Это слишком просто
2009-06-09 22:23 Дмитрий Шишкин <noreply@blogger.com>
Хочу рассказать про один социальный эксперимент, устроенный американцами (а они любят такие эксперименты). Эту историю мне когда-то поведал один бывший психолог - сейчас он занимается разработкой торгового робота в одной из московских инвестиционных компаний. Возможно, я что-то напутаю в деталях, но суть постараюсь передать.
Вот самая история.
Двум разным людям показывали фотографии здоровых и больных клеток. (Здоровую клетку отличить от большой достаточно просто - форма должна близкой к круглой без помутнений, но испытуемые об этом не знали.) В задачу участников входило нажимать на одну кнопку, если они думали, что клетка здоровая. И на другую - если больная. Если человек угадывал, то загоралась зеленая лампочка. Не угадывал - красная. Но у первого человека лампочки зажигались "честно", а у во второго - по случайному принципу. Каждому пришлось пройти через большое количество попыток для того, чтобы научиться отличать больные клетки от здоровых.
После проведения эксперимента обоих попросили описать как они решали когда клетки были здоровые и когда больные. Первый сказал что-то вроде "форма должна быть круглой без помутнений". Второй (тот, у которого результат был случайный) пустился в пространные объяснения с очень сложной логикой. Он долго-долго объяснял выработанные "правила".
Первый же, послушав этот долгий рассказ, вдруг сказал: "Знаете... То, что я рассказал - это неправильно, потому что слишком просто. А вот у него - правильно."
Также и на рынке (впрочем, и в жизни тоже) люди склонны скорее верить в сложные математические модели, чем в "слишком простые" правила.