Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовое и Бизнес-Обучение

  Все выпуски  

Правовое и Бизнес-Обучение АРЕНДНАЯ ЗАПАДНЯ


 

Арендная западня
 

Традиционно, многие предприниматели арендуют помещения для офисных целей не только в нежилых фондах, но и у частных собственников  жилых помещений, оформляя аренду по безналичному расчету.
 

 На самом деле, такие действия могут привести нерадивого предпринимателя, не обладающего правовой и экономической грамотностью и слепо полагающегося на "знания" бухгалтера к очень печальным последствиям.
А с учетом вступивших в действие поправок к законам - О банкротстве  и Об обществах с ограниченной ответственностью соответственно - к  банкротству организации и  субсидиарной ответственности руководителя.


ПОЧЕМУ?
 

В Жилищном Кодексе России указано, что:

Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением

1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

 

 

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
 Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
И ИНЫХ ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ ПОМЕЩЕНИИ ГРАЖДАН 

Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
 

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

  

Таким образом, под офис жилые помещения может использовать только проживающий в помещении на законных основаниях. а не вся команда офиса.

 Вопрос:
 А если юридическое лицо всё-таки  арендует жилое помещение, используемое в качестве офиса.
 Вправе ли оно отнести к расходам для целей исчисления налога на прибыль затраты по аренде данного
 помещения?

Ответ:

 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО от 22 сентября 2008 г. N 20-12/089130

 Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

При этом на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
  документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
  документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
  иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
  и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной
  декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе
  в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
 деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, любой обоснованный расход налогоплательщика должен быть подтвержден
 документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
 Это правило распространяется  в том числе на договоры, согласно которым налогоплательщик
 осуществляет расходы в целях  налогообложения прибыли.

 На основании статьи 17 Жилищного кодекса РФ и статьи 288 ГК РФ жилые помещения
 предназначаются для проживания граждан.
 При этом в пункте 3 статьи 288 ГК РФ определено, что размещение в жилых домах промышленных
 производств не допускается.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий,
 учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
 Перевод помещений из жилых в нежилые, производится в порядке, определяемом
 жилищным законодательством.

Кроме того, в пункте 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что допускается
 использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или
 индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях
 гражданами, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан, а также требований,
 которым должно отвечать жилое помещение.

  Таким образом, гражданское и жилищное законодательство не допускает сдачу в аренду
 жилого помещения для иных целей, кроме проживания граждан либо для осуществления
 гражданами,  проживающими в жилом помещении, индивидуальной предпринимательской
 деятельности.
 
Следовательно, расходы юридического лица по договору аренды жилого помещения, которое
 используется в качестве офиса, не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль при условии
 заключения такого договора в нарушение действующего законодательства.

Основание: письмо Минфина России от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93.

 Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 2-го класса

Н.В. Прокаева

 

Таким образом, если руководитель организации арендует для своего проживания данное помещение. то он может его использовать под свою индивидуальную предпринимательскую деятельность, но не имеет права относить расходы на счет компании.

Почему до сих пор некоторые ОТВАЖНЫЕ руководители, арендуют такие помещения?
Потому что главный бухгалтер смело и безответственно относит расходы на затраты организации.

Данный факт выяснится только в результате проверки, а затем будет ДОСЧИТАН  НЕУПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ, ПЕНЯ И ШТРАФ.

Если  сделать примерный расчет, то за аренду в 70000 рублей ежемесячно, даже при упрощенной системе учета за три года накапливается необлагаемая сумма в размере:
70000 руб.х12 месяцевх3 года= 10 080000 рублей

Умножьте свой налог на прибыль на эту сумму, сосчитайте штрафы и поблагодарите главного Бух(юст)галтера.

Доводы бухгалтера об упрощенном учете с дохода - также не играют.
Так как тогда, организация будет оштрафована за предоставление недостоверного отчета и по многим другим основаниям, о которых ваш    глав - не в курсе.

 


В избранное