Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовое и Бизнес-Обучение

  Все выпуски  

Бизнес-Обучение Как сделать так, чтобы работодатель требовал от нас только т


 

Приглашаем Вас на тренинг-трудоустройство (5 часов) «Получить работу за 7 дней»: подробнее

Глава
I. Я хочу работать так, как я хочу.

 

Как сделать так, чтобы работодатель требовал от нас только то, что мы умеем делать сегодня, и не требовал от нас каких-то новых знаний?
То есть, иначе говоря, радовался бы той квалификации, которую мы когда-то получили или той, которую мы получили недавно, выбрав профессию в основном по звучному названию, старейшей репутации и хорошему пиару ВУЗа или другого учебного заведения, исходя в основном из своих соображений о дальнейшем применении своих профессиональных данных?

Легко!

Чтобы решить эту «несложную», почти арифметическую, задачу давайте договоримся о том, что:
            1. мы как потребители, останавливаем все свои потребности.
            2. мы возвращаемся в плановый гипердефицит 1985-1990 годов, чтобы была возможность использовать профессии, имеющие применение тогда. Например - машинистка, пользователь ПК, персональный водитель, чертежник, портной по подъему петель на колготках.
            3. не требуем новых товаров от производителей, а берем то, что смогут дать – чугунный утюг (он ведь тоже гладит).

 Тогда – задача решена.

Потому что работодатели, у которых мы, как потребители, будем скупать все подряд и в обязательном порядке, потому что другого все равно нет, наверняка не будут иметь никаких претензий к нашей устаревшей или сверхтеоретической или сверхнепрактической эрудиционной квалификации.
Даже к ее полному отсутствию они будут относиться вполне спокойно.

 Согласны остановиться и сократить ассортимент в магазинах раз в 100 и больше не покупать новые компьютеры, новую косметику, новые продукты?
Согласны ограничить свои потребности двумя видами молочных продуктов – молоко и кефир, в двух вариантах ассортимента – жирный и нежирный?
Нет?
Тогда не требуйте невозможного от работодателей.

Логика рынка проста.
Вы как потребители определяете спрос.
Спрос выстраивает работодателей под себя, иначе организация разорится и работу потеряют даже те работники, которые уже у него работают.
А работодатель требует для создания и реализации своего товара от поставщиков те материалы и комплектующие и от своих работников ту профессиональную квалификацию и за ту цену, которая может соответствовать конечному спросу на изготавливаемый товар. 

То есть главный виновник новых требований работодателя, как ни странно все тот же потребитель - то есть вы, который хочет все больше и больше от других, хочет, чтобы подстраивались под него – его желания и интересы, но почему-то абсолютно не желает ни под кого подстраиваться, и уж тем более изменяться сам. 

Что происходит, когда работодатель не может найти нужную квалификацию или нужный ресурс для работы организации?
Он поступает так же, как и вы, находясь в роли потребителя.
Если вам нужна еда, то вы не возьмете шампунь для мытья животных, как бы вас не уговаривали.
Если вы уже использовали хороший стиральный порошок, то не будете стирать одежду хозяйственным мылом.
Если вы привыкли к импортным маркам автомобилей, то вас сложно заставить использовать отечественные марки.
Если вы перешли на новые компьютерные технологии и освоили новую музыкальную технику, то вас невозможно вернуть к старым технологиям и кассетному магнитофону.

Или, может, желаете вернуться?

Если работодатель не находит нужный персонал, то он:
1. заменит эту квалификацию машиной или новой технологией,

2. освоит эту профессию сам,
3. найдет персонал в другом регионе, где работу и работодателя ценят больше,
4. обучит персонал, взяв его на работу на определенных условиях.
5. переведет производство в другие регионы, где этого ресурса достаточно, обеспечив безработицу этому региону.

Вспомните о замечательных безвременно почивших, а некогда престижных профессиях - секретарь-машинистка, персональный водитель, пользователь ПК. 

В 1991 году представители этих профессий даже предположить не могли, что их квалификация является специфическим приложением к оборудованию и большей ценности не представляет. Давайте проследим появление, развитие и гибель подобных профессий. 

Древние времена. Затем появляется бумага, перо. чернила. Одной из самых уважаемых и значимых профессий, если не самой уважаемой профессией, становится писарь – тот, кто умеет красиво оформлять пером знаки на бумаге.
Именно он, в силу своей профессии имеет доступ к документам и важным лицам. 

Но научный прогресс идет в обнимку со спросом и через некоторое время писать пером умеют многие, даже ученики гимназий. И нет больше писаря. 

Дальше для ускорения и большей красоты написания документов появляется пишущая машинка.

Специальность машинистка очень долго была достаточно престижной, особенно в СССР, в связи с жестким плановым распределением обязанностей и банальной непрестижностью для руководителя стучать по клавишам.

Также, достаточно почетной была работа персонального водителя, потому что рядом с начальством, в курсе всех проблем и материальных благ начальства(всегда что-нибудь перепадало). 

Но прошло время, открылись ворота цивилизации, наступили времена рыночных отношений, и появилось много компьютеров и автомобилей, более соответствующих персональному спросу потребителя.

Массовый спрос требует от производителя упрощения использования продукции, чтобы охватить все категории населения, а не только специалистов в этой области. Узкий спрос – нерентабелен.

Поэтому забавно развитие Интернета в нашей стране, который вначале захватили специалисты от программирования и компьютерной техники.

Они наивно полагали, что, установив свои правила игры в этом пространстве, смогут пожизненно получать сверхдоходы за счет всеобщей (после СССР) компьютерной безграмотности, а также воспрепятствовать массовому потребительскому спросу, подчиняющемуся законам экономики и упрощающему доступ и использование Интернет-продуктами.


Руководители пересели на свои автомобили, легко освоив этот навык, также как и навык набора своих мыслей на клавиатуре компьютера.

В рамках рыночных отношений только появившаяся профессия пользователь ПК погибла, практически, не успев развиться.
Также в стадии стагнации находятся в начале 90-х модные и доходные в то время профессии обслуживающих ПК программистов, загружающих в ваш компьютер такие «серьезные» программы как
DOS, а затем Windos, устанавливающих на ваш компьютер принтер, картинку на рабочий стол компьютера  и т. п.

Спрос потребителя потребовал того, чтобы это смог сделать каждый – и профессия, не успев развиться, сразу умерла, как любая деятельность, связанная с новым видом обслуживания техники или оборудования. 

Это судьба всех вспомогательных профессий. Вспомните, сколько стоила лет 5 назад работа по созданию сайта. Сравните ценность этой работы с сегодняшней ее стоимостью. 

Предположим, такие профессии работодатель освоит, либо найдет какой-либо технический или технологический эквивалент, например программу рассылки факсов вместо диспетчера или введет систему самообслуживания вместо большого количества продавцов, от настроения которых напрямую зависят продажи товаров.
Нет продавцов – нет зависимости от их настроения, есть только прямая зависимость от спроса потребителей на данный товар.
Нет секретаря, рассылающего факсы – нет, переутомленного однообразной деятельностью работника, портящего настроение всему коллективу. 

А, если требуются иные профессии, которых нет в регионе, и они не входят в перечень специальностей прилагаемых к офисному оборудованию или обслуживанию?

Тогда работодатель ищет необходимый ему персонал в других регионах. 

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев на Всероссийском форуме «Общество, благотворительность и национальные проекты» сообщил о проблемах, тормозящих осуществление в нашей стране реформ, в том числе реализуемых в виде национальных проектов – это «иждивенчество, безынициативность и вечная надежда лишь на государство».

В связи с этим даже такой работодатель, как государство вынуждено искать необходимые ему для обеспечения деятельности хозяйства страны кадровый ресурс, в других странах. 

В 2002 году в нашей стране введена система квотирования иностранной рабочей силы. Размер квоты определяется исходя из потребностей российского рынка труда в целом  и по регионам.

Наибольшее количество приглашений предоставляется тем регионам, где идет активный экономический рост.
Федеральная служба по труду и занятости вышла с предложением об отмене квоты, в связи с тем, что заблаговременное планирование (за год) потребности в иностранных кадрах не совпадает с реальной потребностью на начало периода работы в условиях меняющегося рынка.

Поэтому, в ближайшее время квотирование будет оставаться только для регулирования ограничений на приток иностранной рабочей силы по какой-либо профессии, для того, чтобы не допустить «перегрев» рынка труда.

Любые другие ограничения и запреты по притоку иностранной рабочей силы в целях якобы защиты нашего населения от безработицы, экономически бессмысленны, так как вызовут либо теневой приток (например, как в настоящее время в сфере ремонтных и строительных работ), либо «перенос» бизнеса из нашей страны в другие, что вызовет серьезную системную безработицу. 

Вывод
Потребители определяют спрос на товары, исходя из предпочтений и финансовых возможностей.

Конкуренция подстегивает работодателей активно бороться за потребителей, обновлять и совершенствовать товары, опережая спрос, формируя новые потребности, делая товар доступным.
Работодатель формирует свой спрос на ресурсы, в том числе трудовые, исходя из заказа рынка и финансовых возможностей, определяемых также финансовыми ограничениями рынка.

 Иными словами – если вы умеете делать то, что умеет еще 100 человек, а работодателю требуется всего 10 человек, то он выберет тех, кто умеет это делать так, как это нужно ему. А уже из них работодатель выберет тех, чья цена квалификации будет наиболее для него выгодной.

 Он поступит так же, как и вы.
Если вам необходимо купить мебель, то, рассмотрев все предложения, вы сначала отберете те магазины, которые сделали наиболее подходящие вам условия покупки.

Затем из оставшихся предложений, очевидно, что вы остановитесь на том варианте, который наиболее выгоден для приобретения мебели – например, вам обеспечат бесплатную доставку, скидку и подарок в дополнение к покупке.

 А что будет, если из всех ста желающих получить работу, на самом деле ни один из них не обладает необходимой квалификацией?

Что сделает работодатель в этом случае?
А что бы делали вы, если из всех предложений по покупке мебели, все варианты оказались бы абсолютно неподходящими для вас?
Поменяли бы квартиру под мебель?
Или, вместо комплекта мебели купили бы только тумбочку под телевизор, так как на все остальное не хватает денег?

Вероятно, как и работодатель, искали бы необходимые варианты в другом месте или решали бы проблему обеспечения мебели иным способом, например, изготовили бы под заказ, но опять по той цене и на тех условиях, которые вам выгодны и устраивают вас.

Что происходит сегодня на рынке труда?
Вялотекущая безработица или отсутствие кадров?

Конечно безработица – скажете вы. Конечно, катастрофическое отсутствие профессионально подготовленных и готовых работать людей – скажут работодатели.

 Кто прав? Конечно, работодатель.

Общие требования рынка диктуют ему потребность в кадрах с определенными профессиональными качествами.

Наши кадры упорно не желают слышать эти потребности и настаивают на необходимости использовать то, что у них имеется сейчас, не желая ни реставрировать свою квалификацию, ни получить новую.
Поскольку они – кадры, и так в свое время многому учились и поназаканчивали аж целых два ВУЗа, имеют ученые степени (полученные лет …цать назад).

 Умами владеет замечательный советский стереотип, выросший из плановой экономики о том, что, если в юности получил одно высшее или специальное образование, то это образование, как почетное звание - на всю оставшуюся жизнь.

И его вполне достаточно, чтобы получать с него пожизненные дивиденды от работодателя.

А уж, если получил ученую степень, то только за ее наличие необходимо пожизненно доплачивать, не требуя выхода ученого работника на работу.

 Неправильный стереотип – квалификация «умирает» через полгода, если мы не начинаем ее применять, и устаревает полностью через три.

Такие правильные «стереотипы» во всех развитых странах.
Где персонал привык продавать свою способность к труду, конкурируя на рынке труда и вкладывая в квалификацию силы и средства ежегодно, чтобы не отстать и, чтобы такой сложный товар, как квалификация мог хорошо продаваться на рынке труда, быть востребованным.

У нас сегодня, к сожалению, еще не все осознали, что образование является одним из основных товаров первой необходимости, необходимых практически всем людям не взирая на их возраст и первоначальное образование.

Фитнес мозгов пока не в моде в отличие от фитнеса тела, и необходимость в нем еще пока не осознана инфантильным российским населением.

 Книгу в электронном варианте можно приобрести в Центральном офисе СОИНФОРМ
 АДРЕС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОФИСА:
Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 7-9.Телефоны:
335-69-41 факс, 335-69-42.
E-mail: info@soinform.spb.ru
 


В избранное