите коротко, что вам надо? Он был погружен в бумаги и не взглянул на Истину, ее обаяние не задело его. — Я — Истина Школы, примите меня... Но директор грубо оборвал ее. — Какая еще Истина...У нас тут своя истина! — загремел он и, не поднимая головы, указал Истине на дверь. Огорчилась Истина. Не ожидала такого. Полетела она к директору второй земной школы. Тот мельком взглянул на нее, ибо остановить взор на ней не смог. — Что вам нужно? — спросил он подозрительно. — Я — Истина Школы, примите меня! — попросила она умоляюще. — Я могу... — Истина Школы?! Впервые слышу о такой профессии... Какое у вас образование? Какой опыт? Хулиганов держать в руках умеете? — Но я же Истина, во мне опыт миллионов лет... Берите мою мудрость... — Знаю вашу мудрость, — перебил директор раздраженно, — любить детей, ведь так? Истина кивнула головой: — Так, но... Быть к ним справедливыми, не так ли? — Так, но... — Какое еще «но»! Воспитывать их гуманно, так ведь? — Так, но... — проговорила Истина смущенно. Она хотела сказать: «Так, но нужна вера в Творца». — Директор не дал ей высказаться. — Поработайте с вашей мудростью где-нибудь в другом месте, приходите потом, может, примем! И разговор закончился, директор спешил на совещание «Борьба против того, чего хотят ученики». Обиделась Истина. Прилетела она к директору третьей земной школы. — Я — Истина Школы!.. Примите меня!.. Директор готовил отчет для аттестации школы. — И чего нам от вас ждать? Он посмотрел на нее и почему-то покраснел. Истина произнесла все святые слова и закончила: — Бог...Вера...Гуманность... Директор хитро прищурил глаза, задумался. Потом приказал: — Пиши заявление! Счастливая Истина тут же написала заявление. Директор наложил резолюцию и вызвал заместителя по хозяйственной части. — Выполняй! — приказал ему и передал заявление. Заместитель по хозяйству забрал Истину, поместил ее в большую красивую рамку и вывесил на стене на самом видном месте. Приходили родители, знакомились с Истиной Школы. — Мда... — говорили они и отдавали своих детей в эту школу. Приходили проверяющие, читали и перечитывали Истину Школы, вывешенную на стене. — Мда... — говорили они задумчиво. И писали о школе хвалебные слова. То и дело подходили к вывеске учителя, грустно глядели на Истину. — Ну и ну!- проговаривали они смущенно и отходили. Однажды заметили Истину Школы дети. — Какая красота! — восхитились они. — Как было бы здорово, если бы у нас все было бы таким, как она! И только их чуткое сердце и тонкое зрение увидели, что Истина плачет. — Ей здесь плохо... — сказали они. — Давайте отпустим ее на волю, раз в нашей школе ей грустно... Может быть, найдет другую школу, где ей будет хорошо! Они сняли со стены раму, разбили стекло и сказали Истине: — Лети... Если не нам, может быть, достанешься другим! Истина полетела к директору четвертой земной школы. А директор третьей школы объявил вознаграждение тому, кто выдаст правонарушителя, сорвавшего со стены собственность школы, а самому правонарушителю обещал строгое наказание. Истина Школы в это время сидела уже в приемной директора седьмой земной школы. Предстанет она наконец перед ним, произнесет все святые слова и закончит: «Бог...Вера...Вера в Творца...» Однако поймет ли директор, что незримое присутствие Бога в духовной сущности образования есть Истина Школы? Или же посадит он эту Истину в клетку как экзотическую птичку и передаст в кабинет биологии, чтобы ученики любовались ее красотою? Истина в приемной, но директор не спешит ее принимать, он пока занят. * * * Но это же седьмая земная Школа! Директор этой школы, стало быть, иной мыслитель. Сам ищет Истину. И вдруг она озаряет его сердце, его разум. Он сперва растерян. Потом сосредоточивается. Перебирает каждое слово Истины, задумывается над каждым святым словом. Потом раскаивается. Потом собирает в себе все свое мужество, волю, все свои духовные силы и устремляется к свершению Истины Школы. Где завучи? Соберите всех учителей! Соберите всех учеников — всех, всех! Соберите всех родителей! Поймите Истину Школы! Начнем жить в Истине Школы! Кто порадовался и остался рядом с директором. Кто возмутился и покинул его. Может быть, станет врагом. Кто не понял, но чувствознание подсказало: будь рядом! А ученики — все, все, все — восхитились красотой Истины и мужеством директора. Истина сложила в Школе Педагогический Ансамбль. Начались репетиции. Приходите через семь лет — на торжества Истины Школы! * * * Друзья Школы! Поможем Родной Школе! Надо, чтобы в ней воцарилась гуманность, а господствует пока авторитарность. Что есть гуманность? Открываю томик мэтра мировой педагогики, из серии Антологии Гуманной Педагогики. Там я нахожу мудрое наставление. «Нам кажется, — скромно размышляет Константин Дмитриевич Ушинский, — что под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие». Значит, человек гуманный — это не просто человек добрый, человечный, справедливый и тому подобное. Все эти свойства есть проявление его сути, а не сама суть. А суть в том, что «хумен» означает: смертный, познающий в себе бессмертие; смертный, ищущий в себе связь с Всевышним. Этот поиск, этот процесс познания и есть развитие духа, есть духовность, духовная жизнь. Человек, ищущий в себе Бога, познающий свою бессмертную сущность, проявляет это в том, что любит, творит добро, познает мир и людей, все вокруг, он человечен, справедлив. И учится этому, делая все это сознательно, целенаправленно, искренне. Тем самым утончает, совершенствует, развивает свой дух, становится свободным, внутренне богатым и творит свою духовную жизнь. Устремленность к постижению воли духа уже есть духовность, есть вера в Бога. Может ли он творить зло? Нет, не может, ибо оборвется нить с Высшим. Если образование будет наполнено смыслом дать ученикам путь к самопознанию, к постижению в себе Истины, каким будет это образование? Будет гуманным. Оно и устремит их к творению добра, и научит, как это делать, научит добромыслию, доброречию, будет взращивать в них любовь. Это будет гуманным образованием. Оно будет гуманным еще и потому, что подход к ребенку станет сущностносообразным, личностносообразным. Гуманный образовательный процесс не может пользоваться насильственными мерами. Мэтр педагогики объясняет: «Все школьное учение и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом. В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу сгладятся. Это, так сказать, гигиеническое влияние школы действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Оно гораздо важнее того патологического влияния, которое оказывает школа поощрениями, наказаниями и моральными наставлениями». * * * Не могу оторваться от страниц книги, где Учитель учителей размышляет о поощрениях и наказаниях. Вечный спор педагогики, вечный, потому что авторитарная педагогическая мысль не может представить себе образовательный процесс без поощрения и без наказания, а гуманная мысль не может привыкнуть к этим насильственным способам. Выписываю постулаты Учителя: — Поощрения и наказания уже не безвредные средства, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. — Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше. В чем дело, Учитель? Почему эти ядовитые средства иногда необходимы? Когда это — иногда, и каковы причины этого иногда? Константин Дмитриевич успокаивает меня следующими своими размышлениями: — И пусть педагог не забывает, что если поощрения и наказания остаются и до сих пор необходимы для детей, то это показывает только несовершенство искусства воспитания. А если искусство воспитания и обучения будет совершенно? Ясно, тогда отпадет необходимость в этих «лекарствах». И если кто из учителей и воспитателей достиг в себе совершенства, то для него эти авторитарные средства станут немыслимыми. Продолжаю выписывать постулаты. — Лечат только больного. — Но, к несчастью, в наше время болезни нравственные весьма обыкновенная вещь, а наше домашнее воспитание и устройство школ таковы, что не только не уничтожают зачатки нравственных болезней, но часто развивают их с ужасающей быстротой и силой, так что для излечения их приходится прибегать к ядам, вытесняющим одну болезнь и поселяющим на ее месте другую. — Таковы все наказания и поощрения, действующие сильно на детское самолюбие, а также основывающиеся на одном страхе, чувстве боли и т.п. — Много говорили у нас о том, чтобы выгнать все наказания из школы, но рациональнее было бы требовать такого устройства школ, при котором награды и наказания сделались бы ненужными. «Такое обустройство школ» — иначе, гуманное обустройство! — Моральные сентенции едва ли даже не хуже наказаний; приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков. * * * Вот еще страницы, которые указывают нам путь утверждения гуманности в образовании. Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков и так называемых гуманитарных наук, но еще гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, литературой, природой. Только надо, чтобы они давали пищу духу, которая развивает и укрепляет его. Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие будет заключаться собственно не в различии наук, но в различии способа их изучения. Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку. И наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным. В гуманно-образовательном влиянии учения надобно отличать собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учения. Уничтожьте школьную скуку — и вся смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой. Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.

© «Учительская газета» №23 (10104) / 2006-06-06
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2043

ШАЛВА АМОНАШВИЛИ

Моя Звездочка
Сказочка для детей и взрослых

Мальчик очень любил смотреть на звезды. Вечером, когда мама, пожелав ему спокойной ночи, гасила свет и закрывала дверь в его комнате, Мальчик лежал и смотрел в окно. В ясную погоду на небе вспыхивало множество ярких звезд - большие и поменьше. Они сияли поодиночке и соединялись в созвездия. Та Звездочка, которую Мальчик видел в окне, была одна, и Мальчику казалось, что ей одиноко, как иногда бывает одиноко ему. И он стал мечтать, как он подружится со Звездочкой, и они будут играть вместе и как им будет весело. С этими мыслями он засыпал, и однажды ему приснился сон, что Звездочка говорит с ним:

- Лети ко мне, Мальчик, хочешь, я покажу тебе звездные миры?

- Хочу, - ответил Мальчик и в ту же секунду почувствовал, что летит к Звездочке. Сначала Мальчик испугался, вдруг он заблудится и не вернется к маме, но Звездочка, будто читая его мысли, сказала:

- Не бойся, Мальчик, я с тобой! Мальчик сразу успокоился и стал смотреть по сторонам. Какое огромное небо открылось ему! На небе сверкали и переливались миллиарды ярких звезд! А где же моя Звездочка, как теперь я найду ее? И тут он увидел тонкий лучик серебряного света, который протянулся от одной звезды и коснулся его.

- Я с тобой, - снова сказала Звездочка, и Мальчик почувствовал в груди тепло.

- Мой серебряный лучик будет сопровождать тебя по бескрайним просторам Космоса, и ты не потеряешься, - сказала Звездочка. - Вот Млечный Путь - это ваша Галактика - пять миллиардов звезд, закрученных в гигантскую спираль, которую вы видите сбоку: Вот «ковш» Большой Медведицы, недалеко Полярная звезда - помощница путешественников. Это самая старая часть Вселенной. А это созвездие Орион. Здесь образуются новые галактики. Своеобразный детский сад для звезд. - А теперь оглянись на Землю.

Мальчик оглянулся и увидел свою Землю: какой маленькой она кажется из Космоса! Земля была голубой, сквозь пелену облаков просматривались материки и океаны. «Наверное, так видят Землю космонавты», - подумал Мальчик. А солнце, наоборот, стало казаться больше и ярче. И тут Мальчик услышал голос Звездочки:

- Тебе пора возвращаться, до свидания!

По серебряному лучику Мальчик быстро полетел к Земле.

- Вставай, сынок, уже утро, - это мама будила его. Было совсем светло. Мальчик вспомнил о своем чудесном сне, так похожем на явь, и вдруг почувствовал в груди тепло:

- Серебряный лучик, ты со мной?

Весь день Мальчику было хорошо. Вечером он рано пошел спать, лег и стал смотреть в окно, но небо было в тучах и звезд не было. Свою Звездочку Мальчик увидел только через неделю. Он обрадовался ей и стал мысленно разговаривать с ней:

- Мне было так грустно без тебя!

И ему показалось, что Звездочка отвечает:

- Ты не должен грустить, если не видишь меня, с тобой всегда будет мой серебряный лучик, береги его!

- Как же мне беречь серебряный лучик? - спросил Мальчик.

- Не обманывай и не предавай никого, не будь груб и помогай слабым, - ответила Звездочка, - и серебряный лучик будет всегда с тобой!

Раньше Мальчик жил, не задумываясь, как он живет, не замечал, как разговаривает с мамой, бабушкой, братом, с друзьями. Теперь стал смотреть на себя как бы со стороны и следить за своими словами и поступками.

Газета "Содружество", № 10, апрель - июнь 2003 г.

К выпуску присоединены: картина С.Н.Рериха «Мы сами строим свои тюрьмы».     

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЖИВОПИСЬ / ЗИМНЯЯ СКАЗКА: Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/063.php

17 Января 2007 09:58

Представители Фонда «Украина 3000» приняли участие в Международных педагогических чтениях «Гуманная педагогика: Истина школы», которые состоялись в Москве

11 января 2007 года представители Международного благотворительного фонда «Украина 3000» приняли участие в ежегодных Международных педагогических чтениях «Гуманная педагогика: Истина школы», которые состоялись в Москве. Руководитель направления «Завтра» Ольга Коваленко и директор Открытой педагогической школы г. Киева Сергей Ветров стали участниками мероприятия по приглашению выдающегося педагога, руководителя Международного Центра гуманной педагогики, академика Шалвы Амонашвили.

Ольга Коваленко и Сергей Ветров провели многочисленные встречи с педагогами разных стран мира, во время которых налажены плодотворные связи в сфере развития педагогики сотворчества будущего. Также начат подготовительный процесс по обмену опытом в сфере тьюторства.

Представители Международного благотворительного Фонда «Украины 3000» передали предложения относительно сотрудничества в сфере образования будущего президенту Русской академии наук Николаю Никандрову.

Кроме того, Ольга Коваленко и Сергей Ветров проинформировали международное сообщество об ожидаемой деятельности Форума «Возрождение, обновление и развитие человека», посвященного образованию и воспитанию личности.

/подборка фото на странице/ http://www.ukraine3000.org.ua/print/tomorrow/tomnews/5734.html

ПЕДАГОГИКА * проект «СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ» : http://www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/pedagog.htm

Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании

http://www.day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/index.htm

Научно-просветительский педагогический журнал – Интернет-версия

ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ

http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное