Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику АУТИЗМ ИЛИ СДВГ


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику АУТИЗМ ИЛИ СДВГ   26   2006-06-20 19:09:30

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Четвертая летняя сессия Открытой педагогической школы пройдет с 01 по 05 июля этого года в санатории «Победа» в Ворзеле (под Киевом).  Программа и условия участия опубликованы на украинском языке в разделе новости и ссылки в конце выпуска. Как уже сообщалось ранее, 5 мая этого года по инициативе ОПШ состоялась рабочая встреча Ш.А.Амонашвили с представителями регионов, учителями, методистами, преподавателями ВУЗов, психологами, которые активно работают по системе гуманной педагогики. 35 специалистов из 14 областей Украины обменялись информацией и приняли решение о создании Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии. Этот же вопрос обсуждался во время встречи 05.05.06 г. Ш.А.Амонашвили с академиками АПН Украины А.И.Ляшенко и С.Д.Максименко. Во время работы летней сессии ОПШ будут обсуждены цели и задачи Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии. Приглашаются все, кто имеет желание принять активное участие в работе Центра, а также представители регионов, заинтересованные в организации у себя мастер-класса Ш.А.Амонашвили, на летнюю сессию ОПШ.

В данном выпуске речь идет об „Аутизме или синдроме СДВГ”. После статьи приведен обмен мнениями по поводу рита лина. В конце выпуска продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о сути шестой буквицы Глаголь, во вложении смотрите файл с ее изначальным изображением. В следующем выпуске тезисы выступлений Ш. А. Амонашвили и других активных участников развития гуманной педагогики в Украине.

Аутизм или СДВГ?
"Психолог в детском саду сказала, что у него аутизм, и он социально неадаптирован! - молодой папа был не на шутку встревожен. - Мы ходим в этот садик уже месяц, а вчера нас вызвали для беседы и сказали, что сын - аутист!"
Как могла, я постаралась успокоить взволнованного родителя. Во-первых, сказала я, если вы уже месяц ходите в садик, то это точно не аутизм.
Во-вторых, прежде чем ставить такие серьёзные диагнозы, ребёнка необходимо обследовать, и делать это должен точно не детсадовский психолог. Посетите невропатолога или психоневролога, а потом давайте встретимся.
Во время следующего разговора папа уже нервно хихикал. Психоневролог из более чем уважаемого медицинского центра поставил ребёнку... синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности (СДВГ). Тут уж я не выдержала.
"Послушайте, - довольно резко заявила я. - Или пенье, или танцы! В смысле, эти диагнозы взаимно исключают друг друга. Да и не ставят СДВГ в три года!"
В субботу утром я отправилась смотреть чудо-ребёнка.

"Пустая крепость" или "цирк на колесах"
Диагноз "аутизм" пришлось отменить буквально с порога: Вовка встретил меня у дверей, взял за руку и повел показывать свою комнату и игрушки. Сорок минут (!) мы провели в обстоятельной беседе на тему "сравнительные характеристики "Ниссан-патрол" и "Джип-как-его-там". Мне были продемонстрированы весьма
обширные познания в различных областях, приличествующих современному мужчине. Без всяких скидок на возраст. После чего меня милостиво отпустили передохнуть на кухню, попить чайку и пообщаться с родителями.
За те полтора часа, что мы гоняли чаи с плюшками, Вовка трижды зашел к нам, чтобы что-то спросить, показать, как он до блеска отмыл пресловутый "Ниссан" и поинтересоваться, пойдем ли мы, наконец, гулять. Всё. Так что с дефицитом внимания и гиперактивностью тоже как-то не сложилось.

Крайне заинтересованная, я попросила родителей изложить всю историю с самого начала.
В сентябре Вовка пошел в детский сад. Поскольку семья переехала в этот район недавно, мест уже нигде не было, оставался только частный садик с небольшими разновозрастными группами, работающий по системе Монтессори. "Вот и славно, - подумали молодые родители, - ребёнку будет интересно и не тяжело.
А что группа разновозрастная, так это и вовсе хорошо: у Вовки так развита речь, что с малышами ему было бы скучно".
Сначала все было действительно очень хорошо: ребенок утром летел в садик "к детям", с прогулки его забирала няня. Все были довольны. А потом малыш заболел и целый месяц не ходил в садик. Выздоровел, наконец, приходит. А ему говорят: "У нас сегодня новая игра. Все садимся в круг, называем свою любимую вещь и объясняем, за что мы её любим" (типа, развитие речи). Доходит очередь до Вовки, и он хорошим своим развитым языком объявляет, что любимая вещь у него - бутылочка с компотом, с которой он засыпает. Тут эта образованная воспитательница говорит: "Фу, какой позор! Большой мальчик, а пьёт из бутылочки. Дети, ну-ка дружно скажем: "Фу, Вова!" Вовка зарыдал, подскочил к воспитательнице и ударил её ногой. (Вот умник! Я бы просто убила!)
Воспитательница потащила его к штатному психологу. Молоденькая девочка, чья-то родственница, образование, судя по всему, приблизительное. Она с ходу: "В глаза не смотрит? В руки не дается, в угол забился? Аутист, социально не адаптирован". И папе на работу звонить.
Так, говорю. С аутизмом разобрались. Теперь давайте про СДВГ.

С СДВГ оказалось примерно то же самое: приехали в медицинский диагностический центр в три часа дня, уехали в восемь. Ребенок пропустил сон, полдник, прогулку, как ангел позволил делать над собой всякие бесчеловечные опыты типа энцефалограммы, и только в самом конце позволил себе несколько расслабиться. На основании его поведения психоневролог поставила диагноз СДВГ и предложила родителям подавать ему транквилизаторы.
А вы сами, говорю я папе, как бы вели себя в конце четырнадцатичасового рабочего дня без еды и перекуров? Смотрю, папу как-то скрутило, да и мама, видимо, отчетливо представила эту безрадостную картину.
Бытие определяет... все
К сожалению, взрослые довольно часто забывают про физические возможности малышей, требуя, например, чтобы ребенок пристойно вел себя в магазине, куда маме пришлось зайти по дороге из детского сада. Или в метро я очень часто наблюдаю такую картину: жара, духота, детёныш в шубе, в шапке, в кусачем свитере с горлом, начинает капризничать. Мама пытается на него воздействовать, требует, чтобы он немедленно прекратил истерику, хотя все, что в этот момент можно и нужно сделать - снять лишнюю одежду.
Хорошие детские врачи когда-то научили меня одной простой вещи: если ребёнок капризничает, этому могут быть три причины: скучно, душно или заболевает.
Мой опыт добавил ещё некоторые обстоятельства: голоден и слишком много впечатлений. Во времена моего детства (70-годы прошлого века, с вашего позволения), голодные дети были изрядной редкостью, ну, кроме совсем уж тяжелых случаев. А вот впечатлений могло не быть вовсе.
Но вернемся к нашему "тяжелому случаю". К сожалению, в детские сады и школы сейчас пришла работать огромная армия свежеиспеченных психологов. Обычно это совсем молоденькие девочки, поступившие на психологический факультет или по принципу "от противного" (не филолог, не математик, детей люблю, но в учителя не гожусь), или для решения собственных проблем. Их не заставляют проходить личную психотерапию, не водят на практические занятия в детские психиатрические больницы. Овладев несколькими несложными тестами, они приходят на свое новое место работы и сходу огорошивают родителей заявлениями типа вышеизложенного.
Если бы эта девочка видела своими глазами хоть одного ребёнка-аутиста, она бы сто раз подумала бы, прежде чем звонить Вовкиному папе на работу.

Договоримся о терминах
Аутизм (синдром раннего детского аутизма) считается искаженным развитием психики. До сих пор в мировой психиатрии нет единого мнения о причинах возникновения данного нарушения. Есть сторонники генетической теории, есть психоаналитическая ветвь, крупнейшим представителем которой являлся Бруно Беттельгейм (его книга "Пустая крепость" подробнейшим образом описывает работу созданного им Центра). В Америке детей-аутистов не лечат, а адаптируют и социализируют (см. фильм "Человек дождя", все показано максимально достоверно). Европейская традиция, с одной стороны, причисляет СРДА к "большой психиатрии", с другой - развита помощь в виде
гештальт-терапии и бихевиоральной терапии.
Россия - одна из немногих стран, в которой с аутистами работают. У нас принят дифференцированный подход к постановке диагноза, в частности, СРДА ставят только если присутствуют все семь пунктов из списка Лео Каннера. Не буду их здесь перечислять, все-таки это не совсем научный доклад. Скажу только, что по одному такому признаку, как "не смотрит в глаза - не идет на руки" аутизм не диагностируют.
"Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями
обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов".
Е.Д. Белоусова и М.Ю. Никанорова
Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

СДВГ чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Его очень редко ставят в младшем дошкольном возрасте - просто у малышей возрастные нормы другие. Но самое главное, точно так же, как в случае с аутизмом, существуют четкие критерии диагноза: выделяются собственно "синдром дефицита внимания с гиперактивностью", отдельно "дефицит внимания", и отдельно - "гиперактивность". И в каждой категории есть прямое указание, сколько должно наблюдаться факторов (например, 5 из 7).
Так что, если ваш ребенок временами расторможен, иногда не хочет ни с кем общаться, ходит "нога за ногу", перед сном должен побеситься, а хлеб нарезает строго треугольниками - само по себе это ничего не значит! Не слушайте "околообразованных" специалистов. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют люди, которым вы доверяете. Прислушивайтесь к себе и своему
ребенку.
Катерина Демина, детский психолог

ПО ПОВОДУ РИТАЛИНА:

После недавних призывов запретить очередную отраву (Риталин) для детей с диагнозом СДВГ,

мой товарищ получил от жителя форума такое письмо:

«Не знаю...
Сын знакомой принимал, очень даже помогло.
Его нельзя принимать только во время пуберитарного периода.

 Конкретные улучшения: снижение гиперактивности, ПЕРЕНОСИМОСТЬ хождения в школу, хорошие оценки и отношения с учителями, частичнео выправление легастении.
Короче, выход в люди. Иначе бы ребенок был бы просто выброшен на обочину и никогда не нашел бы ни места учебы, ни работы.»

Мой товарищ спросил разрешения ответить через форум, не называя имен и получил согласие...

 «Поехали...

 Да, действительно, в некоторых случаях что-то помогает...как-то...

точно так же как прививки помогают... до некоторой степени

но буду повторять снова и снова

-----------------------------

в общем:

ехать на лекарствах - это ехать в обратную от течения эволюции сторону...

Если у ребенка не было необратимых биохимических повреждений, то и лечить нужно не химией, т.е. жалко было денег сначала на:  

 а) ребенка - нехватка внимания со стороны родителей из-за их постоянной крысинной беготни за деньгами...;

потом б) няню - это уже суррогат... дорогой и некачественный, но иногда лучше чем ничего... да может и с няней повезет...;

потом в) детского психолога - совсем крайний (из гуманных) вариантов... часто еще более дорогой и очень часто еще более некачественный... хотя иногда встречаются толковые...

 Но подумаем: зачем деньги если ребенок - биологический наследник, а может и что-то большее - из-за борьбы за эти деньги становится психическим (а при химиотерапии и биологическим) инвалидом?

 Нам не нужно большинство дорогостоящих "прибамбасов" цивилизации - они пластмассовые и дороги, как полиэтиленовая пленка и нейлоновое нижнее белье были дорогим и модным объектом мечтаний, но потом выяснилось, что и вредно и дешевка... 

Ругались по этому поводу не раз...не буду повторяться.

 ---------------------------------------

В частности:

ну не умеют у нас (и за бугром тоже часто) соблюдать меру...

 Присланная (вверху про аутизм или СДВГ) последняя статья про аутистов и проблемы дагностики показывает типичную ситуацию.

Не глядя, по вторичным признакам ставят диагноз и все...

Другой такой же горе-специалист не глядя пропишет и выдаст новомодную, рекомендованную и оплаченную процентами от продажи отраву...И ребенок на всю жизнь инвалид...хотя жив останется...

скорее всего...

 Я могу добавить из своего опыта, но если на форуме есть врачи - достанется оптом...

 На одного вменяемого врача (терапевта или психолога) у нас приходится 2-5 недоумков, интеллект которых работает как примитивная экспертная система: типичный симптом - типичный диагноз/рекомендация.

 Оно конечно сильно упрощает жизнь...

 Но, блин, зачем нам она такая...

 Собачки Павлова...

 И ведь что плохо - если орган не используется (развивается) - он деградирует, и в мыслительной сфере тоже...»

ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

6. В стилизации буквы Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассо­циируется у художника с глаголом «есть». Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное погло­щение ее.  Это еда жизни, это жажда  знания.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Програма Четвертої літньої всеукраїнської школи

1–5 липня 2006 року в санаторії «Перемога» містечка Ворзель під Києвом буде працювати 4-я літня школа ВПШ. В цьому році в програмі Школи презентовані три освітніх модуля.

 І. Гуманна педагогіка и психологія.

Зустріч українських лідерів гуманної педагогіки. Організація Всеукраїнського центру гуманної педагогіки і психології під науковим керівництвом академіків Ш. О. Амонашвілі та С. Д. Максименко. Обмін досвідом роботи педагогів, психологів, керівників лабораторій, творчих груп. Запрошуються всі, хто реалізує на практиці ідеї гуманістично-особистісного підходу в освіті або бажав би цим займатися; представники управлінь освіти і науки, обласних ІППО, шкіл з метою планування спільних проектів, у тому числі проведення в регіонах майстер-класів Ш. О. Амонашвілі.

ІІ. Майстер-класи провідних викладачів Відкритої педагогічної школи.

Ви маєте нагоду послухати та поспілкуватися з науковим керівником ВПШ, головним вченим секретарем АПН України академіком О. І. Ляшенко („Система вітчизняної освіти – що день наступний нам готує?”), директором Українського центру оцінювання якості освіти к.п.н. Л. М. Гриневич („Про зовнішнє тестування з самих перших рук”), директором ВПШ к.т.н. С. В. Вєтровим („Де закопана педагогічна собака?”), доктором політології, професором І. Г. Онищенко („Система освіти – це не майдан!”), доцентом, к.п.н. В. Д. Шарко – автором бестселера „Сучасний урок”, керівником Школи лідерів О. Є. Скорик, автором хіта сезону „Як полюбити ділові папери”.

ІІІ. Презентація авторських програм навчальних курсів освітніх проектів, виховних моделей.

Суспільно-педагогічна експертиза авторських програм. Відповіді фахівців на запитання „Як в Україні вчителеві, директору, педагогічному колективу захистити свою авторську освітню програму, навчальний курс, посібник, модель школи?” Знайомство із зарубіжним досвідом вирішення цієї проблеми. Організація науково-методичної підтримки творчих педагогів. Презентація ВПШ як майданчика  для пошуку нових шляхів в освіті.

  Запрошуються всі, хто бажає оприлюднити свої авторські розробки та претендує на статус позаштатного викладача ВПШ.

 Як завжди в програмі Школи: педагогічний Гайд-парк, вечір знайомства „Ми всі родом з дитинства”, педагогічний аукціон, новинки літератури, багато неформального спілкування на березі озера, стежках соснового лісу, випускний вечір, піонерське вогнище…

Усі учасники Школи одержують сертифікат відповідного зразка. Школа проводиться під патронатом Академії педагогічних наук України.

Вартість участі в Четвертій літній школі – 580 гр. (проживання в 2-містних номерах санаторію, триразове харчування, освітня програма, сертифікат, екскурсія по Києву). Для бажаючих проживати в номерах-люкс доплата становить 260 гр. Для киян і всіх, хто бажає прийняти участь у роботі Школи без проживання в санаторії (освітня програма, сертифікат, обіди), вартість – 275 гр. за весь термін.

Проїзд маршруткою від метро „Святошино” до Ворзеля – 30 хвилин. Початок роботи – 1 липня о 14.00.

Прохання до всіх учасників літньої сесії ВПШ зареєструватися до 25 червня за телефонами (044) 521-61-63, 8-067-209-21-74, 8-067-689-32-45  або електронною поштою openschool@ukr.net, або за адресою а/с 45, Київ-150, 03150.

 Оплата може здійснюватися готівкою в день прибуття або безготівково (р/р 26004010009417 в КФАТ “Кредобанк”, м. Київ, МФО 321897, ЄДРПОУ 2183424046. Одержувач – СПД Богданова А. М.).

 P.S. Як повідомлялося раніше, у першій половині серпня у м. Южне Одеської області на березі Чорного моря на базі Авторської школи М. П. Гузика відбудеться Міжнародний педагогічний фестиваль. Програма фестивалю та умови участі будуть оголошені до середини червня.

Директор ВПШ  С. В. Вєтров

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное